Если же придете в какой город и не примут вас, то вышедши на улицу скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам. Сказываю вам, что Содому в день оный отраднее будет, нежели городу тому. Приемлющий вас Меня приемлет, а отвергающий вас Меня отвергает и Того, кто послал Меня. Кто напоит вас чашею студеной воды, во имя Мое; аминь глаголю вам, не погубит мзды своея. Видите, здесь в словах Господа есть и мзда делателям, труждающимся в проповеди евангелия; есть и прещение на тех, кто отвергается их; есть и обетование награды тем, кто их приемлет. Но эта мзда, в устах Спасителя, обязательна нравственно, а не юридически. Это прещение грозит казнью от Бога, а не прямой гражданской казнью. Свое учение Господь Иисус освятил и собственным примером. Выходя сам на проповедь евангелия, Он не брал с собой ни мешка, ни сумы, ни обуви. По обычаю бедных современников, Он пешешествовал босыми стопами, много что в сандалиях (как и изображается на св. иконах). Ходя Он проповедовал: покайтеся, приближи бо ся царствие небесное. Входя в дом, Он привествовал присутствующих благословением мира: мир дому сему, мир вам ( Ин. 20:21 ). И если приходил в какой город и дом и Его принимали, Он вкушал, что Ему предлагали. Так Он трапезовал у Матфея и Закхея мытарей, у Симонов фарисея и прокаженного, вообще ел и пил с мытарями и грешниками, присутствовал на брачном пиру в Кане Галилейской, любил отдыхать у гостеприимных Марфы и Марии и брата их Лазаря, своего друга; конечно, находил виталище и в Иерусалиме, вероятно, в доме Заведея. Но так как при Нем неотступно находились и двенадцать избранных апостолов, а питаться всем им только случайным гостеприимством было затруднительно, то некоторые благотворительные особы поддерживали Господа с Его апостолами своими пожертвованиями, служа Ему от имений своих, каковы были св. жены мироносицы, Мария Магдалина и другие. Но и этого мало. Один из дванадесяти учеников Христовых, Иуда Симонов Искариотский, отчасти из непредосудительной, даже похвальной предусмотрительности, отчасти же из погибельного корыстолюбия, догадался завести и ковчежец, в котором и ношаше вметаемая, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Жена была тогда часто не подруга мужа, в высшем и теснейшем смысле слова, а весьма часто только раба, с унизительным назначением быть орудием для удовлетворения чужой похоти; даже, можно сказать, была чуть не вещь, принадлежность дома, меняемая по прихоти; но вещь живая, то растлеваемая отвращением к своему ненавистному властелину, то возжигаемая чувством естественной ревности и злобы к ненавистным соперницам, отстаивающая свои естественные права хитростью и коварством, и весьма часто вольная невольная прелюбодейца, так как, по слову Христа Спасителя, самый развод, без основательной вины, с целью нового брачного сопряжения, был прелюбодеянием, прелюбодеянием двусторонним или даже четверосторонним; так как и разведшийся с женою, оженившейся на другой, впадал в прелюбодеяние и женившийся на разведенной также впадал в прелюбодеяние. Можете судить, как мало всем этим возвышалось в ветхом завете нравственное значение женщины. Оттого в ветхом завете встречается не мало суровых изречений о женах недобрых. Лучше жити со львом и змиею, неже жити с женою лукавою. Мала есть всякая злоба противу злобы женстей. Сердце унылое и лице печальное и язва сердечна – жена лукава. От жены начало греха и чрез нее все мы умираем. Не давай воде выхода, ни злой жене власти ( Сир. 25:18–29 ). Вольное же девство, всецелое посвящение своего тела и духа Богу, как между женщинами, так и между мужчинами, было в ветхом завете совсем вне обычаев. В какой мере вечное девичество считалось тогда несчастьем, достойным слез, и самой тяжкой жертвой Богу, можно судить по примеру дщери Иеффаевой. Судия израилев Иеффай, выступая войной на Аммонитян, произнес такой обет Господу: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то, по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу и вознесу сие во всесожжение. И поразив Аммонитян пришел Иеффай в дом свой. И вот дочь его выходит навстречу ему с тимпанами и ликами. А она была у него одна и не было у него еще ни сына ни дочери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Жене согрешившей, соблазнившей и мужа, в наказание за грех правда Божия изрекла приговор: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей, в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою ( Быт. 3:16 ). А побуждаемая милостью мудрость Божия соделала, что средство наказания за грех явилось и способом спасения. Почему св. апостол Павел и учит, что жена спасется чадородия ради, если пребудешь в вере и в любви, и во святыни с целомудрием ( 1Тим. 2: 15 ). Почему, указав средоточие призвания женщины в продолжение рода, христианство располагает и прочие обязанности ее так, что женщина должна развивать свою деятельность, прежде всего и главным образом, в кругу семьи и дома. Почему св. апостол Павел и внушает, что вдающий браку свою деву-дочь добре творит. То же поприще семейной жизни, как естественное и более безопасное, апостол Павел указывает и вдовицам, особенно же юным. Имея в виду опасность, что юные вдовицы, будучи праздны, приучаются ходить по домам, и бывают не только праздны, но и болтливы, и говорят, чего не должно, св. апостол желает, чтобы молодые вдовы вступали в брак, служили Богу и человечеству рождением детей, управляли домом, не подавая повода к злоречию; чтобы, пребывая беспорочными, учились сами и детей своих учили почитать свою семью, в страхе Божием, и воздавать должное родителям, памятуя, что если кто о своих, а особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим. 5 ). Вне же домашней сферы христианство указывает женщинам поприще благих дел, не особенно удаляющееся от той же сферы, восхваляя христианку, которая делает себя известной добрыми делами, по преимуществу делами милосердия, если, благоустрояя свою семью, воспитывая детей, она принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому благому делу благотворения. Св. апостолы заповедуют, чтобы жены являлись в церкви, как и вообще пред другими людьми, в приличном одеянии, с главами покровенными, со стыдливостью и целомудрием; чтоб украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни многоценной одеждой, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию; чтоб украшением их было не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что пред Богом драгоценно, как некогда и в ветхом завете украшали себя святые жены, уповающие на Бога, повинуясь своим мужьям, какова была праведная Сарра, жена отца верующих Авраама.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Заметьте, это здание Божие, имея много частей, по общему плану божественного домостроительства двоечастно, состоя на земле в пределах времени из двух главных частей, из церкви ветхозаветной и новозаветной. Но та и другая части построены на одной и той же скале, на том же первоосновном краеугольном камне, прикреплены к тому же средоточному столпу и подведены под единую главу. Этот первоосновной камень, это краеугольное средоточное утверждение, эта единая глава ветхого и нового заветов есть единый Господь всех и Спаситель Иисус Христос, единый путь от смерти к жизни и от земли к небеси, сама божественная истина обоих ветхого и нового заветов, сама жизнь всему миру. И вот смотрите, в обеих частях здания Божия кладутся на первоосновной скале второстепенные основные камни, располагаются в строй и порядок около краеугольного камня другие капитальные столпы, главные утверждения всего построения, и сводятся под общим увенчанием под единую главу Божия храма. Это, по апостолу Павлу, в ветхом завете пророки и другие ветхозаветные праведники; а в новом завете во-первых апостолы Христовы, затем пастыри и учители и все святые руководители церкви, ее опора и утверждение; ее столпы. Столпы ветхозаветной церкви все перечисляются у св. апостола Павла в послани к Евреям. Это праведные Авель, Энох и Ной, Авраам, Исаак и Иаков, Моисей, Гедеон и Иеффай, Давид и Самуил и другие праведные мужи и жены ветхозаветные, которые заслужили славу быть опорой церкви во-первых верой, веруя в Бога, что Он существует и ищущим Его воздает должную награду; которые ждали грядущего града, имеющего основание божественное, града, которому строитель и художник сам Бог; которые все умерли в вере, не получив исполнения обетований, а только издали видели оныя и радуясь приветствовали, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; которые верой побеждали царства, творили правду, укреплялись от немощи, были крепки во бранях, иные же по вере и за веру замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие же прияли искушение поруганиями и ранами, а также узами и темницами, камением побиваемы были, перепиливаемы были, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козиих кожах, терпя