1902; Инсаров. 1905). Выполненное на высоком научном уровне обзорное исследование деятельности Л. в общем контексте франц. религиозной и политической жизни 1-й пол. XIX в. было предложено в докторской диссертации С. А. Котляревского (1873-1939), впосл. опубликованной в виде монографии ( Котляревский. 1904; подробнее о рецепции идей Л. в России см.: Никитина. 1997). Соч.: собрания: Oeuvres complumes. P., 1836–1837. 12 t.; Correspondance générale/Éd. L. Le Guillou. P., 1971–1981. 9 t.; отдельные произведения: Paroles d’un croyant. P., 1834 (рус. пер.: Слова верующего//Свободная совесть: Лит._филос. сб. М., 1906. Кн. 2. C. 296–357; То же/Пер.: В. Андрусон, Л. Андрусон. СПб., 1906; То же/Пер.: А. П. Милюков, А. Н. Плещеев, Н. А. Мордвинов; публ. и примеч.: Ф. Г. Никитина//Достоевский: Дополнения к комментарию: [Сб. ст.]. M., 2005. C. 631–683); De l’esclavage moderne. P., 1839 (рус. пер.: Современное рабство/Пер.: П. Д. Турчанинов. Н. Новг., 1905); Esquisse d’une philosophie. P., 1840. T. 1–3; 1846. T. 4; De la religion. P., 1841. Библиогр.: Duine F. M. Essai de bibliographie de Félicité Robert de La Mennais. P., 1923; Wesseling K.-G. Lamennais (La Mennais), Hugues Félicité (François) Robert de//BBKL. 1992. Bd. 4. Sp. 1036-1045. Лит.: Иванов И. И. Эволюция верующего духа//Мир Божий. СПб., 1898. 7. С. 82-102; Чичерин Б. Н. Ламеннэ// Он же. История политических учений. М., 1902. Т. 5. С. 280-300; Котляревский С. А. Ламеннэ и новейший католицизм. М., 1904; Инсаров Х. (псевд., Раковский Х. Г.). Ламене и его время//Мир Божий. 1905. 1. Отд. 1. С. 70-101; 2. Отд. 1. С. 70-98; Boutard Ch. Lamennais: Sa vie et ses doctrines. P., 1905-1913. 3 t.; Mar é chal Chr. La jeunesse de La Mennais: Conmribumion à l " étude des origines du romantisme religieux en France au 19e siècle d " après de documents nouveaux et inédits. P., 1913; Сперанский В. Н. Ламеннэ как политический мыслитель: Пророк всемирной революции. Пг., 1922; Duine F. M. La Mennais: Sa vie, ses idées, ses ouvrages: D " après les sources imprimées et les documents inédits. P., 1922; Fonck A. Lamennais//DTC. 1925. T. 8. Col. 2473-2526; Le Guillou L. L " évolution de la pensée religieuse de Félicité de Lamennais. P., 1966; Шейнман М. М. Ламенне и пропаганда христианского социализма во Франции// Он же. Христианский социализм: История и идеология. М., 1969. C. 73-81; Oldfield J. J. The Problem of Tolerance and Social Existence in the Writings of Félicité Lamennais: 1809-1831. Leiden, 1973; Никитина Ф. Г. Петрашевцы и Ламенне//ФН. 1978. 6. С. 137-142; она же. Идеи Ламенне в России//Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 1997. 8. С. 201-226; Verh ü lsdonk A. Religion und Gesellschaft: Félicité Lamennais. Fr./M.; N. Y., 1991.

