священномученик Никодим Белгородский (Кононов) (30.06.1871–10.01.1919) История Русской Православной Церкви священномученик Никодим Белгородский (Кононов) Ученый, агиолог, автор акафиста свт. Иоанну Златоусту. В миру Александр Михайлович Кононов, родился 18 июня 1871 года в Архангельской губернии в семье священника Михаила Семеновича Кононова, настоятеля Тельвисочного прихода Мезенского уезда Архангельской губ. Род Кононовых прослеживается с XVII века, и в нем было много замечательных священников - северных миссионеров. В 1886 году окончил Архангельское духовное училище, в 1892 году - Архангельскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. 10 февраля 1896 года он был пострижен в монашество с именем Никодим, 24 февраля рукоположен в сан иеродиакона, 21 апреля - в сан иеромонаха. В 1896 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен смотрителем Александро-Невского духовного училища в Санкт-Петербурге, а также смотрителем Санкт-Петербургских Педагогических курсов для учителей второклассных церковно-приходских школ. Кроме того, иеромонах Никодим состоял председателем Комиссии по постройке дома для учителей Александро-Невского духовного училища. 30 августа 1904 определением Св. Синода был возведен в сан архимандрита " за примерное отправление обязанностей по должности Смотрителя духовного училища " . В этом же году был назначен ректором Калужской духовной семинарии, где «за неусыпные труды... по воздействию на взволнованные умы воспитанников, благодаря чему они прекратили брожение и покинули мысль... не подчиняться законным распоряжениям начальства» получил благодарность от Калужского епископа. В 1909 году перемещен на должность ректора Олонецкой семинарии; состоял председателем заседаний Олонецкого Миссионерского Совета и Совета Александро-Свирского Братства и редактором неофициального отдела " Олонецких Епархиальных Ведомостей " . Архимандриту Никодиму была выражена признательность Святейшего Синода за составление акафиста святому Иоанну Златоусту. Акафист был напечатан Синодом для церковного употребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

И тако живущимъ имъ вкупе пустынное и безмолвное житие, и начаша къ ним приходити иноцы от многих стран и хотяще жити с ними. Они же с радостию приемляху». По мнению исследователей, Сергий мог узнать о пустынножителе во время своего пребывания в Ошевенском мон-ре, находившемся около Каргопольского тракта ( Кононов. 1895. С. 33; Челмогорский. 1901. С. 473). Автор 2-й редакции «Сказания...», составленной в нач. XVIII в., сообщает точный год прихода Сергия в Кожеозерскую пуст.: «...прииде и на место сие пустынное и безмолвное к начальнику и священноиноку Нифонту… тогда бо ему единому живущу в пустыни сей и пустынное и безмолвное житие провождающу о Господе в лета от сотворения мира 7074-е, а от Рождества же Иисус Христова 1566-е…» (РНБ. Солов. 182/182. Л. 18-18 об.). В 1-й редакции «Сказания...» этого года нет. Однако в обеих редакциях присутствует указание на то, что прп. Серапион ( 1611) провел в Кожеозерском мон-ре 46 лет. Составитель 2-й редакции мог высчитать год прихода старца Серапиона на Кожозеро, зная год его кончины. По мнению еп. Никодима (Кононова), эта дата в «Сказании...» ошибочная. По его сведениям, Сергий пришел в пустынь в 1557 г.- «в пятое лето своего племенения» ( Никодим (Кононов). 1901. С. 82). Спустя нек-рое время Н. отправился по монастырским делам в столицу, где скончался и был похоронен в одной из московских обителей. Игуменом Кожеозерского монастыря стал старец Серапион (согласно справочнику П. М. Строева, прп. Серапион возглавлял обитель в 1565-1602; по сведениям В. Челмогорского - в 1565-1611). Еп. Никодим (Кононов) считал, что кончина Н. состоялась не ранее 4 мая 1563 г. и не позже 1564 г., поскольку он был упомянут в купчей грамоте на Кияльскую волость от 4 мая 1563 г. ( Никодим (Кононов). 1901. С. 196). В грамоте 1595 г., данной строителю Серапиону царем Феодором Иоанновичем , указывается, что, со слов Серапиона, мон-рь на Кожеозере им строился 36 лет (АИ. Т. 1. С. 462-463. 262). Следовательно, он пришел к Н. предположительно в 1558/59 г.

