Помимо множества подобного рода свидетельств из упомянутых трудов прп. Никодима, следует указать и на тот факт, что в комментариях «Пидалиона», которые, надо заметить, стилистически единообразны, часто используется первое лицо единственного числа. Как точно заметил М. Туртоглу, «помещенные там [в „Пидалионе“] толкования... судя по всему, принадлежат одному лицу. Это видно не только из стилистического единообразия примечаний, но и из того обстоятельства, что их составитель во многих случаях ведет речь от своего лица, излагая личную точку зрения. Так, например, встречаются следующие выражения: „говорю“, „то же самое я видел и в Братиславе“ (поправка: эти слова взяты из добавления Феодорита. – Ф. Я. 1 74 ), „отчего я удивляюсь“, „отчего я недоумеваю“, „мне же кажется“ и др.» 75 . М. Туртоглу отмечает также сходство комментариев к правилам св. Иоанна Постника в «Пидалионе» и «Эксомологитарии»: «К тому же нужно отметить, что содержащиеся в „Пидалионе“ примечания с толкованием на правила св. Иоанна Постника почти без изменений взяты из ранее изданного Никодимова „Эксомологитария“. Это последнее обстоятельство, на мой взгляд, служит свидетельством в пользу того мнения, что составителем комментариев был прп. Никодим» 76 . Необходимо, однако, заметить, что хотя издание «Эксомологитария» (1794 г.) предшествовало изданию «Пидалиона» (1800 г.), но его составление в действительности было результатом исследования, выполненного для «Пидалиона». Кроме того, прп. Никодим изначально намеревался значительную часть «Эксомологитария» включить в «Пидалион» в качестве приложения 77 . В итоге, однако, он был выделен в особую книгу, увеличен в объеме и издан отдельно. Кроме свидетельств, основанных на словах прп. Никодима, нужно указать на то, что рецензент «Пидалиона» Дорофей Вулисма в своей докладной записке, которую он подал в Патриарший Синод в сентябре 1791 г. и о которой сообщил прп. Никодиму, постоянно говорит в единственном числе об «истолкователе», «переводчике», «авторе книги», об «умудренном в Божественных предметах Никодиме, истолковавшем врученную ему [Вулисме] каноническую книгу», а также об «искусном Никодиме», «переложившем» правила на «просторечие» 78 (т. е. разговорный язык). Только один раз он упоминает имя Агапия, изображая его «приставником», который добивается скорейшего издания книги, «имея целью спасение многих» 79 В продолжительной переписке с рецензентом книги иеромонахом Дорофеем Вулисмой, последовавшей за представлением «Пидалиона» на утверждение в Патриарший Синод, прп. Никодим сообщает важные сведения, касающиеся авторства «Пидалиона». В первом его письме от 1 января 1791 г. стоит особо отметить два фрагмента:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Источники, опубликованные до настоящего времени, не дают ответа на этот вопрос. По мнению Манафиса и Арамбадзиса, данные, содержащиеся в письме Макреоса, позволяют сделать вывод, что осужденная книга была своего рода синтезом двух трактатов. Возможно, именно поэтому прп. Афанасий нередко заключает, что Сергий не читал книгу, изданную в 1783 году; многие характеристики, которыми Сергий награждает обсуждаемый текст, подходят сочинению прп. Неофита Кавсокаливита, но не могут быть применены к книге свт. Макария и прп. Никодима. Споры между сторонниками колливадов Не все обвинения в адрес колливадов были совершенно беспочвенными. Как минимум одно из них обязано своим появлением заочному спору между Неофитом Кавсокаливитом и колливадами. Прп. Неофит, которого тема богословия Евхаристии волновала в связи с вопросом о частом причащении, обратился к проблеме тленности Тела Господня. Ответ уклонившемуся от церковного учения прп. Неофиту вынуждены были дать прп. Афанасий Паросский и прп. Никодим Святогорец . Прп. Неофит Кавсокаливит взял за основу своего рассуждения о Теле Господнем небольшой трактат, в рукописной традиции надписывавшийся именем прп. Иоанна Дамаскина : " О Пречистом Теле, коего мы причащаемся " . Прп. Неофит составил пространное сочинение, посвященное проблеме нетления Тела Господня, которое так и называлось: " О Теле Господнем " (περ το Κυριακο σματος), и в 1771 году отправил его в качестве послания Никифору Феотоки . Прп. Неофит пытался подкрепить учение, изложенное в трактате, приписываемом прп. Иоанну Дамаскину, посредством своих излюбленных логических аргументов. Если колливады утверждали, что освященные Св. Дары и прежде причащения, и по причащении суть одно и то же бессмертное, воскресшее и нетленное Тело Христово, которое не претерпевает никакого тления и изменения как божественное и бесстрастное , то прп. Неофит, в согласии с трактатом " О Пречистом Теле… " , писал, что Господне Тело до причащения " претерпевает все, что свойственно тлению " (πντα τς φθορς πομνει), а по причащении им верных делается " нетленным " и " нерастленным " и делает нетленным человека.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

