Весной 1926 г., на Благовещенье, епископ Алексий вернулся в Ленинград. Заместитель местоблюстителя митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже Хутынского. Митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) находился тогда в Ташкенте. Раскольники не преуспели в Новгородской епархии; в Новгороде им принадлежал лишь один храм – Знаменский собор. Митрополит Сергий включил архиепископа Алексия в учрежденный им в 1927 г. Временный Патриарший Синод. Архиепископ Алексий участвовал в составлении знаменитой «Декларации 1927 года». 18 мая 1932 г. архиепископ Алексий вместе с двумя другими членами Синода был возведен в сан митрополита с титулом Старорусского. В конце года в связи с тем, что после кончины митрополита Ташкентского Никандра (Феноменова) проживавший более десяти лет в Ташкенте в ссылке митрополит Арсений был назначен на Ташкентскую кафедру, митрополит Алексий стал титуловаться по имени епархии, которой он управлял уже в течение шести лет, а в 1933 г., после ухода на покой митрополита Ленинградского Серафима (Чичагова) , митрополит Алексий был переведен на Ленинградскую кафедру. Ленинград был главным оплотом обновленчества; в этом городе прочную опору имели и иосифляне, не поминавшие за богослужением имени митрополита Сергия. Новому митрополиту пришлось много потрудиться над охранением канонического строя церковной жизни в своей особенно сложной епархии. Все время, свободное от административных попечений, митрополит Алексий посвящал богослужениям в городских церквах. По воспоминаниям современников, он часто служил в маленьких окраинных церквах по священническому чину. Обновленческий лжемитрополит Николай (Платонов), впоследствии ренегат и пропагандист атеизма, часто выступал с наглыми личными нападками на православного митрополита; но его старания вызвать владыку на спор оставались тщетными. Своим необычайно высоким авторитетом у паствы митрополит Алексий был обязан в значительной мере совершенному отсутствию желания искать популярности, льстить народу, заискивать перед ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В этой исключительно сложной для Русской Церкви обстановке усилили свою разрушительную деятельность обновленцы, григорьевцы и украинские самосвяты. Обстоятельства складывались для Церкви крайне тревожно, но 30 марта 1927 г. был освобожден митрополит Сергий. 7 апреля архиепископ Серафим передал ему бразды церковного правления. Выйдя из заключения, митрополит Сергий получил наконец возможность жить в Москве. 7 мая митрополит Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. Из рассказов близкого к нему митрополита Сергия (Воскресенского) известно, что в тюрьме от митрополита Сергия требовали сделать заявление в поддержку советской власти, осуждения контрреволюционных выступлений внутри страны и за рубежом, церковных прещений эмигрантскому духовенству, устранения неугодных властям епископов от управления епархиями. Настаивали на том, чтобы выбор кандидатов на архиерейские кафедры согласовывался с НКВД, арестованные архиереи увольнялись или даже запрещались в священнослужении церковной властью и прекращалось их поминовение за богослужением, гражданская же власть должна была обязательно поминаться на литургии. В ответ митрополит Сергий просил о легализации высшего и епархиального церковного управления, о разрешении на созыв Поместного Собора и выборы патриарха, об освобождении заключенных и сосланных священнослужителей, о разрешении на восстановление духовных школ и издание церковного журнала. 18 мая митрополит Сергий созвал совещание епископов, на котором был образован Временный Патриарший Священный Синод. В него вошли митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) , митрополит Тверской Серафим (Александров) , архиепископ Костромской Севастиан (Вести), архиепископ Хутынский Алексий (Симанский), архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский), епископ Сумской Константин (Дьяков) (впоследствии митрополит и экзарх Украины). Позже членами Синода стали также митрополит Михаил (Ермаков), экзарх Украины, митрополит Ташкентский Никандр (Феноменов), архиепископ Самарский священномученик Анатолий (Грисюк) , архиепископ Вятский Павел (Борисовский), епископ Серпуховский Сергий (Гришин).