священник Николай Фетисов Часть вторая. Литературная деятельность Диодора. „Я предложил бы тебе и писания победоносного борца за истину, Диодора... и ты увидел бы, что он пишет, черпая потоки (учения) из Божественного источника, будучи проводником Св. Духа”. (Theodoretus. Eranistes seu Polimorphus. Dial. 1. PG. LXXXIII, col. 80). „Не погрешил бы тот, кто сказал бы о нём (языке Диодора) то же, что Моисей сказал о земле обетованной. Что же он сказал? Земля, текущая млеком и мёдом ( Исх. 3:8 ). То же можно сказать и об его языке; это – язык, текущий молоком и мёдом... Когда я представляю приятность слов, то называю голос его лирой, а когда представляю силу, то – некоторой воинской трубой, такой, какую имели иудеи, когда разрушали стены Иерихона”. (Ioannes Chrysostomus. Laus Diodori. PG. LII, col. 764–763; русский перевод III. 2, 821–822 стр.). Глава первая. Сведения о литературной экзегетической деятельности Диодора. Свидетельства древне-церковных писателей о литературной плодовитости Диодора Тарсского. Причины незначительного количества сохранившихся до нас литературных памятников Диодора в связи с историей жизни его и посмертных отношений к нему, а также и вообще с судьбами древне-церковной письменности. Пробудившийся интерес к памятникам древне-церковной литературы в новейшее время и произведение Диодора Тарсского. Опыты изданий творений Диодора. Учёные Ля-Кроцэ, Гарнак, Деконэк, Марье в деле уяснения и изучения литературной деятельности Диодора. Значение в этом вопросе изучения сокровищ древнего Востока. Характер и задачи настоящего библиографического исследования. Экзегетическая деятельность Диодора Тарсского. Свидетельства о Диодоре, как экзегете. Октатевхические фрагменты Диодора. Издание их – Никифор Феоток. Минь, Питра, Деконэк. Работа последнего; изучение рукописных октатевхов, результаты этого изучения; октатевх Диодора, манускрипты Деконэка, их сравнительная характеристика и ценность, общая картина в настоящее время октатевхических фрагментов Диодора. Толкование Диодора на псалмы. Издание их Маем; возражения традиции Мая со стороны рукописных кодексов и содержания самих фрагментов. Коллекция Мая заключает в себе толкование псалмов не Диодора, а Дидима Александрийского . Издание толкований Диодора на псалмы Кордерием. Свидетельства ms. Paris Gr. 139 и Coislin. 275. Результаты соотношения манускриптов в связи с содержанием фрагментов; степень достоверности коллекции Кордерия. Гипотеза Марье о новых фрагментах комментария Диодора на псалмы; краткая история вопроса, обоснование и значение этой гипотезы. Сочинение Диодора о различии θεωρα и λληγορα, смысл последних терминов. Опыт характеристики Диодора, как экзегета, по имеющемуся экзегетическому материалу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Очередной выпуск передачи Владимира Соловьева посвящен проблеме нашего современного образования. Ее участники стараются найти причину безграмотности молодого поколения и ищут возможные выходы из сложившейся ситуации. Кроме того, собравшиеся говорят о том, в чем заключается воспитание, действительно ли дети — такие же, как и взрослые, можно ли заставить человека что-то полюбить и о многом другом.         Третья часть передачи началась словами Владимира Соловьева: «После трагического крушения Советского Союза выросло уже практически два поколения людей, которым, оказывается, уже совершенно не близка культура, сформированная русской классикой. Они, надеюсь, читают, но если читают, то другие книги, смотрят другие фильмы, у них иные культурные коды. Поколение селфи, которое стремится только к деньгам и успехам, предпочитает узко-специальные знания классическому образованию и даже не подозревают, что там, где у одних людей находится мировоззрение, у них самих — пустота. Это наша вина или наша беда? Мы случайно или намеренно развалили образование, которое прививало молодежи если не любовь, то хотя бы знание некоторых произведений Пушкина, Чехова, Толстого… И не слишком ли оптимистично было надеяться, что дети, которые родились в другом веке и в другой стране, будут похожи на своих родителей?..» — так началась эта передача. В самом ее начале был показан отрывок из видеоролика. Его сюжет таков: молодым людям — студентам разных вузов, менеджерам, индивидуальным предпринимателям, сотрудникам банков, медицинских центров, рекламных агентств и пр. — было задано несколько вопросов, среди которых следующие: «Кого свергли большевики?» и «Продолжите цитату: “Мой дядя самых честных правил…” и “Чувства добрые я лирой…”». Ответы в подавляющем большинстве случаев либо отсутствовали, либо были совершенно невразумительны. Этот сюжет явился отправной точкой споров участников беседы, в которой принимали участие телеведущий Андрей Максимов, Игорь Волгин — писатель, президент фонда Достоевского, епископ Тихон (Шевкунов) — ректор СДС, член совета по культуре и искусству при президенте РФ, блогер Николай Соболев, директор ВШЭ Виталий Третьяков, ректор МПГУ Алексей Лубков, директор института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина, ВРИО директора департамента политики в сфере общ. образования министерства образования РФ Ирина Мануйлова и Андрей Новиков-Ленский — писатель, культуролог.

