На этих цепях я, со всей детской Москвой прошлой, сущей, будущей, качалась – не подозревая, на чем. Это были очень низкие качели, очень твердые, очень железные. – «Ампир»? – Ампир. – Empire – Николая I Империя. Но с цепями и с камнями – чудный памятник. Памятник свободе – неволе – стихии – судьбе – и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей. Мы это можем сказать теперь, когда человечески-постыдная и поэтически-бездарная подмена Жуковского: И долго буду тем народу я любезен, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что прелестью живой стихов я был полезен … — с таким не-пушкинским, антипушкинским введением пользы в поэзию – подмена, позорившая Жуковского и Николая I без малого век и имеющая их позорить во веки веков, пушкинское же подножье пятнавшая с 1884 года – установки памятника, – наконец заменена словами пушкинского «Памятника»: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. И если я до сих пор не назвала скульптора Опекушина, то только потому, что есть слава большая – безымянная. Кто в Москве знал, что Пушкин – Опекушина? Но опекушинского Пушкина никто не забыл никогда. Мнимая неблагодарность наша – ваятелю лучшая благодарность. И я счастлива, что мне, в одних моих юношеских стихах, удалось еще раз дать его черное детище – в слове: А там, в полях необозримых Служа небесному царю — Чугунный правнук Ибрагимов Зажег зарю. А вот как памятник Пушкина однажды пришел к нам в гости. Я играла в нашей холодной белой зале. Играла, значит – либо сидела под роялем, затылком в уровень кадке с филодендроном, либо безмолвно бегала от ларя к зеркалу, лбом в уровень подзеркальнику. Позвонили, и залой прошел господин. Из гостиной, куда он прошел, сразу вышла мать, и мне, тихо: «Муся! Ты видела этого господина?» – «Да». – «Так это – сын Пушкина. Ты ведь знаешь памятник Пушкина? Так это его сын. Почетный опекун. Не уходи и не шуми, а когда пройдет обратно – гляди. Он очень похож на отца. Ты ведь знаешь его отца?»

http://azbyka.ru/fiction/moj-pushkin-mar...

Вот уже семь лет существует ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м – Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м – Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м – Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м – Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. В 2017-м году новыми избранниками стали Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу двух лауреатов Патриаршей премии – Александра Сегеня и Бориса Екимова, автора многих книг прозы, широко известных в России и за рубежом. Борис Екимов – Борис Петрович, вы – признанный литератор, лауреат многих литературных премий, причём самых разных, вас награждали и Солженицынской, и Бунинской, и Ясной Поляной, и Государственной. Противоборствующие в своих взглядах и устремлениях журналы «Наш современник» и «Новый мир» одинаково высоко оценивали ваши произведения. Что для вас литературная премия? – Всякая литературная премия, Александр Юрьевич, это знак поощрения работы литератора. А во времена нынешние, безгонорарные – еще и материальная поддержка. Это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал» – А чем для вас стало присуждение Патриаршей премии? – Патриаршая премия, каких бы претензий к ней ни предъявляли, как, впрочем, и к другим премиям, на мой взгляд – христианская по самому своему определению. А это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал», «с этой кафедры много доброго можно сказать» – основные законы русской художественной литературы, произнесенные и утвержденные Пушкиным, Гоголем, Толстым, но прежде, на заре осмысленного человеческого бытия, дарованные свыше. Митрополит Калужский и Боровский Климент Благодарен за Патриаршую премию, благодарен за понимание мною написанного. Благодарен митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за высокую оценку моих рассказов и повестей. Публичные отзывы в печати сейчас редки. И потому для меня очень важны. Большое спасибо.

