Неофит (Осипов Николай Александрович; 1875–1937), священномученик, архимандрит. Член Учебного комитета при Св. Синоде, старший цензор Духовно-цензурного комитета. С 1918 г. личный секретарь Патриарха Тихона. В мае 1922 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Зырянский край. В 1925 г. вернулся в Москву. В 1927 г. арестован, приговорен к трем годам ссылки в Сибирь. Находился в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому) . В 1934 г. вернулся в Москву. С 1935 г. в Сиблаге. Расстрелян. Нестор (Анисимов Николай Александрович; 1885–1962), митрополит. В 1916 г. хиротонисан во епископа Камчатского и Петропавловского. В 1918 г. арестован. В 1919 г. возвратился на Камчатку. С 1921 г. в эмиграции. В 1921–1945 гг. настоятель Камчатского подворья в г. Харбине. В 1944 г. воссоединился с Московской Патриархией. С 1946 г. митрополит Харбинский и Маньчжурский, Экзарх Восточной Азии. В 1948–1956 гг. в лагере. В 1956–1958 гг. митрополит Новосибирский и Барнаульский. С 1958 г. на покое. С 1960 г. митрополит Кировоградский и Николаевский, викарий Одесской епархии. Нечаев, ревизор Учебного комитета при Святейшем Синоде. Никандр (Феноменов Николай Григорьевич; 1872–1933), митрополит. В 1905 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. С 1908 г. епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии. С 1914 г. епископ Вятский и Слободской. В 1918–1921 гг. неоднократно арестовывался. С 1919 г. архиепископ. С 1921 г. архиепископ Астраханский, к месту назначения выехать не мог. С 1922 г. архиепископ Крутицкий. В 1922–1924 гг. в тюрьмах и ссылках. С 1925 г. митрополит Одесский. С 1927 г. митрополит Ташкентский и Туркестанский. Никифор (Асташевский (Осташевский) Николай Петрович 1848–1937), митрополит. В 1924 г. хиротонисан во епископа Новониколаевского. С 1927 г. архиепископ. С 1932 г. митрополит Новосибирский. Скончался в Новосибирске. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский. Николай (Амасийский Николай Васильевич; 1860–1945), архиепископ. В 1922 г. «хиротонисан во епископа Пугачевского» обновленческими архиереями; в конце 1923 г. принес покаяние перед св. Патриархом Тихоном и назначен епископом Николаевским, викарием Херсонской епархии; с 1924 г. епископ Кустанайский. В 1925 г. епископ Троицкий, викарий Челябинской епархии, выражал готовность к примирению с обновленцами и склонялся к участию в их очередном соборе. В 1925 г. арестован, приговорен к ссылке. С 1931 г. епископ Ейский, викарий Ставропольской епархии; с 1933 г. епископ Ростовский[-на-Дону]; с 1934 г. архиепископ; в 1934 г. выслан из епархии в Узбекистан. В 1938 г. арестован и приговорен к расстрелу, которого чудом избежал. В 1942–1943 г. архиепископ Ростовский[-на-Дону]. В 1943 г. при отступлении немцев был вывезен в Одессу. Эмигрировал в Румынию, где и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

С 1898 года - товарищ председателя, с 30 января 1903 года - председатель Совета епархиального Богородице-Рождественского братства . С 7 июня 1902 года - председатель Правления Общества святого князя Александра Невского для вспомоществования нуждающимся учащимся в духовно-учебных заведениях города Красноярска, непременный член от семинарии. Член Енисейского епархиального комитета православного миссионерского общества, член Енисейского отделения Императорского Православного Палестинского общества (с 1898 года). 1 июня 1900 года утвержден председателем хозяйственного строительного комитета по постройке каменных зданий для Красноярской духовной семинарии . Председатель первого общеепархиального пастырского собрания духовенства Енисейской епархии ( 1909 год). Решительно высказывался за устройство в епархии церковно-приходских советов , предлагал открывать при церквах епархии гомилетические библиотечки. С декабря 1909 года - председатель епархиальной проповеднической комиссии . С 30 марта 1912 года - председатель Правления Енисейского церковно-историко-археологического общества . Стараниями и хлопотами о. Николая были выстроены новые каменные здания для семинарии . Воспитанники отзывались о нем как о кротком, по-отеческий ласковым начальнике, добром советнике и отзывчивом помощнике. Назначенный в 1913 году на Енисейскую кафедру епископ Никон (Бессонов) стал настаивать на оставлении о. Николаем должности ректора семинарии по собственному желанию. В поданном прошении протоиерей Николай писал: " Я желал бы продолжить свою службу, полагая, что мое участие в жизни семинарии и духовном устроении епархии не бесполезно. Но если Вы требуете, чтобы я оставил службу, я должен исполнить начальственную волю, присовокупляя, что я считаю долгом искать высшего духовного суда и просить оный суд разобрать наши дела семинарские и епархиальные, и наши вины " . 12 декабря 1913 года им была отправлена телеграмма на имя обер-прокурора Св. Синода: " По требованию владыки я должен подать прошение об увольнении от должности ректора. Готовый исполнить волю владыки и высшего духовного начальства, считаю долгом службы просить Ваше Высокопревосходительство обратить внимание на Енисейскую епархию, ждущую успокоения и спасения от Петербурга. От страшного гнета епархиального управления в семинарии корпорация в унынии. Лучшие силы оставляют службу. Осенью двое лучших преподавателей перешли в министерство. Другие готовы покинуть семинарию при первой возможности. Распоряжением владыки помимо Правления назначены в семинарию секретарь и эконом из лиц, правлению несимпатичных. С учениками владыка ласков, с начальством - строг и грозен " .