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  разделы   рассылка  распечатать Трехлетнее приключение в тюрьме Источник:  Пресс-служба Свято-Петровского братства Протоиерей Павел Адельгейм, лично знавший многих исповедников веры и сам пострадавший за веру от советской власти, встретился 9 февраля 2010 года с жителями Санкт-Петербурга в музее А.А. Ахматовой. Многие неизвестные прежде фрагменты биографии, например, рассказ о. Павла о том, как он нашел во внутренней тюрьме КГБ среди конфиската Святые Дары, которыми он мог причащаться в течение всего срока пребывания в лагере, вызвали массу вопросов и живой отклик среди пришедших – на встрече присутствовало более 150-ти человек. Такой же интерес вызвал рассказ об особой связи о. Павла с А.А. Ахматовой – не имея реального повода для обвинения, власти додумались обвинить о. Павла в том, что обнаруженные у него перепечатки " антисоветских " произведений М.Волошина, А.А Ахматовой, А.И. Солженицына и других, он только приписывает известным советским поэтам и писателям, а на самом деле написал их все сам. Сама встреча, организованная Свято-Петровским малым православным братством, называлась " Господа " ташкентцы " . История ссыльного духовенства " . С одной стороны она была приурочена к музейной выставке " Азийский дом " , название которой цитирует строчку из стихотворения Анны Ахматовой, воспринявшей Ташкент времен эвакуации как второй дом для себя. С другой стороны, именно там начал свое священническое служение о. Павел и встретил там многих новомучеников и исповедников российских, память которых православная церковь отмечала 7 февраля. О. Павел рассказал о том, что в советское время в Средней Азии возникла совершенно особая микрокультура. Туда было сослано очень много людей из Ленинграда, Москвы, из других городов России: не только духовенство, но интеллигенция и крестьянство, сохранившие церковные традиции. Там жили митр. Арсений (Стадницкий), один из трех кандидатов на патриарший престол в 1917 г., и еще один участник Поместного собора 1917-18 гг., четырежды сидевший в советское время митр. Никандр (Феноменов); будущий митр. Гурий (Егоров), один из основателей и руководителей Санкт-Петербургского Александро-Невского братства, и свт. Лука (Войно-Ясенецкий), дважды возглавлявший ташкентскую кафедру. Среди многочисленных священников и мирян встречались последователи свв. Алексея и Сергия Мечевых, св. Иоанна Кронштадтского, те, кто хорошо знал митр. Вениамина (Казанского) и др.

http://religare.ru/2_72903.html

Вместе с владыкой здесь находились архиепископ Крутицкий Никандр (Феноменов), архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский) , епископ Звенигородский Николай (Добронравов) , епископ Вязниковский Корнилий (Соболев), епископ Переяславский Дамиан (Воскресенский) и епископ Суздальский Василий (Зуммер), ряд известных священников. Можно сказать, собрался цвет Православия, малый «Собор». Велись оживленные беседы об этом празднике, о самой службе, об иконе, о храме во имя праздника, и было положено начало нового пересмотра, исправления и дополнения службы, текст которой был напечатан в 1918 году. Тогда же была поддержана очень важная мысль владыки Афанасия о желательности дополнить службу так, чтобы ее можно было совершать не только во вторую Неделю по Пятидесятнице, но также и в другое время и не обязательно в воскресный день. Владыка полагал, что совпадение этого праздника с воскресным днем было причиной того, что составленная в 1918 году для него служба не так полна, как того заслуживает праздник, имеющий огромное значение для Русской Церкви и русского народа. Другим доводом стало то, что если празднование многим святым, даже не из числа великих, совершается дважды, иногда и трижды в год, то тем более подобает, чтобы общий праздник Всех русских святых праздновался не однажды. Кроме того, во вторую Неделю по Пятидесятнице во многих церквах отмечаются празднования местным святым, и присоединение праздника Всех русских святых ослабляет и то, и другое празднование, а это недопустимо с точки зрения церковного устава, поскольку происходит «утеснение в стихирах и канонах». В первый раз празднование Всем святым русским не в воскресный день и по исправленной службе было совершено там же, в 17-й камере владимирской тюрьмы, 10 ноября 1922 года, в день преставления святителя Димитрия Ростовского . Для нас сейчас проясняются удивительные вещи! Новая полная служба. Кому? Всем русским святым. Обсуждается где? В тюрьме. И состоялась впервые она там же. Значит, не существует преград и для нас молиться нашим святым в полной мере, обращаться к ним за помощью и защитой в наших «лютых обстояниях».