Когда ответы были получены и мнения сведены, император приговорил Тимофея к ссылке и местом ее назначил Гангры, город в Пафлагонии. Арест Тимофея сопровождался большими беспорядками и кровопролитием, а его путешествие, начиная от высадки в Берите (Бейрут) и до самых Гангр, сопровождалось сочувственными манифестациями населения и клира городов Востока. 1019 Так резко определилось в ту пору в Сирии и восточной части Малой Азии монофизитское направление в догматических определениях существа Воплощения. Позднее, уступая настоянию папы Льва и других врагов Тимофея, император сослал его в Херсон в Таврии. 1020 Путешествие на далекий север совершилось вполне благополучно, хотя время было зимнее. В течение всего правления Льва Тимофей жил в Херсоне, поддерживая живые сношения с друзьями и приверженцами в Египте и Сирии. Он много писал против халкидонского вероопределения и повсюду рассылал свои творения, поддерживая настроение сочувствовавших ему Церквей и единомышленных с ним богословов. В своем богословствовании Тимофей расходился как с Несторием, так и с Евтихием и считал обоих еретиками. 1021 Самым могущественным лицом в окружении императора Льва был Аспар. Обладая, как все тогдашние знатные люди, огромным состоянием, он выказывал свою связь со столицей царства щедротами на общую пользу. Так, в 459 году он начал постройку большой цистерны. 1022 Второй сын его, Патрикий, был в этот год консулом. 1023 На Аспара смотрели как на соправителя Льва, и это заметно в письмах папы Льва. 1024 В Риме в ту пору вся власть была в руках Рехимера, и папа, по-видимому, представлял себе отношения на Востоке между императором и начальником военной силы в той же форме, как это было в Риме. Но положение западного и восточного императора было очень различно. На Западе, еще начиная со времени Стилихона, только магистр армии занимал исключительное положение и имел военную власть по всей империи. В Византии отношения были менее расшатаны, соблюдалось деление командований по территориям и военачальники не перерастали императора. Большое значение имели и те традиции, которые сами собой образовались в продолжительное правление Феодосия Младшего, умевшего высоко держать достоинство царского величества. Лев, как и его предшественник, был человек самостоятельный и твердый. Будучи обязан Аспару своим возведением на престол, Лев с самого начала правления искал противовес, на который он мог бы опереться против властного и честолюбивого военачальника, имевшего, по тогдашним обычаям, свое личное войско и непосредственные отношения к варварам, состоявшим на положении военного сословия, не подлежащего никаким повинностям, кроме военной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Находя правильными суждения Любека относительно Геллеспонта и Пафлагонии, мы не можем согласиться с ним вполне во всем прочем. По нашему мнению, прежде всего неправилен его взгляд на полное совпадение гражданского и церковного провинциального деления во времена никейского собора. Основанием его являются, как известно, каноны 4 и 6 (конец) никейскогособора 325 года, устанавливающее вообще соответствие между гражданскими и церковными провинциями. Основание это было бы, конечно, вполне надежно, если бы не существовало шестого канона (начало) того же собора, признавшего обязательным соблюдение древнего обычного права прямо в отношении владений епископов римского, александрийского и антиохийского. По нашему крайнему разумению подписи никейских отцов отражают только существовавшее в то время церковное деление, совладавшее в большинстве случаев с делением государственным. Что это именно так, ясно видно из существования в Никейском списке таких церковных провинций, которые в то время не входили еще в состав Римской империи. Мы говорим о провинциях Persis и Armenia major 960 . Указание Любека на неустойчивость границ этих двух государств 961 итти в счет не может, так как не опирается на факты. Не говоря уже о Персии, которая никогда не была римской провицией 962 , мы остановимся только на Армении. Как это ныне ясно установлено, время никейского собора совпало с самой блестящей страницей в истории Армении, именно с царствованием Трдата, поставившего свое государство на невиданную доселе высоту. Все источники говорят за то, что Армения в это время была союзным государством, но не римской провинцией 963 . На этот же факт выразительно указывает и явная интерполляция веронского перечня при слове Armenia minor «nunc et maior addita», сделанная повидимому в четвертой четверти IV века 964 . Отсюда ясно, что опираться на один никейский список, имеющий в виду только церковные провинции, как это делают Кун и Любек при определении римских гражданских провинций, является неосторожным. Действительно, церковные провинции в большинстве случаев совпадали с гражданскими, лучшей иллюстрацией чего является сделанное нами сравнение провинций по веронскому перечню и никейскому списку. Но это совпадение является не результатом рабского следования восточной церкви за государственным делением, как это думает Любек 965 , а следствием собственной, самостоятельной организации церкви по кругам, соответствующим этнографическим, лингвистическим, историческим и другим особенностям и условиям населявших Римскую империю народов, кругам, послужившим, как мы видели, также основанием для нового провинциального деления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

IV, 8. 22. Арриан, Перипл, гл. XI.) Некоторые из них называли соседей трапезунтцев или санами (Конъектура Наигу. ) (мы их теперь называем тзанами), или колхами, назвав лазами других, к которым еще и теперь применяется это имя. На самом деле не верно ни то, ни другое. Тзаны, находясь очень далеко от берега моря, живут рядом с армянами в середине материка. Между ними и морем вздымаются цепи высоких гор, трудно проходимых и совершенно отвесных, большая область, искони бывшая пустынной и безлюдной, русла горных рек, из которых трудно выбраться, непроходимые пропасти и холмы, покрытые густыми лесами. Все это отделяет тзанов от берега, не давая им права считаться приморским народом. Чти же касается лазов, то невозможно, чтобы они не были колхами, так как они живут по берегу реки Фазиса: как это бывает и у многих других племен, они только имя колхов переменили на имя лазов. Но помимо этого, многие века, которые протекли со времени тех, кто раньше писал об этих вопросах, внеся новое в положение дел, могли изменить то, что было прежде, в силу ли переселения племен, в силу ли следовавшей одна за другой перемены властей и названий; поэтому я счел крайне важным все это точно расследовать и изложить, а не те всем известные мифические легенды или древние сказания, не заниматься расследованием, в каком месте Эвксинского Понта, по словам поэтов, был прикован Прометей; я ведь полагаю, что между историей и мифологией большая разница. Но я хочу точно изложить и историю названий и описать материальную культуру и отношения, какие доныне присущи каждой из этих местностей. 2. Этот Понт начинается от Византии и Калхедона (Халкедона) и кончается в земле колхов. Если плыть но нем, держась правого берега, то здесь по его берегам живут вифинцы и соседние с ними гонориаты и пафлагоняне, у которых, кроме других приморских местечек, есть города Гераклея и Амастрис. За этими племенами идет Понтийская область до города Трапезунта и его границ. Затем идет ряд небольших приморских городков, в том числе Синоп и Амис, а поблизости от Амиса так называемый Темискур и река Термодонт, где, говорят, был военный лагерь амазонок.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-gota...

