В 20-х - нач. 30-х гг. существовала обновленческая Благовещенская кафедра, к-рую занимали Александр Введенский 2-й (апр.-июнь 1923), Григорий Климчук (сент. 1924 - окт. 1927) и Феодор Турбин (июль 1931 - февр. 1932). В июле 1927-1929 г. григорианский раскол в Благовещенской епархии возглавлял Иринарх Павлов. Николаевск-на-Амуре. Панорама на зап. часть города и Амур. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) Николаевск-на-Амуре. Панорама на зап. часть города и Амур. Фотография. Кон. XIX в. (ГИМ) С сер. 30-х гг. Благовещенская кафедра не замещалась, в 1946 г. территория бывш. Благовещенской епархии вошла в состав новоучрежденной Хабаровской епархии (в 1958-1988 управлялась Иркутскими архиереями). В 1946 г. в Благовещенске открыли правосл. приход, к-рому было передано здание бывш. костела (построен в 1903), поскольку ни одного правосл. храма в городе не сохранилось. В 1991-1993 гг. Благовещенск являлся 2-м кафедральным городом Хабаровской и Благовещенской епархии. 7 нояб. 1991 г. торжественным крестным ходом Албазинская икона Божией Матери была возвращена из Амурского краеведческого музея в кафедральный собор Благовещенска. 28 дек. 1993 г. решением Свящ. Синода РПЦ была учреждена Б. и Т. е., временно управлял епархией Хабаровский еп. Иннокентий (Васильев) . . 21 апр. 1994 г. епископом Благовещенским был назначен Гавриил (Стеблюченко) , к этому времени в Б. и Т. е. действовало 3 прихода. Весной 1997 г. началось строительство нового Благовещенского кафедрального собора на месте разрушенных церквей во имя свт. Николая Чудотворца и Покрово-Никольской. В 1998 г., во время приезда еп. Гавриила с Албазинской иконой Божией Матери в Тынду, в городе был заложен Свято-Троицкий храм. В 1997 г. в честь 200-летия со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова) в центре Благовещенска установили памятник святителю, а прилегающий к памятнику переулок был назван его именем. В с. Иннокентьевка Архаринского р-на Амурской обл. в 1997 г. был открыт приход во имя свт. Иннокентия. 25 мая - 9 июня 1997 г. еп. Гавриилом организовано паломническое плавание на теплоходе «Миклухо-Маклай» с Албазинской иконой Божией Матери из Благовещенска в Николаевск-на-Амуре и др. места, связанные с миссионерской деятельностью свт. Иннокентия.

http://pravenc.ru/text/149285.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

