Отличительный характер истинно-православной церкви в том и обнаруживался, что она считала своей задачей сохранить учение Христа и апостолов в нерушимой целости не только по духу, но и по букве. Раз приняв канон священных книг от святых апостолов, православная церковь во все века руководилась в отношении к нему, завещанием святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в апокалипсисе: «свидетельствую всякому слышавшему словеса пророчества книги сея: аще кто приложит к сим, наложит на него Бог язв написанных в книзе сей; и аще кто отымет от словес книги пророчествия сего, отымет Бог часть его от книги животныя, и от града святого, и написанных в книзе сей» ( Откр.22:18–19 ). Всему свету известно, что церковь Христова хранит всякую букву священного канона, яко зеницу ока. Подобным же образом православная церковь относилась и к священному Господню и апостольскому преданию, по завещанию св. апостола Павла: «возлюбленные Господом братия, Бог от начала, чрез освящение от Святаго Духа, и чрез веру истине Христовой, избрал вас ко спасению, к которому и призывает вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашей Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш, Иисус Христос и Бог и Отец наш, давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да, утвердит вас во всяком слове и деле благом. Верен Господь, который утвердит вас и сохранит от лукаваго. Завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякаго брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое вы приняли от нас» ( 2Сол.2:13–17, 3:3, 6 ). И вот почти два тысячелетия спустя, со времени основания христианской церкви, в нашем отечестве явился ересеучитель, который открыл, что не только последующие пастыри и учители, ученики апостольские, но и сами уже апостолы изменили истинное учение Христа. Да откуда же он мог бы знать это, как не из евангелий и прочих писаний апостольских, сохраненных в неизменном виде в продолжении 19 века?! Ведь сам Христос лицом к лицу с ним не беседовал, особых откровений его, как апостола Павла, не удостаивал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Относительно же молодых вдовиц св. апостол Павел «желает, чтоб они вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противникам никакого повода к злоречию» ( 1Тим.5:3–14 ). В рождении детей святой апостол указывал естественное призвание женщины и заслуг ее пред Богом. Спасется жена ради чадородия, – учит св. Павел ( 1Тим.2:1–15 ), – если при этом пребудешь в вере и верности, и в любви, и в святости с целомудрием. Спасется жена никак не громким учительством и ученостью, не отправлением гражданских должностей и не гражданскими доблестями, а тихим, святым и целомудренным исполнением природного призвания женщины – быть христианской матерью. Жене св. апостол Павел учительствовать запрещает, властвовать над мужем запрещает, повелевая ей и учиться со всякой покорностью и пребывать в безмолвии. По Велиару-Толстому, ненависть -нормальное отношение между супругами, и это будто бы не может быть иначе, вследствие соучастия в осквернении. По христианскому же учению это далеко не так. Св. апостол Павел об этом поучает так: «во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуйтесь друг другу в страхе Божием. Жены повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены. А мужья любите своих жен, как Христос возлюбил церковь . Любить своих жен мужья должны так, как свое тело; любящий свою жену, себя самого любит. Ибо никто никогда не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее. Посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика» ( Ефес.6:20–32 ). Вообще христианство, – нельзя сказать, – благословляет, но попускает все здравые естественно-человеческие чувства, стараясь их возвысить до духовности, утончить до совершенства, и в высшем законоправном, сообразном с творческими целями направлении, благословляя их и освящая. В этом отношении половая и семейная любовь никак не составляет исключения, любовь жениха к невесте и обратно, любовь мужа к жене, родителей к детям и взаимно детей к родителям. Естественна животная сторона даже в привязанности детей к родителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