http://pravoslavie.ru/101933.html

Вот уже семь лет существует ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м – Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м – Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м – Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м – Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. В 2017-м году новыми избранниками стали Виктор Лихоносов, Борис Споров и протоиерей Ярослав Шипов. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей беседу двух лауреатов Патриаршей премии – Александра Сегеня и Бориса Екимова, автора многих книг прозы, широко известных в России и за рубежом. Борис Екимов – Борис Петрович, вы – признанный литератор, лауреат многих литературных премий, причём самых разных, вас награждали и Солженицынской, и Бунинской, и Ясной Поляной, и Государственной. Противоборствующие в своих взглядах и устремлениях журналы «Наш современник» и «Новый мир» одинаково высоко оценивали ваши произведения. Что для вас литературная премия? – Всякая литературная премия, Александр Юрьевич, это знак поощрения работы литератора. А во времена нынешние, безгонорарные – еще и материальная поддержка. Это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал» – А чем для вас стало присуждение Патриаршей премии? – Патриаршая премия, каких бы претензий к ней ни предъявляли, как, впрочем, и к другим премиям, на мой взгляд – христианская по самому своему определению. А это значит, «что чувства добрые я лирой пробуждал», «с этой кафедры много доброго можно сказать» – основные законы русской художественной литературы, произнесенные и утвержденные Пушкиным, Гоголем, Толстым, но прежде, на заре осмысленного человеческого бытия, дарованные свыше. Митрополит Калужский и Боровский Климент Благодарен за Патриаршую премию, благодарен за понимание мною написанного. Благодарен митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту за высокую оценку моих рассказов и повестей. Публичные отзывы в печати сейчас редки. И потому для меня очень важны. Большое спасибо.

http://pravoslavie.ru/105772.html

Валерия - значит крепкая. Интервью с инокиней Валерией ПРАВОСЛАВИЕ.RU       ПОМЕСТНЫЕ ЦЕРКВИ ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ ВОПРОСЫ СВЯЩЕННИКУ НОВОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ ПРЕССА ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ ГОСТЬ САЙТА ДОКУМЕНТЫ ИСТОРИИ ПОЛЕМИКА ENGLISH EDITION   СРЕТЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ   тематические подборки новые поступления карта сайта авторы анкета поиск ВАЛЕРИЯ - ЗНАЧИТ КРЕПКАЯ ИНТЕРВЬЮ С ИНОКИНЕЙ ВАЛЕРИЕЙ Фото Юрия Харитоновича Свои стихи она называет лирой. Они удивляют. Наивные, немного нескладные, почти детские по манере, трогательные в своей искренности до предела. Наверно, что-то похожее барышни в позапрошлом веке писали друг другу в альбомы. Любое событие, которое коснулось ее до старости впечатлительной души, она выражала в стихах. Быть может, это была детская привычка, сохранившаяся на всю жизнь. Стихи, что она писала в зрелом возрасте, мало отличаются от тех, что она писала девочкой. Да, они не изменились, но сами изменили ее жизнь, ведь если б не они, кто знает, как сложилась бы история ее жизни, которая звучит сегодня как легенда. ЮНОСТЬ - В 4 года я сочинила свое первое стихотворение " Голод 33-го года " . Я еще не умела писать, его записала бонна, Александра Ниловна. Тогда, в 33-ем, ни у кого бонны не было, а у меня была. Это была уже совсем старенькая женщина. Большевики ворвались к ней в дом и ни за что, за белые воротнички и манишки застрелили ее сына и мужа. Она сама еле-еле сумела убежать через окно в одном платье, скиталась по дворянским семьям, потом ее к бабушке привели. И она у нас доживала, учила меня грамоте, следила за манерами. А в церковь я с няней ходила. И бабушка, хоть и преподавала в советской школе, пряталась, куталась в нянины деревенские цветные шали, и так в церковь ходила. Родители были геологи, они редко приезжали, я росла с бабушкой. Как бывшая воспитанница пансиона благородных девиц, она каждый день ждала ареста. Я все время боялась за нее... Жили мы в Медведково, была нас кучка друзей: подруга Паня, будущая регентша в Киевском Покровском женском монастыре; ныне умерший владыка Серапион, Тульский митрополит; Нина, жена о. Дмитрия Дудко. Мы дружили, ходили в храм, и часто на службы к владыке Николаю (Ярушевичу). Встречали его с цветами. По загородам ездили. Читали часы - то, что в Москве запрещалось. Я писала стихи. Копировала иногда что-то живописное...