Оба трактата о причащении имели весьма широкое хождение в 1780-1785 гг. и навлекли на себя осуждение, вынесенное Патриаршим синодом, при этом ученые до сих пор не в состоянии прийти к однозначному выводу, какое именно из 2 сочинений было рассмотрено в Патриархии и осуждено (ср.: Παπαδπουλος. 2000. σ. 64-71). Источники, опубликованные до наст. времени, не дают ответа на этот вопрос. По мнению Манафиса и Арамбадзиса, данные, содержащиеся в письме Макреоса, позволяют сделать вывод, что осужденная книга была своего рода синтезом 2 трактатов. Возможно, именно поэтому прп. Афанасий нередко заключает, что Сергий не читал книгу, изданную в 1783 г.; мн. характеристики, которыми Сергий награждает обсуждаемый текст, подходят сочинению прп. Неофита Кавсокаливита, но не могут быть применены к книге свт. Макария и прп. Никодима. Споры между сторонниками К. Не все обвинения в адрес К. были совершенно беспочвенными. Как минимум одно из них обязано своим появлением заочному спору между Неофитом Кавсокаливитом и К. Прп. Неофит, которого тема богословия Евхаристии волновала в связи с вопросом о частом причащении, обратился к проблеме тленности Тела Господня. Ответ уклонившемуся от церковного учения прп. Неофиту вынуждены были дать прп. Афанасий Паросский ( Αθανσιος Πριος. 1806. σ. 369-372; Μανφης, 2000. σ. 218-244) и прп. Никодим Святогорец ( Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 76-89). Мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы (Евангелистрии) на о-ве Скиатос, Греция Мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы (Евангелистрии) на о-ве Скиатос, Греция Прп. Неофит Кавсокаливит взял за основу своего рассуждения о Теле Господнем небольшой трактат, в рукописной традиции надписывавшийся именем прп. Иоанна Дамаскина : «О Пречистом Теле, коего мы причащаемся» (περ το χρντου σματος ο μεταλαμβνομεν: sp., CPG, N 8117; изд.: PG. 95. Col. 405-412). Прп. Неофит составил пространное сочинение, посвященное проблеме нетления Тела Господня, к-рое так и называлось: «О Теле Господнем» (περ το Κυριακο σματος), и в 1771 г. отправил его в качестве послания Никифору Феотоки (с 1779 архиепископ Славянский и Херсонский, затем Астраханский и Ставропольский) ( Νικδημος Σκρττας. 2004. σ. 78, σημ. 113). Прп. Неофит пытался подкрепить учение, изложенное в трактате, приписываемом прп. Иоанну Дамаскину, посредством своих излюбленных логических аргументов. Если К. утверждали, что освященные Св. Дары и прежде причащения, и по причащении суть одно и то же бессмертное, воскресшее и нетленное Тело Христово, которое не претерпевает никакого тления и изменения как божественное и бесстрастное ( Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 82; Νικδημος Σκρττας. 2004. σ. 77), то прп. Неофит, в согласии с трактатом «О Пречистом Теле…», писал, что Господне Тело до причащения «претерпевает все, что свойственно тлению» (πντα τς φθορς πομνει), а по причащении им верных делается «нетленным» и «нерастленным» и делает нетленным человека (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН [греч. αμιανς] († 1280 или 1281), прп. Эсфигменский (пам. греч. 23 февр.). В юношеском возрасте принял постриг в афонском мон-ре Эсфигмен . Отличался добродетелями и строгим монашеским житием. Узы духовной дружбы связывали его с прмч. Космой Зографским. Впосл. Д. подвизался отшельником на горе Самария в окрестностях мон-ря. Д. всегда соблюдал заповедь старца оставаться ночевать только в своей каливе, но однажды заблудился, возвращаясь от духовника, жившего близ мон-ря Хиландар. Помолившись Спасителю, Д. был чудесным образом перенесен к своей каливе. После преставления Д. от его мощей исходило столь сильное благоухание, что его ощущали на большом расстоянии, в мон-ре Эсфигмен. Ист.: Νικδημος. Συναξαριστς. T. 3. Σ. 314; Афонский Патерик. М., 1897, 20022. Ч. 1. С. 254-255; Ματθαου. ΜΣ. T. 2. Σ. 367-369. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 53; Т. 3. С. 83; Παπαδοπολου Σ. αμιανς//ΘΗΕ. T. 4. Σ. 935; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 106. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня)