В мае 1922 г., после ареста Патриарха Московского и всея России св. Тихона , начался обновленческий раскол (см. Обновленчество ), инспирированный властями, было образовано обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). 20 авг. в Екатерининском соборе Екатеринбурга состоялось собрание представителей городского и сельского духовенства, признавшее ВЦУ, обновленцев также поддержал прошедший в нач. окт. съезд благочинных епархии. Указом ВЦУ архиеп. Григорий (Яцковский) был уволен на покой, а на Екатеринбургскую кафедру поставлен Никанор (Пономарёв). В 1923 г. из обновленческой Екатеринбургской епархии была выделена Ирбитская епархия, в 1925 г.- Нижнетагильская епархия. Екатеринбургской (с 1924 Свердловской) обновленческой епархией управляли: «епископ», с 1924 г. «архиепископ» Никанор (Пономарёв; дек. 1922 - июль 1924), «архиепископ» Аристарх (Николаевский; июль-дек. 1924), «архиепископ» Серапион (Сперанцев; дек. 1924 - авг. 1925). В 1925 г. на территории Уральской обл. было создано обновленческое Уральское обл. митрополитанское церковное управление, объединившее 16 епархий: Верхнекамскую, Златоустовскую, Ирбитскую, Ишимскую, Коми-Пермяцкую, Кунгурскую, Курганскую, Нижнетагильскую, Пермскую, Сарапульскую, Свердловскую, Тобольскую, Троицкую, Тюменскую, Челябинскую и Шадринскую. К 1 янв. 1927 г. в Уральской митрополии имелось 19 «епископов» и 900 клириков, 651 приход, что составляло 34,2% от общего числа приходов на Урале (1903), в обновленческой Ирбитской епархии количество приходов составляло 71,8% от общего числа общин. Обновленческая Свердловская епархия находилась в непосредственном ведении «Уральских митрополитов», кафедральными храмами которых являлись свердловские Богоявленский собор, с 1930 г.- Всехсвятская ц. на Михайловском кладбище. В 1934 г. Уральская митрополия была разделена на Свердловскую и Челябинскую обл. митрополии. В состав Свердловской митрополии вошли Верхнекамская, Нижнетагильская, Пермская и Свердловская епархии, к 1937 г. осталось 2 епархии - Свердловская и Пермская, которые в годы массовых репрессий полностью лишились духовенства. К началу Великой Отечественной войны в Свердловской обл. имелось 9 обновленческих приходов, ими управлял благочинный «протопресвитер» Димитрий Фесвитянинов. В 1942 г. Свердловская обновленческая митрополия была восстановлена, во главе ее встал Филарет Яценко . В 1944 г., после его отъезда в Москву, начался переход обновленческих общин в патриаршую Церковь, в сер. 1945 г. обновленческий раскол в епархии был полностью преодолен. Уральской митрополией и соответственно Свердловской обновленческой епархией управляли «митрополиты»: Корнилий (Попов; сент. 1925 - сент. 1926), Сергий (Корнеев; окт. 1926 - авг. 1936) и Михаил (Трубин; авг. 1936 - май 1937), «архиепископ» Софония (Яскевич; июнь 1937 - февр. 1938), «митрополит» Филарет (Яценко; 1942-1944).

http://pravenc.ru/text/189617.html

Миряне и подавляющее большинство священства в К. и Б. е. отрицательно относились к обновленцам. 9 сент. 1922 г. газ. «Коммуна» опубликовала статью Некрасова «Из церковной жизни нашего города», в которой автор обвиняет священнослужителей Калуги в близорукости, в неумении использовать «исторический момент освобождения из-под гнета князей церкви». Обновленцы сделали попытку организовать собственную периодическую печать, но им удалось выпустить только 1 номер газ. «Церковь и жизнь» (1923) и 5 номеров журнала «По стопам Христа» (1925). В сер. 20-х гг. XX в. обновленческая Калужская епархия владела 83 храмами, в к-рых служили 86 священников и 2 диакона. Созданную в сент. 1922 г. обновленческую Калужскую епархию возглавил престарелый Иоанникий (Дьячков). Однако под постановлением обновленческого собора в Москве от 3 мая 1923 г. стоит подпись не Иоанникия, к-рый официально руководил обновленческой епархией до июля 1923 г., а некоего «Калужского епископа» Владимира. Позднее калужскими раскольниками управляли: Петр Виноградов (июль 1923 - июль 1924; 10 апр. 1931 - 13 нояб. 1932), Алексий (Замараев; 25 июля - 9 дек. 1924), ставший членом обновленческого синода, Христофор (Сокольский; 20 дек. 1924 - 24 янв. 1925), Геронтий (Шевлягин; 24 янв. 1925 - 16 янв. 1926), Георгий Добронравов (16 янв. 1926 - 10 апр. 1931; с перерывом в неск. месяцев в 1930, когда его замещал Аристарх (Николаевский)), Арсений Краснов (13 нояб. 1932 - май 1934), Николай Смирнов (май 1934 - окт. 1935), Иннокентий (Копейкин; окт. 1935 - 14 янв. 1936), Александр Рябцовский (14 янв.- нояб. 1936 (снял сан)). В дек. 1936 г. во главе калужских обновленцев встал прот. Андрей Расторгуев, по своим взглядам чуждый обновленчеству, в 1939 г. он покинул Калугу, обновленческие структуры в регионе прекратили существование. 1941-1990 гг. 13 окт. 1941 г. нем. войска вошли в Калугу и удерживали город 2,5 месяца. В кон. дек. в результате Московской операции оккупанты были выбиты из Калуги и прилегающих районов, остальная часть территории епархии была освобождена в 1943 г. Именно на этой территории развивалось широкое партизанское и подпольное движение. Священники епархии поддерживали сопротивление советских людей, иногда активно в нем участвовали. Так, в Людиновском р-не действовал партизанский отряд, а в городе - группа подпольщиков. Для связи с партизанами по просьбе командира отряда был оставлен настоятель Лазаревского храма свящ. Викторин Зарецкий. По заданию штаба отряда он устроил свою 16-летнюю дочь, знавшую нем. язык, работать переводчицей в городскую комендатуру и передавал партизанам полученную от нее информацию. О. Викторин оказывал материальную помощь жителям Людинова, в т. ч. и членам семей партизан. Свящ. Викторин в 2007 г. был посмертно награжден медалью «За отвагу».

