Новолуговое. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь, Свято-Никольский храм Карта и ближайшие объекты В 1914 году деревня Новолуговая входила в состав Барышевского прихода. В деревне имелась церковно-приходская школа. В середине 1920-х годов верующие Новолугового решили строить собственный храм. Пока неизвестны фамилии всех, кто трудился на строительстве храма, но некоторые имена уже сегодня можно назвать. Это Степан Александрович Сбоев, Иван Корлыханов и Прохор Павлович Проскоряков. Прохор Павлович позднее был председателем церковного совета Новолуговского храма. Около 1926 года храм был уже построен и освящен во имя святителя и чудотворца Николая. Первым настоятелем стал священник Андрей Бирюков. Бирюков Андрей Владимирович родился в 1881 году в Пермской губернии. Окончил 4 класса Тобольской духовной семинарии. Рукоположен во священника около 1920 года, перед назначением в Новолуговскую церковь был священником церкви села Барышевского. В 1930 году о. Андрей был в первый раз арестован, но через полтора месяца выпущен на свободу. После ареста в Новолуговом, видимо, не служил. В 1937 году он стал вторым священником Успенской церкви Новосибирска. 20 ноября был арестован, а 2 декабря 1937 года расстрелян в Новосибирске. Реабилитирован в 1956 году. С 1935 по май 1937 года настоятелем Никольского новолуговского храма был архимандрит Сергий (Скрипалыциков). Архимандрит Сергий (Степан Захарович Скрипалыциков) родился в селе Балахта Ачинского уезда Енисейской губернии 28 декабря 1896 года в крестьянской семье. Окончил Красноярскую духовную семинарию, ректором которой в то время был протоиерей Николай Асташевский - будущий митрополит Новосибирский Никифор. В начале 1920-х годов иеромонах Сергий служил в Покровской церкви Новониколаевска. Осенью 1924 года в Новониколаевск прибыл назначенный Патриархом Тихоном епископ Никифор (Асташевский). Иеромонах Сергий стал келейником владыки Никифора. В списках священнослужителей Новосибирской епархии 1928 года отец Сергий значится игуменом, настоятелем Вознесенской церкви Новосибирска - кафедрального храма. В 1932 году архимандрит Сергий был арестован и осужден по ст. 58 п. 10 УК РСФСР, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Вернулся из лагеря в Новосибирск в 1935 году и был назначен настоятелем Никольского храма села Новолугового Новосибирского района. В ночь с 4 на 5 мая 1937 года архимандрит Сергий вновь арестован и доставлен в новосибирскую тюрьму, где находился до расстрела 29 июля 1937 года.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Новосибирская Основана в 1924 г. (?) (местопребывание – в г. Новониколаевск, с 1926 г. – Новосибирск). Именовалась: Новониколаевская; с 1926 г. – Новосибирская; в 1943 г. – Новосибирская и Барнаульская; с 13(26)02.1994 – Новосибирская и Томская; с 23.09(06.10) 1995 – Новосибирская и Бердская. Викарные кафедры: Кузнецкая (?), Бийская, Томская. 12(25)09.1924 08(21)05.1935 08(21)05.1935 06(19)05.1937 13(26)06.1943 19.05(01.06)1956 05(18)07.1956 26.08(08.09)1958 26.08(08.09)1958 22.04(05.05)1961 Донат Щеголев 22.04(05.05)1961 01(14)05.1963 Леонтий Бондарь 01(14)05.1963 07(20)05.1964 10(23)06.1964 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 12(25)01.1990 12(25)01.1990 05(18)08.1990 06(19)08.1990 03(16)07.1995 Тихон Емельянов 03(16)07.1995 23.09(06.10)1995 23.09(06.10)1995 27.11(10.12)1995 27.11(10.12)1995 07(20)10.2000 Сергий II Соколов II 13(26)12.2000 Новосибирская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Новониколаевская и Сибирская. Викарные кафедры: Барабинская, Викариатство Новосибирской епархии. 15(28)10.1922 01(14)05.1923 Александр Авдентов 03(16)11.1922 17(30)01.1935 28.05(10.06)1923 19.08(01.09)1923 3088 По Архиереи РПЦ... С. 752 – Осташевский (?). Точная дата хиротонии (ее совершал Патриарх Св. Тихон) – по дневнику Н. Кирьянова (см. Приложение 8. С. 881). Происхождение варианта первой даты по Архиереи РПЦ... С. 721 – 04.09.1924 – неизвестно. Архиепископ с 1927 г. Митрополит с 03(18)04.1932. Вторая дата – увольнение на покой после ареста (?). Скончался 04(17)04.1937, где и при каких обстоятельствах – неизвестно. По М. Е. Губонину, Никифор (Асташевский) пребывал в звании митрополита Новосибирского до своей кончины 04(17)04.1937, а архиепископ Сергий (Васильков) был временно управляющим. 12.1933 будто бы назначен был в Новосибирск епископ бывший Серпуховский Мануил (Лемешевский) , но отказался от назначения. 3091 Митрополит. Назначен после освобождения из концлагеря по отбытии 8 лет заключения. Вторая дата – определение на покой. 3097 Архимандрит, инспектор МДА. Был определен на новую Томскую и Асинскую епархию с поручением во временное управление Новосибирской епархии, но хиротонисан был во епископа Новосибирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. 14 августа, 2013 Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям — в интервью с владыкой Тихоном. 20 лет в Новосибирске Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников. Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы. Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали архиереев по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы — два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное — сохраняли веру.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИФОР Никифор (Асташевский), митр. Новосибирский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. Никифор (Асташевский), митр. Новосибирский. Фотография. Сер. 30-х гг. XX в. (Асташевский Николай Петрович; 15.05.1848, с. Курбатовское Рязанского у. и губ.- 30.04. 1937, Новосибирск), митр. Новосибирский. Из семьи священника. В 1854 г. родители Николая Асташевского переехали в Томскую губ. В 1864 г. он поступил в Томскую ДС. В 1870 г. окончил семинарию по 1-му разряду и поступил в КазДА. В 1874 г. окончил академию со степенью кандидата богословия, был назначен в Томскую ДС преподавателем на кафедру философских наук. Вел курсы философии, логики, психологии и дидактики. Также временно замещал др. должности, в частности учителя греч. языка. Как преподаватель педагогики и дидактики был руководителем практических занятий семинаристов 5-го и 6-го классов, к-рые давали уроки по Закону Божию, письму, рус. языку, арифметике и пению в воскресной школе при семинарии. В 1889 г. при ДС была открыта образцовая школа, где некоторые предметы также вели учащиеся старших классов. Кроме этого, по благословению Томского еп. свт. Макария Невского; ; впосл. митрополит) практические занятия по дидактике семинаристы старших классов проводили и в образцовой церковноприходской школе при Архиерейском доме. Асташевский был членом педагогического (1874-1897) и распорядительского (1882-1884) собраний Томской ДС, временно исполнял обязанности ректора и инспектора семинарии в периоды их отсутствия. По поручению правления семинарии составил проект устава попечительства о нуждающихся воспитанниках Томской ДС; в 1887-1897 гг. был членом правления попечительства. По совместительству преподавал педагогику в томской Мариинской женской гимназии в 1880-1897 гг., руководил педагогическими курсами для учителей церковноприходских школ в Томске в нояб. 1895 и в авг. 1897 г. В 1884-1890 гг. являлся членом-делопроизводителем Томского епархиального училищного совета. 2 июля 1897 г. избран почетным мировым судьей Томска.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

