15 . О явлении святого на море донским казакам и о победе над турками Снова и снова я сомневаюсь и опасаюсь, как бы не обойти писанием того, что слышал, и молчанием того, что рассказывалось, чтобы не забылось окончательно. Если кто ложь принесет, сам себе на голову привлечет , если же кто придерживается истины, то истина сама сделает убедительным всякое праведное слово. Мы же как слышали, так и написали. Когда уже это писание о преподобном архимандрите Дионисии было завершено, по просьбе инока Боголепа, в том же 7156 -м году, вскоре после этого, неожиданно пришел ко мне вышеупомянутый слуга монастырский Никита Кучин. Он сообщает со слов инока Романа Базлова да слуги Василия, по прозвищу Львова, о приезде донских казаков и о поклонении их у гробницы архимандрита Дионисия. По его донесению их вызвали, и при расспросах они рассказали следующее. «Шли мы мимо церкви Никона и увидели у гробницы архимандрита Дионисия трех человек поклоняющихся; мы спросили их: „Откуда вы знали архимандрита Дионисия, если гробу его кланяетесь?” Они же поведали нам, говоря в слезах: „Прежде он был нам незнаком, но большую помощь он нам оказал своим явлением на море против врагов. Уже говорили, что всем нам придется быть разбитыми турками, когда он явился нам; яркий свет сошел на нас, а на врагов наших напала тьма, и они ослепли. Мы были спасены явлением его и победили своих врагов. Ради этого мы и пришли поклониться, чудотворцам Сергию и Никону помолиться и гробу архимандрита Дионисия поклониться”». И, выполнив свое обещание, они, благодаря Бога, пошли восвояси. Я же, написав об этом рассказе и весьма в том усомнившись, так как не получил об этом надежного свидетельства, смущался постоянно своими размышлениями, да не сочтется этот ложью. И в таких размышлениях прошло много времени. А в 7163 году сентября ... день довелось мне побеседовать о деле духовном с ключником государевым, с Никоном Протопоповым, и он, словно Богом наставляем, спросил меня об архимандрите Дионисии и о житии его, приведя мне подлинное свидетельство о донских казаках, как они явлением его на море спаслись от безбожных турок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Метафорические прозвища сравнивали тощего человека с гвоздиком, палкой, спицей, сучком, хворостом, шилом: Гвоздиков (Семикаракорская); Палкин (Каменская); Спицын (Вешенская); Сучков (Голубинская, Старочеркасская); Хворост (Велико-Княжеская); Шилов (Камышевская, Митякинская). Разные степени дородности и полноты вплоть до излишней тучности запечатлели современники в прозвищных портретах: Круглов (Кундрюченская, Новочеркасск); Кругляк (Скородумовская); Гладкой (Голубинская, 1745 г.); Гладышев (Усть-Быстрянская); Гладков (Каргальская, Мигулинская, Романовская); Пухляков (Мелиховская, Семикаракорская), от пухляк, полный, пухлый, оплывший; Жируев (Нагавская); Жиров (Цимлянская); Жировов (Семикаракорская). Прозвища старинных тяжеловесов либо прямо аттестовали своих первых носителей толстяками – Толстов (Вешенская, Есауловская); Толстинев (Нижнекурмоярская), Толстухин (Голубинская), либо подчеркивали их наиболее выделяющуюся анатомическую деталь – Пузин (Кобылянская, Скородумовская); Пузака (Кременская); Пузанов (5 станиц), Пузинов (Вешенская); Папузин (Старочеркасская, Новочеркасск); Бухоненков (Старочеркасская), от бухоня, тамбовское толстяк, пузан; Черевков (Кочетовская, Семикаракорская), от чрево, черево – живот; Покандюков (Заветинский р-н), от кандюк, брюхо; Грудинин (Орловская, Филипповская); Желудков (Кумшацкая); Икрянов (Грушевская, Семикаракорская, Синявская), о человеке с толстыми икрами. Для выражения тех же внешних качеств человека народная антропонимия использует и метафорическое переосмысление понятий, так или иначе связанных