Ибо таково было твое благоволение. И обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим. И кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сыт хочет открыть» ( Лк.10:21–22 ). Св. апостолам Он сам открыл, и они знали, кто есть Отец и кто Сын. Знали потому, что их, как и пророков, послала в мир премудрость Божия, она же их и просвещала и руководила во всем ( Лк.11:49 ). По воскресении же своем Господь Иисус особым чудодейственным образом отверз им ум к уразумению божественных писаний, при чем разъяснял: что надлежит исполниться всему написанному о Нем в законе Моисеевом, и в пророках и в псалмах; что так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощении грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему, – заключает свою речь Воскресший. Несмотря на такое чудодейственное отверзение их ума, Господь Иисус повторяет им и здесь, пред вознесением, обетование о ниспослании на них просвещающей, освящающей и укрепляющей благодати Святого Духа, прежде чем идти им на проповедь евангелия: И се Аз пошлю обетование Отца моего на вас вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколь не облечетесь силою свыше ( Лк.24:44–53 ). И уже после сего идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари. И се Аз с вами есьм во вся дни до скончания века. И они пошли и проповедовали везде. И Господь им содействовал и подкреплял их слово последующими знамениями, дарованною ими силою чудотворений ( Мк.16:15–20 ). В евангелии св. Иоанна Богослова сей догмат раскрыт во всей глубине и широте, и что особенно для нас драгоценно, раскрыт в цельном образе, в последней прощальной беседе Господа с учениками. Сущность своих отношений к св. апостолам Господь Иисус представляет под образом лозы и ветвей. «Я есьм истинная виноградная лоза, – учит Он, – а Отец мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Отец отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Израиль видел и чуял в законе только грозу и страх; а любовь была закрыта покрывалом. Возвратимся же с этим предварительным изъяснением к нынешнему чтению из Апостола, и приблизим главную нить его смысла к нашему разумению. Вот Бог дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы ветхозаветной, но духа. Та ветхозаветная буква убивала и убивает, а дух новозаветный животворит. Служение ветхому завету было служение буквам, начертанным на камне, буквам суровым, смертоносным, было служением закону осуждавшему, служением осуждения, а не оправдания; так как Моисеев закон осуждал пред Богом всех до единого, ни единого человека не оправдывал, тогда как в новом завете наоборот уже нет никакого осуждения всем верующим во Иисуса Христа Искупителя. Но если то ветхозаветное служение было так славно, что лицо Моисеево осветилось отблеском славы божественной и сыны Израилевы не могли смотреть на эту славу, хотя она и была преходящею, так как освещение лица Моисеева лучами небесной славы скоро престало и кончилось; то не более ли должно быть славно служение новому завету, служение духа, а не буквы, служение оправдания, а не осуждения, служение жизни, а не смерти. Если славно, то служение преходящее, служение ветхому завету, престающему и уже кончившемуся; то тем более славно служение новому завету, вечно пребывающему. Имея такую надежду, мы должны питать великое дерзновение к Богу. Моисей полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего ветхого завета, чтобы не видели ясно его основы, его сущности, его цели, его конца; чтоб ясно не постигали, что он основан на любви Божией, что его сущность состоит в любви к Богу и ближним, а не в обременявшей его букве частных обрядово-гражданских постановлений, – что его цель была не спасти тогда же человечество, а только привести к вере в грядущего Искупителя, – что с пришествием Искупителя, изведшего из ада всех ветхозаветных, с верою чаявших Его пришествия, и спасающего всех верою, а не делами закона, ветхому завету должен настать, как уже и настал, конец.