(упом. в 1661-1697) был кормовым иконописцем 3-й статьи (в 1661), приглашался на работу «в набережном терему, у государевых знамен и в золотой палате» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 7588). В смете Костромы за 1670 г. отмечено, что в 1664 г. он проживал с отцом в этом городе, в доме в Ускове пер. В 1665 г. вместе с костромичами Сергеем Васильевым Рожковым , Дмитрием Емельяновым Пушкарёвым и Флором Леонтьевым за 12 дней написал 4 иконы: Спасителя с предстоящими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским, Богородицы с ап. Петром и арх. Михаилом, св. Иоанна Предтечи с ап. Павлом и арх. Гавриилом, а также икону ангела-хранителя (Там же. Ч. 33. 51329). В том же году в составе этой группы костромских иконописцев П. писал иконы «Рождество Богородицы» и «Мч. Никита» для собора Покрова Пресв. Богородицы в Измайлове в Москве. В 1666 г. расписывал Архангельский собор - согласно поручной записи (Там же. Ч. 8. 10258), отнесен к средней статье. Послан «от стенного письма» в Оружейную палату (21 июля 1666). В янв. следующего года привлечен к написанию икон Спасителя со сценами праздников и страстей и Одигитрии с акафистом для Антиохийского патриарха Макария. 11 мая 1668 г. по поручению царя был послан расписывать в составе артели Гурия Никитина Троицкий собор Данилова мон-ря в Переславле-Залесском. Однако уже 20 июня иконописцы были отозваны царским указом для выполнения живописных работ в ц. свт. Григория Неокесарийского в Москве (Там же. Ч. 9. 11829). В 1671 г. расписывал Успенский собор в Ростове и выполнил для него неск. икон (Там же. Ч. 10. 13556). В том же году с др. костромскими изографами как иконописец 2-й статьи участвовал в написании икон по царскому заказу «Неделя всех святых, Похвала Богородицы, Собор Божией Матери» (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). Указом царя от 1671 г. вместе с др. иконописцами костромской артели был освобожден от тягла «для почести воображения святых икон и для их многие работы и московские волокиты» (ГИМ. Забел. Ф. 444. Д. 248. Л. 311, 311 об.). В 1676 г. наряду с др. костромскими иконописцами выполнял стенописные работы в дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя и участвовал в написании праздничных и деисусных икон для нее. В 1678 г. писал иконы праздничного и деисусного рядов для ц. прмц. Евдокии. В 1680 г. выполнил наружную роспись Успенского собора Московского Кремля - «над алтарями» (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 12. Т. 2. 18977). В том же году работал над живописным убранством ц. прор. Илии в Ярославле. В 1684 г. расписывал Троицкий собор Ипатиевского мон-ря. В составе артели Дмитрия Семёнова Сибиряка в 1690-1691 гг. работал во Введенском соборе Толгского мон-ря; имя П. упоминается в летописях на стенах этих храмов ( Успенский. Т. 4. С. 71-72).