с полнотой, пышностью, дородностью: Кучин (Пятиизбянская); Кучкин (Цимлянская), от куча – ворох, груда, копна;) Мягков (Павловская, Филипповская), от мягкий; Пудовов (Аксайская, Старочеркасская), от пуд; Пухин (Егорлыкская); Пшеничный (Бессергеневская, Велико-Княжеская, Луганская); Салов (Каменская); Сырец (Качалинская), от сырой, тучный. Распространенная в 5 станицах фамилия Широков указывает как на полноту, так и на могучее сложение ширококостного, сильного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Яковлев; Веденеев, Гуреев, Гордеев, Дорофеев, Еремеев, Кащеев, Поздеев, Санеев, Сергеев, Тимофеев; Дмитриев, Евлампиев, Евтихиев, Харлампиев; Аксентьев, Аркадьев, Афанасьев, Вонифатьев, Григорьев, Прокофьев, Савельев, Терентьев. II. Образования от производных основ: 1 . На -нев, от именных и глагольных основ: Двойнев, Жужнев, Лежнев, Плетнев, Сбитнев, Селезнев, Шпунев, Шершнев. 2 . На -цев, -анцев, -енцев, -инцев (-ынцев), -авцев, -ивцев, -овцев, от именных основ: Акимцев, Воробьев, Перцев; Айданцев, Белянцев, Ериканцев, Сатанцев; Кораченцев, Теменцев; Воротынцев, Голубинцев, Казинцев, Пчелинцев; Зимовцев, Козловцев, Тамбовцев; Косивцев, Счастливцев; Кудрявцев, Чернявцев. 3 . На -щев, -ащев, -ищев, -ущев, от именных или глагольных основ: Агнищев, Висящев, Петрищев; Плакущев, Ютищев. 4 . На -арев (-ярев), -ырев, от именных или глагольных основ: Бахарев, Дегтярев, Звонарев, Золатарев, Писарев, Свинарев, Токарев, Чеботарев; Штукарев; Богатырев, Болдырев, Косырев, Плугатырев. 5 . На -аев (-яев), -уев (-юев), от глагольных и именных основ: Васюгаев, Ващаев, Горяев, Гуляев, Носаев, Стреляев, Трухляев, Финаев, Цыпляев, Валуев, Волобуев, Жируев, Подурцев, Потатуев. 6 . На -ачев, (-ячев), -шев (-ычев), -аничев (-яничев), -иничев, -овичев: Бородачев, Головачев, Трухачев, Усачев, Вертячев; Вербичев, Ильичев, Кузьмичев, Панычев, Савичев, Фомичев, Юдичев, Беляничев, Параничев, Акулиничев, Фомичев, Колотовичев, Романовичев. 7 . На -ашев, -ушев, -ышев, от именных основ: Бурнашев, Кондрашев, Торгашев, Вахрушев, Балышев, Гладышев, Малышев, Покидышев. Образования на -ин (-ын) распадаются на следующий ряд подчиненных стереотипов: I. Образования от непроизводной основы: Блохин, Ведин, Кучин, Планидин, Разин, Рындин, Саблин, Софьин, Шеин, Щепин, Галицын, Куницын, Лацын; Спицын; Бирюлин, Жилин, Зяблин, Петелин, Скалин, Шилин; Коклюгин, Кочергин, Серегин. II. Образования от производной основы: 1 . На -кин, -акин (-якин), -икин, -укин (-юкин), от именной или глагольной основы: Брыкин, Веревкин, Инжиркин, Ломакин, Рубашкин, Сироткин, Соломкин, Полторанин, Мерзлякин, Боборыкин, Вдовикин, Мандрыкин, Ламлюкин, Силюкин, Сюсюкин, Федюкин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Именно верой является для Прасковьи Петровны атеизм, она сама это знает и потому не может допустить, чтобы другие веры мешали ее «миссионерству». Однако, как и любая война, борьба с верующими на страницах книги В.Ф. Тендрякова имеет свои законы – закон насилия вербального и физического. И здесь оказывается, что верующие в нем разбираются не хуже, чем атеисты. Однажды поведение учительницы, выраженное в классических приемах «hate speech» – «языка вражды»: введение ложной идентификации верующих, ложной атрибуции и т.д., – сталкивается с открытой агрессией со стороны верующих, в частности асоциального элемента Акиндина Пояркова. В этих условиях, понимая, что проигрывает, школьный педагог просит помощи в райкоме, где ей предлагают пойти на крайние меры. «Кучин (парторг. – Н.