Исаия был сын некоего Амоца 1 . Призванный и посвященный Господом Вседержителем на пророческое служение, он совершал свою высокую, трудную и чрезвычайно важную деятельность при постоянном и непосредственном содействии силы святого Духа ( Ис.6:1,5–8; 48:16; 61:1–3 ). Премудрость Божия озаряла сознание и своим светом восхищала разум пророка так, что он всецело и глубоко сосредоточивал свое внимание на предметах божественного откровения ( Ис.26:9 ). В состоянии такой глубокой сосредоточенности духа, когда, под воздействием силы Духа Божия, ослаблялась деятельность всех внешних органов чувств, ум пророка в высочайшей степени ясно созерцал то, о чем естественно совершенно не мог знать: для него духовное было удобопонятно, как вещественное, отдаленное будущее представлялось ясным и наглядным, как настоящее, наблюдение боговдохновенных образов и восприятие божественных внушений делались точными и отчетливыми, как созерцание картин внешней природы и жизни, как восприятие слов наставника. «Из чувственных наших органов, самое ясное представление об ощущаемом имеет зрение. И страшного невозможно познать так слухом, как познает зрение; и вожделенного не воспримет так ни одна способность, как зрение. Посему созерцание истинного, по ясности и несомненности, именуется видением. А от сего и пророк называется видящим и провидящим: 1Цар.9:9 . Амос.7:12 » ( Василий Великий ). Что по божественному вдохновению, ясно воспринимал пророк, то он твердо помнил и, по своему усмотрению, по мере надобности сообщал другим устно или, по повелению Божию, точно записывал ( Ис.8:1;30:8 ). Подлинность пророческих видений Исаии засвидетельствовал премудрый Иисус сын Сирахов (II в. до Р.Х.). Он говорит: «Пророк Исаия великий и верный в видениях своих. В его дни солнце отступило назад, и он прибавил жизни царю (Езекии). Великим духом своим он провидел отдаленное будущее, и утешал сетующих в Сионе. До века возвещал он будущее и сокровенное, прежде, нежели оно исполнилось» ( Сир.48:25–28 ; Ис.61:1–3; 44:7,23–26; 38:1–2,4–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Как мы видим, пятая чаша выливается уже на престол зверя – вероятно, на государственный аппарат. Законодательство будет покоиться на страшных карах и жестокости к малейшим нарушениям государственных законов, что и вызовет мрачное состояние людей. Когда будет вылита шестая чаша, то на земле произойдут те события, о которых так говорит Откровение: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного. И видел я выходящих из уст дракона и уст зверя и из уст лжепророка трех духов нечистых, подобных жабам: это – бесовские духи, творящие знамения; они выходят к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя. Се, иду как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его. И он собрал их на место, называемое по-еврейски Армагеддон» ( Откр.16:12–16 ). Про великую реку Евфрат уже говорилось выше (см. Откр.9:14 ), и под ней, может быть, надо понимать страдающую Православную Русскую Церковь (высохла в ней вода). Поэтому здесь говорится о великих гонениях на нее и мученичество ее членов. Пути ведут царей от восхода солнечного, что возможно понимать так, что будет открыт путь монгольским народам на запад (вспомним «Повесть об антихристе» В. С. Соловьева ). Что же касается еще оставшихся христиан всей прочей земли, то они будут подвергнуты тягчайшему духовному искушению со стороны сатаны, антихриста и его советников посредством соблазнов, обольщений и запугиваний, которые Откровение называет тремя духами нечистыми, подобными жабам. Этим последним христианам предстоит великий подвиг в тягчайшей духовной брани. Господь в Откровении предупреждает об этом: «Се, иду, как тать: блажен бодрствующий и хранящий одежду (духовную. – Н. П.) свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» ( Откр.16:15 ). Сейчас, очевидно, нельзя еще сказать, что обозначает то место, которое называется по-еврейски Армагеддон. Откровение предупреждает затем о последних великих испытаниях, грядущих на мир с пролитием чаши седьмого ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Муж избранный, чудотворец великий, прообраз Господа Иисуса Христа в чудотворстве, победитель в