http://pravenc.ru/text/168754.html

Нужно понять, что заменил собой «Пидалион» и что нового, но притом основанного на каноническом Предании, привнес в свою эпоху его составитель. «Пидалиону» следует давать оценку с точки зрения вклада прп. Никодима в каноническую науку его времени, а не с точки зрения современных нам богословских знаний и достижений. 5 . Прп. Никодим – великий канонист. Составляя толкования правил, он обращался к церковному Преданию во всем его многообразии и глубоко его изучил. Он не рассматривал текст священных правил как нечто статическое и оторванное от истории и богословия, потому что правила издавались в определенных условиях. Прп. Никодим был носителем церковного мышления и отличался широтой взглядов, приобретенной им благодаря изучению достоверных и подлинных источников. Именно поэтому мнения преподобного по некоторым частным каноническим вопросам подвергались критике со стороны тех, кто был склонен к консерватизму по причине недостатка знаний. Дух и значение «Пидалиона» можно понять и уяснить из следующего святоотеческого изречения, приведенного прп. Никодимом: «Все древнее должно уважать, но только тогда, когда с течением времени оно хранит в себе цвет истины» 255 . Предисловие к греческому изданию «Пидалион (Кормило) духовного корабля Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви» представляет собой сборник всех божественных и священных правил святых апостолов, Вселенских и Поместных соборов и святых отцов. Эти священные правила до 1800 г., когда впервые был издан «Пидалион», перепечатывали для нужд Церкви и духовников с рукописных кодексов и издавали в виде небольших номоканонов, сопровождавшихся комментариями Вальсамона, Зонары, Кедрина, Аристина, Властаря и анонимного толкователя. Однако такие номоканоны, содержащие только выборки из священных правил, иногда приводили к разногласиям и противоречили друг другу, что осложняло труд духовников. Эту трудность при помощи своего «Пидалиона» пожелал устранить св. Никодим Святогорец , ради чего сам стал кормчим и толкователем неясных, противоречащих друг другу священных правил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исихастская традиция в течение столетий сохранялась на Афоне. Здесь научились безмолвной молитве прп. Максим Грек (XVI в.) и прп. Никодим Святогорец (1748-1809). Афонский мон. прп. Никодим и Макарий, еп. Коринфский, в 1782 г. в Венеции издали собрание святоотеческих текстов о чистой молитве «Θιλοκαλα» (Добротолюбие), переведенное на слав., а затем на рус. язык (со мн. добавлениями), оно стало источником возрождения исихазма (Мейендорф. История Церкви. С. 321). Отношение подвижничества к общественной деятельности Будучи личной жизнью человека, А. предполагает и служение общественному благу. Вступая на путь подвижничества, аскеты отдают свое имущество, все заработанное ближним (нестяжательство). Но основная роль А. в об-ве - духовная: сочувствие, сострадание и нравственное руководство. «Самое упокоение», молитва, согласно прп. Макарию Египетскому, «в избытке своем приводит к милосердию и другим служениям, как-то: к посещению братии и служению словом» (Hom. spiritual. 40. 6). «Блажен инок, который всякого человека почитает как бы богом после Бога. Блажен инок, который на содеяние спасения и преспеяние всех взирает, как на свое собственное. Монах тот, кто, от всех отделяясь, со всеми состоит в единении» (Evagr. De orat. 121-122, 124). Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Даниил Столпник. Роспись ц. Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Прп. Паисий (Величковский). Портрет с акафистом, составленным учениками преподобного. Кон. XVIII в. (ЦАК МДА) Афонскому мон., впосл. старцу Нямецкого мон-ря Паисию (Величковскому) принадлежит труд славяно-рус. издания «Добротолюбия» (1793), где он не только дал перевод греч. «Филокалии» прп. Никодима Святогорца, но и включил нек-рые переводы на рус. язык, не вошедшие в греч. издание. Имея личное общение со старцами Оптиной пустыни, старец Паисий познакомил их с Иисусовой молитвой, способствовал утверждению исихастской традиции на Русской земле. В XIX в. еще более расширенное издание «Добротолюбия» осуществил на совр. рус. языке прп. Феофан Затворник.

