Костромская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Костромской области [ править править код ] С древних времен Кострома была одним из центров духовной жизни Руси. Здесь на рубе же пятидесятых-шестидесятых годов XIII столетия совершилось явление всероссийски чтимой православной святыни, чудотворной Фео доровской иконы Божией Матери – моленного образа благоверного князя Александра Невского, которым в 1613 году в стенах костромского Ипатьевского монастыря был благословлен на царство Михаил Феодорович Романов. В XIV веке костромской край, часть Северной Фиваиды, был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена Земли Русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников аввы Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. На костромской земле, среди некогда непроходимых лесов, в молитве и делах благочестия подвизались и другие Сергиевы ученики – преподобные Павел Обнорский, Иаков Железноборовский, Пахомий Нерехтский, Макарий Писемский, преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих. « Костромская сторона , – как пишет выдающийся костромской церковный историк и краевед XIX века протоиерей Михаил Диев (1794-1866), – с самого начала в ней веры христианской, принадлежала Ростовской епархии – как дело проповеди ростовских архиереев. По кончине государя Всеволода Георгиевича, именуемого Великим Гнездом, Кострома досталась в удел второму сыну его, великому князю Георгию II , и когда Георгий по вражде с братом Константином, ростовским князем, 1213 года испросил себе особого архиерея и основал для своих владений в Суздале от дельную от Ростова епископию, в это время Костромская сторона, как принадлежность великого княжества, от Ростовской епархии вступила в состав Суздальской. Когда же митрополит всея России Максим, 1299 года закрывши свою епископию в Суздале, основал свое местопребывание во Владимире, с той поры Костромская сторона взошла в состав митрополичьей области. Таким образом, Костромская сторона, до самого учреждения в ней епархии, находилась в непосредственном управлении священноначальников земли Русской... »

http://azbyka.ru/palomnik/Костромская_об...

Что посмотреть в Костромской земле? На древней Галичской земле (географически она большей частью совпадает с современной Костромской областью) есть на что посмотреть: более 2,5 тысяч исторических, архитектурных и религиозных памятников. Плюс народные ремесла. Плюс заповедники, памятники природы, и так далее и тому подобное… Учтите: иногда нужно сильно исхитриться, чтобы добраться до достойного внимания объекта — прямых дорог здесь немного, часто приходится пересаживаться с поезда на автобус, с автобуса на маршрутку, а то и попутку ловить… Предусмотрительные туристы и паломники выбирают организованные культурно-познавательные и паломнические туры. А если рискнете поехать на своем авто, важно знать, куда свернуть. Начать, конечно, нужно с Костромы. Она не зря входит в Золотое кольцо России… 1 Пожарная каланча Фото Alexxx1979/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0 В центре Костромы, на главной Сусанинской площади стоит знаменитая Пожарная каланча. Памятник архитектуры XIX века возведен в 1825 году, выполнен в античном стиле. К музею, открытому здесь, относится не только сама каланча, но также караульные и жилые помещения, конюшни, сараи… Особого внимания заслуживает 35-метровая смотровая вышка. Сусанинская площадь богата интересными местами и зданиями: дом Борщова, Торговые ряды, Здание Присутственных мест… Как добраться : г. Кострома, ул. Симановского, 1. 2 Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Фото с сайта Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря Он основан в 1330 году. Крупный монастырский комплекс включает себя Троицкий собор с колокольней, Екатерининские ворота, Палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, усыпальницу бояр Годуновых и другие сооружения. На территории монастыря действует церковный музей. Монастырь знаменит прежде всего тем, что в 1613 году именно здесь призвали на царство Михаила Романова — первого из новой и последней царской династии России. Как добраться : г. Кострома, ул. Просвещения, 1. 3 Богоявленско-Анастасиин монастырь Фото kostromamitropolia.ru В XV веке ученик и родственник преподобного Сергия Радонежского Никита Костромской, бывший настоятель Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Петровского монастыря в Боровске, удалился в Кострому и основал здесь Богоявленский монастырь. Мощи святого находятся в склепе Богоявленского собора монастыря (под спудом). Изначально обитель была мужской. В XIX веке ее заняли насельницы из Анастасиина монастыря, и место приобрело двойное название: Богоявленско-Анастасиин монастырь.

http://sever.foma.ru/chto-posmotret-v-ko...

