2253 Левашов Сергей Васильевич (1856–1919), врач. Ординарный профессор терапевтической клиники медицинского факультета и ректор (1908–1913) Новороссийского университета. Гласный городской думы и почетный мировой судья Одессы. Член Союза русского народа, депутат 4-й Государственной думы, затем председатель фракции правых. Расстрелян 6 июня 1919 г., после чего в его доме на Екатерининской площади расположилась Одесская ЧК. 2255 Марр Николай Яковлевич (1864/1865–1934), востоковед-кавказовед, археолог, лингвист, специалист в области сравнительно-исторического языкознания; доктор восточной словесности (1902); академик ПАН (1909); с 1902 г. ординарный профессор, декан факультета восточных языков (1911–1918) Петербургского – Петроградского университета, председатель РГАК (1918–1919), с 1919 г. (с перерывами) председатель РАИМК – ГАИМК, создатель и директор Яфетического института (1921– 1934), директор Государственной Публичной библиотеки (1924–1930). Речь идет о записке С. А. Жебелева и Н. Я. Марра «О реорганизации гуманитарных факультетов первого Петроградского университета» (см. коммент. 3 к док. 9). 2256 15 июня 1919 г. Е. Н. Яценко писала С. Н. Кондакову в Петроград: «10 июня Никодим Павлович получил из Академии наук казенный пакет, с извещением о назначении ему командировки на юг Рос­сии, и с кратким письмом Ольденбурга... Ольденбург пишет, что жалованье за июнь, июль, август будет выдано лишь тем академикам, которые вернутся (в Петроград. – И. Т.) хотя бы к концу сентяб­ря» (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 7. Д. 252. Л. 60, 61 об.). 2257 Правление Товарищества свеклосахарных и рафинадных заводов «Братья Терещенко» прославилось своей меценатской и благотворительной деятельностью, поддержкой науки и культуры. В прав­ление входили коллекционеры древностей и живописи Б. И. Ханенко, женатый на старшей дочери основателя товарищества Н. А. Терещенко – Варваре Николаевне, А. Н. и К. С. Терещенко. Крупный финансист М. И. Терещенко, сын коллекционера И. Н. Терещенко, с сестрами П. И. и Е. И. Терещенко владел петербургским издательством «Сирин» (1912–1914). С рядом представителей семьи Тере­щенко – Ханенко Кондаков поддерживал переписку. См. письма к Η. П. Кондакову: Елизаветы Ми­хайловны Терещенко, вдовы коллекционера картин И. Н. Терещенко (ПФА РАН. Ф. 115. Оп. 4. Д. 414. 2 п., 1915 и без даты), министра финансов Временного правительства Михаила Ивановича Терещенко (Там же. Д. 415. 3 п., 1913–1914), его сестры П. И. Терещенко (Там же. Д. 416. 10 п. гг.]), камергера, члена Государственного Совета, почетного члена Академии художеств, кол­лекционера Богдана Ивановича Ханенко (Там же. Д. 452. 2 п., 1909 и без даты) и его жены В. Н. Ха­ненко (урожд. Терещенко) (Там же. Д. 453. 2 п., без даты).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. Флиттнер, Как научились читать иероглифы, Пгр., 1922; И. Г. Франка- Каменецкого, Новый Восток, II, 1922; его же, Как научились читать египетские письмена, М., 1922; А. В. Шмидта, Развитие египтологии в России (Наука и ее работники, 1922, 3–4). Если чествование великого открытия Шамполлиона объединило научный мир во имя прошлого, то учрежденный при Чикагском университете Востоковедный институт мог бы объединить всех специалистов по истории Древнего Востока во имя будущего. Это учреждение, The Oriental Institute of the University of Chicago, было основано в 1919 г. на средства Рокфеллера. Из задач, поставленных институту, в особенности важными являются: подготовка и ведение раскопок, составление ассиро-вавилонского словаря на основании всех известных теперь текстов и работа над мало еще исследованной «Книгой Мертвых», заупокойной литературой Древнего Египта. О Чикагском институте востоковедения см. обстоятельную статью J. Н. Breasted, Amer. Journ. of Semit. Lang, a Liter., t. XXXV, 4, июль 1919 г., стр. 196– 204, и А. Фрейман, Востоковедный институт в Чикаго (Восток, III, 1923, стр. 166). Чикагский институт развернул чрезвычайно большую экспедиционную и издательскую деятельность. Его деятельностью были охвачены Египет, Палестина, Сирия и Малая Азия. В Египте был захвачен исследованием ранне-исторический период (К. S. Sanford and W. J. Arkell, First report of the Prehistoric Survey Expedition; их же, Prehistoric survey of Egypt