По приходе в дом, на вопрос пастыря, где же больной, встречавши его хозяин, по видимому, совсем здоровый, отвечает: это я. Духовный отец удивился и с кротким увещанием говорит, что ему следует не призывать на дом священника с причастием, а самому идти в церковь , поговеть, исповедаться и затем уже приобщиться, так как, по видимому, он не настолько болен, Больной, лет пятидесяти человек, говорит почтительно: «вы правы; но я не знаю, что со мною, мне кажется, что мне надо спешить, я не должен откладывать», – Удивленный духовник приступил к исповеди. Но во время чтения молитв пред исповедью, стоявший на ногах исповедник прерывает духовного отца: «ах, нельзя ли поскорее, я боюсь опоздать», – На исповеди духовник узнает, что тот не говел более 30 лет, да и в церковь не ходил, даже смеялся и глумился над причастием и причастниками. По бледному лицу кающегося текли слезы: «давно не плакал», – сорвалось с уст исповедающегося, Взволнованный духовник, прочитав разрешительную молитву, приступить к святым дарам. Причастник просит позволения сесть, чувствуя себя усталым. Духовник начал читать молитву: «верую, Господи, и исповедую»... Больной тихо повторяет. Слыша, что голос больного слабеет, духовник ускоряет чтение молитвы невольно, бессознательно, и подходит к больному со св. дарами. Пока духовник делал эти четыре-пять шагов, слышит легкий вздох, подходит. А тот уже был мертв. Он дожил до разрешительной молитвы, до покаяния, но до причастия, над которым столь долго глумился, не дожил («Гражданин11, 1885 г. 17). Тут и вспоминаются грозные слова св. апостола: если отвергнешь закон Моисеев, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью: то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляешь?! Страшно впасть в руки Бога живого ( Евр.10:28–31 ). Еда не может рука Господня спасти? или Господь отягчил есть слух свой, еже не услышати? Но грехи ваши разлучают между вами и между Богом, по слову пророка Исаии ( Ис.59:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Полагают, что Адам, получив в откровении заповедь Божию о кровавой жертве, сейчас же и принес ее. А из кож закланных и сожженных жертвенных животных сам Господь Бог сотворил Адаму и жене его ризы кожаные, и облече их. Сопоставьте это с тем, что тотчас по грехопадении Адам и Ева прикрывают наготу тела и духа своего препоясаниями из листьев, по первоевангелии же и по первой жертве Бог прикрывает их наготу ризами жертвенных животных. Это значило, что умилостивительная жертва закрывает пред очами правды Божией нашу вину. В том же смысле и говорится в Библии многократно, что Бог обоня воню благоухания сожигаемой жертвы. Дым сожигаемого животного тела пахнет очень тяжело; но здесь разумеется благоухание духовное, благоухание высшее таинственное, с одной стороны благоухание молитвы кающегося человека, а с другой благоухание святейшей жертвы, принесенной на крест за вину человека невинным, святейшим святых, обетованным Искупителем. Так произошли кровавые жертвы. Кровавая жертва установлена Богом, как прообраз кровавой крестной жертвы. С жертвами кровавыми тесную связь и тоже самое в роде, хотя и с некоторым оттенком разновидности, зпачение имели и бескровные жертвоприношения, приношения от плодов земли, от произрастений. Так значение этих жертв впервые разъясняет Израилю сам Господь через раба своего Моисея: наблюдай праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты снял на поле, и праздник собирания плодов (древесных и иных) в конце года, когда уберешь с поля работу твою. Начатки плодов земли твоей принеси в дом Господа Бога твоего. Служите Господу Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и вино твое и воду твою и отвратит от вас болезни, и число дней ваших соделает полным ( Исх. 28:16–26 ). Конечно и эти жертвы приносились Богу во имя единой обетованной крестной жертвы; и Бог принимал их в воню благоухания потому, что пред Ним вечно благоухала единая всеумилостивляющая жертва Сына Его. Но безкровные жертвы не так прямо указывали на крестную жертву, как жертвы кровавые. Принося в жертву Богу начатки плодов земных, человек выражал пред Богом свою зависимость от Него, свою благодарность Ему за Его дары и просил себе благословения Господня и на будущее время, на все продолжение своей земной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Попробуй же теперь чужой человек