http://pravoslavie.ru/guest/valeria.htm

Один обращенный уже есть, значит, фильм уже окупился! О фильме «Иерей сан: Исповедь самурая» на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС рассказали авторы, создатели и актеры. Пётр Мамонов: Что будем делать в четверг, если умрем в среду? Боря Гребенщиков три раза плакал, поэтому всё. ОТК выдан. Мы до встречи говорили, что ведь вопрос-то один у нас в жизни: зачем? Зачем мы здесь сидим? Зачем мы сняли это кино? Зачем? О чем мы думали? Видите ли, задача ведь одна, как сказал Александр Сергеевич сказал, «и чувства добрые я лирой пробуждал». Оказывается, можно снять в наших условиях — жестких, непростых -хорошее, доброе, сильное, интересное и очень качественное кино. Обычно, как только вера православная – это сразу что-то такое в темноте, чего-то они делают со свечами, чего-то не очень ясно, что такое, какой-то такой «красный уголок» православный. Нет! Оказывается, православие – это качество, вера – это дух, а дух творит себе формы. Какого мы духа, такие будут и формы. Кино, на мой взгляд, даже не о ситуации в нашей стране, а вообще о том, зачем мы на этом свете живем, что будем делать в четверг, если умрем в среду. Вот один вопрос. Завтра умрем. Вот люди погибли, 224 человека. Что с ними теперь? Где они как? Что они? Пропали? Пыль, пепел? Мы здесь недаром появились все. Недаром, не просто так это всё. Поэтому если мы явимся в какой-то малой степени нашей мелкой носителями духа, то всё состоится. Очень важно, каков каждый из нас. Потом, конечно, можно выйти на площади, махать лозунгами, но, прежде всего, какой ты. Страна – это ты. Как сказал Николай Васильевич Гоголь, общество состоит из единиц. Мне кажется, об этом кино: какой ты? Мой герой, он одинокий охотник, не очень верующий. А он встал и пошел за правду. Лучше ведь умереть за правду, чем от водки, правда? Если ты так хочешь. Сейчас у молодежи модны суицидальные настроения. Хорошо, иди, воюй, погибни там, но за доброе дело, за правду. Здесь они (герои фильма – прим. ред.) на своем узком таком месте воюют, но стали насмерть. За что? За доброе, за правду, за истину.

http://pravmir.ru/mamonov-ohlobyistin-i-...

Здесь речи – лед, сердца – гранит... И вот из этой самой Москвы, куда душа его летит, ему весточка. Да от кого! От самого владыки Московского! Если бы он получил письмо Филарета в ту пору, когда сочинял «Гавриилиаду», можно только с ужасом вообразить, какая усмешка, какая гримаса исказила бы его рот. Но Пушкин в свои тридцать лет – это уже именно тот гений, коим мы по праву можем и обязаны гордиться. Сейчас это и впрямь уже «умнейший человек России». Он потрясен ответом святителя Филарета. Быть может, он даже целует бумагу, на которой светятся начертанные владыкой буквы. И в воскресенье 19 января 1830 года он садится писать ответное стихотворение: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Свое творчество он назвал лирой, Филаретово – арфой! Позднее, публикуя эти стансы 12 февраля в «Литературной газете», Пушкин переделает последнюю строку, уйдя от определенного образа митрополита Филарета к обобщенному образу некоего серафима, с маленькой буквы: Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт. Но в тот воскресный день он писал именному адресату – Филарету Московскому . И главное, в чем признается царь русской поэзии, что его душа «отвергла мрак земных сует». С этой очищенной душой он в марте отправится в Москву. 6 мая состоялась его помолвка с Натальей Николаевной, которой он пишет в это время: Прилежно в памяти храня Измен печальные преданья, Ты без участья и вниманья Уныло слушаешь меня... Кляну коварные старанья Преступной юности моей, И встреч условных ожиданья В садах, в безмолвии ночей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