http://pravenc.ru/text/2462587.html

Архимандрит Леонид знал Оптину с детства, а в 1852 году стал ее послушником и здесь через 5 лет пострижен в монашество. Тогда же он испытал благодатное духовное воздействие старца Макария, жизнеописанию которого посвятил одну из лучших своих книг — «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной Пустыни иеросхимонаха Макария» (М., 1861). Перу о. Леонида принадлежит и фундаментальный труд «Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни» (ч. 1–2, четвертое прижизненное издание — М., 1885). В своём письме к нему келейник Порфирий подробно описывает последние дни, кончину и погребение старца Илариона (в миру Родион Никитич Пономарёв; 18. IV. 1805–18. IX. 1873). Письмо это целиком публикуется впервые, незначительные извлечения из него бытописатель Пустыни иеромонах Агапит (Беловидов) включил в свою книгу «Жизнеописание старца Оптиной Пустыни, иеросхимонаха Илариона», вышедшую в 1897 году в Калуге без указания сочинителя, сказано лишь: «составлена одним из учеников» старца. Это письмо и авторские к нему приложения весьма ценны для всех, кто изучает историю Оптиной, кто интересуется творчеством бытописателей обители. Другие материалы сборника помогут читателям полнее представить круг чтения насельников обители, их собирательские наклонности. Замыкает рукописную книгу раннее произведение Сергея Нилуса «Голос веры из мира торжествующего неверия» — воспоминания о посещении Сарова летом 1901 года. Книжка вышла в свет в 1902 году (цензурное разрешение 5 декабря 1901 г.). Отдельным почерком монастырского писца исполнен текст первого духовного творения Нилуса, целиком вошедшего затем в состав тома «Великое в малом». Можно предположить, что Сергей Нилус был знаком с этим рукописным сборником и даже в какой-то мере участвовал в его составлении. Ведь занятия в Оптинском архиве он рассматривал как своё монастырское послушание. А. Н. Стрижев О последних днях страданий, кончине и погребении Оптиной Пустыни духовника и начальника скита, старца иеросхимонаха Илариона (Пономарева), в Бозе почившего 18 сентября 1873 года Составлено для своих келейных воспоминаний о Старце очевидцем, монахом Порфирием Письмом нашего отца Игумена Вы извещались о постигшей нас глубокой и горестной скорби: в лишении дорогого и незабвенного нашего старца, батюшки отца Илариона, мирно почившего о Господе 18 сентября 1873 года, в половине шестого утра, тихою христианскою кончиною.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Нам дарована благодатию и щедротами Божиими нетленная и бессмертная жизнь после этой тленной и преходящей. Потому наш прямой и первейший долг – презирать тленные вещи и самую душетленную плоть нашу, из-за которых произошли проклятие и смерть временная и вечная. И воспарять духом к жизни нетленной, в ней ожидая разрешения и удовлетворения всех духовных потребностей. Прилепляться к тленной жизни и не думать о нетленной – безумно. Не приготовился я к классу – и дело было дрянь. 23 января 1873. Люби ближнего, как себя, и младенцев люби, как себя, то есть лаская их сердечно, как тебя когда-то ласкали, угождай им, как тебе угождали, не презирай их, как не желаешь этого и себе; они – дети Божии, Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного [ Мф. 18, 10 ]. Совершенным сердцем обращайся со всеми людьми, не имея в сердце ни против кого никакой неприязни или зависти и недоброжелательства, злопамятства или злорадства, памятуя, что всякую минуту мы находимся пред очами Божиими, видящими все сокровенные изгибы нашего сердца. 