Бийск. Церковь Ильи Пророка. Ильинская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Илии Пророка Год постройки:1914. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Алтайский край, г. Бийск,пересечение улицы л. Толстого с пер. Ручейным Координаты: 52.557293, 85.246527 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Освящена в июле 1914 г. (пересечение улицы имени Л.Н. Толстого и переулка Ручейного). Совсем небольшая деревянная с одноярусной в связи колокольней Пророко-Ильинская церковь была возведена в самой восточной части города – районе современного поселка Лесозавода. Храм находился на Ильинской площади, в начале улицы имени графа Льва Николаевича Толстого при пересечении с переулком Ручейным. Церковь возвели накануне Первой мировой войны. Крайне скудные сведения, позволяющие восстановить некоторые страницы истории Ильинской церкви, содержат публикации дореволюционной городской газеты «Алтай». В июле 1914 г. однопрестольный храм во имя святого пророка Илии был освящен Преосвященнейшим Иннокентием (Соколовым), епископом Бийским. 20 июля 1914 г. по случаю престольного праздника новопостроенной Ильинской церкви отслужена Божественная литургия. А в 12 часов из Троицкого собора на Ильинскую площадь совершен крестный ход. Очевидно, храм для богослужений был закрыт в начале 1920-х гг. и, уже как приписной к Градо-Бийскому Троицкому собору, попал в ведение обновленческой церкви. В ряде документов именуется часовней. С назначением на Бийскую кафедру «староцерковного» епископа Никиты (Прибыткова) в мае 1924 г. административным отделом АлГИК «рассматривался вопрос о передаче Пророко-Ильинской часовни… в распоряжение новосозданной Пророко-Ильинской общины тихоновского направления. Дело в том, как констатировали бийские милиционеры, что после передачи Троицкого собора обновленцам приход опустел, не используется и Пророко-Ильинская часовня, приписанная к нему. Тем не менее передавать даже часовню тихоновской общине… не было разрешено».

http://sobory.ru/article/?object=57862

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871, Санкт-Петербург – 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), схим. Род. в дворянской семье, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге. А. глубоко почитала преп. иером. Нектария (Тихонова). После закрытия Оптиной пустыни А. основала одноимённый музей, став его заведующей; в музее работали многие бывшие насельники обители. 10 авг. 1927 г. в г. Козельске Калужской губ. с А. была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.». 19 дек. того же года А. была приговорена к высылке на 3 года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР. По окончании срока высылки жила в Туле, а после переезда прмч. архим. Исаакия (Бобракова) в г. Белёв А. переселилась туда же. Вскоре она приняла схиму с именем Августа, с 1934 г. была игуменией тайного женского мон-ря в Белёве. 16 дек. 1937 по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован архим. Исаакий, а вместе с ним и А. как «игумения подпольного монастыря «тихоновской ориентации»». Во время допроса, продолжавшегося 16 суток, А. была подвергнута пыткам. По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-16298. Лит.: Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Оптина Пустынь в судьбе Н. А. Павловича//Троицкое слово. 1993. 8. С. 9, 11; Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С.111-113; За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 26. Рубрики: Ключевые слова: АГАФИЯ Крапивникова (1890 - 1937), прмц. Павлодарская (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/374032.html