http://drevo-info.ru/articles/17740.html

Кроме аудиторных лекций, как преподаватель педагогики и дидактики, руководил практическими занятиями воспитанников сначала в воскресной школе при семинарии, затем в образцовой школе. По благословению епископа Томского Макария (Невского) проводил также практические занятия по дидактике в церковно-приходской школе при архиерейском доме. Не отличался отменным здоровьем, часто болел, особенно в начальный период своей службы, из-за чего часто пропускал уроки. В 1880 - 1897 годах преподавал по совместительству педагогику в Мариинской женской гимназии города Томска . С 1874 по 1879 год состоял членом педагогического собрания, в 1883 - 1884 годах - членом распорядительного собрания Правления семинарии. С 1884 по 1890 год был делопроизводителем Томского епархиального училищного совета. Составитель Устава Попечительства о нуждающихся воспитанниках Томской духовной семинарии, с 1887 по 1897 год - член Правления Попечительства. Руководил учителями церковно-приходских школ на педагогических курсах в Томске в ноябре 1895 года и в августе 1897 года. 2 июля 1897 года был избран почетным мировым судьей города Томска. Статский советник. Служение в Енисейской епархии Указом Св. Синода от 22 августа 1897 года назначен на должность ректора Красноярской духовной семинарии . 18 сентября этого же года был рукоположен во священника в безбрачном состоянии епископом Томским Макарием в домовой церкви Томской семинарии в честь иконы Божией Матери " Живоносный Источник " , 21 сентября возведен в сан протоиерея по должности в домовой архиерейской Крестовоздвиженской церкви. 25 октября 1897 года прибыл в Красноярск . 13 декабря 1897 года утвержден в должности председателя Енисейского епархиального училищного совета. 15 декабря назначен цензором " Енисейских епархиальных ведомостей " . Временно преподавал в семинарии библейскую историю в 1897- 1899 годах; основное богословие в 1898 -1899 годах; догматическое богословие в 1899- 1900 годах; Священное Писание в VI классе семинарии с 16 августа 1900 по крайней мере до 1906 года; немецкий язык в 1901 году; церковное пение в старших классах семинарии в 1900-1901 годах, во всех классах - с ноября 1903 по ноябрь 1904 года и с ноября 1905 года по сентябрь 1906 года. По выражению одного из семинарских воспитанников, " воистину любитель пения и любитель страстный " , отличный педагог, не признавал неспособности к пению, всегда говаривал: " разговаривать умеете, значит, можете и петь " . Руководитель занятий по церковному пению на краткосрочных педагогических курсах для учителей и учительниц церковно-приходских школ Енисейской епархии в 1901 году .