27 января Суббота. Благодарю Господа, услышавшего слезную молитву мою и даровавшего мне благодать совершить непреткновенно (кроме как на великом входе) Божественную литургию и причаститься неосужденно животворящих Таин к чудному очищению грехов, к освящению, оживлению, укреплению души, бодрости и дерзновению. И обедом накормили хорошим, и денег [...] дали. А еще не хотел служить, с вечера отдумывал. Слава Богу за всё доброе! Отпевал Марию Ильиничну, дочь столоначальника таможни Ильи Николаевича Яковлева, бывшую замужем за инженером-механиком Ильею Никитичем. Скончалась скоропостижно, [...]. А танцы виноваты, между прочим. Как жизнь здешняя скоро проходит и вдруг пресекается! А ведь неймется: всё потехи да смехи, вечеринки да напитки. Скорее за душу! За воздержание, за молитву, за пост, за слово Божие! Это едино на потребу. Крест – четвероконечная сила (канон Кресту), – значит, крест о четырех концах; крест – триобоюдоострый меч, – значит, опять: крест о четырех или только о трех концах. Против раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Согрешил пред Богом и человеками, сказав со злобою, дерзостью: искушение мне не по силам, не по мере послано: нищих многое множество, и сказав некоторым из них (стоявшим у дома Никитина, в который я зашел поглядеть «Кронштадтский Вестник»): убирайтесь скорее к черту, канальи. Это я кому сказал? Членам Христовым, не имеющим, где главу приклонить? С каким духом сказал? С духом гордости, презрения, злобы. К кому послал их? – К черту: искупленных Кровию Христовою, членов Его бесценных, по образу и подобию Его, я, священник, пастырь, долженствующий пасти их, отослал к лукавому. Для чего? Для милости ли? Разве он может миловать? Так. Не для погибели ли? Боже сохрани и думать о сем: роющий яму другому сам не упал бы в нее. Сознаю свое безумие, нетерпение, зложелательство, озлобление, осуждаю себя и каюсь пред Богом. Пресеклись ли милости Божии ко мне, что я прекращаю их иногда? Во гневе ли праведном Господь наказывает меня, что я так гневно обращаюсь с нищими? – О, даруй мне, Господи, кротость, терпение, простоту, незлобие, воздержание, целомудрие. 17 января Среда. Благодарю Господа, приявшего покаяние мое в грехах, смущавших и теснивших меня, даровавшего мир животворный и препоясавшего меня недостойного силою свыше – к спокойному, искреннему, теплому, радостному, непреткновенному совершению Таинства Брака. Да дарует мне Господь всегда совершать так и лучше того это Таинство и прочие Таинства и службы. Да дарует мне Господь дерзновение всегдашнее и да удалит от меня суетный страх бесовский. Служа литургию, я стою в соборе Ангелов и святых, сослужащих мне, и молитвами и предстательством их Бог приемлет всегда мои недостойные молитвы, только бы я веровал в Бога и в их предстательство и в покаянии сердечном с любовью и усердием призывал Господа и святых Его на помощь. Я скверно вел себя вчера в отношении к нищим братьям Бога моего, ярился на них, ругал их, посылал их к черту в гневе моем неправедном, негодовал и поносил правительство, хотя может быть и справедливо, за несоразмерную приписку к Кронштадту нищих. И это делаю я, священник. Где моя кротость, мое смирение и незлобие? Где мое беспристрастие к здешней жизни и ее благам? Где дух нестяжательности, упование на всеблагий, премудрый, неусыпающий Промысел? И это делаю я, когда сам столь часто совершаю и вкушаю Бескровную Жертву? Когда так часто вижу волю Господа моего Иисуса Христа в Его святом вечном Евангелии? Когда я учу других всем Евангельским добродетелям? О, Боже милосердия и щедрот! Боже долготерпеливый! И Ты еще терпишь мои неправды, переносишь во многом долготерпении мою злобу, гордыню, презорство, зависть, корысть, сладострастие, блуд, суетность, леность, праздность, нерадение, опущения и проч., и проч. дела. Боже, заступи меня от меня самого, от страстей моих, ищущих погубить меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При преосвященном Никодиме, кроме обыкновенных путей, а именно: колонизации, которая при Елисавете Петровне была уже ограничиваема законами, и благословенного рождения детей, население и пределы епархии увеличились особыми способами. В С.