Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Николай 15 мин., 16.12.2018 Значение и история имени Николай Имя Николай имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «νικαο», что значит «побеждать» и существительного «λας», что значит «народ». Таким образом, изначально Николай ни кто иной, как «победитель народов». В России же имя Николай, которое и по сей день прочно входит в десятку самых популярных имен, в первую очередь ассоциировалось с любимейшим святым — святителем Николаем Чудотворцем. В дореволюционной же России имя Николай входило в тройку самых популярных имен. Безусловно, определенный вектор этому задала императрица Екатерина II. Именно она, придавая значение звучанию и смыслу имени, предложила назвать Николаем своего третьего внука, будущего императора Николая I. Девятый ребенок в семье Павла I родился в 1796 году после пяти девочек подряд. Николай I был долгожданным наследником и последним из внуков, заставших великую бабушку. Благодаря ей император Николай I стал первым в династии Романовых Николаем. Екатерина II основала семейную традицию, которую и общественность восприняла как руководство к действию. Имя Николай получил и третий сын Николая I, родившийся в 1831 году. В 1843 году и Александр II решил назвать своего первенца Николаем. Так же поступил Александр III с супругой Марией Федоровной, когда в 1868 году у них родился наследник. Таким образом, император Николай II в династии Романовых был четвертым Николаем, но только двое из них стали российскими императорами. Потеря интереса к имени Николай наблюдается в России только в 50-60 годы XX века, и то ненадолго. По данным официальной статистики, в последние двадцать лет интерес к имени Николай в России хотя и снижается, но не перестает. Проверьте и убедитесь: из двадцати пяти мужчин в России как минимум один - Николай. Житие святителя Николая Чудотворца Святитель Николай был родом из Малой Азии. Он родился в III веке в ликийском городе Патары по молитвам родителей, которые долгое время не имели детей. Крестив ребенка с именем Николай,  они воспитывали будущего святого в вере и благочестии. Епископом города Патары был дядя святителя Николая, тоже Николай. Видя, какую целомудренную и подвижническую жизнь ведет племянник, епископ предложил родителям отдать сына на служение Богу. Оказалось, что именно такой обет они дали, молясь о рождении ребенка. Святитель Николай был посвящен в пресвитеры и вскоре возглавил епархию своего дяди, который отправился в Палестину.