http://pravenc.ru/text/180579.html

Древние монастыри Русского Севера: их основали ученики преподобного Сергия Радонежского Из-под крыла преподобного Сергия Радонежского, пройдя под его началом школу иноческого послушания, вышел целый сонм учеников, подвижников, святых. Какое-то время все они упражнялись в подвигах, молитвах, совершении добрых дел в его обители, а потом просили у своего наставника благословения и уходили от людей. Стремясь к безмолвию, пустынножительству, иноки долго странствовали, отыскивая себе место для уединения, пока не останавливались где-нибудь в непроходимых лесах, среди болот или на берегах рек, озер и устраивали себе пустыньку. Но так велика была духовная сила этих людей, что рано или поздно они привлекали к себе таких же ревнителей безмолвия и отшельничества, и вокруг пустыньки возникали монашеские общины, а потом и монастыри. Девять учеников Сергия Радонежского стали основателями монашеских обителей на Русском Севере. Фото: Архиповы Маргарита и Владимир. sobory.ru Преподобный Авраамий Галичский — четыре обители в Чухломском районе Костромской области: монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богородицы, монастырь во имя Собора Богородицы и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы (основаны в 50–60-е годы XIV века). Преподобный Павел Комельский (Обнорский) — Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь под Вологдой, на излучине рек Обноры и Нурмы (основан в 1414 году). Преподобный Сергий Нуромский — Спасо-Нуромский монастырь в Вологодской области (основан в 1387 году). Фото: Архиповы Маргарита и Владимир. sobory.ru Преподобный Сильвестр Обнорский, Пошехонский — обитель Воскресения Христова под Вологдой (вторая половина XIV века). Преподобный Кирилл Белозерский — Кирилло-Белозерский Успенский монастырь под Вологдой (основан в 1397 году). Преподобные Феодосий и Афанасий Череповецкие — Череповецкий Воскресенский монастырь (основан в 50–60-х годах XIV века). Преподобный Иаков Железноборский — монастырь во имя пророка Иоанна Предтечи под Галичем (основан в 1390 году). Фото Commons/CC BY-SA 4.0 Преподобный Никита Костромской, Боровский, Серпуховский —Богоявленский монастырь в Костроме (основан в 1425 году).  На заставке фото WCThornton/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 Великие монастыри Русского Севера Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас! © Специальный исследовательский проект «Путь на Полночь – путешествие на Русский Север», 2020 Проект журнала

http://sever.foma.ru/drevnie-monastyri-r...

Вообще случаи, когда храм известен по именованию не главного, а второстепенного престола, не являются редкими (к примеру — знаменитый храм на Красной площади Москвы, широко известный под именем собора Василия Блаженного, хотя этому святому посвящен только один из придельные храмов, а главный престол собора посвящен празднику Покрова Пресвятой Богородицы). Однако в нашем случае вероятнее другое объяснение. Скорее всего, на возведенный в середине XVII века каменный храм жители Городища перенесли название предшествовавшего ему деревянного храма. Еще в конце XIX века в церкви хранилось старинное оловянное блюдо с надписью: «сие блюдо города Костромы св. Илии, что на городище»... Строительство каменного храма Г.И. Морозову в Костромском крае принадлежал целый ряд вотчин — села Минское, Здемирово, Сунгурово с прилегающими деревнями, часть села Селище напротив Костромы и другие. В Костромском кремле у него имелся свой осадный двор (скорее всего, он принадлежал Морозовым и в XVI веке, а к Глебу Ивановичу перешел по наследству). Двор Б.И. и Г.И. Морозовых имелся и в Галичском кремле. Точно не известно, когда село Городище стало собственностью Г.И. Морозова. В конце XVI века оно принадлежало дворянскому роду Апраксиных; затем Никита Беляницын Апраксин и его мать на помин души своего отца пожертвовали село Троице-Сергиеву монастырю. В 1626 году князь Юрий Дмитриевич Хворостинин выкупил Городище у обители; его наследники владели селом примерно до второй половины сороковых годов XVII века, когда его приобрел Г.И. Морозов. Надо полагать, что закладка каменного храма на Городищенском холме состоялась уже в 1649 году (долгожданный наследник — сын Иван Глебович — родился в 1650 году, и, если бы закладка произошла позднее, то в храме наверняка был бы и престол во имя его небесного покровителя). Учитывая богатство Морозовых, окончание строительства храма — к тому же не очень большого по своим размерам — с уверенностью можно отнести к 1652 году. Причиной тому, что Морозовы решили построить храм именно в Городище, могли стать различные обстоятельства (например, пожар, уничтоживший деревянный храм).