-Петербургской провинции с Ингерманландией население прибавлялось от множества пришлых людей, особенно рабочих, беспаспортных, беглых. Беглые и без паспортов укрывались в Ингерманландии, в С.-Петербурге и на казенных работах, которые в больших размерах производились в Кронштадте, на Большом Ладожском канале и по другим местам (Пост. Св. Зак. XI, 969). Правительство принимало разные меры для пресечения сего зла; например, были введены печатные паспорта (указ консист. 16-го марта 1744 г. 556), постановлено высылать беспаспортных на родину на счет их укрывателей, также определять в казенные работы с платой одних кормовых денег (Пост. Св. Зак. XII, 33, 8886). В сентябре 1744 года, в канцелярии получены из двух мест: от Святейшего Синода из Москвы восемьдесят и из С.-Петербургской синодальной конторы семьдесят указов о поимке и искоренении воров и разбойников, беглых солдат, драгун, матросов, рекрутов, беглых людей и крестьян. Указы эти по всей епархии читаны были в церквях по воскресным и праздничным дням после божественной литургии (Указы спб. дух. конс. 20 и 28 сент. 1744 г. 2865 и 154). Мы не имеем данных, чтобы определить в какой степени бродячее население епархии сокращалось при действии сих мер, но знаем, что оно, по разным причинам, например, по нищете, по неимению близких людей на родине, не всегда уступало мерам правительства, и зло, как доказывают самые меры своею численностью, было очень велико, не в одной, впрочем, С.-Петербургской епархии, но и в других местах России. В Финляндии же пределы епархии значительно увеличились в следствие завоеваний. До войны, которую начала Швеция без предварительных дипломатических переговоров, С.-Петербургской епархии принадлежала одна Выборгская провинция, которая обнимала незначительную часть Финляндии. Но после своего поражения, Швеция, по Абовскому договору 16 июня 1743 года (П. С. З. XI, 844–845), уступила России значительное пространство, границей которого поставлена река Кюмень. Тут были города: Фридрихсгам, Вильманстранд, Нейшлот с большими уездами и множеством погостов и деревень. Правительство, по именному указу 16 января 1744 года (П.С. 3. XII, 5 и 140), вместо бывшей провинции, учредило Выборгскую губернию, в состав которой вошли и две провинции; ново-завоеванная Каменогорская, составленная из городов: Вильманстранда, Фридрихсгама и Нейшлота; и Кексгольская с городом и уездом сего имени. Выборгским губернатором назначен и состоял князь Юрий Никитич Репнин. Святейший Синод всю вновь образованную губернию, по церковным делам, причислил к С.-Петербургской епархии, а преосвященный Никодим, по порядку, приписал ее к ведомству Выборгского заказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Эврипид. Анненский И. Театр Эврипида, т. I [«Алекста», «Медея», «Ипполит», «Геракл», «Ион», «Киклоп»1 (1906); он же: Театр Эврипида, т. I – III [«Алкеста» «Андромаха», «Вакханки», «Гекуба», «Гераклиды», «Геракл», «Елена», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде», «Ион», «Кйклоп»] (1916 – 1921); он же: «Орест» («Жура. Мин. Нар. Просв.», 1900 1 – 3), «Электра» («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1899 4 – 5), «Фингикияики» («Мир Божий», 1898 «N? 4), «Pec» («Журн. Мин. Нар. Просв», 1896 9 – 10). «Ипполит, Альцеста, Медея» – пер. Шнейдера (1889); «Алкестида» – Алексеева (1892); «Андромаха» – Котелова («Журн. Мин. Нар. Просв.», 1879 1 и отд. 1883), Лисицына («Гимназия» 1898 2); «Вакханки» – Алексеева (1892); «Гекуба» – Гуревича (1899); «Гераклиды» – Аппельрота (1890); «Геракл» – Алексеева (1892); «Ион» – Алексеева (1891), Артюшкова (в кн.: «Котурны и маски», 1912); «Ипполит» – Котелова (1884), Алексеева (1900). Мережковского (1902); «Ифигения в Авлиде» – Водовозова (в кн.: «Переводы в стихах и оригинальные стихотворения», 1888); Ифигения в Тавриде» – Алексеева (1900); «Медея» -- Алексеева (1889), Мережковского (1904): «Троянки» – Шестакова («Уч. Зап. Казанск. Унивг», 1876); «Киклоп» – Артюшков» (в кн. «Котурны и маски», 1912). Аристофан. Пер. всех комедий в изд. Academia, т. 1 – 11, (1924). Шестаков Д. П. Три комедии Аристофана, 1914 [«Лисистрата», «Лягушки». «Женщины в народном собрании»]. «Ахарняне» – пер. Георгиевского («Журн. Мия. Нар. Просв.», 1885 11:12); «Всадники» – Станкевича (1892); «Облака» – Муравьева-Апостола (1821), Карповича («Репертуар и пантеон», 1845 1), Алексеева (1894); «Осы» – Корнилова («Уч. Зап. Казанск. Унив.», 1900 10); «Птицы» – Скворцова («Варш. Унив. Известия», 1873, 3. 5:6); «Женщины на празднике Фесмофорий» – Корнилова («Уч. Зап. Казанск. Унив.», 1916 8), Никитина («Жури. Мин. Нар. Просв.», 1917 О; «Лягушки» – Нейлисова (1887), Цветкова (1912); «Богатство» – Холмского (1924). Гиппократ. Пер. Руднева (1936 – 1944). Геродот. Пер. Мищенко (1888).

http://azbyka.ru/otechnik/6/istorija-ant...

Павлов Алексей Степанович (1832–16.08.1898) – профессор кафедры канонического права Московского университета, ученый в области церковного права, канонист, автор научных трудов. Окончил Тобольскую семинарию, в 1854–1858 гг. учился в Казанской духовной академии. В 1859 г. занял кафедру литургики и каноники в Казанской духовной семинарии, преподавал историю Церкви; был профессором литургики и канонического права в КазДА. С 1864 г. доцент Казанского университета, преподавал церковное право. В 1865–1866 гг. изучал юриспруденцию в Германии. С 1867 г. – экстраординарный профессор, в 1869 г. избран ординарным профессором канонического права в Новороссийском университете. От совета Новороссийского университета был удостоен почетного диплома на степень доктора церковного права и от императорской АН – диплома на звание члена-корреспондента, в 1873 г. избран почетным доктором канонического права. В 1875 г. занял кафедру канонического права Московского университета; заслуженный ординарный профессор; удостоен Уваровской премии. В 1893 г. избран почетным членом Московской духовной академии. Автор «Курса церковного права» (Сергиев Посад, 1902). – 153 Павлович Иосиф Яковлевич (1867–?) – преподаватель древних и новых языков в мужских и женских гимназиях г. Минска. Депутат III Гос. Думы от Минской губ., нац., окт. Окончил Лейпцигский филологический институт при Лейпцигском университете. После окончания образования вернулся в Россию. Был сотрудником минских газет. См. библ. – 65, 94, 322, 324, 353 Панин Виктор Никитич (28.03.1801–01.04.1874) – граф, русский государственный деятель. С 1819 года на дипломатической службе. С 1832 г. – товарищ министра юстиции, в 1841–1861 гт. – министр юстиции. В 1860 г. – председатель редакционных комиссий по пересмотру законов. Председатель комитета для пересмотра постановлений о расколе 1864 г. С 1867 г. в отставке. Имея значительное состояние, за время своей многолетней государственной службы не получал от казны никакого содержания и денежных наград. – 23