http://pravenc.ru/text/1320155.html

В крестовом храме во имя прп. Сергия Радонежского при епархиальном управлении находится икона «Торжество Пресв. Богородицы» (Порт-Артурская). В Уссурийском в честь Рождества Богородицы жен. мон-ре хранится почитаемый образ Божией Матери «Объятия Отча». Монастыри Южно-Уссурийский в честь Рождества Богородицы (жен., близ с. Линевичи, основан в 1900, закрыт в 20-х гг. XX в., возрожден в 1993), Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский (муж., в пос. Горные Ключи, основан в 1894, закрыт в 1923, возрожден в 1995), Марфо-Мариинский во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы (жен., возле ст. Седанка, Владивосток, основан в 1995), Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (жен., в с. Раздольном, открыт в 1998), владивостокский Серафима Саровского (муж., на о-ве Русском, Владивосток, открыт в 2001). Архиереи еп. Евсевий (Никольский; назначен 5 янв. 1899, с 6 мая 1906 архиеп., с 1917 пребывал в Москве, с 1920 митр. Крутицкий), еп. Михаил (Богданов; дек. 1918-1922 или до 1920, в. у.), еп. Марк (Бакалдин; 1920-1922)?, еп. Павел (Введенский ; 1922? в. у.), еп. Иоасаф (Рогозин; 1924?), архиеп. Киприан (Комаровский; 26 нояб. 1925 - 28 сент. 1927, с 1927 архиеп.); еп. Нифонт (Фомин; сент. 1927-1928); еп. Пантелеимон (Максунов; 1928-1929); еп. Марк (Боголюбов; 1929 - июль 1930); еп. Варсонофий (Лузин; авг. 1930 - май 1931); Никольск-Уссурийский еп. сщмч. Герман (Коккель; 1931-1932, в. у.); архиеп. Николай (Шкрумко; 31 янв. 1991 - 12 авг. 1992); архиеп. Вениамин (Пушкарь; 21 сент. 1992 - 28 дек. 2018; с 25 февр. 2003 архиеп., с 8 окт. 2011 в сане митрополита), митр. Владимир (Самохин; с 28 дек. 2018). Арх.: Архив Владивостокского ЕУ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 8; ГАХК. Ф. Р-424. Оп. 1. Д. 6. Л. 11-13; Д. 7. Л. 3-5; РГИА. Ф. 796. Оп. 174. Д. 1209. Л. 235-235 об.; РГИА ДВ. Ф. 702. Оп. 3. Д. 200. Л. 19-19 об. Ист.: Правосл. церковь на территории СССР: к 1 окт. 1925 г.//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви. 1926. 7. С. 2; Протокол 2 заседания Свящ. Синода от 22 нояб. 1927 г.//Там же. 1928. 2 (26) С. 8; Опред. Свящ. Синода от 19 июля 1988 г.//ЖМП. 1988. 10. С. 3; Опред. Свящ. Синода от 29, 30 и 31 янв. 1991 г.//Там же. 1991. 5. С. 10.