икона Божией Матери Игумения Всечестнейшая обителей иноческих», на к-рой преподобные Н., Сергий Радонежский, Афанасий Высоцкий (Старший) и Афанасий Высоцкий (Младший) показаны в коленопреклоненном молении перед стоящей на облаках над обителью Пресв. Богородицей (в типе «Игумения Св. Горы Афонской»). Н. представлен крайним слева за спиной прп. Сергия, у него высокий лоб с залысиной и короткие седые волосы, куколь опущен на плечи. Кроме того, Н. изображен в одном из картушей в стенописи Покровской ц. обители (поясной образ святого вполоборота влево). В соборе Рождества Пресв. Богородицы Пафнутиева Боровского мон-ря находятся 2 иконы Н. кон. XX - нач. XXI в.: «Прп. Никита Серпуховской» в древнерусской стилистике из трапезной храма (Н. в рост, прямолично, на золотом фоне, голова непокрыта, руки возле груди, в левой четки); «Преподобные Пафнутий Боровский и Никита Серпуховской, на фоне Пафнутиева Боровского монастыря» из четверика собора (образ решен в живописной манере, Н.- справа, в небольшом повороте к центру, куколь лежит на плечах, волосы короткие, седая окладистая борода на конце раздвоена, правая рука прижата к груди, в левой - четки). Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. Рака над местом захоронения прп. Никиты Костромского. Фотография. 2016 г. 6 сент. 1847 г. в результате пожара Богоявленский мон-рь сильно пострадал и в 1848 г. был упразднен. В 1863 г. обитель объединили с Анастасииным жен. мон-рем, к-рый возглавила игум. Мария (Давыдова). По ее инициативе в юж. части крипты собора устроили ц. во имя св. вмч. Никиты и прп. Сергия Радонежского, которую 14 сент. 1867 г. освятил еп. Костромской и Галичский Платон (Фивейский). По сведениям прот. С. К. Смирнова, при строительстве этой церкви был найден гроб с мощами Н. «По распоряжению епископа Платона гроб положен в усыпальнице за левым клиросом» ( Смирнов. 1885. С. 147-148). 15 сент.- день памяти вмч. Никиты Готфского, святого, тезоименитого Н.,- стал престольным праздником мон-ря. Ежегодно вечером 14 сент. в церкви совершалась великая панихида об упокоении «строителя Никиты». Богоявленский мон-рь посещали члены Дома Романовых: 14 мая 1898 г.- московский генерал-губернатор вел. кн. Сергей Александрович (1857-1905), 9 июля 1916 г.- его вдова вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна (1864-1918). По просьбе последней в храме вмч. Никиты была совершена панихида об упокоении старца Никиты, имп. Александра III и вел. кн. Сергея Александровича. В 1919 г. мон-рь был закрыт, Богоявленский собор стал приходским храмом. В 1925 г. после ликвидации прихода здесь разместился ГАКО, в авг. 1982 г. в результате пожара зданию был нанесен огромный ущерб. В 80-х гг. XX в. осуществлялась реставрация собора, здесь предполагалось открыть зал органной музыки. По просьбе еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) 19 марта 1990 г. собор был возвращен Костромской епархии. В 1991 г. началось возрождение Богоявленско-Анастасиина жен. мон-ря, настоятельницей к-рого стала игум. Иннокентия (Травина). 17 авг. того же года еп. Александр (Могилёв) совершил торжественное освящение Богоявленско-Анастасиина храма, ставшего кафедральным собором епархии.