and Western Asia); в Палестине около Мегиддо были проведены раскопки Armageddon (Cl. S. Fischer, The Excavation of Armageddon и P. L. 0. Guy, New Light from Armageddon); более поздние периоды Египта были затронуты при раскопках в Фивах (Uvo Holscher, Excavations at Ancient Thebes 1930–31); чрезвычайно важные данные из области древне-египетской архитектуры и исторической эпиграфики были получены в результате шестилетней стационарной работы в Мединет-Абу (Н. Nelson and Uvo Holscher, Medinet Habu, 1924–28; Uvo Holscher and S. Wilson, Medinet Habu Studies, 1928–29; H. Nelson, Medinet Habu Reports; H. Nelson, Medinet Habu, 2 тома); в Малой Азии в течение трех лет было произведено археологическое обследование памятников хеттской культуры (Н. Н. v. d. Osmen, Explorations in Hittite Asia Minor) и в течение четырех лет проводились большие раскопки в Анатолии (Е. F. Schmidt, Anatolia through the ages; R. A. Martin and J. A. Morrison, Discoveries in Anatolia; H. H. v. d. 0sten and E. F. Schmidt, Researches in Anatolia, 4 тома). Работы Института опубликовываются в трех сериях (Oriental Institute Communications; Studies in ancient oriental civilisation; Oriental Institute Publications). Кроме того отдельные издания, входящие в последнюю серию, содержат новые издания текстов (Cuneiform Series I, II; The Edwin Smith Surgical Papyrus) и работы по языку (В r. Meissner, TBeitrage zum Assyrischen Worterbuch, I–II).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

249 Отец Ириней – афонский старец, деятель имяславского движения. См. о нем: Булатович А. Моя борьба с имяборцами на Св. Горе. Пг., 1917. 250 Материал, отражающий участие Флоренского в имяславском сюжете, см.: Сочинения. Т. 2. См. также комментарий к первопубликациям статей: Студия Славика. Будапешт, 1988. 34/1. С. 925. 251 Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М., 1991. С. 185 (сборная цитата). 252 Статья Н. Бердяева «Утонченная Фиваида (Религиозная драма Дюрталь Гюисманса)» впервые была опубликована в «Русской мысли» (1910. Июль) и затем перепечатывалась в качестве приложения к книге «Философия свободы» (1911). К Флоренскому эта статья отношения не имеет. 253 Левин Иосиф Давидович (19011984)– советский философ, правовед. Как сообщается в биографической справке, «окончил философское отделение Московского университета. Активно участвовал в московских философских кружках 20-х годов. Не примыкал ни к одному из распространенных в те годы философских направлений – ни к религиозным философам, ни к феноменологам, ни к марксистам. В то время он занимался, главным образом, проблемами философии знания, философии культуры и логики. Ни одна из его философских работ напечатана не была (книга «Философия знания», высоко оцененная Г. Г. Шпетом и рекомендованная им к печати, пропутешествовав два года по цензурным инстанциям, была в конце концов в 1924 г. запрещена). Почти всю жизнь он проработал в Институте государства и права, был доктором юридических наук (с 1939 г.) и профессором, но призванием своим всю жизнь считал философию. В 19501960 гг. был написан большой философский труд, включающий в качестве разделов метафизику, этику, эстетику и философию культуры, в основе которого лежала разработанная им метафизическая система» (Историко-философский ежегодник " 91. М., 1991. С. 270271). Соч.: Шестой план. Историко-философский ежегодник 91. М., 1991. С. 271306. В 19941995 гг. в Москве был издан двухтомник философских сочинений И. Д. Левина. 254 Печатается по первопубликации: Вопросы философии. 1991. 5. С. 6065. Публикатор – Ю. И. Левин.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

674 О хронологии см.: Dölger F. Die Chronologie des groBen Feldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen//BZ 32 (1932). S. 275–292. Иначе у Д. Анастасиевича (Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских//SK 3 (1929). Р. 1–4; Die Zahl der Araberzüge des Tzimiskes//BZ 30 (1929–1930). S. 400–405 и Chronologische Angaben des Skylitzes über den Russenzug des Tzimiskes//BZ 31 (1931). S. 328–333; Les indications chronologiques de Yahya relatives à la guerre de Tzimisces contre les Russes//Mélanges Diehl, I. Paris, 1930. P. 1–5; La chronologie de la guerre russe de Tzimisces//Byz 6 (1931). P. 328–333), который пытался доказать тезис о том, что война против Святослава продлилась не три месяца, а три года (до 974 г.). См., однако, Грегуара ( Grégoire Н. La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes//Byz 12 (1937). P. 267–276), который, как и Дёльгер, передвигает поход на время с апреля по июль 971 г., а также Dölger F. в BZ 38 (1938). S. 232–234. Ср. тж.: Карышковский П.