Храм святого Никиты Мидикийского (Волгоград) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм святого Никиты Мидикийского - православный старинный храм 1795 года постройки. Один из двух уцелевших храмов на территории Волгограда. Содержание История [ править править код ] Свято-Никитская церковь - одна из немногих на территории современного г. Волгограда, которая пережила советское время и сохранилась до наших дней. Церковь была построена на средства Астраханского генерал-губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова в конце XVIII века. С проблемой более точной датировки строительства храма сталкивались все, кто обращался к его истории. Одним из первых пытался разрешить её более ста лет назад известный исследователь нашего края А. Н. Минх. В «Историко-географическом словаре Саратовской губернии» он писал: «По сведениям волостного правления Никита Афанасьевич Бекетов построил в 1782 году в Отраде церковь во имя св. Никиты Исповедника, в честь своего ангела, но по архивным документам («Труды» Саратовской ученой архивной комиссии 1893 года – вып. 2, с. 106) показано, что Никитинская каменная церковь в селе Отрада построена в 1795 году, следовательно, принимая во внимание время кончины Бекетова 9 июня 1794 года, вероятно, эта церковь была начата лишь при нем, освящена же в 1795 году, вскоре после его смерти...». Первоначально храм был построен в форме базилики. Вдоль стен в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга располагались окна, благодаря чему вовнутрь поступало много света. Фасады были окрашены в светло-желтый цвет. В XIX – XX веках храм дважды перестраивался. По утверждению В. В. Серебряной, в 1867 году церковь была расширена притворами с юга и севера 2 и приобрела крестообразную форму. В 1901 году вместо деревянной колокольни была возведена каменная 3. Очевидно, тогда храм приобрел тот вид, какой он имеет в настоящее время: сочетание классицизма и эклектики (с элементами древнерусской архитектуры). Объемная композиция состоит из крестообразного в плане с пятигранной апсидой храма, прямоугольной трапезной и трехъярусной колокольни, размещенных на одной оси.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

2. Вторник 2-й седмицы. Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная». Свт. Арсения, еп. Тверского. [Литургия Преждеосвященных Даров] . Совершается великопостное богослужение в соединении со службой сщмч. Феодота, еп. Киринейского (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (Б) . С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»). Таким образом, на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха) и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). Если во вторник 2-й седмицы (2 марта) будет совершаться полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (вариант Б), то на великом повечерии вторника (оно совершается в понедельник вечером) поется канон Богородицы (Октоиха), канон сщмч. Феодота, еп. Киринейского (с 2 марта), и канон святого, память которого приходится на Лазареву субботу – прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). О службах святым на повечерии Службы святым на повечерии совершаются следующим образом. После окончания вседневного славословия: «Слава в вышних Богу…» (на великом повечерии) или же после Символа веры (на малом повечерии) поется канон Богородицы из Октоиха (без ирмосов) и канон святого из Минеи (без ирмосов) с т. н. «молебными» припевами «Пресвятая Богородице, спаси нас», «Преподобне отче (имярек), моли Бога о нас», или «Святии апостоли, молите Бога о нас» и т. п.; в конце: «Слава» – тропарь, «И ныне» – Богородичен. Таким образом исполняются все песни канона. По 3-й песни – кондак и седален Минеи. По 6-й песни – седален Богородицы (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»), по 9-й песни – стихиры святого с «Господи, воззвах» (с теми же припевами, что и на каноне). «Слава, и ныне» – Богородичен или Крестобогородичен .

