Преподобный Макарий Калязинский (+ 1483) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 марпш в день преставления, 26 мая в день обретения мощей 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских святых Прп. Макарий, в миру Матфей, родился в селе Грибкове, ныне Кожино. Родителями его были боярин Василий Кожа, прославленный своими ратными подвигами при вел. князе Василии И Темном, и супруга его Ирина. Память их почитается местно. С семи лет Матфея начали учить грамоте, и он на всю жизнь полюбил чтение духовных книг, с детства принимая к сердцу все прочитанное. Придя в возраст, он по воле Божией женился на Елене Яхонтовой, но между собой молодые люди условились, что как только один из них умрет, овдовевший супруг непременно примет монашество. Через год умерли родители Матфея, а еще через два года Елена, и двадцатипятилетний вдовец поступил в Николаевский Клобуковский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Макарий. Здесь в свободное от послушания время он продолжал изучать духовные книги, а когда прошел искус, то по благословению игумена ушел на пустынножительство. Пустынь его была расположена в красивом месте в лесу, между двух озер. К нему приходили дикие звери, ласкались к нему, и он делил с ними свою пищу. Скоро пришли к нему 7 старцев Клобуковского монастыря, потом стали приходить и другие. Долго не соглашался преподобный принять сан игумена, но вынужден был уступить. Устав, введенный им, был настолько строг, что не все выдерживали его и многие уходили. Назван был монастырь Калязинским по имени боярина Ивана Коляги, сначала врага его, но потом покаявшегося и ставшего его иноком. Принесли раз к прп. Макарию расслабленного Захария из села Кясовая Гора. Преподобный сказал ему: «Чадо! Преблагий Бог не хочет смерти грешника, а жизни и обращения ко спасению, и какими ведает судьбами, приводит его ко спасению через покаяние. Тебя постигло Божие посещение, и, если покаешься и оставишь прежние обычаи, Бог пошлет тебе исцеление; если же нет, то пострадаешь и больше сего!» Больной со слезами исповедал свои согрешения, и преподобный благословил и исцелил его. Впоследствии он стал священником своего села и всю жизнь помнил наставления прп. Макария.

http://sedmitza.ru/lib/text/437015/

С первых летописных упоминаний за монастырем закрепилось двойное название - Николаевский Клобуков. Дело в том, что главный храм монастыря был заложен и освящен в честь свт. Николая Мирликийского - отсюда название Николаевский. О происхождении же наименования Клобуков (или Клобуковский) нет единого мнения, хотя в Кашине и по сей день бытует благочестивое предание, сообщающее о том, что раньше построения монастыря на левом берегу Кашинки, близ старой угличской дороги, был найден монашеский клобук. Хранимая кашинцами легенда относит чудесное появление клобука к святителю Иоанну, архиепископу Новгородскому (XII век). По мнению исследователя Б. М.Кирикова, автора книги «Кашин», вышедшей в 1988 году в серии «Памятники городов России», определение «Клобуков» связано с наименованием местности или «каблуком», который образует русло Кашинки в этом месте. Сами кашинцы исстари и до сих пор охотнее называют монастырь «Каблуковым» или «Каблуковским» и даже замешкаются, отвечая на вопрос паломников о дороге к Клобукову монастырю. Эта замена объясняется и тем, что такое звучание привычнее и понятнее для мирского уха; к тому же, если присмотреться к течению реки, то в очертаниях берега, действительно, вполне угадывается каблучок. Что касается даты «рождения» обители, то можно с уверенностью сказать, что она возникла во второй половине XIV века, так как к началу XV века монастырь был уже достаточно благоустроен и развит, «потому что под кров его стремились для первоначального упражнения себя в иноческих подвигах известные впоследствии святостью жизни преподобные». О внешнем устройстве Клобукова монастыря в XV столетии сохранились лишь немногие свидетельства. Помимо небольшой деревянной церкви во имя свт. Николая, давшей название обители, предание указывает на существование в то время и церкви Покрова Пресвятой Богородицы, в которой преподобный Макарий Калязинский принял монашеский постриг. Монастырю принадлежала береговая земля реки Кашинки, где этот святой построил мельницу. Уже во второй половине XVII века в обители началось каменное строительство. Трудами и попечением благочестивых супругов Стефана и Матроны Анисимовых (в иночестве Сергия и Марфы) в 1664 году в Клобуковской обители была заложена первая каменная соборная церковь во имя святителя Николая. К 1671 году строительство собора завершилось. Позже трудами новых жертвователей возле него поднялся большой каменный собор во имя Святой Живоначальной Троицы, после чего Никольский храм решили преобразовать в придел новой соборной церкви. К 1684 году эти планы были претворены в жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=03191