http://pravenc.ru/text/2565360.html

Пафнутия Боровского//Сб. Ист.-фил. об-ва при Ин-те кн. Безбородко. Нежин, 1899. Т. 2. С. 119; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 178-179; Писцовая книга г. Костромы 1627/28 - 1629/30 гг. Кострома, 2004. Л. 582 об, 573 об.- 574, 591 об., 567 об., 654. Лит.: Афанасий (Дроздов), архим. Ист. известия о Костромском 2-кл. Богоявленском мон-ре с XV по XIX в. СПб., 1837. С. 43; Смирнов С., прот. Ученики прп. Сергия Радонежского//ДЧ. 1885. Июнь. С. 129-153; Иосиф (Баженов), архим. Сведения о возобновлении Костромского Богоявленско-Анастасиина жен. монастыря. СПб., 1879. С. 16-17; Баженов И. В. Костромской Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь. Кострома, 1895; Описание о российских святых. 1887. С. 230; Толстой М. В. Рассказы из истории Рус. Церкви. М., 1898. М., 1999р. С. 164; Тренёв Д. К. Серпуховской Высоцкий мон-рь, его иконы и достопамятности. М., 1902. С. 36-37, 100; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 476; Зимин А. А. Витязь на распутье: Феод. война в России XV в. М., 1991. С. 155; Каштанов С. М. К вопросу о сыновьях Боровско-Серпуховского кн. Василия Ярославича//Ист. антропология: Место в системе социальных наук, источники и методы интерпретации. М., 1998. С. 122-125; Кузьмин А. В. Происхождение участников заговора 1461-1462 гг. с целью освобождения из заключения боровско-серпуховского кн. Василия Ярославича//Рус. Средневековье: Сб. ст. в честь Ю. Г. Алексеева. М., 2012. С. 280-294. Е. В. Романенко Иконография Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Прп. Никита Боровский. Роспись Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. 1684 г. (поновления 1859, 1865–1866 гг.) Художественная артель под рук. Д. Г. Плеханова Памятников ранней иконописи с образом Н. не сохранилось ни в Серпуховском, ни в Боровском мон-рях по причине их полного разорения в XX в. Возможно, Н. упоминается в нек-рых иконописных подлинниках ( Маркелов. Святые Др.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

По мнению архим. Иосифа (Баженова), «погребение сынов Боровского князя… в обители знакомого ему настоятеля прп. Никиты служит фактическим подтверждением переселения его в Кострому из г. Боровска» ( Иосиф (Баженов). 1879. С. 16-17). Нельзя признать обоснованным этот аргумент, поскольку князья были отправлены в Богоявленскую обитель насильственно, их поминовение там, где они были погребены, вполне естественно и совершенно не связано с деятельностью Н. и его предполагаемым переселением из серпуховско-боровского удела. К тому же Н., по свидетельству Жития, в 1414 г. был очень стар и вряд ли мог прожить еще полвека - до 1461-1462 гг. В лит-ре Н. иногда отождествляется с прп. Никифором Боровским ( Голубинский. Канонизация святых. С. 363; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 361). Возможно, это отождествление возникло из-за того, что в абсолютном большинстве списков «Книги глаголемой Описание о российских святых» упоминается именно прп. Никифор. Память «святаго Никиты старца в монастыре на Высоком» указана в святцах выговского наставника Ф. П. Бабушкина под 15 сент. (БАН. Дружин. 131. Л. 15, нач. XIX в.). Облик святого описан в иконописных подлинниках: «Сед, брада покороче Власиевы, власы с ушей, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 155 об., кон. XVIII в., без указания дня памяти); «Надсед, брада аки у Никона Радонежского, ризы преподобнически» (РНБ. Погод. 1931. Л. 142, 20-е гг. XIX в., под 19 апр.). Н. канонизирован в составе Собора Радонежских святых, празднование к-рому установлено в 1981 г. В 2013 г. его имя включено в Собор Костромских святых (ПЦК. 2013. С. 147; до этого года в РПЦ почитались 2 разных святых: Никита, прп. Боровский (пам. в Соборе Радонежских святых), и Никита, прп. Костромской (пам. в Соборе Костромских святых) (ПЦК. 2012. С. 155)). Память прп. Никиты Боровского указана в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 368). Ист.: Баженов И. В. 42 старинных сборника костромского Богоявленского мон-ря//Костромская старина. Кострома, 1897. Вып. 4. Прил. С. 68-118; Житие прп.