http://drevo-info.ru/articles/17740.html

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

28 .05(10.06).1923–19.08101.09).1923: Александр Введенский 2, в. у. 1922–1924: Софроний Арефьев, в. у. Новосибирская и Барнаульская 15(28).09.1924–17(30).04.1937: Никифор Асташевский 08(21).05.1935 –05(18).05.1937: Сергий Васильков, в. у. 1937–1943: 26 .02(11.03).1943–19.05(01.06). 1956: Варфоломей Городцов Новосильская 1920–1921: Корнилий Соболев 09(22).05.1921–24.08(06.09).1924: Варлаам Пикалов Новоторжская 08(21).03.1920–1927: Феофил Богоявленский 13(26).07.1927–16(29).01.1928: Андрей Комаров 1928–1928: Захария Лобов 01(14).06.1929–1929: Григорий Козырев 01 (14).03.1929–03(16).04.1930: Феодор Яцковский 04(17).05.1931–30.12(12.01).1931: Павел Чистяков 1931–1932: 22 .11(05.12).1933–08.1936: Агапит Борзаковский Новоторжская (обн.) 09 .1931–09.1931: Гавриил Ольховик Новохоперская Павел Крылов Новохоперская (обн.) 18 .02(03.03).1925–22.09(05.10).1926: Василий Павлов Новочеркасская см. Донская Новочеркасская (григ.) 1931–06(7).1943: Фотий Топиро 04(17).04.1932–1934: Иулиан Симашкевич, в. у. Новочеркасская (обн.) 28 .03(10.04).1925–02(15).10.1925: Пётр Рождественский 03(16).10.1925–03(16).01.1926: Георгий Добронравов 1926–1934: 1934–1937: Иулиан Симашкевич Ногинская 1921–17(30).10.1923: Никанор Кудрявцев 01(14).10.1923–1929: Платон Руднев Ногинская (обн.) 08(21).08.1922–29.11(12.12).1922: Николай Федотов 1922–1925: 10 .1925–10(23).02.1926: Георгий Жук Нолинская 19 .09(02.10).1928–20.10(02.11).1928: Авраамий Чурилин 1928–1929: Александр Малинин 1929–13(26).03.1932: Георгий Анисимов Нолинская (обн.) 03 .(16)03.1924–20.03(02.04).1925: Николай Тихвинский Нью-Джерсийская (заруб.) Виталий Максименко Нью-Йоркская см. Американская Няндомская 29 .01(11.02).1930–29.07(11.08).1931: Аполлос Ржаницын Няндомская (обн.) 14(27).03.1930–29.01(11.02).1931: Николай Смирнов Овручская –1924: Максим Жижиленко Одесская 08(21).03.1913–28.09(11.10).1917: Назарий Кириллов 09(22).02.1918–1921: Платон Рождественский 1919–1920: Феодосий Феодосиев, в. у. 1920–13(26).06.1921: Алексий Баженов, в. у. 16(29).05.1921–1923: Парфений Брянских. в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Новосибирская Основана в 1924 г. (?) (местопребывание – в г. Новониколаевск, с 1926 г. – Новосибирск). Именовалась: Новониколаевская; с 1926 г. – Новосибирская; в 1943 г. – Новосибирская и Барнаульская; с 13(26)02.1994 – Новосибирская и Томская; с 23.09(06.10) 1995 – Новосибирская и Бердская. Викарные кафедры: Кузнецкая (?), Бийская, Томская. 12(25)09.1924 08(21)05.1935 08(21)05.1935 06(19)05.1937 13(26)06.1943 19.05(01.06)1956 05(18)07.1956 26.08(08.09)1958 26.08(08.09)1958 22.04(05.05)1961 Донат Щеголев 22.04(05.05)1961 01(14)05.1963 Леонтий Бондарь 01(14)05.1963 07(20)05.1964 10(23)06.1964 20.01(02.02)1972 20.01(02.02)1972 12(25)01.1990 12(25)01.1990 05(18)08.1990 06(19)08.1990 03(16)07.1995 Тихон Емельянов 03(16)07.1995 23.09(06.10)1995 23.09(06.10)1995 27.11(10.12)1995 27.11(10.12)1995 07(20)10.2000 Сергий II Соколов II 13(26)12.2000 Новосибирская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Именовалась: Новониколаевская и Сибирская. Викарные кафедры: Барабинская, Викариатство Новосибирской епархии. 15(28)10.1922 01(14)05.1923 Александр Авдентов 03(16)11.1922 17(30)01.1935 28.05(10.06)1923 19.08(01.09)1923 3088 По Архиереи РПЦ... С. 752 – Осташевский (?). Точная дата хиротонии (ее совершал Патриарх Св. Тихон) – по дневнику Н. Кирьянова (см. Приложение 8. С. 881). Происхождение варианта первой даты по Архиереи РПЦ... С. 721 – 04.09.1924 – неизвестно. Архиепископ с 1927 г. Митрополит с 03(18)04.1932. Вторая дата – увольнение на покой после ареста (?). Скончался 04(17)04.1937, где и при каких обстоятельствах – неизвестно. По М. Е. Губонину, Никифор (Асташевский) пребывал в звании митрополита Новосибирского до своей кончины 04(17)04.1937, а архиепископ Сергий (Васильков) был временно управляющим. 12.1933 будто бы назначен был в Новосибирск епископ бывший Серпуховский Мануил (Лемешевский) , но отказался от назначения. 3091 Митрополит. Назначен после освобождения из концлагеря по отбытии 8 лет заключения. Вторая дата – определение на покой. 3097 Архимандрит, инспектор МДА. Был определен на новую Томскую и Асинскую епархию с поручением во временное управление Новосибирской епархии, но хиротонисан был во епископа Новосибирского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон: Вместо того, чтобы себя познавать, начинаем искать врагов Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. 14 августа, 2013 Помню, в храм приходишь, а там одни бабушки стоят. Одни бабушки, даже дедушек мало было. И я подумал: 300 миллионов человек строят коммунизм. А я — верующий человек, и должен вместе с ними атеистическое общество строить? И решил — после армии пойду трудиться в храм. Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон уверен: поиски врагов в Церкви, деление христиан на группы и партии происходит оттого, что люди не ищут в жизни главного, единого на потребу. Об этом главном, его поисках и о том, как рассказывать о нем людям — в интервью с владыкой Тихоном. 20 лет в Новосибирске Когда я приехал в Новосибирск, в 1990 году, в епархии было два храма — кафедральный собор в центре города и сельский храм в пригороде. На три миллиона человек было четыре священника, с ними боролись атеисты на госбюджете. В советские времена в Новосибирской области было 200 тысяч идеологических работников. Советская власть старалась держать народ в невежестве, невозможно было изучать богословие, выпускать церковную литературу. Не было и воскресных школ. Люди просто не знали ничего о Боге, боялись крестить детей, венчаться, потому что об этом сразу сообщали по месту работы. Мой предшественник, владыка Гедеон, 18 лет был на одном месте, что в те времена было большой редкостью. Тогда на одном месте было сложно задержаться где-то, мотали архиереев по всему Советскому Союзу, как только светские власти чувствовали, что человек обжился, завел знакомства, начал какую-то работу, его сразу переводили. Епископы, которые служили на Новосибирской кафедре в 60-е годы, оставались здесь полгода, год, от силы — два. Среди моих предшественников были люди выдающиеся. Митрополит Нестор (Анисимов), архиепископ Павел (Голышев), митрополит Никифор (Асташевский), митрополит Варфоломей (Городцов). В тех условиях они делали главное — сохраняли веру.

