Когда я был в гостинице «Константинополь» за городом и читал молитвы о примирении рабов Божиих Иоанна и Феоктисты, коих мир возмутил враг, – тогда-то тот же враг возмущал, палил и теснил меня адским огнем сребролюбия и любостяжания, а я противился и молился. Да будет проклято сребролюбие, отлучающее душу от Бога и умертвляющее ее. (За труд путешествия я получил доброе воздаяние.) Обедню за отца Матфея совершил в тот день (21 августа) довольно хорошо; Господь дал умиление, но мало готовился к обедне, потому чувствовал бессилие и мертвость в душе довольно долго; причащение оживило. Благодарю Господа. Обедню кончил три четверти одиннадцатого, начав в сорок минут десятого; пришел пешком в гимназию на урок в десять минут двенадцатого, а надо было в пять минут. 23 августа Благодарю Господа, спасшего меня от озлобления, смятения, от тесноты и срамоты и омрачения, после настойчивой молитвы покаяния глубокого. О, коликократно прогневляю я Бога моего злобою своею, нетерпением своим, самолюбием, раздражительностью! Вчера поел вечером в десять часов рыбы с черным хлебом, очень мало, и ночью боль в спине была. Никогда на ночь не ешь. 24 августа. Согрешил ко Господу, пред ранней обедней. О, Исав невоздержный! 24 августа Ранняя обедня. По причине грехов моих крайне искусился сегодня из-за поспешного пения дьячком обедни: огорчился и озлобился на него; послал сторожа сказать дьячку во время пения Достойно, чтобы или реже пел, или еще в другой раз пропел то же, а он не послушал (сознаю, что мое требование было безрассудно); после обедни сделал гневный выговор, отринул его, взял дьячка Полиглотова на молебен; а потом, пришедши домой и сильно побранив его, помирился с ним. Это искушение за мое пресыщение с вечера (рыба и черный хлеб) и за обедом, а может быть, и за Дмитрия Федоровича Никитина, коего деньги на милостыню я вчера получил (5 рублей). Согрешил пред Господом. Урок мне – отнюдь не гневаться ни на кого ни за что, особенно во время обедни и после нее. Жалеть согрешающих, а не презирать и не бранить их, чем они ожесточаются. Вся мнелюбовию да бывают [ 1Кор. 16, 14 ] – и признательность, и выговор, и наказание, и обличение. Даруй, Господи! Страшная буря сегодня постигла душу мою; едва я успокоился, чтобы употребить Святые Тайны. На панихиде, когда я гневно взглянул на дьячка и не покадил ему, особенно смутился и потом на молебне не мог успокоиться (ученики Технического училища). 24 августа

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Тихонов Евтихий Иванович (1857–?) – землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Терской области, окт. Окончил юнкерское училище, подъесаул. Инициатор Червленских казачьих съездов. Занимался сельским хозяйством, виноделием. – 327 Тичер Н. – авт. соч. – 114 Ткачев Андрей Никитич (1843–24.02.1911) – присяжный поверенный, землевладелец. Депутат III Гос. Думы от Псковской губ., прав., нац. В 1866 г. окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета, преподавал историю в гимназиях Санкт-Петербурга. В 1875 г. издал руководство по истории «Греция и Рим». В 1880–1896 гг. занимался адвокатурой, потом поселился в своем имении и занялся сельским хозяйством, земской деятельностью. В 1901 г. устроил в своем имении двухклассное министерское училище. – 69, 71, 72, 322, 324 Толстой Дмитрий Андреевич (01.03.1823–25.04.1889) – граф, государственный деятель. Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью. 01.02.1843 определен на службу в Канцелярию Его Императорского Величества по управлению учебных и благотворительных заведений. 05.01.1848 ему было поручено составление истории иностранных исповеданий в России. Сенатор. 03.06.1865–04.04.1880 – обер-прокурор Св. Синода, а с 1866 г. одновременно и министр народного просвещения; провел ряд реформ начальной и средней школы. 