Х. ) сидел, большой, нахохлившийся, глядел на свои крупные руки, выброшенные на стол. – Тут я вижу только один выход. Надо этого мальчика как-то очень осторожно отделить от родителей. На время, пока у тех не пройдет угар». Сложившаяся ситуация лучше всего может быть описана термином, предложенным итальянским философом Джорджо Агамбеном, – «состояние исключения». Важно понимать, что подобное состояние, которое в русском языке скорее соответствует понятию чрезвычайного положения, не является особой формой юридической реальности, но уже находится за ее пределами. Вначале забрать ребенка, а потом подводить под это юридические нормы – это уже полное беззаконие. Но что же с мальчиком? Чего хочет он? Ничего. Отдыхать и быть ребенком: «выловить матерую, перезимовавшую лягушку, привязать к ее лапке нитку, пустить в озерцо, глядя, как уходит она, обрадовавшаяся свободе, вглубь, во мрак непрозрачной воды, а потом взять да вытащить обратно – шалишь, голубушка, ты теперь у нас работаешь водолазом, расскажи-ка, что видела в воде». Кадр из фильма «Чудотворная» Как бы нелепо ни звучало желание Родьки, оно – то, чего он по-настоящему хочет. И главное, Родька Гуляев явно не жаждет быть в центре взрослого конфликта, которого он толком даже не понимает. Он не атеист и не верующий. Пионерский галстук он носит в кармане, так же как и крест, который дала ему бабушка. Родька просто ребенок, который оказался в тисках двух самоидентификаций, и общество (не верующие, а именно советское, атеистическое общество) не дает ему их совместить. Тут важно отметить, что мальчик и не против носить крест, но голову ему постоянно сверлит одна мысль: увидят крест – засмеют.

http://pravoslavie.ru/111787.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Игумен Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря архимандрит Иларион (Кучин) Игумен Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря архимандрит Иларион (Кучин) Отец Иларион, при своем великодушии и терпении все делал спокойно и мог успокоить всякого. Современники почитали отца Илариона как опытного старца и руководителя духовного, у которого многим должно учиться.   Архимандрит Иларион (в миру Иван Петрович Кучин) родился в 1842 году в семье мещанина города Кашира Тульской губернии. Его мать звали Анастасией. Учился он в гимназии города Тулы, после окончания которой работал в канцелярии одного из тульских заводов. Но мирская жизнь не привлекала Ивана. Он желал более высокого и чистого, чем ежедневный труд чиновника, жития. Иван знал, что это возможно только в том случае, если бы он смог отречься от самого себя, своего положения в обществе и посвятить свою жизнь Богу.    В 1868 году в возрасте 26 лет он отправился на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. Через два года его постригли в рясофор с именем Иларион, а в 1871 году в мантию. Первым его послушанием было послушание архондаричного. Почти восемь лет он преданно служил и гостям, и братьям, проявляя авраамово гостеприимство. Старцы высоко ценили его духовный и умственный потенциал и готовили его для решения в будущем более серьезных задач.    26 сентября 1876 года его рукоположили в иеродиакона. Вскоре после этого отца Илариона отправили на подворье в Константинополь, где нужны были умелые организаторы. Отец Иларион отлично справился с задачей. Он наладил систему приема и отправки на Афон паломников из России и Иерусалима, которая долго работала и после него. Выполнив эту задачу, он вернулся вновь в обитель, где старцы дали ему важнейшее послушание старшего эконома. И здесь отец Иларион проявил наилучшие свои качества — четкое планирование работ и педантичное отношение к каждой детали, мелочи, что вызывало у старцев большое к нему уважение. И когда игумен Ново-Афонского монастыря отец Иерон стал настойчиво просить помощи в строительстве и организации монастыря, то они остановили свой выбор на отце Иларионе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=285...