http://foma.ru/imya-nikolaj.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Император Николай II как истинный христианин и православный Государь Память 17 июля 17.07.2023 4347 Время на чтение 12 минут «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия». Император Николай II Святой царь-мученик Николай Александрович Романов (Николай II) родился 6 (18) мая 1868 года в Царском Селе. Он был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Будущий император получил блестящее образование: знал 5 иностранных языков, изучил русскую и мировую историю, разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. Всестороннее образование сочеталось у него с глубокой религиозностью и знанием духовной литературы, в чем была несомненная заслуга протопресвитера И.Л. Янышева, его духовника и учителя. И.Л. Янышев преподавал цесаревичу курс канонического права в связи с историей Церкви, знакомил высокородного ученика с главными отделами богословия и историей религии. Кстати, протопресвитер Янышев оставался царским духовником вплоть до кончины, последовавшей в 16-й год правления Николая II. Николай II вступил на престол 21 октября 1894 года в 26-летнем возрасте. Судьба этого благородного, прекрасного человека была глубоко трагичной. Родился будущий царь в день, когда Православная Церковь отмечает память святого Иова Многострадального; этому совпадению царь придавал особое значение, так как остро чувствовал, что его судьба будет сходна с мученической жизнью праведного Иовы. «У меня более чем предчувствие, - говорил он, - что я обречен на страшные испытания». Николай II с честью прошел эти испытания, предпочитая смерть измене Христу и России. Вера во Христа-Спасителя была основой мировоззрения Императора Николая II. Личная вера для него была связана с обязательным исполнением установленных Церковью правил, посещением храма и молитвой. По свидетельству современников, Николай Александрович начинал и заканчивал свой день молитвой. Протопресвитер Георгий Шавельский, общавшийся с императором в Ставке во время мировой войны, свидетельствовал о «смиренной, простой и непосредственной» религиозности царя, о неукоснительном посещении им воскресных и праздничных богослужений. Николай II часто совершал паломнические поездки в церкви и монастыри во многих местах страны, благоговейно поклонялся местным святыням - святым мощам и чудотворным иконам, участвовал в торжествах в память многих российских святых и церковных событий.18 июля 1903 года царская чета побывала в Сарове на прославлении Серафима Саровского. Как и его прадед, император Николай I, он был покорен Промыслу Божию. Он верил, что само Провидение управляет его поступками.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/26/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Алексеевич Маклаков: последняя надежда Императора Николая II Судьба сановника как зеркало революционной трагедии начала ХХ века 15.10.2017 2829 Время на чтение 20 минут Выступление на Феодоритовских чтениях «Север и революция», Североморск, 13.10.2017 В год 100-летия революционной катастрофы мы невольно задаемся вопросом: а могло ли быть иначе? Можно ли было предотвратить тот роковой ход событий, который привел к февралю 1917 года, порождением которого стал октябрь. Мы вглядываемся в лица сановников и генералов, в поисках людей, которые могли бы помочь Государю поднять контрреволюционную волну. Неужели не было таковых? Неужели горькие слова Царя «Кругом измена и трусость и обман» относятся ко всем представителям высшего слоя, а не только к тем, кто окружал Императора в те роковые дни февраля 1917 года? Такие сановники, несомненно, были и один из самых ярких Николай Алексеевич Маклаков. Это о нём Государь Николай II сказал: «Наконец, я нашел человека, который меня понимает». И именно через судьбу Маклакова можно разглядеть роковую поступь революционной смуты, начавшейся не в феврале 1917 года, а значительно раньше. Николай Алексеевич Маклаков родился 9 сентября 1871 года в Москве в семье потомственного дворянина, приват-доцента Московского университета, врача-окулиста Алексея Николаевича Маклакова (1837-1895) и писательницы Елизаветы Васильевны Чередеевой (ум. 1881). У него было два брата и две сестры, причём, старший Василий (1869-1957) стал известным адвокатом и политиком, одним из руководителей партии кадетов, членом Государственной думы II, III и IV созывов. До сих пор нет внятного объяснения тайны старших братьев Маклаковых. Василий и Николай, которых разделяло всего два с небольшим года, стали полными политическими антагонистами. Василий был активным участником антимонархического заговора - Николай был одним из самых активных защитников монархии. Василий был масоном - Николай боролся с тайными обществами в России. Василий защищал М.Бейлиса на процессе по расследованию ритуального убийства в Киеве мальчика Андрея Ющинского - Николай в это время был министром внутренних дел и пытался добиться справедливости в этом громком деле. Василий высокомерно именовал своего брата «государственным младенцем». Как могли вырасти в одной семье почти ровесники со столь разными идейными установками, - загадка...

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/16/...

