—442— гласен ли он подвергаться баллотировке на ряду с другими кандидатами на кафедру греческого языка и жить постоянно в Посаде. Да, наконец, и надобности в приглашении стороннего преподавателя, уже не молодого, в настоящем случае не усматривается. Из стипендиатов, оставляемых именно для приготовления к замещению вакантных профессорских кафедр, один с удобством на год или на два теперь же может быть отправлен в Университет для прослушания ряда филологических дисциплин. Академия будет иметь в его лице молодого, богословски и филологически подготовленного преподавателя. Временное же преподавание греческого языка может быть поручено ординарному профессору Μ. Д. Муретову, уже несшему эти обязанности, по поручению Совета, в 1900–1901 и 1901–1902 учебных годах и известному своими специальными познаниями в новозаветном, святоотеческом и вообще греческом языке. К этой мотивировке присоединились и остальные члены Совета, воздержавшиеся от подачи голоса». По возобновлении прений профессор Заозерский высказал следующее: так как оба докладчика, г.г. Глаголев и Введенский, стараются ослабить научное достоинство диссертации проф. Громогласова ссылкой на отзывы о ней Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Волынского, и профессора Гидулянова, то я прошу Совет Академии заслушать и внести в журнал заседания отзыв о той же диссертации Преосвященного Никодима (Милаша) , Епископа Далматинского. Представленные тут же проф. Громогласовым Преосвященному Ректору отдельные оттиски отзыва Преосвященного Епископа Никодима были розданы членам Совета: самый отзыв, по желанию проф. Заозерского, был прочитан в собрании и прилагается к настоящему журналу (в печатном виде). 1005 Преосвященный Ректор Академии заявил, со своей стороны, что приложит к журналу отзывы о магистерской —443— диссертации проф. Громогласова Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Волынского и Житомирского, 1006 и профессора Гидулянова 1007 (прилагаются также в печатном виде) и затем потребовал оглашения в собрании публицистической статьи профессора Громогласова под заглавием: «Наше общественно-политическое обновление и современные задачи церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Когда плохая мысль не исчезла, но стала набирать силу и привлекла человека к дурным поступкам наступает ответственность человека за принятие помысла и согласие с ним. Святые отцы с давних времен подробно разрабатывали этапы проникновения греха в душу и  учение об охранении своей души от греховных помыслов и  методах их отсечения . Рекомендую ознакомится . Думаю, что этого делать не надо: так Вы только приведете этого человека в смущение, как Вы сами верно заметили. А может, и обидите. За греховные помыслы, если Вы сознательно их в себе культивировали, надо просить прощения у Бога. С уважением, Есть очень интересный комментарий св. Никодима Милаша на 4 правило Неокесарийского собора, которое касается помыслов. Аще кто, вожделев жены, решится преспати с нею, но его намерение не приведется в действие: видимо есть, яко благодатию избавлен. Толкование св. Никодима: Зонара говорит, что святыми отцами различались в грехе четыре степени: прилог ( προσβολ, impressio), борьба ( πλη, luctatio), изволение ( συγκατ& εσις, assensio) и действие ( πραξις, actus), из них две первые – не подлежат епитимии, а две другие – подлежат ей, ибо не осуждается ни прилог, ни борьба, если помысл ( λογισμς, ratio), приняв прилог и покорив его, отверг пожелание; соизволение же подлежит суду и обвинению, а действие наказывается. Итак, если появилось у кого пожелание жены и, быв побежден, он принял соизволение смешаться с ней, но не дошел до дела, то есть не исполнил действия; то очевидно, сохранила его божественная благодать. Если Вы избежали изволения, то греха нет. Если не избежали, то стоит покаяться на исповеди. Смысла говорить человеку это нету, дабы не посеять вражду. Но если мучают помыслы, то есть смысл рассказать духовному отцу. Кому попало свои помыслы греховные рассказывать не рекомендовал св. Амвросий Оптинский из-за опасности искусить человека. О.Амвросий говорил: «Помыслы самомнения непременно надо открывать. У нас был один брат, у которого были эти помыслы, но он батюшке Макарию почему-то их не говорил. А кому-то из братии высказал, и тоже батюшке не сказал. Он вышел из монастыря и застрелился».

http://azbyka.ru/vopros/nuzhno-li-prosit...

