Владимир) Ю. А. Ковалем был разработан проект противоаварийных работ по усилению конструкций церкви. С осени 1996 года Ю. А. Коваль возглавил проведение ремонтных и реставрационных работ на храме. Его сотрудники произвели вычинку разрушавшихся алтарных стен, установили металлические бандажи на апсиде и на верхнем ярусе колокольни (1996), восстановили колонны по восточному фасаду, укрепили профилированный деревянный карниз над алтарем и шатер колокольни (1997), выполнили вертикальную планировку территории храма, сняли асфальтовое покрытие и два слоя бетонной отмостки вокруг церкви, установили дискретную отмостку, обустроили газоны и цветники (1998–1999), заменили фундамент под апсидой и восстановили гидроизоляцию, укрепили и отремонтировали надалтарную часть и купола (2000), облицевали белым камнем цокольную часть алтаря (2001), изготовили и установили новый купол на крестильне (2002), начали работы по укреплению стен и колонн внутри храма (2003–2004). Современное состояние [ править править код ] Приход многоклирный. Богослужения совершаются ежедневно. С 1990 г. проводятся реставрационные стен алтаря и верхнего яруса колокольни. Имеется воскресная школа «Святитель Феодор Епископ Едесский» и библиотека. Священники прихода посещают школу интернат средние школы 24, Волгоградский Государственный Университет, а также ведут душепопечительскую работу в больнице больнице «Каустик» и хосписе. Престольные праздники [ править править код ] Никита Мидикийский, преподобный - 16 апреля Как добраться [ править править код ] Адрес: 400023 г. Волгоград (Бекетовка) ул. Абганеровская 110 а Телефон: +7 (8442) 44-58-87 Проезд: До храма можно доехать на маршрутках 1С, 3С, 56Э Паломнику [ править править код ] Богослужения в храме совершаются ежедневно в 9.00 и 16.00, в воскресенье в 9.00 и 15.00 Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Храм святого Никиты Мидикийского Страница храма в соцсети Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святого_Н...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИФОР [Греч. Νικηφρος] (755-813), прп. (пам. греч. 4 и 5 мая), игум. Мидикийский. Житие Н. написано неизвестным монахом Мидикийского мон-ря (BHG, N 2297; Halkin F. La Vie de St. Nicéphore, fondateur de Médikion en Bithynie († 813)//AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 401-425); важным источником сведений о преподобном служит также Житие его ученика и преемника преподобноисп. Никиты , игум. Мидикийского (пам. 3 апр.; BHG, N 1341). Н. происходил из знатной к-польской семьи. Отца звали Андрей, мать - Фоту (Фота), старшего брата - Феодор, младшего - Григорий. Три брата получили блестящее образование, несмотря на то что глава семейства рано умер и мать воспитывала сыновей одна. Однако светская карьера не привлекала братьев, и все они избрали иноческий путь; монахиней стала и Фоту. Н. принял монашеский постриг в 25 лет в мон-ре Ираклион в Вифинии. Прозорливый Иосиф, игумен этой обители, понял, что Н. предстоит важная миссия в развитии монашества, и через нек-рое время направил его в обл. Катавол (Κατβολος) в районе горы Олимп Вифинский (ныне Улудаг, Турция), где находилось родовое имение Н., с предписанием основать там обитель во имя Пресв. Богородицы. В это время правосл. монахи противостояли ереси иконоборчества, подвергаясь гонениям и репрессиям. Н. был одним из строгих последователей иконопочитания, и вскоре в основанную им обитель начали прибывать желающие жить под его духовным руководством. Община быстро разрослась, и нужно было вновь искать место, чтобы поселить всех духовных чад и учеников Н. Между 780 и 787 гг. Н. основал Мидикийский монастырь (μον Μηδικου), восстановив полуразрушенный древний храм во имя арх. Михаила неподалеку от обители во имя Пресв. Богородицы. Название мон-ря происходит от греч. слова μηδκη - «люцерна». Новая обитель находилась на побережье Пропонтиды (Мраморного м.), к юго-западу от Триглии (ныне Зейтинбагы, Турция). Мон-рь был посвящен св. Сергию, однако главным оставался храм во имя арх. Михаила. Функционировал до XIX в. и назывался монастырем Всех святых; до сер. XX в. сохранялся монастырский храм, но ныне от него ничего не осталось ( Mango C., Pevchenco I. Some Churches and Monasteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara//DOP. 1973. Vol. 27. P. 240-242).

