СЛУШАЛИ: 6. Прошение Преосвященного Архиепископа Пензенского и Новокузнецкого Филарета о благословении на открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области и о назначении наместником обители архимандрита Тита (Бородина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря в с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. 2) Назначить архимандрита Тита (Бородина) наместником Нижне-Ломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского района Пензенской области. СЛУШАЛИ: 7. Прошение Преосвященного Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира о благословении на открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области и о назначении настоятелем обители игумена Игнатия (Бузина). ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить открытие Антониево-Дымского мужского монастыря в Бокситогорском районе Ленинградской области. 2) Назначить игумена Игнатия (Бузина) настоятелем Антониево-Дымского мужского монастыря Бокситогорского района Ленинградской области. СЛУШАЛИ: 8. Прошение Преосвященного Епископа Сергиево-Посадского Феогноста, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры о благословении на преобразование Спасо-Вифанского подворья Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и о назначении игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: 1) Благословить преобразование Спасо-Вифанского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в г. Сергиевом Посаде в Спасо-Вифанский мужской монастырь, приписной к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. 2) Назначить игумена Даниила (Михайлова) настоятелем Спасо-Вифанского мужского монастыря г. Сергиева Посада. СЛУШАЛИ: 9. Прошение Преосвященного Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия о назначении монахини Анны (Куртовой) настоятельницей Иоанно-Введенского женского монастыря поселка Прииртышский Тобольского района Тюменской области.

http://pravoslavie.ru/27828.html

Смертоносный ураган безбожия пронесся над Нижнеломовским Казанско-Богородицким мужским монастырем в 1920 году. «Постановлением» Нижнеломовского Уисполкома от 16 августа 1920 года монастырь был «упразднен». Монахи были изгнаны, иные из них арестованы и сосланы в лагеря. Сведений о бывших насельниках обители сохранилось немного. Известно, что последнего Настоятеля архимандрита Леонтия принудили покинуть обитель в 1932 году, из чего можно заключить, что молитвенная лампада до этого времени в обители еще теплилась. По всей вероятности, с ним в обители оставались до 30-х годов иеро-монахи Стефан и Владимир. Многие бывшие насельники монастыря прославили Бога мученическим и исповедническим подвигом. Имена их чрез время откроет Господь. Известны многие исповедники, но окончание их жизненного пути сокрыто. Очень вероятно, что такие исповедники окончили свой жизненный путь мученически. В монастыре начинал свой монашеский путь иеромонах Серафим. Родился он в 1903 году. В юности поступил в Нижнеломовский Казанский монастырь. После закрытия монастыря он воспринял монашеский постриг в городе Саранске при епископе Филиппе (Перове). В 1927 году о. Серафим рукоположен был во иеромонаха. В 1937 году он был арестован и сослан в лагеря Коми АССР. Дальнейший жизненный путь его неизвестен. Упоминается людьми, что его отец, будучи вдовцом, поступил в Казанский монастырь и был пострижен в монашество с именем Нифонт. Сестра о. Серафима инокиня Марфа была насельницей Нижнеломовского Свято-Успенского женского монастыря. Одним из исповедников Христовых был иеромонах Мартирий (Гарин Михаил Петрович). Он родился 6 ноября 1875 года в деревне Михалевке Нижнеломовского уезда Пензенской губернии. Получив начальное образование, он поступил в Нижнеломовский Казанско-Богородицкий монастырь, в котором был пострижен в монашество с именем Мартирий и рукоположен в сан иеродиакона. В 1922 году о. Мартирий был рукоположен в сан иеромонаха и служил в с. Подхватиловка Нижнеломовского района. 16 декабря 1936 года иеромонах Мартирий был арестован Нижнеломовским РО УНКВД и содержался под стражей в тюрьме города Пензы. 27 марта 1937 года постановлением Особого Совещания при наркоме внутренних дел СССР он был осужден по ст. 58-10 УК РСФСР на пять лет ссылки в Казахстан. 18 мая 1989 иеромонах Мартирий заключением прокуратуры Пензенской области был реабилитирован.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

