Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ РОМАНОВНА Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) Прп. Никита, столпник Переяславский. Покров. Мастерская царицы Анастасии Романовны. 1555-1560 гг. (ВСМЗ) (ок. 1531/32 - 7.08.1560, с. Коломенское близ Москвы), рус. царица; дочь окольничего Р. Ю. Захарьина-Юрьева, тетка Ф. Н. Романова (с 1619 Патриарх Филарет ); первая жена царя Иоанна IV Васильевича Грозного (с 3 февр. 1547); мать царевича Ивана и царя Феодора Иоанновича (остальные дети умерли в младенчестве). По свидетельству современников, была добродетельна и благочестива, имела положительное влияние на мужа и пользовалась любовью народа. Кн. А. К. Курбский в «Истории о великом князе Московском» писал, что в смерти жены, вызванной, по мнению Иоанна Грозного, «чародейством», царь обвинил своих бывш. советников свящ. Сильвестра и А. Ф. Адашева. На совместном заседании Боярской думы и освященного Собора во главе со свт. Макарием , митр. Московским, обвиняемые были осуждены. Известно, что царица «своими руками» вышивала церковные пелены и покровы. В музеях России сохранилось более полутора десятков шитых произведений, к-рые по вкладным надписям и художественному стилю можно отнести к мастерской А. Р. Они характеризуются роскошью материалов и высокими художественными достоинствами, свидетельствующими о вкусе и таланте хозяйки мастерской. Среди этих произведений - надгробные покровы свт. Ионы, митр. Московского (ГММК), преподобных Кирилла Белозерского (ГРМ) и Никиты, столпника Переяславского (ВСМЗ); плащаница с редкой композицией несения Тела Господа Иисуса Христа ко гробу (ПИАМ); хоругви и подвесные пелены с изображениями Богоматери, Св. Троицы, святых Димитрия Солунского, Никиты Воина (ГТГ, ПЗИХМЗ, КБМЗ), а также завеса царских врат с изображением Господа Иисуса Христа Великого Архиерея с предстоящими Богоматерью, св. Иоанном Предтечей и с избранными святыми на каймах (Хиландарский мон-рь, Афон), отправленная царем в числе др. даров в 1555 г. афонским старцам, просившим, чтобы «государь пожаловал взял в царское свое имя монастырь их Хиландар».

http://pravenc.ru/text/123438.html

Житие преподобного Даниила, писанное вскоре после его смерти, уже заканчивается двумя его чудесами. Затем прошло около столетия, в продолжение которого записи чудес переяславского подвижника не велось. Вот доказательство. В 1630 году 14 августа было явление преподобного крестьянину Горицкого монастыря Василию Куманину. Чудотворец «велел ему изговорить начальным людем, чтобы приходили к его гробу и к образу молебствовали». Воевода писал к Москве об этом явлении; Куманина ставили пред патриархом Филаретом; взяли из монастыря стихиры, канон и житие преподобного. Но чудо это не было записано в то время, и о нем узнаем мы из более поздней грамоты 63 . Чудеса преподобного Даниила начали записываться лишь в 1652 году, около времени его канонизации, после перенесения мощей святого Филиппа митрополита с Соловецкого острова в Москву (т.е. после 3 июля). Поводом к этому послужило новое явление святого служебнику монастыря Ивану Аисину в сенокос этого года, т.е. в том же июле месяце. Когда Аисин объявил о новом чуде преподобного Даниила, архимандрит монастыря Тихон и эконом Никита, обрадованные, «обще повелевают изысковати чюдеса, яже от прелодобнаго быша» (стр. 88). В грамоте, писанной патриарху Никону , следовательно, после 25 июля 1652 года (потому что этого числа Никон сделался патриархом) и до 1 ноября (потому что этим числом датирована ответная им грамота) уже упоминалось: «и тем ево (Даниила) чюдесем есть записка» 64 . Это показание определяет время записи чудес преподобного Даниила. Но то было лишь начало труда 65 . Митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сисоевич, свидетельствовавший мощи преподобного Даниила 30 декабря того же года, также принимает участие, если не в деле записи чудес переяславского угодника или в собрании записей в одно целое, то в официальной санкции записанных. По полной редакции Повести о обретении мощей, обращаясь к участникам торжества, Иона говорит им: «потщитеся возвестити ми яже преже бывших чюдес преподобного отца Данила, да с написанными чюдесы послю аз епистолию ко благочестивому царю. И предстоящии же реша ему различная чудеса преподобного. Святитель же, вся исправив добре и написав епистолию и посылая... Никиту... к царю» (стр. 95). По прямому смыслу приведенных слов, Ростовский владыка сам записывает чудеса преподобного. Во второй сокращенной редакции имеется важный вариант к данному месту: «архимандрит же Тихон з братиею даде преосвященному митрополиту прежде бывшия чюдеса от преподобного Даниила. Он же приим и вся добре управив, и посла предпреченного мниха Никиту с епистолиею и с прежде бывшими чудесами» (стр. 104). Очень может быть, что некоторые чудеса записаны были вновь самим митрополитом Ионою, но едва ли многие (он очень недолго оставался в Переяславле); большая же часть снова посланных в Москву чудес были, вероятно, прежней записи 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

При этом торжестве воссылались молитвы Господу Богу и обоим святым; так и потом царица Марья „молебнов слушала у Христова мученика Никиты и преподобномученика Никиты переяславского чудотворца» 191 . В рассказах о некоторых чудесах преподобного Никиты, содержащихся в той же повести, он довольно рельефно выступает также в роли демоноборца. Первое из них состоит в исцелении бесноватого 192 диакона Евстафия; рассказывается по весьма обычной формуле, как исступивший ума диакон был приведен к гробу преподобного и был исцелен здесь; у гроба его он пребывает несколько дней; и вот в один из этих дней, уже после исцеления, ему „демонъ нача спону творити, и npiuдe очивесть образомъ теменъ»; он начинает перечислять грехи Евстафия и утверждать, что он, отягченный грехами, не смеет молиться у мощей святого. Исцеленный, призвав на помощь святого, начинает „братися» с демоном. „И премогаше мя (рассказывал он впоследствии) демон, и зубы его оружие и стрелы, язык его яко мечь остр, аз же умом своим глаголах никита помози ми». Наконец он поверг врага на землю и хотел его „изымать», но под ногами его „сотворися пропасть страшна яко конца не имея, и исчезе окаянный въ ню» 193 . Видение это, очевидно, навеяно рассказами о демоноборстве Никиты. Другое чудо, „о чародеивом пономари» 194 , представляет некоторое сходство с упомянутым выше рассказом жития Никиты о попытке демона соблазнить кн. Михаила Черниговского: искуситель не хочет допустить к святому ищущих у него помощи (эта черта сходства подмечена самим повествователем). В инока Иакова, состоявшего пономарем, вселился окаянный дьявол . Когда привели в обитель некоего древодела Илариона, которого постиг тяжкий недуг от дьявола, пономарь убеждал приведших, чтобы они не обращались к святому Никите, а шли бы к нему: „бе бо окаянный въ тайне чародей». Его однако не послушались, больной нашел исцеление у мощей, а о речах пономаря было доложено игумену, который и хотел допросить его на соборе; но он вполне отрекся от своих слов и был отпущен; однако потом понес жестокую кару: в праздник преподобного Никиты он шел от некоего брата в свою келию; когда он проходил мимо церкви, где почивали мощи святого, его схватила невидимая сила „и удари сильно о землю и паки нача имъ вертети и бияше его немилостиво. мучиму же ему на многъ часъ на единемъ месте и яко не можаше и глаголати и испусти зле окаянную свою душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом преподобный дважды торжествует над демоном: один раз он наступает ему на шею и давит, другой – от одного молитвенного призывания его имени бес остается недвижимым, а потом святой сам заставляет его прострадать, стоя неподвижно у столпа, и подвергает его унижению. Я думаю, что самое приурочение к нашему святому мотива борьбы с демоном совершилось под влиянием заранее уже готового и популярного представления о демоноборце Никите. Любопытна упомянутая уже мною выше черта: воззвание преподобного в первом из упомянутых случаев о помощи к великомученику; она указывает, что при рассказе о русском святом невольно вспоминался подобный случай с соименным ему древним мучеником. Этот