http://pravmir.ru/mitropolit-novosibirsk...

Жизнь собора, пусть даже на бумаге, началась 9 марта 1912 г. Тогда на очередном заседании Городская Дума Новониколаевска приняла решение безвозмездно выделить участок земли площадью 1138 кв. саженей на постройку нового храма в районе Турухановской площади. Турухановскую площадь образовывали улицы Турухановская (современная улица Ленская), Переселенческая (1905 г.) и Кабинетская (Советская). Был образован комитет по постройке храма под председательством новониколаевского священника Александра Смычкова. В народе бытует второе название Вознесенской церкви - Турухановская, по названию улицы. Некоторые упоминают купца Туруханова, якобы построившего на свои средства церковь; но на самом деле такого купца никогда не было. В газетах того времени печаталось о намерении горожан строить кирпичный храм, а до окончания строительства временно поставить деревянный молитвенный дом, как это было при постройке собора Александра Невского. С этой целью Комитет по строительству и Городская Управа возбудили ходатайство перед Святейшим Синодом о выдаче ссуды в размере 2025 тыс. рублей для каменного храма. Но надеждам горожан, к сожалению, не удалось сбыться. Из Петербурга пришла резолюция о том, что из специального фонда могут выделить лишь 5000 рублей. Комитет и Городская Управа не располагали необходимой суммой, поэтому решено было строить деревянный храм и отказаться от постройки молитвенного дома. Строительство храма непосредственно велось с декабря 1912 года до весны 1913 года. 6 апреля 1913 года Новониколаевский благочинный протоиерей Николай Завадовский освятил новый храм в честь Вознесения Господня. Храм располагался на тогдашней окраине города. В 1924 году указом Священного Синода была образована Новониколаевская (а позднее - Новосибирская) Епархия. По благословению первого архиерея новообразованной епархии митрополита Никифора (Асташевского) в 1925 году началась реконструкция Вознесенской церкви - был сооружен придел во имя святителя Николая Чудотворца, который освятил сам владыка Никифор.