Обсуждение еще одного аспекта этой темы встречается в толковании еп. Никодима (Милаша) на 66 Апостольское правило. Само правило при этом гласит: «Аще кто из клира в сваре кого ударит и единым ударением убиет: да будет извержен за продерзость свою. Аще же мирянин сие сотворит: да будет Толкование же еп. Никодима содержит следующие слова: «Решаюшим моментом для духовнаго лица является здесь пролитие человеческой крови, не взирая на обстоятельства и побуждения, вызвавшие это пролитие, и главным образом потому, что пролитие человеческой крови стоит в решительном противоречии с службою, совершаемой священником вообще, главным действием которой служит принесение безкровной жертвы в таинстве Таким образом, против занятия клириком медицинской практикой пока мы видим четыре основных аргумента: 1. Отвлечение клириков от исполнения прямых обязанностей своего звания. 2. Возможное участие клириков в неких общественных врачебных мероприятиях, которые могут быть неприличны священному сану. 3. Опасность стать причиной смерти больного, что может повлечь к обвинению в невольном убийстве и соответствующему каноническому прещению. 4. Пролитие крови как таковое несовместимо с принесением священником бескровной жертвы. Первый аргумент является общим для любого серьезного занятия на светском поприще. Сюда же легко и в гораздо большей степени можно отнести занятость клирика в делах, не относящихся, строго говоря, к обязанностям священнослужителей, но неизбежных по роду его церковной деятельности как клирика прихода и поглощающих массу сил и времени (административная, хозяйственная работа, загруженность отчетами в епархию, встречами с представителями светских органов управления и т. д.) Если священник никак не ограждается от этой деятельности, то несправедливо будет запрещать ему и род деятельности, и по духу своему гораздо ближе стоящий к делу Евангельской проповеди, и, при успешном исполнении священником врачебных обязанностей, несомненно, повышающий авторитет Церкви в обществе. Второй аргумент представляется нам неактуальным в современной жизни, ибо ни о каких таких врачебных мистериях, орденах или шествиях в наше время не слышно.

http://bogoslov.ru/article/5213182

Суворов значительно сгладил свои увлечения протестантскою догмою церковного права. Учебник г. Суворова по приемам изложена и по языку трудно доступен для студентов юридических факультетов, для которых он назначен. В 1893 году начал печататься Очерк Православного Церковного права проф. Остроумова. Харьков. Пока издана только первая часть очерка, заключающая в себе обозрение памятников церковного законодательства в древней Церкви и в Церкви Константинопольской после периода вселенских соборов. Автор обнаруживает основательное и подробное знакомство с литературой предмета и сделал бы большое одолжение науке церковного права, если бы поторопился с продолжением так удачно начатого своего труда. Православное церковное право Епископа далматинского Никодима Милаша . Спб. 1897. Перевод с Сербского издания 1890 года ва Задре. Нельзя не поблагодарить переводчика г. Петровича за то, что он познакомил русскую ученую публику с таким важным для науки церковного права научным трудом. Автор может быть причислен к западным ученым по месту своей службы и образования и по обширному знакомству с западноевропейской литературой. Но в тоже время он строго православный ученый, стоящий на точке зрения древней церковной дисциплины. По своим научным достоинствам и по своему солидному направлению, Курс Епископа Никодима может быть противопоставлен курсу церковного права проф. Суворова как корректив ученых увлечений последнего. Кроме того он весьма важен в том отношений, что сообщает сведения о действующем праве греческой Церкви турецкой империи и поместных церквей православного востока. Красножен. Краткий очерк церковного права. Юрьев. 1900. Это издание назначено в пособие студентам слушателям профессора для приготовления к экзамену; оно удовлетворяет своему назначению. Курс церковного права проф. Павлова. 1902. Издание сделано, по смерти автора Богословским Вестником под наблюдением доцента Московской Д. Академии Громогласова. Нельзя не поблагодарите за это редакцию журнала Богословский Вестник и г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Согласно 95-му правилу Шестого Вселенского Собора, присоединение к Православной Церкви монофизитов и несториан должно совершаться чинопоследованием с покаянием . В соответствии с этим, по пояснению свщисп. Никодима (Милоша): «по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения, принимаются монофизиты , которые миропомазаны были в своей церкви» . Вместе с тем в новейшее время получила применение практика присоединения указанных лиц по второму чину с миропомазанием . Наряду с «греческим» подходом известны случаи более радикального присоединения по первому чину через крещение . В связи с этим для соблюдения единства в данном вопросе особое значение в настоящее время приобретает необходимость определяющего решения о форме чинопоследования и благословения на его совершение правящего архиерея. Надо отметить, в каждом случае должна предусматриваться необходимая подготовка и катехизация присоединяемого. 5.2 Присоединение римо-католиков Согласно комментарию свщисп. Никодима (Милаша) к 95-му правилу Пято-Шестого Собора, приемлятся «по третьему чину, т. е. без крещения и без миропомазания, только чрез отречение от прежнего верования и чрез исповедание православного учения все римо-католики которые миропомазаны были в своей церкви». Необходимо отметить, что в каждом случае должна предусматриваться надлежащая подготовка и катехизация присоединяемого с предварительным исследованием факта и обстоятельств крещения и определяющим решением о форме чинопоследования присоединения и благословением на его совершение правящего архиерея . 5.3 Присоединение старообрядцев Относительно присоединения лиц, ранее не крещеных в Православной Церкви, принимаемых из старообрядчества, решением Священного Синода указывается необходимость совершения особого чинопоследования с миропомазанием, утвержденного решением Священного Синода от 9 марта 2017 года, — «Чин, како приимати от глаголемых старообрядцев, в соединение с Православной Церковию приходящих» .