О. О хронологии русско-византийской войны при Святославе//ВВ 5 (1952). С. 127–138. 675 Текст капитуляции Святослава сохранился в русской летописи: ПСРЛ. Т. 1. С. 72–73. Он датирован июлем 14 индикта 6497 года, т.е. июлем 971 г. Уже этот факт, на который в полемике между Дёльгером и Анастасиевичем (ср. предыдущее примечание) не было обращено внимания, недвусмысленно отвечает на вопрос о продолжительности войны со Святославом. 676 То, что Феофано на была дочерью Романа II, как это старался доказать К. Улирц ( Uhlirz К. Über die Herkunft der Theophanu, Gemahlin Kaisers Otto II//BZ 4 (1895). S. 466–477), но, скорее, как это предполагал уже Мольтманн ( Moltmann J. Theophano, die Gemahlin Ottos II. Diss. Gottingen, 1878), была родственницей Иоанна Цимисхия, доказал посредством убедительных аргументов Шрамм ( Schramm P.E. Kaiser, Basileus und Papst in der Zeit der Ottonen//Historische Zeitschrift 129 (1924). S. 424–475). С учетом новых попыток иной идентификации, предпринятых Морицем ( Moritz H. Die Herkunft der Theophano, der Gemahlin des Kaisers Otto II//BZ 39 (1939–40). S. 387–392: дочь Константина VII) и Матильдой Улирц ( Uhlirz M. Studien über Theophano//Deutsches Archiv fur Geschichte des Mittelalters 6(1943). S. 442 ff.: дочь Стефана Лакапина), Дёльгер ( Dölger F. Wer war Theophano?//Historisches Jahrbuch 62/9 (1949). S. 546 ff.) вновь поднял этот вопрос, чтобы показать невозможность таких идентификаций и поставить вне сомнения правильность тезиса Мольтманна и Шрамма. Ср. тж. добавление в BZ 43 (1950). S. 338–339. – Васильев ( Vasiliev А.А. Hugh Capet of France and Byzantium//DOP 6 (1951). P. 227–251) безосновательно пытался вновь оживить старый тезис, согласно которому Феофано была дочерью Романа II. См. мою заметку: BZ 46 (1953). S. 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом я был очень рад этой встрече. Потому что лицо ее, и голос, и прикосновение убедили меня, что страдания оказались сильнее уроков мисс Хэвишем и научили ее сердце понимать то, что пережили сердца других». Книга написана в 1906 году, через 36 лет после смерти Диккенса. — Прим. перев. Перевод О. Холмской. …отвечает нелепый Никол Джарви, когда Хелен Макгрегор хочет, чтобы он попустил беззаконие и поступился своей буржуазной порядочностью — эпизод из романа Вальтера Скотта (1771—1832) «Роб Рой» (1818). …как звенит голос скучного обжоры Ательстана, когда он обличает де Браси — эпизод из романа В. Скотта «Айвенго» (1819). Якобинский клуб — политический клуб периода Великой французской революции, основан в Париже в 1789 г., помещался в здании бывшего монастыря св. Иакова. сэр Артур Вардур — персонаж романа В. Скотта «Антикварий» (1816). Сэр Артур Вардур — персонаж романа В. Скотта «Антикварий» (1816). …Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели великому войти в царство земное — перефразируются слова Евангелия: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные ушки, нежели богатому войти в Царство Божие». …Уильям Арчер напечатал в книге своих интервью — имеется в виду книга «Невыдуманные разговоры» (1904) английского драматурга и публициста Уильяма Арчера (1856—1924), одного из влиятельнейших критиков своего времени. …Защищая права человека — очевидно, Честертон имеет в виду Французскую буржуазную революцию. …Его Дотбойс–холл интереснее, чем он был — прообразом школы Сквирса, жестокие нравы которой изображены в романе «Николас Никльби», было учебное заведение Уильяма Шоу в Боузе (Йоркшир). …как сказал несравненный капитан Нейрс у Стивенсона — персонаж романа «Потерпевший крушение» (1892), написанного Робертом Льюисом Стивенсоном в соавторстве с Ллойдом Осборном. …Суинберн, написав так хорошо о Диккенсе — имеется в виду статья «Чарльз Диккенс» английского поэта и критика Алджернона Чарльза Суинберна (1837—1909), опубликованная в «Квотерли ревью» (июль, 1902), которая впоследствии вошла в монографию Суинберна «Чарльз Диккенс» (1913).