Новониколаевск (с 1926 - Новосибирск), где располагалась резиденция обновленческого «митрополита всея Сибири» Петра Блинова. Для противодействия обновленцам патриарх Московский и всея России свт. Тихон принял решение о назначении прот. Н. Асташевского в Новониколаевск в качестве правящего архиерея (ранее там существовала викарная Новониколаевская кафедра). После принятия им монашеского пострига с именем в честь свт. Никифора, патриарха К-польского, был возведен в сан архимандрита и затем наречен епископом Новониколаевским. Хиротонию 25 сент. 1924 г. в Москве в храме мч. Никиты на Ст. Басманной ул. возглавил патриарх Тихон. Прибытие Н. в Новониколаевск способствовало массовому возвращению захваченных обновленцами приходов в каноническую Церковь. В 1926 г. в связи с переименованием епархиального центра Н. стал носить титул епископа Новосибирского. В 1927 г. был возведен в сан архиепископа. Поскольку кафедральный Александро-Невский собор Новониколаевска принадлежал обновленческому «митрополиту» Блинову, кафедральным храмом Н. стала Вознесенская Турухановская ц., вскоре к ней был пристроен придел во имя свт. Николая. Также по благословению Н. в Новосибирске были построены Успенская ц. на Новом кладбище и Свято-Никольский храм в пригородном с. Новолуговом. В нач. 1928 г. в Новосибирской епархии насчитывалось 205 приходов, объединенных в 17 благочиннических округов, богослужения совершали 197 священников и 5 диаконов. В 1931 г. Н. был награжден правом ношения креста на клобуке, 18 апр. 1932 г. возведен в сан митрополита. В нач. 30-х гг. в Западно-Сибирском крае власти приступили к репрессиям против духовенства и массовому закрытию храмов. Всего, по данным советских органов, в 1931-1937 гг. здесь было закрыто 185 церквей. С мая 1935 г. по причине глубокой старости Н. пребывал на покое, но, оставаясь в Новосибирске, продолжал проводить богослужения и оказывал посильную помощь своему преемнику на Новосибирской кафедре архиеп. Сергию (Василькову). Н. скончался 3 мая, в Великую Пятницу 1937 г., его отпел архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

