«Всех я грешнее, не смею взглянуть на Небо; припадая, вопию перед Тобою, Матерь Божия пречистая: умилосердись надо мною, избавь меня от вечного мучения». Подвижничество на столпе, по примеру великого Симеона Столпника, продолжалось на востоке до XII века, но и там, как необыкновенно тяжкое, мало находило подражателей. В Русской Церкви, при суровом климате нашего отечества, столпничество было еще реже: кроме святого Кирилла известен только один русский столпник, также XII века – преподобный Никита, Переяславский чудотворец. Уроженец Переяславля–Залесского, преподобный Никита заведовал сбором податей на своей родине в то время, когда устройство многих городов Суздальского края князем Юрием Долгоруким и перенесение Переяславля с низменного берега озера Клещина на берег реки, прозванной тогда Трубежем, требовали усиленных налогов. Сборщик Никита был беспощаден к другим, не столько для князя, сколько для своей корысти: грабил бедных, теснил слабых и безнаказанно наживался за счет других. Так жил он много лет без страха Божия. Однажды случилось ему войти в церковь и услышать чтение из книги Исаии пророка: «Измыйтеся и чисти будете, отымите лукавства от душ ваших» и прочее. Слова эти так потрясли душу Никиты, что он целую ночь провел без сна. Наутро, желая развлечься, он пригласил к себе приятелей на веселую беседу и велел жене приготовить обед. Но когда она стала варить, то сперва увидела кровь на поверхности воды, потом разные члены человеческого тела. В ужасе сказала она о том мужу, и он увидел то же самое. «Горе мне, много согрешившему», – промолвил он с глубоким вздохом и ушел из дому. Игумен Никитского монастыря, куда пришел Никита, ища спасения, велел ему стоять три дня у ворот обители. Никита сделал еще более: он пошел и сел нагой в тростниковое болото; там комары и мошки осыпали его; кровь текла из тела, искусанного ими. Принятый в обитель, Никита затворился на столпе. Там молился он о грехах своих, в тяжелых веригах и каменной шапке, 123 открытый морозу и зною. По ночам, выходя из обители, он выкопал два колодца. 124

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Неофит, архим. Критского Успенского мон. Неофит, патр. Константинопольский Неплюев Роман Иванович, ст. Нерон, римский имп. Неронов Иван (Григорий), пртп. Казанского собора Нестеров Гаврил, прис. Никандр, каз. новгородского Софийского дома Никанор, архим. В.Н.-И. мон. Никанор, архим. Савво-Сторожевского мон. Никита Никитин, ипдк. Никита Столпник Переяславский, св. Никита, архим. К.-Б. мон. Никита, вмч. Никита, иерей Никитников Григорий, гость Никифоров Игнашка, сл. Никифорова М.Е. Никодим, еп. Далматинско-Истрийский Никодим, фарисей, член синедриона, библ. Никола М.И. Никола Можайский, св. Никола Угрешский, св. Николаев Иван, грек Николаева Т.М. Николаевский П. Ф. Николай II, папа Римский Николай Спафарий, перев. Николай, архиеп. Мирликийский, св. Никольский Константин Никон Радонежский, св., чудотворец, ученик прп. Сергия Радонежского Никон Черногорец (Великий) Никонов Алёшка, крст. Нил Сорский , прп., писатель Нифонт, еп. Кипрский Новиков Н.И. Новохатко О.В. Ной, десятый патр. до всемирного потопа, прав., библ. Нуменс Левин, купец О боленский К.М. Оборин Матвей Владимирович, дв., визионер Образцов Иван, стряп. Овчинникова Е.А. Одоевский Никита Иванович, кн., комнатный ст. (сп.), бр. Одоевский Яков Никитич, ст., бр., кн. Озарьев Леонтий Романович, гол. стр. Озия, царь Иудейский, библ. Ознобишин Осип, гонец Окинин Корнилий, стрл. Кожеозерского мон. Олизько И.С. Оловянников Порфирий, пдч. Олтуфьев Ивашка, сл. К.-Б мон. Ольга, вел. кнг. Ольшевская Л.А. Ольшевский Николай, поляк Онтипин Омелка, крст. Опарина Т.А. Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич, бр. Орлов Зиновий, библиотекарь Ортемий, икон. Осипенко М.В. Осипов Петрушка, дес. Остафьев Леонтий, икон. Остолопов Борис, д. Офонасьев Ярофейко, митрополичий недельщик Охозия, царь Израильский, библ. Охотина Н.А. П авел (Савл), ап., библ. Павел Алеппский, архидк. Павел Обнорский, прп.. св. Павел, архим. Чудова мон. Павел, еп. Коломенский Павел, митр. Сарский и Подонский Павлов А. Павловский Михаил, свщ. Паисий I, патр. Константинопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В Греции трудный подвиг столпничества продолжался до 12-го века. В домонгольской Руси известны двое столпников: Св. Кирилл, бывший потом епископом Туровским и преставившийся не прежде 1183 года, и Пр. Никита Переяславский. Последний рожден был и воспитан в г. Переяславле-Залесском. «Когда пришел он в совершенный возраст, то стал другом мытарям, с ними вместе хлопотал около судей и наносил много пакостей и смятений людям невинным; собирая неправедную мзду, тем кормил себя и жену». Так прожил он много лет. Раз взошел Никита в церковь и услышал проповедь пророка: измыйтеся и чисти будете, отъимите лукавство от душ ваших и пр. Слова сии поразили его. Целую ночь провел он без сна. Неправды лежали как камень на совести его. На утро вышел он к приятелям своим, и, чтобы развлечь себя, пригласил их к себе на вечер. Когда жена его начала готовить пищу, то увидела сперва кровь поверх воды, потом то голову, то другую часть человеческого тела. В ужасе сказала она о том мужу. Тот пришел и увидел то же. «Горе мне, много согрешившему!» – сказал Никита и, не говоря более ни слова, вышел из дома. Игумен буд. Никитского мон., куда пришел Никита, назначил ему стоять три дня у ворот обители. Никита сделал более: он пошел и сел нагой в топкое место. Рои комаров и мошек осыпали его и покрыли кровью его тело. Принятый в обитель, Никита наложил на себя весьма тяжелые вериги и затворился в столпе. Там молился он о грехах своих, открытый морозу и зною. Длилось это несколько лет, и душа его, исполнившись благодати, была удостоена дара исцелений. Св. кн. Михаил Черниговский, тогда еще совсем молодой, был тяжко болен и в 1186 г. исцелен был святым. Вскоре после сего, воры, приняв железные вериги подвижника – обтершияся и получившия блеск – за серебряные, убили в 1186 г. Пр. Никиту. Верность православию. Попытки католичества утвердиться в России Русская Церковь , благодатию Божиею, первые два века своего бытия соблюдала православное учение верно, спокойно и без потрясений со стороны замыслов преступной любознательности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Никита Славянин , Афонский, сщмч. (4/17 апреля) Никита Готфский , Константинопольский, вмч. (15/28 сентября) Никита Мидикийский , Исповедник, игумен (3/16 апреля) Никита Печерский , Новгородский, еп., затворник (31 января/13 февраля; 30 апреля/13 мая; 14/27 мая) Никита Столпник , Переяславский, прп. (23 мая/5 июня [Ростов.]; 24 мая/6 июня) Никита Халкидонский , еп., исповедник (28 мая/10 июня) Никифор , из Антиохии Сирской, мч. (9/22 февраля) Никифор Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Никифор I Константинопольский , патр., исповедник (13/26 марта; 2/15 июня) Никодим Кожеезерский , Хозьюгский, прп. (3/16 июля; 31 октября/13 ноября) Никодим Печерский , прп., просфорник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 31 октября/13 ноября) Никодим Святогорец , прп. (1/14 июля) Никодим Сербский , архиеп. (11/24 мая) Никола Святоша , Печерский, Черниговский князь, прп., инок, чудотворец, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 14/27 октября) Николай , импер. Российский, страстотерпец (4/17 июля) Николай Болгарский , Софийский, мч. (17/30 мая) Николай Кочанов , Новгородский, Христа ради юродивый (27 июля/9 августа) Николай Саллос (Блаженный), Псковский, Христа ради юродивый (28 февраля/13 марта) Николай Чудотворец , Мирликийский, архиеп. (6/19 декабря; 9/22 мая) Николай Японский , равноап., архиеп. (3/16 февраля) Никон Печерский , прп., игумен, в Ближних (Антониевых) пещерах (23 марта/5 апреля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Никон Радонежский , прп., игумен, ученик прп. Сергия Радонежского (17/30 ноября) Никон Сицилийский , еп., сщмч. (23 марта/5 апреля) Никон Сухой , Печерский, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 11/24 декабря) Нил Афонский , Мироточивый, прп. (7/20 мая) Нил Постник , Синайский, отшельник, пресвитер (12/25 ноября) Нил Сорский , прп. (7/20 мая) Нил Столобенский , прп. (7/20 декабря, 27 мая/9 июня) Нимфодора Вифинская , мц. (10/23 сентября) Нина , равноап., просветительница Грузии (Иверии) (14/27 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

+ Пр. столпника, Переяславского чудотворца. Родом из Переяславля Залесского (Владим. губ.), сборщик податей, он был предан лихоимству и весело жил в полном довольстве. Однажды, услыхав в церкви слова: «измыйтеся и чисти будете» и пр. ( Ис.1:16–21 ), Никита был глубоко потрясен ими. Чтобы развлечься, он созвал на пир своих друзей. Когда его жена начала варить мясо к обеду, то увидела кровь в сосуде, а потом разные члены человеческого тела. Извещенный об этом, Никита «великим страхом одержим быв», понял, что его промысл есть то же, что грабеж и убийство людей. Оставив жену, детей и несправедливо прибретенное богатство, он удалился в Переяславскую (Никитскую) обитель (см. Владим. еп.) и близ нее нагой сел в тростниковое болото, «всего себе слезами обливая и воспоминая своя содеянная». Комары и мошки осыпали его, и кровь текла из его изъязвленного тела. После столь глубокого раскаяния, он облекся в иноческие одежды. Живя в тесной келлие, «постом и бдением изнуряя тело», пр. Никита проводил дни и ночи в молитве, пении псалмов и чтении житий святых, нося тяжелые вериги и каменную тяжелую шапку. «Всякая плотская мудрования умертвив», пр. Никита, с благословения игумена, построил себе столп и, вошед на него, подвизался никем незримый. За святую жизнь пр. Никита удостоился благодати изгнания бесов и исцеления недугов. Скончался он мученически, будучи убит людьми, хотевшими воспользоваться его блестящими от молитвенных подвигов веригами, который они сочли за серебряные. Кончину пр. Никиты относят (см. В.М.) к 1186 г. (другие – к 1193 г., а иные считают время кончины и самых подвигов его точно неизвестным и относят их или к концу, или к началу монгольского периода). Св. Церковь прославляет пр. Никиту, как «молитвенника к Богу крепка», «чистоты рачителя, целомудрия образ, терпения столп», «монахов наставника ко спасению, наставников похвалу, молчальников удобрение». Св. мощи пр. Никиты обретены нетленными в начале XV в.; они почивают под спудом в Никитском монастыре. Тропарь, гл. 4. Православным смыслом юношская возжеления возненавидев, и доблественныя нравы восприим, врага победил еси, и во благоразумии Богу угодил еси: и свыше от Него прием дар чудес, бесы прогоняти, недуги исцеляти, Никито преславне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Закрыть itemscope itemtype="" > В Александро-Невской лавре совершен чин благодарственного молебна в ознаменование 362-й годовщины Переяславской Рады 18.01.2016 628 17 января в Александро-Невской лавре, по инициативе общественного движения «Наследие» г. Санкт-Петербурга, малороссийских ( украинс ких) землячеств города, движения «Народный Собор» Санкт-Петербурга, общественной организации «Российско-украинское братство», ОО «Славутич» и других православных общественных организаций, по благословению викарного епископа Кронштадтского, наместника Александро-Невской лавры Владыки Назария, был совершен чин благодарственного молебна в ознаменование 362-й годовщины Переяславской Рады, послужившей началом воссоединения единоверного православного народа Московского Царства и Малороссии, сообщили РНЛ организаторы. Возглавили молебен благочинный Александро-Невской лавры архимандрит Никита (Марков) и иеромонах Прокопий (Павлов). По сложившейся традиции, молебен совершен у раки с мощами св.благоверного князя Александра Невского, что символизирует единство малороссийской части (украинского) и великороссийской части народа во все времена. В своей проповеди отец Прокопий напомнил всем прихожанам о каждодневном молебне, совершаемом во всех приходах РПЦ МП о уврачевании конфликта на Украине и вразумлении ее предводителей. «Не в силе Бог, а в Правде» - слова, произнесенные Александром Невским, живы и поныне и служат нам несокрушимой опорой в наших испытаниях. Благодарственный молебен в честь Переяславской Рады включен в ряд памятных дат малороссийских (украинских) землячеств Санкт-Петербурга и является главным в череде памятных дат, среди которых есть панихиды по канцлеру России А.Безбородко, гетману Малороссии Б.Хмельницкому и т.д. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/18/v_...

Кирилл, епископ Туровский Климент III, папа Римский Климент Смолятич, митрополит Кирик Новгородец, диакон Климент Римский , св. Константин I, митрополит Константин II, митрополит Константин VII, император Константин Всеволодович, князь Константин Мономах, император Козьма II, патриарх Косьма, епископ Полоцкий Л Лаврентий Печерский, затворник Лазарь, епископ Переяславский Ламанский В.И. Лев VI, папа Римский Лев IX, папа Римский Лев Диакон, писатель Леон, митрополит Леон, епископ Переяславский Леонтий, епископ Ростовский Лука, апостол и евангелист Лука, епископ Ростовский Лука Жидята, епископ Новгородский Лука Хрисоверг, патриарх М Максимиан, император Малуша Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский Максим Исповедник , преподобный Марк, епископ Переяславский Маркс К. Мартин Исповедник, папа Римский Мануил I Комнин, император Мануил, епископ Смоленский Матфей, митрополит Мартынов В.И. Мефодий, св. равноапостольный Мефодий Птарский, св. Мина, епископ Полоцкий Митрофан, архиепископ Михаил I Сирин, митрополит Михаил II, митрополит Михаил III, митрополит Михаил, монах Михаил Керуларий, патриарх Михаил Синкелл Михаил IV Палеолог, император Михаил IV Авториал, патриарх Михаил III Пьяница, император Михаил Черниговский, св. благоверный князь Михаил Юрьевич, князь Моисей, игумен Моисей Угрин, преподобный Мокош, божество Мстислав Великий Владимирович, князь Мстислав Изяславович Волынский, князь Мстислав Мстиславович Удалой, князь Мстислав Ростиславович Храбрый, князь Мстислав Святополчич, князь Мстислав Владимирович Тьмутараканский, князь Н Неофит, митрополит Черниговский Нестор, епископ Волынский Нестор Летописец , преподобный Никита Затворник, епископ Новгородский Никита, митрополит Никита Парфлагонянин, св. Никифор I, митрополит Никифор II, митрополит Никифор, архиепископ Новгородский Николай, митрополит Николай IV Музалон, патриарх Николай Хризоверг, патриарх Николай грек, епископ Николай Угодник, св. Николай-Святоша (Святослав), князь Черниговский, преподобный