С 11 июня 2009 года настоятельницей монастыря является игумения Варвара (Иванова), при которой было закончено восстановление Южного корпуса, окончен ремонт Северного келейного корпуса, отремонтирована трапезная, Покровский храм, Алексеевский храм, посажены сад и виноградник, организованы ткацкая, швейная и вышивальная мастерские. В настоящее время в обители 14 насельниц. Одна из древнейших святынь монастыря — копия уникальной резной иконы Богоматери «Клобуковская Одигитрия», которая находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве. Этот редкий памятник тверской пластики и живописи, датируемый концом XV — началом XVI веков, выполнен в технике полихромной резьбы с позолотой. Особо почитается в обители рака, в которую были положены мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской во время ее второго прославления в 1909 году. Главная святыня обители — воссозданная келья преподобного Макария Калязинского, собственноручно построенная преподобным около 1425 года. В ней находится деревянный крест, и старинные деревянные аналой и подсвечник. В 1903 году над этой кельей была воздвигнута кирпичная Макарьевская часовня, примыкающая к Алексиевской церкви. В годы советской власти келью уничтожили. В 2009 году келью преподобного Макария воссоздали на прежнем месте, восстановив ее по житию святого и по последнему описанию монастыря, составленному в 1903 году. 6 июня с.г. в Алексеевском храме Николаевского Клобукова монастыря митрополит Амвросий совершил Божественную литургию в сослужении духовенства Тверской епархии.  Здесь начались главные торжества по случаю 500 -летия обретения мощей преподобного Макария Калязинского. В монастыре располагается женская паломническая гостиница, в которой единовременно можно разместить 15 женщин. Монастырь организует для паломников трапезы. В обители организован пункт приема от прихожан и выдачи нуждающимся и малоимущим прихожанам и гражданам одежды, обуви и предметов первой необходимости, а также лекарств.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Через год после женитьбы Матфея умерли его родители, а потом еще через два года, по воле Божией, скончалась и его супруга Елена. Теперь Матфей ничего другого не желал, как исполнить давнее свое намерение – покинуть мир и принять иноческое пострижение; ничто не мешало ему теперь осуществить свое желание. Немедленно он по заповеди Христовой, раздал свое имущество нищим и ушел в ближний монастырь Клобуковский 1985 , подле города Кашина, и постригся в иночество с именем Макария. С горячею ревностью стал он проходить монастырские послушания, повинуясь не только игумену, но даже самым младшим из братии со всяким смирением и кротостью. Неуклонно посещая храм Божий и неустанно трудясь в разных монастырских работах, он остальное время посвящал молитве и бдению, усердно читая жития святых и другие Божественные книги, стараясь подражать примерам прежних подвижников и сохраняя в сердце назидательные слова, почерпнутые из прочитанных книг. Подвиги молодого инока возбуждали удивление всей монастырской братии. Немало лет поживши в Николаевском Клобуковском монастыре, Макарий стал помышлять об уединенной жизни. Укрепившись в сей мысли, он открыл ее игумену и стал просить его благословения. Игумен, видя искренность желания Макария, дал ему отеческое наставление и благословил на новый путь подвижнической жизни. Макарий нашел для себя место, соответствовавшее его желаниям, не вдалеке от Кашина, в восемнадцати верстах, близ реки Волги, между двух небольших озер, в густом лесу. Здесь он поставил себе келлию и стал подвизаться в посте, молитве и бдении. Никто не мешал его уединенному подвигу. Дикие звери не нападали на него, а ласкались, и он делил с ними свою скудную пищу. Но не долго Макарий подвизался в полном уединении. К нему скоро стали собираться другие подвижники и прежде всего пришли семь старцев из Клобуковского монастыря. Собралось немало иноков и из иных мест. Около келлии Макария возникли новые келлии и составилось пустынное братство. Это новое братство нуждалось в храме Божием для общей молитвы и принятия Святых Таин. Преподобный Макарий со своими сподвижниками построил небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы с благословения тверского архипастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

