3 . Богатые трапезы и излишнее употребление дорогих вин не могут быть как без обиды ближнего, так без оскорбления Божьего величия. Ибо если даже они благочинно и без соблазна отправляются, что весьма редко бывает, или без неправедного прибытка приготовляются, что также редко случается, однако излишество это не допускает бедных и нищих людей снабжать. И так грешит роскошествующий христианин против правды, которая учит нас делать ближнему нашему то, что хотим себе (см.: Лк. 6, 31 ; Мф. 7, 12 ); грешит против Христа, Который повелевает убогих снабжать (см.: Мк. 10, 21 ; Лк. 14, 13 ); грешит против любви христианской, которая велит нам брата нашего любить не словом или языком, но делом и истиною ( 1Ин. 3, 18 ); грешит и против естества своего, которое умеренностью довольствуется и излишеством обременяется; грешит и против заповеди: смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и забота ми житейскими и прочее. Видишь, христианин, сколько грехов и беззаконий роскошь влечет за собою. А что, когда она из неправедных прибытков, хищений, мздоимства, излишних с подчиненных оброков, сборов и работ составляется, как и по большей части делается? То не иным чем роскошествующий питается и утучняется, как явным нечестием. 4 . Христиане должны помнить, что тому евангельскому богачу, светло веселившемуся все дни и покрытого гноем Лазаря презиравшему, по смерти судом Божиим определено. После кратковременного веселья на вечное мучение он переселился и возглашает из ада, будучи в муках: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем ( Лк. 16, 19–24 ). После драгоценных вин и богатых трапез капли воды просит, но не получает, и вовеки не получит (см.: Лк. 16, 25–26 ). 5 . Христианам должно и то рассуждать, что они пищи и пития просят у Бога: хлеб наш насущный даждь нам днесь ( Мф. 6, 11 ), – не для сладострастия и роскоши, и дается им пища не к угождению плоти в похотях ее, но к подкреплению ее немощи, дабы могла служить им для благословенных трудов их звания, дабы, пищею подкрепившись, могли трудиться во славу Божию и на свою и ближнего пользу. Это христианский смысл употребления пищи и питья. К этому апостол увещевает нас: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

3) Не отказывал Христос никому из бедных. Не откажем и мы никому из просящих у нас, по слову Его: Просящему у тебя дай ( Мф. 5:42 ). Не откажем подать, что можем, и так Ему в этом последуем. Просит кто хлеба у нас – подадим хлеб. Просит питья – подадим питье. Просит одежды – подадим одежду. Просит денег – подадим. Просит жилья и отдыха в доме нашем – подадим. Просит помощи и защиты – подадим. Просит совета и наставления – подадим. Просит утешения – подадим. Просит избавления – подадим. Просит оказать услугу – подадим. Просит и иного чего – по воле Божией и возможности нашей подадим. Этого и Христос наш от нас требует, христианин! Не требует Он от нас, чтобы мы чудеса творили – это дело Божие, а не наше, и для нас невозможно, ибо выше сил наших. Но требует, чтобы мы друг друга любили, и друг друга миловали, и друг другу руку помощи подавали. Этого и союз христианства, и воля Его святая хочет, и нам отсюда великая польза будет. Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его ( Прит. 19:17 ). Что может быть преславнее, чем Господу взаймы давать, и что может быть полезнее, чем в руки давать Тому, у Которого все в руках и Который с великим прибытком воздаст дающему? О, благость и человеколюбие Божие! Христиане, все, что ни имеем или можем иметь, от Него получаем. Но святое слово Его говорит: Благотворящий бедному дает взаймы Господу. Так Он поощряет нас к любви и милости, чтобы бедные, которым Он, как Отец чадолюбивый, сострадает, в скорбях своих утешение получили, а милующие их и подающие им руку помощи своей награды не лишились. Может Бог, как всесильный, открыть сокровища Свои, и невидимой рукой Своей подать необходимое бедным, и так исполнить их желания. Но представляет их очам нашим, и указывает на них, и велит нам миловать их, и Сам за них обещает воздать нам, чтобы бедные, которых Он, как милосердный, жалеет, без удовольствия не остались и мы сторицей награду от Него приняли. Сотворим, возлюбленный христианин, ближним нашим милость и всякому прошение его подадим – да услышим от Христа Господа перед всем миром пресладкий глас: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне ( Мф. 25:34–36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

