Примером может служить авва Арсений Великий . Так, когда авва Марк сказал ему: «Почему ты бегаешь от нас?», старец отвечал ему: «Бог видит, что я люблю вас, но я не могу быть вместе и с Богом, и с людьми. На небе тысячи и мириады имеют одну волю, а у людей – воли различны. Поэтому я не могу оставить Бога и быть с людьми» 390 Итак, молчание бывает разное: один молчит потому, что по смирению не считает себя достойным говорить, а другой – потому что не считает других достойными его слушать. Один молчанием хочет прославиться у Бога, а другой посредством того же самого дела ставит себе цель прославиться у людей и сойти у них за мудрого. Таким образом, бывает и безрассудное, бесовское молчание 391 Оно иногда заставляет человека, вместо долготерпения к немощам ближнего, требующим поучить его в чем-то не раз и не два, говорить самому себе: «Ты и раз, и десять раз уже говорил брату, оставь его, пусть он делает, как хочет, а ты отложи попечение, как сказали отцы...» Таковым отвечает св. Варсонофий Великий: «...от тебя так далеко эта мера (духовного возраста), как небо от земли. Хочешь ли удостовериться в этом? Вспомни, что Господь сказал о деревьях: каковы они, такие приносят и плоды. Рассмотри же, что происходит из молчания, внушаемого тебе диаволом? – Смущение и гнев... Ясно покажу тебе, что долготерпение твое не по Богу: ты собираешь несколько дней, а потом в один день истощаешь мешец свой, и он остается пустым. Долготерпение же по Богу вовсе ничего не говорит до самого конца. А ты, господин мой, брат, подобен властителю: вместо того, чтобы дать рабу своему один удар в ланиту, объяснить ему проступки его и помириться с ним, терпишь несколько дней, а потом вдруг наносишь брату один удар, который быть может для него убийственным, и берешь (на себя) душу его» 392 4. Как приобретается молчание? С великим трудом 393 «Сперва будем принуждать себя к молчанию, – говорит великий молчальник св. Исаак Сирин , – и тогда от молчания родится в нас нечто, приводящее к самому молчанию... Не думай, брат, что, – как рассказывают о чудном Арсении, когда посетили его отцы и братия, приходившие видеть его, а он сидел с ними молча и в молчании отпускал их от себя, – все это делал он совершенно по воле и что вначале не принуждал себя к этому» 394

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Смирение. Великую ценность его всякий из нас знает. Смирение предохраняет нас от падений, привлекает к нам любовь ближних, вносит в наше сердце чистоту, вселяет в наше сердце мир и спокойствие. Кротость – это тоже смирение, но только, когда оно обнаруживается в отношении к людям. Миролюбие, незлобие, обходительность – вот проявления кротости. Молчание. Язык наш враг. Ап. Иаков говорит: «язык небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает: и язык – огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи воспаляем от геенны... Им благословляем Бога и Отца и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» ( Иак. 3:5–10 ). Сколько огорчений ближним мы приносим через свой язык, когда осуждаем, оговариваем, клевещем! Как поэтому нужно нам молчание, как оно полезно и спасительно, а в духовной жизни в особенности. Молчание заставляет нас входить внутрь себя, ведет, таким образом, нас к духовному созерцанию, сосредоточенности в Боге, в чем и состоит цель нашей иноческой жизни – жить с Богом и в Боге. Всеми указанными добродетелями мы привлекаем в свое сердце благодать Божию, которая обвеселяет нас, дает нам духовную радость, дает нам духовное счастье уже в сей земной жизни, а в будущей готовит нам спасение души, готовит нам небесный чертог, которого да сподобит нас Господь молитвами преподобных отец наших. Аминь. Слово, сказанное в женской тюрьме «В темнице был, и посетили Меня». – Это говорит Христос во св. Евангелии. Значит и находящиеся в темнице не лишены возможности быть со Христом. Христос может соприсутствовать вам и здесь, в узах ваших. Когда же Спаситель с вами, когда Он не оставляет вас Своею благодатью? Никто со стороны не может этого сказать, потому что все вы находитесь в равных внешних условиях, все вы – обитатели темницы, т. е. места отбывания наказания за разные повинности, но может знать это Сам Христос, да отчасти ваше сердце, ваша душа, приявшая