Святитель Никита (Прибытков) и мученики Тесницкого леса Необычен только один участок леса – около 150 квадратных метров площадью. Летом он почему-то не зарастает травой, и даже зимой, сквозь снег на нем проступают четкие геометрические линии. Это могильные рвы. 3 января, 2013 Необычен только один участок леса – около 150 квадратных метров площадью. Летом он почему-то не зарастает травой, и даже зимой, сквозь снег на нем проступают четкие геометрические линии. Это могильные рвы. 3 января (22 декабря ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Никиты (Прибыткова), епископа Белевского, викария Тульской епархии. В этот день в 1938 году он был расстрелян на военном полигоне в Тесницком лесу. Вместе с владыкой было расстреляно 19 православных христиан, все они были обвинены в создании «подпольного монастыря». Полосы в лесу В километре от оживленной трассы Москва-Тула, на территории Ленинского района Тульской области расположен Тесницкий лес. Когда-то здесь располагалась военная часть, поэтому место еще называется Тесницким полигоном. Сам по себе лес ничем не примечателен – обычное для центральной полосы чередование хвойных и лиственных деревьев. Необычен только один участок леса – около 150 квадратных метров площадью. Летом он почему-то не зарастает травой, и даже зимой, сквозь снег на нем проступают четкие геометрические линии. Это могильные рвы. Им уже восьмой десяток лет, но они до сих пор видны невооруженным глазом. Тесницкий лес, фотограф Андрей Лыженков, 2011 год_photounion.ru История этого места стала широко известна только в 1991 году, когда военные криминалисты произвели в Тесницком лесу раскопки. Выяснили, что на небольшом участке около сотни рвов, в каждом захоронены останки предположительно 20-30 человек. Получается всего от 2 до 3 тысяч… Это неугодные сталинскому режиму «политические преступники». В 1937-38 году их расстреливали здесь под звуки канонады – чтобы не привлекать внимания, во время казни имитировали учебную стрельбу. Поэтому в расстрельных рвах человеческие кости перемешаны с многочисленными гильзами и «использованными» наганами.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikita-priby...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППИНА Ивановна Лесина (6.июля 1897, село Беляево Белёвского уезда Тульской губернии – 8 января 1938, Тульская область), мученица (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых), послушница. С 1913 г. (по другим данным с 1914) Августа Лесина была послушницей Крестовоздвиженского монастыря в городе Белёве; после закрытия обители работала швеёй в артели «Красный производственник». 17 декабря 1937 г. по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован преподобномучник архимандрит Исаакий (Бобраков) , а вместе с ним и Агриппина Ивановна. Она обвинялась в «контрреволюционной деятельности» и в том, что состояла в «подпольном монастыре». По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской области от 30 декабря 1937 г. послушница Агриппина была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162-м км Симферопольского шоссе. Имя мученицы Агриппины Лесиной включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 26 декабря 2001 г. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953. Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР Иванович Блохин (1879-1937), мч. (пам. 4 сент., в Соборе святых Пермской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Антонович Медем (1870–1931), мч. (пам. 10 нояб., в Соборе Самарских святых, в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Уксусов (1874-1937), мч. (пам. 23 нояб., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСИЙ Николаевич (1904–1918), цесаревич и вел. кн., наследник престола Российской империи, мч. (пам. 4 июля, В соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе С.-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/text/374053.html

Не получая до кон. февр. 1923 г. никаких церковных известий, П. считал себя относящимся к Новониколаевской епархии и находился в оппозиции к обновленцам. В нач. марта 1923 г. благочинный стал требовать от П. подписку о подчинении обновленческому епархиальному управлению, сказав, что все городские и сельские церкви Барнаульского округа уже его признали, а в случае неподчинения у многодетного вдовца могут быть «печальные последствия» (арест). П. дал подписку о «временном подчинении впредь до собора», но сразу же узнал об обмане (неск. храмов в Барнауле не признали обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ)), разорвал подписку и собрал приходское собрание (более 1000 чел.), к-рое приняло решение ВЦУ не признавать. 21 июля 1923 г. в с. Тальменском состоялось благочинническое собрание, на к-ром П. открыто выступил против обновленчества и при поддержке свящ. Арсения Алексина добился того, что собрание единогласно решило ВЦУ не признавать. Однако благочинный, несмотря на это, продолжил общение с обновленцами. С авг. 1924 г. П. с приходом, отдельно от благочиния, перешел под омофор Кузнецкого еп. сщмч. Никиты (Прибыткова) и через нек-рое время снова был избран благочинным. 16 апр. 1925 г. патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) награжден наперсным крестом. В сер. июня 1926 г. благочинническое собрание вынесло резолюцию о непризнании григорианского Временного высшего церковного совета (ВВЦС). 15-18 февр. 1927 г. в Барнауле прошел епархиальный съезд «староцерковников», на к-ром обсуждался вопрос о ВВЦС (принята резолюция о признании его при возглавлении «каноническим местоблюстителем патриарха митрополитом Петром Крутицким или митрополитом Агафангелом Ярославским») и выборы епископа на Барнаульскую кафедру (избран архим. Владимир (Юденич)). П. на съезде был избран членом пленума Епархиального совета, созываемого не менее 4 раз в год. В Тальменском П. служил до февр. 1928 г. и, по справке Барнаульского ГК ВКП(б), «2 раза привлекался к ответственности за контрреволюционную агитацию», выражавшуюся в том, что он «вел агитацию против намечаемых кандидатур в члены сельсовета» и распространял «слухи о «священности ключа» в селе Сорочий Лог» (ГААК.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