После реставрации церкви и шпиля колокольни с восстановлением креста возобновлено богослужение. Внутреннее убранство церкви Петра и Павла восстановлено за счет пожертвований и помощи прихожан. Чтимые святыни: икона Божией Матери «Тихвинская». Церковь является подворьем Николо-Клобуковского монастыря. www.worldwalk.info Петропавловская церковь города Кашина, расположенная в бывшей Сионской слободе (ныне - улица Крестьянская), сегодня является подворьем Николаевского Клобукова монастыря. Храм, известный своим высоким наклонным шпилем, особенно дорог кашинцам: когда в советские годы другие храмы города закрыли, превратив в клубы или склады, здесь молилось не одно поколение хранивших веру горожан. Церковь святых апостолов Петра и Павла впервые упомянута в писцовых книгах 1621 года. Как и большинство построек того времени, она была деревянной. Каменный храм в стиле барокко построили в 1780-1782 годах на месте обветшавшей деревянной церкви. В начале XIX века его фасады обновили в стиле позднего классицизма. В 1930-е годы с Петропавловской церкви сняли колокола. Разобрали и иконостас. Но дальнейшая судьба храма отлична от печальной участи большинства кашинских церквей. Церковные службы возобновились в нем уже в 1940-е годы, тогда же началось восстановление внутреннего убранства церкви. Значительную часть икон пожертвовали прихожане. Мощи святой благоверной княгини-инокини Анны Кашинской после вскрытия безбожниками с 1931 года хранились в Кашинском краеведческом музее. 22 января 1948 года их передали в Вознесенский собор. В 1962 году, после закрытия Вознесенского храма, святые мощи перенесли в единственный действующий храм Кашина - Петропавловскую церковь. Рака с мощами святой Анны Кашинской находилась в ней до 1986 года, когда при грозе разрушилась колокольня, после чего церковь на два года закрыли для богослужений. Мощи святой благоверной великой княгини перенесли в очередной раз - в церковь Рождества Христова на Горе (сейчас мощи святой пребывают в кафедральном Вознесенском соборе).