http://pravenc.ru/text/158930.html

1896, скончался до вступления на кафедру), Владимир (Соколовский-Автономов; 22 дек. 1896 - 26 нояб. 1903), Иоаким (Левитский ; 26 нояб. 1903 - 13 авг. 1910, с 7 нояб. 1908 именовался Оренбургским и Тургайским). Оренбургские и Тургайские: еп. Феодосий (Олтаржевский; 13 авг. 1910 - 26 июля 1914), еп. Мефодий (Герасимов; 30 июля 1914 - июнь 1919, с 5 мая 1918 в сане архиепископа), еп. Кустанайский Дионисий (Прозоровский; 7 авг. 1917 - дек. 1917, 21 сент. 1918 - 14 марта 1920 (с 13 окт. 1919 епископ Челябинский), в. у.), еп. Аристарх (Николаевский; 1920 - июль 1922, управлял кафедрой с 14 марта 1920 в качестве Кустанайского епископа), еп. Бирский Трофим (Якобчук; 11 авг. 1923 - окт. 1923, в. у., в управление не вступил), еп. сщмч. Иаков (Маскаев; 13 авг. 1924 - нояб. 1925; с окт. 1923 управлял епархией как епископ Орский), архиеп. Дионисий (Прозоровский; янв.-март 1926 - 29 нояб. 1928). Оренбургские епископы: Павел (Введенский; 12 дек. 1928 - 7 июля 1931 (арестован), освобожден митр. Сергием от управления 30 дек. 1931), Арсений (Соколовский; 30 дек. 1931 - 9 окт. 1936), Варлаам (Козуля; 23 мая - 2 авг. 1937). Чкаловский еп. Мануил (Лемешевский; 14 февр. 1945 - 4 сент. 1948, с июля 1945 именовался Чкаловский и Бузулукский, с 21 апр. 1946 в сане архиепископа). Чкаловские и Бузулукские епископы: Борис (Вик ; 4 марта 1949 - 26 сент. 1950; с 18 нояб. 1948 управлял епархией, будучи епископом Саратовским и Вольским), Варсонофий (Гриневич; 31 окт. 1950 - 16 нояб. 1953), Куйбышевский и Сызранский еп. Иероним (Захаров ; 16 нояб.- 3 дек. 1953, в. у.), Михаил (Воскресенский; 4 дек. 1953 - 31 мая 1960, с 7 дек. 1957 именовался Оренбургским и Бузулукским). Оренбургские и Бузулукские: архиеп. Палладий (Каминский; 31 мая 1960 - 14 мая 1963), митр. Леонтий (Бондарь; 14 мая 1963 - 24 янв. 1999, с 9 сент. 1971 в сане архиепископа, с 25 февр. 1992 в сане митрополита), архиеп. Самарский и Сызранский Сергий (Полёткин ; 24 янв.- 19 июля 1999, в. у.), митр. Валентин (Мищук ; 19 июля 1999 - 22 окт.