5 марта Работа конференции 10.00–14.00 Председатель – Данилова Марина Дмитриевна, главный библиотекарь 5 марта – День памяти святого князя Ярослава Мудрого Шустров Андрей Григорьевич, доктор культурологии, профессор Ярославской духовной семинарии, проректор по научной работе, заведующий кафедрой богословия и церковной истории Ярославской духовной семинарии Мудрость Мудрого Ярослава Ваганова Ирина Вениаминовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, главный редактор журнала «Элитный квартал» «С ружьем и лирой. Некрасов». Новый взгляд на поэта. Презентанации книги, вышедшей  к 200-летию  Н. А. Некрасова Мышковец Ирина Витальевна, ведущий научный сотрудник научно-просветительского отдела Литературного музея Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Адам Богданович – исследователь творчества Н. А. Некрасова (по материалам фондов Литературного музея Максима Богдановича) Горошников Виталий Владимирович, кандидат филологических наук, директор Арт-холдинг «Медиарост» (г. Рыбинск)  «Ярославская словесность»: презентация издания, приуроченного к 200-летию со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова в 2021 году Аниськович Марина Маратовна, ведущий научный сотрудник Национального Полоцкого историко-культурного музея-заповедника (Республика Беларусь) Опыт Краеведческого музея г. Полоцка в сохранении и популяризации исторического и культурного наследия начала XX века (на примере экспозиции «Прогулка по Нижне-Покровской») Барановский Михаил Александрович, заведующий Литературным музеем Максима Богдановича, филиала Государственного музея истории белорусской литературы (г. Минск) Максим Богданович и ярославская газета «Голос»: новые находки и старые вопросы Белозёрова Елена Витальевна, ведущий библиотекарь Централизованной библиотечной системы Юго-Восточного административного округа Москвы Мужество как символ времени Священник Александр Парфенов (г. Ростов Великий, Ярославская область)

http://e-vestnik.ru/annonce/yaroslavl_ya...

113. Col. 67-114; Col. 752), распространенного на Западе в ср. века свода святоотеческих толкований на все Свящ. Писание. Мнения об авторстве В. С. придерживались, в частности, Р. Беллармин (1542-1621), редакторы издания, вышедшего в г. Дуэ (1617), Ж. П. Минь в издании патрологии (XIX в.- PL. 113. Col. 11). Они полагали, что В. С. принадлежит первоначальный вариант глосс, в течение неск. веков неоднократно дополнявшийся др. авторами: Ансельмом Ланским , Николаем Лирой и др. Однако в кон. XIX - нач. XX в. авторство В. С. было поставлено исследователями под сомнение или вовсе отвергнуто ( Berger S. Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du Moyen Âge. P., 1893; Glunz H. H. History of the Vulgate in England from Alcuin to R. Bacon. Camb., 1933; Smalley B. Gilbertus Universalis, Bishop of London and the Problem of the «Glossa ordinaria»//RTAM. T. 7. P. 235-262; T. 8. P. 24-60; eadem. La Glossa ordinaria, quelques prédécesseurs d " Anselme de Laon//Ibid. T. 9. P. 365-400; eadem. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19833. P. 46-66). Подлинные сочинения. 1. Толкования на Пятикнижие Моисея, представляющие собой сокращения соответствующих толкований Рабана Мавра, выполненные В. С. по просьбе его фульдского учителя. Из этих толкований опубликованы только «Epitome Commentariorum Rabani in Leviticum» (Сокращенный вариант толкований Рабана на Левит; ок. 826-829 - PL. 114. Col. 795-850), а также предисловия к книгам Левит и Исход (MGH. Epp. T. 5. P. 515-516). Толкования на книги Бытие, Исход, Числа и Второзаконие до сих пор остаются неизданными. 2. «Expositio in viginti primos psalmos» (Толкование на первые двадцать псалмов - PL. 114. Col. 751-794). Рукопись этого сочинения, обнаруженная в б-ке Райхенау, содержала толкования с 1-го по 76-й псалом, но в ее 1-е изд. в XVIII в. были включены толкования только первых 20 псалмов; позже были изданы толкования на псалмы 21, 23 и 33 ( Ö nnerfors A. Über W. Strabos Psalter-Kommentar//Literatur und Sprache im europäischen Mittelalter.