25.04.1882 назначен президентом Императорской АН. С 30.05.1882 – министр внутренних дел и шеф жандармов. – 117 Толстой Лев Николаевич (28.08.1828–07.11.1910) – русский писатель. См. библ. – 29 Томилов Иван Семенович (1873–?) – мелкий чиновник из крестьян. Депутат III Гос. Думы от Архангельской губ., сначала кадет, затем перешел к трудовикам, был избран в комиссии рыболовную и законодательных предложений. Служил в Санкт-Петербурге по лесному делу, где слушал курсы в коммерческом училище. – 335 Трегубов Александр Лаврентьевич (1874–?) – священник. Депутат III и IV Гос. Дум от Киевской губ., окт., прав., нац., секретарь переселенческой комиссии. В 1895 г. окончил Киевскую духовную семинарию, 3 года был сельским учителем. В 1898 г. рукоположен во иерея к церкви с. Кашперевка Киевской губ. После поездки для ознакомления с жизнью переселенцев и их религиозными нуждами написал книгу «Впечатления и заметки по поездке в Семипалатинск и Семиреченской области». – 271, 272, 320, 322, 346, 354

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Одним из главнейших деятелей при учреждении братства был протоиерей И. Я. Духовской, первый председатель совета. После его кончины в 1873 году его заместил протоиерей П. Ф. Менчиц, скончавшийся в 1882 году. Их портреты, как и портрет нынешнего председателя совета братства, генерала Лашкарева, помещены в приютской зале. С благодарностью братство вспоминает в обоих отчетах и деятельность других настоятелей Сергиевского собора – протопресвитера А. А. Желобовского и протоиерея Д. Л. Никитина. Из лиц, имеющих пред братством заслуги благодаря личной своей деятельности на его пользу, кроме уже упомянутых, следует отметить врачей: профессора П. Д. Шипулинского, Ю. Ю. Гюблера, А. А. Руссова, Порембского, Г. Ф. Мерша, В. П. Тумаркину, И. Г. Зильберберга, Г. И. Горского и особенно Н. А. Вильчковского. Безмездно преподавали в приюте закон Божий протоиереи А. А. Желобовский и Д. Л. Никитин, священники И. В. Морев, Н. М. Покровский и Ф. М. Ласкеев, кандидат богословия С. И. Вишняков. Лудильщик Поликарпов чинил и лудил посуду безмездно, в продолжение многих лет, водопроводчик Смуров исправлял водопровод, братья Туляковы, а потом Сорокина предоставляли призреваемым свою баню, Степанов присылал часто даром молоко, Гартман – белые хлебы, Марфин – дрова, мусорщик Захаров очищал приютский двор, гробовщик Н. А. Шумилов доставлял похоронные принадлежности. Многие жертвователи и жертвовательницы доставляли съестные припасы, одежду, обувь, лакомства. Членские взносы начались с суммы в 800 рублей, в 1872 году опустились до 584 рублей, но скоро прочно стали на сумме свыше 1,000 рублей, а в 1883 году поднимались даже до 1,726 рублей. За 1896 год членских взносов поступило 1.135 рублей. Кружечный сбор начался с 482 рублей и вырос в 1896 году до 1,705 рублей. В 1888 году он равнялся 2,329 рублям. В 1896 году он слагался из сбора в 12 кружек: в Сергиевском соборе (кружка и блюдо) – свыше 1,000 рублей, в церквах Космодамианской, Захарие-Елисаветинской и Всех Скорбящих Радости и в часовне при соборе – около 50 рублей в каждой, в церкви протопресвитера военного и морского духовенства – свыше 150 рублей; кружки при братском доме – снаружи и внутри, в магазине гробовщика Шумилова, в казначействе, в главном артиллерийском управлении – дали незначительные суммы и кружка в квартире казначея братства К. Н. Кладо дала 100 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

