В 967 г. византийский император Никифор Фока предлагает киевскому князю; Святославу Игоревичу (945–972) за большую оплату совершить поход на Балканы против враждебной Византии Болгарии. В 968 г. Святослав разбивает болгарское войско, но не лишает при этом трона болгарского государя Бориса. Через некоторое время происходит объединение военных сил Бориса и Святослава и совместный поход против Византийской империи. Святослав был князем-рыцарем, предпочитавшим воинскую славу всякой другой. Киев он не любил и мечтал основать новую столицу на Дунае в Переяславце. Поэтому он совершает три похода на Дунай, т.е. трижды сталкивается с Византийской империей в качестве ее врага. Во время последнего похода в 971 г. войско Святослава было разбито. По дороге домой, в Киев, на Днепровских порогах его встретили войска печенегов во главе с вождем Курей. Святослав был убит. В исторической науке эта встреча печенегов с остатками русского войска считается не случайной. Есть основания полагать, что она была подготовлена византийской дипломатией. Убийство великого киевского князя не сыграло существенной роли в русско-византийских отношениях и не послужило поводом к их разрыву, при всей их холодности и нестабильности. В 987 г. во время правления великого киевского князя Владимира Святославича (980–1015) византийский император Василий II просит о военной помощи для борьбы с узурпатором Вардой Фокой. Князь Владимир просьбу исполнил, но поставил условие Василию II – выдать за него императорскую сестру, принцессу Анну . Русские войска одержали победу над узурпатором, но выполнять обещание Василий II не торопился – видимо, не в силах был преодолеть исторически сложившуюся неприязнь к династическим бракам с руссами. Тогда князь Владимир захватывает Херсон (Корсунь) – византийское владение в Крыму. И только после этого император Василий II присылает в Корсунь принцессу Анну, удовлетворяя требование великого князя Владимира. В это же время французский король Гуго Капет, стремясь к военно-политическому союзу Франции с Византией, также пытался добиться брака своего сына с Анной, но это ему не удалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ПРОЕДР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Проедр (греч. πρεδρος - " председатель " ) - почетный титул в Восточной Римской империи и в Православной Церкви История Светский титул Титул " проедра " был учрежден в 963 году как светский, когда император Никифор Фока почтил Василия - незаконнорожденного сына Романа Лакапина - новым высоким саном и должностью " председателя сената " ( " проедрон тин синклиту " ) . До смерти в 1025 года императора Василия II Болгаробойцы " проедром " не стал больше ни один человек. Однако уже брат Василия II Константин VIII , правивший до 1028 года, пожаловал титул " проедра " троим своим приближенным. С каждым новым правителем число " проедров " увеличивалось и вскоре, для того чтобы выделить особо отличившихся в служении императору, был учрежден титул " протопроедра " . В. Лоран самый ранний случай употребления византийскими источниками (в том числе и сфрагистическими) титула " протопроедр " относил к 1070-м годам. Реформа, проведенная Алексеем I Комнином в 1092 году, ликвидировала гипертрофированную титулатуру предшествующего времени, тогда же, вероятно, исчез и титул " протопроедр " . Титул " проедра " имел различные значения, подразумевая начальника или председателя. По мнению Ш. Диля, с момента создания и до своего исчезновения должность " проедра " была ни чем иным, как только почетным титулом. Церковный титул " Проедры " и " протопроедры " появились и в духовенстве и присваивались архиереям . С XIII века этот термин был сопряжен с занятием одним архиереем нескольких кафедр. На церковных печатях, по мнению В. Лорана, титул " протопроедр " являлся сокращением пышного титула " протопроедр протосинкеллов " . Современное употребление Ныне употребляется в титулатуре архиереев Кипрской Православной Церкви . Использованные материалы   По известию Льва Диакона. Редакция текста от: 01.02.2020 16:46:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13055.html

