Монастыри есть городские и сельские. И та милостыня, какую дают русские люди монахиням, и которая служит опорой для подъема хозяйственной монастырской жизни, это чистая капля в сравнении с тем потоком благосостояния, какое разливают монастыри. В городах женские монастыри – это училища рукоделий; в селах – школы земледелия и любящего заботливого обращения с домашними животными, не говоря уже о простом сельском рукоделии. Сколько пустырей разделано под отличные нивы трудами инокинь; сколько храмов среди болот и лесов воздвигнуто ими; сколько сироток воспитано и выпущено в жизнь добрыми семьянинками? Но несравненно более велика та духовная польза, какую обильными струями льют женские обители в среду людскую, и простую и образованную. И в шумных городах и в уединениях пустынных женские обители дают под своею сенью широкое поле для деятельности тех чистых, возвышенных женских душ, которые из чистой святой любви к Спасителю всю жизнь свою посвящают на служение Ему в молитвах, постах и других пустынных подвигах созерцания, или до последнего вздоха, капли пота и жизненной силы бьются в служении беднякам, слабым, немощным и детям. Ведь много есть при обителях богаделен, приютов, школ, хотя всего чаще эти деяния не носят шумных титулов, которыми так любит рядиться мирская благотворительность, часто и зиждущаяся на лептах, приносимых ради своего же удовольствия. Здесь, в уютных, прекрасно убранных храмах, отдыхает от печали, слез и горя всякая измученная душа... Тихое, всегда с оттенком грусти, пение инокинь, вдумчивое чтение, тишина, порядок, условность служения – все это великое благодеяние, особенно дорогое русскому благочестивому сердцу... Чтение Слова Божия, житий Святых и разнообразных поучений из святоотеческих творений много душ привело из мира в эти тихие пристани для подвигов спасения. Сколько надорванных, искалеченных, порою жестоко из-за излишней доверчивости опозоренных, женских разбитых сердец здесь нашло мир и воскресение к жизни новой – святой?! Своей любовью к отечественным святыням женские монастыри бесподобны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В возрасте восьмидесяти лет по прошению он был пострижен в схиму с именем Паисий и с присущей ему ревностью подвизался в схимнических трудах. После закрытия Глинской пустыни о. Паисий перешел в Троице-Сергиеву Лавру, где также пользовался большим уважением братии, но в скором времени он почил там о Господе. Иеросхимонах Василий (в монашестве Вонифатий, в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 года в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье 1895 . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни; уже в семнадцатилетнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь 1896 . В 1909 году Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона 1897 . В 1915 году по указу Курской Духовной Консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь 1898 . Переход в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получил великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» 1899 . В 1919 году он был рукоположен во иеромонаха и в 1922 году епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником 1900 . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 год он служил священником в церкви села Ворошба Суджанского района Курской области 1901 . Твердая вера сообщала всей его деятельности характер глубокой убежденности. Постоянное созерцание Бога внутренним оком веры, как Всеблагого Помощника, Всемогущего Защитителя и Премудрого Указателя пути в Его Царствие, давало о. Вонифатию силы к победе над искушениями, к мужественному перенесению напастей и бедствий и к выполнению своего назначения на земле. И своих прихожан о. Вонифатий учил веровать в Бога, то есть иметь живую уверенность в Его бытии и свойствах, признавать умом и сердцем все то, что Сам Бог сообщил нам о Себе в Своем Откровении. Отец Вонифатий говорил, что человек все может потерять в этой жизни, но пока остается в нем вера, жизнь еще впереди. Однако к вере реальной способна только та душа, которая решительным произволением отверглась греха, направилась всей своей волей и силой к Божественному добру. Это возможно путем подвига очищения души от всякой скверны, путем покаяния, к чему он и призывал паству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Лучшие достижения светской и церковной науки того времени, значение которых было осознанно исследователями лишь в конце XX в., были профессионально использованы в этих, казалось бы, малозаметных краеведческих сочинениях. Именно на рубеже веков научные подходы к изучению житийной литературы претерпевали серьезные изменения. На смену простому некритическому компилированию разрозненных сведений о деятельности и чудесах тех или иных отечественных подвижников приходили объективные методы сравнительно-исторического, лингвистического, археографического анализа огромного агиографического материала. Корифеи российской исторической науки, такие как В.