http://sobory.ru/article/?object=00649

Василий Агееевич Кафтырев († 1614 г.). Беляница (Мирослав) Лаврентьевич Зюзин († 1628/29 г.), выборный дворянин по Костроме в 1609/10–1611/12 гг., казанец в 1613–1626/27 гг. Так в рукописи, окончания записи нет. Четверть – древнерусская мера сыпучих тел равная 8 четверикам или 64 гарнцам или 209, 91 л. Иван Семенович Куракин († 1632 г.), князь, воевода, боярин в 1605/06–1632 гг. Михаил Васильевич Белосельский, князь, московский дворянин в 1616–1638 гг., в 1634 г. один из воевод, обвиненных в поражении под Смоленском. Так в рукописи, окончания записи нет. Василий Алексеевич Аргамаков, московский дворянин в 1618–1631/32 гг. Макарий, игумен Ферапонтова монастыря в 1613–1614 гг. Арсений († 1619 г.), игумен Богоявленского монастыря в 1603–1618 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм больший») совершалось в монастыре 9 сентября, а по его родителям – 20 октября и 9 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 2, 7, 19). Никита Васильевич Годунов Асанов, в иночестве Нифонт († 1622 или в 1623 гг.), окольничий в 1598–1622 гг. Василий Леонтьевич Кафтырев, московский дворянин в 1618/19–1624/25 гг. Вероятно, принял монашеский постриг с именем Варсонофий. Кормовое поминание («корм большой») совершалось по нему 23 октября и 28 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 8, 27–28). Петр Андреевич Волконский († 1643 г.), князь, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Семен (Сыдавной) Зиновьев Васильев, дьяк, думный дьяк в 1605–1619 гг. Кормовое поминовение по нему совершалось в монастыре 5 ноября и 3 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 10–11, 24). Кормовое поминовение Кирилла Григорьевича Овцына совершалось 16 февраля (Там же. С. 26). Поле – часть иконы. Савелий Петрович Вяземский, князь, жилец в 1645–1645 гг. Иван Рудаков поминался 24 февраля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 27). Иван Петрович Шереметев († 1647 г.), стольник, боярин в 1634–1647 гг. Иосиф, архимандрит костромского Ипатьева монастыря в 1617–1622 гг. Иван Васильевич Голицын († 1626 г.), князь, боярин в 1605–1626 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

стене 1-го яруса колокольни близ главного входа в собор (см.: Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. 2016. С. 7-8). Стенопись собора выполнена в 2012-2013 гг. бригадой московских иконописцев под рук. В. И. Щербинина (1960-2017). Лит.: Исторические известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. М., 18872; Баженов И. В. Сорок два старинных сборника Костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; он же. Костромской Богоявленско-Анастасиинский мон-рь: Ист. очерк. Кострома, 1895, 2006; Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь (1426-2001): К 575-летию основания и 10-летию возрождения. Кострома, 2001. С. 10-11, 21; Костромские святыни/Сост.: иером. Харитон (Просторов), А. Семёнова. Кострома, 20042. С. 35; Александр (Могилёв), архиеп. Костромская Одигитрия: Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005. С. 5, 19; Монастыри Костромской епархии/Сост.: свящ. А. Казарин и др. Кострома, 2009. С. 10, 106-107; Акафист прп. Никите Костромскому и житие. [Кострома], 2012. С. 1-2, 36-41; Обновленная обитель: Из жизни Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря г. Костромы. Кострома, 2013. С. 61; Обитель прп. Сергия: Кат. выст./ГИМ. М., 2014. С. 338-339. Кат. 444; Обитель любви в Костромской земле: Богоявленско-Анастасиин мон-рь. Кострома, С. 8, 42-43, 53; Фрески Богоявленско-Анастасииного мон-ря. Кострома, 2016. С. 7-8, 26, 66-72. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых) КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) МАКАРИЙ (1349 (?) - 25.07.1444 (?)), Желтоводский и Унженский, прп. (пам. 25 июля; 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 7 июня - в Соборе святых Ивановской митрополии, во 2-е воскресенье сент.- в Соборе Нижегородских святых) МАКАРИЙ († 1-я четв. XV в.), Писемский,основатель Макариева Писемского в честь Преображения Господня монастыря, прп. (пам. 10 янв., 23 янв.- в Соборе Костромских святых)