лишения, скорби, озлобления; те, которых не был достоин весь мир, скитались по пустыням и горам, по пещерам-вертепам и пропастям-ущелиям земли. И все сии, свидетельствованные в вере, не получили в ветхом завете обещанного, а только, проходя свое жизненное поприще, взирали вдаль на грядущего начальника и совершителя веры Иисуса, который и сам в свою очередь в своем человечестве достиг славы быть основой и венцом церкви не туне, а за великий подвиг, за то, что вместо предлежавшей Ему на небе радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, за что и воссел одесную престола Божия. Вот столпы церкви ветхозаветной, вот первооснова и новозаветной. Вот и путь, каким они достигли этой высокой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И вот повод воздать делом хвалу имени Божию. Если не памятью, то делом мы забыли, что недавно кончилась тяжкая, блистательная подвигами и плодотворная война; что на ней тысячи наших братьев доблестно положили живот свой за веру и царя, за отечество и братьев наших по Христе, угнетенных агарянским ярмом; что братья наши, падшие на брани, оставили по себе многие тысячи вдов и сирот нищих и безприютных. Начнем же новый год делом христианскаго милосердия. Подадим наши лепты на вдов и сирот воинов падших на брани. Милостыня – великое дело. Милостыня очищает грехи. Милостыней мы привлечем благословение благости Божией на наступившее лето. Аминь. Поучение на новый (1882)год. Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философию и тщетною лестию по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе ( Кол. 2:8 ). Это урок нам на нынешний праздник обрезания Господня и новолетия от лица святого апостола Павла. Что апостол Павел был не только богопросвещенный, но и с естественной точки зрения величайший ум; что он принадлежал к числу крайне не многих самых влиятельных гениев человечества, это признается всеми, против этого спорить нельзя. А если так, то казалось бы его гениальности приличнее было бы советовать всем заниматься философией, как исстари препрославленной наукой наук. Однако же он поступает как раз наоборот. Он предостерегает от увлечения философией. Всякою ли философией? Да, он не различает между философией и философией, а предостерегает вообще, не особенно сочувственно и почетно отзываясь о философии вообще. Смотрите, братие, – наставляет он нас, – чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе. Как ум величайший и богопросвещенный, он видел и прозревал, знал и предчувствовал, что, при горении света богооткровенного учения, всякая философия, какую только видел мир, какою думают подменить или даже пополнить это учение, больше или меньше вознося наш ум на разум Божий, никогда во всех отношениях не может быть полезна; а наоборот становится вредной тем более, чем более человечество ею увлекается, чем более проникается она преданиями научности человеческой и стихийной мудростью, чем более направляется она против Христа и Христова духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Это читано в евангелии за литургией вчера в сырную субботу. А затем в евангелии от Матфея сряду же присовокупляется то, что читано в нынешнем евангелии за литургией: ибо если вы сами отпущаете человеком согрешения их, – продолжает Христос Спаситель, – отпустит и вам Отец ваш небесный. Если же вы не отпущаете человком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших. Ту же мысль обязательности взаимного между верующими всепрощения внушает нам и нынешнее чтение из апостола, которое мы слышали за литургиею. Братие! Час уже нам от сна возтати. Ныне близко к нам спасение. Ночь прошла, а день приблизился. И так отложим дела темная, и облечемся в оружие света. Как днем будем вести себя благочинно, не предаваясь ни безчинным пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Естественного попечения о плоти не превращайте в похоти. Ядущий не укоряй не ядущего, и не ядущий не осуждай ядущего. Ты кто осуждающий чужаго раба? Пред своим господином стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его. А ты что осуждаешь брата твоего? Или ты что уничижаешь брата твоего? Все мы предстанем судищу Христову и каждый отдаст слово за себя. Темже убо мир возлюбим. Таким образом, во всем этом проводится единая мысль, преподается нам единый урок обязательности, необходимости, благотворности взаимного прощения и примирения. Вникните. Вот все мы пали в Адаме и согрешаем сами по себе. Все имеем нужду