http://pravenc.ru/text/2565350.html

Хотя, вследствие этого, трудно решить вопрос о времени основания Богоявленского монастыря, однако же существуют некоторые данные для того, чтобы основателем его признать старца Никиту издревле почитаемого в монастыре. Так в древнейшем монастырском синодике первым в ряду настоятелей этой обители стоит имя «строителя месту сему преподобного старца Никиты». В монастырском трапезном уставе (т. н. кормовая книга) XVII века память этого «старца» обозначена в следующих выражениях: «сентября в 15 день панихида пети и обедня служити по иноке Никите, строителе месту сему, собором, на братию корм большой». Такое признание Никиты основателем Богоявленской обители, искони идущее, решительно разделяется и преемственно сохраняется в ней и доселе. Можно приблизительно сказать, когда жил этот первоначальник обители. В составленных во второй половине прошлого столетия описях имущества Богоявленского монастыря, между прочим, при кратком изложении содержания утраченных древних жалованных грамот упоминается грамота, которая дана от великого князя Василия Васильевича Костромскому наместнику Ивану Ивановичу по челобитью Богоявленского монастыря чернца Никиты о расчистке в р. Волге тони для рыбной ловли. Это известие приводит нас к тому заключению, что основатель этого монастыря старец Никита жил в княжение Василия Васильевича Темного, в период времени от 1425 г., когда он сделался великим князем, до кончины его в 1462 г. Но кто был этот старец Никита, об этом трудно сказать что-либо с достаточною основательностью, за отсутствием ясных данных. Может быть, он был тот преподобн. Никита, ученик и сродник препод. Сергия, который был настоятелем Боровского (Калужской губ) Высоцкого монастыря, как об этом говорят В. Ундольский († 1864 г.) и П. С. Казанский († 1878 г.). На родственное отношение старца Никиты к преп. Сергию может отчасти указывать то обстоятельство, что в синодике Богоявленской обители записан для поминовения род преп. Сергия Радонежского. А на тожество его с настоятелем Боровского Высоцкого монастыря отчасти может указывать то обстоятельство, что в конце XV века в Богоявленской обители, как видно из надписи на стене под собором, нашли себе вечное упокоение племянники в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

А на тою церковь положено дани по скаске стольника Никиты Акинфова з дворов с попова; с вотчинникова; с одиннадцати дворов крестьянских молотчих; с четырех дворов бобыльских да с церковные земли, которую стольник Никита Акинфов дал к той церкви на пропитание попу с причетники из своей вотчинной земли по памяти ис поместного приказу за приписью дьяка Ивана Протопопова; с пашни з десяти чети в поле, а в дву потому ж; с сенных покосов з десяти копен по указной стат четырнадцать алтын две деньги, заезда гривна. Итого окладу данные деньги на нынешний рпз-й год велено принять и в приход записать. И впредь писать: Церковь преподобного Сергия Радонежского чудотворца с приделы в вотчине стольника Никиты Акинфова в селе Сергееве дани четырнадцать алтын две деньги; заезда гривна. И генваря в г -й день те деньги на нынешний рпз-й год взяты. Платил стольника Никиты Акинфиева человек Еремка Фомин. Принял Ивашко Вешняков. РГАДА, ф. 235 " Казенный патриарший (Синодальный) приказ " , оп. 2, д. 97 " Расходные книги за 1678/79 гг. " , л. 176 Буквально 5 километров разделяют село Комягино с его уникальным храмов во имя Сергия Радонежского и город Ивантеевку. Здесь Думный дворянин и стольник Петра Великого Никита Иванович Акинфов в 1678 году построил каменную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она практически в неизменном виде дожила до наших дней и отметила недавно своё 345-летие. Сегодня храм почитают как самый древний в Пушкинском округе. Практически до середины XVII века в этих глухих местах, похоже, постоянно не жил никто, а по крутым берегам Скалбы стояли непроходимые леса. Местность именовали пустошью. Так бы и продолжалось дальше неопределённое количество лет, если бы семья Акинфовых в 1646 году не получила " с царского плеча " эти безлюдные земли и не засеяла их своими крестьянами, специально переселёнными сюда из Костромских, Владимирских и Вологодских вотчин. Местность стали постепенно обживать, но какая жизнь без православного храма? И вот стольник царского двора Никита Иванович Акинфов решает построить в селе каменный храм.