у Hefele. Conciliengeschichte. В. I. 237—238.     Смирнов Ф. (еписк. Христофор). Богослужение христианское до IV века, стр. 380—381. Киев, 1876.     Pressense. Histoire des trois premiers siecles de 1 " eglise. 4-ieme serie, p. 48. Paris, 1877.     Rot he. Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. B. I, 211—212. 299.     Propst. Kirchliche Disciplin, S. 26. Tubing, 1873.    Творен. Киприана. I. Письма, стр. 304—305.    Там же, стр. 253.    Там же, стр. 308.     Pressense. См. вышеуказ. его сочинение, р. 201.     Постановления Апостольские, кн. II, гл. 19.33.26.14. Рус. перевод. Казань, 1864. Подробное же читаем и в Die Syrische Didaskalia, S. 49—50. Cf. 269.     Постан. Апост., кн. II, гл. 27.30—31.35.     Никитин. Синагоги иудейские как места общественного богослужения, стр. 303. Киев, 1891.    Памятник II века «Учение двенадцати Апостолов», гл. XI, ст. 1—2.8.     Pressense. Выше цитированное сочинение, р. 16.    Сочинение его «О крещении», гл. 17.     Harnack. Lehrbuch d. Dogmengeschichte, S. 349—350. Band 1. Freiburg im Br., 1886.     Rothe. Vorlesungen iiber Kirchengeschichte. 1, 217.    Clementis Romani Homiliae, p. 13—14. Edit. A. Dressel. Getting., 1853.     Киприан. Т. I. Письма, стр. 112—113.    Кн. II, гл. 25 и 24 ad fin.    Творен, св. Киприана, I, 112—113.     Евсевий. Церк. История, кн. IV, гл. 23.     Pressense. La vie ecclesiastique, religieuse des chretiens, p. 64. Paris, 1877.    Die Quellen der Apostolischen Kirchenordnung — van Harnack. S. 9. 12. Leipz., 1886.     Евсевий. Церковная История, III, 30.    Stromat., Lib. Ill, cap. 12 ad fin.    Philosoph., IX, 12, р. 460.    Творения св. Киприана в русск. перев., т. I, стр. 136. Изд. 2-е.    Творения Киприана, т. I, стр. 213. Женатым священниками во времена Киприана были еще Цецилий и Нумидик.    См. Евсевий. Истор., VII, 30. Творения Киприана т. I, стр. 104—108. А также ниже в главе: нравственное состояние духовенства во II и III веках.     Сократ. Церк. История, кн. I, гл. 11.    Творения Григория Богослова в русск.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

XVI в. (СПГИАХМЗ); здесь у него длинная и остроконечная борода, платье зеленого цвета под темной мантией. В рус. росписях 70-80-х гг. XVII в. его фигуру можно встретить в храмовой декорации работы ростовских мастеров: в Воскресенской ц. (ок. 1670) в Ростове, в Успенском соборе (1684) Троице-Сергиевой лавры, в Преображенском соборе (1689) Новоспасского мон-ря ( Никитина Т. Л. Рус. церк. стенные росписи. М., 2015. С. 325). В лицевом подлиннике 1-й четв. XVII в. из собр. С. Г. Строганова под 15 мая (Строгановский иконописный лицевой подлинник кон. XVI-XVII в. М., 1869) святой изображен в монашеских одеждах - в длинной мантии, концы к-рой перевязаны узлом на уровне коленей, с куколем на плечах; его борода длинная, до середины груди, заостренная, с 2 выделенными прядями. Святой поднимает благословляющую правую руку на уровень груди перед собой, левая опущена. Завязанная узлом у колен мантия, как особенность облачения, упоминается в описании иконописных подлинников начиная со 2-й четв. XVII в. (Софийский список Новгородской редакции - «сед, аки Власий; о коленях мантия узлом завязана, ряска дымчатая»; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 102). В подлиннике сводной редакции XVIII в. эта деталь одежды П. В. описана иначе: «...мантия узлом связана по концам» ( Большаков. Подлинник иконописный. C. 99). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. описание П. В. более пространное (уточняется, что он «вельми стар, лицом блед от пощения и благообразен»), в него включены краткие сведения из Жития святого: об обстоятельствах пострижения, об основании и о многочисленности 1-го мон-ря, о явлении ангела как указания на высшую ступень монашеского подвига, о схимничестве ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 345). В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1731) П. В. описан как старец с плешивой головой и бородой, разделенной на 5 прядей (Ерминия ДФ. § 13. 7. С. 170). В. Д. Фартусов в пособии для иконописцев привел описание внешности П.