41–50). Для окончательного убеждения недовольных в том, что Аарон с своим потомством избран во священство самим Богом, Господь совершил великое чудо: жезл Ааронов, положенный во святое святых вместе с другими двенадцатью жезлами начальников от всех других колен, в одну ночь «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (гл. XVII). В тоже время Господь подтвердил Аарону, чтобы он с своими сыновьями строго исполняли свои обязанности и не допускали небрежности и неисправности при священнодействиях, а также не допускали ко святилищу и жертвеннику прочих левитов и посторонних, чтобы «не умереть и им, и вам», – сказал Господь: подтвердил Господь также права священников на известные части от жертвенных приношений, на все приносимое к жертвернику и на все заклятое, и права левитов на десятину от всех прибытков Израильтяне, (гл. XVIII). Наконец для очищения от трупного осквернения, чему подверглись очень многие, почти все взрослые Израильтяне, в это страшное время, когда 14.700 человек были мгновенно поражены от Бога, Господь дал «устав закона» о жертве рыжей телицы, пепел которой должен служить к приготовлению очистительной воды (гл. XIX). в) Путешествие от Чермного моря до стана у горы Фасги в земле Моавитской (гл. XX и XXI). – Печальное тридцати-осьми-летнее скитание Евреев вокруг гор Сеирских и пребывание у Чермного моря, куда повелел Господь идти из Кадес-Варни, Моисей проходит молчанием (см. Вт.2:1–3 и Чис.33:36 ). В начале уже сорокового года странствования Евреи пришли в пустыню Син, которая на юге Ханаана и составляет часть пустыни Фаран, и остановились, опять у Кадеса. Здесь умерла Мариам. Здесь же по случаю недостатка воды Израильтяне старого поколения опять роптали на Моисея и Аарона, вспоминая нераскаянно страшные события первого стояния у Кадеса: «о! если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Бог повелел Моисею и Аарону известь воду из скалы при торжественном собрании народа. Но при совершении этого чуда согрешили и святые братья, постоянно смущаемые и раздражаемые упорным во зле и неблагодарным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

6) Христиане к небесной великой вечери ( Лк.14:16 ), и преславному браку Агнца Христа ( Откр.19:7, 9 ), позваны. Итак, как желающие в чертог царский войти и на трапезе его сесть, украшают себя разнообразно, дабы не явиться перед царем земным гнусными и так не быть изгнанными, так особенно христианам, желающим войти в чертог Небесного Царя и возлечь на преславной той и пресладкой вечери, на которой «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом» избранные Божии ( Мф.8:11 ), и насытятся от тука дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены (см. Пс.35:9 ), – подобает иметь одеяние брачное, достойное брака того, и им украсить себя, да никто не пострадает так, как пострадал пришедший на брак сына Царева без одеяния брачного. Ему Царь учинил выговор: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?» – сказал слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» ( Мф.22:2–14 ). § 394. Христиане должны пищу и питье умеренно употреблять, по повелению Господнему: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» ( Лк.21:34 ). 1) Требует от них этого новое рождение, которое, как духовное, духовной пищей, Словом Божиим, молитвой и прочим укрепляется и растет, а всяким плотским излишеством умерщвляется и исчезает. 2) Апостол говорит: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). 3) Излишние богатые трапезы и излишнее употребление дорогих вин не может быть как без обиды ближнего, так без оскорбления Божия величества. Ибо хотя они благочинно и без соблазна проходят, что весьма редко бывает, или без неправедного прибытка приготовляются, что также редко случается, однако излишество сие не допускает бедных и нищих людей снабжать. И так грешит любящий роскошь христианин против правды, которая учит нас делать то ближнему нашему, что хотим себе ( Лк.6:31 ; Мф.7:12 ); грешит против Христа, Который повелевает убогих снабжать ( Мк.10:21 ; Лк.14:13 ); грешит против любви христианской, которая велит нам брата нашего «любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ); грешит и против естества своего, которое умеренностью довольствуется и излишеством обременяется; грешит и против заповеди: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими», и прочее. Видишь, христианин, сколько грехов и беззаконий роскошь влечет за собою. А что если она из неправедных прибытков, хищений, мздоимства, излишних с подчиненных оброков, сборов и работ составляется, как и по большей части бывает? То не иным чем живущий в роскоши питается и утучняется, как явным нечестием.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