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-15/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ († ок. сер. IX в.), прп., исп. (пам. греч. 30 апр., 27 мая), гимнограф. Подробных сведений о личности и жизни К. не сохранилось. Краткое синаксарное указание характеризует его как «исповедника и творца канонов» (μολογητς κα ποιητς καννων) (SynCP. Col. 713; ср.: Mateos. Typicon. T. 1. P. 276). Весьма вероятно, что К. был насельником Студийского монастыря , но вопрос о его возможном отождествлении с игум. Климентом, которого упоминает в одном из писем прп. Феодор Студит , остается открытым (см.: P é tridès. 1903. P. 573-574; Карабинов. 1910. С. 138-139; Salaville. 1914. Col. 1871-1872). Поскольку немало канонов К. сохранилось в рукописях из Гроттаферраты , высказывались предположения, что К. мог быть насельником этого монастыря или что были известны 2 гимнографа с одним и тем же именем, но общие характеристики сохранившихся песнопений К. указывают на единство их авторства. В пользу студийского происхождения К. также свидетельствуют составленные К. каноны в честь свт. Евстафия Вифинийского (29 марта) и прп. Никиты Мидикийского (3 апр.): жизнь эти святых была связана с Вифинией, откуда в 799 г. в Студийский мон-рь пришли монахи во главе с прп. Феодором Студитом, в числе к-рых, вероятно, был и К. Учитывая, что и свт. Евстафий, и прп. Никита пострадали в период 2-го иконоборчества и что сам К. также назван в источниках исповедником, можно предположить, что он умер не ранее прп. Никиты († 824), которому он написал канон, и немногим позднее последнего императора-иконоборца Феофила († 842) (ср.: Карабинов. 1910. С. 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126). Основной характеристикой канонов К. является двойной акростих: именной (Κλμεντος - Климентово) - в богородичных тропарях канона и фразовый - в остальных. Практически все известные каноны К. содержат (или предполагают) 2-ю песнь; начальные тропари канонов могут быть написаны ямбическим триметром. Каноны К. в честь святых отличаются историзмом: гимнограф сообщает много биографических деталей.

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Византийская агиография и гимнография IX столетия История Европы дохристианской и христианской Протоиерей Владислав Цыпин Сайт «Православие.ру» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Византийская агиография IX век был эпохой расцвета агиографического жанра. Мученические и исповеднические подвиги страдальцев за почитание икон стали темой житий и мартирий, написанных после преодоления иконоборческой ереси. Стефан, который, возможно, служил диаконом в храме Святой Софии, исполняя также должность нотария и рефендария, и участвовал в деяниях VII Вселенского Собора, составил, по его же словам, через 42 года после казни соименного ему святого Стефана Нового (следовательно, около 810 г.) его житие с подробным описанием мученического подвига защитника икон, казненного по приказу императора Константина Копронима. Житие Стефана Нового послужило образцом для позднейших агиографических произведений Это житие послужило образцом для позднейших агиографических произведений о святых, пострадавших от гонителей икон: в 820-е годы монахом Феостириктом было написано житие Никиты Мидикийского – исповедника, пострадавшего при возобновлении гонений на иконопочитателей. В те же годы было составлено анонимное житие святителя Иоанна Готского, родившегося в Тавриде, ставшей в VIII столетии прибежищем для монахов, гонимых за почитание икон, там же хиротонисанного во епископа и подвизавшегося в противостоянии иконоборцам. В этом ряду стоят и жития патриархов Константинопольских Никифора Исповедника и Мефодия, знаменитых духовных писателей: преподобного Феодора Студита, преподобных Феодора и Феофана Начертанных, а также знаменитого историографа Феофана Исповедника. Свя­той пре­по­доб­но­му­че­ник и ис­по­вед­ник Сте­фан Но­вый В IX веке написаны были и жития угодников не из числа мучеников и исповедников. Высокими литературными качествами и незаурядным своеобразием отличается написанное монахом Никитой житие его деда и восприемника святого праведного Филарета Милостивого, внучка которого по имени Мария стала супругой императора Константина VI, несчастного сына святой Ирины.