http://pravenc.ru/text/2579862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ИЗВЕСТИЯ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ» (ИИАК), издание Имп. Археологической комиссии , выходившее в С.-Петербурге с 1901 по 1918 г. по мере накопления материалов, всего было издано 66 выпусков. Основано по инициативе В. В. Латышева . Параллельно с ИИАК Археологическая комиссия выпускала «Отчеты Императорской Археологической комиссии» (1862-1918, 45 томов) и «Материалы по археологии России» (1866-1918, 37 томов). ИИАК должны были освещать деятельность комиссии, хронику археологических исследований России. Первоначально мн. публикации касались памятников античного Причерноморья, в дальнейшем научный интерес издателей распространился и на др. регионы. В журнале помимо членов Археологической комиссии печатались и др. известные археологи и реставраторы. Отдельные публикации были посвящены обследованию памятников «курганного периода» по губерниям или отдельным объектам: «К древностям валдайским и водским» Н. К. Рериха (см. Рерихи ) (1901. Вып. 1. С. 60-68); «Краткое описание памятников древности Семипалатинской обл.» В. П. Никитина (1902. Вып. 2. С. 103-111); «Заметки о древностях Семиреченской обл.» Н. Н. Пантусова (Там же. С. 65-75); «Сведения 1873 г. о городищах и курганах» (1903. Вып. 5. С. 5-95); «Раскопки близ дер. Дуденевой, Тверского у.» (1904. Вып. 6. С. 6-11), «Поездка 1903 г. на оз. Кафтино и Бологое и раскопки близ Рыбинска» (Там же. С. 65-78), «Северные лабиринты» (Там же. С. 101-112), «Могильник V в. в Черноморье» (1907. Вып. 23. С. 103-107), «Раскопки 1910 г. в Лужском у. Петроградской губ.» (1914. Вып. 53. С. 81-94) и «Раскопки Новгородских курганов» (1918. Вып. 65) А. А. Спицына; «Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демянском у. в 1902 г.» Н. И. Репникова (1904. Вып. 6. С. 12-20); «Отчет о раскопках, произведенных в 1902 г. в Ярославской и Тверской губ.» (Там же. С. 21-31) и «Поездка 1903 г. по верхнему течению р. Волги» (Там же. С. 79-100) Н. Е. Макаренко; «Отчет о поездке 1903 г. в Крестецкий у. Новгородской губ.» В. Н. Глазова (Там же. С. 50-60); «Заметки к херсонесским надписям, изданным Р. Х. Лепером» В. В. Латышева (1912. Вып. 45. С. 132-136) и др.