О.Ключевский , Н.П.Барсуков, Е.Е.Голубинский 2 , посвящали проблемам исследования житийной литературы фундаментальные монографии. По их стопам шли исследователи «второй волны», такие как И.Яхонтов 3 , создавшие обобщающие работы, в том числе и о северно-русских святых. На фоне этой масштабной научной работы публикации А.Кононова и архимандрита Никодима выглядели отнюдь не вторично, а вставали вровень с книгами корифеев, дополняя и существенно уточняя последние. Этот факт был признан уже в то время, например, академиком Е.Е.Голубинским , назвавшим работы Никодима об архангельских и соловецких святых в ряду использованных им ценных агиологических исследований 4 . Помимо высочайшего уровня научной компетентности А.Кононова и Никодима, в глаза бросалось то обстоятельство, что изданы их труды (за небольшим исключением) были не в Архангельске, а в столичном С.-Петербурге, традиционно критично относившемся к разного рода узко-тематической краеведческой литературе. Даже самый беглый анализ изучаемых публикаций подталкивал к выводу о том, что оба интересующих нас автора – одно лицо, принявшее монашеский постриг, чем и объяснялось изменение авторского имени. Однако сразу никаких иных биографических данных о Никодиме (А.Кононове) в Архангельске обнаружить не удалось, и поиск на некоторое время приостановился. В 1992 г. нам довелось провести некоторое время в библиотеке С.-Петербургской духовной Академии, в справочных каталогах которой сведения о Никодиме и его трудах оказались значительно полнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Цари и царицы русские знали и уважали Горицкую игуменью. А она, приснопамятная подвижница, до конца жизни оставалась той же смиренной и простодушной инокиней, как и при начале монашеской жизни! Пятьдесят лет управляла Маврикия Горицкой обителью. Постоянные труды истощили силы ее, она чувствовала недуги старости и решилась, наконец, сложить с себя игуменство. Преосвящ. митрополит Никанор желал удержать Маврикию в настоятельской должности до конца жизни ее, предлагал дать ей помощницу по ее выбору, но, наконец, должен был уступить неотступным слезным молениям старицы, лежавшей у ног его. Согласившись на просьбу Маврикии, архипастырь просил ее указать на достойную ей преемницу и притом сказал: «Не затрудняйте себя сдачей монастыря по описи: все вами приобретено. Не только кто другой, но и я сам не могу ничего от вас требовать». Желанный указ об увольнении Маврикии и назначении игуменьей (согласно ее указанию) монахини Арсении Клементьевой последовал 23 декабря 1855 года. Бывшей настоятельнице «во внимание к многолетнему служению и неутомимо-ревностным попечениям о благосостоянии обители» назначено от монастыря: полное содержание, необходимая прислуга и пенсия по 150 р. серебром в год. Последние годы многотрудной жизни своей старица провела в небольшой келлии того же Горицкого монастыря. Постоянным занятием ее была молитва . Замечали иногда, что во время молитвы она совершенно забывала все земное, даже самое тело свое: случалось келейнице доложить ей, по окончании правила, не угодно ли покушать? «Разве я не обедала», отвечала старица, насыщенная неземной пищей. Так, она, стоя на молитве, не замечала, если кто подойдет и станет подле нее, не чувствовала, как осыпали и жалили ее комары и другие насекомые. В 1858 году престарелая подвижница, изнемогая в силах телесных, приняла великую схиму и наречена Марией – тем именем, которое получила при крещении. Как гаснет солнце на западе небосклона, посылая последние лучи во внутренность великолепного храма, воздвигнутого игуменьей Маврикией, так мирно угасала многоплодная жизнь досточтимой схимонахини. Летом 1867 года она слегла и уже не вставала. Предлагали врачи и лекарства, но старица обратилась к небесному Врачу душ и телес, многократно сподобилась приобщения Тела и Крови Христовых и таинства елеосвящения. Во все время болезни, несмотря на лихорадочное состояние, она сохраняла полное сознание и мирно предала дух свой Господу, Которому послужила более 60 лет в монашеских подвигах, настоятельстве и схиме, 18 июля 1867 года на 84 году от рождения. Смертные останки приснопамятной игуменьи-схимонахини преданы земле в прекрасном храме, ею воздвигнутом, на южной стороне 22 . Читать далее Источник: Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков:/[Никодим (Кононов), еп. Белгородский]. - [Репринт. изд.]