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Все это были архипастыри, разделяющие взгляды митрополита Петра как на обновленческий раскол, так и на характер возможных переговоров со светской властью. Наверное, не случайно все эти архипастыри (кроме епископов Парфения, Николая и Дамаскина) окончили Казанскую Духовную академию, в которой в период с 1895 по 1900 год ректорствовал епископ Антоний (Храповицкий) и в которой иночествующее студенчество духовно окормлялось у преподобного старца Гавриила Седмиезерского . Впрочем, епископ Дамаскин (Цедрик) окончил факультет восточных языков в Казани, и потому личность его также формировалась под влиянием личности старца Гавриила и идей епископа Антония об ученом монашестве 422 . Митрополит Петр проявлял заботу о судьбе вверенного ему духовенства. Известно, что епископу Парфению (Брянских), управлявшему после ареста владыки Феодора (Поздеевского) Даниловским монастырем, митрополит Петр передавал деньги для отправки их томящемуся в заключении духовенству. Патриарший местоблюститель и сам направлял деньги находившимся в ссылках митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю патриарха Тихона Петру Гурьеву и др.; благословлял приходские причты жертвовать деньги и продукты в пользу заключенных священнослужителей 423 . Непреклонная и твердая позиция митрополита Петра в переговорах со светской властью заставила ГПУ предпринять меры к изоляции местоблюстителя патриаршего престола. 9 декабря 1925 года, через неполные восемь месяцев управления Русской Православной Церковью, митрополит Петр был арестован, успев накануне оставить два документа. Первый из них, датированный 5 декабря 1925 года, гласил, что в случае кончины митрополита Петра права и обязанности патриаршего местоблюстителя «до законного выбора нового патриарха» переходили временно, согласно завещанию Святейшего Патриарха Тихона, митрополиту Кириллу и митрополиту Агафангелу. «В случае невозможности, по каким-либо обстоятельствам, тому и другому митрополиту вступить в отправление означенных прав и обязанностей, таковые, – указывал митрополит Петр, – передать Высокопреосвященнейшему митрополиту Новгородскому Арсению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иеракс (Бочаров), иеромонах Будущий иеромонах Иеракс (в миру Иван Матвеевич Бочаров) родился в 1880 г. Пострижен в монашество 13 апреля 1915 г. в Троице-Сергиевой лавре. Там же в 1918 г. рукоположен в иеродиакона архиепископом Вологодским и Тотемским Никоном (Рождественским) . 22 декабря 1919 г. на Троицком подворье в Москве Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России рукоположен во иеромонаха для служения в церкви Скорбящей Божией Матери, что при военном госпитале в Лефортове в Москве. Распоряжением митрополита Евсевия (Никольского) 17 февраля 1921 г. назначен в церковь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле (что при Солдатенковской больнице). На его послужном списке 1923 г. имеется запись: «иеромонах Иеракс известен как ревностный пастырь церкви, служащий при самых трудных материальных условиях бескорыстно и довольствуется самым малым содержанием» 514 . Прихожане этого храма ходатайствовали перед архиепископом Верейским Иларионом (Троицким) о награждении иеромонаха золотым наперсным крестом. Они писали: «Мы, прихожане Церкви Божией матери «Отрада и Утешение», благодарные своему духовн[ому] Пастырю иеромонаху Троице-Сергиевской Лавры Иераксу за его благоговейное богослужение, постоянные поучительные беседы и горячее участие в церковном пении – 2 марта 1923 г. обратились с просьбой к Высокопреосвящен[ному] Никандру (Феноменову) наградить иеромонаха Иеракса золотым наперсн[ым] крестом, который тогда же был приобретен нами. Но церковь православн[ую] как раз в то время постигло великое несчастие; архипастыри ее подверглись заключениям и ссылкам, вследствие чего просьба наша о награждении нашего духовного отца осталась без ответа. Теперь милостью Господа Бога, мы снова видим (хотя далеко и не всех) пастырей церкви у кормила корабля Христова и снова обращаемся уже к Вашему Высокопреосвящ. с покорнейшею просьбой наградить иеромон. Иеракса золотым наперсным крестом» 515 . Имя о. Иеракса было внесено в листок наград. Прошение было направлено и Святейшему Патриарху Тихону 516 , что свидетельствовало о большой любви прихожан к своему пастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