XV. Кроткий ответ укрощает ярость, а грубое слово усиливает гнев. Жертва беззаконных противна Господу, а молитва праведников приятна Ему. Распутный не любит, чтоб его учили, к умным он не пойдет. Лучше немногое при благоговении пред Господом, нежели большое сокровище, и при нем шумная суетливость. Лучше небольшой участок овощей, и при нем дружба, нежели откормленный бык, и при нем неприязнь. Светлый взгляд очей радует сердце, добрая весть утучняет кости. Славе предтеча смирение. XVI. Возложи на Господа дела свои, и предприятия твои совершатся. Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков беззаконных. Уста праведные приятны царю, и кто говорит истину, того он любит. Иметь мудрость гораздо лучше, нежели золото, и иметь разум приятнее, нежели серебро. Падению предтеча гордость. Приятная речь есть сотовый мед, сладка для души и целебна для костей. Человек коварный плодит раздоры, и ябедник разлучает друзей. Человек злой и друга своего обманет, и заведет его на дорогу не добрую. XVII. Разумного сильнее трогает выговор, нежели когда глупого сто раз побьешь. Родивши глупца, родил его на горе себе и не порадуется отец безумца. XIX. Не пристало глупцу жить пышно. Дом и имение достаются по наследству от родителей, а умная жена от Господа. Слушайся совета и принимай наставления, чтобы впоследствии быть умным. Похвальна в человеке благотворительность его, и нищий лучше обманчивого богача. Кто отца разорит, мать выгонит, тот срамный и бесчестный сын. XX. Честь человеку отстать от ссоры, а всякий глупец задорен. С осени ленивец не орет, летом спросит, и ничего нет. Праведник спокойно живет с своею честностью, блаженны и дети его после него! Не люби спать, чтобы не обеднеть. Кто злословит отца своего и матерь свою, у того погаснет светильник среди глубокой тьмы. Имение, собираемое жадно прежде, и в последствии не благословится. Не говори «я отплачу за зло»; жди Господа, и Он вступится за тебя. XXI. Кто затыкает ухо свое от воплей бедного, тот и сам будет звать, и не откликнутся. Любящий веселие останется в нищете; кто любит вино и масти, не разбогатеет. Алчный всякий день алчет, а праведник дает и не жалеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

       таков его взгляд на мир (его «глаз»): он смотрит на все и на всех не иначе, как ради «тука» – через свой материальный интерес. И достаток ему дается паче чаяния. «Преуспевают выше, чем воображало сердце» – букв.: «они переходят воображение сердца». Основное значение слова маскит – «изображение» идольское. Такие воображаемые картины (идольские) бродят в сердце ложно благочестивых людей (все они связаны с прибытком), но «им дается больше того, о чем они мечтали» (Раши). Пс.72:8             Издеваются и говорят злобно,                         о хищении говорят свысока. «Издеваются» (hap.leg.) – насмехаются. Это те, кто в Пс.1:1 названы «глумящиеся» («блажен муж, который на седалище глумителей не сидит»). Соединение грубости и издевки характерно для тех, кто прикрыт высшим авторитетом и при этом лжет. «Хищении» – также: притеснения, вымогательстве ( Пс.62 /61:11). «Свысока» – также: «с высоты» собственного положения. Эти люди знают, что злодействуют, но вполне это себе позволяют, потому что их положение «высоко» 392 . Пс.72:9             Полагают в небесах уста свои,                         и язык их расхаживает по земле. Говорят о всех предметах земных свободно («язык расхаживает по земле») и безапелляционно – как вещающие с небес. Из чего видно, что        быть во власти при высшем авторитете (традиции, Церкви) – великая опасность. Пс.72:10             Поэтому обращается народ Его туда же,                         и воды полные сцежены им. «Народ Его» – народ Божий идет за своими вождями и приходит в то же бедственное состояние: «они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). «Горе вам, вожди слепые» ( Мф.23:16 ). «Воды полные» – «воды полноты», благодать. «Сцежены воды» – эти люди не пьют «воды живой» ( Ин.4:10 ) и других не допускают: «горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное пред человеками, ибо сами не входите и входящих не допускаете войти» ( Мф.23:13 ). «Сцежены воды ими» – они дают священному и благодатному просочиться, пролиться, истечь.