Адмиральский дромон по величине и крепости должен превосходить все остальные и экипаж его должен соответствовать названию πμφυλος, указывающему на людей отборных, отовсюду, из всех наций взятых. Равным образом и дромоны комитов, начальствующих над несколькими дромонами (до пяти), должны отличаться от остальных. Во время битвы дромоны выстраиваются полукругом, чтобы удобнее было обхватить неприятеля, или же в прямую линию; сифонаторы, стоящие в передней части дромонов, бросают огонь из особых метательных приспособлений – сифонов, устроенных на носу дромонов, солдаты собираются на верхней палубе, для того чтобы защищать переднюю часть дромона, метать в неприятеля стрелы, камни, горшки и трубки с горючими и дымящимися веществами, что делают или от руки, или с помощью машин, устроенных на четырех сторонах дромона. Впрочем, император не советует вступать в абордажный бой, а предпочтительно рекомендует утомлять неприятеля искусными маневрами. 2071 Pertz, III, 349. О том, как Никифор Фока организовал флот и употреблял для этой цели подымную подать, см. рассказ Ибн-Хаукаля, у бар. Розена, 278– 280. 2073 πιστσαντες (И флот не был оставлен без управления, но и над ним был поставлен друнгарий) (в 1078 г.). Второстепенное место в управлении флотом занимал протонотарий флота. См.: Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., август, 350. 2076 Psell., V: πι θαλσσης τος ρεσσομνους πργους θεσωμαι, σπερ τινςλφους κα επαναστσεις τς γρς φσεως χιλα κπη εθυνομνας (...и увижу я башни, плывущие по морю, словно некие холмы, возвышающиеся над водной стихией и направляемые бесчисленными веслами). 2078 Расстройству областного флота содействовало взяточничество византийских чиновников, которые дозволяли жителям откупаться ( ξκουσεεσθαι) от снаряжения хеландий и служащим во флоте разрешали быть невооруженными. См.: Советы и рассказы визант. боярина//Ж. М. Н. Пр., август, 348–349. 2079 Прилагалось, впрочем, и для обозначения выдающегося положения в других отношениях, – в церкви были доместики правого и левого клиросов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Несмотря на абсолютную власть монарха, далеко не все в стране зависело от императоров. Византия была специфическим государством. Огромная власть в нем принадлежала чиновничеству, которое жило не столько жалованьем, сколько взятками и воровством. Все дела решали связи и подкуп, знакомство в придворных кругах, лесть и политическая ловкость. Это была настолько давняя и хорошо отработанная система, что ее работа уже почти не подчинялась воле императора. Любые попытки что – то изменить подвергались саботажу и глохли в молчаливом сопротивлении чиновников, а особенно активных царей – реформаторов свергали с трона. Басилевсы могли только менять положение отдельных лиц в этой системе: фавориты быстро взлетали по карьерной лестнице, попавшие в опалу так же стремительно скатывались вниз, на их место попадали новые временщики и т.д. Те, кто оказывались наверху, старались поскорее урвать свой кусок от государственной казны, выпрашивая у императора подарки, льготы и подачки. Множество законов, принятых в империи, были только фасадом, за которым шла борьба тайных влияний и интриг. В экономике, как и в политике, государство присутствовало всюду и диктовало все: что делать, как много и за сколько. В Византии, в отличие от Запада, не было свободы торговли и производства. Все регламентировалось до мельчайших деталей. Контроль осуществлялся через корпорации ремесленников. Это были не свободные союзы, защищавшие интересы ремесленников, а государственные организации, созданные властями для того, чтобы лучше контролировать подданных. Члены корпораций находились под строгим наблюдением своих руководителей, которые следили за тем, чтобы они вовремя платили налоги и были лояльны государству. Кроме того, они были обязаны принимать участие в разных процессиях и церемониях по торжественным случаям. Те, кто не входил в такие союзы, были сильно ущемлены в правах: с них брали увеличенную пошлину, а торговать позволяли только после того, как члены корпораций распродавали свой товар. В случае неурожая зерна цена на хлеб не менялась, но при той же цене по решению властей уменьшался размер форм, в которых он пекся. Скот продавался только после того, как государственный чиновник брал с него пошлину и ставил клеймо; запрещалось покупать его раньше, чем он пригонялся в город, чтобы никто не мог получить чрезмерную прибыль за счет разницы в цене. Мясо разрешалось продавать только в одном, строго определенном месте и только членам союза макелариев. Конями торговали только вофры, другим это было запрещено. Рыбаки должны были продавать рыбу оптовикам рано утром сразу после улова, и специальный чиновник устанавливал на нее цену в зависимости от количества пойманной рыбы. Прибрежные районы были