А таким лицом в ту пору был только один Фотий – к нему-то и обратился император Василий еще за три года до кончины Игнатия (около 875). Вызвавши Фотия из изгнания, он поручил ему воспитание двоих своих сыновей, Константина и Льва, и сделал председателем знаменитой академии Магнаурской. Стоит лишь немного углубиться в тогдашнее положение дел церкви восточно-византийской, чтобы с положительностью признавать это возвышение Фотия только предвестником будущего нового возвышения. И действительно, на третий день после погребения Игнатия он снова, по распоряжению императора, занял престол патриарший. И напрасно так долго унижали себя католические писатели повторением бессмысленных выдумок Никитою Пафлагонским, придумавшим нелепые басни для объяснения сближения Фотия с императором 127 ; не менее напрасно другие усиливаются убедить, будто восстановление Фотиева патриаршества Василием, так горячо заботившимся о мире церковном, обязано единственно влиянию сильной партии Фотия, которой не имел твердости не уступить император 128 . Нет, именно потому, что Василий стремился восстановить мир в церкви, он и должен был скорее всего ухватиться за Фотия. Только тогда было бы справедливо отстранение его от Фотия, если бы этот мир понимал император по смыслу католиков, то есть признавал бы условием его беспрекословное и всецелое порабощение Востока Западу. Если же он заботился о мире, как по своему уму, образованию и патриотизму и должен был, с сохранением священных прав Вселенской церкви и с обузданием беззаконных порывов одной ее части, то назначение всякого другого в патриархи, еще неизвестного и неиспытанного, скорее бы говорило не в пользу желания его упрочить действительный мир церковный, а в пользу нерадения его о благе церкви и предоставления ее произволу постороннего честолюбия и самовластия в такое время, когда и то и другое достигли в Риме полного разгара. Лишь с таким патриархом, как Фотий, можно еще было надеяться на примирение не роняя прав и достоинств собственной своей церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синодики – вид трапезитов (2), занимавшихся захватом и конвоированием пленных (то есть «языков»); действовали группами по 5–8 человек. Синод17;ты – так иногда звали халкидонитов. Синона – дословно с греч. «хлебное»; 1) греч. термин соответствовал по смыслу лат. indictio – дополнительной повинности по доставке и продаже зерна по установленной цене; 2) «взыскания» – хлебная торговля по императорскому предписанию, а именно, принудительная скупка казной излишков зерна у частных собственников по средним, твердым, продиктованным властями тарифным ценам; деньги, вырученные за хлеб, в первую очередь должны были покрыть не аннону – натуральную подать, а задолженности в казну собственников зерна (только после этого они получали возможность продавать хлеб в свою пользу); 2) в IX-XI вв. добавочный взнос с крестьян и париков, который взыскивался в ряде фем не только деньгами, но и натурой; размер его зависел от числа используемых при пахоте волов; см.: димосиос канон. Синопа – портовый город в Пафлагонии, на черноморском побережьи центральной части Малой Азии. Римская колония с I в. до н. э. От мыса, лежавшего рядом с С., начинался краткий (прямой) морской путь протяженностью около 300 км через Черное море к южному берегу Таврики, который судно могло преодолеть за два дня. С. был известен в византийское время как важный центр металлургии, добычи железа. Синопсис – дословно с греч. «обозрение, краткий очерк». Синопсис законов – см.: закон. Синоптические Евангелия – тексты Нового Завета от Матфея, Марка и Луки. Синтагма – алфавитный словарь церковных канонов, созданный в 1335 г иеромонахом Матфеем Властарем . Синтаксис – денежные выплаты, которые производила византийская казна. См.: притания. Синтегейя – денежная подать с ранневизантийской деревни за пользование выгоном для скота, общим пастбищем. Синтекнои – «сородители», крестные-анадохи. Синтелейя – денежная государственная подать, вносимая в казнохранилище в ранней Византии. Синтрон – дословно с греч. «сопрестолие»; скамья для духовенства, сослужащих священников, дугой идущая вдоль алтарной апсиды. Может состоять из одной или нескольких ступеней – сидений. В крупных, значительных храмах по центру С. размещался епископский трон («горнее место»). C IX-X вв. число священников, участвующих в службе, уменьшилось. Поэтому С. перестали делать или упростили его до одной скамьи. Епископское кресло также исчезло в связи с тем, что произвольная проповедь в храме уступила место упорядоченным чтениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Галея – небольшое быстроходное однопалубное