http://pravenc.ru/text/2581499.html

Боголюбивые обитатели града сего! Настоящий праздник в честь великого святителя и чудотворца Николая – праздник всей земли русской, как день тезоименитства благочестивейшего государя нашего императора Николая Александровича. Для обитателей этого города настоящий праздник должен быть навсегда по преимуществу высокоторжественным, как день для города особенно знаменательный. Объясню, почему это так. Державному повелителю земли русской и царственному владетелю земель Алтайского округа благоугодно было не только усвоить этому юному, но быстрорастущему городу свое имя, но и даровать ему усадебную землю. В этом отношении Ново-Николаевск является почтеннейшим всех городов не только Томской губернии, но и всей Сибири. Он стал как бы царственным приемным сыном. С именем его в истории городов сибирских всегда будет сохраняться воспоминание о том, что Ново-Николаевск возник в державу благочестивейшего императора Николая II и получил свое название в память и честь этого государя. Граждане этого города должны помнить, какой чести и милости они удостоены, и быть всегда благодарны своему августейшему благодетелю. Если бы кто пожелал знать, как выразить таковую благодарность, то мы указали бы следующие более приличествующие способы. 1 . Если от всякого верноподданного требуется прежде всего неизменная преданность своему законному государю, то тем более это качество приличествует этому городу, носящему имя царя: Ново-Николаевск вовеки да будет неизменно верным городом царя, да не взыдет из него когда-либо изменник царю, или ослушник его повелений, или сообщник мятежникам ни явный, ни тайный – да низвергнется во ад измена! Да передается о беспредельной верности царю обитателей города Ново-Николаевска из рода в род. 2 . Вместе с верноподданностью граждане этого города должны сохранить беспрекословное повиновение царскому закону и поставляемым властям. Да не найдет крамола здесь места для своего злодейского гнезда. Да не будет здесь ни притона для мятежных сборищ, ни пристанища для грабителей. Царь Давид в свое время воутрия избивах, вероятно после ночных приключений злодейства, вся грешныя земли, еже (чтобы) потребити от града Господня вся делающыя беззаконие ( Пс.100:8 ). И град Ново-Николаевск да удаляет от себя всех злодеев, всех грабителей, всех хищников, чтобы охранять мир, достояние и чистоту нравов обитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Интервью номера: Алексей Рыбников . Покаяние не бывает запоздалым, или Музыка для оглашенных . Беседовала Ольга Булгакова . Фото Владимира Ештокина и «РИА-Новости»//Фома. - – июль 2011. – С.10-14. – (рубрика « Интервью номера »). Имеется биографическая справка « Алексей Львович Рыбников » (С.12). Реклама : С.15. Тема номера. Поколение разводов: Юрий Пущаев , Алексей Соколов . Поколение разводов . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июль 2011. – С.16-21. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). На врезках к статье: «По Вашему мнению, развод – это…». Результаты опроса, проведенного Исследовательским центром портала SuperJob.ru 6-7 июня 2011 года//Фома. - – июль 2011. – С.19. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Таблица соотношения браков и разводов за 1985, 2000, 2002, 2010 гг.//Фома. - – июль 2011. – С.20. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). Александр Ткаченко . Когда завянут помидоры. Мужские размышления о главной причине разводов //Фома. - – июль 2011. – С.22-27. – (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также: Оскорбленная любовь . Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома» 7(99), июль 2011 года)/Автор отклика – Света //Фома. - – сентябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »); Что делать жене? Отклик на статью «Когда завянут помидоры» («Фома», июль 2011 года)/Автор отклика – Анна //Фома. - – октябрь 2011. – С.96. – (рубрика « Отклики »). Протоиерей Николай Емельянов . «Человек отмороженный», или Почему развод нельзя привести в пример //Фома. - – июль 2011. – С.28-29. - (рубрика « Тема номера. Поколение разводов »). См. также отзыв о «Теме номера»: Владимир Викторович Уйба , руководитель Федерального медико-биологического агентства России. Не прятать голову в песок //Фома. - – июль 2011. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). ВЕРА (раздел). – С.30-45. Протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Русской Православной Церкви. Христос Евангелия или идол «хороших людей»? Ил.: Спас Ярое Око. Феофан Грек. 1378 г. (Фото «РИА Новости»)//Фома. - – июль 2011. – С.30-31. – (раздел « Вера »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-99-i...