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Беседа 85 «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя». ( Матф. 26:67–68 ) Безмерность преступления ругавшихся над Христом. – Страдания Спасителя – наша похвала. – Причина отречения Петра. – Согласие повествований Матфея и Марка об этом событии. – Бесполезность раскаяния Иуды. – Сознание преступления лишает оправдания осудивших Христа. – Преступление осудивших обличается их собственными действиями. – Против милости, приносимой от прибытков любостяжания. – Скорбь проповедника о необходимости заниматься служителям церкви мирскими попечениями ради дел милосердия. 1. Для чего они это делали, если хотели умертвить Его? Что была за нужда в таком издевательстве? Разве та, чтобы видел ты наглый нрав их? Подлинно, как будто найдя добычу, они обнаруживали свое исступление: порывались бешенством, совершая это торжество, со злобной радостью бросались на Него, выказывая убийственный свой нрав. Подивись же любомудрию учеников: с какой тщательностью они повествуют об этом! Здесь ясно обнаруживается их любовь к истине; то, что кажется бесчестным, они пересказывают со всей точностью, ничего не утаивают, ничего не стыдятся, но еще и за великую честь считают, – и справедливо, – что Владыка вселенной благоволил понести за нас такие страдания. Это показывало неизреченную Его попечительность и непростительную злобу тех, которые со столь кротким и тихим поступали так, как только может поступать лев с агнцем. Ничего, ничего здесь не опущено, ни с Его стороны – в кротости, ни с их – в злобе и жестокости на словах и на деле. Все это предвозвестил и пророк Исаия, так, в кратких словах, выражая это поношение: «как», говорит, «многие изумлялись, смотря на Тебя, – столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его – паче сынов человеческих» ( Ис. 52:14 ). Что может сравниться с этим оскорблением? На то самое лицо, увидев которое устыдилось море, от которого солнце, узрев на кресте, скрыло лучи свои, – на то самое лицо плевали, то самое лицо заушали, били по голове, безмерно увлекаемые своим неистовством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Блаженный Иероним (ок. 340–420) в своем сочинении «О жизни клириков и священников», написанном около 393 года, восстает против недостатков западного духовенства и дает священнослужителям много прекрасных практических советов относительно достойного прохождения пастырского служения. Он пишет: «Клирик, посвятивший себя на служение Церкви Христовой, должен прежде всего вникнуть в значение своего имени, узнав же его, должен на самом деле оправдать его. Греческое слово kleros значит «достояние». Клирики называются так или потому, что составляют достояние Господа, или потому, что Сам Господь есть достояние или доля клириков. В том и другом случае клирик должен вести себя так, чтобы и самому можно было обладать Господом, и Господь мог бы обладать им. Кто обладает Господом и говорит с пророком: Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него ( Плач. 3:24 ), – тот ничего, кроме Господа, иметь не может. Если же будет у него что-нибудь другое, то Господь не будет его частью... Итак, в службе Христовой не ищи мирской прибыли: в противном случае и о тебе будут говорить: Они сеяли пшеницу, а пожали терны; измучились, и не получили никакой пользы; постыдитесь же таких прибытков ваших по причине пламенного гнева Господа ( Иер.12:13 ). Скромную трапезу твою пусть разделят с тобой бедные, странные и вместе с ними Сам Христос. Такого клирика, который занимается торговыми делами, из бедняка стал богатым, бегай как язвы... Священник, заботящийся о собственном обогащении, делает себе бесчестие». Устраняя клириков от всякой мысли пользоваться чужим, блаженный Иероним советует им избегать по возможности даже подарков. «Не умею, – говорит он, – сказать отчего, только и сам тот, кто умоляет тебя о позволении поднести тебе что-нибудь, как скоро ты примешь, станет уже менее уважать тебя. Напротив, если ты оставишь без внимания его просьбу, он впоследствии будет более почитать тебя». «... Пиров не води, остерегайся, чтобы от тебя никогда не пахло вином. Если и без вина пылает в тебе жар молодости и кровь твоя кипит, если тело твое свежо и крепко, то можешь обойтись и без чарки, в которой все же есть сколько-нибудь яда...