Синод потребовал сведений из Тайной канцелярии. Тайная канцелярия отвечала, что Самгин, Кучин и Короткий значатся в вечных ссылках – Самгин в Камчатке, Короткий – в Оренбурге, Кучин – на сибирских казенных железных заводах; бывший иеродиакон Боголеп, а по расстрижении Борис Степанов, – в кронштадском гарнизонном полку в солдатах, и в прошлом 1739 году в январе месяце (как он подданным доношением 1741 года апреля 29 объявил) вступил в брачное сочетание. Бывшие, Саровской же пустыни иеросхимонах Иван и иеродиакон Феофилакт, будучи в Тайной канцелярии под караулом, померли. Тем дело и кончилось. Синод, по причинам, которые сейчас же и объяснятся, не вошел в дальнейшее об них ходатайство. Прошло еще два года. Дело и затихло было, но не ожиданно поднялось снова. Мы встречаем наших старых знакомых в московской синодальной конторе, там же, где встретили их в первый раз одиннадцать лет назад. В 1745 году 7 февраля, московская синодальная контора донесла св. Синоду, что в ней явились, с данными из сибирской губернской канцелярии паспортами, бывшие в берлюковской пустыни строитель иеромонах Иосия, да иеромонах Иаков, ныне же расстриги Яков Самгин, да Иван Кучин, и просят возвратить им иеромонашеские чины и определить в монастырь в братство; ибо-де, в прошлом 1744 году, доносителю на них монаху Георгию Зварыкину, монашество возвращено и определен он в Саровскую пустынь. – Контора, не имея сведений – в каких винах они явились и подлинно ль Зварыкину возвращено монашество, – потребовала из Саровской пустыни известия: подлинноль и по какому указу, возвращено Зварыкипу монашество; а из Синода просила разрешешя, как поступить с сибиряками-саровцами. Чтобы они «не шатались праздно», в ожидании этой резолюции контора отослала их пока в донской монастырь. Какие сны снились этим несчастным? Вот доплыли они, после бурь и крушений, до берега; вот виднеется и родной дом – честная их обитель, где проведено столько лет, – с которою связано столько воспоминаний. С сердечным замиранием они хотят ухватиться за берег. Но какая-то невидимая рука отталкивает их. Невыразимое отчаяние охватывает сердце. Еще одно последнее усилие... Нет и нет. Синод, выслушав донесение московской конторы, потребовал известия из Тайной канцелярии: вину Самгина, Зварыкина и Кучина, за которые они были истязуемы и сосланы в ссылки, не касаются ль к важнейшим первому и второму пунктам, и следует ли отпустить им эти вины на основании общей амнистии – высочайших всемилостивейших указов? Председателем Синода был в ту пору крутицкий архиепископ Платон, – сам бывший в Сибири и в Камчатке, – тот самый, которого, под именем Павла Малиновского, мы видели в нашей истории наряду с Самгиным и Зварыкиным. Стало быть, запрос этот не был проволочкой. Синод уже вспоминал об этих несчастных по смерти императрицы Анны; да видно еще свежи были предания её царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Прожив в монастыре 35 лет, отец Анастасий в 70-летнем возрасте преставился перед Господом 15 ноября 1920 года. Архимандрит Иларион (Кучин) Архимандрит Иларион (в миру Иван Петрович Кучин) родился в 1842 году в семье мещанина города Кашира Тульской губернии. Его мать звали Анастасией. Учился он в гимназии города Тулы, после окончания которой работал в канцелярии одного из тульских заводов. Но мирская жизнь не привлекала Ивана. Он желал более высокого и чистого, чем ежедневный труд чиновника, жития. Иван знал, что это возможно только в том случае, если бы он смог отречься от самого себя, своего положения в обществе и посвятить свою жизнь Богу. В 1868 году в возрасте 26 лет он отправился на Афон и поступил в Русский Пантелеимонов монастырь. Через два года его постригли в рясофор с именем Иларион, а в 1871 году в мантию. Первым его послушанием было послушание архондаричного. Почти восемь лет он преданно служил и гостям, и братии, проявляя авраамово гостеприимство. Старцы высоко ценили его духовный и умственный потенциал и готовили его для решения в будущем более серьезных задач. 