Дело в том, что еще до времени назначения Степанова Саратовским губернатором и приезда его в Саратов последовало 18 декабря 1835 года Высочайшее повеление об учреждении в заволжских равнинах, примыкающих к Иргизу и далеко расходящихся в открытую степь между Волгою и Уралом и ордынскими степями, заселенных большею частию раскольниками, новых трех уездов: Царевского, Новоузенского и Николаевского. В начале 1836 года происходило торжественное открытие центральных пунктов новых уездов, при чем такими центральными пунктами, или уездными городами сделаны были Царев, Новоузенск и Николаевск. В город Николаевск обращено было бывшее раскольническое поселение, Мечетное, около которого и находились Иргизские раскольнические монастыри, мужеский Средне-Никольский и женский Средне-Успенский. С обращением бывшего раскольнического поселения Мечетного в уездный город Николаевск было предположено местоположение Средне-Никольского мужеского и Средне-Успенского женского монастырей ввести в черту нового города, совершенно упразднивши последний монастырь. Когда открыты были полицейские и другие правительственные учреждения в городе Николаевске. Иргизские раскольники вообще и жители бывшего раскольнического поселения Мечетного увидели полицейский надзор у себя под рукою и приходили к естественному логическому выводу, что пришел конец их вольности. Больше всех, конечно, были недовольны этим правительственным распоряжением жители бывшего раскольнического поселения Мечетного, так как с обращением их поселения в уездный город они оказались окруженными полицейским надзором со всех сторон. Поэтому же, когда приступлено было к обращению Средне-Никольского раскольнического монастыря в единоверческий, раскольники бывшего поселения Мечетного выставили из среды себя самый больший и самый сильный контингент защитников status quo Средне-Никольского раскольнического монастыря и таким образом за один раз выразили свои отношения к двум мерам правительства: к открытию уездного города в их собственном месте жительства и к обращению Средне-Никольского монастыря в единоверческий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obrashhe...

Многие явились с ружьями, кистенями, дубинами; завязалась драка; раскольники успели отбить всех забранных понятыми, а между тем набатный звон продолжался до полуночи. Очевидно стало, что монастыря нельзя было взять иначе, как открытою силой. На другой день начальник губернии приказал понятым разойтись по домам, а сам отправился в монастырь для увещания буйствовавших. Видя, что ничто не помогает, он предложил архимандриту Зосиме отправиться, впредь до востребования, в единоверческий Воскресенский монастырь, и донес о ходе дела высшему начальству. По получении новых распоряжений, (9 марта) в монастырь отправлен был чиновник для отобрания от монахов и окрестных жителей, собравшихся в монастыре, согласия или несогласия их к добровольному повиновению: но раскольники объявили, что скорее умрут, нежели согласятся отдать свою церковь . За сим 12 марта прибыли в Николаевск: командированный губернатором отряд внутреннего гарнизонного батальона, одна конноартиллерийская резервная батарея, саратовская пожарная команда с пожарными трубами и до двух тысяч человек окрестных крестьян православных. В тот же день прибыл в Николаевск и сам начальник губернии. Ещё раз предложено было монахам и собравшейся там толпе добровольно покориться, причем было им объявлено, что если они будут упорствовать, то монастырь будет взят силою, а они подвергнутся суду и строгому наказанию. Ответ был отрицательный. Тогда приказано было выдвинуть пожарные трубы и лить воду на бунтующих; мятежники смешались; команда бросилась хватать главных зачинщиков – и в один час все кончилось без малейшего кровопролития. Связанные под стражею отправлены были в Николаевск, а находившиеся в монастыре два беглых попа и два дьякона препровождены к епархиальному начальству. Тотчас же, для принятия монастыря, приглашен был архимандрит Зосима, который совершил молебствие с водоосвящением и окропил св. водою иконы и площадь монастырскую. Таким образом 13 марта 1837 года на месте иргизского раскольнического явился единоверческий монастырь; 20 марта освящена на древнем антиминсе соборная церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010