http://pravoslavie.ru/105772.html

В этом вся диалектика духовного материнства. Слова апостола Петра: «Да будет украшением вашим ... сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» ( 1Пет.3:3–4 ) обращены к женщине и содержат целое женское евангелие; они очень точно определяют основную харизму женщины: порождение сокровенного сердца человека (homo cordis absconditus; о kryptos tes kardiou anthropos). Мужчина более склонен интересоваться тем, что касается его самого; материнский же инстинкт, как на браке в Кане Галилейской, немедленно обнаруживает духовную жажду самого мужчины и находит евхаристический источник, чтобы ее утолить. Непосредственная связь с Духом Истины побуждает женщину ставить перед мужчиной вопрос об истине – по поводу его самого, мешать ему устраиваться в истории или уничтожать историю. У Гераклита есть удивительный по глубине образ – образ лука и лиры. Уже само греческое слово bios, имеющее двойное значение, весьма показательно. Оно означает одновременно «жизнь» и «лук», стрелы которого несут смерть. Лук есть натянутая тетива или струна; будучи «сублимированным», многострунный лук становится лирой и вместо смерти производит музыку, гармонию. Мужской инстинкт разрушения («отец войны») может быть «настроен» женщиной и сублимирован, претворен в инстинкт жизни, созидания культуры и культа: «...народы ... перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы» ( Ис.2:4 ). В условиях дробления науки и техники женщина сообщает дух интеграции, свойственный sophrosyne –целомудрию ее природы, а в коллективистском распаде или ложном демократизме указывает мужчине на свое собственное достоинство, на неповторимую ценность своей личности. Современный мужчина обесчеловечивает мир всеми формами объективации; для материнского же инстинкта никакая объективация органически невозможна. Таинственные взаимоотношения между матерью и ребенком не имеют ничего общего с «объектами», и становится понятно, почему именно женщина заботится о человеческом облике, как о своем ребенке, видит в нем абсолютную, ничем не заменимую ценность; тем самым женщина гуманизирует и персонализирует мир. Она всегда будет инстинктивно защищать примат бытия над теорией, действия – над абстракцией, интуиции – над постулатом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