http://pravoslavie.ru/144078.html

Закрыть День памяти епископа Исидора (Колоколова) Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II 16.04.2024 4 Время на чтение 5 минут Фото: Из интернет-источников Сегодня Святая Церковь чтит память прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (824). Мчч. Елпидифора, Дия, Вифония и Галика (III). Мц. Феодосии девы (307-308). Прп. Иллирика. Иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Нижнем Новгороде, друга Г.Е.Распутина епископа Исидора (Колоколова). Точная дата его мученической кончины неизвестна, в этот же день - день его рождения. Он родился 3 апреля 1866 г. в Петербурге в семье учителя гимназии и в миру звался Петром Александровичем. Образование получил в Санкт-Петербургских духовных школах, монашеский постриг принял во время учебы в академии в 1888 г. В 1902 г. был хиротонисан во епископа Новгород-Северского, а через год был переведен в Нижний Новгород на должность викарного епископа Балахнинского. В Нижнем владыка встретил революционные годы, когда принял самое активное участие в формировании монархических организаций на родине Козьмы Минина, став духовным лидером местных монархистов. В 1906 г. он был переведен викарным епископом в Рязанскую епархию, 5 лет прослужил он епископом Михайловским. В 1911 г. он был обвинен в газетах в тяжком грехе, выведен за штат и назначен настоятелем Омского Покровского монастыря. Владыке довелось испить горькую чашу клеветы, лжи, доносов. Сменив несколько монастырей, в 1916 г. он был направлен в Вологодскую епархию, где с него были сняты мантия и панагия и ему было запрещено служить. Его мольба о справедливости, наконец, была услышана, и благодаря заступничеству митрополита Питирима (Окнова) он был назначен настоятелем Тюменского Свято-Троицкого монастыря, где познакомился и сблизился с Г.Е.Распутиным, а через него познакомился с Государыней и Государем. Александра Федоровна писала в одном из писем своему Царственному супругу: " Провела чудный вечер с нашим Другом и Исидором " . В конце 1916 г. владыка был назначен викарием Новгородской епархии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/de...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН СИНАДСКИЙ [греч. Κωνσταντνος π τν Συνδων] (IX в.), прп. (пам. 26 дек.), называемый также Константин «из иудеев» ( ξ Ιουδαων). Житие прп. К. С. сохранилось в единственной рукописи - Laurent. IX 14 (нач. XI в.), хранящейся в б-ке Медичи во Флоренции, текст издан И. Делеэ (De S. Constantio quondam Iudaeo, monacho in Bithynia/Ed. H. Delehaye//ActaSS. Nov. T. 4. P. 627-656; рус. пер.: Житие прп. отца нашего Константина, что из иудеев. Житие св. исп. Никиты, игум. Мидикийского/Пер., сост.: Д. Е. Афиногенов. М., 2001. С. 7-96). Из текста следует, что автор писал его при имп. Льве VI Мудром (886-912), а К. С. подвизался при императорах Михаиле III (842-867) и Василии I Македонянине (867-886). Согласно Житию, К. С. род. в г. Синада (Фригия, М. Азия) в евр. семье. Его мирское имя неизвестно; очевидно, что Константин - христ. имя, данное при крещении. Повитуха, принимавшая роды у матери К. С., сообщила, что ребенок будет особенным. В детстве К. С. усердно изучал ВЗ и чувствовал интерес к христианству. Вскоре родители К. С. умерли; во время похорон матери он горячо оплакивал ее. Когда гроб проносили мимо храма мч. Трофима, из церкви вышел сам Трофим, подошел к юноше и утешил его, после чего скорбь рассеялась. Родственники стали убеждать К. С. жениться, но он, понимая, что его ничего не связывает с родным домом, ночью бежал в Никею. По пути он увидел мон-рь, в Житии названный Флувута. К. С. попросил настоятеля о крещении. Настоятель велел принести крест и попросил К. С. поцеловать его. Когда тот исполнил просьбу, крест вдруг опустился на его голову и оставил отпечаток в месте прикосновения. В обители К. С. начал постигать иноческий образ жизни, будучи особо усерден в посте и молитве. Он также шил обувь для братии. После 6 лет пребывания в мон-ре он решил удалиться в пустыню и, с трудом получив разрешение настоятеля, поселился на горе Олимп Вифинский, т. н. «горе монахов», где находилось неск. десятков монастырей. Вскоре после его ухода игумен монастыря Флувута был переведен в К-поль, а новый настоятель, который завидовал добродетелям и славе К. С., велел вернуть его и наказать как беглеца, заковав в кандалы. К. С. принял это испытание с такой кротостью и смирением, что игумен со слезами просил прощения у святого. К. С. остался во Флувуте на неск. лет. Однажды во время молитвы свт. Спиридон Тримифунтский повелел К. С. отправиться на Кипр. В тот же час К. С. вышел из своей кельи, покинул обитель и отправился в путь.