разделены на участки и внесены в налоговые описи, поэтому рыбу тоже могли ловить только определенные люди с разрешения властей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Котеха Никифор, посадский человек, 1585 г., Псков Котко , крестьянин, конец XV в., Новгород Коткуй Кондрат, крестьянин, 1495 г., Новгород Котлован , крестьянин, 1545 г., Новгород Котлован – яма для свай или быка моста Которкин Андрей, крестьянин, 1606 г., Белей Ср. котора – ссора, вражда, распря Котосоновы см. Катасоновы Котошихин Григорий Карпович, подьячий Посольского приказа, в 1663 г. бежал в Швецию, где написал известное сочинение о Московском государстве в царствование Алексея Михайловича Коур, Коурцев : Коур, скоморох, 1545 г., Новгород; Дмитрий (Митя) Яковлевич Коурцев, конец XV в., Новгород [Ср. Каур] Кохно, Кохнов : Кохно, крестьянин, 1495 г., Новгород; Иван Кохнов, посадский человек, 1585 г., Псков Кохно – Кондрат Коча Ананий (Анашка), крестьянин, 1564 г., Заонежье; Коча Федор, крестьянин, 1606 г., Арзамас Коча – небольшое палубное судно Кочадык Фока, крестьянин, конец XV в., Новгород Кочадык, кадык – лапотное шило Кочан Иван, крестьянин, начало XVI в., Новгород Кочебар Погожего [см. Погожий], землевладелец, первая половина XVI в. [ср. Юмран] [Ср. Качабаровы] Кочев Полуян, крестьянин, 1495 г., Новгород Кочева, Кочевин : Кочева, боярин вел. кн. Ивана Калиты, 1330 г., послан в Ростов; по родовым преданиям Поливановых, Кочева был выезжим из Золотой Орды татарином; Кочевин Олеженский Юрий Васильевич, боярин вел. кн. Дмитрия Донского, в 1376 г. в посольстве в Константинополь; Михаил Петрович Кочевин, 1600 г., Новгород [см. Поливан] Кочемаров Василий, посадский человек, 1624 г., Зарайск Кочень Давидов, крестьянин, конец XV в., Новгород Кочень – кочан Кочергин Яков, дьяк вел. кн. Марьи Ярославны, 1447 г., его сыновья Иван и Константин, дворяне в новгородском походе 1495 г. Кочет Голодный [см. Голодный] Иван, посадский человек, 1646 г., Казань; Кочет Пятый Афанасьев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Кочетгов Потеха [см. Потеха], крестьянин, 1600 г., Арзамас Кочкар , черниговский боярин, 1180 г. 52 [Ср. Качкаров] Кочнев Василий, разбойник, 1625 г., Суздаль Кочур : Иван Леонтьевич, конец XV в.; Кочур, крестьянин, 1564 г., Олонец; кн. Федор Петрович Засекин [см. Засека], 1627 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Вряд ли стоит отождествлять ее целиком с данью, как это сделал, например, К. Д. Кавелин. 1092 Контрибуция – единовременный платеж, тогда как дань – платеж постоянный, хотя и одна и другая входят в понятие «данничество», с которым современная этнология связывает архаическую форму коллективной эксплуатации, возникай в процессе развития межэтнических противоречий и конфликтов. Военные предприятия, организованные сыном Игоря князем Святославом, по своим целям мало чем отличались от предшествующих. О воинских делах Святослава мы черпаем сведения из отечественных и византийских источников, которые не только дополняют, но и корректируют друг друга, позволяя устранить односторонность информации русских летописцев и греческих хронистов. Среди ратных занятий Святослава особый интерес для нашей темы представляют балканские войны. Киевский князь начал воевать на Балканах не без стараний Византии, имевшей обыкновение стравливать опасных для себя противников, т. е. расправляться со своими врагами чужими руками. Вот и на этот раз император Никифор Фока направил к Святославу патрикия Калокира, чтобы побудить его напасть на Болгарию. Калокир привез в Киев 15 кентинариев (1500 фунтов) золота, предназначенного для распределения между «тавроскифами» в обмен на их выступление против болгар. 1093 Миссия Калокира достигла поставленной цели: патрикий, прибыв «в Скифию, завязал дружбу с катархонтом тавров, совратил его дарами и очаровал льстивыми речами – ведь все скифское племя необычайно корыстолюбиво, в высшей степени алчно, падко на подкупы, и на обещания. Калокир уговорил [его] собрать сильное войско и выступать против мисян с тем. чтобы после победы над ними подчинить и удержать страну для собственного пребывания... ». Святослав, «возбужденный надеждой получить богатство, видя себя во сне владетелем страны мисян, поднял на войну все молодое поколение тавров. Набрав таким образом войско, состоявшее, кроме обоза, из шестидесяти тысяч цветущих здоровьем мужей, он вместе с патрикием Калокиром, с которым соединился узами побратимства, выступил против мисян».