судно «легкого класса», способное взять на борт 50–60 человек экипажа и использовавшееся для «речной войны», разведки, патрулирования и выполнения специальных поручений (ср.: дромоны, памфилы, усии). Термин Г. впервые появился на рубеже IX-X вв. в военном трактате «Тактика Льва». В XI-XIII вв. так стали называть западный тип корабля эквивалентный византийскому дромону. Галиада – небольшое быстроходное парусное судно, которое могло служить для рыбной ловли, перевозки грузов, пассажиров, использоваться в военных целях. Термин известен с IX в., но применялся ромеями к судам предшествующего времени. Галилея (иврит. «округ язычников») – северная часть Палестины, одна из областей Иудеи. Галилеянин – христианин, последователь Иисуса Христа, родившегося в Галилее. Галис – река в центральной части Малой Азии, впадает в Черное море. Галлия – земля галлов, по существу, теперешняя Франция, западная Швейцария и Бельгия. На юге современной Франции греками около 600 г до н. э. была основана Массилия (Марсель). В конце II в до н. э. римляне завоевали территорию южной Франции и основали провинцию Г. Нарбонская с главным городом Нарбоном. В 58–51 гг. до н. э. римский полководец Юлий Цезарь вел войну в Г. и сделал ее провинцией Рима до самого Рейна. В 486 г. вождь франков Хлодвиг из рода Меровингов захватил земли, находившиеся под контролем сына римского наместника в Г., Сиагрия, в междуречье рек Луары и Сены. Они стали основой для складывания сначала королевства, а затем империи франков и лангобардов во главе с Карлом Великим. Местное галло-римское население было включено в государство франков, которые в 496 г. приняли крещение по чину ортодоксальной Церкви. Гана – гора во Фракии, центр монашеской конфедерации (1). Гангры – город в Пафлагонии на одном из притоков реки Галис, древняя резиденция пафлагонских царей. См.: Тимофей Элур. Гарон (гарос) – рыбный соус, популярная приправа в византийском мире. Готовился преимущественно из мелкой рыбы, ее внутренностей, икры, соли, специй, вина и служил добавкой как к горячей, так и к холодной пище и питью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со 2-й пол. XVII в. митрополиты Унгро-Влахийские по требованию К-польских патриархов хиротонисали архиереев на титульные, реально уже не существовавшие исторические епархии К-польского Патриархата, находившиеся в пределах Османской империи. Соответствующие акты заносились в Condica Sfânt (Святую книгу) Унгро-Влахийской митрополии начиная с года ее основания - 1688 (Condica Sfânt. 1886). Н. К. закрепил за собой привилегию в исполнении функций «заместителя» К-польского патриарха при избрании и хиротонии титульных архиереев, поддержав с господарем Валахии идею о необходимости предоставления К-польской Патриархии «в интересах обеспечения церковного мира» существенной материальной помощи, запрошенной патриархом Неофитом VI в недатированном письме (примерно 1739-1740) ( Hurmuzaki. 1917. Vol. 14. Р. 1089-1092). Таким образом при Н. К. в Бухаресте были хиротонисаны на титульную Мирликийскую кафедру 23 янв. 1742 г. Каллиник (Condica Sfânt. 1886. P. 133-137) и в 1748 г. Григорий (впосл. митрополит Унгро-Влахийский) (Ibid. P. 145-148). И если в акте об избрании Каллиника перемещение Н. К. с Мирликийской кафедры на Унгро-Влахийскую, не разрешенное по каноническим правилам, было оправдано «важными обстоятельствами», то в случае с Митрофаном II, в 1716 г. перемещенным с Нисской кафедры на Унгро-Влахийскую, не скрывалось, что это было осуществлено по категорическому требованию господаря Николае Маврокордата (Ibid. P. 117). Т. о., начиная с Митрофана II произошло грубое нарушение канонов и обычаев Валашской Церкви, когда правитель-фанариот невалашского происхождения, ни с кем не согласовываясь, побуждал валашского иерарха, также не являвшегося уроженцем Валахии, занимавшего титульную кафедру, перейти на реальную кафедру в системе Валашской Церкви. В Condica Sfânt содержатся также сведения о том, что в правление Н. К. был хиротонисан Матфей Иерапольский (al Ierapolisului) (1749); офиц. документация была подписана и другими титульными архиереями, проживавшими в Бухаресте: Паисием Кесарийским (al Cezareei), Иоанникием Ставрупольским (al Stavropolei), Дамаскином Фиваидским (al Tebaidei), Дионисием Пафлагонийским (al Paflagoniei), Матфием Ливийским (al Libiei), Климентом Червенским (al Cervenilor), Хрисанфом, бывшим Червенским (fost al Cervenilor), Варфоломеем Дристрским (al Dristrei), Феофилом Тырновским (al Târnovei). 7 или 13 нояб. 1752 г. Н. К. возвел во епископа Червенского Тырновской митрополии иером. Неофита, клирика Унгро-Влахийской митрополии (Condica Sfânt. 1886. P. 163).