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Иисус сказал им на это: «думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам. Но если не покаетесь, все также погибнете. Это значило, что те погибли по своей вине за свои грехи, а Пилат, предав их смерти, праведно ли неправедно ли с точки зрения человеческого правосудия, исполнил волю Божью, исполнил меру правосудия божественного. Видим мы далее, что в притчах своих Христос сравнивает даже своего небесного Отца с правосудным и даже гневным царем, который лишает повинных чести и всего достояния, продает жену и детей жестокосердого заимодавца, ввергает в темницы и во тьму кромешную, избивает убийц и град их зажигает. Да и сам Он, по страшном суде, отошлет отверженных и проклятых в геенну огненную, идеже скрежет зубов, несмолкающий стон и вопль муки, идеже червь не умирает и огонь не угасает, откуда дым и смрад мучения грешников восходит во веки веков. Увы! Правосудие неумолимое, но правосудие божественное! Подите, отрицайте его. Отрицая его, вы будете отрицать все евангелие, все божественное откровение, Таким же и еще большим безумием было бы сказать, будто бы преступника не должно наказывать не только смертью, но и никак. До последних дней никто не оспаривал у отца естественное право наказать свое дитя, вообще своего семьянина, за проступок или преступление. Пусть с течением времени это право ограничено законами, но не отнято, как совершенно естественное. Отсюда же из родового права, освященного религией, произошло право и начальников общин наказывать общинников за проступки и преступления. Не только христианство, но и все человечество не знало человека без свободы воли, не знало закона, как случайного произвольного создания человеческого ума, а не прирожденного голоса совести; не знало и преступления без вменения. Христианство , да и все человечество не знало преступления, которое не было бы болезнью души, которое не требовало соответственного лекарства и не влекло-бы болезненных последствий для своего виновника. Отсюда наказание, и как врачевство, и как возмездие за проступок, как чувствительно неприятное последствие для виновника, особенно же бесчувственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Итак, проповедуемое Духом Божиим в слове Божием слово должно быть не только в сердце, но и в устах верующего, ищущего спасения. «Если устами своими будешь исповедывать Иисуса Господом, – продолжает св. апостол, – и сердцем своим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься». Значит, и обратно: спасешься, если не только сердцем будешь веровать в Господа Иисуса, но и устами исповедывать свою веру. Сердцем бо веруется в правду, – продолжает св. апостол, – устами же исповедуется во спасение», т.е. достигнешь оправдания, когда будешь веровать сердцем, и спасения, когда будешь исповедывать устами. «Ибо писание говорит, – продолжает св. апостол, – всякий, верующий в Него, не будет постыжен». Спасется всякий, кто призовет имя Господне, Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? " Итак, – заключает св. апостол, – вера от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим.10:8–13, 17 ). И вот, по апостолу, имеется слово Божие письменное и устное. То и другое возглашается посланниками Божиими. Их проповедь нужно и должно выслушать, уразуметь и принять. От слышания евангельской проповеди родится вера, родится в сердце. Родившуюся в сердце веру должно исповедать устами. Она-то, вера сердечная породит оправдание, а исповедание веры поведет ко спасению. Кто же не имеет веры в сердце и не исповедует ее устами, тот и не спасется. Значит, не спасется, кто не слушает евангельской проповеди, не разумеет ее умом, не питает ее в сердце и не исповедует устами. А такова ли вера старцев: «Не умеем служить ни Богу, ни людям; не ведаем ни одной молитвы; молимся так: трое нас, трое вас, помилуй нас»?! Но ведь есть же на Руси немало людей, которые вовсе не разумеют Христовой веры и никак не умеют исповедать ее устами? Увы! явление крайне грустное, однако же, бесспорное. Я сам встречал на Руси много людей, которые о Господе Иисусе Христе не имеют никакого понятия, о лике Его никакого представления, о словах молитв почти никакого разумения; встречал немало людей, которые не знают молитвы Господней, даже Иисусовой, даже сей краткой символической: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Как же мог-бы он говорить им в лицо о своих чудотворениях, совершенных между ними, как и о других своих подвигах, знамениях и силах, если бы он чудес между ними не творил, а знамений и сил никаких не являл? – Подобным образом и в послании к фессалоникийцам, сказав, что «наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, со многим удостоверением», – св. Павел прибавляет, что «вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами как и «все верующие в Македонии и Ахаии, да и во