в милости Божией и в прощении грехов наших. Но Бог простит нам согрешения наши только тогда, если и мы отпущаем другим людям прегрешения их против нас. Если же мы не прощаем других, то и нас Бог не простит. Все предстанем судищу Христову и каждый из нас там отдаст отчет за себя. После этого ты кто осуждающий чужаго раба, раба Божия, такого же как и ты сам? Царство Божие есть правда и мир и радость о Духе святом. Тем же убо братие мир возлюбим. Если возможно, – что зависит от вас, – со всеми людьми мир имейте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И не клевета ли, не позорнейшая ли для самого клеветника клевета, будто такое учение о самоуничтожении человечества, о прекращении размножения человеческого рода, о брачном сожитии, как разврат, будто это есть учение Христово, учение евангельское, учение истинного христианства». Должны ли мы, в угоду графу Льву Толстому, забыть, что в размножении человеческого рода христианство видит первое и коренное благословение Божие человеку; что первоначально сотворив человека по образу Божию, Бог сотворил мужа и жену, и благословил их, глаголя: растите с я и множитесь, и наполняйте землю, и господствуйте ей ( Быт.1:27–28 )? Должны ли мы забыть, что при первом воззрении первозданного человека на новосозданную жену, в нем неодолимо, сказалось чувство ближайшей теснейшей привязанности к ней и всеувлекающей всепоглощающей любви: «се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моей. Сего ради остави человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину ( Быт.2:24 )? Замечательно, что Христос Спаситель, касаясь этого изречения книги Бытия, толкуя, усиливает его значение. Несте ли чли (не читали ль вы), яко сотворивый искони мужеский и женский пол сотворил я есть, – что Творец спервоначала сотворил не одного человека, но два пола (две половины), мужеский пол и женский, мужа и жену. И рече, Кто рече? Сам Бог Творец. Это приговор Божий, приговор творческий: сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут оба в плоть едину. Яко же ктому – присовокупляет Господ Иисус, усиливая творческий приговор – ктому чиста два, но плоть едина. И еще присовокупляет, еще больше усиливая первоначальный творческий приговор: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает. Еже убо Бог сочета» – скажем мы, – Толстой да не разлучает. Иисус Христос учит: муж и жена будут и суть и да будут плоть едина; а Толстой утверждает: да не будут, потому якобы брачное сожитие – разврат, убийство, и прочие хульные глаголы. Замечательно, что эти божественные истины изрекает Господь Иисус Христос в том же чтении Евангелия ( Мф.19:3–12 ), где помещено и характерное изречение: могий вместити да вместит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И небо скрылось, свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелия гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять? Это будущее, это нечто такое, что трудно постигнуть и предощутить, – предощутить то, как это мы станем прятать свою греховность от очей неумытнаго вечнаго Судии, как завопим горам, чтоб они нас скрыли, пусть – хоть раздавят нас собой и превратят в пыль и прах... Это для нас впереди. Но кто уже не чувствовал, многие ль не переживали сзади в прошлом вот чего? Мятущиеся помыслы, тяжкие воспоминания, ужасающия безотчетныя предощущения, безнадежность в себе и в своих силах терзают душу так, что снял бы череп с плеч и кинул бы его об землю. А в душе при этом раздается вопль: отцы и братия! Дайте мне гроб, выройте могилу и засыпьте меня песком забвения. Простите мне все, простите мне все и забудьте, что я жил на земле... Это естественный, но антихристианский дух уныния. А христианский дух утешительной христианской надежды подсказывает мятущемуся, тоскующему духу: и положут тебя во гроб и опустят в могилу и засыплют песком, только не забвения, а прощения, окутают твою могилу пожеланием вечной памяти и молитвою о упокоении. Все все тебе в могиле простят и разрешат и благословят тебя, как и ты прощаешь и разрешаешь и благословляешь всех. И Бог тебя простит и помянет и упокоит. Братие! Год грешной жизни у нас сзади. Могила на год к каждому из нас приблизилась. Кинем же в общую могилу грехи прошлого года, который для нас умер, и засыпем их там песком забвения и общего друг другу всепрощения. Аминь. Слово в день православия и восшествия на престол Благочестивейшаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА НИКОЛАЕВИЧА Православия день празднуем православнии людие. В день православия обыкновенно совершается обряд православия. Так называется это священнодействие на языке церковном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Шедше убо научите вся языки, все народы, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их соблюдать все, что Я заповедывал вам. И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. И так кому в этот раз явился воскресший Господь пред самым вознесением своим? Кроме единонадесяти апостолов, явился более нежели пятистам братий, мужей же и жен; явился всему собранию верующих своих учеников. Что Он заповедал им? Чтоб они шли в мир весь, распространяясь по всем краям земли, и проповедали евангелие всякой живой твари; чтоб они, всею совокупностью церкви, учили все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, наставляя их соблюдать все, что Иисус Христос заповедал. Что всем им при этом обетовано? Обещано то, что Иисус Христос, Сын Божий, и по вознесении на небеса, и по отшествии апостолов в горния обители, пребывает и будет пребывать со своими верными учениками, с неложными проповедниками евангелия по всему миру до скончания века. Ясно, что проповедать евангелие призваны и обязаны не одни только апостолы, не одни только прямые преемники апостольской власти, духовные пастыри, но и весь собор церкви, все верные ученики Христовы, все миряне и исповедники Христова имени. Вы слышите, вот в начале литургии пред лицом священнодействующего архиерея всегда читается: тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, иже на небесех. А слыша это постоянно, верно думаете, что архиерею так и следует, он будет гореть и светить, а вы будете только смотреть и судить. Нет, гореть пред Богом и людьми чистым светом, как свечка из чистого ярого воску, должен всякий христианин. Эти слова сказаны Христом Пастыреначальником к архиерею, конечно, прежде всех, как предстоятелю церкви, а затем к лицу и всех верных. Так ли это, посмотрим. Эти слова изречены Господом в так называемой нагорной беседе. А к кому именно изречены, извольте прислушать. Однажды взошел Иисус на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

И это жестокосердый богач. Но и тот даже из ада, где ему было уже не до других, и тот вопиял к небу о милосердии к своим братьям. Так думаете ли вы, что Авель в горней обители не вопиял к Богу о прощении Каину? Думаете ли, что именно невинно пролитая кровь Авеля не вопияла о милости к брату Каину, именно себе в награду за напрасную смерть? Разве Авель мог быть счастлив в небе, когда Каин погибал? Разве отец и мать их обоих, несчастные Адам и Ева, пролив потоки кровавых слез над сыном убитым, над сыном убийцей, могли изрекать Каину только проклятия? Разве и Отец небесный мог изрекать Каину только проклятия? Аще вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный…Разве забудет жена отроча свое, еже не помиловати исчадие чрева своего? Но аще и забудет сих жена. Аз не забуду тебе, глаголет Господь. Отец небесный проклял временную судьбу Каина, проклял его удачу в главном его занятии земледелием, осудил его на долгую муку стонать и трястись за свою жизнь, за свое земное благосостояние; но осудил без сомнения для того, чтобы к концу его жизни научить его говорить не так, как он сперва говорил, что наказание мое больше, нежели снести можно, а наоборот: искуси мя. Боже, и испытай мя; разжи утробы моя и сердце; чтобы в минуту смерти, испуская последний вздох, он имел дух сказать не так, что вина моя вящше, еже оставитися ми, а наоборот: несть грех побеждаяй милосердие Божие. Помилован ли Каин? На это смею ответить только, что кровь Авеля была прообразом крови Господа нашего Иисуса Христа. Вот братия Господни, кровожадные Евреи, мняся службу приносити Богу, вывели Христа Господня вне града своего в поле и убили. Кричали они: кровь Его на нас и на чадех наших. И кровь эта пала на них и на чад их и жгла их, как и продолжает жечь, в продолжение тысячелетий. Но вот к тем же Евреям апостол Павел пишет: вы, хотя и богоубийцы, приступили к горе Сиону, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам ангелов, к торжествующему собору и к церкви первенцев, написанных на небесах, и к судии всех Богу и к духам праведников, достигших совершенства, и к ходатаю новаго завета Иисусу, и к жертвенной крови кропления, лучше говорящей, нежели Авелева ( Евр. 12:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010