. - Козельск: Введен. Оптина пустынь, 1994-./Июль. - 1994. - 588, II с. ISBN 5-86594-018-Х. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Старец о.Наум Соловецкий – подвижник карел». Биографический очерк. Петрозаводск, 1910.· «Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков». «Изв.Каз.Еп.» 1911, 4, стр.125. Речь при наречении его во епископа Рыльского. «Приб. к «ЦВ» 1911, 3, стр.97. «Иоасаф Свят. и чудотворец епископ Белгородский». Его жизнь, прославление и чудеса (с рисунками). Курск, 1914. «Преп. Антоний, Сийский чудотворец». «Архангельский Патерик». СПБ, 1901. Литература: “Церк.Вед.” 1910, стр.470. -“- 1913, стр.527. “Приб. к ”ЦВ” 1911, стр.126. “Прав.Собес.” 1897, июнь, стр.244. “Русс.Паломн.” 1911, стр.636. «Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.122–123. Булгаков, стр.1404. БЭС m.II, стб.1649. НЭС m.XXVIII, cmp.533.NIKODIM (Kononov) Nach M. Pol’skij nahm er an einer Versammlung der Bischöfe Südrußlands in Kiev teil, danach blieb er in Char " kov zur Vorbereitung der Seligsprechung des seligen Meletij (Leontovi).Man warnte ihn, nicht nach Belgorod zurückzukehren, wo im März 1918 schon die Front zwischen Char " kov und Belgorod war.Er fuhr dennoch dorthin. Am ersten Weihnachtstag 1918 wurde er beim Tee nach der Liturgie von Kommissar Saenko, einem Scharfrichter und Sadisten, verhaftet und in das Gebäude der ehemaligen Landverwaltung gebracht. Sofort wurden in der Stadt Delegationen organisiert, die die Freilassung des Berreichen sollten. Darunter war auch die Leiterin des Gymnasiums, M.D. Kijankovskaja, mit einer Gruppe von Schülerinnen. Sie wurde verhaftet und erschlagen. Der Bwurde zunächst aber freigelassen; er zelebrierte die Liturgie am zweiten Weihnachtstag. Am Abend wurde er während der Utrenjaja vom Altar weg wieder verhaftet. Als der Bdie Soldaten segnete, die ihn erschießen sollten, weigerten sie sich, trotz Drohungen. Der Gefangene wurde in die Kasematte zurückgeführt und ein neues Erschießungskommando zusammengestellt. Er wurde mit einem Soldatenmantel bekleidet, damit er nicht erkannt werden sollte. Die Exekution fand auf dem Feuerwehrhof statt.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей подписал распоряжение о закрытии обители, и на следующий день 14 июля пустынь была закрыта . Архивные документы    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1910 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81.    Сводный послужной список и ведомость о настоятеле, монашествующих и послушниках Глинской Рождество-Богородицкой общежительной пустыни за 1911 г.//ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 89 об.    Послужные списки настоятеля с братией Глинской Рождество-Богородицкой пустыни за 1918 г.//ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 55.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1944 г.//ГАСО, ф. Р2196, оп. 1, д. 6.    Материалы по монастырю Глинская пустынь за 1960 г.//Там же, оп. 12, д. 53, л. 2, 12.    Материалы по религиозным культам за 1959 г.//Там же, ф. Р 1815, оп. 3, д. 235, л. 13, 15—17, 22, 24.    Документы АСЕУ, АУПЦ. ИЕРОСХИМОНАХ ВАСИЛИЙ (†1960) (Память 6 августа ст. ст./19 августа нов. ст.)    Иеросхимонах Василий (в миру Иван Андреевич Морин) родился 10 сентября 1878 г. в селе Лошаковка Суражского уезда Курской губернии в крестьянской семье . Рано проявилось в нем стремление к иноческой жизни, и уже в 17-летнем возрасте он поступил в Белогорскую Николаевскую пустынь . В 1909 г. Иван был пострижен в монашество с именем Вонифатий, а через четыре года — рукоположен епископом Белгородским Никодимом (Кононовым) в сан иеродиакона . В 1915 г. по указу Курской духовной консистории о. Вонифатий был перемещен в Глинскую пустынь . Перевод в прославленную обитель способствовал его быстрому духовному возрастанию. Он получал великую пользу от ежедневного откровения помыслов старцам, от их советов и наставлений. Простой и бесхитростный, о. Вонифатий, исполняя все повеления Глинских наставников, преуспевал в духовной жизни. Архимандрит Нектарий (Нуждин) писал, что «иеродиакон Вонифатий качеств очень хороших» . В 1919 г. он был рукоположен в иеромонаха и в 1922 г. епископом Рыльским Павлином (Крошечкиным) награжден набедренником . После закрытия Глинской пустыни о. Вонифатий жил на родине. С 1930 по 1938 г. он служил священником в церкви села Воробша Сужданского района Курской области .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