случай вообще представляет известную аналогию с рассказом апокрифа: великомученику Никите дьявол является, когда он сидит в заключении; он также наступает на дьявола и давит его 184 . Эта аналогия заставляет меня думать, что на данный рассказ оказало влияние не только общее представление о Никите демоноборце, но и указанный эпизод апокрифа. Второй рассказ жития Никиты столпника про посрамление беса не представляет сходства с рассказом апокрифа о демоноборстве великомученика, кроме одной подробности: Никита, держа беса неподвижным, заставляет его „поведать своя прелести», подобно тому как делает и великомученик (апокриф приводит весь рассказ демона о себе), держа демона под своей пятой 185 . Весьма возможно, что эта частность также обязана своим происхождением апокрифу; но в общем рассказ основан на других источниках; в основе его лежит, вероятно 186 , какой-то исторический факт; внушениями беса естественно объяснялись. колебания и сомнения князя; отдельные подробности могли быть навеяны различными демонологическими сказаниями; прямой источник указать трудно, но вообще подобные черты встречаются в легендарной литературе; так, кара, постигшая беса, находит себе некоторое соответствие в легендах, вроде вошедшего в хронографы рассказа Амартола о бесе, посланном Юлианом Отступником, и десять дней стоявшем неподвижно на одном месте, так как ему мешал идти молящийся монах 187 ; образ беса об одном оке также встречается в старой литературе: известен рассказ Палеи о дележе Соломона с кривым бесом, отгадавшим ему загадку 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Весьма возможно, что (как утверждает г. Четыркин в реферате: „К вопросу об изображениях великомученика Никиты» 169 , читанном на X Археологическом съезде) на развитие представления Никиты в роли демоноборца повлияли еще песнопения в честь праздника Воздвижения Креста Господня; песнопения эти положены не только на 14-го сентября, но и на следующие дни попразднества Воздвижения, в том числе и на день памяти Никиты, чередуясь с песнями в честь последнего; в них много говорится о посрамлении демонской силы силой креста Христова. В результате мученик является победителем бесов; к нему обращаются с молитвой об избавлении от бесов и всякого зла, насылаемого ими, прежде всего болезней; „он называется врачем болящих, прогонителем и мучителем бесов и избавителем от всякого зла» 170 . Становится обычным изображение мученика именно в роли победителя дьявола. Одним из видных демоноборцев великомученик Никита является и на Руси; на Русь такое представление могло перейти и с апокрифическим мучением, и с иконными изображениями, и с народным культом этого святого. Что касается апокрифа, то, по всей вероятности, появление его на Руси относится к довольно раннему времени, хотя с точностью определить это время и трудно. Перевод его на славянский язык Тихонравов находит нужным отнести ко времени не позже XII столетия. На Руси апокриф был довольно распространен. Тихонравов 171 указывает в библиотеках московских и гр. Уварова 6 списков (XVI–XVII в.); и в других библиотеках встречаем и полный текст мучения, и выписки из него. Иконные изображения на Руси, также представляют Никиту в роли победителя дьявола; согласно с апокрифом он бьет его обыкновенно своими оковами; иногда подробности борьбы изображаются и иначе 172 . Особенно часто изображается мученик в качестве борца с дьяволом на маленьких металлических иконках и на крестах, которые получили особую роль в народном культе его, как одного из видных помощников против нечистой силы; эти изображения, которых известно уже довольно большое количество, свидетельствуют о распространенности данного культа; они приобрели значение амулетов, оберегов против нечистой силы (и болезней); особенно нередко мученик Н. изображается на так наз. змеевиках 173 ; образки такого рода изготовляются и продаются и до сих пор 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Особый интерес представляет послание к Владимиру Мономаху «о посте и воздержании чувств», в котором митрополит Никифор излагает аскетическое учение свв. отцев о устроении внутренней жизни человека. Он наставляет великого князя тому, как надлежит государю-христианину, в соответствии законами доброго устроения своей духовной жизни, давать правильное устроение государственной жизни вверенного ему Богом христианского народа. Церковный историк Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что митрополит Никифор является также автором «Сказания о чудесах свв. Бориса и Глеба». 