Часть вторая. Николаевское время Глава I. Император Николай I Детство в воспитание Николая I. – Впечатления юности. – Характер государя в его царствование. – Влияние на церковную жизнь. Николай I родился 25 июня 1796 года. В тот же день Екатерина II писала одному из своих заграничных друзей: «сегодня в 3 часа утра мамаша родила огромнейшего мальчика, которого назвали Николаем. Голос у него бас и кричит он удивительно. Длиною он аршин без двух вершков, а руки немного только поменьше моих. В жизнь мою в первый раз вижу такого богатыря. Если он будет продолжать, как начал, то братья окажутся карликами перед этим колоссом». Через 10 дней она пишет: «богатырь Николай уже 3 дня кушает кашку , потому что беспрестанно просит есть. Я полагаю, что никогда восьмидневный ребенок не пользовался таким угощением; это неслыханное дело. У нянек просто руки опускаются от удивления. Если так будет продолжаться, то я полагаю, что придется по прошествии шести недель отнять его от груди. Он смотрит на всех во все глаза, голову держит прямо и поворачивает не хуже моего». В этих поэтических строках проницательной императрицы дана меткая характеристика Николая I, каким он остался во всю свою жизнь. В детстве большое влияние на Николая имела няня, шотландка Лайон, женщина характера отважного, твердого, благородного. Вспоминая ее всегда с благодарностью, Николай называл ее львицей. Но с семи лет Николай поступил в неумелые руки воспитателя, генерала, и, вспоминая впоследствии время своего учения и своего воспитателя, Николай говорил: «Бог ему судья за то бедное образование, которое этот несносный человек дал мне и брату моему Михаилу». На уроках у неспособных преподавателей великие князья большею частью дремали, рисовали, вообще занимались делом посторонним, а «к экзамену выучивали что-нибудь в долбежку без плода и пользы для будущего». Законоучитель ничем не отличался от своих сотоварищей. Император Николай говорил впоследствии, в 1847 году, вспоминая детство: «в отношении религии моим детям лучше было, чем нам, которых учили только креститься в известное время обеда, да говорить наизусть разные молитвы, не заботясь о том, что делалось в нашей душе». Николай с детства любил рисование, музыку, но особенно любил все военное, и прекрасно изучал только геометрию, чувствуя большую склонность к инженерному искусству. В 1817 году он вступил в брак с дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III Луизой-Шарлоттой-Вильгельмвной, нареченной по принятии православия Александрой Феодоровной; на свадебном балу был назначен генерал-инспектором корпуса инженеров и тотчас же с величайшим усердием занялся своим любимым делом.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Высокопреосвещеннейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 27 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 21 июня отошел ко Господу Высокопреосвященнейший Николай, митрополит Нижегородский и Арзамасский, третий по старшинству архиерейской хиротонии иерарх Русской Православной Церкви. Высокопреосвященнейший Николай (в миру — Николай Васильевич Кутепов) родился на хуторе Кутепове Больше-Кал­мык­ского сельсовета Болоховского района Тульской области в семье крестьянина. Две его тетки были монахинями в Тульском Успенском монастыре, дяди служили в императорской гвардии. Один из них, Семен Федорович Кутепов, остался служить в РККА и стал прототипом генерала Серпилина в романе К. Симонова “Живые и мертвые”. Окончив школу в Туле, Николай Кутепов был призван в армию и зачислен в Тульское оружейно-пулеметное училище, из которого в 1942 г. отправился на фронт. Воевал под Сталинградом, получил два пулевых ранения и обморожение ног; демобилизован в 1943 г. после ампутации пальцев ног. Был награжден медалью “За боевые заслуги”, орденом Отечественной войны II cmenehu. В 1944 г. поступил в Тульский механический институт. Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями как иподиакон, а в октябре 1946 г. был назначен секретарем Тульского архиепископа. В 1947 г. Н. Кутепов выбыл из института и начал готовиться в семинарию. В сентябре 1950 г. поступил в III класс Московской Духовной семинарии, которую окончил в 1952 г. В том же году Николай Васильевич уволился с должности секретаря архиепископа и в 1953 г. был принят в штат Вологодской епархии и назначен сверхштатным псаломщиком Череповецкого кафедрального собора. 12 июля рукоположен в сан диакона Казанского храма г. Устюжны. В 1954 г. был отпущен для продолжения образования и поступил в Ленинградскую (ныне — Санкт-Петербургская) Духовную академию, которую окончил в июле 1958 г. Со званием кандидата богословия диакон Николай Кутепов в августе 1958 г. был назначен помощником инспектора и преподавателем Киевской Духовной семинарии; в ноябре 1959 г. рукоположен в сан священника. В декабре отец Николай принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской Лавры (закрытой в 1960 г.), и в начале 1960 г. был назначен инспектором Саратовской Духовной семинарии.

http://pravmir.ru/vyisokopreosveshhenney...

Закрыть Русское образование и Император Николай II 12. К 104-й годовщине мученической кончины 17.08.2022 3046 Время на чтение 46 минут   О бразование в Российской Империи. Царская школа Русское образование и Император Николай II 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 1.Русское образование и Император Николай II 2.1.Русское образование и Император Николай II 2.2. Русское образование и Император Николай II 3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность» 4. Народное образование в Российской Империи  1.Православие как основа народного образование России 2.Православие как основа народного образование России 1.Подвижники народной школы 2.Подвижники народной школы 3.Подвижники народной школы 4.Подвижники народной школы 5. Подвижники народной школы     «Элитное» образование при Николае II   1. «Индекс образовательных возможностей» народа Российской Империи   О народе: простом и просто народе   Одним из стандартных обвинений в адрес Российской Империи и ее системы образования является следующее. Образование в царских гимназиях и университетах давалось блестящее, да вот беда – «народу» недоступное. Под «народом» же здесь понимается как всегда последние полторы сотни лет, исключительно так называемый простой народ, «простолюдины». В свое время это вызвало непонимание у известного святорусского богатыря Потока из одноименной баллады А.К. Толстого, волею судеб попавшего в пореформенный Петербург Александра II. Вначале Потоку довелось ознакомиться с достижениями нового суда присяжных, где на радость восторженным барынькам оправдывают заведомых злодеев и убийц. Когда же Поток пробует объяснить, что было бы с такими на Святой Руси князя Владимира Красного Солнышка, то соседи «косясь на него говорят:   “Вишь, какой затесался сюда ретроград! Отсталóй он, то видно по платью, Притеснять хочет меньшую братью!”