http://pravenc.ru/text/293850.html

и – от управления кладбищем. По перемещении его к церкви князя Владимира, на его место назначен протоиерей Василий Феофилактович Никитин. При Полянском ведение церковно-кладбищенского хозяйства находилось почти исключительно в руках церковного старосты Дмитрия Васильевича Тулякова, избранного после отказа Пономарева младшего. Туляков начал очищать кладбище от разрушенных полисадов и памятников; из собранных от разрушенных памятников плит устроил тротуары, на загроможденном полисадами старом кладбище проложил прямые и широкие мостки, сдвинув для этого с мест многие могилы, за что терпел претензии и неприятности. Новое кладбище он разделил на правильные четвероугольники, что содействовало правильному и более экономному отводу могил. Он же снабдил кладбище планом, для снятия которого с натуры был им, в 1859 г., приглашен городской землемер Путилин, причем и оказалось, что кладбищем занята не вся, в последнее время, прирезанная земля. В распоряжениях своих Туляков старался соблюдать экономию. Так в 1866 г. его заботами был, хозяйственным способом, построен двухэтажный каменный дом в 11 саж. длины по фасаду и в 8 саж. ширины, значащийся под 34 и стоявший всего 25 т. р. сер., вместо 35 т., назначенных по смете. Но Туляков не любил ни трудиться даром, ни стесняться постановлениями, ни давать отчета в действиях. Он поступал бесконтрольно и произвольно, из всего извлекая свои выгоды. Посему его распоряжения, исполненные, по-видимому, с расчетом, очень часто стоили кладбищу слишком дорого, увеличивая расходы и образуя дефицит, возросший, в 1871 г., до 12 т. р. А его бесцеремонное отношение к требованиям законности раз чуть не подвергло причт ответственности пред судом и денежному взысканию. Узнав, при съемке плана с кладбища в 1859 г., что при кладбище не достает до полного количества отведенной в последнюю прирезку земли, он задумал восполнить недостаток и летом 1865 г. самовольно, ночью, переставил забор кладбища, с южной стороны, на 3 саж. дальше в Волково поле, присоединив таким образом к кладбищу участок в 346½ кв. саж., захороненный потом в течение года повойниками, привезенными из больниц и полицейских частей. Владельцы Волкова поля, крестьяне Ямской слободы, возбудив против причта судебное преследование, стали взыскивать с него по 4 р. за каждую захваченную квадр. сажень, всего 1,384 р. 50 к. сер., и причту, только после больших хлопот и апелляционного протеста, удалось добиться освобождения от этого взыскания (Дело судебной палаты по 1-му гражданскому департаменту от 5 июня 1873 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

(Рукопись Нижегородской духов. семинарии о хлыстах и скопцах, с. 4–6). Впрочем, автор не настаивает на исключительной достоверности приведенной гипотезы. Он делает еще два предположения, точно также допустимые с его точки зрения. «Еще можно полагать, продолжает, он, 1) что хлысты позаимствовали свое вертенье и свои молитвенные хороводы от магометанских дервишей, которые при молитве кружатся до упада в обморок и считают это дело богоугодным; 2) что к странному хлыстовскому молитвенному телодвижению подал повод поступок пророка Давида, скакавшего пред ковчегом завета, как и сами хлысты в оправдание своей пляски ссылаются на означенный примерь Давида» (там же, с. 6). 2580 Фукс, Из истории мистицизма. Татаринова и Головин (Русский Вестник, 1892, т. 218, январь, с. 9) Дубровин, Наши мистики-сектанты (Русс. Старина, 1895, т. 84, ноябрь, 41). Среди «больших движений» истерического припадка «чаще всего» наблюдается «быстрая флексия туловища» в виде поклонов (salutations). См. графическое изображение этого движения у Richer, Etud. cl. sur la gr. hystéric, p. 78, fig. 47. 2581 Дополнит. свед. о секте людей Б. (Тул. Е.В. 1869, 24, приб. с. 359–360). Ср. показание Ив. Рябых о молениях хлыстов в корабле Мокшина: «как соберутся, так и начнут – тот кривляется, тот плачет, тот головою о стенку бьется, просто беда» («Предварительное следствие судебного след. 2 уч. Воронеж, у. Воронеж. окр. суда по делу о кр-не Василии Федорове Мокшине, обвиняемом в распространении хлыстовской ереси; началось 2 янв. 1879 г., окончено 31 авг. 1879 г.; решено Воронежским окр. судом 15 марта 1880 г.; архивный 175, л. 11 об.). 2582 Исповедь обратившегося раск. из секты людей Б. (Тул. Е.В. 1867. 