69 Митрополит Никифор скончался в апреле 1121 г. Его преемником стал митрополит Никита, который, прибыв в Киев, возведен был на кафедру в воскресенье 15 октября 1122 года. Отношения между ним и великим князем Владимиром Мономахом с самого начала правления митрополита установились довольно холодные и даже натянутые. В 1123 году великий князь выделил смоленский удел Переяславского княжества в особое княжение, которое он отдал во владение своему внуку Ростиславу Юрьевичу. Мономах просил митрополита учредить в Смоленске самостоятельную епархию, но получил отказ. В том же году умер епископ Переяславский Сильвестр. Митрополит Никита определил быть на Переяславской кафедре епископом Марку, но великий князь не дал согласие на поставление епископа. В следствие этого два с половиной года Переяславская кафедра вдовствовала. Лишь после смерти Владимира Мономаха (15 мая 1125 года) его сын, великий князь Мстислав, исполнил волю митрополита и 4 октября 1125 года состоялось поставление Марка во епископы Переяславские. Что касается учреждения кафедры в Смоленске, то оно произошло лишь в 1136 году при митрополит Михаиле II. Сохранившиеся в летописи краткие известия о несогласии между великим князем Владимиром Мономахом и митрополитом Никитой указывают на то, сколь велика в это время была независимость киевских митрополитов от власти великих князей, а в данном случае – самого могущественного из них, пользовавшегося почти безраздельной полнотой власти на Руси – Мономаха. Митрополит Никита умер 9 марта 1126 года. Митрополит Михаил II (1129–1145)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лит.: Тихонравов К. Н. Вкладная книга и синодики Переславского Никитского мон-ря//Владимирские ГВ. 1854. Ч. неофиц. 6. С. 42-43; Ключевский. Древнерусские жития. С. 43-50, 283; Свирелин А. И. Описание переславского Никитского мон-ря в прежнее и нынешнее время. М., 1878; Ильинский П. В. Переславский Никитский мон-рь и его подвижник прп. Никита Столпник. Владимир, 1898, 2005p; Кунцевич Г. Житие св. Никиты Переяславского//ЖМНП. 1902. Ч. 341. 5. С. 1-7; Смирнов М. И. Переславль-Залесский: Его прошлое и настоящее. М., 1911; он же. Переславль-Залесский: Ист. очерк 1934 г. Переславль-Залесский, 1996. С. 57-60; Пуришев И. Б. Переславль-Залесский. М., 1970. С. 15, 17-19, 21; Филимонов С. Б. Обзор архива М. И. Смирнова//АЕ за 1971 г. М., 1972. С. 318-324; Понырко Н. В. Житие Никиты Столпника Переяславского//СККДР. 1988. Ч. 1. Вып. 2. С. 307-310; Левицкая Н. В. Секреты старых рукописей//Коммунар. 1985. 13 сент.; она же. Переславские синодики: Публикация А. А. Титова//Науч. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения М. И. Смирнова: Тез. докл. Переславль-Залесский, 1993. С. 87-89; Левицкая Н. В., Сукина Л. Б. Вкладные книги переславских Никитского и Троице-Данилова мон-рей: Источниковедческие аспекты исслед.//ИКРЗ, 1995. Ростов, 1996. С. 125-134; Мельник А. Г. Иконостас 1564 г. собора переславль-залесского Никитского мон-ря//Старообрядчество: история, культура, современность: Тез. науч. конф. М., 1996. С. 126-128; он же. История надгробного комплекса св. Никиты Столпника Переславского//Макариевские чт. Можайск, 2009. Вып. 16: Христианская символика. С. 376-385; он же. Иван Грозный и св. Никита Столпник//Родина. 2011. 12. С. 67-69; он же. Иконостас, созданный в стиле рококо по проекту архит. К. Бланка в соборе переславского Никитского мон-ря//ИКРЗ, 2017. Ростов, 2018. С. 156-174; Сукина Л. Б. История и культура Переславского края. Переславль-Залесский, 2002; она же. Переславский Никитский монастырь в XV-XVI в.: Комплексный подход к реконструкции истории обители//ДРВМ. 2013. 3(53). С.