Норовка. Нижнеломовский Казанско-Богородицкий мужской монастырь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Всех Святых нахо­дилась на западной стороне обители, на­против Казанского собора, над Святыми вратами. Церковь была каменная, длиною 6 сажень (13 м) и шириной 3,5 сажени(7,5 м), с колокольней над ней. Сооружа­лась с 1761 по 1779 год. Иконостас двухярусный, 6,5 аршина (4,5 м) высотой 8 аршин (6 м) шириной; Царские вра­та — резной работы, вызолочены. В 1849 году на пожертвование пензенского купца Александра Часовникова иконостас был обновлен позолотой и живописью. Над церковью Всех Святых была главная монастырская колокольня высотой 47 ар­шин (33,5 м), шириной 7,5 аршина (5,3 м) и длиной — 18 аршин (почти 13 м). На коло­кольне висело 12 колоколов. Первый боль­шой колокол был в 191 пуд и 25 фунтов (более 3 т) с надписью: «1801 год Февраля... дня перелит сей колокол в Нижнеломовский Богородичный монас­тырь благословением Преосвященнейшего Феофила, Епископа Тамбовского и Шацкого священно Архимандритом и ректором Тамбовской семинарии Досифеем». 17 мая 1889 года, по благосло­вению Преосвященнейшего Антония II, тщанием казначея игумена Анатолия, ко­локол был вновь перелит старанием нижнеломовских заводчиков купцов братьев Приваловых, и имел в себе весу 317 пуд. 20 фун. (более 5 т). Колокол сей превосходил все городские и окрестные колокола мягкостью и приятностью звука. Второй колокол был полиелейный, весом в 115 пуд. 34 фун. (около 2 т). Тре­тий — вседневный, весом в 73 пуда (более 1 т), с надписью на нем: «Лил сей колокол мастер калужский купец Васи­лий Холщевников в сей же монастырь 1766 года Декабря 28-го»; в середине колокола надписано: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Прочие 9 коло­колов небольшие, общим весом 60 пудов (около 1 т). На колокольне были ба­шенные часы с минутным и четвертным боем в 6 колоколов, наподобие часов на колокольне Троице-Сергиевой Лавры. Во время советской власти колокола перенесли в город Нижний Ломов, устано­вили на тюремной деревянной колокольне, откуда они позднее были похищены. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20481

2. Назначить монахиню Елисавету (Позднякову) игуменией ставропигиального женского монастыря — Марфо-Мариинская обитель милосердия. 3. Определить, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.   ЖУРНАЛ 53 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении игумении Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить игуменией Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни монахиню Сергию (Щербакову), исполняющую обязанности настоятельницы указанного монастыря.   ЖУРНАЛ 54 СЛУШАЛИ: Прошения Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия и Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима об утверждении их в должности священноархимандритов особо значимых обителей Воронежской, Саранской и Пензенской епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить Преосвященного митрополита Воронежского и Лискинского Сергия в должности священноархимандрита Успенского Дивногорского мужского монастыря села Дивногорье Лискинского района Воронежской области. 2. Утвердить Преосвященного митрополита Саранского и Мордовского Зиновия в должности священноархимандрита Иоанно-Богословского мужского монастыря села Макаровка Октябрьского района города Саранска. 3. Утвердить Преосвященного митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима в должности священноархимандрита Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря.   ЖУРНАЛ 55 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступившего прошения Преосвященного митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла об открытии монастыря и назначении на должность настоятеля монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3664563.ht...