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Макарий Московск. митр., 15, 79, 152, 156, 161, 209, 212. Макарий Оптинский старец, 369–376. Макарий Уншенский, 133. Максим Грек , 195, 207. Мария Горетти св., 26, 410. Марк пещерник, 52. Мартиниан преп., 135. Мефодий Песношский, 119. Михаил Ярославович Тверской кн. муч., 70, 253. Митрофан Воронежский св., 311. Моисей Новгородский святит., 77. Моисей Путилов преп., 365. Моисей Угрин, 51, 52. Нафанаил, 226. Никита, 49, 197. Нестор Летописец (в иноч. Стефан),  23, 25, 31–35, 37–41, 44, 65, 113. Нестор (не летописец), 22. Никандр Псковский, 233. Никита муч., 22. Никита Новгородский святит, 75. Никита Переяславский святит, 60, 78. Никифор игумен, 350. Никифор митрополит, 44. Никита святоша, 46, 67. Николай Чудотворец св., 14, 146, 262 Николай Японский еп., 115. Никон мастер, 34. Никон игумен, 49. Никон скупой, 52. Никон патриарх , 150. Нил Сорский преп., 132, 136, 137, 1622, 167–193, 194, 200–202, 205209, 215–216, 228–229, 224, 263, 348, 361, 362, 411. Нил Столбенский, 232. Ольга кн. равноапост., 14, 64, 251, 254. Павел Обнорский, 119, 127, 130, 132, 136, 192. Павел Сорский святит., 268. Павел Тобольский, 79. Паисий Величковский преп., 347–364. Паисий Ярослав., 131, 169. Парфений еп., 110., Пахомий Великий св., 387. Пахомий Логофет, 15, 76, 99. Пахомий Сербии, 82, 120. Пафнутий Боровский св., 81, 197–199, 205, 224, 230. Петр Московский митр, св., 79, 82, 152. Пимен св., 36. Пимен Многоболезненный, 51. Питирим св., 115. Поликарп Печерский монах, 45, 47,4 50. Прокопий Устюжский юрод., 241, 243–244. Прохор лебедник, 46. Прохор Ростовский, 79. Ростислав Всеволодович, 48. Савва св., 33, 56, 98. Савва Вишерский св., 133. Савва Черный, 198. Савватий св., 132–133. Серафим Саровский св., 15, 18, 32, 150, 235, 255, 385–409, 413. Серапион Новгородский архиеп., 208. Сергий Нуромский, 108, 127, 131. Сергий Радонежский св., 15–18, 32, 80, 81, 85–109, 119, 121, 136, 139, 150, 189, 192, 194, 206, 209, 214, 234, 344, 348, 409, 413. Сильвестр Обнорский, 119. Симеон Новый богослов , 191, 192, 362, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом в основе этого эпизода жития лежит, я полагаю, исторический факт, для истолкования которого было предположено вмешательство нечистой силы; готовое представление о демоноборце Никите укрепляло такое предположение и облегчало распространение данного рассказа подробностями, заимствованными из различных сказаний и поверий демонологического характера, причем в одной подробности могло сказаться и влияние апокрифического Никитина мучения. В этом чудесном эпизоде Никита понимается не только как победитель беса, но и как пособник другим против нечистых сил: его помощь избавляет кн. Михаила; боярин уже запрещает бесу молитвами святого. Что известное сближение обоих одноименных святых и даже смешение их образов, как демоноборцев, происходило в сознании народа, свидетельства тому мы находим в других памятниках; так, вслед за греческим святым и русский Никита является в литературе заклинательной. В заговорах от болезней мы встречаем не только великомученика Никиту, как сказано нами выше, но и переяславского святого: у Л.Н. Майкова, в заговоре 223, „Никита столпник» упоминается дважды 189 , наряду со Спасом Милостивым, Пресвятой Богородицей, апостолами, архангелами, св. Георгием Храбрым и Николаем; в заговоре 345, „на подход ко властям», и именно при упоминании дьявола, встречаем опять Никиту столпника: „крестом окрещусь, крестом дьявола прогоняю ... Откачнись от меня, враг сатана: тут тебе нет места, на тебя евангелисты, Михаил архангел, Петр и Павел, верховные апостолы, святой Никита столпник врага прогоняет» 190 . И в более старинную пору можно проследить, и еще в большей степени, указанное