26 сентября 1876 года его рукоположили в иеродиакона. Вскоре после этого отца Илариона отправили на подворье в Константинополь, где нужны были умелые организаторы. Отец Иларион отлично справился с задачей. Он наладил систему приема и отправки на Афон паломников из России и Иерусалима, которая долго работала и после него. Выполнив эту задачу, он вернулся вновь в обитель, где старцы дали ему важнейшее послушание старшего эконома. И здесь отец Иларион проявил наилучшие свои качества – четкое планирование работ и педантичное отношение к каждой детали, мелочи, что вызывало у старцев большое к нему уважение. И когда игумен Новоафонского монастыря отец Иерон стал настойчиво просить помощи в строительстве и организации монастыря, то они остановили свой выбор на отце Иларионе. С 1883 года он стал казначеем на Новом Афоне. Главной отличительной чертой отца Илариона была не только предельно четкая исполнительность, но и предельно точная отчетность, которую он установил в монастыре. Поражает воображение также и его интерес ко всем деталям и желание иметь точное мнение старцев об этих деталях. Письма его к отцу Макарию являются подробным описанием всех процессов, происходящих в новом монастыре 303 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Со временем при Смоленско-Димитриевской церкви и одноимённом отделе КОТ были открыты бесплатная библиотека-читальня из книг религиозно-нравственного содержания, устроен сад, начал функционировать приходской детский приют, находившиеся под строгим надзором прихода и о. Николая. Несмотря на небольшие суммы пожертвований, разумный и " по-немецки " пунктуальный подход к организации приходской благотворительности (с разделением прихода на несколько участков во главе с попечителями из числа пользующихся наибольшим доверием прихожан, чётким фиксированием в особой книге точных сведений о том, какие бедняки проживают в приходе, кто и в чём конкретно нуждается, достойны ли они помощи, с выдачей специальных " марок " на бесплатное получение хлеба в потребительской лавке и т.д.) позволил обеспечить чёткое соблюдение принципа социальной справедливости. Всё это сделало Н.М.Троицкого популярной и авторитетной личностью в местной рабочей среде, а его дом превратился в своего рода место паломничества всех духовно страждущих и нуждающихся в материальной помощи. " Пожертвования, - говорилось, в частности, в одном из обращений к прихожанам Смоленско-Димитриевской церкви, - принимаются в доме Священника О. Николая Троицкого всем, кто что найдёт нужным пожертвовать. Вместе с хлебом производится выдача сахару, чаю и картофеля " . При этом, общественно-благотворительная деятельность Н.М.Троицкого естественным образом сочеталась как с его пастырским служением, так и с деятельностью в составе местного черносотенного движения. За свои духовные труды и заслуги перед церковью, в 1907 г. он был награждён набедренником. " Расширяя свою пастырскую деятельность, - пишут А.В.Колясев и В.А.Кучин, - о. Николай к 1909 году, кроме вышеупомянутых трудов, преподавал Закон Божий также ещё и в прогимназии и в трёх приходских начальных училищах. Уже начали проявляться плоды посеянных в души рабочих семян веры Христовой и любви. Паства отвечала ему особой любовью и почитанием. К этому времени его приход уже составлял около 800 человек.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Те же авторы упоминают и о том, что вскоре после занятия Казани, где большевики официально объявили и организовали " красный террор " , несколько красноармейцев, исполняя приказ, прибыли в Воскресенскую церковь, " за попом Троицким " , а затем, не найдя его, поспешили к о. Николаю домой, " но и здесь их месть ждала неудача " . Известно, что в дальнейшем, " попа Троицкого " , явно по " наводке " из Казани, разыскивали и иркутские чекисты. Так, например, преподаватель из Иркутска А.