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Снаружи часовни, на восточной стороне, начертана золотыми буквами следующая надпись: «7 Сентября 1860 года скончался Введенской Оптиной Пустыни Предтеченского Скита Старец Иеросхимонах Макарий, родившийся 20 Ноября 1788 г., происходил из дворянской фамилии Ивановых Орловской губернии. В монашестве провел 49 лет. Делом и словом учил, особенно, двум добродетелям: смирению и любви. Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии Небесном ( Мф. 5:19 ). Поминайте, наставники ваша. Подражайте вере их». Последние слова особенно дороги и знаменательны для Оптинского братства: когда сооружался памятник, некоторые лица, принимавшие в сем деле участие, имели случай, при разговоре о сем с Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Филаретом, представить ему предположенную надпись, которая первоначально оканчивалась вышеприведенными словами Господа: «Иже сотворит и научит, сей велий наречется в Царствии небесном». Митрополит, желая почтить память старца и оставить ученикам его полезное напоминание, благоволил дополнить надпись, приписав собственноручно на представленном ему листке последние слова: «Поминайте наставники ваша. Подражайте вере их». Сверху, над этой надписью, в полукружии, начертаны те же апокалипсические слова, которые изображены над входом в часовню: «Блажени мертвии, умирающии о Господе, отныне. Ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих» ( Откр. 14:13 ). Далее, на полдень, могила с памятником скитоначальника иеросхимонаха о. Илариона, в мире – Иродиона Никитича Пономарева; родом был из Балашова, Саратовской губернии, из купеческого сословия; родился 8-го Апреля 1805 г.; до поступления в монашество находился в ближайшем общении с известным ревнителем православия, почтенным балашевским крестьянином, Семеном Климовичем, более известным в том крае под именем Климчонка. По примеру и наставлению своего прежнего духовного руководителя, и о. Иларион, бывши еще мирским человеком, много потрудился в обращении раскольников и в преследовании хлыстовской секты 48 ; а потом, по совету же Климчонка, избрал монашескую жизнь, поступив в 1838 г. в скит при Оптиной Пустыни, где и прожил 34 года. Из них 20 лет пробыл келейником при великом и всеми уважаемом старце, иеросхимонахе Макарии, во все это время служил ему с великим усердием и сыновней любовью. В 1849 г. пострижен был в монашество, в 1853 посвящен в иеродиакона, в 1857 – в иеромонаха, а в 1862 назначен был начальником скита и указным духовником обители. Кроме монастырского братства, о. Иларион и вне Оптиной Пустыни имел много духовных детей, преимущественно, из женских обителей. В начале 1872 г. заболел многотрудной болезнью, продолжавшейся год и восемь месяцев, и принял пострижение в схиму. Тяжкие и продолжительные свои страдания переносил с великим благодушием, терпением и преданностью воле Божией. Скончался тихой и мирной кончиной 18 Сентября 1873 года. На его могиле, усердием духовных его детей, поставлен памятник.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Поистине, нужно жалеть, скорбеть, плакать о пустоте людей и их взаимных отношений, об этом картежничестве, в котором убивается время, об этом постоянном чаде табачном, который производят, которым дышат, в котором проводят время в своих собраниях люди целые дни, вечера и ночи. Есть ли что этого пустее, жальче, богопротивнее? Где христианская жизнь? Где христианские или товарищеские беседы? Где здравые речи, здравый смысл христианский? Ничему точнее не могу уподобить вкуса сигары, как чертову говну. И как после этого курят табак? Как иногда и я позволяю это себе? Сны нехорошие. Я как мотылек летаю, приюта себе не найду, везде все чужие; одежда моя, ряска моя в кале, в луже нечистой (не одежда ли тела моего и души моей оскверняется грехами чревоугодия и пресыщения и немилосердия?). Надо с Никитиным поговорить о попечительстве и с [Свищевым] о дешевых квартирах. Представьте, что сегодня Судия наш и всего мира делает смотр нашим душам и телам и нашему имуществу и находит у всех нас крайний беспорядок: блудную нечистоту, невоздержание, праздность, суету; у иного находит сотни, тысячи и миллионы денег, лежащими праздно, хотя бедных пред глазами сотни и тысячи; у иного пустейшие вещи, ни к чему не полезные и стоящие больших денег, например серебряные горки и золотые или груды табаку. Скажите, куда осудит вас Судия за вашу неисправность? Думаете ли вы об этом? Обрядность церковная – притчи, в них важный смысл. Смотри Евангелие, Библию ; параллели – светильницы горящи, кадило... фим. мнози... 