http://bogoslov.ru/article/6194353

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные О запрете церковнослужителям оставлять церковные двери ради молитвы. О том, что не должно служителям даже и ненадолго оставлять без присмотра двери и предаваться молитве. τι ο δε πηρτας, κν βραχ, τς θρας γκαταλεπειν, κα τ εχ σχολζειν. Толкования Зонара . Слугами (πηρται) отцы называют иподиаконов; а иподиаконам определено стоять у дверей святых церквей. Итак, правило говорит, что этим во время литургии не должно оставлять дверей и упражняться в молитве; ибо молиться в это время и освящать божественные дары есть дело священников. Итак, слугам как запрещено носить орари, или прикасаться к владычным сосудам по  21 и  22 правилам, так запрещено и упражняться в молитве. Должно прочесть и написанное в  22-м правиле . Аристен . Слуге не должно молиться, оставив двери, хотя бы и на малое время. Во время священных литургий слуге не должно, хотя бы на малое время, оставлять двери алтаря и упражняться в молитве, дабы не оказалось, что он пренебрегает лежащею на нем службою, и собственную молитву предпочитает церковному благочинию. Вальсамон . Мы сказали в  22-м правиле , что слуги суть иподиаконы и что они имеют всякую необходимость стоять во время литургии у дверей святых церквей, дабы вводить и изводить оглашенных, находящихся в покаянии и прочих. Итак, поскольку некоторые из них, оставив возложенную на них службу, прикасались к Божественным тайнам; то отцы определили, что они должны пребывать у церковных дверей, а не прикасаться к Божественным тайнам и не молиться за людей, подобно священникам. Прочти 21-е и  22-е правила, и что в них написано. Славянская кормчая . 42. Слугам не подобает, ни вмале дверей оставльше помолитися. Толкование . Егда совершаются святые службы, не подобает поддиаконом алтарных дверей ни вмале отступити, и на молитву упразднитися, да не обрящутся небрегуще о лежащей на них работе, и свою молитву честнейшию творяще церковного строения. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 9  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/laodikijskij-sobo...