http://pravenc.ru/text/2579996.html

На третий день он стал невидим и внезапно явился, окованный цепями, в печерской церкви. Дар чудотворений, свидетельствующий о святости, в таком изобилии был распространён между печерскими подвижниками, что в одно время было до 30-ти иноков, которые своими молитвами могли исцелять бесноватых. Из Печерского монастыря дух древнего подвижничества распространился и в других монастырях. Другие монастыри старались подражать устройству Киево-Печерской обители. Из многих древних монастырей некоторые известны по святой жизни подвижников, таковы: 1) Новгородский Антониев, основанный преподобным Антонием в первой половине XII века. Удалившись от гонения, воздвигнутого в Риме на православных, он чудесно приплыл на камне в Новгород и здесь, в трёх вёрстах от кремля, на том месте, где пристал камень, устроил монастырь, в котором подвизался 40 лет. 2) Новгородский Хутынский, в 10 вёрстах от Новгорода, основанный преподобным Варлаамом, знатным и богатым новгородцем. Варлаам, в мире Алексий, приняв пострижение, поселился на месте Хутынь 38 . Весть о святой жизни отшельника собрала к нему множество ревнителей подвижничества. Прославленный даром прозорливости, преподобный скончался около 1207 года 39 . 3) Никитский Переяславский монастырь прославил своими подвигами преп. Никита переяславский. Он был сборщиком податей и сильно притеснял народ. Раз, будучи в церкви, он услышал слова пророка: «Измыйтеся и чисти будете, слышите суд и оправдите вдовицу; аще не послушаете мене, меч вы пояст». Слова пророка так потрясли его, что он целую ночь провёл без сна. Желая развлечься, он пригласил к себе приятелей и велел приготовить жене обед. Когда она стала варить мясо, то сперва увидела кровь на поверхности воды, потом разные члены человеческого тела. В ужасе она позвала мужа, и он увидел тο же самое. «Горе мне грешному!» – воскликнул он, и ушёл из дому в ближайший монастырь. Принятый после испытания в обитель, Никита возложил на себя тяжкие вериги и затворился на столпе. Однажды родственники Никиты пришли к нему за благословением.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

П. Исследователь полагал, что ходатайство прп. Даниила о возобновлении церковного празднования памяти А. П. не имело успеха. Этот вывод не бесспорен, прп. Даниилу, несомненно, было отказано в том, чтобы мощи А. П. оставались «на вскрытии», но было ли отказано в возобновлении празднования его памяти, остается неясным. В службе А. П. утверждается, что местное празднование ему было установлено в 1539 г. Даже если празднование памяти А. П. первоначально было запрещено, то запрет вскоре, вероятно, отменили, т. к. все предсказания прп. Даниила в точности исполнились. Вместо сведенного с престола митр. Иоасафа на Московскую кафедру в 1542 г. вступил свт. Макарий . По благословению святителя и повелению царя Иоанна IV было написано житие прп. Даниила. Рассказ об обретении мощей А. П. в 1539 г., помещенный в этом житии, вероятно, был подтвержден установлением празднования А. П. Можно считать, что вторичное установление местного празднования А. П. относится ко времени завершения работы над житием - к 1563 г. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Переяславские чудотворцы св. блгв. кн. Андрей, преподобные Никита и Даниил Столпник. Образ из ц. Благовещения Никольского мон-ря ц. Впосл. имя А. П. было включено в святцы. Под 27 окт. «обретение мощей святаго благовернаго князя Андрея Смоленскаго, иже в Переяславле Залесском» отмечено в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. МДА. 201. Л. 306). Кроме того, память А. П. под 30 нояб. отмечена в Кайдаловских святцах (кон. XVII в.