http://pravenc.ru/text/153899.html

Пожалуй, здесь проходит тонкая грань, но все-таки добрый человек, если он в силу воспитания или других причин пока еще не христианин – всегда близок к Богу и рано или поздно приходит к Нему. Почему западные «общечеловеческие» ценности в корне своем греховны? Они идут от природы падшего человека, потакают греху. Отличить подмену на самом деле просто, для этого стоит задаться вопросом, где точка отсчета, какова мера вещей – Христос или человек? Идея Богочеловека или человекобога не просто абсолютно разные – они противоположные.  Поэтому обожествление всего человеческого  и  ведет к греховной сатанинской свободе – вседозволенности. И мы, христиане, не можем их принимать. – Могут ли православные авторы противостоять псевдо-ценностям? – Конечно, могут, и они им противостоят. Конечно,  писатели и их произведения не могут привести человека к Богу, но способны помочь  ему осилить  путь к порогу храма, направить его на осмысление своей жизни. Пережив катарсис вместе с героем, читатель может задуматься о Божьей воле, о последнем часе смертном, о том, как исправить свою жизнь. А еще книги помогают осмыслить жизнь как величайший дар Бога. В этом смысле писатель является пахарем – он перепахивает человеческую душу, чтобы в ней проросло евангельское семя. Понятно, что семени мало просто упасть – об этом сказано в притче о Сеятеле: какое семечко упало при дороге, какое – на камень, какое заглохло среди плевел или склевано птицами. И  писатели ответственны за то, куда падает Слово Божие, а ведь Слово сеет Сам Бог, а поле – сердце человека. Почву в нем готовит и воспитание родительское, и литература – она ведь тоже воспитывает. Хорошая книга – всегда  воспитатель души человека. «И чувства добрые я лирой пробуждал», – говорил Александр Сергеевич Пушкин. – Ваши книги сегодня многие знают и любят, а что читаете Вы? – К сожалению, в последнее время  редко удается погрузиться в серьезную духовную литературу. В основном, читаю разную беллетристику, художественные произведения, из современных – прозу Виктора Пелевина и Сергея Лукьяненко.

http://azbyka.ru/deti/prot-nikolaj-agafo...

Следует помнить, что есть как бы два Давида: есть Давид исторический и есть Давид поэтический. Одни приписывают Давиду всю книгу псалмов и Давида представляют вдохновленным мистиком, почти новозаветным христианским святым. Другие наоборот, приписывают Давиду то, что он был человек очень увлекающийся, довольно свирепый, мужественный и часто неразборчивый: проливал много крови, которую можно было и не проливать. Перед нами очень сложный, но очень типичный для своего времени человек. Но это не просто человек, а царь Иудейский. И Библия, освещая его историю возвышения и правления, приводит источники, восходящие непосредственно к его времени, показывает Давида во всем его великом противоречии. Он одновременно и пламенный религиозный поэт и бесстрашный воин, искусный тактик, не пренебрегающий порой сомнительными средствами для достижения своих целей. Давид производит величайшее впечатление на тех, кто когда бы то ни было изучает его историю и говорит о нем. Происходил Давид из Вифлеема, из небольшого иудейского городка, где с детства пас овец у своего отца Иессея. Во время странствования по горам он научился пользоваться оружием и лирой. Именно в таком человеке нуждался Саул, он сделал юношу своим оруженосцем, а его игра на инструменте отгоняла злой дух от царя. Музыка может преображать человека, но и может низводить его до глубин ада. Музыка Давида была возвышенной, это музицирование влияло на душу Саула. В доме Саула Давид очаровывает всех. Наследник Ионафан становится его лучшим другом. Сначала Саул сватает за Давида свою старшую дочь, однако она выходит замуж за другого, а Давида полюбила другая дочь — Мелхола, которую он также полюбил и он становится своим человеком для царя. Царь дает ему ответственные поручения, которые Давид выполнял блестяще, женит его на Мелхоле и ставит его начальником над военными людьми. Каким же образом произошло это продвижение? Сначала его помазывает на царство престарелый Самуил. Это событие произошло в доме его отца (1 Цар.16) «Господь сказал: не смотри на вид его и на высоту роста его (он говорит про Елиава), Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь». (1 Цар.16, 7-7)

http://sedmitza.ru/lib/text/432129/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010