http://pravenc.ru/text/76618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Геннадий. Роспись трапезной мон-ря Ватопед. 1786 г. [греч. Γεννδιος] (XV в.), прп., Ватопедский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 17 нояб.). Стал известен в связи с чудом от иконы Божией Матери Элеовритиссы (т. е. Елееточивой) в мон-ре Ватопед . Икона находилась в монастырской кладовой (дохиарной). Однажды, когда нехватка масла в мон-ре была настолько велика, что его недоставало даже на нужды церкви, игумен, уповая на помощь Богородицы, послал дохиара (келаря) Г. за последним сосудом, чтобы дать масло в пищу братии. Г. пребывал в смущении, т. к. хотел оставить это масло для лампад. Придя в кладовую, он обнаружил сосуд, наполненный маслом, к-рое переливалось через край и уже достигло двери. Исследователи отождествляют дохиара Г. с иером. Геннадием, упоминаемым с 1415 г., впосл. проигуменом Ватопеда, при к-ром в янв. 1449 г. мон-рь был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) ( Χρυσοχοδης. Σ. 62). Изображение Г. представлено в росписи монастырской трапезной (1786). Ист.: Афонский патерик. Ч. 2. С. 397. Лит.: Вышний Покров над Афоном. М., 1902. Серг. П., 1997р. С. 77-78; Χρυσοχοδης Κ. Απ τν Οθωμανικ κατκτηση ς τν 20 ανα//Ιερ Μεγστη Μον Βατοπαιδου: Παρδοση, στορα, τχνη. λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος, 1996. T. 1. Σ. 61-62; Μαντζαρδης Γ. Θαυματουργς εκνες κα γα λεψανα//Ibid. T. 1. Σ. 120. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших)

http://pravenc.ru/text/162060.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (V в.?), прп. Пионитский, Раифский (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Краткие сведения о П. сохранились в Apophthegmata Patrum (составленном в IV-VI вв. сборнике рассказов о жизни и наставлениях егип. монахов). П. был учеником прп. Лота Египетского (пам. в Субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов; пам. греч. 22 окт., 26 нояб.) и подвизался в Раифском мон-ре. П. никогда не пил вина, даже разбавленного водой, и отличался исключительным смирением: однажды на монастырской трапезе, когда его понуждали сесть за стол старцев, он согласился, предпочтя лучше быть последним среди старших, чем первенствующим среди младших. П. учил, что всякий, кто совершает доброе дело, должен не превозноситься, а благодарить Бога за то, что Тот соблаговолил действовать через него. Также сохранилось наставление П. о пользе безмолвия и пути к стяжанию способности плача о своих грехах. Прп. Никодим Святогорец отождествил П. с прп. Петром Египетским (пам. греч. 27 янв.; см.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 172). Это предположение было принято также архиеп. Сергием (Спасским) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 76) и иером. Макарием Симонопетрским ( Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 5. Σ. 344 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 429-430)). Ист.: Apophthegmata patrum//PG. 65. Col. 375-378 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 316-318). Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 388. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГРИГОРИЙ СИНАИТ (1275-1346 (?)), прп. (пам. 8 авг., греч. 6 апр.), один из важнейших деятелей исихастского возрождения XIV в., духовно-аскетический писатель ЗИНОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную, в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 19 июня) ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых)