В.Кожин, рассказывая в своей статье " Становление карательных органов в Иркутской губернии в январе - сентябре 1920 года " об обыске в знаменитом Иркутском Знаменском женском монастыре, пишет, что: " Обнаруженные в нём " ряд бездокументных попов " были арестованы, зарегистрированы и освобождены на поруки местного Епархиального Совета. Не удалось задержать протоиерея Николая Троицкого, бежавшего из Казани и живущего нелегально " . [ 19 ] Чем занимался Н.М.Троицкий в Иркутске при " белых " и как ему удавалось затем уходить от преследований " красных " , нам пока доподлинно не известно. Однако, учитывая общественно-политические взгляды о. Николая и его личные связи (в частности, со священником П.А.Рождественским), не будет лишним предположить, что он продолжил своё пастырское служение в белогвардейских формированиях. Известно также, что 10 ноября 1920 г. указом известного деятеля монархического и белого движений архиепископа Иркутского и Верхоленского Анатолия (в миру - А.В.Каменского) о. Николай был определён священником в Михайло-Архангельскую церковь, расположенную в известном Иннокентьевском ските около станции Иннокентьевка, что недалеко от Иркутска. " Ораторские способности о. Николая и его значительный преподавательский опыт на данном поприще, - пишут А.В.Колясев и В.А.Кучин, - приносили значительные плоды. На следующий год, весной 1921 г., Владыка Анатолий, чтобы как-то отметить пастырские труды о. Николая, решает подать в Священный Синод представление о награждении о. Николая. Указом Священного Синода от 12/25 мая 1921 года за N 644 о. Николай " за усердную и полезную службу " был награждён наперсным крестом " .

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/14/...

Иона (Павлинский), архиепископ бывший епископ Орловский и Севский с 21.07.1821 по 06.11.1826 архиепископ Казанский и Симбирский Амвросий (Протасов), архиепископ бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 06.11.1826 01.07.1831 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 28.07.1829 по 01.03.1848 архиепископ Казанский и Свияжский Гавриил (Розанов), архиепископ бывший архиепископ Херсонский и Таврический с 01.03.1848 по 15.02.1857 на покое; 08.09.1858 Филофей (Успенский), епископ бывший епископ Костромской и Галичский с 15.02.1857 архиепископ с 23.04.1861 по 05.05.1876 митрополит Киевский и Галицкий бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 09.09.1876 09.06.1877 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский с 08.12.1877 12.03.1879 бывший епископ Харьковский и Ахтырский с 23.04.1879 архиепископ с 20.04.1880 18.09.1896 Викарии Тверской епархии Старицкие епископы С 7 марта 1836 года Имена Сведения Иринарх (Попов), епископ рукоположен с 03.05.1836 по 15.09.1836 епископ Рижский и Митавский, викарий Псковской епархии Неофит (Соснин), епископ рукоположен с 15.11.1836 по 23.04.1838 епископ Вятский и Слободской Викариатство упразднено 1 октября 1840 года, восстановлено 9 ноября 1866 года Антоний (Николаевский) епископ рукоположен с 19.02.1867 по 31.03.1873 епископ Енисейский и Красноярский Антонин (Державин), епископ рукоположен с 27.11.1883 по 18.10.1886 епископ Ковенский, викарий Литовской епархии; 02.03.1902 рукоположен с 14.12.1886 по 04.10.1897 епископ Великоустюжский, викарий Вологодской епархии; в конце 1916 Тобольская Учреждена в 1620 году Сибирская и Тобольская Кафедра в Тобольске Имена Сведения Киприан (Старорусенков) архиепископ рукоположен с 08.09.1620 по 12.12.1624 митрополит Сарский и Подонский Макарий (Кучин), епископ рукоположен с 19.12.1624 (1625) 24.07.1635 Нектарий (Теляшин), архиепископ рукоположен с 07.02.1636 по 07.01.1640 на покое в Нилово-Столобенской пустыни: 15.01.1667 Герасим (Кремлев), архиепископ рукоположен с 31.05.1640 16.07.1650 Симеон, архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010