- Что с этим делать? - Сопротивляться! С одной стороны духовным образованием, с другой духовной простотой. Вспоминать: " Где просто, там ангелов со сто " . Наблюдать за собой: ведь эффективно можно сопротивляться только вползанию постмодерна в себя самого. Мудрая простота вообще единственное лекарство от постмодерна. Не считая, естественно, посильной аскезы - поста и молитвы. - Но это только к себе применимо. А бороться со злом вовне реально? - В публичном пространстве необходимо активное творческое делание. Делание как служение Богу и ближним, чем бы мы ни занимались. Помню как меня, в этом смысле, поразило письмо свт.Николая Сербского машинисту поезда из книги " Миссионерские письма " . Нужно делать своё дело так чтобы другим стало тепло и понятно, ради чего ты вообще живешь. И тогда сбудется евангельское: " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного " (Мф. 5, 16). - Что здесь может музыкант? - Играть качественную музыку, чтобы она духовно возвышала слушателя, а не вгоняла в депрессию или механически отражала пороки мира и души музицирующего. Музыка должна просветлять душу. Не зря сказано: " И чувства добрые я лирой пробуждал... " . Это должно быть девизом для творчества. - Какой музыке доступно это воздействие, кроме академической? - В первую очередь духовной музыке, потом классике, потом настоящей народной. - Но духовную музыку трудно воспринимать отдельно от богослужения, а канты - малоизвестная часть фольклора... - Вот мы и пытаемся обрести утерянное и наверстать упущенное, популяризируя забытое. - Многое упирается сегодня в репертуар. Есть потрясающе талантливые люди, но им нечего играть, они просто не в состоянии написать достойную песню. - Согласен. Мы, в этом смысле, очень просто решили проблему. Сами ничего не сочиняем, а берём испытанное временем. И потому свободны. У меня такое ощущение, что в России, особенно жестоко уничтожалась культура народного пения. В Грузии до сих пор поют, в Сербии, Болгарии и Польше тоже. И духовные песни в том числе. На Украине прекрасно поют, целая колядовачная культура осталась...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Духа и невинности, незлобия христианской души; феникс , по древнему верованию, неумирающая птица, символ воскресения; павлин – символ бессмертия, так как, по мнению древних, тело его не подвергается разложению; петух – символ воскресения, потому что петух пробуждает от сна, а самое пробуждение напоминает о Страшном Суде и воскресении мертвых; агнец – символизирует Иисуса Христа, который в Евангелии называется Агнцем, «вземлющим грехи мира»; лев – символ силы и могущества; оливковая ветвь – символ вечного мира; лилия – символ чистоты; рыба – указывающая с одной стороны на то, что христиане улавливаются подобно рыбе неводом для Царствия Божия проповедниками христианства. С другой стороны, по греческому своему написанию (ιχθς=ихтис) заключает в себе начальные буквы слов И(исус), Х(ристос), θεο Б(ожий), ις (Сын), Στερ С(паситель); лоза виноградная , напоминавшая о таинстве Причащения, и корзина с хлебом , напоминавшая о том же Таинстве. К числу тех же символов нужно отнести языческого поэта Орфея с лирою в руках. Сущность символа: как Орфей своей лирой укротил диких зверей, так Спаситель Своим учением привлек к Себе диких людей (рис. 155, л. 37). Причин, почему христианские художники вначале прибегали к символам, было, главным образом, две: вообще у древних народов (у евреев и греков) была привычка выражаться образно, замысловато (притчами); в трудные для христиан времена, под покровом символа, удобнее было сохранить знаки своей веры и тем спастись от обвинения в христианстве. Христианский символ был понятен только христианам и неясен для язычников. 35. Изображение священных событий в катакомбах Кроме отдельных священных мыслей, в катакомбах встречаются изображения притчей и целых событий. Сюда относятся изображения: сеятеля; десяти дев и Доброго Пастыря, напоминающие об известных притчах Спасителя. Из изображений событий отметим: Ной в ковчеге; причем Ной является то бородатым мужчиной, то молодым человеком без бороды. Он строит ковчег, имеющий форму небольшого ящика с откинутою назад крышкою, в руках у него изображена птица с веткою в клюве; пророк Иона – в отдельных моментах своей истории, или в соединении их вместе; пророк Даниил между львами; пророк Моисей – в различные моменты своей жизни: напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Такова первая песнь этой восточной поэмы, исполненной