6, с. 207; ср. там же. 20, с. 211: На радении при освящении моленной «явились необыкновенные восторги – пророки все запророчествовали…, были громкие возгласы, вопль и радость, дикий шум, разных кривляния " … 2583 Изъяснение раскола, имен, хлыстовщина (Чтения общ. истории и древ. росс. 1873, т. 1, с. 34: Мельников, Материалы для истории хл. и скоп. ересей). 2584 Следственное производство судеб. следователя Тамбовского окр. суда по 3 участку Тамбов, у. о кр. села Верхоценья Якове Матвееве Попове и Матрене Никитиной Ушаковой, обвиняемых в принадлежности к хлыстовской секте и в распространении этой секты (2 ч. 196 ст. Улож. о нак.); началось 7 февр. 1886 г., разбиралось в суде 24 окт. 1887 г. (К делу приобщено дознание о тех же Верхоценских хлыстах, производившееся по распоряжению Тамб. дух. консистории в 1885 г.); 2481, л. 43. Ср. В.М. Михайловский, Шаманство (Сравнительно-этнографические очерки), вып. 1 (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, т. LXXV; труды этнографии, отдела. т. XII), с. 61: один шаман во время камлания «плясал, стоя на ногах», причем «бешено крутился телом, не сдвигая ног; он низко приседал, извивался и выпрямлялся, как бы подражая движениям змеи». После он говорил, что не помнит происшедшего с ним в момент пляски.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новгородская. Антониевская на Черных озерках (1375), Антониев на Боженке-Храминогорский (1376), Аргамаков-Георгиевский (1378), Арсениев-Рождество-Богородицкий (1379), Благовещенский-Устюженский (1398), Богородицкий-Успенский-Новгородский (1423), Борисоглебский с Загзенья или с Гзени (1452), Варлаамиев-Строиловский (1462), Введенский с Мояты (1475), Верендовский-Николаевский (1483), Водский-Спасский или Спасо-Преображенский (1490), Воскресенский-Людинский на Мячине (1540), Воскресенский-Плотинский с Красного поля (1542), Бицкий (1552), Двунадесяти-Апостолов-Чудинцовский (1574), Зарецкий-Рождественский (1605), Иоанно-Предтечев-Струпинский (1651), Карихов или Кириков-Леонтиевский (1665), Коломецкий-Троицкий (1686), Короцкий-По­кровский (1689), Кушникова (1708), Молвотицкий-Рождество-Предтеченский (1752), Невская (1757), Николаевская-Пиросская (1770), Николаевская в Судбищах на Шексне (1772), Николаевский-Варлаамиев (1786), Николаевский в Воротниках (1790), Николаевский-Глинский (1792), Николаевский на Голыневе (1793), Николаевский-Едровский (1798), Николаевский с Клинска-Тесовский (1804), Николаевский-Ковженский (1805), Николаевский-Кречев (1809), Николаевский-Кушеверский (1810), Николаевский на Лятке (1813), Николаевский в Моркиничах (1816), Николаевский-Обадский (1818), Николаевский-Сопинский (1823), Николаевский на Холопьем городке (1830), Николаевский-Чудинцовский или конец Легосци улицы (1831), Ореховский (1854), Павлов-Варежский (1857), Петропавловский-Белозер­ский (1872), Петропавловский-Старорусский (1873), Покровский-Пустошский (1908), Покровский-Шухтовский (1914), Предтечевская-Кленовская (1918), Предтечевская-Северская (1919), Преображенская-Рублева с Переходы (1931), Пятницкий-Козмодемьянский (1956), Рождественский-Богородицкий-Устюженский (1975), Рождествен­ский с Никитины улицы (1976), Рождество-Богородицкий в Передках (1988), Селифонтова (2004), Сергиев-Старорусский (2008), Середокорытный-Стефановский (2010), Серемская (2011), Спасо-Преображенский на Пшевже (2050), Спасо-Рождественский (2052), Сплавский-Симеоновский (2089), Сытинский (2100), Троицкий-Видогодский (2127), Троицкий в Танищах (2151), Успенский-Демянский (2173), Успенский-Тесовский (2194), Усть-Волмский-Рождество-Пречистенский (2199), Шилов или Щилов-Покровский (2231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства): «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ». Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589): «Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу». Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно – уже переносное значение – «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так: «Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29): Здравствуешь Добрыня сын Никитич, Со своею да с любимой семьёй, С той было Маринушкой Кайдальевной. Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья – это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

http://pravoslavie.ru/36835.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010