Издатель жития прп. Михаила Синкелла М. Каннингэм приводит краткий анализ иконопочитательских аргументов жития, но касается содержащихся в тексте исповеданий лишь вскользь. Отчасти это оправдано в силу того, что аргументация, содержащаяся в них, достаточно проста, что и отмечает исследовательница 78 . Этот памятник с точки зрения апологии образа, также затрагивает К. Пэрри 79 . Несмотря на наличие этих отдельных примеров, систематическое исследование содержащейся в агиографии иконоборческого периода теории священных изображений до настоящего времени не проводилось. Объектом исследования является агиографическая традиция IX–X вв., описывающая события второго иконоборческого периода. Эта традиция представлена в данной работе 25 житиями или редакциями житий святых, живших и действовавших во время второго иконоборческого периода ( Никифора Константинопольского , Григория Декаполита , Евфимия Сардского, Феофана Исповедника , Иоанникия Великого, Петра Атройского, Никиты Мидикийского, Антония Нового, Георгия Митиленского, братьев Давида, Симеона и Георгия, Евстратия Агаврского, Иоанна Психаита, Макария Пелекитского, Мефодия Константинопольского , Михаила Синкелла, Никиты Патрикия, Николая Студита, Прокопия Декаполита, Феодора Студита , императрицы Феодоры и Феофилакта Никомедийского). Предметом исследования является репрезентация теории почитания икон в житиях святых IX–X вв. Цель диссертационного исследования состоит в реконструкции способов выражения и содержания теории иконопочитания в византийской агиографии указанного периода. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач . 1 . Реконструкция историко-богословского контекста развития идеи образа в византийской традиции. 2 . Типологизация способов включения теории образа в агиографический текст. 3 . Выявление особенностей теории образа отдельных агиографов. 4 . Системный анализ наиболее распространенных среди агиографов богословских идей, связанных с проблемой иконопочитания. Методология исследования

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

He зря это время оказалось исключительно плодотворным для развития экклезиологических учений. И на протяжении последующих столетий Греческая церковь смогла с честью выдержать многие суровые испытания только потому, что имела две мощные опоры, именно тогда впервые в полной мере проявившие свое значение, – сильную патриаршую власть и личный авторитет признанных подвижников. И конечно, православные святители и преподобные отцы знали, что брань наша не против плоти и крови ( Еф. 6:12 ), Поэтому, на мой взгляд, вместо того, чтобы морализировать по поводу тех или иных поступков этих людей, лучше довериться их духовной искушенности и способности отличать главное от второстепенного. Похоже, здесь нам есть чему у них поучиться. Μαρνμενοι πατρες κρατερς περ δγματι θε Αγλεσσι λγοις πικρς τε τυραννδος χλν σκδασαν, διφυ κρυξαν θ’ υα θεοο, λλαβεν ς μορφν δμως κα σρκα φρεσσε, Κορανος ψιθωκος ν· νδαλμα α κενου μμι σβας πλεται, κραδας ποτ πστιν ρνον. μετρην δε μθος μς χριν εθε κιχεη, φρα μοι λαος βασιλες κα μνιν πσχ. Приложения Агиография и история. Методологические замечания С точки зрения источниковедения главное затруднение, которое встречает исследователь, занимающийся византийской историей IX в., – это недостаточность, а иногда и полное отсутствие нарративных источников собственно историографического характера. В то же время от указанного периода сохранилось очень большое количество житий святых, из которых нередко можно почерпнуть чрезвычайно ценные и даже уникальные сведения 579 . В связи с этим огромное значение приобретает методологически правильное извлечение и оценка информации, предоставляемой агиографическими текстами. Как известно, реальность, творимая агиографом, есть вещь принципиально иного порядка, нежели та историческая «правда», восстановить которую призван исследователь. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, мне хотелось бы привести один из наиболее ярких примеров того, как жанровая специфика житийной литературы влияет на освещение в ней исторических фактов. Самым, пожалуй, знаменательным событием 814 r., когда Лев V начал приводить в исполнение свои планы возрождения иконоборчества, стал прием императором во дворце представительной делегации православных клириков (см. главу III, раздел 3). Посмотрим, как рассказывают об этой аудиенции жития четырех ее участников – Евфимия Сардского, Феодора Студита , патриарха Никифора и игумена Никиты Мидикийского. Из авторов перечисленных памятников один (Мефодий, биограф Евфимия), по его собственным словам, присутствовал тогда во дворце 580 , другой (Игнатий, биограф Никифора) вполне мог там быть, третий (Феостирикт, биограф Никиты) получил сведения о том, что там происходило, от своего героя, то есть из первых рук, а четвертый (Михаил, биограф Феодора) имел в своем распоряжении какие-то независимые источники очень высокого качества – возможно, архивы Студийского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там преподобный Никита совершал чудеса: по молитвам святого были избавлены от плена два его соотечественника; три человека, попавшие в кораблекрушение, были чудесно спасены от смерти. Шесть лет преподобный Никита томился в ссылке и был освобожден только после смерти Льва Армянина при его преемнике императоре Михаиле II Косноязычном (820–829). Преподобный Никита не вернулся в свой монастырь, но, желая хранить безмолвие, поселился недалеко от Константинополя в уединении. В скором времени он мирно скончался (13 апреля 824 года, в Неделю 4-ю Великого поста). Накануне смерти преподобный Никита причастился Святых Христовых Таин. Тело его было перевезено на корабле в Мидикийский монастырь епископом Ефесским Феофилом и архиепископом Солунским Иосифом (1830; память 26 января). На пути в монастырь погребальную процессию встретил епископ Плусиадский Павел с множеством иноков и мирян. От гроба преподобного Никиты совершались многие исцеления. Он был погребен в гробнице своего наставника преподобного Никифора. После погребения у гробницы святого также совершались чудеса. Житие преподобного Никиты написано его учеником Феостириктом, иноком Мидикийской обители. Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Ея, именуемыя «Неувядаемый Цвет» Тропарь, глас 5: Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/Цвет Неувядаемый процветший,/радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/и жизнь наследствуем. Икона Божией Матери, именуемая «Неувядаемый Цвет» На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее – цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемость девства и непорочность Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь : «Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты». Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея апрель. - 2002./Ч. 1. – 400; Ч. 2. - 312 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Никифор I , патриарх К-польский (806-815), совершил поставление прп. Никиты во игумена Мидикийского мон-ря. В 815 г. имп. Лев V, стремившийся уменьшить влияние Церкви на политические дела и умело использовавший для этого иконоборческие настроения, к-рые были сильны в визант. обществе, отправил свт. Никифора в ссылку, а на Патриаршую кафедру возвел светского чиновника Феодота Мелиссина Касситеру (см. Феодот I ). Прп. Никита был сослан на неск. дней в крепость Массалею, после чего согласился признать нового патриарха. Впрочем, вскоре под влиянием прп. Феодора Студита Никита изменил свою т. зр. Вплоть до своей смерти в 824 г. он жил в метохии, к-рый находился на территории имения, приобретенного им в окрестностях К-поля. Впосл. его останки были перенесены в Мидикий и положены рядом с мощами прп. Никифора. Преемником прп. Никиты стал Феоктист, также подвергшийся заключению в 815 г. В период расцвета в Мидикии проживали более 100 насельников. В XI в. Мидикийский монастырь перешел во владение Михаила Пселла, а затем - Анастасия Лизика. Обитель просуществовала до XVII в. Главный храм обители был посвящен арх. Михаилу, впосл.- Всем святым. В урочище Чакалджалар сохранились фундаменты зданий и фрагменты средневизант. мраморных рельефов. IV. Мон-рь Илиу-Вомон (или Элеовомон), по всей видимости тождественный обители Элегмон. Расположен к востоку от Апамеи, в местечке Элегмы. Первые упоминания о «монастыре Вомон» относятся к 787 г. (в деяниях VII Вселенского Собора содержится подпись игумена обители), а также к нач. IX в., когда его настоятель был смещен как сторонник прп. Феодора Студита. В правление имп. Феофила сюда был сослан буд. патриарх К-польский свт. Мефодий I. В сер. IX в. настоятелем стал Николай, брат прп. Евстратия Тарсийского. В этот период обитель была тесно связана с Агаврским мон-рем или даже была его метохием. Известен игум. Иоанн, состоявший в переписке с Игнатием Никейским. Игумен мон-ря Илиу-Вомон Иоанн и эконом Василий посещали прп. Иоанникия. В нач. Х в. свт.