в себя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Поэтому Он молчал. И только один раз, во время суда, Он возвысил голос и на прямой вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» — ответил: «Я, — и добавил — и вы увидите Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных со славою». Сказал это и снова умолк. И когда умирал, лишь несколько слов услышали от Него стоящие вокруг Креста. Он страдал и умирал молча. Сколько горьких слов нашлось бы у Него для неблагодарного рода человеческого! Но Он молчал, ибо Он был Богочеловек, через Которого нам открылся Господь. Все сказал, все сделал, всему научил, открыл двери и — умолк. Принял поругание, неблагодарность, бичевание и смерть. Не так ли и в нашей жизни? Нам кажется иногда, что Господь молчит, что на наши страдания и печали, на наши скорбные молитвы Он не отвечает. На самом деле Он слышит, знает, Он сострадает нам также, как тогда, во дни Своих страданий. Как тогда, когда Он стоял перед ослепленными завистью, ненавистью и злобой людьми и молчал, потому что и за них терзалось Его сердце: за их падение, за их грех, за их слепоту. И так же Господь безмолвно, казалось бы, страдает за нас сегодня. Мы взываем к нему, но не должны думать, что это Божественное молчание значит равнодушие, что Он, как мы говорим, «не слышит». Он не может не слышать. Просто, как и тогда, Он нам все уже сказал. Он сказал нам больше, чем может вместить мир и наше сердце. Он нам указал дорогу жизни, и теперь Он безмолвно ждет движения сердца и воли каждого из нас. И как тогда, когда Он прервал свое молчание и сказал о Сыне Человеческом, который придет судить живых и мертвых, так и нам Господь говорит: да, Он долготерпелив, Он молча терпит наши грехи, нашу низость, наше маловерие, все недостоинство, но не бесконечно. Придет время, когда все будет взвешено правдой Божией. Для нас молчание с Креста — это и укор, и призыв к настоящей христианской жизни. И главное для нас — это ободрение, потому что мы знаем, что Молчащий на Кресте, Молчащий в Небе на самом деле есть Тот, Который спасает нас, Кто не забыл нас, не оставил нас.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как защититься от обиды? Есть самый верный способ 5 мин., 27.06.2021 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Мф. 6:14–15) АМВРОСИЙ, митрополит Тверской и Кашинский Иногда в храме перед проповедью хочется просто помолчать. Чтобы молчание это стало вопросом у каждого из нас: кто я? Кто же я на самом деле? Что я делаю сегодня в темном храме среди сотен таких же ищущих людей? Куда обращены наши глаза, блестящие от мерцающих свечей и слез? Чтобы молчание это дало возможность задуматься о том, что мы, вопреки создающемуся вокруг впечатлению благополучия, достатка, сытой жизни, — потеряны в этом мире. Адам скрывался от Бога в благословенном саду, будучи не в силах выносить Божественного присутствия. Он знал, что сам испортил отношения с Отцом. Мы скрываемся уже друг от друга, не зная, кто все испортил, не в силах выносить тягот, радостей, сомнений, грехов, странностей друг друга. Дело в том, что никто не отнимал у нас ни богообщения, ни общения друг с другом. Никто не отнимал у нас любви. Говорят, обстоятельства делают нас жестокими. Говорят, жестокими делают нас несправедливые люди или лишения. Может быть, отчасти это правда. Но эта жестокость — страшный приговор, которым мы сами себя приговариваем к одиночеству и тоске. И вот Господь дает нам возможность попытаться растопить в себе эту жестокость, одуматься, повернуться к своим ближним и постараться их простить. Простить не словами, которые для многих из нас уже стали привычной отмашкой: «Бог простит, и я прощаю», а простить иначе, в корне измени в свое отношение к человеку. Возможно, мы не сможем сделать это прямо сегодня и сейчас, но сегодня, здесь и сейчас мы сможем начать этот путь. Мы можем дать себе и Богу обещание любить и поддерживать того человека, который нуждается в нашем прощении. И если мы будем любить его и поддерживать во всех его сложностях, в чертах, которые даже кажутся нам неприемлемыми, — то только так мы начнем приближаться к прощению. Только так мы сможем сами начать заживлять мучительную рану в душе.

http://foma.ru/kak-zashhititsja-ot-obidy...