В 1913 г. у прот. Н. П. Асташевского возникли разногласия с назначенным на Красноярскую кафедру еп. Никоном (Бессоновым) . Архиерей настаивал на его уходе с должности ректора семинарии по собственному желанию. В поданном прошении прот. Н. Асташевский писал: «Я желал бы продолжить свою службу, полагая, что мое участие в жизни семинарии и духовном устроении епархии не бесполезно. Но если Вы требуете, чтобы я оставил службу, я должен исполнить начальственную волю, присовокупляя, что я считаю долгом искать высшего духовного суда и просить оный суд разобрать наши дела семинарские и епархиальные и наши вины». 12 дек. 1913 г. прот. Н. Асташевский отправил телеграмму на имя обер-прокурора Синода В. К. Саблера : «По требованию владыки я должен подать прошение об увольнении от должности ректора. Готовый исполнить волю владыки и высшего духовного начальства, считаю долгом службы просить Ваше Высокопревосходительство обратить внимание на Енисейскую епархию, ждущую успокоения и спасения от Петербурга. От страшного гнета епархиального управления в семинарии корпорация в унынии. Лучшие силы оставляют службу. Осенью двое лучших преподавателей перешли в министерство. Другие готовы покинуть семинарию при первой возможности». Для ревизии Красноярской ДС был направлен член синодального Учебного комитета П. Ф. Полянский (впосл. местоблюститель Патриаршего престола митр. сщмч. Петр (Полянский) ). Он дал высокую оценку ректору семинарии как педагогу и администратору. Однако 23 сент. 1914 г. прот. Н. Асташевский был переведен на должность ректора Тобольской ДС, к-рую он возглавлял менее года. Согласно определению Синода от 5-8 мая 1915 г., он был уволен с духовно-учебной службы на пенсию по выслуге лет. Уйдя на покой, прот. Н. Асташевский вернулся в Томск. В окт. 1915 г. участвовал в торжествах, посвященных престольному празднику Томского ДУ. В янв. 1919 г. был избран председателем правления Западносибирского союза законоучителей. В кон. 1922 г. одним из главных центров обновленчества стал г.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

Деятельность «собора» полностью контролировалась начальником VI отд-ния секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучковым , к-рый в свою очередь получал директивы от Комиссии по проведению отделения Церкви от гос-ва при ЦК РКП(б). Первоначально в комиссии решили назначить председателем обновленческого «собора» В. Красницкого , но, учитывая «упадок авторитета» лидера «Живой церкви», заменили его «сибирским митрополитом». По инициативе Б. на «соборе» были приняты решения «избрать архиепископом Крутицким, 1-м викарием Московской епархии» прот. А. И. Введенского (в лжехиротонии к-рого, состоявшейся 6 мая, участвовал Б. вместе с др. 11 обновленческими «архиереями»), «закрыть монастыри как уклонившиеся от чистой монашеской идеи» и преобразовать их в братские христианско-трудовые союзы или общины для «подвига личного спасения». Б. возглавил делегацию обновленцев к Патриарху свт. Тихону, к-рому прочитал и вручил определение лжесобора о лишении сана и монашества. На заседании 8 мая 1923 г. вместо ВЦУ был образован Высший церковный совет (ВЦС), в списке членов к-рого (18 членов и 9 кандидатов) на 2-м месте, после Антонина (Грановского), стояло имя «митрополита всея Сибири» Б. После 1923 г. обновленческое движение по всей стране, и в частности в Сибири, пошло на спад: влияние священнослужителей, верных Патриарху Тихону, усиливалось, обновленческая орг-ция все более дробилась на несогласные друг с другом фракции. На обновленческом «предсоборном совещании» 1924 г., когда нек-рые раскольники стали высказывать желание начать диалог с Патриархом, Б. решительно выступил против каких бы то ни было попыток к примирению. Возглавляемое им обновленческое движение в Сибири стало ослабевать после 1924 г., когда в Новониколаевск приехал рукоположенный и посланный свт. Тихоном еп. Никифор (Асташевский) . На обновленческом «всероссийском соборе» в 1925 г. роль Б. была неизмеримо меньшей, чем на «соборе» 1923 г.: он стал лишь одним из 9 «товарищей председателя», в списке вновь избранных «членов священного синода» имя «митрополита Петра Сибирского» стояло на 12-м месте (всего 36 членов), Б.