http://azbyka.ru/fiction/charlz-dikkens-...

После Октябрьской революции Ильин преподавал на юридическом факультете Московского университета и других высших учебных заведениях Москвы. В 1921 г. избран председателем Московского психологического общества. За свои резкие выступления против советской власти Ильин не раз арестовывался, после шестого ареста был судим и приговорен к смертной казни. Расстрел был заменен высылкой и пожизненным изгнанием. Осенью 1922 г. Ильин выехал в Германию вместе с другими высланными. В начале октября он прибыл в Берлин. Период жизни в Германии продлился 16 лет. С февраля 1923 по июль 1934 г. Ильин был профессором при Русском научном институте. Входил в редакцию парижского «Возрождения» (ред. – П. Б. Струве), сотрудничал в других изданиях эмиграции: «День русского ребенка», «Русский инвалид», «Новый путь», «Новое время», «Россия» и др. Был редактором-издателем журнала «Русский колокол» (1927–1930, вышло 9 номеров) с характерным для Ильина подзаголовком: «Журнал волевой идеи». Участвовал в работе Российского зарубежного съезда весной 1926 г., был одним из идеологов Белого движения, поддерживал связь с Русским общевоинским союзом (РОВСом). Но Ильин не был членом ни одной политической партии. С 1942 г. за рубежом стали выходить крупные философские работы Ильина: «Религиозный смысл философии: Три речи» (1924), «О сопротивлении злу силою» (1925); фрагменты ее см. в «Новом мире» (М., 1991. С. 200–209), «Путь духовного обновления» (1935), «Основы художества» (1937). Закончил большую книгу «О тьме и просветлении». Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев», но не нашел для нее издателя (вышла в 1959). Выходят в свет брошюры «Родина и мы» (1926), «Яд большевизма» (1931), «В России. Три речи» (1934), «Творческая идея нашего будущего» (1937), «Основы христианской культуры» (1937), «Основы борьбы за национальную Россию» (1938), «Кризис безбожия» (1951) и др. В июле 1938 г. переехал из нацистской Германии в нейтральную Швейцарию, где ему запрещена была политическая деятельность, поэтому 216 выпусков, или «бюллетеней», которые он в течение шести лет готовил для РОВСа, лишь после его смерти стали известны (в виде двухтомника «Наши задачи», 1956). «Аксиомы религиозного опыта» закончены в 1956 г. На немецком языке вышли «Я всматриваюсь в жизнь: Книга раздумий» (1938–1939), «Поющее сердце: Книга тихих созерцаний» (1943), «Взгляд вдаль: Книга размышлений и упований» (1945).