http://pravenc.ru/text/2577709.html

30 . Игумения Евпраксия. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 247–255. 31 . Иеромонах Ефрем, строитель Саровской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 341–346. 32 . Из кратких собеседований о. Феодора с послушницами Алексеевской общины. В кн. Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков. Москва: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 1913. С. 395–413. 33 . Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. XLIX. Тамбов, 1904. С. 226. 34 . Известия Тамбовской ученой архивной комиссии, вып. XXXIV. С. 105. 35 . Иоасаф и Серапион, подвижники Площанской пустыни. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Май. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1908. С. 95–99. 36 . Историко–статистическия сведения о С.–П.–Б. Епархии. Вып. 2, 1871. С. 217–238. 37 . Историческия сведения о городе Арзамасе, собранныя Николаем Щегольковым. Арзамас: Типография Н. Доброхотова, 1911. С. 91. 38 . Историческое описание Московскаго Симонова монастыря. М., 1843. С. 103–104. 39 . Казанский П. С. Труды Святителя Тихона 1–го, епископа Воронежского, по управлению Воронежскою паствою. Прибавление к изданию святых Отцов. М., 1862. С. 185. 40 . Киево–Печерский затворник Досифей. В кн. Никодим (Кононов), архим. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря; Типо–литография И. Ефимова, 1909. С. 255–270. 41 . Книга всеподданнейших докладов в Архиве Синода 1774 года, 5, 24 мая. 42 . Книга высочайших указов 1774 года, 10, 16 июня. 43 . Концевич И. М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. Киев, 1990. 52 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Память о Н. сохранялась в Троицком скиту вместе с памятью о его учителе, а также о др. ученике прп. Елеазара - Никодиме . Все трое были погребены в одной часовне, имена Н. и Никодима произносились во время панихид, к-рые служили у раки прп. Елеазара. Сообщение об учениках прп. Елеазара находится в рукописном сборнике, принадлежавшем архим. Досифею (Немчинову); в его состав входят «Повести о соловецких пустынножителях» и «Верное и краткое исчисление... преподобных отец соловецких...»: «Въ Анзерахъ въ Троицкомъ скиту въ часовне при мощахъ преподобнаго Елеазара по обеимъ его сторонамъ опочиваютъ два его ученика, одесную - преподобный Никодимъ, бывший по немъ строителемъ, по ошую страну - преподобный Никифоръ подвижникъ» (РНБ. Солов., Анз. 1195/1366. Л. 34 об.). Оба ученика, Н. и Никодим, названы здесь преподобными. Однако сведения о Н. не вошли в текст главы, посвященной прп. Елеазару, в составе Соловецкого патерика (1873), притом что они содержатся в непосредственном источнике этой главы, к-рым послужил очерк И. Я. Сырцова «Прп. Елеазар, основатель и строитель Анзерского скита…» ( Сырцов. 1873). При подготовке этого текста для Соловецкого патерика его редактор Н. В. Елагин сократил рассказ об учениках прп. Елеазара, исключив всякое упоминание о Н. Он оставил лишь фразу о др. ученике святого - Никодиме, к-рого нарек «любимым учеником» Елеазара. Вслед. этого память о блаженном Н. полностью изгладилась из Соловецкого патерика. В нем и в последующих соловецких изданиях его затмил образ др. знаменитого постриженика Елеазара - московского свящ. Никиты Минина (впосл. патриарх Никон). Отчасти эту оплошность исправил иером. Никодим (Кононов) , составитель Архангельского патерика. Он воспроизвел в патерике сведения о Н. по Житию прп. Елеазара. В своем исследовании сочинения архим. Досифея (Немчинова), посвященного «исчислению» Соловецких святых, иером. Никодим (Кононов) уделил ученикам прп. Елеазара особое внимание, включив имена Н. и Никодима в составленный им «Диптих соловецких подвижников благочестия» ( Никодим (Кононов). 1900. С. 73, 101). В этом «Диптихе...» он поместил их имена в одном ряду с именами пустынножителей Соловецкого о-ва Ефрема, Никифора, Иосифа, Тихона, Феодула, Порфирия, Трифона, Иосифа, Севастиана, Тимофея, Саввы, Нестора . Впосл. пустынножители были прославлены в Соборе Соловецких святых, учрежденном в 1993 г. по благословению патриарха Алексия II . Однако имена Никодима и Н., учеников прп. Елеазара, в Собор Соловецких святых не вошли. Возможной причиной их «забвения» послужило то, что они не были упомянуты в сочинении архим. Досифея (Немчинова), а мнение иером. Никодима (Кононова) так и не было принято во внимание. Вслед. этого Никодим и Н. все еще остаются в числе «незримых миру подвижников благочестия», память о к-рых сохраняется лишь в Соловецкой обители.