Разделы портала «Азбука веры» Каноны (правила) церковные Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх. Иподиакон, чтец или певец, делающий подобное, пусть или прекратит, или будет отлучен. Точно так же и мирянин. ποδικονος,  ναγνστης,  ψλτης, τ μοια ποιν,  παυσσθω,  φοριζσθω σατως κα λακς. Толкования Зонара . Епископы и все члены клира должны всех убеждать к добродетели, быть первым образцом ея, и возбуждать к добрым делам. Но, как и из них, некоторые могут уклоняться от добра, придаваться игре или упиваться, то правило предписывает таковым или отстать, или епископов, пресвитеров и диаконов подвергать извержению, а иподиаконов, чтецов и певцов, если не отстанут, подвергать отлучению, а равно и мирян, предающихся игре и пьянству. Ибо писание заповедует не пить вино до пьянства ( Втор.28:39 ; Притч. 23:20 ), и еще: не упивайся вином, в нем же есть блуд ( Еф.5:18 ). Клирику, по  9-му правилу Трулльского собора, не дозволено даже содержать питейное заведение. Аристен . Правило 42-е . Священник – игрок, или пьяница, если не перестает, должен быть извержен. Если пресвитер, или диакон, предающийся игре или пьянству, и не перестающий, подвергается извержению, то тем более достигшие священного высшего сана должны быть подвергнуты извержению, если предаются игре, или упиваются. Правило 43-е. Клирик и мирянин, если делает подобное, должен подвергнуться отлучению. Вальсамон . Иначе наказываются епископы, пресвитеры и диаконы, предающиеся игре или пьянству, и иначе – иподиаконы, певцы, чтецы и миряне. Ибо одних два настоящих правила повелевают извергать, если не перестанут, а других отлучать. Ищи еще 9-е правило Трулльского собора и 9-й титул настоящего собрания глава 27-я и 35-я, и 13-й титул глава 29-я. Славянская кормчая . Правило 42 . Игрец и пьяница святитель, аще не останется, тогда да извержется. Толкование . Аще который епископ, или пресвитер, или диакон играет и глумится, и люди глумит, и упивается, аще не останется того, да извержется. Правило 43 . Иподиакон, или певец, или чтец, или мирский человек таковая же подобная тем творя, аще не останется того, да отлучится. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/43-apostolskoe-pr...

Таков смысл настоящего правила. Прочти еще 91-е правило Трулльского собора и что в нем написано, и конец 8-го правила настоящего послания; отсюда ты узнаешь, что не только истребившая плод подлежит канонической епитимии за убийство, но и та, которыя дает детогубительныя зелья, или имеет и принимает оныя, хотя бы оттого и не последовало умерщвление плода. Ввиду того, что настоящее правило, согласно с  21-м правилом Анкирского собора, наказывает такую женщину 10-тилетней епитимией, а  57-е правило святаго Василия говорит буквально так: « неволею убивший 10 лет да не причастится святых Тайн », некоторые говорят, что та, которая умышлено истребит носимое ею в утробе, грешит невольным убийством. Но мне кажется, что и таковая совершает вольное убийство, как это открывается из конца 8-го правила , или, скорее, должна быть поставлена на место самоубийцы, если умрет от такого случая; тем не менее, она не подвергается епитимии за вольное убийство, потому что носимое в утробе еще не существует в природе и решимость на убийство произошла не из злого умысла, а из чрезвычайного страха, например, пред родителем, или господином, или кем-либо другим, грозящим опасностью. А что есть различие между носимым в утробе и младенцем, вышедшим на свет, это очевидно из  книги Исхода , которая говорит: аще биются два мужа, и поразят жену непраздну, и изыдет младенец ея неизображен, тщетою да оттщетится: якоже наложит муж жены тоя, подобающее да отдаст: Аще же изображен будет, да даст душу за душу ( Исх. 21:22-23 ), и из 31-го и  52-го правила, которыя говорят, что пренебрегшая рожденным судится как убийца; равным образом и та, которыя извергает плод по небрежности, не должна считаться за убийцу; наконец, убившая свой плод по уважительной причине не подвергается епитимии вольных убийц. Славянская кормчая . Хитростию растливши, егда аще уморит, убийца есть. Толкование . Жена чревата сущи, егда аще примет пагубное зелье, яко да уморит сущего во чреве ея младенца, убийца есть, и испытуем, аще вообразился бе младенец или не вообразился; понеже множицею умирают со младенцы и жены. И елико по хитрости их, два убийства бывают: едино убо хотящей родити жене, другое же младенцу. 10 убо лет таковая запрещения приимают: 2 убо лета да плачутся, 3 же лета в послушающих да сотворят, и 4 лета да припадают, и 1 лето да стоят с верными, и тако по 10 лет времене божественных Таин да причастятся. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 16  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