покричать на этих овец, что выйдет? Овцы, не узнавая чужого гласа, разбегутся, больше ничего. Ясна ли теперь притча Христова? Повторим же ее, чтобы все тончайшие черты ее отпечатлелись в нашем сознании. Да тут же и прилагайте их к пастырству духовному. Аз есмь пастырь добрый. Овцы слушают гласа доброго пастыря, и он зовет своих овец по имени (каждую по особым кличкам) и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними, а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают его голоса. Кто пойдет за пастырем добрым, тот спасется, тот и войдет во двор овчий и выйдет и пажить найдет. Пастырь добрый приходит для того, чтобы овцы жизнь и средства для духовной жизни имели с избытком. А вор приходит только для того, чтобы украсть и попользоваться, чтоб убить и погубить. Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит волка грядуща и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. А наемник бежит потому, что наемник, и не радит об овцах. Не яснее ли для нас, не внушительнее ли будет теперь и основанное на букве и духе притчи Христовой, обращенное к нам, первоверховным по пастыреначальнике Христе пастырем Христовой Церкви, апостолом Петром прошение: пресвитеров-пастырей умоляю, как сопресвитер, сопастырь, как свидетель Христовых страстей: пасите стадо Божие, какое у вас, какое вам Бог вручил, посещая его, епископствуя-надзирая за ним не принужденно и без принуждения, но охотно и богоугодно, из богоугождения, не скверностяжательно для гнусной корысти, но с готовностию из усердия и не как бы господствуя над клиром, над достоянием Божиим, но становясь образом, подавая пример стаду ( 1Пет. 5:1–3 ). Боюсь дальше, как бы читая урок вам, юноши, не кинуть тяжелым камнем в себя самого и в свою братию, современное пастырство. Постараюсь, чтобы в дальнейшей речи моей к вам, юноши, самообличения, самобичевания было как можно меньше, а назидания, а разъяснения современного состояния и современных условий пастырства побольше. И знайте, что об условиях и обстоятельствах современного пастырства я буду говорить, заимствуя черты не из одного здешнего края, но отовсюду, насколько мне известно положение вещей, даже в несколько, быть может, преувеличенном ходячею молвою виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Посылая на проповедь семьдесят других апостолов, Господь Иисус говорит им тоже: «слушаяй вас, Мене слушает; и отметаяйся вас, Мне отметается, отметаяйся же Мене, отметается пославшаго Мя Отца» ( Лк.10:16 ). То же самое внушает Господь святым апостолам и пред смертью своей в речи своей о последних судьбах мира: «не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый» ( Мк.13:11 ). «Когда поведут вас в синагоги и темницы, к царям и владыкам, то это прилучится вам во свидетельство. Положите же себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать. Аз бо дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк.21:12–15 ). Прежде чем воздействовать на апостолов особою чрезвычайною благодатью, прежде чем просветить их чрезвычайною силою Духа Святого, Господь Иисус Христос просто в естественном порядке учил их, как совместно со всем народом, так и особо наедине, их одних. Когда св. апостолы спрашивали Его наедине: зачем Ты притчами говоришь им (народу), – Он в ответ говорил им: «вам дано от Отца моего разумети тайны царствия небеснаго, а тем не дано» ( Мф.13:11 ). «Тем внешним все в притчах предлагается, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, так как еще не пришло время им обратиться; ибо одебелело сердце людей сих» ( Мф.13:13, 15 ). Наставляя апостолов всему, что им ведать надлежало, и всенародно, и особо наедине, Иисус Христос и вразумлял их, исправляя ошибочные их воззрения, как апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых ( Мк.10:35–45 ; Лк.9:54–56 ), или Филиппа ( Ин.14:8–10 ), и обличал, как апостола Петра ( Мф.16:22–23 ), и предостерегал, как Иуду Искариотского неоднократно. Тем не менее, еще при жизни своей, до сошествия на апостолов Святого Духа, Господь действовал на них по временам и особым благодатным откровением. Так Господь Иисус, после Петрова исповедания Его Христом Сыном Бога живаго, изрек Петру: «блажен еси Симон, сын Ионин! Ибо не плоть и кровь явили тебе сие, но Отец мой, иже на