http://pravenc.ru/text/2565444.html

1. В халдейских календарях значится в числе святых 1 ноября Ахаз, вероятно, отличный от царя иудейского) (см. Allgemeines Marmyrol. Muller. 1860). 2. Писатель стихословий мог приложить к неизвестному святому Ахазу слова иудейского царя, прилагая их к сему святому в прямом смысле. 2     Пр. Тит. Болландисты гадательно полагают, что св. Тит есть брат. Николая студита, упоминаемый в житии его 4 февр. Странно в таком случае то, что память его в церкви древнее и славнее самого св. Николая брата его, а жития, его нет. Тит находится в евангелиях 10 века, а Николай встречается в первый раз в прологах XI века; пр. Титу написан канон Феофаном и он поставлен на 1 месте в месяцесловах, брату его Николаю нет службы. Бог прославил пр. Тита, как видно, многими чудесами.     Амфиан и Едесий. По Евсевию св. Амфиан пострадал в 306 году (в 3 год гонения Максимина) 2 числа месяца Ксантика за 4 дня до апрельских нон в пяток. По вычислению Болландистов пяток в 306 году падает на 5 апреля, и след. Ксантик яко бы не изо дня в день совпадает с апрелем. Не справедливо. У Евсевия и других писателей все дни сирских месяцев совпадают с римскими (см. ниже 3 апр. жизнь Никиты мидикийского). Лалош (Сравн. календарь. стр. 48) верно утверждает, что сиро-македонские месяцы отличались от римских только одними названиями. Буттлер кончину Амфиана полагает 2 апреля 306 года. Евсевий был очевидцем страданий св. Амфиана. Его описание в Христ. Чт. 1830. Ч. 39. Акты Амфиана и Едесий на халдейском языке обнародованы Стефаном Ассемани (Т. II. 188 и 195). По прологу Амфиан происходил из Лидии, у Евсевия из Ликии из города Пагаса. Такой город нигде неизвестен. В Лидии была гора Погос. 3     Пр. Никита мидикийский. Житие святого написано учеником его Феостириктом, иноком той же обители, которая находилась близ Пруссы и называлась обителию св. Сергия мидикийского. Первый настоятель и основатель ее св. Никифор (в греч. мин. память его 4 мая) подписался на 5 вселенском соборе (381 г.): Νικηφρος ηγομενος το γου Ζεργου Μτδικινος.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Реконструкция по рукописям IX–XII вв. и печатным изданиям репертория гимнографов IX в. — Феофана, Георгия, Иосифа — подтвердила, что они стремились не просто заполнить свободные даты Тропология, службы которого часто дублировали, но создать гимнографическое приложение к КС. При приблизительном подсчёте оказалось, что если авторами Тропология (Андреем, Германом, Иоанном, Космой, Стефаном) было написано на март 9, а на апрель 5 канонов, то гимнографами IX в. на каждый из этих месяцев соотв. 107 и 102. Из общего свода песнопений формировались книги для Константинополя, Палестины, Южной Италии, дополняемые локальными памятями и гимнографией к ним. Поэтому единого стандарта на раннем этапе не существовало, было невозможно отыскать два одинаковых списка. Специфика состава рукописей объяснялась “пожеланиями и требованиями заказчика” 31 , ориентацией на тот или иной Устав или традицию. Так, месяцеслов древнейшей Минеи Sina­it. Gr. 607 (IX–X вв.) отличало обилие (14!) служб в память святых эпохи иконоборчества: аморийских 42 мученика (6 марта 845 г.), преподобного Иакова исповедника (21 марта VIII в.), преподобного Евстафия Вифинского (28 марта 1-й пол. IXb.), преподобного Никифора Мидикийского (31 марта 814 г.), преподобного Никиты Мидикийского (3 апреля 824 г.) и др., что было обусловлено созданием книги вскоре после торжества Православия и задачей собрать службы святых, подвизавшихся и пострадавших в те годы. “Энциклопедический” месяцеслов отличал Минеи синайского комплекта X–XI вв. 32 . Если в большинстве Миней IX–XII вв. на каждый день приходилась одна память, то здесь — от двух до четырёх. Благодаря насыщенности месяцеслова и палеографическим особенностям удалось отождествить принадлежность к декабрьской Минее этого комплекта (Sina­it. Gr. 578. 11–31 декабря) знаменитого фрагмента, привезённого К. Ти­шен­­дор­фом в 1859 г. в Императорскую Публичную библиотеку (РНБ. Греч. 89. Минея. 1–10 декабря) из поездки на Восток 33 . Это открытие позволило уточнить его датировку, XI в., в отношении которой расходились исследователи 34 , и объяснить особенности состава.

http://pravmir.ru/razmyishleniya-o-sluzh...