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Садовская (урожденная Лазарева) Ольга Осиповна (1846–1919), актриса Малого театра; Сазонов Сергей Дмитриевич (1860–1927), государственный деятель, дипломат. Третий (1886), второй (1889) секретарь канцелярии МИД, 2-й секретарь (1890–1894), советник (1904–1906) посольства в Лондоне, секретарь (1894–1904), министр-резидент (1906–1907), чрезвычайный посланник и полномочный министр (1907) русской миссии в Ватикане. Товарищ министра иностранных дел (1909–1910), управляющий МИД (с сентября 1910), министр иностранных дел (ноябрь 1910 – июль 1916). Член Государственного совета (1913). 12.01.1917 назначен чрезвычайным и полномочным послом в Лондоне, но к месту службы не выехал, после Февральской революции уволен с должности. После Октябрьской революции член Особого совещания у А. И. Деникина, министр иностранных дел в прав-ве А. В. Колчака, их представитель на Парижской мирной конференции (1919–1920), остался в эмиграции; Сайтов Владимир Иванович (1849–1938), библиограф, историк русской литературы, член-корр. Петербургской АН (1906). Библиотекарь, сотрудник, заведующий (с 1909) Русским отделением Императорской Публичной б-ки (1883–1893, 1899–1928; в 1928 отделению было присвоено имя В. И. Саитова). Секретарь РИО (с 1914); Сакулин Павел Никитич (1868–1930), филолог, литературовед, доктор русского языка и словесности (1913, минуя степень магистра), член-корр. (1923), академик АН СССР (1929), почетный член ГАХН (1927). Преподаватель русского языка и литературы в Реформатском реальном уч-ще И. И. Фидлера (с 1892), лектор в педагогических классах Екатерининского ин-та, на Лубянских торговых курсах в Москве (1901–1906). Приват-доцент (1902–1911), профессор (с 1917) историко-филологического ф-та М.у. В 1913 избран профессором кафедры русского языка Александровского ун-та в Гельсингфорсе, но не утвержден в этой должности. Профессор Петербургского женского педагогического ин-та (с 1914), с 1916 в Москве: преподаватель МВЖК (с 1924 профессор 2-го МГУ), Народного ун-та им. А. Л. Шанявского, драматических курсов Малого театра. Сотрудник НИИ языковедения и литературы, начальник отдела Госиздата РСФСР, ЛИТО Наркомпроса. Член (с 1925 председатель, с 1927 почетный член) литературной секции ГАХН. Председатель ОЛРС (1914–1917,1918–1921). Директор ИРЛИ (1929–1930);

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Чехов Антон Павлович (1860 – 15 июля 1904), писатель Чехранов Павел Дмитриевич (1875–1961), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках Чичиков, литературный персонаж Чокой Иван Иванович (1878 – 26 июня 1962), протоирей. Арестован в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Ш Ш.К., заключенная послушница Шалаевский, психиатр Шалидвич, сотрудник лагерной канцелярии Шахов Николай Александрович, меценат Швецов Сергей Порфирьевич (1858 – 4 мая 1930), социалист-революционер Шевелев, социалист-революционер, заключенный сотрудник лагерной администрации Шекспир Уильям (ум. 1616), английский поэт и драматург Шелепов В.И., заключенный сотрудник лагерной администрации Шильдер Александр Евгеньевич (1893 – 5 ноября 1937), арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян Шильдер Владимир Александрович (1855 – июль 1925), директор Императорского Александровского лицея (1910–1917). Умер во время следствия по «делу лицеистов» Шильдер Карл Евгеньевич (1895 – июнь 1974), арестован в 1925 г. по «делу лицеистов», приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки Шингарев Андрей Иванович (1869 – 7 января 1918), министр Временного правительства. Убит в результате покушения Ширяев Борис Николаевич (1889 – 17 апреля 1959), писатель. Арестован в 1922 г., приговорен к 10 годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках Шкапская Мария Михайловна (урожд. Андреевская; 1891–1952), поэтесса, сестра И. М. Андреевского Шмидт, заключенный сотрудник лагерной администрации Шопенгауэр Артур (1788–1860), немецкий философ, теоретик искусства Шпир Африкан Александрович (1837– 1890), русский и немецкий философ-неокантианец Шрейдер Абрам Аронович (1903(4)–?), заключенный сотрудник лагерной администрации Штейн Вера Федоровна (1881 – 23 сентября 1971), скульптор. Арестована в 1929 г. по «делу А. А. Мейера», приговорена к трем годам лишения свободы и отправлена на Соловки