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Духовно-учебное управление при Святейшем Синоде Отделение 1 Стол 1 Санкт-Петербург Июль, 20 дня 1844 6793 Правлению Московской духовной академии По докладу Духовно-учебного управления вследствие представления Академического правления за 38, 1821 о назначении сорока семинарских воспитанников в состав низшего отделения Академии 1822 наступающего учебного курса, разрешено мною: 1. В состав XVI курса Московской д(уховной) академии истребовать к 15 числу наступающего августа воспитанников из нижеследующих семинарий: Московской 1823 – 5 Вифанской – 4 Рязанской – 3 со включением окончившего в 1842 году курс студента Рязанской семинарии Николая Виноградова согласно его желанию. Калужской – 3 Тульской – 3 Ярославской – 3 Владимирской – 4 Костромской – 3 Вологодской – 3 Тверской 1824 – 2 Смоленской – 2, в том числе окончившего в 1843 г. курс студента Александра Троицкого, согласно его прошению. 1825 Могилевской – 2 именно учеников высшего отделения Филиппа Крымского и Михаила Шклярев(ич)а по уважению к засвидетельствованию Могилевского семинарского правления о их хороших успехах и добром поведении. Литовской 1826 – 2 Полоцкой – 2 Орловской 1827 – 2 в том числе окончившего в 1843 г. курс студента Григория Георгиевского 1828 согласно его прошению. Полтавской – 1 именно окончившего в 1843 г. курс студента Киприяна Авраамова согласно его прошению. Воронежской – 2 в том числе учителя Задонского приходского училища Петра Петропольского. Итого – 46 человек. Остальных 14 вакансий оставить для волонтеров. 1829 2. Учителю Могилевского приходского училища Беккаревичу, студенту Могилевской семинарии Жудре 1830 и ученику Подольской семинарии Кириллу Станкевичу дозволить в будущем августе месяце отправиться в Московскую д(уховную) академию на свой кошт 1831 волонтерами. 3. Просивших о назначении в Московскую академию вышеозначенных воспитанников: Виноградова, Троицкого, Георгиевского, Авраамова и учителя Петропольского отправить в Академию на казенный счет тогда токмо, когда семинарские правления примут на себя ответственность совершенной благонадежности их выслушания академического курса по познаниям и поведению, так и состоянию здоровья, в противном случае избрать других по своему усмотрению. (...) ...назначаемым в Академию воспитанникам выдать по три пары белья, одной косынке, паре полусапожек и подтяжек; б) на постройку сюртука, брюк, жилета и шинели выслать в Академическое правление немедленно по отправлению воспитанников по тредцати четыре рубля двадцати восьми коп(еек) сер(ебром) 1832 в) воспитанников казеннокоштных снабдить для проезда из Семинарии в Академию казенною одеждою, какую имели они в Семинарии. 1833