http://pravenc.ru/text/2578317.html

Никита отказался и был изгнан из обители, из которой принуждены были уходить и братья. То заточаемый, то освобождаемый, он вел скитальническую жизнь, много терпел и болел и был утешаем письмами Феодора Студита , которому писывал и сам. По смерти Льва, при Михаиле Травле, Никита, хотя и свободный, не мог возвратиться в обитель, нуждаясь в лечении. Но обитель восстановилась; Никита в 824 году и скончался вне своей обители на каком-то острове к северу от Византии. На отпевание его явились епископы никейский и Иосиф, бывший солунский архиепископ. Но братья Мидикийской обители пожелали, чтобы бывший игумен был в ней похоронен. Вместе с прусским епископом Павлом они вышли навстречу его гробу, взяли его на руки и торжественно принесли и похоронили в обители. Игуменом обители в половине IX века был прежний послушник Никиты Феоктист, страдавший вместе с ним за иконопочитание, а известный олимпийский жизнеописатель Феостирикт составил длинное житие Никиты, в которое внес и всю историю иконоборчества со времени Льва Исавра до Льва Армянина. 4 . Преподобный Феофан Исповедник , игумен сигрианский. 386 Это подвижник не из олимпийцев, но из близкой к Олимпу Сигрианы, интересный для нас в особенности потому, что в житии его встречаемся с монастырем, упоминаемым в житии святого Мефодия. Сигриана была гористая область, к югу от Олимпа, от которого она отделялась рекой Рындаком; она получила название от сегрианских гор, которые простирались по входившим в состав Опсикийской темы областям Мизии и Фригии и доходили до приморского города Кизика. Сигриана упоминается у древних греческих и латинских писателей, обозначается и у Константина Багрянородного при описании Опсикийской темы. 387 В христианских сказаниях Сигриана, подобно Олимпу, известна еще во время Диоклетианова гонения, когда и она была убежищем для гонимых христиан, становившихся здесь временными отшельниками, чем полагалось начало и постоянному отшельничеству в горах Сигрианы. 388 Но как на Олимпе, так и здесь, отшельничество усилилось особенно со времени иконоборчества, когда инокам надо было удаляться из более людных мест в пустыни и горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

В кон. VIII в. начал свою творческую деятельность выдающийся богослов, церковный полемист и активный участник важнейших церковно-политических событий той эпохи прп. Феодор Студит . Его сочинения относятся к неск. жанрам, с т. зр. истории лит-ры наибольшее значение имеют письма и огласительные беседы. Переписка Феодора необыкновенно богата в тематическом отношении, причем искренняя и эмоциональная манера автора позволяет видеть за текстом человека, к-рый утешает, наставляет, иронизирует, обличает и т. д., в зависимости от адресата и цели письма. Имея прекрасное образование, прп. Феодор Студит соединяет разговорный язык с ученым, часто изобретая новые слова для более точного выражения своих мыслей. Корпус огласительных бесед Феодора, также весьма обширный, позволяет представить внутреннюю жизнь монашеской общины с ее трудами и подвигами, треволнениями и праздниками, в к-рых непосредственное участие принимает и сам автор (к тому же комментируя события, происходящие в миру). В 1-й пол. IX в. происходит лавинообразный рост числа агиографических текстов, и большинство из них так или иначе затрагивают тему иконоборчества. Из наиболее интересных представителей этого жанра следует выделить Феостирикта Монаха , автора Жития прп. Никиты Мидикийского (полный текст дошел только в слав. переводе), Игнатия Диакона , свт. Мефодия , Патриарха К-польского, и Савву Монаха . Соч. Феостирикта замечательно драматичным сюжетом, выразительными описаниями и прежде всего откровенностью автора, не замалчивающего даже ошибок своего героя. По призванию Феостирикт скорее историк, чем агиограф, благодаря чему Житие Никиты сохранило ряд бесценных подробностей визант. жизни. Игнатий Диакон выделяется среди современников классицизирующим языком и стилем, а также особым вниманием к лит. форме. Его Жития Патриархов Тарасия и Никифора можно рассматривать как попытку возрождения античной биографии на злободневном материале. Игнатий - мастер сглаживать острые углы и упоминать о нежелательных событиях в завуалированном виде, иногда требующем расшифровки. Сохранившаяся переписка Игнатия сильно уступает в художественном отношении письмам прп. Феодора Студита из-за чрезмерной риторичности.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Чет. Минея от Метафраста и от Четий Макария митроп. Московского. (Surius 8 ocl. Mabilonii Veler. Anal. p. 172. Paris. 