После начала Великой Отечественной войны русская православная община была заново зарегистрирована при Ташкентском городском кладбище. Тогда же ей был передан храм Святого благоверного князя Александра Невского. В 1944-м году группа верующих, последователей Патриаршей Церкви, возбудила ходатайство о регистрации их как самостоятельной общины и передачи им храма-часовни иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Часовня была передана общине при условии, что в храме-часовне не будет совершаться параллельных служб, а часовня будет использована по своему обычному назначению – для отпевания покойников. В 1944–45-м гг. храм Святого Александра Невского был кафедральным храмом Ташкентской и Среднеазиатской епархии. В 1990-м г. при общине храма Святого благоверного князя Александра Невского открылось Ташкентское духовное училище с двухгодичным сроком обучения, которое просуществовало здесь до 1999 г., когда при Свято-Успенском кафедральном соборе была открыта Ташкентская духовная семинария с 5-годичным курсом обучения. Первые полтора года семинария фактически действовала на месте упраздненного училища на Боткинском кладбище. Затем была переведена в Духовно-административный комплекс при кафедральном соборе. Сейчас храм Александра Невского отреставрирован. Фактически после Перестройки полноценным храмом стала часовня Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». 4 мая 2021 г. на Светлой седмице престол храма Святого Александра Невского был освящен архиерейским чином, впервые за все время существования храма. 13 октября 2021 года в часовне «Всех скорбящих Радосте» был освящен престол, изменив статус культового здания из часовни в полноценный храм. Теперь наш приход объединен не вокруг одного храма, а уже вокруг храмового комплекса. Освящение храма Святого Александра Невского и храма «Всех скорбящих Радосте» были приурочены к юбилею 800-летия со дня рождения благоверного князя, а также к юбилею 150-летия Ташкентской и Туркестанской епархии На Боткинском кладбище находятся могилы весьма известных в Ташкенте людей – видных служителей Ташкентско-Среднеазиатской епархии: Митрополитов Никандра (Феноменова) и Арсения (Стадницкого), архимандрита Бориса (Холчева). Кроме того здесь похоронены супруга, дочка и внучка святителя Луки (Войно-Ясенецкого); мать и сестра А.Ф. Керенского, а также её муж; дочь поэта С. Есенина – Татьяна; известный русский филолог, лингвист, автор толкового словаря русского языка Д.Н. Ушаков и многие другие.

http://pravoslavie.ru/144081.html

38 Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922–1924 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за политические ценности и политическое подчинение духовенства. М., 1997. С. 182. 43 Эта дата проставлена в заголовке протокола. Судя по документам Политбюро, заседание АРК, видимо, состоялось 11.06 в экстренном порядке. См.: Архивы Кремля. Кн. 1. С. 283. 44 Архивы Кремля. Кн. 1. С. 282–283. В настоящее время машинописный подлинник данной записки Е. М. Ярославского находится: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 343. Л. 18. 46 Цитируется по протоколу заседания АРК от 12.06, с сохранением орфографии и синтаксиса документа. 47 Архивы Кремля. Кн. 1. С. 283–284. В настоящее время рукописный подлинник этого документа находится: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 163. Д. 343. Л. 19–20. 50 См.: Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг./Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 163–164. 54 Речь идет о митрополите Арсении (Стадницком), архиепископе Никандре (Феноменове) и мирянине П. В. Гурьеве, который до ареста был управляющим канцелярией Высшего Церковного Управления и секретарем Патриарха Тихона. 58 Это послание от 15(28) июня и воззвание от 18 июня (1 июля). Однако наиболее обличительный тон в отношении обновленчества имеет послание Патриарха от 2(15) июля. 61 См., например: Протокол 41 от 5.12.23//Там же. Л. 47; Протокол 49 от 8.04.24//Там же. Л. 59 об. 62 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века//Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. Вып. 6. М., 2000. С. 31. 66 Подробнее см., например: Сафонов Д. В последние месяцы жизни Святителя Тихона против него готовился новый судебный процесс.http://www.pravoslavie. ru/patrtikhon-newprocess.htm. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/sledstvie-vesti-bez-og...