Согласно первой версии, Никита Романович Захарьин-Юрьев в конце 1540-х годов женился на купеческой дочери Варваре Ивановне Ховриной и получил в приданое этот дом. По другой версии, здесь приобрел дом сам Роман Юрьевич, и он перешел по наследству младшему сыну Никите Романовичу. Третья версия гласит, что Никита Романович просто купил себе владение на Варварке после того, как родовое гнездо близ Тверской опустело. В Знаменском монастыре хранилось предание, что этот дом был построен до рождения будущего патриарха Филарета Никитича, которое относят приблизительно к 1554–1560 годам. Это был большой боярский двор в традициях тех времен, с каменными палатами, хозяйственными службами. Фасад дома и окна выходили на улицу, что было редкостью, а парадное крыльцо находилось со стороны двора. Домовым храмом стала каменная церковь иконы Божией Матери «Знамение», освященная в память пребывания Никиты Романовича наместником Новгородским, с приделом преподобного Никиты Мидикийского по именинам хозяина, который, как известно, основал в Москве женский Никитский монастырь, оставивший имя Большой и Малой Никитским улицам. Дом Никиты Романовича стал не только главным («старшим») домом на Варварке и ее архитектурным центром, но и осадным двором, то есть имел оборонное значение на подступах к Кремлю. Однако жизнь боярина и его сыновей в этом доме была полна драм. В 1571 году двор пострадал в нашествии крымского хана Девлет-Гирея, а в 1580 году на хозяина наложил опалу Иван Грозный. Несколько сотен стрельцов, посланных царем на расправу, мгновенно разорили его дом, а царь лишил его всех поместий, так что Никита Романович остался нищим. Соседний двор на Варварке Иван Грозный подарил англичанам под посольство, и Никита Романович, по преданию, будто бы просил у них на бедность ткани для одежды себе и домочадцам, хотя в добрые времена нанимал у них учителя для обучения латыни своего старшего сына Федора Никитича, будущего патриарха Филарета. Мыкался боярин недолго: Иван Грозный вскоре сменил гнев на милость и перед смертью назначил Никиту Романовича одним из ближайших советников своему сыну Федору – это было первым шагом к грядущим бедам Романовых.