сближение обоих святых. Мы уже говорили, что житие Никиты переяславского заставляет его самого призывать великомученика на помощь против беса и таким образом ставит их в известные отношения друг к другу. И в сознании почитателей русского святого он очевидно сближался с древним Никитой. В самой обители преподобного была выстроена большая церковь во имя этого последнего; выстроена она была по повелению царя Иоанна Грозного; что для нас особенно интересно, царь делает это в воспоминание о чудесном исцелении царевича Иоанна у мощей преподобного Никиты переяславского; он одарил тогда монастырь богатыми милостями, имением, облачениями, иконами, плащаницами, повелел воздвигнуть трапезу и три церкви, в том числе упомянутую; он приказывает строить ее именно над гробом преподобного, а между тем посвящает ее великомученику Никите, преподобному же посвящает один придел в этой церкви (другой – во имя всех святых); особая повесть о судьбе монастыря по преставлении преподобного и о чудесах, источаемых почивающими в нем мощами его, содержащая этот рассказ о сооружении церкви, рассказывает далее о ее освящении в 1564 году; оно совершено было с особой торжественностью: священнодействовал сам митрополит; царь сам принимал участие в богослужении (он читал за всенощной первую кафизму) и дал в церковь и в обитель новые богатые дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

патриарх Никон (Минин) (17.05.1605–17.08.1681) Нравственно-аскетические труды Письма Слова патриарх Никон (Минин) Выдающийся деятель Русской Православной Церкви XVII столетия, оказавший решительное влияние на дальнейшее развитие церковной и гражданской жизни Русского государства. Биография Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 года в крестьянской семье села Вельдеманова, Нижегородской губернии. Во святом крещении наречен по имени преподобного Никиты, Переяславского чудотворца. Он пережил очень трудное детство со злой мачехой, постоянно тиранившей его и даже пытавшейся убить. С малых лет Никита учился «святых книг чтению» и старался не пропускать ни одного богослужения. В возрасте 12 лет склонный к уединению, любознательный и любящий учение мальчик тайно покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь, в котором научился монашескому послушанию, нестяжанию, основам беззаветного служения. По настоянию умирающего отца Никита возвратился домой, женился, принял на себя заботы о ведении хозяйства, но его по-прежнему неудержимо влекли к себе церковь и богослужение. Будучи человеком грамотным и начитанным, он вскоре был посвящен в приходские священники. Ему было тогда только 20 лет. Ревность его в служении Церкви и народу, любовь, искренность, простота, смирение и миролюбие стали известны многим в столице, куда вскоре и переехал священник Никита с семьей по ходатайству московских купцов. Жизнь в Первопрестольной Москве оказалась еще более суетной и так же отягощала склонного к аскетизму молодого священника — душа его стремилась к монашескому служению. 10 лет продолжалась его супружеская жизнь, но все трое его детей умирали один за другим еще во младенчестве, и он, потрясенный горем, увидел в этом знак Божий. Священник Никита уговорил жену принять иноческий постриг, и сам в 30 лет на Соловках, в Анзерском скиту , принял монашество с именем Никон. В 1643 году он стал игуменом в Кожеезерском монастыре . В 1646 году за сбором милостыни приехал в Москву и так полюбился 16-летнему царю Алексею Михайловичу своей духовностью, глубокой аскетичностью, обширными познаниями, живым, благородным нравом, что царь уже не отпустил его обратно, назначив архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010