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увы, все было тщетно – Симеон хорошо понимал интересы своего государства и не поддался на льстивые уговоры. И тогда царь пошел на крайнюю меру: он вооружил арабских пленников, которым пообещал свободу, и направил их на болгар. Только после этого Симеон одумался, и решил заключить мир с Римской империей на условиях выплаты ежегодной дани 174 . Надо сказать, Льву Мудрому сильно повезло, что война с болгарами по времени не совпала с отражением арабских атак. Но вскоре сарацины напомнили о себе. После того как Никифор Фока Старший покинул Италию, отправившись на войну с болгарами, арабы заметно активизировались. В 902 г. халиф аль-Муктафи, считавшийся высшим духовным авторитетом среди мусульман, приказал эмиру Ифрикии Ибрагиму отречься от престола в пользу сына. Тот повиновался, однако, желая найти себе новые владения, объявил, будто собирается в хадж в Мекку, но пройдет туда через христианские земли. С войском во главе он перебрался в Сицилию, осадил и 1 августа 902 г. взял греческую крепость Таормину. Всех пленных, отказавшихся перейти из христианства в ислам , он казнил после жестоких мучений, включая и местного епископа. Через месяц Ибрагим высадился в Южной Италии и осадил крепость Региум, которую также вскоре взял. Планы сарацинского вождя простирались до захвата Рима, но вскоре он умер, а его войско, получив отступное, вернулось на родину 175 . Таким образом, в 902 г. византийцы окончательно утратили свое влияние на Сицилии, которая прочно перешла в руки сарацин. Война с сарацинами продолжалась и на Пелопоннесе, население которого особенно донимали критские и сирийские пираты. В 902 г. правитель Дамиан со своим флотом опустошил острова Эгейского моря, затем вошел в Пегасейский залив и произвел нападение на город Димитриаду. Хотя горожане оказали отчаянное сопротивление, Димитриада была взята штурмом, после чего многие острова Архипелага стали добычей мусульман, включая остров Лемнос, захваченный арабами в 903 г. 176 Весной 904 г. император Лев Мудрый направил громадное войско – говорят, насчитывавшее почти 100 тыс. воинов, – к аль-Хадасу, сжигая все на своем пути и опустошая окрестности. Но ввиду того, что грекам грозила опасность со стороны арабского флота, сухопутная кампания развития не получила 177 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

816 Турмархи – командиры турм, больших воинских подразделений, которые расквартировывались в провинциях. Иногда византийцы так называли командующих вообще (Kazdan A. A. Tourmarches//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2100–2101). 817 Турма – подразделение фемы, обычно ее третья часть, в свою очередь делившаяся на несколько отрядов-ванд. В среднем, воинский контингент фемы насчитывал около 4–6 тыс. человек (Kazdan A. A. Tourma//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2100). 818 Если верить Продолжателю Феофана, Феофоб был казнен незадолго до смерти василевса Феофила (ум. 20 января 842 т.). Продолжатель Феофана. Жизнеописания... – С. 61, III. 38). 819 В § 38 третьей книги рассказывается о том, как Феофоб был заподозрен в тайных перговорах с рабами, что стало причиной его опалы, в итоге стоившей ему жизни. 821 Никифор Фока Старший. Доместиками называли командиров крупных визан- тийских военных корпусов-тагм, но в данном случае речь идет о командующем схола- ми, корпусом столичных войск. 822 Стилиан Зауца был отцом возлюбленной Льва – Зои. Назначение его василеопатором относится, вероятно, к 888 – 889 гг. Название этого титула, придуманного Львом VI, означает «отец императора» (cm.: Bury ). The Imperial Administrative System in the Ninth Century, with a Revised Text of the Kletorologion of Philotheos. – London, 1911. – P. 146; Kazdan A. A. Basileopator II The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 1. – P. 263–264). 823 Магистр – один из самых высоких санов, стоявших над в Тактиконе Филофея 899 г. над остальными четырьмя классами чинов после патриарха Константинополя, кесаря, новелисима, куропалата, василеопатора и зосты патрикия. Могло быть одновременно несколько магистров, но не более 12. Уже к середине IX в. этот титул стал чисто декоративным, почетным званием, не связанным с выполнением определенных функций (подр. см.: Kazdan A. A. Magistros//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1267; Kazdan A. A. Katakalon//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 2. – P. 1113).