http://pravenc.ru/text/2580120.html

 Прп. Никодим Святогорец, опираясь на мнение Вальсамона, говорит о перемещении свт. Григория Богослова из Сасим в Константинополь, минуя кафедру Назианза. Возможно, отказываясь признавать канонический статус святителя в Назианзе, эти авторы находились под влиянием его автобиографических трудов. См.: Πηδλιον... Σ. 27; Rhalles-Potles (1852). Σ. 147. Вероятно, в русле этой традиции находятся и те современные исследователи, которые не признают епископское служение Богослова в Назианзе канонически обоснованным. См., наприм.: Bernardi J. Grégorie de Nazianze: Le théologien et son temps… P. 16-17; Van Dam R. Self-representation in the Will of Gregory of Nazianzus//The Journal of Theological Studies. 1995. Vol. 46 (Pt. I, April 1995). P. 138; Daley B.E. Gregory of Nazianzus... Р. 12; Иларион (Алфеев), митр. Жизнь и учение... С. 64.  Так смысл данного правила понимался позднейшими византийскими толкователями, такими как Феодор Вальсамон, Матфей Властарь, Константин Арменопул, патриарх Досифей. См.: Πηδλιον... Σ. 27; Перевод на русский язык см.: Никодим Святогорец, прп. Правила святых апостолов//Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. Екатеринбург: Изд-во Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря, 2019. Т. 1. С. 208-210. Другой известный византийский канонист Иоанн Зонара в отличие от вышеупомянутых толкователей канонов подчеркивал только временный характер такого перехода. См.: Rhalles-Potles (1852). Σ. 18-19. С ним согласен прп. Никодим Святогорец. См.: Πηδλιον... Σ. 27. Мнения более поздних специалистов также расходятся в своих интерпретациях: митрополит Никодим (Милаш) выступает на стороне Феодора Вальсамона и др., а С.В. Троицкий отдает предпочтение мнению Зонары. См.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского/Отв. ред. и перев. свящ. М. Козлов, пред. прот. В. Цыпина: в 2 т. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1996. Т. 1. С. 74-76; Троицкий С. В. О правах епископов, лишившихся кафедр без своей вины: Каноническая норма [Электронный ресурс]/URL: (дата обращения: 22.03.2021).

http://bogoslov.ru/article/6170568

Состав движения колливадов Прпп. отцы-колливады Афонские: Афанасий Паросский, Нифонт Хиосский, Никодим Святогорец, митр. Макарий (Нотара) Поскольку движение зародилось на Св. Горе Афон, большую часть колливадов составляли монахи-святогорцы, по происхождению принадлежавшие к различным социальным слоям и отличавшиеся по уровню образованности. В дальнейшем многие из них были вынуждены покинуть Афон; некоторые продолжали подвизаться в общежительных монастырях или в качестве отшельников, немногие посвятили себя преподавательской деятельности (наибольшую известность приобрели иеродиакон Неофит Кавсокаливит , прп. Афанасий Паросский ). Колливады никогда не были организованны, не имели какого-либо общепризнанного центра, действовали в различных местах Греции. Несмотря на то что большинство известных колливадов разделяли одни и те же идеи, имелись и исключения, наиболее заметным из которых стал иеродиакон Неофит Кавсокаливит , одним из первых вступивший в спор, однако достаточно быстро (уже в 1759 ) удалившийся со Св. Горы и фактически действовавший независимо от колливадов . С. Пападопулос выделял " строгих " колливадов (типичным представителем этой категории он считал прп. Афанасия Паросского ), полагая, что их позиция отличалась большей жесткостью от той, которую занимали другие известные церковные деятели, обычно причисляемые исследователями к колливадам: в первую очередь прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий (Нотара) , митр. Коринфский. Последних Пападопулос предлагал считать союзниками колливадов, во многом разделявшими их воззрения, но не собственно колливадам, так как святые Макарий и Никодим будто бы более снисходительно относились к вынужденному нарушению Предания, полагая это " икономией " . Такое разделение не находит основания в доступных на сегодня источниках, не соответствует зафиксированным в известных апологетических текстах свт. Макария и прп. Никодима тезисам и представляется искусственным. Большинство ученых безоговорочно относит к колливадам свт. Макария Коринфского, прп. Никодима Святогорца, равно как их друзей и соратников: прп. Афанасия Паросского, Христофора Продромита и др. .

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010