http://sobory.ru/article/?object=03505

(Л. 114) 1703 году октября 14 день пожаловали, дали в дом Святого Богоявления Господня по стольнике Михаиле Дементьевиче его Кафтырева жена и вдова Анфиса Андреевна с сыном Иваном Михайловичем вклад на монастырскую конюшню жеребца светло-сера, лет сросл. (Л. 115) 158 году марта 23 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Никита Васильевич Кафтырев по жене своей, по Евдокии Борисовне, пятьдесят рублев денег, да камку двоелишную на ризы, да оплечье отлас серебряной, да санник гнед осми лет, грива направо с отметом, с саньми и с хомутом, да сукно зеленое. (Л. 115 об.) Лета 7182 месяца апреля в 20 день дал вклад в дом Богоявления Господня Никита Васильевич Кафтырев, а во иноцех инок Антоний, дано пятьдесят рублев серебряных денег. (Л. 116) Лета 7144 году октября в 5 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Дементий Васильевич Кафтырев двадцать ефимок да десять рублев. 145 году генваря в 6 день дали вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Андрей Васильевич да Яков Васильевич Кафтыревы по матери своей, по иноке старице Маремьяне Дмитривне, восемьдесят рублев денег да конь карь осьми лет за двадцать рублев. Дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа (Л. 116 об.) Никита Васильевич Кафтырев по брате своем, по Иосифе Васильевиче Кафтыреве , пятьдесят рублев денег да сто ефимков за пятьдесят же рублев. Ис тех денег, ис ефимков, сделали чашу под освященное, да десять золотых чашек на позолоту, да три сосуда серебряных, да стокан, да два ковша серебряных, а весу в них полфунта шестнадцать золотников; да ризы дорогильные с оплечьем, шито золотом и серебром по бархату черному, да образ Пречистыя Богородицы Казанские, обложен серебром, в киоте, да конь гнед за двадцать рублев. 146 году февраля в 15 день дал вкладу в дом Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Дементий Васильевич Кафтырев книгу Евангелие напрестольное по верху золочено печатное в десть, бумага (Л. 117) александрийская, цка серебряная резная, евангелисты чеканные золочены с каменьем и жемчюгом, внизу доска оболочена отласом золотным, жуки серебряны резные, а застешки позолочены.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

А в 1996 году были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского, с тех пор они пребывают в той же Успенской церкви села Стромынь. В отдаленных краях Московского княжества воспитанники Преподобного Сергия основали еще множество монастырей. На северо-запад от Троицкой обители, в землю Костромскую и Галичскую, ушли четверо последователей Радонежского старца — преподобные Пахомий, Никита, Иаков и Авраамий. П реподобный Пахомий Нерехтский был сыном священника из города Владимира. В крещении его нарекли Иаковом. Монашеский постриг под именем Пахомий он принял во Владимирском Богородице-Рождественском монастыре. Позднее Пахомий стал игуменом Константино-Еленинского монастыря во Владимире. Однако вскоре он захотел оставить суету настоятельской жизни и удалиться в пустынь. Когда Пахомий отправился в костромские пределы, в леса. На берегу реки Солоницы, вблизи селения Нерехта, на месте, издревле именовавшемся Сыпаново, он построил себе хижину. Постепенно к нему стали стекаться люди, желающие монашеской жизни. Так было положено начало монастырю во имя Пресвятой Троицы. В Житии преподобного Пахомия нет сведений о его общении с Преподобным Сергием Радонежским, однако наличие связи между ними подтверждает сам факт посвящения обители — Нерехтский монастырь стал вторым на Руси после Сергиева, освященным во имя Пресвятой Троицы. Преподобный Пахомий, как и многие другие последователи святого Сергия Радонежского, был иконописцем. Стены деревянной не сохранившейся до наших дней церкви во имя Пресвятой Троицы были украшены иконами его письма. В XVIII веке обитель преподобного Пахомия была упразднена, Троицкая церковь обращена в приходской храм. На месте монастыря долгие годы находилось село Троица. В 1993 году обитель была возрождена как Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь. Преподобный Никита Костромской в синодиках упоминается как «сродник» Преподобного Сергия Радонежского. Монашеский постриг он принял в Троицкой обители у Преподобного Сергия. Вскоре с частью братии Никита перешел из Троицкого монастыря в Высоцкий монастырь близ Серпухова, где подвизался под началом другого ученика Сергия Радонежского — преподобного Афанасия Старшего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010