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/17/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 декабря 2023: Николай Чудотворец 26 мин., 17.12.2018 Содержание Когда празднуется память святителя Николая Чудотворца Святителю Николаю в православном церковном календаре посвящен не один праздник. 19 декабря по новому стилю вспоминается день смерти святого, 11 августа — его рождение. В народе эти два праздника называли Никола Зимний и Никола Осенний. 22 мая верующие вспоминают перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари, которое произошло в 1087 году. На Руси этот день именовали Никола Вешний (то есть весенний), или Никола Летний. Все эти праздники непереходящие, то есть даты их фиксированы. В чем помогает Николай Чудотворец Святителя Николая называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа — «рождественского деда» — и трансформировался в Санта-Клауса ( Santa Claus в переводе с англ. — святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово. Житие (биография) Николая Чудотворца Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным. Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский. После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

http://foma.ru/19-dekabrya-2013-nikolaj-...

Святитель Николай Японский Главная заслуга в просвещении Японии светом Православия принадлежит выдающемуся русскому миссионеру — апостолу Японии Архиепископу Николаю, «Апостола Японии,» в середине XIX века приступившему к служению благовестия в Стране Восходящего Солнца. 15 февраля, 2018 Главная заслуга в просвещении Японии светом Православия принадлежит выдающемуся русскому миссионеру — апостолу Японии Архиепископу Николаю, «Апостола Японии,» в середине XIX века приступившему к служению благовестия в Стране Восходящего Солнца. Содержание статьи Житие Равноапостольный Николай (Касаткин), создатель и первоиерарх японской церкви, является выдающимся русским миссионером 20-го века. Почив в 1912 году, он был причислен к лику святых шестьдесят лет после своей кончины (31 марта 1970 года). Память святителя Николая Японского чтят 16 февраля. Вся жизнь и все силы этого самоотверженного миссионера были отданы проповеди Евангелия и сеянию Слова Божия в Стране Восходящего Солнца, и его равноапостольные труды принесли богатый плод. Наганава Мицуо пишет: «Он оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иереев, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих достигло 34110 человек… » Протоиерей И. Восторгов, посетивший Японию, писал: «Не было человека в Японии, после императора, который пользовался бы в стране такою известностью. В столице Японии не нужно было спрашивать, где русская православная миссия, довольно было сказать одно слово «Николай,» и буквально каждый рикша сразу знал, куда нужно было доставить гостя миссии. И православный храм назывался «Николай,» и место миссии также «Николай ,» даже само православие называлось именем «Николай.» Путешествуя по стране в одежде русского священника, мы всегда и всюду встречали ласковые взоры, и в словах привета и разговора по поводу нас мы улавливали слухом среди непонятных слов и выражений незнакомого языка одно знакомое и дорогое: «Николай»…» Известный востоковед Д. М. Позднеев, близко знавший святителя, вспоминает: «Вместе с мягкостью, он был железным человеком, не знавшим никаких препятствий, практичным умом и администратором, умевшим находить выход из всякого затруднительного положения. Вместе с любезностью в нем была способность быть ледяным, непреклонным и резким с людьми, которых он находил нужным воспитывать мерами строгости, за что-либо карать или останавливать. Вместе с общительностью в нем была очень большая, долгим опытом и горькими испытаниями приобретенная сдержанность, и нужно было много времени и усилий, чтобы заслужить его доверие и откровенность. Наряду с какой-то детской наивностью веселого собеседника в нем была широта идеалов крупного государственного ума, бесконечная любовь к родине, страдание ее страданиями и мучение ее мучениями… Широкие и святые идеалы, железная воля и неистощимое трудолюбие — вот сущность архиепископа Николая.»

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolaj-yapo...