Египте, победитель в пустыне, вождь народа – как не возгордиться? Но если бы возгордился, не был бы Моисей тем, чем он был. Гордятся считающие, что они в мире этом делают свое дело, а не Божие, к тому же своей силой, а не Божией. А великий Моисей знал, что он – делатель Божия дела, и что сила, которой он делает, это сила Божия, а не его. Поэтому он не возгордился ни страшными чудесами, которые сотворил, ни великими победами, которые одержал, ни мудрыми законами, которые дал народу. Господь крепость моя и слава моя ( Исх.15:2 ), – сказал Моисей. Из всего сбора Израилева в пустыне никто не чувствовал свою немощь так, как он, наибольший в этом сборе. В каждом деле, в каждом месте, в каждый момент он ожидал помощи только от Бога. «Что буду делать?» – спрашивал он Бога с воплем, и непрестанно прислушивался к ответу Божию и к силе Божией. Он кроток по сравнению со всеми людьми на земле. Ибо все другие брали что-то на себя, надеялись в чем-то на себя, а он – нисколько. Он весь был поглощен Богом, весь сокрушен пред Богом. Если нужно было народ накормить и напоить, он обращался к Богу; если нужно было с врагами сражаться, он возносил руки к небу; если нужно было возмущение в народе усмирить, он вопиял к Богу. Кроткий, прекроткий Моисей! И Бог наградил слугу Своего верного славой великой. И удостоил Бог его явиться на Фаворе с Илией возле Господа Спасителя. О, Господи, Боже кротких, Пастырю Добрый, сделай и нас кроткими, подобно Моисею и апостолам. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 30 Декабря. Поучение об Иисусе Навине Не уклоняйся от него (всего закона) ни направо, ни налево... Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь ( Нав.1:7,9 ) Иисус Навин во всем и до конца был послушен Богу, не отступая ни вправо, ни влево от заповедей Господних. Среди больших опасностей и ужасов был он, когда вел народ через незнакомую страну, через плотные ряды врагов, но не устрашился, не ужаснулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Назначение ниспосланного испытания является нам здесь в совершенно новом смысле, оно озарено новым светом, в котором мы, быть может, не привыкли облекать скорбь. Однако же и в наши дни все испытания и скорби имеют ту же определенную цель – спасения души человеческой. Каждое испытание есть для Господа лишь способ явить перед людьми всемогущество спасительной Своей благодати. Ободритесь же братия! Мужайтесь, укрепляйтесь надеждою, учитесь хвалиться и скорбями ( Рим. 5: 3 ), ибо терпение… должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка ( Иак. 1: 4 ) (83: 94, 95. См. ст. «Всемогущество спасительной благодати»). «... Смерть побуждает людей к нравственному усовершенствованию: она вещает о ничтожестве земной жизни и заставляет думать о загробной; побуждает готовиться к ответу на Страшном Суде, который у каждого из нас не за горами; она муками умирающего человека дает нам некоторое представление о загробных страданиях не покаявшегося грешника» (200). «Но ведь этот смертный приговор вынес Отец Небесный, любящий всякое Свое создание! Понимание, во-первых, справедливости воздаяния за грех и, во-вторых, его своевременности и необходимости и в Священном Писании, и в творениях святых отцов прослеживается четко: Каждому дает Господь время на покаяние: Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня ( Пс. 117: 18 ), – извлекает урок из вразумления Господнего псалмопевец Давид. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается, и не вовек негодует. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам ( Пс. 102: 8–10 )» (111: 156, 157). Свт. Василий Великий говорит о смерти как об избавлении от бессмертного недуга (греха – П. Д.). Свт. Григорий Богослов отмечает, что смерть является пресечением греха, чтобы зло не стало бессмертным. Свт. Иоанн Златоуст учит, что за грех Господом благодетельно установлена смерть. По мнению св. Ефрема Сирина , Бог по милосердию Своему сократил дни наши, чтобы не удлинялся ряд грехов наших (93: 25). По словам свт. Кирилла Александрийского , «Законодатель смертью останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие…» (цит. по 41: 141). Прп. Антоний Великий пишет, что смерть «избавляет от зол, каким подвергаемся мы в жизни сей» (цит. по 99: 73). Свт. Николай Сербский полагает, что: «... Ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя, спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил, что смерть» (145: 243).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Он должен был и теперь, как свидетель-очевидец, записать все, что лично и непосредственно видел и слышал. Такие записи, конечно, и служили первым источником истории народа и со всей строгой точностью оправдывали предсказания истинных пророков о будущей судьбе его. 4–5. И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь? Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак на кого ты уповаешь, что отложился от меня? (И рече им Рапсак: рцыте Езекии: сия глаголет царь великий царь Ассирийск: на что уповаеши? еда советом и словесы устными битва бывает? и ныне на кого уповаеши, яко не покоряешися?) Цари ассирийские обыкновенно называли себя великими, могущественными царями народов; так их величали и подданные их; так величает своего повелителя и Рапсак. Сознавая могущество Сеннахирима, Рапсак внушает Езекии, что он, решившись выдерживать осаду и защищаться, поступает неблагоразумно – потому что он нигде и ни в чем не найдет для себя поддержки против такого великого завоевателя, ни у соседей, Египтян, ни у Бога, ни в своем народе (ст.6;7;8), а потому должен покориться Сеннахириму и сдать Иерусалим его полководцу. Езекия поручил своим представителям вести переговоры; а Рапсак заявляет, что на словах битва не бывает, и, в случае сопротивления Езекии, дело должно быть решено настоящим сражением, для которого царь ассирийский и прислал большое войско (ст.2); между тем как у Езекии нет достаточных сил к сопротивлению. Посему, поставляя Езекии на вид все его неблагоразумие, Рапсак внушительно спрашивает: «на кого же ты надеешься, что не покоряешься, не платишь дани, не сдаешь Иерусалима и легкомысленно решился выдерживать осаду?» И затем сам же предупредительно отвечает, что Езекии совершенно не на кого надеяться. 6. Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрется на нее, войдет тому в руку и проколет ее! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Они были высокие и неприступные. Снег блестел на их вершинах. В долинах – зеленая трава и цветы. По разбитой тропинке поднимался человек. Он был еще молод. Тяжелые мешки были на его плечах. Посидев на камне, он опять устало пошел вверх. «Господи! – шептал путник, – хоть бы все было благополучно. Ну и времена стали, в горах и то житья нет!» Долго шел незнакомец. Он не раз переходил пропасти, переваливал через ущелья, миновал темные леса, быстрые реки. Вдруг он остановился. Вид его был настолько растерянный и убитый, что он едва не упал в обморок. «Где же они, где мои милые братья? – шептал путник, обводя по дымной площадке взглядом, где только что была пещера отшельников. – Милый брат Иван, Максим, Феодор, Николай, Василий, Тихон, Владимир. Да где же вы, что стало с вами?» Ответа не было. Только ветер взвыл и, подняв облако горячей золы, рванулся с кручи… Бедный путник упал на землю и долго-долго плакал… В борьбе за жизнь в земной тревоге Нам суждены удары в грудь. Но лишь сойдя с большой дороги, Мы обретаем правый путь. Все не сбылось, о чем мечтали, Бредем и мы в толпе калек, Но чрез утраты и печали Растет духовный человек. И если на глазах «скосились» Твои друзья, отдавши жизнь, То не напрасно вы трудились… «Ибо Я не буду больше миловать земли сей, говорит Господь Бог» ( Зах. 11:6 ). «Скажите робким душам: не бойтесь. Вот Бог ваш идет с отмщением и воздаянием» ( Ис. 35:4 ). МИХАИЛ ВЕЛИКИЙ И произошла на небе война. Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли… ( Откр. 12:7–8 .) Испокон веков существует благочестивое поверие, что в последнее время на защиту верующих христиан выступит Великий князь Михаил. Он со своей стальной ратью защитит гонимых и мучимых христиан и даст решительную победу правде над ложью, добру – над злом. И вот верующее сердце, измученное и истерзанное, поднимает свои надежды к Богу – когда же он пошлет им, верным людям, Великого Михаила, защитника мучеников? Но кто же будет этот победоносный воевода? Скоро ли он придет к нам?