http://pravenc.ru/text/149389.html

С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее - Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. 15(28) сентября 1924 года архимандрит Никифор(Асташевский) возведен в сан епископа Новониколаевского. В это время сибирь сотрясают обновленческие и григорианские расколы, с которыми велась усиленная борьба. В 1927 году он удостаивается сана архиепископа, 18 мая 1932 года митрополита. Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий(Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников был арестован и растрелян, а храм власти закрыли и приспособили под зернохранилище. В 1943 году на Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей(Городцев). Прибыв в город, владыка стал хлопотать о возвращении церкви Вознесенского храма. И в 1944 году на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открывшегося храма. В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все отечество. По инициативе и с благославления архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян организован сбор пожертвований. В 1947 году медалями " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. " были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр(Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков. В советское время жизнь собора продолжалась, не смотря на усилившуюся атеистическую пропаганду и закрытие в городе многих приходов. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский), сразу же озаботился состоянием храма. По благославлению митрополита Гедеона была проведена частичная реконструкция здания, а затем и полная. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. В 1990-е годы продолжалось благоустройство собора и прилегающей территории: выстроена часовня во имя Всех Святых в земле Сибирской просиявших (1996 г.), административный корпус (1998 г.). В 1999 году к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас собора.

http://sobory.ru/article/?object=04429

Митр. Никифор (Асташевский) и архиеп. Сергий (Васильков) с духовенством и мирянами Новосибирска. Фотография. 1937 г. Митр. Никифор (Асташевский) и архиеп. Сергий (Васильков) с духовенством и мирянами Новосибирска. Фотография. 1937 г. В связи с открытием в Красноярске духовной семинарии Синод обязал Енисейского и Красноярского еп. Акакия (Заклинского) представить для назначения на должность ректора достойного кандидата. Еп. Акакий остановился на кандидатуре Асташевского, к-рого хорошо знал по Томской ДС, где ранее был ректором. 20 мая 1897 г. еп. Акакий направил ему в Томск письмо с предложением занять должность ректора в случае положительного решения этого вопроса Синодом. В ответном письме от 16 июля того же года Асташевский выразил согласие стать ректором Красноярской ДС, если высшим духовным начальством ему будет позволено принять сан протоиерея в состоянии безбрачия. 20 авг. 1897 г. Синод назначил его ректором Красноярской ДС. 17 сент. того же года Томский еп. Макарий (Невский) в кафедральном Благовещенском соборе г. Томска рукоположил Асташевского во диакона, а 18 сент. в домовой церкви Томской ДС в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - во иерея. 21 сент. в домовой архиерейской Крестовоздвиженской ц. он был возведен в сан протоиерея по должности. Исполняя обязанности ректора, преподавал в Красноярской ДС библейскую историю (1897-1899), основное богословие (1898-1899), догматическое богословие (1899-1900), нем. язык (1901) и церковное пение (1900-1901, 1903-1904, 1905). С 1900 г. возглавлял семинарский строительно-хозяйственный комитет. В годы его ректорства для семинарии были построены новые каменные корпуса. С 13 дек. 1897 г. состоял председателем Енисейского епархиального училищного совета, являлся цензором «Енисейских епархиальных ведомостей». Кроме того, в 1898 г. был избран товарищем председателя, в 1903 г.- председателем Совета Красноярского просветительского братства Рождества Пресв. Богородицы, в 1912 г.- председателем Енисейского церковно-историко-археологического об-ва, созданного в Красноярске. Был награжден орденами св. Станислава 3-й и 2-й степени, св. Анны 3-й и 2-й степени, св. Владимира 4-й и 3-й степени.

http://pravenc.ru/text/2565488.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010