1723. Act SS. oct. IV. 50 sqq. Св. Великом. Димитрий Солунский. Соч. Филарета, еп. риж. М. 1848). Март. Р. 8 окт. Мес. В. В службе два канона: один Феофана, другой – Георгия. Воспоминание великого труса. Был в Цареграде при Льве Исавр. в 24 год его царствования (740). (Theoph. in Chronogr. p. 845). В службе канон Иосифа. Преп. Афанасия Мидикийского. Сподвижник преп. Никиты исповедника; скончался в начале 9 века. Чет. Минея в Житии преп. Никиты 3 апр. 27 Св. муч. Нестора. " Младый Солунянин«. Укрепленный благословением великомуч. Димитрия, победил вандала Лия на единоборстве в присутствии Максимиана. За сие, и за веру во Иисуса Христа, усекнут, ок. 306 года. Чет. Минея от Страдания св. Димитрия. (Act SS. 8 oct.). Мес. В. 26 окт. Март. Р. 8 окт. Есть служба. Свв. мучениц Капитолины и Еротииды, рабыни ее. Страдали в Каппадокии при Диоклетиане; скончались от меча. Пролог. Мес. В. Март. Р. Св. муч. Марка и иже с ним. Убиты язычниками за проповедь Евангелия. Пролог. Мес. Вас. 26 окт. Преп. Нестора, Летописца Российского. Постриженник Киево-Печерского монастыря при Стефане, преемнике преп. Феодосия, преставился около 1116 года. Мощи его почивают в Антониевых пещерах. Обретение мощей благоверного князя Андрея Смоленского. В Переяславле Залесском, в 1539 году. Мес. всех свв. 28 Свв. мучч. Терентия и Неонилы, и семи чад их: Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вилы и Евники. Усекнуты после мук. Чет. Минея по службе. (В MS gr. par. 19 suppl., сказано, что они пострадали в Африке от Фортуната, при Декии). Св. священномуч. Кириака, явльшего честный Крест святой царице Елене. Впоследствии он был епископом в Иерусалиме, и пострадал за Иисуса Христа от Иулиана. Пролог. (Act SS. 4 maii). Март. Р. 4 мая. Мес. Вас. Св. великомученицы Параскевы. Именитая дева Иконийская, за веру во Иусуса Христа обезглавленная в царствование Диоклетиана. Чет. Минея. (Act SS. iul. V. 491 и VI. 232). Служба с двумя канонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

М. Красильников. Они написали в стиле портретной живописи новые иконы преп. Никиты Исповедника (аналойную, храмовую и медальон в алтаре). Альфрейные работы выполнил А. В. Козленков. С 1952 по 1958 год приход израсходовал на ремонтно-реставрационные работы и украшение церкви свыше 1 млн. рублей. Эта деятельность происходила при активном сопротивлении властей. В 1950-е годы на Русскую Православную Церковь обрушились новые гонения. Позднее Волгоградский горком КПСС также неоднократно призывал к «усилению атеистического воспитания», с тревогой отмечая рост численности верующих. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 7 августа 1972 года отмечалось: «...Вследствие серьезных недостатков, имеющихся в атеистическом воспитании населения Кировского района, за последние два года увеличилось количество совершенных религиозных обрядов. Так, в 1970 году было 291 крещение, 1971 году – 336, за шесть месяцев 1972 года – 151. Среди крестившихся в 1971 году – 331 человек детей, то есть 21,7 процента от регистрации рождений в органах ЗАГСа...». Спустя десять лет Волгоградский горком КПСС вынужден был констатировать, что ситуация с атеистическим воспитанием в городе в целом и в Кировском районе в частности стала еще более безотрадной. На заседании бюро Волгоградского горкома КПСС 11 декабря 1981 года указывалось: «В дни культовых праздников Казанский собор (Ворошиловский район), Никитскую церковь (Кировский район) и молитвенные дома посещают свыше 40 тысяч человек. Постоянно возрастают доходы религиозных объединений, растет число совершаемых крещений, венчаний и отпеваний. Более 40 % дохода церквей области образуется за счет церквей нашего города. В городе совершается от общего количества обрядов по области: 33,7 % – крещений, 28,1 % – венчаний, 43,1 % – заочных отпеваний. Так, из 14 143 родившихся в 1980 году окрещено 4399 детей, то есть почти каждый третий». Вплоть до конца 1980-х годов деятельность церковных организаций находилась под жестким контролем государственных органов, что препятствовало полноценному развитию приходской жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