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот что сказал нам авва Пинуфий о времени окончания покаяния и о доказательствах удовлетворения за грехи! Он усердно просил, чтобы мы остались в общежитии его; но так как слава Скитской пустыни влекла нас туда, то, не в силах удержать, он отпустил нас. 21. собеседование аввы Феоны (первое) о льготах в пятидесятницу глава 1 Прежде изложения этого собеседования с высоким мужем аввою Феоною, считаю необходимым кратко описать начало обращения его; потому что из этого яснее может открыться читателю и заслуга этого мужа, и благодать. Итак, по желанию и власти родителей он очень молодым обязался узами брака. Они по благочестивой заботливости о его целомудрии, опасаясь сомнительного падения поползновенного возраста, сочли нужным предупредить увлечения юности позволительным средством брака. Прожив с супругою пять лет, он пришел к авве Иоанну , который в то время из уважения к святости был избран на должность эконома. Ибо на эту должность никто не вступает по своей воле или честолюбию, а только тот, кого собрание всех старцев, по преимуществу возраста и ради свидетельства веры и добродетелей, признает высшим и превосходнейшим. Когда вышесказанный юноша с набожным расположением пришел к блаженному Иоанну, принеся благочестивые дары вместе с прочими владельцами, приносивших упомянутому старцу десятины и начатки своих плодов из своего имущества, и когда старец увидел, что они пришли к нему с большими дарами, то, желая воздать им за их благочестивое усердие, начал, по апостолу (1 Кор 9, 11), сеять духовное тем, у которых пожинал блага телесные. Итак, предложил им наставление такое. глава 2 Наставление аввы Иоанна Феоне и прочим, пришедшим с ним Утешаюсь, любезнейшие дети, благочестивой щедростью ваших подарков, и усердное это приношение, распоряжение которым мне вверено, я с благодарностью принимаю, потому что вы с верою приносите ваши начатки и десятины для пользы бедных, как благоприятную жертву Господу. Вы уверены, что этим приношением будет обильно благословлена и полнота плодов, и всего имущества, из которого жертвуете для Господа, и что вы по вере в эту заповедь даже и в этом веке будете наделены многоразличным изобилием всех благ: чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином (Притч 3, 9, 10). Верно совершая это благовестное приношение, знайте, что вы исполнили правду древнего закона, под которым состоявшие тогда и преступавшие его неизбежно становились виновными, да и исполнявшие его не могли достигнуть верха совершенства. глава 3 О приношении десятин и начатков

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Вы знаете, что, хотя законами и не запрещено вступать во второй брак, однако это дело подвергается многим нареканиям. А апостол желает, чтобы начальствующий не подавал подчиненным никакого повода к нареканиям " . " Детей имеет верных " (то есть верующих христиан, а не язычников или безбожников), не укоряемых в распутстве или непокорности — дети избираемого в священство должны быть свободными от укора в недобром поведении. Св. Златоуст говорит: " Ибо кто не мог научить своих детей, тот как может быть учителем других? " Блж. Иероним указывает, что пороки детей могут стеснять и пресекать успех учительства отцов. " Ибо с какою свободою можем мы, — говорит он, — обличать чужих сынов и научать их правым путям, когда обличаемый может возразить нам: прежде своих научи " . Далее апостол перечисляет отрицательные качества, которых не должно быть у епископа (под " епископами " здесь можно понимать и собственно епископов, и пресвитеров, поскольку в апостольские времена разграничение этих терминов не было строго установлено). " Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец " (ст. 7) — " строитель Божий " значит то же, что " эконом " , " приставник " , или домоправитель. Здесь св. апостол Павел, по предположению блж. Иеронима, имел в виду притчу Господа о верном домоправителе (Лк. 12:42 и далее). " Не дерзок " — епископ не должен быть своенравным, ставя выше всего свой личный произвол и свои личные эгоистические интересы. " Не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца " — все это не свойственно доброму пастырю и домоправителю, как осуждает такие черты и притча (Лк. 12:45). " Не корыстолюбив " — здесь запрещается не только нечестность, но и всякое желание обогащения, которое неприлично в служителе Христовой Церкви, долженствующем подражать апостолам, не искавшим никаких прибытков, но довольствовавшихся необходимым — пищею и одеждою (1 Тим. 6:8). Затем перечисляются положительные качества, которые требуются от кандидатов священства.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010