http://pravenc.ru/text/2565482.html

Скачать epub pdf 10.01 Служба священномученику Никодиму (Кононову), епископу Белгородскому Служба святому священномученику Никодиму (Кононову) составлена насельницей Толгского монастыря (Ярославская епархия) инокиней Смарагдой (Зыковой) На малей вечерни На Г осподи, воззвах: стихиры, глас 1. Подобен: Н ебесных чинов: Возсия Небесный свет Христов в души твоей, отче блаженне Никодиме, и возродися, яко крин сельный, отрасль благочестия в сердцы твоем, и процвете и даде плод красен спасительнаго сеяния. Возлюбил еси доброту Небесную паче благ земных, в юношеских летех ко Христу сердцем прилепился еси и жаждущую Бога душу богомыслием питал еси, тако и по заповедем Божиим поживе, яко добрый сын, к Отцу Небесному с радостию возшел еси, святителю Никодиме. Возжада душа твоя Бога Крепкаго Живаго, и притекл еси волею в благословенныя объятия Отча, яко блудный сын, со Адамом вкупе рыдая и стеня о потерянном блаженстве райстем, егоже сладости ныне непрестанно наслаждаешися. Добрым подвигом подвизался еси, саном священства облеченный, благодарение Богу за вся приносил еси, очи сердечныя горе возводя, труды к трудам прилагал еси, Владыку умилостивляя, и чистым сердцем Духа Святаго прияти сподобился еси, священномучениче Никодиме. Слава, глас 8 Многими подвиги и труды плоть свою измождил еси, ветхаго человека в себе умерщвляя, сердце сокршенное в себе явил еси, и за сие слезы благодатнаго умиления стяжал еси, богомудре Никодиме, и яко сеявый слезами, радость непрестанную пожал еси. Темже молим тя, испроси нам у Господа тоя радости выну причащатися. И ныне, Богородичен, глас 8 Имамы Тя молитвеницу неотступную к Богу, Мати Божия, молим Тя, Благая, град наш и веси сохрани и всю землю Русскую покровом Твоим милостивно осени, сердца наша во благочестии утверди и спаси души наша. На стиховне стихиры, глас 4 Дарова ти Господь таланты мнози, яже ты весьма преумножил еси, о подвижницех благочестия жития составляя, и сам духом тех утверждался еси, добронравное житие свое являя, с нимиже и спрославился еси. Темже молим тя, святителю Никодиме, моли Бога о нас грешных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СПб., 1882; Таушев Н. История Кожеозерского муж. мон-ря с описанием жизни и чудес св. прп. отца нашего Никодима, Хозьюгского пустынника, Кожеезерского чудотворца. Архангельск, 1884; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри крайнего севера: Кожеозерский мон-рь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890; Никодим (Кононов), еп. (Кононов А. М.). Судьбы Кожеозерской Богоявленской пуст. Архангельской епархии с описанием жизни и чудес прп. Никодима Кожеозерского чудотворца. СПб., 1894; он же. Прп. Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же (Никодим (Кононов), иером.). Прп. Никодим, пустынножитель Хозьюгский, чудотворец Кожеозерский. СПб., 1900; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. М., 1895. Вып. 1; Архангельский Патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах нек-рых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии/Сост.: А. М. Кононов. СПб., 1901; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. С. 472-481; 19. С. 505-510; 20. С. 534-544; 22. С. 630-637; 23. С. 646-656; 24. С. 672-682; он же. Кожеозерский мон-рь//Краткое ист. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 466-517; Никольский Н. К. Рукописная книжность. По Северному краю (о вскрытии мощей)//Красный Север. Вологда. 1919. 19. С. 3; Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963. С. 297; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 261; Малышев В. И. Новые материалы о протопопе Аввакуме//ТОДРЛ. 1965. Т. 21. С. 327-345; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 180-182; Дмитриев Л. А. Житийные повести Рус. Севера как памятники лит-ры XIII-XVII вв. Л., 1973; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера. Л., 1977. С. 103; Спасский И. Г. Московская математическая книга сер. XVII в. и ее владелец//АЕ за 1979 г. М., 1981. С. 56-74; Соловьёв. История. 1989. Т. 7/8. С. 229, 383; Полетаева Е. А. Житие Никодима Кожеозерского как памятник севернорус.