У современного проповедника нередко опускаются руки, когда он в сотый раз сталкивается с каким-то неправомыслием и нелепостью, прижившейся в среде верующих. Священники «выгорают», в том числе и от ощущения, что все усилия втуне, что невозможно преодолеть инертность и невежество людей. Иконоведы нервничают от обилия профанации священных изображений, верующие лингвисты порою сникают от вопиющей безграмотности воцерковленных людей... Равноапостольная Апфия А какую аудиторию получили апостолы? Кому должны были проповедовать, что «так возлюбил Бог мир, что Сына Своего Единородного отдал за спасение этого мира на Крест» (Ин. 3, 16)? Людям, которые твердо знали, что все боги – лицеприятны и своекорыстны, и это нормально! Которые называли веру в благого Бога суеверием, а надежду на Него – позорным, малодушным чувством. Кому апостолам предстояло рассказывать, например, о Введении во Святая Святых Пречистой Отроковицы? Тем, кто считал пьянство и блуд служением высшим силам. Кто устраивал при своих храмах «дома блудилищные», кто слушал там проповеди с похвалой извращениям. У известного канониста епископа Никодима (Милаша) есть такое толкование на 72 правило святых апостол, воспрещающее верным совершать приношения в языческих храмах: «Языческий храм... являлся... средоточием всего самого безнравственного, что только можно себе представить. Культ Афродиты, особенно распространенный, вследствие своей безнравственности, во время появления христианства, дает ясное представление о том, чем был языческий храм, в котором этот культ господствовал. Величайшею распущенностью сопровождались даже и в храмах главные языческие праздники... Куртизан Луциан упоминает об одной позорной похвале педерастии, что произносилось в форме речи в храмах во время большого праздника. Невинная молодежь слушала в храмах как религиозное поучение всё, что могло быть самого дурного и постыдного в смысле полового наслаждения. Α так как половое наслаждение составляло часть культа, то никто не стеснялся пользоваться храмом для удовлетворения этого наслаждения. Храмы служили главным образом местом для любовных интриг, и, как говорит Минуций Феликс, блуд в языческих храмах развивался свободнее, чем в открытых публичных домах. Хорошо известно также, какую роль играло вино, особенно на праздник Диониса, когда считалось, что более всего угоден божеству тот, кто больше всех выпьет».

http://pravoslavie.ru/143276.html

Синопсис . Некоторая жена по неведению вступила в брак с оставленным мужем; потом явилась 1-я, а эта, будучи отпущена, считается блудницею по неведению и, если хочет, вступает в брак; но лучше, если не вступает. Аристен . Муж был оставлен своею женою на время и, как бы отпущенный ею, взял другую, не знавшую, что он был оставлен на время; 1-я возвратилась к нему и он, принявши ее, отпустил 2-ю; эта отпущенная судится, как блудница, впрочем, по неведению; и по этому, если пожелает вступить в брачное общение с другим, это не должно быть возбранено ей; ибо она не считается отпущенницею, потому что и тот, кто отпустил ее, не был ея мужем в собственном смысле; но лучше, если пожелает остаться в безбрачии и не вступать в другой брак. Вальсамон . Настоящее правило помещено в тексте 93-го правила Трулльского собора; и  поскольку там оно истолковано пространнее, то прочти это толкование, а также и  9-е правило сего святаго отца. Славянская кормчая . Иде некая в неведении замуж, его же остави жена, и потом 1-я возвратится, сия же пущена быть, блудница вменяется по неведению. И  аще хощет, да посягнет: добре же есть, аще не посягнет. Толкование . Оставлен бысть муж от своея жены на время, он же мнев, яко до конца разрешился от оноя, и другую поят, неведущу яко на время оставлен есть от нея, возвратися к нему 1-я, и приим ту, 2-ю же отпусти, яко блудница судится сия отпущенная: обаче в неведении шла бе зань, и того ради аще хотением брака сочетается и с другим, не возбранится ей: не вменяетбося пущеница, яко ни он истинныи бе муж ей, иже ю отпусти. Аще же восхощет пребывати без брака, и нейти за ин муж, добре есть се. Толкование еп. Никодима (Милаша) . См. по ссылке. Пидалион или «Греческая кормчая книга» . См. по ссылке. Популярное Сейчас в разделе 28  чел. Всего просмотров 589 тыс. Всего Правил 783 ©2024 Церковное право к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек

http://azbyka.ru/pravo/vasiliya-velikogo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010