31 августа. Благодарю Господа, паки даровавшего мне жизнь из мертвых в причащении Пречистых Таин Тела и Крови Своей. По приходе домой я ощутил в своей комнате запах сигарного дыма (от вчерашнего курения), и премерзок он показался мне: я раскрыл окно и едва очистил эту гадость. Согрешил – отяготил себя едой сдобных булочек; повторяю: есть не надо поутру. Что человек сотворен по образу Божию, это очевидно стало из того, что Бог принял на Себя образ человека и стал человеком, не переставая быть Богом. Какая важная, высокая, спасительная, восхищающая душу истина! Человек обожен!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Б. В решении Сената по делу Шуринова (Журн. Мин. Юст. 1866 г., N 7) изъяснено, что по смыслу 1084 ст. Зак. Гражд., всякое лицо, на которое возлагаются какие-либо обязанности по исполнению завещания, если это лицо не сам наследник, почитается душеприказчиком. Ср. Касс. реш. 1879 г., N 205. В. В решении Сената по делу Мащенко (Касс. реш. 1868 г., N 308) сказано: ни в 1084 ст. Зак. Гражд., ни где-либо в наших законах нет такого правила, чтобы смерть одного из душеприказчиков лишала другого права исполнить выраженную в завещании волю завещателя насчет оставшегося после него имущества. Г. По делу Жданова Сенат (Касс. реш. 1869 г., N 612) признал, что право душеприказчика по утвержденному завещанию не требует еще особого судебного признания и утверждения, подобно тому, как сие требуется относительно наследства, и не следует в сем случае требовать, чтобы все те места и лица, коим назначены выдачи через посредство душеприказчика, особливо предъявляли лично за себя суду права свои на получение завещанного. Д. По делу Савинова Сенат (Касс. реш. 1869 г., N 319) признал, что душеприказчик, удержав без согласия Савинова завещанный ему капитал 1000 руб. и выплачивая ему оный частями в течение нескольких лет, мог быть присужден к уплате Савинову неустойки и процентов за удержание, на основании 641 ст. Зак. Гражд. В деле Никитиной (Касс. реш. 1873 г., N 119) завещатель поручил душеприказчику капитал в 5000 руб., назначенный внукам Поповым, внести до совершеннолетия их в кредитное установление. Вместо того душеприказчик отдал капитал матери малолетних, как природной их опекунше (хотя она и не была назначенной опекуншей). Мать умерла, не оставив следа капиталу, и по иску Поповых, с душеприказчика присуждено взыскание, в пользу их, того капитала. Е. Решением Сената (Касс. реш. 1869 г., N 227) по делу Покровского признано, что по силе 991, 1010, 1084 ст. Зак. Гражд., 1 и 25 ст. Уст. Гражд. Суд. душеприказчик, в силу одного поручения, которое принял на себя при составлении завещания, не вступает в личное и непосредственное обязательное отношение к тем лицам, коим предопределено в завещании имущество, но отвечает перед ними, по смерти завещателя, в том, что после сей смерти действительно оказалось и что было законно принято душеприказчиком; следовательно – для обращения к душеприказчику ответственности в завещанном имуществе недостаточно одной ссылки на завещание, но необходимо и удостоверение в том, что душеприказчик вступил в распоряжение завещанным имуществом. Для обращения на него личного взыскания за завещанное имущество, буде его не оказалось, недостаточно одной открывшейся для душеприказчика возможности требовать сие имущество: надлежит еще иметь удостоверение, что он своим бездействием или упущением утратил сию возможность.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010