небесех» ( Мф.16:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Признаки апостола во мне сказались пред вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами» ( 2Кор.12:11–12 ). Отсюда видно, что св. Павел, как и первенствующая церковь , видели признаки истинного апостольства в знамениях, чудесах и силах. В послании к римлянам он же пишет: «я могу похвалиться о Иисусе Христе только в том, что относится к Богу. Но не ославлюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божьего, так что благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности его и до Иллирика» ( Рим.15:17–19 ). В послании к солунянам, сказав, «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением (посредством знамений и чудес), св. Павел прибавляет; «как вы сами это знаете, каковы, были мы для вас между вами». Такое свидетельство есть само в себе поразительнейшее, очевиднейшее свидетельство того, что в апостольской церкви святыми апостолами, да и другими совершались многие чудотворения, которыми подкреплялась сила евангельской проповеди, по обетованию Христову: знамения верующим сия последуют: именем моим бесы ижденут, языками возглаголят новыми, на недужных руки возложат, и здравы будут, согласно заключительному слову евангелия от Марка: они же изшедшие проповедаша всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми. Вообще это поразительнейшее свидетельство истины слов и дел св. апостола Павла, что он истину своих слов и дел, совершенных пред известными церквами, подтверждает в посланиях к этим церквам их же собственным свидетельством. Убедительнейший памятник такого поразительно-доказательного приема св. Павел представляет нам во втором своем послании к коринфянам. Надобно сказать, что в Коринфе апостола Павла некоторые лжеучители уничижали, – уничижали не только честь его, как апостола, но и самое учете; что, впрочем, терпел он и по другим церквам. И вот второе свое послание к коринфянам он пишет, как апологию не только самого себя, но и своей апостольской проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Раз приняв канон священных книг от святых апостолов, православная церковь во все века руководилась в отношении к нему, завещанием святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в апокалипсисе ( Апок.22:18–19 ): свидетельствую в иному слышащему словеса пророчества книги сей: аще кто приложит к сим, наложит на нею Бог язвы написанные в книге сей и аще кто отымет от словес книги пророчеств и сего, отнимет Бог часть его от книги животныя, и от града святого, и написанных в книге сей. Всему свету известно, что церковь Христова хранит всякую букву священного канона, яко зеницу ока. Подобным же образом православная церковь относилась и к священному Господню и апостольскому преданию, по завещании св. апостола Павла: возлюбленные Господом я братия, Бог от начала, через освящение от Святого Духа, и через веру истины Христовой, избрал вас ко спасению, к которому и призывает вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашею Иисуса Христа. Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утвердит вас во всяком слове и деле благом. Верен Господь, который утвердит вас и сохранит от лукавого. Завещаваем вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое вы приняли от нас ( 2Сол.2:13–17; 3:3–6 ). И вот почти два тысячелетия спустя, со времени основания христианской церкви, в нашем отечестве явился ересеучитель, который открыл, что не только последующее пастыри и учители, ученики апостольские, но и сами уже апостолы изменили истинное учение Христа. Да откуда же он мог бы знать это, как не из евангелий и прочих писаний апостольских, сохраненных в неизменном виде в продолжении 19 веков?! Ведь сам Христос лицом к лицу с ним не беседовал, особых откровений его, как апостола Павла, не удостаивал. На каком же историческом основании он измышляет новое свое евангелие, которое отстоит от апостольского Христова евангелия, как небо от земли, евангелие не только ложное в самом основании, но и грубо безобразное, обнаженно-циническое?! Отделенный от тела церкви, без проповеди пророков и апостолов, без веры церкви, основанной на подлинном священном писании и предании, во что тогда превратился бы сам Христос? Превратился бы в того Христа, которого проповедует сей ересеучитель...