http://pravenc.ru/text/1841668.html

Определение авторства обиходников – одна из непростых задач в изучении келарских памятей. Наиболее ранний, датированный мною началом 1560-х гг., мог быть связан с именами Никодима (Бруткова) (был келарем в 1558/59 г.) или Сильвестра, который упоминается как игумен с 1560/61 г. по август 1564 Вторая рукопись, написанная в 1570-х гг., могла принадлежать келарям Меркурию (упоминается в 1577/78 г.) или Зиновию (упоминается также в 1577/78 Обиходник Соф. 1477 (1593—1594 гг.), возможно, связан с именем Евфимия (Братцова), который упоминается при игумене Обиходник Кир.-Бел. 68/1303 (1593—1594 гг.), возможно, принадлежал келарю Елевферию (Елевферию (Братцову)), занимавшего эту должность в 1593/94, 1599/1600, 1601, 1602, 1603 гг. (в разные В начале XVII в. в Кириллове монастыре началось «нестроение». Власти менялись по нескольку раз в году. В 1604 г. в феврале–мае келарем был Иларион (Кононов), в августе—октябре и декабре — Феодосий (Борков); он продолжал возглавлять келарскую службу с февраля по июнь 1605 г., в июле–октябре и апреле — Иларион (Кононов), в ноябре — Иван (Леонтьев); в 1606 г. в феврале и марте вновь Иван (Леонтьев), в июле, августе, декабре — Феодосий в октябре — Иларион (Кононов). Служба одного старца могла меняться по месяцам. Так, Илларион (Кононов) в 1601—1602 гг. — соборный старец, в 1604 г. — келарь и соборный старец, в 1605 г. — соборный старец, в 1606 г.—1607 гг. — келарь, в 1608 г. — соборный Возможно, одна рукопись была практическим пособием для нескольких келарей. Владельческие записи имеют только 2 обиходника: Соф. 1150 (1605/06) на л. 1 скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев» и Кир.-Бел. 84/1322 (1620-е гг.) — на обороте передней крышки скорописью XVII в.: «Обиходник келарский Варфоломеев», на л. 1—6 скрепа тем же почерком: «Обиходник старца Варфоломея Кирилова монастыря собинной». По наблюдению Т. И. Шабловой, владельческие записи на рукописях сделаны одним В приходо-расходных книгах Кирилло-Белозерского монастыря в 1605—1636 гг. келарь Варфоломей не значится.Варфоломей (Климентьев) упоминается в приходных и расходных денежных книгах с сентября 1615 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591442/

Несколько чудес XIX в. описал архим. Никодим (Кононов): он сообщил об исцелении 2 чел. от головной боли и о спасении заблудившихся путешественников ( Никодим (Кононов). 1903. 2). По монастырскому преданию, одним из основателей мон-ря на берегу Важеозера был выкопан колодец, вода из которого обладала целебными свойствами; над колодцем была сооружена часовня во имя вмч. Никиты ( Кожевникова. 2009. С. 236). В литературе встречается утверждение, что в Важеозерском мон-ре при Н. жили ученики Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий Островские. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Рака над мощами преподобных Геннадия и Никифора Важеозерских в ц. Всех святых Важеозерского мон-ря. Фотография. 2013 г. Имена Н. и Г. включены в нек-рые списки «Книги, глаголемой Описание о российских святых» (РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 26-26 об., XVIII в.; здесь отмечено отсутствие церковной службы), а также в Четьи-Минеи еп. Гермогена (Константина Добронравина) (РНБ. СПбДС. 25/1, кон. XIX в.: под 8 янв. указана память Г., под 9 февр.- Н. и Г.). В святцах старообрядческого выговского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 131, 2-я пол. 10-х гг. XIX в.) под 27 сент. отмечена память Н. и Г., под 27 февр.- Г., под 18 апр.- «обретение мощей» Н. В 1860 г. в «Памятной книжке Олонецкой губернии» напечатан список «преподобных отцов, просиявших и чествуемых в Олонецкой епархии», в котором находились имена Н. и Г. Канонизация святых подтверждена включением их имен в Собор Олонецких святых (празд. 2 окт.), установленный в 1866 г. по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова). В том же году был освящен придел во имя всех Олонецких святых в кафедральном Воскресенском соборе Петрозаводска. В 1910 г. издан Олонецкий патерик, подготовленный архим. Никодимом (Кононовым), куда были включены жизнеописания Н. и Г. ( Никодим (Кононов). 1910. С. 5-9). Тогда же по благословению еп. Никанора (Надеждина) имена Олонецких святых, в т.