http://pravenc.ru/text/2057104.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ (Кон. VIII - 1-я пол. IX в.), прп., исп. (пам. 7 марта; пам. греч. 8 марта), еп. Прусиадский (Плусиадский). Житие П. не сохранилось. Сведения о нем содержатся в Житиях др. подвижников эпохи иконоборчества : прп. исп. Никиты , игум. Мидикийского (BHG, N 1341 (Cap. 48); † 824; пам. 3 апр.), свт. Петра, еп. Атройского (BHG, N 2364 (Cap. 68); † 837; пам. 13 сент.) и прп. Антония Нового (BHG, N 142 (Cap. 41-43); † ок. 864; пам. греч. 11 нояб. и 1 дек.). В связи с разрозненностью информации невозможно точно восстановить хронологию жизни П. По мнению большинства современных исследователей, П. был епископом г. Плусиада в феме Вукелларии (северо-запад М. Азии), суффраганом митрополита Клавдиопольского (пров. Гонориада) ( Sauget. 1968. Col. 263), но Сергий (Спасский) подчеркивает, что кафедрой П. был г. Пруса в Вифинии ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 98), что является ошибкой (в Вифинии наряду с Прусой существовал и г. Прусиада). П. был ревностным противником иконоборцев. За свои обличительные проповеди подвергся изгнанию в окрестности горы Олимп в Вифинии, крупного монашеского центра, где в то время жили многочисленные подвижники и приверженцы Православия. В окрестностях Олимпа П. встретился с прп. Антонием Новым, к-рого сначала принял за нищего, т. к. тот носил рубище и вел себя очень смиренно. Поскольку П. имел возможность устраивать трапезы для нищих и убогих, он приглашал на них и прп. Антония, не сразу узнав в нем великого подвижника. В 824 г. П. в числе др. клириков и архиереев встречал мощи прп. Никиты Мидикийского, к-рые переносили с одного из Принцевых о-вов, где преподобный скончался, в Мидикийский мон-рь. Однажды П. тяжело заболел и в течение 12 дней находился при смерти. К его одру призвали свт. Петра Атройского, к-рый исцелил епископа. Современником П. был также сщмч. Феофилакт , епископ Никомидийский (пам. 8 марта), однако в его Житии П. не упомянут. Издатель и исследователь Жития А. Фогт считает датой смерти Феофилакта 840 г., т. о. можно предположить, что П. к этому времени уже скончался, но был жив в 837 г. (год смерти Петра Атройского, в Житии к-рого говорится только об исцелении, но не о смерти П.). Кроме того, в краткой синаксарной заметке сообщается о том, что П. всю жизнь должен был противостоять иконоборцам, следов., он скорее всего умер до Торжества Православия в 843 г.

http://pravenc.ru/text/2581803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР (†826), священноисп. (пам. 10 сент.), митр. (в рус. традиции - епископ) Никейский. Сведения о жизни П. содержатся в основном в письмах прп. Феодора Студита , а также в Житиях др. святых эпохи иконоборчества : прп. Иоанникия Великого (ActaSS. Nov. T. 2. P. 384-435 [BHG, N 936]) и исп. Никиты, игумена Мидикийского (ActaSS. Apr. T. 1. P. 253-265 [BHG, N 1341]). О раннем периоде жизни П. сведения отсутствуют. Вероятно, он был рукоположен во иерея свт. Тарасием , патриархом К-польским, наряду с Емилианом Кизическим и др. после Вселенского VII Собора . В начале 2-го периода михианской схизмы П. поддерживал свт. Никифора I , патриарха К-польского, и склонял прп. Феодора Студита признать законным снятие прещений с пресв. Иосифа, обвенчавшего вступившего во 2-й брак имп. Константина VI вопреки канонам ( Theod. Stud. Ep. 48; Pratsch. 1998. S. 168), однако преподобный оставался непреклонным. В 812 г., при имп. Михаиле I Рангаве , П. высказался против похода на болгар, снова поддержав патриарха Никифора и заняв позицию, противоположную позиции прп. Феодора Студита, который был сторонником войны с болгарами ( Theoph. Chron. P. 498). Как сообщает Житие исп. Никиты, игумена Мидикийского, П. вместе со мн. авторитетными игуменами и высшими иерархами участвовал в аудиенции, устроенной имп. Львом V (813-820) на Рождество Христово 814 г. Император, тайный сторонник иконоборческих воззрений, пытался убедить представителей Церкви в необходимости открытой полемики с иконоборцами, а сам надеялся в этом споре быть арбитром и т. о. утвердить еретическое учение. Однако собравшиеся представители Церкви, догадываясь о замысле императора, отвергли идею такой дискуссии (ActaSS. Apr. Т. 1. P. 262). Уже в нач. 815 г., когда имп. Лев открыто занял еретическую позицию, П. подвергся гонению и был одним из первых архиереев, к-рых император отправил в ссылку. Однако когда на Пасху 816 г. П. был привезен в К-поль, то буд. патриарху Иоанну VII Грамматику ( Pratsch. 1998. S. 242) или, по иным данным, Феодоту I ( Theodorus Studita. Epistulae/Hrsg. G. Fatouros. B.; N. Y., 1991. T. 1. S. 305. Not. 552), действующему иконоборческому патриарху, удалось на время склонить императора к более компромиссной по отношению к ереси позиции. Когда П. снова выступил как защитник иконопочитания, его отправили в ссылку ( Theod. Stud. Ep. 177). После восхождения на престол Михаила II Травла (820) П. получил амнистию.