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Дух животворит, плоть не пользует нимало. Бы же руководитесь помыслами плотскими, низменными. Мне ведомо, Мною же и предопределено от начала, кто суть и будут неверующие, и кто предаст Меня, Христа. Для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца моего. – Не они первые, не они последние из учеников Христа, что отходят от Христа и уже не ходят с Ним. Предшественников себе в этом они имеют в первых учениках Христовых из Иудеев, которые тогда еще отошли от Христа и уже не ходили с Ним. История старая, повторяющаяся от века, повторяемая и современным нам ересеучителем. Нового пока не сочинил он, даже и в своем евангелии, ничего, а только повторяет старые еврейские басни. Те тогда соблазнились учением Христовым о вкушении тела и крови Христовых в таинстве причастия: как Он может дать нам есть плоть свою?! И эти соблазнились тем же. – «Когда священник», – жалуется соблазнившийся мудрец,– «заставить меня повторять известные слова, говорящие об истинном теле и истинной крови, меня резануло по сердцу», Я. приобщился без кощунственных чувств; однако удар был уже нанесен и зная наперед ожидающее меня, я не мог идти в другой раз». – Это тоже самое, что: какие странные слова! Кто может это слушать! как говорили иудеи, после чего многие из маловерных учеников Христа отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Им не дано было от Бога Отца прийти ко Христу и ходить за Ним. Счастье прийти ко Христу и достойно приступить к причастно святого тела Его нужно заслужить, Чего же ждать, на что надеяться, когда человеком делается все обратное, делается нарочно все к тому, чтобы не только быть отвергнутым от Христа, но и оттолкнуть от себя Христа? Вот самая недавняя и совершенно достоверная история, как человек, долго отвергавши, и вдруг в смертный час взыскавши Христа, был отвергнут Христом, по меньшей мере, не был удостоен причастия Христу. Однажды вечером, в одной из столиц, приглашают образованнейшего и сановного пастыря на дом причастить больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Счастье мужа добрая жена, и число дней его сугубое. Радость мужа жена добродетельная, и лета его исполнит миром. Добрая жена счастливая доля, она дается в удел боящимся Господа. С нею у богатого и бедного сердце довольное и лице во всякое время веселое. Любезность жены усладить дни ее мужа, и благоразумие ее утучнить кости его. Кроткая жена – дар Господа, и нет цены благовоспитанной душе. Благодать на благодать жена стыдливая, и нет достойной меры для воздержной души. Что солнце, восходящее на высотах Господних, то красота доброй жены в убранстве дома ее. Красота лица ее в зрелом возрасте, – что светильник, сияющий на святом свещнике ( Сир. 26 ); так она сияет кротким и святым блеском. Но как в ветхом завете исключительным призванием женщины считалась жизнь в супружестве, а многоплодие жены признавалось благословением Божиим, бесплодие же и неимение чад – знаком немилости Божией и поношением между людьми, поношением не только для жены, но и для мужа: поэтому, для увеличения многочадия в семье, попущено было в ветхом завете многоженство. А попущенное Богом в благих целях умножения человеческого рода, как и благословенного семени патриархов, многоженство низведено было, сладострастием людским, до наложничества. А то и другое, многоженство и наложничество, понижая иногда до последней степени богоуставную, естественную, наитеснейшую любовь, какая может быть у единого мужа только к единой жене, составляющей с ним единую плоть и единый дух, питая наоборот в муже холодное жестосердие ко многим женам и наложницам, как и обратно, воспламеняя слишком часто, если только не постоянно вместо любви, привязанности и всецелой преданности, жестокую, лукавоковарную ненависть у многих жен к мужу, к которому так мало они были привязаны, который имел право заменять их одну другой, как вещь вещью, – все это повело не только к допущению, но и к легкости развода. А все эти ветхозаветные обычаи, как и возникшие из исконных обычаев законы неизбежно вели к тяжкому унижению и даже часто к развращению еврейской женщины, конечно, с огромным вредом и для мужей и для всего народа и для всего общественного строя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010