http://pravoslavie.ru/28620.html

Сын сказал: отец, неужели ты хочешь шелковыми одеждами отвлечь меня от монастыря? и с этими словами разорвал свои мирские одежды. Отец стал бить сына так, что на спине его образовались гнойные волдыри, для излечения которых понадобилась медицинская помощь. Афанасий был настойчив, говоря, что готов страдать до смерти. Наконец отец уступил, сказав: ну, иди доброю дорогою, которую ты избрал (§ 11). Приглашенный братией, Афанасий прибыл в Мидикийский монастырь и был поставлен славным Никифором в помощники Никите (§ 12). Под началом этих двух душевных врачей, Никиты и Афанасия, монастырская дисциплина процветала и в монастыре не говорилось ни одного праздного слова (§ 13). Когда Никита совершал литургию, стоя пред св. Престолом, Афанасий (сначала диакон, потом пресвитер) присутствовал при этом со страхом и трепетом, обливаясь слезами (§ 14). Приводится образчик проповеди Никиты (§ 15), – в которой кое-что сходно с предсмертным поучением Иоанна Психаита. – В числе добродетелей святого агиограф указывает, что Никита олицетворял в себе все семь евангельских блаженств (§ 16). Однажды, говорит Феостирикт со слов одного монаха, уже по смерти Никиты, портаря не было днем на месте, и настоятель поручил рассказчику эту службу. Пришел один из местных жителей с маленьким ребенком, немым от рождения, и просил его отнести сына к игумену для молитвы. Я, говорил он, доложил игумену о приходе, но он, слегка пожурив меня, отпустил. Когда я настаивал, святой попросил меня провести его к ребенку, помолился, сотворил крестное знамение и возвратил отцу сына говорящим. Но, прибавляет агиограф, расскажу и о том, чему я сам был очевидцем (§ 17). В Мидикийском монастыре был один брат из числа простецов и незлобивых, любимый всеми именно за его незлобие. Диавол, позавидовав ему, свел его с ума. Это обстоятельство огорчило Никиту; он велел всем нам наложить пост до вечера, после литургии помолился над ним в диаконике, помазал елеем, – инок выздоровел и с того времени здоров доселе (§ 18). Из одного юноши изгнал демона (§ 19), из монаха выгнал демона в виде эфиопа, исцелял лихорадочных, головную боль (§ 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Феофила, Вениамина диакона и св. Власия чудотворца). Апрель     2 св. муч. Поликарпа (Тип. еще Патапия, 905 Фота чудотворца, т. е. Тита? и пр. Никиты. Мст.). 3 Любви, Ирины и Феодосии (Тип. св. Никиты втор. и свв. мучч. Любви, (Агапии), Ирины и Хионии, 905 Феодосии. Мст.). 4 пр. Иосифа песнописца (Тип. еще пр. Зосимы). 5 св. Феодора на дивней горе (Тип. Георгия, иже на горе Малеоне и другого Георгия, 905 одного Георгия. Мст.). 6 св. Евтихия, патриар. вонстан. (Тип. еще свв. Кирилла и Мефодия учителей славянских). 7 св. Георгия митиленского. Св. муч. Каллиопия. 8 свв. апп. от 70: Иродиона, Агава и прочих (Тип. еще Келестина, папы римского). 9 св. муч. Евпсихия. 10 свв. мучч. Терентия, Африкана и Максима. 11 св. священномуч. Антипы. 12 пр. Василия, еп. парийского. Мст. В лето 6450 в тот же день принесен бысть честный пояс. Пресв. Госпожа Богородица от епископия Зилы в Царьград и паки положен бысть в Халкопратии месяца августа (Тип. еще мучч. Димы и Протиона, 905 одного Василия). 13 св. Мартина, папы римского. 14 св. Симеона священномуч. Мст. 15 св. муч. Саввы готфского (Тип. еще апп. Аристарха, Пуда и Трофима). 16 св. муч. Леонида и дружины его. Мст. 17 пр. Акакие, еп. мелетинского (Тип. еще св. Агапита, папы римского. Мст.). 18 св. Космы, еп. халкидонского. Мст. (Тип. еще пр. Иоанна, учен. Григория декаполита). 19 пр. Иоанна палеолаврита Мст. (Тил. еще свв. Пафнутия и Феодора пергийского). 20 пр. Феодора трихины (Тип. еще пр. Анастасия синайского). 21 св. муч. Исаакия и дружины. (Тип. еще прор. Михея). 22 пр. Феодора Сикеота. 23 св. великом. Георгия. 24 св. муч. Саввы стратилата (Тип. еще пр. Елисаветы). 26 св. священномуч. Василия. 27 св. священномуч. Симеона, еп. иерусалим. 28 свв. апп. Иасона и дружины. 29 свв. 9 мучч. в Кизике (Тип. еще пр. Мемнона, 905 одного Мемнона). 30 св. ап. Иакова, брата св. Иоанна Богослова. Май     1 св. прор. Иеремии. 2 Успение св. Афанасия, архиеп. александр. 3 свв. мучч. Тимофея и Мавры. 4 св. муч. Силвана. Св. муч. Алвиана. Пр. о. н. Никиты мидикийского (сей в Мст.).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

42. Апология Псевдо-Мелитона Сардского/Перевод с сирийского и примечания//Раннехристианские апологеты II-IV в. Переводы и исследования. М., «Ладомир», 2000, с. 143-149. 43. Церковнославянский перевод «Жития Никиты Мидикийского» и его текстологическое значение//Житие преп. Константина из Иудеев. Житие св. исповедника Никиты. М., " Индрик " , 2001, с. 147-159. 44. Житие св. Константина из Иудеев. Введение, перевод с греческого, примечания//Житие преп. Константина из Иудеев. Житие св. исповедника Никиты. М., " Индрик " , 2001, с. 4-96. 45. Категория сакрального в хронике Георгия Амар­тола//Право. Власть. Религия: взаимосвязь светского и сакрального в средневековой культуре. М., 2001, с. 25-41. 46. The Conspiracy of Michael Traulos and the Assassination of Leo V: History and Fiction//Dumbarton Oaks Papers, 2001, p. 327-336. 47.The Church Slavonic Life of St. Thaddaios, the Martyr of the Second Iconoclasm//Analecta Bollandiana 119, 2001, с. 313-337. 48. Марк Диакон. Житие св. Порфирия Газийского. Нил Синаит. Повесть об убиении монахов на горе Синайской и о пленении Феодула, сына его. Введение, перевод с греческого, комментарий. " Индрик " , 2002, 144 с. 49. Патриарх Фотий. Избранные трактаты из Амфилохий. Введение, перевод с греческого, комментарий. " Индрик " , 2002, 224 с. 50. Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive?/ed. L. Brubaker. Ashgate Publishing Ltd, Aldershot, 1998//Христианский Восток 3, 2001 (вышел в 2002), с. 478-488. 51. A Lost 8 th Century Pamphlet against Leo III and Constantine V?//Eranos 100, 2002, p. 1-17. 52. Наименования культовых сооружений и их частей в церковнославянском переводе Жития Феодора Сикеота//Культовые памятники в мировой культуре. Севастополь, 2003, с. 5-6. ♦53. К проблеме исчезновения лабиализованного гласного переднего ряда в среднегреческом языке: свидетельства славянских переводов//Индоевропейское языкознание и классическая филология 7 (2003), с. 7-9. ♦54. Филон Александрийский.О пьянстве. Введение, перевод, примечания//ВДИ 1 (2003), с. 193-202; 2, 2003, с. 255-256.