http://pravenc.ru/text/2565014.html

Фирас. Все согласны, что сей есть отец Фракиян.Аскеназ. Следы сего имени находят в Вифинии и меньшей Фригии в наименованиях озера, залива, островов Асканских, также города и области Аскании. Бохарт думает, что и Понт Аксенос у Греков значит Понт Аксеназов, ибо знаменование негостеприимного противоречит свойству Понтийских народов. В пророчестве Иеремии (LI. 27) призываются на Вавилон Арарат, Минни и Аскеназ; Бохарт, применяя сие к настоящему изысканию, доказывает из Ксенофонта (Сутор. L. VII), что Кир, покорив Фригию, вывел из нее сильное войско. Рифат. По книге Паралипоменон, впрочем, не во всех ее списках (I. 6). Рифат. Флавий и за ним Бохарт дают ему Пафлагонию, коея жители некогда назывались Рифатами(Ротр. Mel. L. I). Другие от сего производят имя гор Рифейских, которые Мела (L. I) полагает на восточной стороне Дона, инарода Аримфеев, кроткого по имени и по описанию Геродота 15 . Фогарма. Дом Фогарма у Иезекииля представляется изобилующим конями и всадниками (XXXVII. 14). По сему признаку Бохарт находит оный в Каппадокии. Но сей признак, по свидетельству Ксенофонта (Exped. Cyr. L. IV.) и Страбона (Georg. L. XI), приличествует также Армении. У армян есть согласные с сею последнею догадкою предания о их происхождении. Елиша.Жилища его, по отцу его, должно искать в Греции. Оно есть, по халдейскому толковнику, Еллас или Эллада ; по Флавию, Эолия; по Бохарту, Элида и вообще Пелопоннес. Багряница из островов Элиша, упоминаемая у Иезекииля (XXVII. 7), есть произведение Лаконии и окрестных стран. Фарсис. Признаки земли Фарсис суть: положение, отдаленное от Палестины, на западе ( Nc. LXXI. 10 ), приморское ( Nc. XLVII ..8), торговля с Тиром и обилие металлов ( Ueз. XXVII. 12 ). С вероятностью думают, что это Испания, где пристань и остров Тартесс и город Тарсий (Polib. L. Ш) и где обилие металлов в древние времена было необыкновенное (Serab. L. III. Died. L. V. Pirn. 3. H. L. Ill, с. 3). Киттим. Бохарт от сего производит Италию, относя пророчества Валаамово ( Чucл. XXIV. 24 ) и Даниилово (XI. 29. 30) о кораблях Киттим к Римлянам и думая, что имя Латиум есть перевод арабского Кетам, что значит сокрытого. С большею основательностью полагают, что Киттим есть Македония, ибо в сем знаменовании употребляет сие имя писатель первой книги Маккавейской (I. 1. VIII. 5), сим знаменованием соглашаются с событием все пророчества о земле и островах Киттим ( Uc. XXIII. 1 . Ueз. XXVII. 6 ), и древнее имя Македонии, Маккетта, или Макетия, очень близко к имени Киттим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Он оснащал дромоны и диеры, доставал в приморских областях триеры, сермоны 363 и другие многочисленные грузовые суда, а также собирал на материке большие силы для предстоящей войны. Вот почему находился в затруднении благородный юноша Алексей. Не зная, против кого сначала обратить свое оружие, он огорчался и досадовал, в то время как враги, один опережая другого, стремились навязать ему войну. У Ромейской империи не было тогда достаточно войска (всего имелось не более трехсот воинов 364, да и те – слабосильные и совершенно неопытные в бою хоматинцы и немногочисленные варвары-чужеземцы, носящие обычно мечи на правом плече 365), а чтобы вызвать союзников из других стран, в императорской казне не было денег. Очень уж неумело распоряжались военными делами императоры – предшественники Алексея, которые довели до весьма плачевного состояния Ромейское государство. Как