О поэме На Пасху 1737 года будущий святитель — тогда еще преподаватель и экзаменатор Киевской Духовной академии, иеромонах Иоасаф (Горленко) приветствовал прибывшего в Киев нового правящего архиерея — архиепископа Рафаила (Заборовского) стихами собственного сочинения — поэмой «Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными». Поэма произвела сильное впечатление на владыку Рафаила и преподавателей академии. Рукописный текст «Брани...» иеромонах Иоасаф подарил архиепископу Рафаилу. Есть основания полагать, что вызвавшая большой интерес поэма неоднократно переписывалась. Список, хранившийся в Церковно-археологическом музее Киевской Духовной академии, стал источником для первой публикации «Брани...» в 1892 году. Среди читателей и почитателей поэмы — священномученик Никодим (Кононов) ( 1918 г.), епископ Белгородский, который в составленном к прославлению святителя в 1911 году акафисте воспел: «Имея оружие непобедимое — Крест, на сердце твоем верою начертанный, противу страстей и грехов смертных, возстающих на ны, крепко ополчился еси, и, Господу победы на тыя враги даровавшу, сложил еси песнь честным добродетелем, ейже внимающе, и мы благодарными усты сице ти воспеваем....» Идея переиздания поэмы святителя Иоасафа в наши дни принадлежит ведущему научному сотруднику Белгородского областного государственного историко-краеведческого музея Андрею Игоревичу Папкову. Работая с каталогами Российской государственной библиотеки, он обнаружил поэму святителя Иоасафа, изданную в 1892 году. Сделал ксерокопию и с предложением о переиздании обратился к настоятелю Преображенского кафедрального собора г. Белгорода протоиерею Олегу Николаевичу Кобец. Идея была поддержана и творчески развита: было предложено сделать современный поэтический перевод этого произведения, созданного на церковно-славянском языке, и поэтому не совсем понятного современному читателю. Автор современного поэтического перевода поэмы, клирик Николо-Иоасафовского собора города Белгорода, член Союза писателей и Союза журналистов России, протоиерей Игорь Кобелев. Поэма святителя Иоасафа является лучшим образцом поэзии того времени, да и во многом является образцовым произведением.В современном поэтическом переводе она появилась лишь в 2002 году. Около 8 месяцев о. Игорь работал над переводом, а самое сложное было — разбивать длинную строку святителя на более короткие и находить соответствующие рифмы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3406...

Но когда прибыл Государь, Старец был тут же. Прибытие Государя, конечно, доставило большую радость обитателям заводов. Но, несомненно и то, что в обычном течении жизни здесь было немало из подневольных поселенцев недовольных реформами Государя. И то, что сделал здесь блаженный Фаддей, имело громадное нравственно воспитавшее значение для того времени. Государь был встречен торжественно в храме и, когда он выходил оттуда окруженный свитой, народ воодушевленно приветствовал Государя Императора кликами: «Да здравствует и многолетствует наша Надежда – Государь Царь Петр Алексеевич, на многие лета». Звон колоколов, разнообразная толпа народа, свита сановников, заводские чиновники, простой народ – все перемешались в одну говорливую, шумную, воодушевленную толпу. Государь был весел. Но вот толпа замолкла. Из нее выделяется согбенный старец в черном кафтане с железным посохом, самой внушительной наружности. Степенный Старец со слезами в голосе говорит Государю: «Да здравствует наш Венценосный Надежда Великий Царь Государь Петр Алексеевич на многие лета. Благодать Божия да предшествует всюду с Вами в непоколебимом счастье и благополучии, с победой и истреблением врагов отныне и до века»! Эти слова особенно тронули Государя. Он велел вельможам поднять земно поклонившегося при последних словах Старца и милостиво стал его раз спрашивать: кто он, откуда и т. д. Старец на все давал ответы кроткие и разумные, с почтением к священной Особе Императора. Он понравился Государю и тот велел всегда пропускать его прямо во дворец. Блаженный захаживал нередко к Государю для бесед. Вскоре после первого знакомства Государь из Петербурга писал к тогдашнему Петрозаводскому Ландрату Муравьеву: «Здешний мужик, которого зовут Фаддеем, и который стар уже и кажется умалишенным, живет в лесу и приходит в деревню. Его здесь считают за чудо. Чего–либо худого и склонности к расколу не заметно. Поэтому я, чтобы не было какого либо соблазна, велел к вам на заводы отвести, чтобы там его кормили до смерти». С этого времени блаженный и жил в хижине недалеко от тогдашнего магистрата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Блаженный Фаддей глубоко чтится в городе. Постоянно кто–либо приходит помолиться. Во время экзаменов все учащиеся духовных и светских заведений, спешат помолиться здесь об удачном их исходе для