http://sobory.ru/article/?object=61898

С 1924 года, когда указом Святейшего Синода была образована Новониколаевская (а позднее - Новосибирская) епархия, в истории Вознесенской церкви начинается новый период. 15(28) сентября 1924 года архимандрит Никифор(Асташевский) возведен в сан епископа Новониколаевского. В это время сибирь сотрясают обновленческие и григорианские расколы, с которыми велась усиленная борьба. В 1927 году он удостаивается сана архиепископа, 18 мая 1932 года митрополита. Преемник митрополита Никифора, архиепископ Сергий(Васильков) прослужил недолго. В 1937 году он вместе с группой мирян и священников был арестован и растрелян, а храм власти закрыли и приспособили под зернохранилище. В 1943 году на Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей(Городцев). Прибыв в город, владыка стал хлопотать о возвращении церкви Вознесенского храма. И в 1944 году на Страстной Седмице состоялось освящение вновь открывшегося храма. В годы Великой Отечественной войны духовенство Новосибирской епархии и, в частности, Вознесенского собора не осталось равнодушным к горю, постигшему все отечество. По инициативе и с благославления архиепископа Варфоломея среди клириков и мирян организован сбор пожертвований. В 1947 году медалями " За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. " были награждены Управляющий Новосибирской епархией архиепископ Варфоломей и благочинный церквей города Новосибирска и секретарь Новосибирской епархии архимандрит Никандр(Вольяников). В числе священнослужителей епархии было много фронтовиков. В советское время жизнь собора продолжалась, не смотря на усилившуюся атеистическую пропаганду и закрытие в городе многих приходов. К семидесятым годам деревянный Вознесенский собор пришел в ветхость. Прибывший на Новосибирскую кафедру в 1971 году Преосвященнейший епископ Гедеон (Докукин) (ныне митрополит Ставропольский и Владикавказский), сразу же озаботился состоянием храма. По благославлению митрополита Гедеона была проведена частичная реконструкция здания, а затем и полная. К августу 1988 года строительные работы были полностью завершены. В 1990-е годы продолжалось благоустройство собора и прилегающей территории: выстроена часовня во имя Всех Святых в земле Сибирской просиявших (1996 г.), административный корпус (1998 г.). В 1999 году к празднованию 75-летия Новосибирской епархии, был отреставрирован и заново вызолочен главный иконостас собора.

http://sobory.ru/article/?object=61898

Сотрудники центрального аппарата ОГПУ, составлявшие информационные обзоры уже для высшего партийного руководства, пытались, было, изобразить, что в Русской Церкви назревает новый конфликт, но и они не смогли найти повод развить всерьез эту тему. Так, в обзоре политического состояния СССР за январь 1927 года сообщалось: " Часть тихоновцев по-прежнему отрицательно относится к временному местоблюстителю Серафиму Угличскому, считая, что викарный епископ (Серафим) не должен властвовать над епархиальным (Агафангел) и что положение церкви теперь хуже и безнадежнее, чем это было во время ареста Петра Крутицкого " В следующем же обзоре, за февраль, было сказано: " Отношение белого духовенства и епископата к митрополиту Агафангелу несколько изменилось в более благоприятную для последнего сторону. Так, некоторые реакционные епископы обратились к исполняющему должность местоблюстителя Серафиму с предложением передать власть Агафангелу. Серафим уступить власть отказался, однако пытается наладить хорошие отношения с Агафангелом " Сообщение о предложении архиепископу Серафиму передать власть митрополиту Агафангелу не было вымыслом Лубянки. Сам святитель Серафим в марте 1927 писал в доверительном письме: " Здесь [в Угличе - и. А. М.] был Вл[адыка] Евгений [Кобранов - и. А. М.], уверял наших, что я поехал в Я[рослав]ль передавать власть М[итрополиту] А[гафанге]лу, с пеной у рта доказывал необходимость сего " И надо полагать, что епископ Евгений был в то время далеко не единственным архиереем, кто желал бы тогда видеть во главе Русской Церкви митрополита Агафангела, а не архиепископа Серафима. Так, например, епископ Новосибирский Никифор (Асташевский) в поисках решения проблем своей епархии (таких, как недостаток святого мира) предпочел обратиться к Ярославскому святителю, а не в Углич, мотивируя это незнанием, " где находится в настоящее время резиденция Заместителя и кем она занимается " . " В такой нашей нужде, - писал он митрополиту Агафангелу 20 марта 1927 года, - не откажите, Ваше Высокопреосвященство, в своем содействии, поскольку то возможно, руководстве и указаниях "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010