вдохновением палящего неба Грузии, и любовью сердца Руставели. К сожалению, я не мог прочесть остальных её песен, еще ожидающих перевода того же поэта Бартдинского. Если есть некоторые погрешности в гекзаметрах, это не мешает, однако, достоинству самой поэмы. Дадиан, который передавал ему мысли и слова, с языка чуждого переводчику, будучи сам проникнут родною поэзией, умел отгадывать свойственные ей выражения на языке русском, не вполне ему известном. Он непрестанно твердил мне стихи Руставели, и я с удовольствием внимал им на самых местах, прославленных его лирой, пред остатками палат той великой царицы, которой посвятил он чистые восторги своего сердца. Некоторые черты его поэмы как бы олицетворялись передо мною в следующее утро, на празднике народном в Хони, где древний быт Имеретии предстал мне в играх и ристалищах, подобных тем, какие описывал Руставели в своей Барсовой коже. Хони Все почетные жители Кутаиса устремились на праздник св. Георгия, за 30 верст в селение Хони. Церковь его весьма древняя, вросшая в землю, основана была еще в первые века христианства, по случаю победы, одержанной лазами над гуннами, которые вторглись в Колхиду из-за Кавказского хребта. Но предание народное, не охотно восходящее дальше Тамары, приписывает и сию церковь её благочестью. Мы поспели к началу обедни; владетель Абхазии ожидал нас в тесном храме, исполненном народа; три священника служили литургию, но, не смотря на большое стечение богомольцев, не было великолепия в утвари церковной. По окончании службы, покамест духовенство собиралось выйти для молебна, на обширный луг перед храмом, мы поспешили осмотреть его древности. Мало стенной живописи сохранилось, кроме как в алтаре, где еще виден на горнем месте Деисус с ангелами приобщение под двумя видами и пророки в кругах. Замечательна, на левой стене у иконостаса, древняя икона великомученика в рост, в 2,5 аршина, 8 из выпуклого чеканного серебра. Он изображен стоящим, а не на коне, ибо такой образ писания гораздо новее.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Радость , которую принесло рождество Христово всему творению, но особенно лучшей, праведной его части, радость, невольно вызывающая прославление отовсюду Бога – вот тема первых 4 стихир, занимающих ответственное заключительное место на бдении; но в центре этого обрадованного и облагодатствованного воплощением творения стоит Дева Богородица , гимном которой стихиры тоже явно хотят быть (как заключительные); Она более и более становится предметом хвалы, в 1-й стихире – («Веселитеся праведнии») выступая только средоточием прославляемого события, в 2-й («Богородице Дево») – занимая доминирующее положение в картине его и получая нарочитое прославление, в 3-ей («Приидите воспоим»...) – привлекая к себе исключительное и усиленное (с приглашением к этому молящихся) воспевание и молитву, и только в 4-ой стихире («Отец благоизволя»... впрочем в греч. и др. – слав. это 2-я стихира), уступая место вообще мысли о событии с простым упоминанием о Ней. Стихиры стремятся и вообще дать хотя краткую, но полную картину события, но подчиняют её контуры этим основным идеям. Принадлежат стихиры древнейшему из авторов рождественской службы – св. Андрею Иерусалимскому (нач. VIII в.), здесь впервые выступающему в службе с своей лирой. Славник («Егда время еже на землю») св. Германа Константинопольского VIII в. – подобно славнику на Господи воззвах – усматривает символическое значение в совпадении события с народной переписью, но указывает это значение в другом: в переписи верных для царства небесного, безначальность и вечность которого рождеством Христовым обновилась, т. е. которое, несмотря на свою безначальность, с этим событием как бы вновь началось, – замечательная по глубине мысль, и недаром песнописец по связи с ней приглашает нас вместо переписной подати принести Христу богатство православного богословия. Последняя стихира хвалитная и вместе последняя всей утрени («Днесь Христос раждается от Девы») естественно и выбрана из талантливейшего песнописца св. Иоанна Дамаскина VIII в., и дает компактный и рельефный эскиз события преимущественно с его внутренней стороны, но с общей для всех хвалитных стихир точки зрения (упоминается и пресвятая Дева) – со стороны радости, которою исполнило событие все области бытия и которая заставляет нас непрестанно повторять рождественскую ангельскую песнь; заканчивая себя словами последней, стихира этим сливается в одно с началом великого славословия.