себя. Так, верный заповедям Евангелия, свершил Блаженный свой жизненный путь и навсегда он останется дорог русскому сердцу, ибо словом и делом учил он в жизни всем быть верными великим основам русской жизни. Православию, Самодержавию и Русской народности… 7 Из Устава братства: О членах братства § 4. Братство состоит под руководством и покровительством Епархиального Преосвященного. Олонецкий Губернатор состоит Попечителем Братства. § 5. Членами Братства могут быть лица всех званий в состоянии обоего пола, православного вероисповедания. § 6. Члены Братства разделяются на: 1) почетных, 2) пожизненных, 3) действительных и 4) членов-соревнователей. § 7. Почетными членами Братства считаются лица, оказавшие особые заслуги Братству своими трудами, влиянием или значительным материальным и денежным пожертвованием на сумму не менее 100 рублей. § 8. Лица, единовременно внесшие в пользу Братства не менее 50 рублей, считаются пожизненными членами Братства. § 9. Действительными членами Братства считаются лица, внесшие в течение года в пользу Братства не менее 3-х руб. § 10. Лица, внесшие в Братство от 50 коп. до 1 рубля, считаются членами-соревнователями. § 12. Право на звание действительно члена и члена-соревнователя должно быть возобновляемо ежегодно. Не представивший членского взноса в течение трех лет считается выбывшим из состава членов Братства. § 13. Все действительные члены Братства участвуют с правом голоса в общих собраниях Братства и могут быть избираемы в должности по делам Братства. Примечание. Пожертвования, как деньгами, так вещественные могут быть посылаемы по следующему адресу: Петрозаводск, в Совет Олонецкого Епархиального церковно–православного Александр–Свирского Братства. Издание Православного Александро-Свирского Братства в г. Петрозаводске 1 В позднейшее время в этой обители подвизался старец схимонах Игнатий и около пустыни его племянница Пустынножительница Мария. О них см. книги «Жизнеописание схим. Игнатия» – 1886 г. и «Олонецкая отшельница Мария» – 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Меры были приняты двоякого рода. С одной стороны вытеснялись русские, с другой – вводилось лютеранство. Карелия была освобождена от рекрутской повинности, а соседние уезды, напротив, были обязаны выставлять усиленное число рекрутов. Естественно, что многие стремились поселиться сюда. Бежавшим за границу шведским преступникам было разрешено безнаказанно возвращаться, если станут селиться в Карелии. Дворяне и мещане могли выселяться после столбового мира в течение 14 дней, а духовенство и крестьяне, карелы, этого дозволения не получили. Но еще более наглы и жестоки были меры против православия. Давались награды православным, которые выучат лютеранский катехизис, который и был переведен на русский язык. Пасторам, говорившим проповеди по-русски, также давались награды. Принимавшие лютеранство, православные освобождались от платежей повинностей. А иногда говорившие по-фински прямо отчислялись к лютеранским приходам. Православное духовенство подчинили лютеранскому епископу. В приходы наряду со священниками назначались лютеранские пасторы и все прихожане, не смотря на принадлежность к православию, должны были чрез воскресенье слушать проповеди пасторов, платить не только на содержание православного духовенства, но и последних. Когда в приходе не было священника, его требы исполнял пастор. Дальше такого жестокого насилия над совестью православного человека идти было уже некуда... На такие жестокости православные карелы не оставались равнодушными. Не имея сил противиться лютеранским насильникам, – они толпами бежали в Россию. В разное время бежало более десяти тысяч карел. Беглецов принимали радушно и селили по разным местам. Этим объясняется, что теперь часть карел живет еще в пределах губерний: Новгородской, Тверской, Ярославской. Петербургской, а по малым частям и в других местах нашей Родины. Это – потомки верных сынов православной церкви – страдальцев за святое дело от Финского насилия! Много можно было бы привести и других примеров тому, как теснили православных карел их сродники по племенному сродству Финны – но и сказанного довольно для первого знакомства. Последствия дальнейшего теснения таковы, что 20000 православных карел совсем офиннились и столько же офиннивается. Финны мечтают о великой Финляндии, как самостоятельном государстве с включением всех северных губерний России. Вот и стараются, прежде всего, офиннить карел. А так как сделать это можно, только порвав их связь с православием и русским народом, то к этому и направлены все их решительные старания тайные и явные!..

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010