http://sobory.ru/article/?object=06045

Как видим, конец XVII - начало XVIII веков смело можно считать временем расцвета монастыря. В 1681 году вышло постановление о содержании с монастырских доходов тверского архиерея. В 1700 году - монастырь владел 70 крестьянскими дворами. В 1708 году, при образовании Ингерманландской губернии, указом Петра I Кашин приписали к Угличу, а вместе с Угличем - к Ярославлю. В 1710 стольник Тимофей Акимович Дуров подготовил подробнейшую опись Клобукова монастыря. Из текста описи следует, что монастырь был хоть и не велик, но благоустроен и имел хороший доход. Подати вносились аккуратно, По указу государя, игумену и братии положили жалование. При пособии в 200 рублей, пожертвованных генеральшей Секиатовой, в 1743 году в монастыре начали возведение каменной осады с тремя башнями, которая, в итоге, имела протяженность 418 метров. К началу XIX столетия монастырские здания начали ветшать, и настоятелям монастыря, сообразно своему новому наименованию, пришлось заняться строительной и восстановительной деятельностью. При содействии жертвователей и благотворителей в 1810-20-е годы кельи и соборы обители ремонтировались и благоукрашались. В 1823 году, в связи с прошением настоятеля и по высочайшему повелению, Николаевский Клобуков монастырь был преобразован в общежительный, а в 1869 году, благодаря щедрым пожертвованиям купчихи Анны Васильевны Вончаковой, Святейший Синод учредил в монастыре архимандритию. Первым архимандритом Клобуковской обители стал строитель Феодосий. Согласно Екатерининскому манифесту о секуляризации церковных земель 1764 года, Николаевский Клобуков монастырь был причислен к заштатным и оставлен на своем содержании. Во владении обители сохранились лишь бесспорно принадлежавшие ей пустыни да Макарьевская мельница на реке Кашинке. Монастырские крестьяне с их усадебной и пахотной землей переходили в ведомство коллегии экономии - специального имперского учреждения, которое занималось управлением земельными владениями духовных лиц и учреждении и сбором с них доходов в государственную казну. Введенская церковь отторгалась от монастыря и становилась приходской церковью Кашина; жители подмонастырской слободы переводились в разряд горожан. Настоятели монастыря впредь именовались не игуменами, как раньше, а строителями. В 1798 году, при наделении обителей землей, Николаевский Клобуков монастырь обошли стороной как достаточно зажиточный. Впрочем, было решено ежегодно выделять монастырю по 300 рублей ассигнациями в качестве «милостынной дачи».

http://sobory.ru/article/?object=03191

О жизни монастыря в конце XIX - начале XX веков известно немного. Это был один из трех монастырей Кашина. Братия его по-прежнему оставалось немногочисленной, служба отправлялась ежедневно, по праздничным дням служилось две Божественные литургии. Само богослужение совершалось строго по уставу, без сокращений и торопливости, во время братской трапезы читались жития святых по дням. Главным престольным праздником считался день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая Мирликийского 22 (9 по старому стилю) мая. В этот день в крестном ходе от кафедрального Воскресенского собора в Клобуков монастырь принимали участие все горожане и духовенство всех кашинских церквей. В 1920-е годы монастырь был упразднен и постепенно начал заселяться светскими людьми. Комнаты городили повсюду - в игуменском корпусе, в кельях, в церквях. Даже из врат Покровской церкви сделали жилье. В 1929 году Алексеевская церковь лишилась колоколов и иконостаса; в 1931-м - разобрали колокольню. Тогда же в Алексеевском храме разместили колбасную артель «Инвалид» с бойней, а в частично разобранном Троицком храме - гончарную мастерскую. В таком состоянии Клобуковская обитель простояла до конца 1970-х - начала 1980-х годов, когда усердием хранителей кашинской старины на монастырь обратили внимание как на древний памятник истории и архитектуры. 30 октября 1995 года комплекс Николаевского Клобукова монастыря официально передали Русской Православной Церкви. 19 июня 2001 года Николаевский Клобуков монастырь был преобразован из мужского в женский. http://klobukov.ru/about/history/ Другие монастырские постройки В XVII-XVIII веках по периметру монастыря выросли каменная ограда (закончена в 1740-х годах), кирпичные здания трапезной и казенной палаты на погребах, игуменские кельи на подклетах. Одним из старейших в Кашине образцов гражданской архитектуры является участок южного корпуса, на стене которого уцелел фрагмент наличника, типичного для XVII века. Столь же древним выглядит крыльцо настоятельских покоев (западного корпуса). Б. М. Кириков отмечает: «Приземистый рундук прорезан арками, обведенными валиками и поребриком, ширинки на квадратных столбах были украшены изразцами. Обрамления окон с плечиками и лучковыми сандриками на фасадах здания характерны уже для барокко XVIII века и могли появиться в середине столетия». Верхний деревянный этаж настоятельского корпуса надстроили в 1879 году. До наших дней сохранились два братских корпуса (северный и южный) и двухэтажный настоятельский корпус. В братских (с 2001 года - сестринских) корпусах ведутся реставрационные работы.