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

2652 Вместе с ним прибыли в Углич сын его Данило, племянник его Никита Качалов, да товарищ Михайлов Данило Третьяков, да Осип Волохов – сын мамки царевича, также удостоенные полной доверенности. Д . Лавров (Продолжение следует). Голубцов А.П. Автор древней повести о Феодоровской иконе Божией Матери: [Реф. на историко-археолог. съезде в Костроме] 2653 //Богословский вестник 1911. Т. 3. 10. С. 364–371 (2-я пагин.) —364— Нет нужды распространяться о побуждениях, которыми руководились мы, избравши предметом своего доклада древнейшую повесть о Феодоровской иконе Божией Матери. Почти всем, что доселе известно нам о чудесном явлении важнейшей святыни родного города и по начальной истории его главного соборного храма, мы обязаны этой самой повести. Она же дала отчасти содержание и церковной службе на праздник пришествия чудотворного образа, двукратно в году гражданами совершаемый. И вот причина, по которой редкий из исследователей местной истории и археологии не пользовался нашей повестью; но из многих занимавшихся лишь один о. П.Ф. Островский, сколько знаем, останавливался нарочито своим вниманием на ней. Напечатав из Милютинских четьих-миней в своём «Историческом описании Костромского Успенского кафедрального собора» первую половину интересующей нас повести, он поместил в параллель с нею из Спасозапруденского синодика и начало хорошо известного, полагаю, нашим слушателям «Сказания о чудотворной иконе пречистыя Богородицы Феодоровския, како от Городца града принесена бысть на Кострому». Приняв повесть и сказание за одно и то же сочинение, лишь от времени получившее незначительную разность в изложении, покойный труженик заметил о бывших под его руками списках повести и —365— сказания, что они, вне всякого сомнения, не ранее первой трети XVII века и «писаны не с рукописей, какие были у людей книжных до смутного времени в нашем отечестве»… Милютинские четьи-минеи писаны в 1646–1654 годах по книгам Троице-Сергиевой лавры священником бок о бок и по сие время находящейся с нею Рождественской церкви Иоанном Милютиным и его тремя сыновьями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Осенью 1923 г., спустя год после основания петроградских подпольных общин, в Москве было положено начало подпольному Высоко-Петровскому монастырю. Тогда настоятель монастырских храмов (монастырь не существовал примерно с 1918 г.) еп. Варфоломей (Ремов ; 1888–1935) 99 пригласил для служения в них часть братии закрытой в начале года Свято-Смоленской Зосимовой пустыни. Шесть бывших зосимовцев: сам еп. Варфоломей, игум. Митрофан (Тихонов; ок. 1860–1940-е), архим. Агафон, в схиме – Игнатий (Лебедев; 1884–1938), архим. Никита (Курочкин; 1889–1937), архим. Зосима (Нилов; 1898–1939), архим. Исидор (Скачков; 1883–1959) – составили костяк монастыря, вокруг которого сформировалась тайная община. Позднее к ним присоединились их ученики – архим. Герман (Полянский; 1900–1939), иером. Феодор (Богоявленский; 1905–1943) и др. 1924–1928 гг. стали периодом складывания общин вокруг каждого из духовников. К 1928 г. общинки сформировались и произошли первые постриги. 1928–1935 гг. стали периодом численного роста этих общин. По нашим подсчетам, в начале 1930-х гг. их численность достигала 170–200 человек (при общем количестве прихожан примерно в 1000 человек) 100 . Возможно, это была одна из крупнейших тайных монашеских общин Патриаршей Церкви. Социальная структура тайной общины архим. Игнатия (Лебедева), наиболее крупной из петровских общин, выглядела приблизительно так. Две трети ее членов были детьми московских служащих и интеллигенции. Выходцы из аристократических родов (в том числе Голицыных и Ширинских-Шахматовых) составляли 10%. Крестьяне (рязанские, костромские, кубанская казачка), занесенные в столицу волнами коллективизации – 10%. Рабочие – 5–6% и столько же – провинциальные горожане и интеллигенты. Монахини, насельницы закрытых монастырей – 1,5%. В целом такой же состав был у духовных семей других петровских наставников 101 . Большинство из тайных петровских постриженников родились в 1900–1910-х гг.; родившиеся в 1870–1880-х гг. в общине архим. Игнатия (Лебедева) составляли лишь около 5–8%. Среди духовных детей о. Игнатия иноков-мужчин в начале 1930-х гг. было примерно 10–12%. Все они практически сразу вышли на открытое служение, были арестованы и либо погибли в ссылках и лагерях, либо потеряли связь со своими духовными сестрами. В 1940-х гг. петровские общины были сплошь женскими. В 1935 г. еп. Варфоломей, некоторые другие духовники и несколько членов общины были арестованы и подверглись различным репрессиям. С этого момента «Петровский монастырь», объединенный личностью еп. Варфоломея, общим местом молитвы и общей духовной традицией, перестает существовать. Духовные семьи каждого из наставников пускаются в автономное плавание, но не распадаются, несмотря на аресты и ссылки. Многие из них снова объединились под руководством архим. Исидора в послевоенные годы 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пахомия Нерехотского, родившегося во Владимире, постригшегося в монахи во Владимирском Рождественском монастыре, основавшего свой монастырь близ города Нерехты Костромской губернии (Троицкий Сыпановский, в 1764 году обращенный в приходскую церковь) и скончавшегося 23 марта 1384 года, причисляет к ученикам преподобного Сергия, не указывая оснований, покойный архимандрит Леонид (см. его приложения к Описанию лавры А. В. Горского, напечатанные в Чтениях Общества Истории и Древностей Росс., 1879, с. 114). Сколько знаем, оснований и нет (если не считать основанием, что церковь монастыря посвящена была Святой Троице). Но если справедливо то, что Пахомий ввел в своем монастыре строгое общежитие, то, не считаясь учеником или собеседником преподобного Сергия, он должен быть считаем его подражателем. Никита Костромской, о котором нет никаких биографических сведений, кроме того, что жил при великом князе Василии Васильевиче Темном (1425–1462), основал находящийся в городе Костроме Богоявленский монастырь (в 1864 году обращенный из мужского в женский). Есть описание Богоявленского монастыря, напечатанное в 1837 году под заглавием «Исторические известия о Костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век» и принадлежащее ректору семинарии архимандриту Афанасию, умершему в сане архиепископа Астраханского. В этом описании ни единым словом не намекается на существование предания, которое считало бы старца Никиту (как называется основатель монастыря в монастырских синодиках) за ученика преподобного Сергия. А из сего с несомненностию и следует, что наше предание создалось или создано только уже в весьма недавние времена... (А объединять Никиту Костромского с Никитою Серпуховско-Боровским, как видно из сказанного нами о последнем, совершенно неосновательно). Савва Тверской причисляется к ученикам преподобного Сергия в списке учеников последнего, читаемом в Академической фундамент. рукописи 201 (один из учеников преподобного Сергия– «Сава, иже во Твери, в Савинском монастыре», л.