http://pravenc.ru/text/2565530.html

11 , после чего юношеские работы А.Кононова были вновь переизданы отдельной книжкой 12 . В студенческие годы А.Кононов публикует и еще два солидных агиологических очерка о северных святых Александре Ошевенском и Антонии Сийском 13 . Годом позже его очерк об Александре Ошевенском, признанный полезным для духовного просвещения, переиздается в Петрозаводске 14 . Интересно, что по запросу С.-Петербургской Духовной Академии в столицу были переданы несколько рукописных сборников с житиями Соловецких святых из библиотеки Соловецкого монастыря, находившейся в то время в Казани, специально для изучения их студентом Александром Кононовым. В 1896 г. Академию заканчивает уже вполне сложившийся и весьма известный церковный ученый (полученная при этом степень кандидата богословия лишь подтверждала широкое признание значимости научных работ нашего героя), проповедник, писатель. Стремление студента Александра Кононова посвятить себя церковному служению и церковной науке выразилось и в его желании принять монашество еще в стенах Академии. 10 февраля 1896 г. в домовой академической церкви А.Кононов был пострижен с наречением иноческим именем Никодим, в честь Никодима Кожеозерского, вблизи от пустыни которого он вырос. Обряд пострижения совершали ректор Академии епископ Иоанн, ректор семинарии архимандрит Павел, старший цензор архимандрит Василий в присутствии епископа Гдовского Назария, товарища обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблера и нескольких иеромонахов Академии и Александро-Невской лавры 15 . В том же году Никодим рукоположен в иеромонаха и был оставлен для продолжения службы в должности смотрителя Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге. К сожалению дальнейшая судьба о.Никодима прослежена нами далеко не полностью. Многочисленные места его службы находились вне пределов его родины – Архангельского Севера, а потому не всегда возможно детально проследить перипетии его биографии. Однако творческий путь Никодима как ученого и просветителя прослеживается легко, ибо отмечен постоянно издаваемыми трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Служба, составленная архим. Макарием, несомненно, использовалась в Соловецком мон-ре, о чем свидетельствует включение ее в один сборник со службой прп. Герману (РНБ. Солов. 962/1072). Однако, как указывал сщмч. Никодим (Кононов), в нач. XX в. данная служба не была признана «соответствующею для напечатания» и празднование И. было рекомендовано «править по Общей Минее» ( Никодим (Кононов). Верное и краткое исчисление. 1900. С. 96). По-видимому, иером. Никодим (Кононов) был автором новой службы И. (с каноном «Отверзи, Господи, уста моя...», глас 8) (Служба преподобному отцу нашему Иринарху игумену, Соловецкому чудотворцу. СПб., 1910; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 264-276). Для нее были написаны тропарь («Постническое по Бозе житие...», глас 4) и кондак («Чистотою душевною Божественныя благодати дары стяжав...», глас 8). Стихиры и канон этой службы носят общий характер и могут быть отнесены к любому преподобному. Упоминания о чудесах И. представлены гл. обр. в каноне. Основной темой службы является прославление И. как «начальника монахов» (игумена); др. важной темой является восхваление «святой двоицы» - И. и прп. Елеазара Анзерского. Одним из образцов при создании службы послужил текст службы прп. Стефану Махрищскому (14 июля). Агиографическими источниками стали «Сказание о чудесах игумена Иринарха» и Житие прп. Елеазара. Характерной особенностью данной службы И. является то, что ее создатель опирался исключительно на письменные источники, игнорируя устное предание, в частности, соловецкую традицию почитания И. как целителя. Известны 2 молитвы И. Более ранняя была составлена в XVII в. («О всеблаженне и освященне отче наш Иринархе, досточудне угодниче Христов...» - РНБ. Соф. 452. Л. 324-324 об.; ГИМ. Увар. 886-4°. Л. 34 об.- 35; РНБ. Солов. 408/428. Л. 112 об.- 114 об.; Колоб. 576. Л. 287-288). В ней наряду с др. прошениями содержится просьба к И. о даровании исцеления «в недузех содержимым... паче же в болезни зубней». Более поздняя молитва («О преподобне отче Иринарше, угодниче Божий и молитвенниче...»), по-видимому, была составлена в нач. XX в. иером. Никодимом (Кононовым) по образцу молитвы прп. Стефану Махрищскому (Молитвы Господу Богу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим, чтомые на молебнах и иных последованиях. Пг., 1915; Минея (МП). Июль. Ч. 2. С. 277, др. издания).

http://pravenc.ru/text/673965.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010