(?) или 1868 г.). ( Сергий (Спасский). С. 332). Указом Переяславской консистории от 14 авг. 1749 г. было предписано поминать А. П. на литиях и отпустах по всей Переяславской епархии ( Голубинский. С. 557). Можно предположить, что после обретения мощи А. П. были устроены «под спудом» внутри возобновленной деревянной ц. свт. Николая, к-рая с тех пор именовалась и ц. блгв. кн. Андрея. Во время одного из пожаров церковь полностью сгорела, но надгробие А.

http://pravenc.ru/text/115302.html

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Никиты Столпника, Переяславского чудотворца Память 24 мая Сей преподобный отец наш родился и получил воспитание в городе Переяславле Залесском 3442 . С молодых лет он отличался жестоким и обидчивым характером, устраивал возмущения и причинял людям много зла, привлекая их к суду и производя грабежи. Таких же, подобных себе, он имел и друзей. Однажды, окончив свои занятия, он во время вечернего богослужения пришел в церковь и услышал следующие прочтенные там слова пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло» ( Ис.1:16 ), и проч. От этих слов он тотчас же пришел в ужас и, возвратившись домой, всю ночь провел без сна, размышляя об этих словах. На другой день по своей привычке он отправился к друзьям своим, развеселился в их обществе и просил их обедать у него в этот день. После сего он пошел на рынок купить провизии и, принесши ее домой, велел жене, чтобы она приготовила обед. И когда жена стала мыть мясо, то заметила, что из него необычно течёт кровь, а потом, когда она положила его в горшок и стала варить, то увидела, что в горшке пенится кровь и выплывает на поверхность то человечья голова, то рука, то ступни ног. От этого она пришла в ужас и рассказала мужу. Когда же он пришел и сам увидел то, о чем рассказала ему жена, то на долгое время его объял ужас, а потом, пришедши в себя, он с глубоким сердечным вздохом сказал: – Увы мне! много я согрешил. После этих слов, молясь и заливаясь слезами, он вышел из дома и, отшедши на одно поприще от города, пришел в монастырь святого великомученика Никиты 3443 . Здесь он упал к ногам игумена сего монастыря и сказал: – Спаси погибающую душу. Изумленный такою необыкновенною переменою Никиты, игумен сказал ему на это: – Испытай себя: пробудь три дня у монастырских ворот, плачь и исповедуй грехи свои пред всеми, кто будет входит в монастырь и выходить из него. Никита так и сделал. Три дня он плакал и молился, исповедуя пред всеми грехи свои. После сего он увидел вблизи монастыря болотистое место, поросшее тростником, и множество летающих над ним мошек и комаров. Он пришел к этому месту, снял с себя одежду и, вошедши совершенно нагим в болото, сел в тростник и стал молиться Богу. По прошествии трех дней игумен послал инока посмотреть, что делает Никита. Инок пришел и, не найдя его у монастырских ворот, после недолгих поисков нашел его лежащим в тростнике. Мошки и комары огромным облаком кружились над ним. Вернувшись в монастырь, инок рассказал об этом игумену. Тогда игумен вместе с братиею монастыря пришел к Никите и, увидев его в таком положении, что и тела его нельзя было разглядеть (так обильно текла из него кровь) сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010