http://bogoslov.ru/person/263661

Вскоре из города и отовсюду собралось множество народа обоего пола и обоего чина, духовного и мирского, братия из мидикийского и прочих монастырей, пришли и два епископа, святой Феофил Ефесский и святой Иосиф Фесалонитский; опрятав по обычаю честное тело святого отца, они положили его в раку, отнесли на корабль и отвезли в Мидикийский монастырь. Блаженный Павел епископ Плусиадский с множеством иноков и мирян встретили тело на берегу, подняли на плечи и понесли в монастырь. На пути совершались дивные чудеса: недужные получали исцеление и одержимые избавлялись от духов лукавых; одна женщина, долго страдавшая кровотечением, лишь коснулась святых мощей преподобного, тотчас получила исцеление. При соборном пении псалмов и подобающих песней, положили преподобного по левой стороне паперти, в гробнице прежде почившего святого отца Никифора, первого игумена той обители. И после погребения также совершались многие чудеса и подавались исцеления приходящим с верою, во славу Христа Бога нашего, во святых Своих прославляемого, Ему же со Отцом и Святым Духом да будет от всех честь и слава, и поклонение, ныне и всегда, и во веки веков, аминь. В тот же день память преподобного Иллирика чудотворца и святых мучеников: Елпидифора, Дия, Висония и Галика. Память 3 апреля Житие преподобного отца нашего Никиты Исповедника Преподобный Никита происходил из Кесарии Вифинской от благочестивых родителей. Отец его, по имени Филарет, лишившись супруги, отошедшей к Господу в восьмой день по рождении отрока Никиты, постригся в иночество; отрок же был воспитан матерью отца, еще находившеюся тогда в живых. Достигнув сознательного возраста и получив книжное обучение, преподобный Никита отдал себя на служение Богу. Сначала он проходил в церкви пономарское служение упражняясь в чтении божественных книг, потом он удалился к некоему отшельнику Стефану, мужу добродетельному; получив от него достаточное наставление, преподобный Никита, по его совету, отправился затем в монастырь мидикийский, основанный преподобным Никифором, который был и игуменом в нем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Похожая ситуация наблюдается с Житием Никиты Мидикийского, написанные Феостириктом. В настоящее время этот текст отражен в двух источниках: в рукописи Vaticanus gr. 1660, содержащей сокращенный греческий текст, и русской церковнославянской четьей минее за апрель, где памятник представлен полностью. Оригинал славянского перевода и ватиканский кодекс явно восходят к одному и тому же прототипу. Однако Vaticanus gr. 1660, согласно колофону, был переписан в Студийском монастыре в 916 г., а это значит, что Житие Никиты сохранилось исключительно в собраниях студийского происхождения. Таким образом, пока что мы видим, что хроника Георгия и два ее источника, относящиеся к тому же времени, из которых один – весьма редкий, скорее всего, оказались в одном и том же месте не позднее середины IX в. Что касается Жития Никифора Игнатия Диакона, то самым ранним его рукописным свидетельством является кодекс Vaticanus gr. 1667, относящийся к той же самой группе из четырех студийских минейных рукописей, которые были переписаны в первые десятилетия X в. и в следующем столетии отправлены в Гроттаферратский монастырь, что и вышеупомянутый Vaticanus gr. 1660 274 . Опять-таки, самый ранний список Жития патриарха Тарасия того же автора – это кодекс Bodleianus Baroccianus gr. 238, которому Эрхард приписывал студийское происхождение 275 . Хотя эта точка зрения была отвергнута по кодикологическим соображениям 276 , нет никаких сомнений в том, что рукопись была скопирована со студийского прототипа, который, в свою очередь, через еще одно посредствующее звено восходил к оригиналу февральского тома русских четий миней 277 . Единственная рукопись, в которой сохранилось Слово на перенесение мощей Никифора, написанное Феофаном Пресвитером, – один из самых ярких образцов Мефодиевой пропаганды – это Marcianus gr. 359, X в. В указанном кодексе, представляющем собой четью минею за два месяца, март и апрель, интересно то, что его апрельская часть демонстрирует близкое родство с уже упоминавшимся студийским кодексом Vaticanus gr.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010