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны изображения Н. Ф. на монетах и в рукописных миниатюрах. Согласно Льву Диакону, он имел смуглое лицо, густые черные волосы и небольшую с проседью бороду, черные глаза, густые брови, нос с горбинкой, был коренастым и широкоплечим, обладал огромной физической силой, славился целомудрием и недюжинным умом ( Leo Diac. Hist. III 8. P. 48). Соч.: Стратегика имп. Никифора/Изд.: Ю. А. Кулаковский. СПб., 1908; Three Byzantine Military Treatises/Ed. G. T. Dennis. Wash., 1985. P. 137-239. (CFHB; 25); Le traité sur la guérilla (De velitatione) de l " empereur Nicéphore Phocas (953-969)/Ed. G. Dagron, H. Mihãescu. P., 1986; О боевом сопровождении. Об устройстве лагеря: Два визант. военных трактата кон. X в./Пер.: В. В. Кучма. СПб., 2002. Ист.: Leo Diac. Hist. (рус. пер.: Лев Диакон. История/Пер.: М. М. Копыленко при участии С. А. Иванова; ред.: Г. Г. Литаврин. М., 1988); Scyl. Hist.; Michael Psellus. Historia Syntomos/Ed. W. J. Aerts. B., 1990. P. 96-104 (рус. пер.: Михаил Пселл. Хронография; Краткая история. СПб., 2003); Excerpta ex Historiis Arabum de expeditionibus Syriacis Nicephori Phocae et Ioannis Tzimiscis/Ed. C. Lassenius// Leo Diac. Hist. 1828. P. 374-394; История светских сказаний, повестей и сказок в старинной болг. лит-ре//Исслед. П. Сырку. СПб., 1883. Т. 2. Вып. 3: Визант. повесть об убиении имп. Никифора Фоки в старинном болг. пересказе; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по араб. источникам. СПб., 1897. Ч. 2. С. 285, 335-347. (ППС; Т. 17; Вып. 50); Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975-1979. 3 Bde. (CFHB; 12); Theodosii Diaconi De Cretae expugnatione// Leo Diaconus. Historia/Ed. C. B. Hase. Bonn, 1828. P. 261-306; Liutprandi Cremonensis Opera omnia/Ed. P. Chiesa. Turnhout, 1998 (рус. пер.: Лиутпранд Кремонский. Антаподосис; Книга об Оттоне; Отчет о посольстве в К-поль/Пер. с лат.: И. В. Дьяконов. М., 2006); «Der bleiche Tod der Sarazenen», u. Johannes Tzimiskes: Die Zeit von 959 bis 976 in der Darstellung des Leon Diakonos/Übers. F. Loretto. Graz etc., 1961; Les novelles des empereurs Macédoniens concernant la terre et les stratiotes/Intr., éd., comment. N. Svoronos; éd. posthume P. Gounaridis. Athènes, 1994.

http://pravenc.ru/text/Никифора II ...

Но Апостол здесь говорит не о всякой молитве, а только о молитве усерднейшей, каковая должна быть в слезах и стенаниях; ибо не всегда, конечно, они будут так молиться, а говоря о посте, разумеет тот, который бывает в определенные времена или, когда кто из супругов намерен причаститься таин». В толковании на 2-е пр. св. Василия В. «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод, подлежит осуждению смертоубийства ...» объясняет, как развивается зародыш; он пишет: «... семя, повергаемое в утробу, сначала обращается в кровь, потом сгущается в бесформенную плоть, затем начинает принимать образ и слагаться в члены и суставы». В толковании на 10-е пр. того же святого подробно объясняет, в чем состояло дело Севира, о котором упоминает правило. В толковании на 13-е пр. того же святого: «Убиение на брани Отцы наши не вменили за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но может быть добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых таин» Зонара указывает на ту пользу, какую оказал изложенный в настоящем правиле совет Василия В. (не имевший, впрочем, применения в церковной практике) тем, кто защищал церковные предания: «…когда император Никифор Фока стал требовать, чтобы убиваемые на войне причислялись к мученикам и, подобно им, были чтимы и прославляемы, тогдашние архиереи представляли с своей стороны, что такое чествование было бы несправедливо, и, не быв выслушаны, воспользовались наконец словами Василия В., как правилом, говоря: каким образом мы можем причислить к мученикам падших на войне, когда Василий В. отлучил их на трехлетие от таинств, как имеющих нечистые руки». Относительно 69-го пр. того же святого: «Чтец, аще прежде брака смесится с своей обручницей, по отлучении на едино лето от служения, приимется в чтеца, но да пребудет без производства в высшей степени. Если же без обручения тайно смесится, да престанет служити. Такожде и иподиакон» замечает: «... А определение об иподиаконе, именно то – что он лишается служения, если тайно смесится, должно отнести к одному факту, так как иподиакону не позволяется после рукоположения обручаться с женой и заключать брак».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010