Скачать epub pdf «Верен Бог , Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Бога нашего». ( I Kop. 1, 9 ) «…о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом». ( I Uh. 1, 3 ) Не мне, не мне бы говорить о том, что это такое – общение с Богом. Об этом надо спрашивать тех, чье знание – из опыта. Это очень не похожие на меня люди – подвижники, именно ради общения с Богом отдавшие все и до конца. Об этом вновь и вновь говорится в евангельских притчах. «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» ( Мф. 13:44–46 ). Скрытое сокровище, драгоценную жемчужину стяжает тот, кто пожертвует всеми земными пристрастиями и собственной «самостью» (недаром монах при постриге отдает свое имя, каким его звали с детства). Как говорит великий аскетический учитель VII в. преп. Иоанн Лествичник , это – «невозвратное оставление» и «глубина молчания». Подвижники, отдающие общению с Богом все силы своего неразделенного сердца, смотрят на нас ведь не только с древних икон и фресок, не только из «уснувшей памяти веков», как сказано у Владимира Соловьева. И сегодня реальность подвижничества – живая. Кто-то совершает свой безмолвный подвиг в ту самую минуту, когда я обдумываю эти строки или когда ты, читатель, их проглядываешь. За себя и за нас. Кто-то отвращает свой взор от всех вещей и от собственной воли, чтобы неотрывно смотреть в одну сторону – в сторону Бога. Кто-то сходит в «глубину молчания», по Иоанну Лествичнику , чтобы слышать голос Бога, зов Бога. Эти люди – знают. Но не они пишут статьи для мирских книжек. Как же мне справиться с моей задачей? Я не монах и не подвижник в миру. И горе мне, если я хоть на мгновение, хоть отчасти, совсем тонко, прямо-таки неуловимо воображу себя чем-то подобным – чем-то, что я не есмь в жизни! Если я на сцене незримого театра, наедине с собою примусь примерять себе вычитанные из книг и додуманные услужливым рассудком чувства и мысли настоящих подвижников; а потом с наилучшими намерениями, теми самыми, которыми вымощен путь в ад, буду излагать их для тебя, читатель, отнюдь не заявляя вульгарной претензии на то, что это мои чувства, мои мысли, но всем поведением, включая «смиренные» отнекивания – то, что учители подвижничества осуждали под именем «смиренноглаголания», сиречь смирения на словах, – внушая тебе роковую неотчетливость в упомянутом вопросе! Горе мне и горе тебе; это значило бы, что ты – в руках обманщика, а я – в руках Обманщика.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Скачать epub pdf МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ Во Христе «все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2,3 ) Под мудростью разумею созерцание Сущего ( 8, 338 ). Мудрость есть знание вещей Божественных... и человеческих, также и их причины ( 7, 168 ). Кто имеет небесные понятия о Боге, кто с высокой точки зрения исследовал законы творения и смог, по крайней мере отчасти, постичь благодать Божиего Промысла, тот велик... В таковых вселяется глас Господень. Ибо в подлинном смысле великий презирает все телесное, считая его не имеющим никакой цены по сравнению с невидимым. Никакое обстоятельство его не оскорбит, никакое страдание не сокрушит. Проступки негодных людей не приведут его в возмущение. Нечистота плоти не унизит его – он недоступен унизительным страстям, которые не могут коснуться его по причине высоты его мыслей. Святитель Василий Великий ( 4, 205 ). Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости. Слова мудрейших отцов наших были разумны и премудры, подобным было и молчание их. Преподобный Антоний Великий ( 82, 25 ). Кто вдается в объяснение Писания, не стяжав предварительно духовной свободы, тот поработился страсти любопытства и сильному увлечению мысленным пленением. Преподобный авва Исаия ( 82, 183–184 ). Беседы с тонкими исследователями Бога и чтение тонких исследований о Боге иссушают слезы и прогоняют от человека умиление. Читающий же жития и изречения отцов просвещает свою душу. Изречения безымянных старцев ( 82, 380 ). Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит святой Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» ( 1Кор. 1, 30 ). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2, 3 ), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» ( 1Кор. 2, 8 ) ( 104, 1150 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Скачать epub pdf Глава восьмая «И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8, 1 ). Итак, мы видим, что печати постепенно снимаются и приходит время для седьмой, последней печати, когда становятся ясны судьбы Божии. И когда печать эта снимается, наступает некая тишина. Как говорится в Книге пророка Софонии: «Умолкни пред лицем Господа Бога! ибо близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать» ( Соф. 1:7 ). Перед лицом Бога, перед концом мира наступает некая тишина – всякое творение замолкает в благоговении, мужаясь и ожидая явление славы великого Бога, Который совершит суд над всем миром. И вот, как и говорит Писание: «Сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса» ( Откр. 8:1 ). Святитель Андрей Кесарийский пишет: «Святой Иоанн часто употребляет число семи Ангелов, потому что оно соответствует этому веку, субботствованию и покою святых. Поэтому и разрешение этой седьмой печати указывает на переход от земной жизни, чему помогают семь Ангелов, поражая людей, нуждающихся во вразумлении и наставлении. Безмолвие означает благочиние, благоговение и незнание Ангелами времени Второго Пришествия. Полчаса – краткое время, когда после наказаний и кончины мира наступит Христово Царство». Молчание возникает перед осуществлением суда Божиего. Зачем нужна эта тишина? Затем, что только в молчании можно услышать откровение Бога. 60 Почему бывает хорошо оставаться в храме после службы, когда уже никого нет? Чтобы научится слышать молчание Божие. Это парадоксальное выражение имеет под собой совершенно реальное основание. Человек, который испытал причастность тайне Господней, знает, что в молчании открывается воля Создателя. И вот в таком молчании и происходит подготовка суда Господа. Многие говорят, что главное, последнее откровение – о возрождении монархии в России, однако, если правы старцы, то это будет ненадолго, на «полчаса молчания». А сразу же после периода молчания наступит время семи труб, время великих последних кар Божиих. Нужно подготовить свое сердце к тому, чтобы слышать и видеть за мировыми событиями явление славы могущественного Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010