http://pravenc.ru/text/2580284.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР [Греч. Νικηφρος] (755-813), прп. (пам. греч. 4 и 5 мая), игум. Мидикийский. Житие Н. написано неизвестным монахом Мидикийского мон-ря (BHG, N 2297; Halkin F. La Vie de St. Nicéphore, fondateur de Médikion en Bithynie († 813)//AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 401-425); важным источником сведений о преподобном служит также Житие его ученика и преемника преподобноисп. Никиты , игум. Мидикийского (пам. 3 апр.; BHG, N 1341). Н. происходил из знатной к-польской семьи. Отца звали Андрей, мать - Фоту (Фота), старшего брата - Феодор, младшего - Григорий. Три брата получили блестящее образование, несмотря на то что глава семейства рано умер и мать воспитывала сыновей одна. Однако светская карьера не привлекала братьев, и все они избрали иноческий путь; монахиней стала и Фоту. Н. принял монашеский постриг в 25 лет в мон-ре Ираклион в Вифинии. Прозорливый Иосиф, игумен этой обители, понял, что Н. предстоит важная миссия в развитии монашества, и через нек-рое время направил его в обл. Катавол (Κατβολος) в районе горы Олимп Вифинский (ныне Улудаг, Турция), где находилось родовое имение Н., с предписанием основать там обитель во имя Пресв. Богородицы. В это время правосл. монахи противостояли ереси иконоборчества, подвергаясь гонениям и репрессиям. Н. был одним из строгих последователей иконопочитания, и вскоре в основанную им обитель начали прибывать желающие жить под его духовным руководством. Община быстро разрослась, и нужно было вновь искать место, чтобы поселить всех духовных чад и учеников Н. Между 780 и 787 гг. Н. основал Мидикийский монастырь (μον Μηδικου), восстановив полуразрушенный древний храм во имя арх. Михаила неподалеку от обители во имя Пресв. Богородицы. Название мон-ря происходит от греч. слова μηδκη - «люцерна». Новая обитель находилась на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), к юго-западу от Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Мон-рь был посвящен св. Сергию, однако главным оставался храм во имя арх. Михаила. Функционировал до XIX в. и назывался монастырем Всех святых; до сер. XX в. сохранялся монастырский храм, но ныне от него ничего не осталось ( Mango C., Pevchenco I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara//DOP. 1973. Vol. 27. P. 240-242).

http://pravenc.ru/text/2565444.html

4. Пятница 3-й седмицы. Прп. Герасима, иже на Иордане. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского. Перенесение мощей блгв. кн. Вячеслава Чешского (службу зри 28 сентября) . Литургия Преждеосвященных Даров. На великом повечерии в четверг вечером – канон Богородицы (Октоиха) и служба прп. Никиты исп., игумена обители Мидикийской (с 3 апреля). Полунощница, утреня и часы с изобразительными. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 14 февраля; особенности его см. 18 февраля. На утрене – кафизмы 13-я, 14-я и 15-я. На 1-м часе кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 19-я; на 6-м часе – кафизма 20-я; на 9-м часе кафизмы нет. Подробное изложение порядка богослужения вечерни в соединении с Литургией Преждеосвященных Даров см. 16 февраля. Примечание. В субботу, 5 марта, может совершаться полиелейная служба в честь обретения мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (ср.: Типикон, 24 февраля, 13-я Маркова глава). В этом случае заупокойная служба Триоди в данную субботу отменяется. Если в субботу 3-й седмицы (5 марта) будет совершаться заупокойная служба Триоди в соединении со службой Октоиха и рядовой службой Минеи (мч. Конона Исаврийского) (вариант А ): На вечерне с Литургией Преждеосвященных Даров – кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: самогласен Триоди, глас 7-й: «Яко блудный отступих...» (дважды), мученичны Октоиха, глас 6-й – 4 (1-й: «Христовых Страстей...», 2-й: «Мученицы Твои, Господи...», 3-й – тот же, 4-й: «Страстотерпцы мученицы...»), и стихиры мученика, глас 8-й – 4 (с 5 марта, мч. Конона Исаврийского; первая стихира – дважды). «Слава» – мертвен Октоиха, глас 6-й: «Начаток ми и состав...» (см. в стихирах на стиховне в пяток вечера), «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 4-й: «Даждь нам помощь от скорби...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас 6-й: «Услыши, Боже, моление мое...», со стихом). «Да исправится молитва моя...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю).

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-17/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010