http://predanie.ru/book/220333-rozhdestv...

В начале декабря эпидемия закончилась, и 6 декабря в день тезоименитства императора Николая в Чудовом монастыре митрополит Филарет поздравлял сограждан с открытием Москвы после карантина: – Поздравляю тебя, от страха смертельного воскресший, от болезни смертной исцелевший, от трудностей жизни разрешенный град!.. Если ты воскрес, то умей беречь безопасность жизни, тебе возвращенную... Грешник, наказанный и помилованный, к удалению от греха, не сугубое ли побуждение, не два ли крыла имеет – в воспоминании наказания и в благодарности за помилование?.. Град возлюбленный! Горько тебе было; но много услаждена чаша твоя: благодарно сохрани дарованное; благоразумно заслужи лучшее; берегись грехов и погрешностей, да не горше ти что будет. Утвердим себе, братия, и не престанем исполнять обеты, которые вдохнуло нам спасительное время скорби. В тот же день в Москву прискакал Пушкин с целым ворохом новых произведений, с душой, согретой лирой Филарета, с желанием поскорее начать приготовления к женитьбе на Наталье Николаевне. Свадьба эта состоялась 18 февраля 1831 года в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Митрополит Филарет находился в Петербурге на очередной сессии Святейшего синода. Да и мог ли бы он венчать Пушкина? Хочется думать, что да: будь он в Москве, не кто иной, как он совершил бы таинство бракосочетания. Было бы хуже знать, что Филарет находился в Москве и не присутствовал на столь важном событии в жизни столь важного человека России. Впрочем, некое касательство к этому венчанию имел и Филарет. Известно, что он запретил совершать таинство венчания Пушкина и Гончаровой в домовой церкви князя Сергея Михайловича Голицына и настоял, чтобы это произошло в храме Большого Вознесения у Никитских ворот. Сам Пушкин потом отметил в этом руку Провидения – ведь он сам родился в день праздника Вознесения Господня. Россия гораздо больше внимания, нежели свадьбе Пушкина, уделяла иным событиям, развернувшимся в 1831 году. Накануне восстала Польша, из Варшавы бежал великий князь Константин Павлович, с трудом сумевший вывести из города русские войска и отступить с ними к Белостоку. Фельдмаршала Ивана Ивановича Дибича назначили главнокомандующим армией для подавления Польского восстания. Император посоветовал полякам угомониться. В ответ на это сейм лишил его польского престола. По всей Польше развернулись преследование и травля диссидентов, как в католицизме именуют своих православных сограждан. 24 января войска Дибича вошли в Польшу, 7 февраля доблестный Иван Иванович разбил поляков у Вавра и приблизился к Варшаве; 13 февраля на подступах к польской столице при Грохуве состоялось крупное сражение. Наши войска потеряли десять тысяч человек, польские – двенадцать тысяч и отступили к Варшаве.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Портрет настоятеля Киево-Печерской Лавры архим. Елисея (Плетенецкого) (1550–1624) Икона прпмч. Афанасия (Филиповича), игум. Брестского (1596–1648) Проповедь Иоанна Вишенского (роспись из монастыря Рождества Христова в Жовкве Львовской области). Худ. Юлиан Буцманюк, 1930-е гг. Рядом с Иоанном Вишенским Б. Хмельницкий, И. Мазепа, Г. Гулевичивна и другие православные деятели Украины Памятник Иоанну Вишенскому в Судовой Вишне (Львовская обл.). Автор проекта Николай Бевз, 1979 г. Иллюстрации Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Влияние учения святителя Григория Паламы об Иисусовой молитве и «внешних» и «внутренних» знаниях на взгляды Иоанна Вишенского Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Свт. Григорий Палама , архиеп. Фессалоникийский. Икона нач. XV в. Свт. Григорий Палама . Современная икона Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг. Странствующий старец-слепец возле казачьего Троицкого собора в Новомосковске. Рис. О. Сластиона, XIX в. Крестьяне возле церкви слушают песнь лирника. Худ. В. Навозов Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) Портрет епископа Брестского Ипатия Потия (1541–1613), впоследствии киевского греко-католического митрополита (1599–1613) Странствующий старец-слепец с лирой и крестьяне с. Скалата в восточной Галиции. Рис. Я. Головацкого, XIX в. Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Проповедь Скарги». Худ. Ян Матейко, 1864 г. Национальный музей, Варшава Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Валерия - значит крепкая. Интервью с инокиней Валерией ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВАЛЕРИЯ - ЗНАЧИТ КРЕПКАЯ ИНТЕРВЬЮ С ИНОКИНЕЙ ВАЛЕРИЕЙ Фото Юрия Харитоновича Свои стихи она называет лирой. Они удивляют. Наивные, немного нескладные, почти детские по манере, трогательные в своей искренности до предела. Наверно, что-то похожее барышни в позапрошлом веке писали друг другу в альбомы. Любое событие, которое коснулось ее до старости впечатлительной души, она выражала в стихах. Быть может, это была детская привычка, сохранившаяся на всю жизнь. Стихи, что она писала в зрелом возрасте, мало отличаются от тех, что она писала девочкой. Да, они не изменились, но сами изменили ее жизнь, ведь если б не они, кто знает, как сложилась бы история ее жизни, которая звучит сегодня как легенда. ЮНОСТЬ - В 4 года я сочинила свое первое стихотворение " Голод 33-го года " . Я еще не умела писать, его записала бонна, Александра Ниловна. Тогда, в 33-ем, ни у кого бонны не было, а у меня была. Это была уже совсем старенькая женщина. Большевики ворвались к ней в дом и ни за что, за белые воротнички и манишки застрелили ее сына и мужа. Она сама еле-еле сумела убежать через окно в одном платье, скиталась по дворянским семьям, потом ее к бабушке привели. И она у нас доживала, учила меня грамоте, следила за манерами. А в церковь я с няней ходила. И бабушка, хоть и преподавала в советской школе, пряталась, куталась в нянины деревенские цветные шали, и так в церковь ходила. Родители были геологи, они редко приезжали, я росла с бабушкой. Как бывшая воспитанница пансиона благородных девиц, она каждый день ждала ареста. Я все время боялась за нее... Жили мы в Медведково, была нас кучка друзей: подруга Паня, будущая регентша в Киевском Покровском женском монастыре; ныне умерший владыка Серапион, Тульский митрополит; Нина, жена о. Дмитрия Дудко. Мы дружили, ходили в храм, и часто на службы к владыке Николаю (Ярушевичу). Встречали его с цветами. По загородам ездили. Читали часы - то, что в Москве запрещалось. Я писала стихи. Копировала иногда что-то живописное...

http://pravoslavie.ru/guest/valeria.htm

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010