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? ( Лк. 22:64 ). Не о том ли самом предвестил и пророк: Я предал... ланиты Мои поражающим ? И еще дальше: И... насмехались над Ним ( Мф. 27:29 )... и били Его по голове тростью, и плевали на Него ( Мк. 15:19 ). – Не то [же] ли самое предрек[ли и уста] пророк[а]: Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ? Посмотрите, братья, как ясно [это] пророчество: оно слово в слово предвещает грядущие события [в серб, букв.: слово в слово – ясно. – Ред.]. Обратите взор и ужаснитесь, как проницательный Божий муж предвидит [имеющее быть] через стены времени толщиной в несколько столетий, – и притом гораздо отчетливее, нежели обычный глаз видит дно мелкой и прозрачной реки! Это Бог Своей неодолимой силой отверз дух смертного человека, чтобы события в далеком будущем зрел он так же ясно, как телесными очами замечает совершающееся поблизости. Сколь же тогда [отчетливее] Сам Всевидящий Бог прозревает сквозь сокровенную сердцевину наших костей и густой туман наших помыслов, [глубоко проникая] во все тайны нашего сердца? Присутствует Он в наших мыслях, прежде чем они родятся, и в наших желаниях, прежде чем они возникнут. Он единственный – непогрешимый [в серб, букв.: не обманутый. – Пер.] и непрелыцаемый Свидетель всех событий, совершающихся снаружи и внутри, в высоте и в глубине, на долготе и на широте. И Он [со всей] истинно[стью] свидетельствует нашему духу о том, что наш дух желает знать ради доброй пользы и спасения души. О всевидящий и пречудный Свидетель всех тайн на небе и на земле, наш благой Создатель и Промыслитель! Ты единственный видишь немощь каждого из нас. Помоги нам, и паки молим: помоги – узнать то, что нужно нам, для нашего вечного спасения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 27 августа 1. Преп. Пимен Великий . Родом египтянин и великий египетский подвижник. Еще мальчиком посещал знаменитых духовников и от их наставлений впитывал в себя опытное знание, [подобно тому] как пчела [собирает] нектар с цветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Святые Отцы говорят, что учитель молитвы – Сам Бог . Однако вряд ли найдется среди них хоть один, кто не оставил бы поучений о молитве. Священник может и должен почерпнуть в них уроки и примеры молитвенного делания. Делясь своим богатым молитвенным опытом, древние подвижники непрестанно побуждают нас последовать их примеру. «Размышляй о делах Божиих, – наставляет преподобный Антоний Великий , – и не ленись молиться» 111 . Примеры пастырской молитвы мы находим прежде всего в Священном Писании . Сам Пастыреначальник Христос так молился о Своих учениках: Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои… Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их ( Ин.17:9, 20 ). Вослед за Своим Учителем и Господом молились о новопросвещенной пастве, первых христианах, святые Апостолы. Апостол Павел пишет: Непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих ( Еф.1:16 ). Преемство в молитвенном предстательстве о своих чадах приняли и сохранили для будущих поколений пастырей преподобные отцы IV-V веков. Они считали молитву первым и самым действенным средством помощи ближнему. «Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении», – говорит преподобный Марк Подвижник 112 . Священнику необходимо иметь личный опыт молитвы. В идеале он должен исполнить новозаветную заповедь о непрестанной молитве. «Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией», – пишет преподобный Марк Подвижник . Потому что, продолжает святой отец, «нет ничего сильнее молитвы по действию, и нет ничего полезнее ее для богоугождения» 113 . Душа, легко воспаряющая к Богу в молитве, получив дар священства, обретает молитвенное дерзновение за людей. «Хорошо словами доставлять пользу вопрошающим, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью. Ибо сими приносящий себя Богу, помогая себе, помогает и ближнему», – наставляет преподобный Марк Подвижник 114 . Молитвенное предстательство есть наивысшее проявление любви к Богу и людям, и оно требует от священника наибольших усилий. Дерзновение в молитве о ближних – это великий дар благодати Божией, который приобретается не всуе, но многими подвижническими трудами. «Господь не всякому дарует Божественную, духовную благодать, а только тем, которые в труде, в самоизнурении, с пролитием пота просят ее ночь и день. Посему паче всего воспримем на себя молитвенное служение Богу» 115 , – читаем у преподобного Нила Синайского .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/byt...