Святитель Николай Мистик об исламе Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 Святитель Николай родился в 852 г. в Италии, в молодости прибыл в Константинополь. Будучи племянником святителя Фотия, получил образование под его руководством. Когда в 868 г. святитель Фотий был низложен и отправлен в ссылку, Николай ушел в область Халкидона, где принял постриг в монастыре святого Трифона. Вскоре император Лев вернул его в столицу и назначил “мистиком” (личным секретарем, которому поручались дела, подлежащие тайне). В 901 г. святитель Николай был избран Патриархом. В 906 г. происходит конфликт Патриарха со светской властью: Святитель объявил недействительным незаконный четвертый брак Льва VI, а самого императора отлучил от Церкви. За это в 907 г. он был отправлен в ссылку в основанный им же монастырь Галакрены, где его вынудили подписать отречение от престола. На Константинопольскую кафедру вместо него император пригласил святителя Евфимия. В том же году состоялся собор с присутствием легатов от папы Римского и восточных Патриархов, который вновь принял императора в Церковь, разрешив ему в виде исключения четвертый брак. После этого подверглись преследованию сторонники смещенного святителя Николая, испытывавшего все тяготы заточения. В Церкви возникла смута. В 912 г., незадолго до своей смерти, Лев VI вызвал святителя Николая из ссылки и вернул на патриарший престол, сместив неудачливого в церковном управлении святителя Евфимия 1 . Созванный по инициативе святителя Николая собор осудил и низверг из сана святителя Евфимия как несправедливо занявшего Константинопольскую кафедру. Впоследствии святитель Николай лично посетил святителя Евфимия в монастыре, где тот находился, и оба Святителя примирились. Когда в 913 г. умер император Александр, при малолетнем наследнике Константине Багрянородном был назначен регентский совет, который возглавил святитель Николай, став на короткое время первым лицом в государстве. В это время на империю обрушился целый ряд бедствий: восстание Константина Дуки, вскоре же подавленное, поход болгарского князя Симеона, который предпринял осаду Константинополя, к счастью, окончившуюся для него неудачно. По просьбе папы Иоанна Х Святитель направил в Италию войсковую экспедицию против арабов, которая увенчалась победой — в 916 г. объединенные силы христиан наголову разбили мусульман и навсегда изгнали их из Италии. Одновременно с этим Патриарх вступил в переписку с Багдадским халифом по целому ряду вопросов.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikolay-mist...

Закрыть Русское образование и Император Николай II 15. К 104-й годовщине мученической кончины 24.08.2022 3228 Время на чтение 44 минут О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 1.Русское образование и Император Николай II 2.1.Русское образование и Император Николай II 2.2. Русское образование и Император Николай II 3. Структура системы образования Российской Империи: «цветущая сложность» 4. Народное образование в Российской Империи  1.Православие как основа народного образование России 2.Православие как основа народного образование России 1.Подвижники народной школы 2.Подвижники народной школы 3.Подвижники народной школы 4.Подвижники народной школы 5. Подвижники народной школы 1.«Элитное» образование при Николае II 2. «Элитное» образование при Николае II 3. «Элитное» образование при Николае II     «Элитное» образование при Николае II   4. «Сверхдержава» гимназического образования   Предыстория   А начиналось все весьма скромно. Историю отечественной гимназии можно начать с так называемой гимназии Глюка, первого всесословного общеобразовательного светского учебного заведения в Москве. Она была создана на основе школы, организованной Посольским приказом в 1701 году, по указу Петра I, для обучения детей приказных людей иностранным языкам как будущих переводчиков. Посольским приказом был взят на службу переводчиком «ректор» одной из лютеранских церковноприходских школ Ново-Немецкой слободы Москвы саксонец Николай Швиммер. С 1703 года будущую гимназию возглавил пастор Иоганн Эрнст Глюк, попавший за год до этого в плен при взятии Мариенбурга фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым. Вместе с ним попала в плен и жившая в его семье служанкой Марта Скавронская, будущая императрица Екатерина I. Возможно, этот факт, вкупе с трудами пастора по просвещению ливонских русских обратили на него внимание Петра решившего использовать его опытность при насаждении просвещения в Москве. В марте 1704 года школа с учениками и учителями была переведена из Немецкой слободы на Покровку в дом умершего боярина Василия Федоровича Нарышкина, двоюродного брата царицы-матери.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/24/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010