http://sobory.ru/article/?object=03191

Из рассказа Преподобного Иосифа мы почерпаем некоторые сведения об Андронике, первом игумене Андрониковского (Московского) монастыря, –учениках его Савве и Александре и знаменитых иконописцах того же монастыря Данииле и Андрее, – о св. основателе Колязинского общежительного монастыря – Макарие, которого Преподобный видел сам и который передал ему первоначальную историю основанного им монастыря, при пособии семи иноков, пришедших с ним из Клобуковского, Николаевского монастыря 44 . Здесь же наконец мы узнаем, что Пафнутий Боровский, с которым жил Иосиф 45 , был ученик ученика Сергиева Никиты, архимандрита Высоцкого. Все эти и нижеизложенные сведения мы помещаем в тексте нашего сочинения, а не в примечании потому, что они имеют для нас особенное значение. О некоторых из подвижников русских монастырей мы или не имеем вовсе сведений, или получаем их в искаженном виде. Для нас дороги сведения, передаваемые Пр. Иосифом, об основателях некоторых монастырей, об их первоначальных уставах и вообще внутренней жизни монастырей того времени. Все это имело сильное влияние на характер и последующую иноческую деятельность Пр. путешественника. Говоря вообще во введении о монастырской жизни, мы сказали, что монастыри, увеличившись в своих пределах, начали ослабевать в своем благочестии; это подтверждает и Пр. Иосиф. В шести монастырях, рассказ о подвижниках которых вошел в «духовную» Иосифа, было много знаменитых благочестием иноков, но все эти подвижники, по сказанию Иосифа за свою ревность по благочестию и монастырскому уставу, терпели от своих же собратий не только оскорбления, но и побои; многие из этих же подвижников отличались слишком строгой точностью, в исполнении устава, которая часто была привязана только ко внешности – к букве; наконец во всех указанных монастырях, кроме Колязинского, при общежительных началах, общежитие вполне никогда не соблюдалось. Мало того; из рассказа Пр. Иосифа мы видим, как непрочны были иногда связи между иночествующими, – какая строгая и самовластная распорядительность преобладала в этих монастырях, – как часто права слабого были попираемы и нарушаемы, ко всеобщему соблазну, сильным – не нравственно, не властью, но физически. Рассказывая, например, о благочестивом старце Кирилловского монастыря – строгом ревнителе и исполнителе устава Св. Кирилла, Иосиф замечал: «инии ж никако же молчаху, но возбраняху и супротивныя глаголаху. Блаженный же Досифей толико пострада от настоятеля, якоже ему и раны прияти от него не единою, но многащи. Некогда бо ему глаголющу к настоятелю, яко да не развращает предания Св. Кирилла, он же низложив того с трапезного мосту, иже паде на землю и бысть яко мертв». Такое же нарушение монастырского устава продолжалось и при следующем настоятеле Кирилловского монастыря, который «множицею с яростью устремлялся на них (исполнителей устава и обличителей нарушителя его) и хотяше жезлом бити их, овогда же и бияше» 46 . Тоже было и в других, описанных Иосифом, монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