«Седьмой Ангел вылил свою чашу на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось! И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! И город великий распался на три части, и города языческие пали, и Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его. И всякий остров убежал, и гор не стало; и град, величиною в талант, пал с неба на людей; и хулили люди Бога за язвы от града, потому что язва от него была весьма тяжкая» ( Откр.16:17–21 ). Как видно отсюда, седьмая чаша выливается уже на воздух – на небесные стихии. Это, очевидно, тот же момент наступления страшных явлений, подробное описание которого давалось ранее под символом снятия шестой печати. Здесь также говорится о великом землетрясении, изменении гор и островов. Вместе с тем здесь опять-таки при описании физических бедствий (может быть, от атомных и всеобщих войн) надо искать и их духовный смысл. Так, здесь вновь упоминается о наказании Вавилона, то есть о последних возмездиях для падшей Христовой Церкви. Поэтому и под понятием города великого можно понимать не только Иерусалим (как считают обычно толкователи Откровения), но и все еврейство. Последнее к этому времени распадается, как говорит Откровение, на три части: 1)    обращенных в христианство в последние времена, 2)    немногих оставшихся верными учениям Талмуда, 3)    перешедших в безбожие и присоединившихся к народам «Гога и Магога» ( Откр.20:7 ). Падение языческих городов также можно понимать символически как полное духовное разложение государств, состоявших ранее из языческих народов, принявших христианство. Под градом с неба можно понимать или душевные бедствия, постигающие людей последнего времени, – развитие пороков, массовые душевные заболевания и тому подобное, или же физические последствия, например, от разрыва в воздухе ракет с ядерными боеголовками. Здесь уместно вспомнить пророчество Исаии про бедствия земли:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Такая добродетель предлагается Евангелием не как должность всем, но как совет ревнующим о подвигах благочестия. Аще хощеши совершен быти, говорил Господь Иисус Христос богатому юноше, иди, продаждь имение твое и даждь нищим, и имети имаши сокровище на небеси ( Мф.19:21 ). Так поступали, братие, древние христиане, о которых в книге Деяний Апостольских повествуется, что «у множества уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» ( Деян. 4:32 ), и что многие продавали имения свои и полагали к ногам Апостолов цену проданного ( Деян. 4:34–35 ). И делалось это совершенно свободно по силе христианской любви, при полном уважении к чужой собственности, а не по принуждению и насилию, или отрицанию права собственности, как некоторые хотят понимать Св. ап. Петр ясно говорил Анании, утаившему часть из цены, вырученной им от продажи имения «владеемое не твоим ли оставалось и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось?» ( Деян.5:4 ), т. е. показал этим, что и бывшее его имущество и вырученные от продажи деньги составляли его собственность, и что он мог и совсем не продавать своего имущества, и посему наказал его за ложь и лицемерие. И в последующее время жизни Церкви Христовой многие, братие, исполняли указанную Господом для совершенных в вере добродетель нестяжания, так напр. св. Антоний Великий , услышав вышеуказанные слова Спасителя богатому юноше, роздал все свое имение бедным. Так же поступил св. Николай чудотворец, получив наследство от родителей, и св. Павлин, епископ Ноланский (пам. 24 янв.). О последнем при этом рассказывается, что, когда другие удивлялись его поступку, он смиренно говорил «я подобен бойцу, приготовляющемуся на сражение, или человеку, хотящему плыть чрез реку, они оба ничего еще не сделали чрез то, что скинули с себя одежду». Итак, братие, помните заповедь Божию, избегайте грехов, ею запрещаемых, и исполняйте обязанности, ею предписываемые. Научайте тому же и детей своих с ранних дет, внушайте им, что похищение чужой вещи есть великий грех пред Богом, даже на оставляйте без внимания и малых проступков их, потому что от малого легко перейти и к великому.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010