всяком месте», знают. «Ибо они сами сказываюсь о нас, какой вход имели мы к вам. Да и вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный», как «мы дерзнули о Боге нашем проповедовать вам благовесте Божие с великим подвигом. В учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства. Но как Бог удостоил нас, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши. Бог свидетель! свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими. Посему приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие (каково оно есть поистине). Итак, непокорный нашему учению непокорен не человеку, но Богу, который и дал нам Духа своего Святого». Тоже самое св. Павел мог сказать, как и говорил, и всем церквам, которым проповедовал лично, что пишет солунянам: «свидетели вы и Бог, что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе в знамениях и чудесах и силах», – как пишет и коринфянам. Затем праздное дело – ставит вопрос, Павел ли написали то, что ему приписывается, – вообще вопрос о подлинности и неповрежденности книги нового завета. Именно насчет подлинности Павловых писаний, так называемая, отрицательная критика делала возражений всего менее, потому что эти возражения и невозможны. Кто, например, сомневается, что известные письма Плиния, или Сенеки, или Цицерона принадлежат Цицерону, Сенеке, Плинию? Кто сомневается, что известные сочинения Лактавция или Иустина Философа принадлежат этими лицами? На каком же основании позволялось бы сомневаться в подлинности посланий апостола Павла, когда, по свидетельству Тертуллиана , еще в III веке перечитывались в церквах самые автографы апостольских писаний; когда люди никогда никакими писаниями не дорожили так, как писаниями апостольскими, оберегая не только каждое слово в них, но и каждую букву? Все писания нового завета, признанные каноническими, так тесно связаны между собою, что, выдергивая одно звено из этого величественного здания новозаветного канона священных книг, нельзя не разрушить целое здание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Какое же именно значение? Все и всякие жертвоприношения имели тесную связь с обстоятельствами грехопадения. Вкусив от запрещенного древа познания добра и зла, первый человек лишился плодов древа жизни и подвергся вечной смерти. А чтоб избавить человека от вечного осуждения, Бог сказал праматери нашей Еве: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь раждать детей; праотцу Адаму сказал: за то, что ты ел от дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; в поте лица твоего снеси хлеб твой, дóндеже возратишися в землю, от нея же взят еси; а змию искусителю, как и первым людям, Бог изрек: Семя жены сотрет главу змия, сотрет первородное семя лучшей части человечества, посредством собственной искупительной смерти. И затем сам Бог научил первых людей, с одной стороны, закалять и сожигать в жертву первородных от стад, а с другой приносить в дар Господу начатки плодов земных, чтобы напоминать человечеству об искупительной жертве обетованного Семени, грядущего Избавителя, иже есть перворожден всея твари, есть единородный Сын Божий и первенец пречистой своея Матери Приснодевы, первенец от мертвых, от сынов человеческих, иже есть начаток, святой начаток святого примешения; чтоб напоминать о вкушении от древа познания добра и зла и лишении плодов древа жизни, о проклятии земли в делах человека и необходимости каждому отыти в землю; чтоб питать в нас надежду на восстановление падшего человека, на избавление от смерти, на снятие проклятия с земли и на обновление видимой природы, на новое совершеннейшее вкушение от плодов не только древа жизни, но и древа познания, от безконечной мудрости божественной, и на полнейшее обоготворение природы самого человека. Одним словом, принесение даров и жертв от плодов земли, как и от животных, указывало всегда и должно указывать людям на два преображения: на преображение природы внешней и человеческой в прошедшем, преображение на худшее, и на преображение как человека, так и земли в будущем, преображение на лучшее, чтобы постоянно питать в духе человеческом смирение и чувство зависимости от Бога, отвращение ко греху, живую веру в силу страданий от грядущего, то уже пришедшего Искупителя и надежду возвратить себе богоподобную невинность, а природе свободу от привнесенного человеческим грехом истления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Когда же настал день, призвал учеников своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами. И сошедши с ними с горы, Он стал на ровном месте и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима, и приморских мест тирских и сидонских, которые пришли послушать Его. И Он, возведши очи свои на учеников своих, стал говорить ( Лк. 6:12–21 ): блажени нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны алчущие и жаждущие правды, блаженны милостивые, блаженны чистые сердцем, блаженны миротворцы... Вы соль земли. Вы свет мира. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего небесного. И так к кому же обращены эти святые слова? К тому, к кому обращена и вся нагорная беседа, т. е. ко всему народу, ко всем ученикам Христовым, всем верующими в Него, а не одним апостолам. Не одним апостолам, а всем верным сказано: блажени нищии духом, блаженны плачущие о грехах, кроткие, милостивые, чистые сердцем. Не одним пастырям церкви, а всем верным сказано: вы свет миру. Тако да просветится свет ваш пред человеками, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего небеснаго. Не одним особо поставленным церковным учителям, а всем верным сказано и далее: кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так других людей (словом и примером), тот малейшим наречется в царстве небесном. А кто сотворит и научит (словом и примером), тот великим наречется в царстве небесном ( Мф. 5:1–19 ). Таким образом, по заповеди Господней, всякий верующий, а не только пастырь церкви, обязан и сам творить заповеди закона Божия и учить тому же других. Всякий верующий, а не только пастырь церкви, должен светить пред людьми светом добрых дел, да святится на земле имя Отца нашего небесного. Всякому верующему повелено идти в мир и проповедать евангелие Христово всякой твари. Всякий верующий, а не только прямой апостольский преемник, епископ или пресвитер, призван быть свидетелем Иисуса Христа даже до конец земли. Так от чего ж это современность шумит только против пастырей церкви, что они не учат народ, или учат худо, а наоборот молчит, не говоря ни слова о том, что миряне не учат друг друга закону Христову? И какого это учительства требует от нас, от духовных, наше время? Проповедей, вдохновенных бесед, блистательных ораторских речей? Во всяком случае требуют чего-то такого, что в прошлые века с таким шумом, с такою настойчивостью не требовалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Когда поведут вас в синагоги и темницы, к царям и владыкам, то это прилучится вам во свидетельство. Положите же себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать. Аз бо дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить, ни противостоять есть, противящиеся вам» ( Лк.21:12–15 ), Прежде чем воздействовать на апостолов особою чрезвычайною благодатью, прежде чем просветить их чрезвычайною силою Духа Святого, Господь Иисус Христос просто в естественном порядке учил их, как совместно со всем народом, так и особо наедине, их одних. Когда св. апостолы спрашивали Его наедине: зачем Ты притчами говоришь им (народу). – Он в ответ говорил им: «вам дано от Отца моего разуметь тайны царствия небесного, а тем не дано ( Мф.13:12 ). Тем внешним все в притчах предлагается, так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, так как еще не пришло время им обратиться; ибо одебелело сердце людей сих» ( Мк.14:11–12 ). Наставляя апостолов всему, что им ведать надлежало, и всенародно, и особо наедине, Иисус Христос и вразумлял их, исправляя ошибочные их воззрения, как апостолов Иакова и Иоанна Зеведеевых ( Мк.10:35–45 ; Лк.9:51–56 ), или Филиппа ( Ин.14:8–10 ), и обличали, как апостола Петра ( Мф.16:22–23 ), и предостерегали, как Иуду Искариотского неоднократно. Теми не менее еще при жизни своей, до сошествия на апостолов Святого Духа, Господь действовал на них по временам и особым благодатным откровением. Так Господь Иисус, после Петрова исповедания Его Христом Сыном Бога живого, изреки Петру: блажен еси Симон, сын Ионин! Яко не плоть и кровь явили тебе сие, но Отец мой, иже на небесах ( Мф.16:17 ). И не одному Петру Бог Отец открывал тайны царствия небесного, но и прочим апостолам. Таки, когда семьдесят возвратились с проповеди и рассказывали си радостно своему Учителю, что и духи им повинуются, в тот час возрадовался духом Иисус и говорит в молитвенном обращении к Богу Отцу: «исповедаюся Тебе, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных, и