В день похорон Патриарха Тихона, 12 апреля 1925 года, года собрался архиерейский собор из сорока пяти архиереев Российской Православной Церкви, которые, ознакомившись с завещанием Патриарха, признали Патриаршим Местоблюстителем митрополита Петра (поскольку митрополиты Кирилл (Смирнов) и Агафангел (Преображенский) на тот момент были в заключении и не могли приступить к руководству Церковью). Недипломатичный Оказавшись во главе Церкви в столь сложный период, митрополит Петр вынужден был принимать важные церковно-политические решения, выстраивать отношения Церкви с новой политической реальностью в стране. Однако, как пишет игумен Дамаскин (Орловский) в житии святителя, «митрополит Петр не был политиком, не был и дипломатом, единственная ясная цель виделась им — это быть со Христом и народом Божиим». Поэтому с самого начала митрополит Петр отверг всякое сотрудничество с ОГПУ и отказался идти на какие-либо компромиссы с Тучковым. Вместо этого, митрополит Петр энергично занялся организацией помощи сосланному и заключенному духовенству. Иногда владыка, получив после службы деньги, сразу же отдавал их на помощь томящимся в тюрьмах и ссылках. Он самолично отправлял деньги митрополиту Кириллу (Смирнову), архиепископу Никандру (Феноменову), секретарю Патриарха Тихона Петру Гурьеву и другим. По предложению благочинных московских церквей он благословил причты храмов жертвовать в пользу заключенных. Параллельно митрополит Петр пытался преодолеть обновленческий раскол в Церкви. 28 июля 1925 года он обратился с посланием к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Российской Церкви, где резко осуждал обновленчество. Как явствует из записок обновленческих иерархов, на местах послание митрополита Петра имело огромное воздействие и обновленцы стали терять паству. Власти были заинтересованы в том, чтобы поддерживать Церковь в состоянии раскола, поэтому «несговорчивый» митрополит Петр вскоре стал им неугоден. В ответ на публикацию послания Местоблюстителя, советские газеты начали печатать статьи, обвиняющие его в контрреволюционной деятельности. На обновленческом соборе священник Александр Введенский прочел фальшивый документ, в котором Местоблюститель обвинялся в связях с белогвардейским зарубежьем.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

19    Митрополит Никандр (Феноменов, 1872-1933) — епископ Русской Церкви с 1905 г. С 1918 г. неоднократно был арестован, в том числе 20 марта 1923 г. — привлечен к суду вместе с Патриархом Тихоном (Белавиным), митрополитом Арсением (Стадницким) и секретарем Патриарха Петром Гурьевым. Архиепископ с 1919 г., митрополит — с 1925 г. Осенью 1927 г. назначен митрополитом Ташкентским и Туркестанским. Умер в Ташкенте. 20 Священномученик протоиерей Владимир Проферансов (1874-1937). Родился в Москве в семье священника. В 1897 г. окончил Московскую духовную семинарию, после чего долгие годы работал учителем Закона Божия. С 1915 по 1920 г. последовательно — староста, диакон, священник храма Георгия Победоносца в Старых Лучниках. С 1923 г. — секретарь при Патриархе Тихоне. До 1932 г. — настоятель храма Георгия Победоносца. В 1932 г. арестован, провел три года в ссылке. В 1937 г. снова арестован и приговорен к расстрелу. Расстрелян на Бутовском полигоне. Прославлен в лике новомучеников в 2000 г. 21 Ульянова Мария Ильинична (1878-1937) — младшая сестра В. И. Ульянова (Ленина), член РСДРП с 1998 г. С 1917 г. член бюро ЦК РСДРП(б), а в 1925-1934 гг. — ЦКК ВКП(б), с 1932 г. член Президиума ЦКК ВКП(б), с 1935 г. — ЦИК СССР. В 1917-1929 гг. входила в состав редколлегии газеты «Правда». 22 Епископ Серафим (Звездинский, 1883-1937). Пострижен в монашество в 1908 г., с 1909 г. — иеромонах, преподаватель Вифанской и Московской духовных семинарий. С 1914 г. — архимандрит, помощник наместника Чудова монастыря епископа Арсения (Жадановского). В 1920 г. 23 «Непоминающие» — неофициальное название священнослужителей Патриаршей Церкви, не согласных с церковной политикой митрополита Сергия (Страгородского) и не поминающих за богослужением его имени вслед за именем Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), находившегося под арестом. Особенно преследовались властями. 24 Перефразированные слова из канона Андрея Критского: «Внешним прилежно благоукрашением единем по-пекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010