1982 Наименование Макария Колязинским произошло от наименования самого монастыря, о чем сказано ниже. 1983 Кашин – уездный город Тверской губернии на левом берегу Волги в 12 верстах от нее, на реке Кашинке, и в 19 верстах от уездного же города Тверской губ. Колязина. 1985 Клобуковский Николаевский монастырь подле города Кашина с 1764 г. – заштатный. В нем до настоящего времени сохраняется келлия преподобного Макария. 1987 Преподобный Ефрем Перекомский, уроженец города Кашина, начал подвизаться в Макариевом Калязинском монастыре, а пострижение принял в обители преподобного Саввы Вишерского. Удалившись в пустынное место на западный берег озера Ильменя, он положил начало обители в 25 верстах от Новгорода. Ныне заштатный Перекомский Николаевский монастырь. Память преп. Ефрема празднуется 10 мая. 1988 Князь Андрей Васильевич Большой был четвертый сын великого князя Московского Василия Василевича Темного и родной брат Московского великого князя Иоанна Васильевича III. Он получил в удел город Углич по духовному завещанию своего отца, скончавшегося в 1462 году. В 1492 г. князь Андрей был посажен в заточение в Переяславле-Залесском и скончался в 1494 году. 1989 Великий князь Иоанн Васильевич III, сын Василия Васильевича Темного, правил русским государством с 1462 по 1505 год. 1990 Основанный преподобным Паисием Покровский монастырь находится в трех верстах от города Углича (Ярославской губернии), на левом берегу Волги, в настоящее время третьеклассный. Паисий основал монастырь по просьбе угличского князя Андрея Васильевича, у которого был восприемником детей Иоанна и Димитрия. Преподобный Паисий скончался в глубокой старости в 1606 году, июня 6, когда и празднуется его память. 1992 Митрополит Даниил, ученик Иосифа волоколамского, хиротонисован из игуменов Иосифова монастыря в 1522 году; оставил кафедру в 1539 году. 1993 Инок князь Вассиан Патрикеев был судим на соборе в 1531 г. и мнения свои о новых русских чудотворцах высказал здесь в прении с митрополитом Даниилом. «Прение» ж то см. в «Чтениях. Общ. Ист и Древн. Росс. при Моск. Унив.» за 1847 год; изложение в Истории Русской Церкви преосв. Макария, т. 6, стр. 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

59 ...и по шести трапезъ ставити на всяко лто по нихъ и по соб на братию и на нищихъ. – Трапеза – заздравное или поминальное монастырское застолье, общий стол; угошение, которое присылалось монахам по большим праздникам для поминания усопших или здравствующих. 60 О отцы Макарии Калязиньскомъ. – Макарий Калязинский, в миру Матвей, родился в 1402 г., происходил из рода кашинских бояр Кожиных. После смерти родителей и жены постригся в Николаевском Клобуковском монастыре, откуда вскоре ушел с семью монахами и основал недалеко от Кашина Троицкий монастырь (Макарьевский – по имени создателя, Калязинский – по имени владельца земли, где был выстроен монастырь). Макарий был сторонником строгого общежительного устава, долго уклонялся от игуменства, но по настоянию братии был посвящен в игумены монастыря тверским епископом Моисеем (1453–1459). Макарий вел трудническую жизнь, носил «худые ризы», за что позднее Вассиан Патрикеев назвал его «калязинским мужиком», выступив против канонизации Макария как «нового чудотворца». При Макарии монастырь был духовным центром борьбы Твери с Москвой; в Калязинском монастыре получил благословение на «хождение за три моря» тверской купец Афанасий Никитин (см. наст. изд., т. 7). В 1478 г. монастырь посетил Иосиф Волоцкий и со слов Макария составил рассказ о его жизни, который читается в Волоколамском патерике. Макарий умер 17 марта 1483 г., его мощи обретены 26 мая 1521 г., повсеместное празднование святому установлено на соборе 1547 г. 61 ...сродници его – Захариа, Бороздинъ прозваниемъ... – Речь идет о боярине Захарии Бороздине, основателе рода Захарьиных-Бороздиных. Ему принадлежало село Кузьмодемьянское Дмитровской волости Старицкого уезда, которое его внук Ф. Б. Бороздин в 1547/1548 г. передал в Иосифо-Волоколамский монастырь. 62 ...поживе въ простот, якоже великий Спиридонъ. – Спиридон Тримифийский (ум. в 348 г.) – родился на острове Кипр; его родители – люди «простого звания»; после смертн жены за святость был избран епископом города Тримифии. Несмотря на отсутствие богословского образования, на Первом Вселенском соборе в Никее (325) сумел убедить одного известного философа в истине православного учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010