я слышала от воинов и некоторых пожилых людей, ни одно государство испокон веков не оказывалось в столь бедственном положении. Трудным было положение самодержца, терзаемого многочисленными заботами. Тем не менее он – благородный, бесстрашный, имеющий большой военный опыт – хотел вывести из бури к безопасному берегу государственный корабль и был уверен, что восставшие против него враги, как разбивающиеся о скалы волны, с божьей помощью обратятся в пену. И вот Алексей решил немедля вызвать к себе всех восточных топархов 366, которые командовали крепостями и городами и мужественно сопротивлялись туркам. Он сразу же набросал письма ко всем им: Даватину 367, в то время топотириту 368 Ираклии Понтийской и Пафлагонии, Вурцу 369 – топарху Каппадокии и Хомы – и остальным вождям. Алексей сообщает им, каким образом удалось ему с помощью божественного провидения неожиданно избегнуть грозящей опасности и получить самодержавную власть. Он приказывает им проявить нужную заботу о подвластных землях, укрепить их, оставить там необходимое число воинов, а с остальными явиться в Константинополь и привести с собой также как можно более многочисленное свежее и здоровое пополнение из новобранцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На части земель Ласкаря существовали в древности такие царства, как Прусия и Аттала, но в XIII в. страна была разорена и население немногочисленно. Тем не менее в руках Ласкаря оказались значительные средства, обогащавшие прежде местных архонтов. Утвердив на местах поколебленную государственную власть, Ласкарь мог теперь располагать достаточными суммами для возобновления крепостей: на башнях Никеи, в Прусе и Ираклии Понтийской, которой он овладел несколько позже, впрочем, эти надписи могут относиться и к концу его царствования. У него является свой флот. Бывший корсар итальянцев Стирион поступил к нему на службу со своими кораблями, как прежде служил константинопольским царям. Опаснейшим врагом с греческой стороны был для Ласкаря представитель партии Комнинов, молодой Давид, «царский потомок», как он называл себя на своей печати, или «отрок с Понта», как его именовал никейский писатель Хониат. Его имя звучало громче, чем имя Ласкаря, и с ним также была византийская знатная молодежь. Через несколько месяцев по взятии Константинополя Давид вторгся из Пафлагонии с войсками из грузин и лазов и дошел до Никомидии, приводя население под руку своего брата Алексея Трапезунтского; но Ласкарь, тогда еще не венчанный на царство, наказал его немедленно. Стороною, прорубая дорогу в лесной чаще, сам впереди с топором в руке, спуская на горных стремнинах коней на веревках, Ласкарь напал на авангард Давида внезапно, разбил и захватил в плен его начальника, знатного Синадина. Давид был отогнан до самой Ираклии Понтийской. Неуспех «отроков с Понта» объясняется не только военными талантами Ласкаря, но и союзом последнего с турками. Последние под Амисом (Самсуном) задержали войска Алексея Трапезунтского, и Давид не мог получить помощи от брата. Коалиции Ласкаря с турками была противопоставлена другая. В 1206 г., заключив союз с франками, Давид выступил опять и захватил Прусиаду (в Сев. Вифинии, ныне Ускюб). Ласкарь опять прогнал Давида в Ираклию и взял бы ее тогда же, если бы не франки, которые заняли у него в тылу Никомидию; Ласкарь должен был отступить окольными путями, теряя людей при переправе через разлившиеся зимою горные потоки.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010