открьл еси то младенцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Мало того что св. апостол Петр говорит о славном событии преображения, как и обо всех дивных явлениях жизни Господа Иисуса Христа, как самовидец и непосредственный слуга воплощенного Слова Божия, как очевидный свидетель воплощенной истины. В подтверждение своего свидетельства он ссылается еще на свидетельство и других слуг истины Божией, на свидетельство древних пророков, свидетельство особенно поразительное и само в себе доказательное, так как ветхозаветные пророчества изречены за века прежде исполнения, так как в пророчествах предначертаны все события жизни Мессии, и эти пророчественные предначертания, воочию современников Христа, исполнились на Нем до поразительных подробностей, согласно мессианическому смыслу, данному мессианическим пророчествам древними ветхозаветными толковниками, задолго до пришествия Христова. И сей глас Бога Отца, – уверяет св. апостол Петр, – принесшийся с небес, мы сами слышали, будучи с Господом нашим на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово, которым подтверждается все наше благовестие о Христе Иисусе. И вы хорошо делаете, что обращаетесь к слову пророков, как к светильнику, сияющему в темном месте, пока не начнет рассветать день, и не взойдет денница в сердцах ваших. Заметьте. Мы теперь живем во мраке страстей, который претит нам усматривать чистое, святое, небесное; во мраке плотяности, который мешает разглядывать духовное и духоносное; во мраке рассудочности, в котором мы привыкли видеть только материальное и частичное, только осязаемое и грубое. Где же нашей грубости вообразить себе таинственное преображение? Как плотскому нашему смыслу представить себе божественный свет преображения? Как понять явление небожителей при преображении? Мы и веруя, увлекаемся маловерием; даже зная непререкаемой достоверности и высшего нравственного достоинства свидетельства о преображении, мы готовы сомневаться. Нам нужно осязать, чтобы убедиться. Но новейший рассудочный анализ способен подвергнуть сомннению даже осязаемое, если это осязаемое выходит из мерки нашего обыденного опыта.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Между тем это ересеучение разрушает один из коренных догматов христианства, – догмат о том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, как главу церкви, от тела церкви вообще, и, во-первых, от пророков и апостолов. Такое отделение противно ясному, точному, многократно и многообразно повторенному учению самого Иисуса Христа и всему разуму несомненно подлинного исторического учения святых апостолов. Верит же главный виновник этого новейшего ересеучения евангелию или дает вид, будто верит. Предварительно заметим, что у новейших ересеучителей принято за правило противополагать первых трех евангелистов (синоптиков) четвертому, евангелисту Иоанну, так что одни из еретиков дают предпочтение трем первым евангелиям, а другие четвертому пред тремя первыми. Посему и мы проведем изъясняемый нами догмат сперва по трем первым евангелиям, затем по четвертому. При этом увидим, что в четвертом он раскрыт гораздо шире, хотя и в трех первых заложены уже все его основы. Направим наше исследование к разъяснению той истины, что истинные апостолы Христовы и не могли проповедовать иное, как только единственно и исключительно истинное и подлинное учение Христово. Самим Христом сказано апостолам при самом их призвании: «грядите по Мне, и сотворю вас ловцами человеков» ( Мф.4:19 ). Во-первых, апостолам, а затем уже всем ученикам Христовым сказано: «вы есте соль земли. Вы есте свет мира. Не мните, что Я сам пришел разорить закон Моисеев, или учение пророков. Не пришел Я разорить, но исполнить и восполнить. Так и из вас если кто разорит одну из сих заповедей, хотя самую малую, и научит так человеков, малым наречется в царстве небесном» ( Мф.5:13–14, 17, 19 ). Посылая дванадесять апостолов на проповедь, Господь Иисус внушает им: «Не заботьтесь, что и как вы станете говорить: ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф.10:19–20 ). «Если кто не приимет вас и не послушает словес ваших, исходя из дома или града того, отрясите и прах от ног ваших. Аминь глаголю вам: отраднее будет земли Содомской и Гоморрской в день судный, иже вас приемлет, Мене приемлет; и иже приемлет Мене, приемлет пославшаго Мя Отца» ( Мф.10:14–15, 40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010