От Бийского еп. сщмч. Никиты (Прибыткова) В. получил документы, пересланные из Москвы, из к-рых становилось ясно, что летом 1927 г. высшая церковная власть организационно укрепилась - при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) был создан Временный Патриарший Свящ. Синод и каноническое священноначалие вело борьбу с ВВЦС. В. признал полномочия по управлению Церковью митр. Сергия и Временного при нем Патриаршего Синода и стремился убедить свою паству в правильности этого решения. Члены епархиального совета, желая избавиться от епископа, боровшегося против ВВЦС, предоставили ему отпуск с выездом в др. епархию. В. сначала согласился и избрал местом «отпуска» с. Солдатово Усть-Пристанского р-на Бийского округа, но через нек-рое время объявил, что никуда из епархии не уедет. Ареста В. не боялся, был уверен в поддержке паствы, поскольку на кафедру его избрал епархиальный съезд. 5 авг. 1927 г. В. был арестован в Барнауле, обвинен в «антисоветской агитации». В кон. августа дело было передано на рассмотрение в полномочное представительство ОГПУ по Сибкраю. По постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 сент. 1927 г. В. был признан виновным в том, что, «будучи епископом Барнаульской епархии, в целях укрепления своего течения, т. н. сергиевского, и дискредитации противников, придерживающихся ВВЦС, вел антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о том, что ВВЦС поддерживается властью». Епископ был приговорен к 3 годам ссылки, к-рую отбывал в Горно-Шорском р-не Кузнецкого округа Новосибирской обл. и в Кузбассе. После окончания срока ссылки постановлением особого совещания при Коллегии ОГПУ от 23 мая 1930 г. он был лишен права проживать в Московской, Ленинградской областях, Харьковском, Киевском, Одесском, Барнаульском округах, Северо-Кавказском крае, Дагестане с прикреплением к определенному месту жительства на 3 года. 13 дек. 1930 г. В. уехал из Сибири в Суздаль, освобожден от адм. ссылки 23 сент. 1933 г. 28 нояб. 1933 г. В.

http://pravenc.ru/text/159086.html

— в новой Конституции не ухудшать положения верующих в СССР»… Ответ Смидовича был туманным, хотя и давал какие-то надежды. Чекисты объявили оба документа «контрреволюционными», поскольку они «не имеют официального характера и предназначены для возбуждения недовольства Советской властью у священнослужителей и верующих». Также при обыске у епископа Никиты нашли список из 71 фамилии. Список не имел названия. Скорее всего, владыка заполнял его постепенно, день за днем. Чекисты разобрались, что это список лиц, взятых «по линии ОГПУ» и включили его в «дело», как еще одно доказательство недовольства епископа Советской властью. Владыку допрашивали 8 раз. После изнурительных допросов он дал признательные показания и заявил, что руководил вымышленной чекистами к/р организацией церковников. «Хотя я и невиновен, — написал владыка в своем заявлении, — но руководство контрреволюционной организацией я принимаю на себя». Однако допросы не прекратились. 4 мая 1931года во время еще одного из допросов владыка Никита сказал: «Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие». 13 июня 1931 года «Особая тройка» ПП ОГПУ по Запсибкраю вынесла обвинительное заключение по «делу епископа Никиты». Всего было осуждено 29 человек, из них один был приговорен к расстрелу, остальные к различным срокам заключения. Епископ Никита, в виду старческого возраста, был приговорен к 5 годам ссылки в Востсибкрай. Сослали его в Туруханский край. Однако еще до окончания срока ссылки владыка подвергся новому аресту. В апреле 1932 года его этапом доставили в Новосибирскую тюрьму и там предъявили очередное обвинение. На этот раз «тройка» ОГПУ по Запсибкраю объявила его «инициатором и руководителем Алтайского филиала к/р повстанческой организации церковников». Владыка снова признал свою вину и взял на себя «руководство» вымышленной организацией… Из 46 священнослужителей, проходивших с ним по делу, 24 были расстреляны, остальные были приговорены к различным срокам лагерей и ссылок. Епископ Никита, опять ввиду преклонного возраста, получил 5 лет ИТЛ и был направлен в Нарымский край. Однако в том же году Комиссия по разгрузке мест заключения, несмотря на противодействие ОГПУ, освободила его из лагеря по причине глубокой старости.

http://pravmir.ru/svyatitel-nikita-priby...