    Пр. Феостирикт в Символех. В стишном прологе 17 февр. тоже стихословие пр. Феостирикту, что и ныне, посему, вероятно, это одно лице. Неизвестно, почему Мюллер считает его учеником пр. Никиты мидикийского (3 апр.). Обитель мидикийская, в которой был настоятелем пр. Никита и в которой жил ученик его Феостирикт, описавший жизнь пр. Никиты, была при Прусе близ Олимпа. Символы также были при Олимпе; но, по всей вероятности, это были разные обители. (Сн. 21 февр. о Тимофее в Символах). 11     Св. великомуч. Мина. В слав. минее по Метафрасту и сказание Тимофея, архиеп. алекс. о чудесах ев. мученика. Без сомнения Метафраст имел под руками древнейшее сказание и действительно известно другое сказание о мучении святого, принадлежащее неизвестному автору (τουσ δευτρου τσ βασιλεας см. Lambec. Т, VIII. 269, по изданию Коллара 571). В мартирологах Рабава и Адона, гораздо раньших Метафраста, есть извлечение из актов св. Мины 11 ноября. Св. Мина, по прологу, был в нумерах (полках), глаголемых ранталики (у Никод. ρουταλικ, у Сурия rutilliacorum.). В Италии был народ: Рутулы (ροτουλοι), в позднейшее время слившийся с римлянами; была знаменитая фамилия патрициев — Рутилиев (rutilii). В V веке по Р. X. к гробу муч. Мины совершались путешествия, как это видно из жития Аполлинарии (5 янв.). Древность памяти его в Риме видна из 35 беседы Григория Двоеслова. Сн. 10 дек. о другом муч. Мине.     Свв. мучч. Виктор и Стефанида. В Деяниях св. (Mai. III. 265—271) помещены акты их из Момбриция и они считаются достовернейшими. Извлечение из них есть у Беды и других древних писателей мартирологов. Метафрастово жизнеописание издатели считают за перевод латинских актов. Греч. текст Метафрастов в полном Курсе Патрологии Миня (Т. 115, 257). У Алляция нет его в числе Метафрастовых.     Муч. Викентий. В слав. минее по Метафрасту (у Сурия 22 янв. стран. 253) «Метафрастово почти тождественно с древнейшими латинскими актами, помещенными в Деяниях святых янв. 22, стран. 394 и отсюда у Рюинарта Т. II. стр. 343. Сказание сие составлено на основании свидетельства людей достоверных (n. 2), после того как первоначальные записи судейские истреблены были по ненависти мучителей (n. 1). Тоже самое повествование известно было блаженному Августину, как сие видно из его четырех похвальных слов в честь мученика, в которых говорится о мученичестве святого согласно с древним сказанием, в некоторых местах, даже буквально. См. сличение у Рюинарта.» Св. Димитрий. митроп. ростовский стр. 143. Посему сказанию родитель святого был Евтихий, сын знаменитого консула Агреста, матерь Енола из города Оски (Osca). В Деяниях св. помещены еще обширные повествования о перенесениях мощей его и о чудесах, от них бывших. Греческий текст Метафраста у Миня. (Т. 114. 735). Мощи его в Риме в церкви его имени в загородном монастыре Трех Фонтанов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2006 . – С. 8–29. 205 . Житие и перенесение (мощей) св. Климента в рус. пер., из рук. Румянцевского музея//Кирилло-Мефодиевский сборник. – М., 1865. – С. 327–342. 206 . Житие и перенесение мощей св. Климента (Итальянская легенда): Пер. П. Лаврова//Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова. Изд. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 215–226. 207 . Житие и Хождение Даниила, игумена Русской земли//Первые книги Святой Руси. – М.: Дар, 2005. – С. 443–534. 208 . Житие Климента, епископа болгарского. Пер. с греч. проф. А. И. Менщикова//Книга для чтения по истории средних веков под ред. П. Виноградова. Ид. 4-е. – М., 1912. – Вып. 2. – С. 182–214. 209 . Житие князя Владимира особого состава//Шахматов А. А. Корсунская легенда о крещении князя Владимира. – СПб., 1906. – С. 46–49. 210 . Житие Никиты Медикийского. Послание патриарха Мефодия. Мефодий. Слово о святых иконах. Слово Феофана пресвитера//Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). – М.: Индрик, 1997. – С. 156–203. 211 . Житие преп. отца нашего Иоанна, епископа Готии/Пер. А. Никитского//Записки Одесского общества истории и древностей. – 1883. – Т. 13. – С. 25–34. 212 . Житие преп. Отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исповедника Никиты, игумена Мидикийского/Пер., составление, статья Д. Е. Афиногенова. – М., 2001. 213 . Житие преп. отца нашего Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Пер. с греч., предисл., коммент. Д. Е. Афиногенова. – М.: Индрик, 2005. – 184 с. 214 . Житие св. отца нашего Никифора, архиепископа Константина – града и нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скеврфилаком святейшей великой церкви св. Софии//Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной академией. – Сергиев Посад, 1899. – 3. – С. 1–56. 215 . Житие свв. епископов Херсонских в грузинской минее/Вступ. ст. В. В. латышева, пер. К. Кекелидзе//ИАК. – 1913. – Вып. 49. – С. 75–88. 216 . Житие св. Порфирия, епископа Газийского. Нила монашествующего повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его/Пер., сост. Д. Е. Афиногенов. – М.: Индрик, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010