http://sedmitza.ru/lib/text/438558/

Звяга, Звягин : кн. Семен Васильевич Звяга Ростовский, боярин, 1550 г.; Охлопко [слг. Охлопко] и Будиха [см. Будиха] Микулиничи Звягины, 1568 г., Ярославль [см. Бобай] Звяга – собачий или лисий лай; звягливый – бестолковый крикун; звяга – нелепые речи (зап. рус.) Звягинцев Третьяк [см. Третьяк], царский певчий, 1573 г. Згабнев ( Згибнев ) Семен, 1586 г., Арзамас Згнетнев Василий, крестьянин, 1624–1660 гг., Курмыш Здешний , помещик, конец XVI в., Мещерский уезд Здышков Федор, земский староста, 1640 г., Белоозеро Зевака , крестьянин, 1545 г., Новгород Зевалов Поспел [см. Поспел] Юрьевич, 1585 г., Тверь Зевень , крестьянин, 1545 г., Новгород Зегзюлин ( Зекзюлин ) Василий Давидович, 1559 г., Звенигород Зекзюля, зегзица, зозуля – кукушка Зезевитов Семен, пристав у цесарского посла, 1493 г.; Иван Тимофеевич , писец, 1510 г., Псков Зекеев Никита, посадский человек, 1626 г., Ржева Владимирова Зекзюлин см. Зегзюлин Зеленин Маркел, казнен в опричнине; Дмитрий Иванович, 1602 г., Новгород Зеленка , крестьянин, 1545 г., Новгород Зеленый Иван Андреевич , конец XVI в.; Зеленые, помещики, 1532 г., Торопец Зеленя, Зеленин : Зеленя Бирилев [см. Бириль], помещик, конец XV в., Новгород; Дмитрий Иванович Зеленин, 1600 г., там же Ср. зелень – чад, угар, смрад (Даль) Земцов Якуш, пушкарь, 1660 г., Луки Великие Зенбулатовы , 1588 г., Калуга 42 Зендиков Коверя [см. Коверя], крестьянин, 1535 г., Московский уезд Зенкин Михаил, крестьянин, 1585 г., Владимир Зеремский Кузьма Пашлыков, 1613 г., Мещера Зерзень Захарий Иванович Палицын [см. Палица], вторая половина XV в. Зеркаловы-Пановы [см. Пановы] Алексей и Сурка [см. Сурка] Евстафьевичи, 1568 г., Ярославль Зерно Александр Захарьевич, костромской боярин, убит в 1304 г. в Костроме; от него – Сабуровы [см. Сабур], Годуновы [см. Годун] и Вельяминовы-Зерновы [см. Брех, Глаз, Жигач, Одолба, Семейка, Синец, Токмак, Шестопер, Шея] Зех, Зехач, Зехло – распространенные в XVI в. в Новгороде у крестьян прозвища; Терентий Зехов, 1611 г., Важская область Зеха – зевака, простофиля, разиня

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010