По освобождении, в декабре 1934 года владыка получил назначение в Центральную Россию, в Вятскую епархию, на вдовствующую с 1931 года Малмыжскую кафедру. Менее чем через год, в мае 1935 года он был переведен на новое место – стал епископом Белевским, викарием Тульской епархии. «Подпольный монастырь» Священномученик Никита (Прибытков), фото перед расстрелом_optina.ru Последний арест владыки Никиты был связан с так называемым делом о «подпольном монастыре» в Туле. Еще в 1922 году в городе Белеве под руководством епископа Игнатия (Садковского) и его брата иеромонаха Георгия была создана православная община. В ней состояли и монашествующие, и священнослужители, и миряне. Подобные полулегальные общины, тайные братства и подпольные монастыри существовали в разных епархиях Русской Православной Церкви еще со времен Гражданской войны. Они являли собой своеобразную реакцию церковного народа на прогрессирующее в народе безбожие. Количество их росло по мере усиления гонений. Несмотря на неоднократные аресты организаторов и наставников, община епископа Игнатия в Туле продолжала существовать вплоть до 1937 года, объединяя сотни верующих людей из Белева и окрестностей. Сначала члены общины собирались при Спасо- Преображенской церкви бывшего мужского монастыря, затем при Стефановский (Богородицерождественской) церкви, а в середине 30-х годов, когда епископ Никита прибыл в Белев – при Казацкой (Никольской на Казацкой слободе) церкви. 77-летний епископ Никита, несмотря на преклонные годы, включился в жизнь общины, регулярно совершал в ней богослужения. Позже, во время допроса, на вопрос следователя, младшего лейтенанта Дадочкина о том, как часто проводились службы при Казацкой церкви, епископ Никита ответил: «Да, подтверждаю: службы в Казацкой церкви были ежедневными утром и вечером, так же как ранее в закрытых монастырях». Накануне Нового года, 16 декабря 1937 года владыка был арестован, перевезен в Тульскую тюрьму и в третий раз объявлен главой местной «контрреволюционной организации церковников». Вместе с владыкой были арестованы еще 19 человек. Их разыскивали, они пытались скрыться в деревнях, обосноваться в г. Скопине у епископа Игнатия (после отбытия заключения он некоторое время был епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии), но тщетно. «Дело епископа Никиты»

http://pravmir.ru/svyatitel-nikita-priby...

Оттуда он писал в организацию помощи политзаключенным, организованную Екатериной Пешковой,  просил  вернуть 100 рублей  из-за крайне тяжелого положения, но  помочь ему так и не получилось. Лагерный след его затерялся… А через 80 лет  к нам пришло письмо от потомков этого человека. Родители, испытывая  въедливый страх перед системой в советские годы, опасались говорить, что их дед был епископом, был осужден и сослан, поэтому они и не пытались узнать, где тот погиб. Потом обнаружили фамилию «Пылаев» и выяснили, что он, оказывается, святой. Родственники тогда еще были далеки от православия, не знали, что такое Церковь. Приехав в Тулу,  они отправились во Всехсвятский собор, где находится икона святителя Онисима (Пылаева), на которой он узнаваем – почти такой же, как на фото,  и увидели, что все прикладываются к образу и просят молитв святого. Это их глубоко потрясло. Люди оказались поставлены перед вопросом всей жизни: как жить теперь, если дед святой?  На следующее лето потомок святого Онисима  умирал от серьезного заболевания, перед этим он воцерковился, и последний разговор с ним показал глубокую духовную перемену и желание почувствовать хотя бы часть боли своего деда,  хоть какое-то страдание за веру и за Христа… На выставке также представлены предметы и письма, связанные с жизнью тульских святых: священномучеников Игнатия (Садковского), Никиты (Прибыткова), Петра Павлушкова; преподобномученицы Августы (Зощук). Все они были умучены и расстреляны. – Столетие спустя самым  мучительным вопросом остается, можно ли примирить тех, кого уже нет, кто оказался по разные стороны революции?  – Вопрос действительно непростой… Я упоминала, что выставка обрастает новыми предметами и смыслами.  Протоиерей  Борис Монькин передал нам сломанный купольный крест, найденный врачом в земле Веневского района. Этот крест  находился высоко на куполе, он с пулевым отверстием – значит, у кого-то поднялась рука стрелять в Распятие, в самого Христа. Находка нередкая – вся Россия завалена подобными крестами, что о многом говорит нам, современникам.  Можно ли такое простить?

http://azbyka.ru/deti/novomucheniki-prim...

Определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г. имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 3153, 9559, 9953. Лит.: Справ. кн. по Томской епархии за 1898-1899 г. Томск, 1900. С. 254; Справ. кн. по Томской епархии за 1909-1910 г.: С доп. и изм. в личном составе священно-церковно-служителей. Томск, 1911. С. 102; Справ. кн. по Томской епархии. Томск, 1914. С. 64; Цыпин. История РЦ. С. 752; Акты свт. Тихона. С. 982; Гришаев В. Крестный путь еп. Бийского Никиты//Алтайская Миссия: Из мат-лов 3-х Св.-Макариевских чт. на Алтае. 2003. 10-12. С. 31-37; Мат-лы к жизнеописанию сщмч. Никиты (Прибыткова)/Сост.: Ю. А. Крейдун. Барнаул, 2003; Сухих А., прот. Вспомним поименно. Киров (Вятка), 2004. Кн. 2. С. 37-38. Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Гаврилович Гаврилов (1879-1937), прот., сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПЕТР Иванович Павлушков (1865-1937), прот., сщмч. (пам. 10 нояб.- в Соборе Тульских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2565372.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010