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Прощай, оружие! 13.08.2005 391 Время на чтение 5 минут Думается, что как недавнее интервью Шамиля Басаева американскому ТВ, так и годовщина страшной трагедии в Беслане дают основания вспомнить о событиях в Чечне 80-летней давности. Одной из первоочередных задач Советской власти долгое время оставалась борьба с бандитизмом - явлением, сопровождающим многие социальные катаклизмы. Северный Кавказ, естественно, не являлся оазисом спокойствия и благоденствия. Особенно неблагоприятной была ситуация в горных районах. Прежде всего в Чечне. " Нет почти ни одного горца, у которого не было бы трехлинейной винтовки и к ней 150 - 200 патронов " , - отмечал в своем докладе в СНК РСФСР Григорий Орджоникидзе. Тревожные факты отражены в печати того времени. " Везде и всюду население аулов стонет от бандитизма " , - констатировала " Горская правда " 22 июня 1921 года. Следует особо подчеркнуть, что и в то время чеченские бандиты пользовались поддержкой из-за границы. Эмиссары целого ряда стран регулярно наведывались на Северный Кавказ. К примеру, в январе 1921 года в чеченском ауле Беной побывал турецкий офицер Сами Султан. Имам Дагестана и Чечни Нажмутдин Гоцинский не прекращал попыток придать бандитизму политический характер. В этих целях он стремился сплотить вокруг себя всех недовольных Советской властью. Подтверждение этому находим в информационном обзоре штаба 9-го стрелкового корпуса о развитии бандитизма в районах дислокации частей корпуса за июль - сентябрь 1924 года: " Чечня является букетом бандитизма. Количество главарей и непостоянных бандитских шаек, совершающих грабежи, главным образом на соседних с Чеченской областью территориях, не поддается учету. Все эти группировки чаще всего действуют мелкими шайками в 7 - 8 сабель во главе отдельных бандитов. Причем бандгруппировки Кагирова и Эстемирова имеют между собою связь и иногда выступают совместно. Главарь бандитских организаций в Ингушетии, Кабардино-Балкарской и Осетинской областях Т.-Х.Шипшев также в течение этих трех отчетных месяцев после грабежей возвращается в Чеченскую область, в Урус-Мартановский район. Бандиты с награбленным возвращаются в свои аулы и открыто продают награбленное на базарах " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

—     Когда вы переехали в Ленинград? —    Летом 1941 года, когда война началась, мама работала в военном училище. Оно выезжало на лето в Красное Село. Нам дали домик в Ду-дергофе, прямо под горой. Там такая гора высокая, с которой немцы обстреливали Ленинград (Дудергофские высоты. — Ред.). Мы какое-то время летом там жили. А папа поехал куда-то далеко на окопы. И в этот момент поступило распоряжение, что военные должны уезжать. Маме предложили ехать с ними и разрешили взять с собой семью. Но во-первых, папы с нами не было, а во-вторых, я была против. «Мама, куда? — говорю. — Да что ты? Никуда мы не поедем!» В общем, мы остались. Июль 1924 г. Когда блокада 37 38 началась, мы еще в Павловске находились. Нас сначала не бомбили, но через нас летали все время немецкие самолеты, делали налеты на Ленинград. Когда же начали бомбить, мы спрятались в маленьких окопчиках, которые, конечно, ни от чего не защищали: если бы попала бомба, то погибли бы. Один день мы там просидели, пока папа не вернулся. 8 сентября склады горели 39 , в город уже только по пропускам можно было попасть. Вот папа приехал, и мы наутро уехали в город уже вместе. Но мама с братом решили вернуться обратно, чтобы забрать кое-что нужное из дома, то ли керосин, то ли еще что-то. Рано утром мы все приехали в Ленинград, и мама с братом поехали обратно, а меня оставили. «Ты, — говорят,—трусиха, ты с нами не езжай». Папа на работу ушел. И вот их нет и нет, нет и нет... Уже вечер, папа с работы вернулся, отправился на Витебский вокзал, возвращается и говорит: «Отрезано!» Все, поезда больше не ходили. Я плачу, папа тоже нервничает. В общем, всю ночь не спали. Что делать? Мама с братом пропали! В пять часов утра вдруг звонок в дверь. Я открываю — брат. Спрашиваю: «А мама где?» «Мама идет потихоньку». Оказывается, они в Павловск доехали, взяли, что нужно, и пошли к вокзалу, а мост с дорогой к Павловску разбомбили. И поезда уже не могли ходить. Ну что делать? Они пошли в Пушкин пешком, нагруженные. Они же взяли что-то такое тяжелое с собой. Шли полями, на них урожаи хорошие, и морковка, и капуста, и все что угодно. Но им не до этого было. Вот они в Пушкин пришли, уже к вечеру. Брат сел, говорит: «Больше никуда не пойду. Что будет, то будет». Ему пятнадцать лет было. И они так сидят, ночь настала, темнота, зарево вокруг. И вдруг кричат: пришел поезд. Все бросились. Они не одни ведь там сидели, много скопилось народу. Удалось сесть в этот поезд — последний, который как-то проехал. И мама с братом приехали. Вот так мы остались в Ленинграде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010