В Пензе состоялись торжества в честь Пензенской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы 17 августа 2017 г. 17:52 Вечером 16 августа 2017 года в Пензе начались торжества по случаю празднования 300-летия со дня избавления города от нашествия кочевников по молитвам перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери. Всенощное бдение в Митрофановском храме города возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий в сослужении духовенства Пензенской митрополии . Богослужебные песнопения исполнили хор Митрофановской церкви под управлением регента Веры Насоновой и хор Покровского архиерейского собора под управлением регента Лидии Попковой. С началом утрени при пении тропаря Казанской иконе Божией Матери крестный ход двинулся из Митрофановского храма на Соборную площадь, где всенощное бдение было продолжено у стен Благовещенской церкви, сопредельной строящемуся Спасскому кафедральному собору. Здесь чудотворный образ Божией Матери встретили епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . В ночь на 17 августа у стен Благовещенской церкви духовенство Пензенской епархии и миряне молились перед чудотворным образом Пензенской-Казанской иконы Божией Матери. В течение всей ночи совершалось молебное пение с акафистом перед иконой. 17 августа Божественную литургию у стен Благовещенской церкви возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. В торжествах приняли участие клирики Пензенской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, православные кадеты, представители казачества, органов государственной власти, жители Пензы и гости города. Богослужебные песнопения исполнили: Патриарший хор московского Данилова монастыря под управлением регента Георгия Сафонова и сводный хор Пензенской епархии под управлением регента Ольги Горшеневой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В 1756 г. к монастырю приписали две мужских пустыни – Петропавловскую (находившуюся в верховьях реки Ломовки) и Салолейскую Успенскую; в 1764 г., скорее всего, в него же перевели и их насельников. В 1730-х гг. в Казанский монастырь влилась братия Предтечевой пустыни (близ села Серый Ключ), в 1750-х гг. – Николаевской (близ Старой Толковки). Одна из самых замечательных страниц в истории монастыря – нахождение в его стенах Тамбовской духовной семинарии, первого учебного заведения на территории нынешней Пензенской области. Она открылась в 1780 г. по указу Екатерины II от 22 сентября 1779 г. и из-за отсутствия подходящего помещения в Тамбове расположилась в Нижнеломовской обители. Настоятель монастыря архимандрит Иоанникий I (Полонский), выпускник Киевской академии, специально переведенный в Нижний Ломов из Цареконстантиновского монастыря «по довольному его обращению в науках», стал первым ректором семинарии, а иеромонах Макарий – префектом и преподавателем в низших классах. В 1786-1787 гг. обязанности ректора исполнял тогдашний настоятель Казанского монастыря архимандрит Ювеналий, затем вновь Иоанникий. Закрыт монастырь был постановлением Нижнеломовского уисполкома от 16 августа 1920 г. Кажется, монашеская жизнь в нем прекратилась практически сразу же после этого. Впрочем, А И. Дворжанский высказывает предположение, что именно в бывшем монастыре мог иметь пребывание в 1923 г. Филипп (Перов), епископ Нижнеломовский, временно управляющий Пензенской епархией. Основную часть монастырского комплекса взорвали 2 мая 1938 г. (по другим данным, Казанский храм – в 1940 г., башни ограды чуть позже). Кирпич пошел на дорогу Москва-Куйбышев и строительство катонинной фабрики в Нижнем Ломове. Уцелел лишь архимандритский корпус (с куском стены надвратной церкви-колокольни) – в нем располагалась норовская восьмилетка. Летом 2002 г. рядом с насосной станцией поставили купальню, в 2003-2004 гг. построили деревянную, обложенную в 2005 г. кирпичом Казанскую церковь. Параллельно возрождалась и монашеская жизнь. В 2004 г. епископ Пензенский и Кузнецкий Филарет благословил открыть в Норовке подворье Керенского мужского монастыря. Сюда постепенно перебрались из Вадинска четверо насельников, первым из которых был иеромонах Игнатий (Канесев). 2007 г. построили просфорню, трапезную, ризную. В 2009-2010 гг. возводится братский корпус и новая большая часовня и купальня.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Подробнее... Казанский Нижнеломовский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1648 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Нижнеломовский р-н, с. Норовка Мужской монастырь, основанный ок. 1648 у западной окраины Нижнего Ломова, на месте, где в 1643 на роднике был обретен чудотворный образ Казанской Богоматери. В XVIII в. большинство построек, включая ограду с башнями и кельи, выстроено в кирпиче. Закрыт в 1920-х, в 1930-х большинство пострек разобрано на кирпич. Уцелел настоятельский корпус, занятый под школу. Восстанавливается с 2002, с 2004 подворье Вадинского монастыря, в 2008 вновь получил статус монастыря. Примечания : В XIX в. у стен монастыря проходила известная Казанская ярмарка. Подробнее... Преображенский Пензенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1689 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., г. Пенза, Спасо-Преображенская ул., 6А Мужской монастырь, основанный в 1689. В 1794 переведен на окраину города, часть построек разобрана, уцелевший Преображенский храм обращен в приходской. В советские годы на новом месте все постройки уничтожены. В 2001 при оставшемся на старом месте храме открыто монастырское подворье, в 2010 преобразованное в монастырь. Подробнее... Сканов-Пещерный мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 2008 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Наровчатский р-н, у с. Сканово На личном автомобиле от Пензы по трассе М 5 ехать до Нижнего Ломова, затем свернуть на север в сторону Наровчата, в Наровчате по указателю на Сканово, затем по указателю на монастырь. Либо добраться до с. Сканово автобусным сообщением из г. Пензы или из с. Наровчат до с. Сканово. Web : http://www.skanov.ru/ Пещерный комплекс в горе Плоской, в 2 км от Троице-Сканова монастыря, возник в XVIII-XIX вв. трудами братии монастыря, возможно, на основе более раннего. Общая длина ходов превышает 600 м. В 1930-х пещеры заброшены, восстанавливались с 2006. В 2008 при пещерах создан мужской монастырь. Подробнее... Тихвинский Керенский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

В 2006 г. Святейшим Патриархом Алексием II награжден памятным знаком святителя Николая III степени. В марте 2006 г. принят в число послушников Николо-Угрешского ставропигиального монастыря и назначен руководителем издательского отдела обители. В апреле того же года стал главным редактором нового периодического издания монастыря — журнала «Угрешский вестник» и газеты «Николо-Угрешский вестник». 17 марта 2007 г. в Николо-Угрешском монастыре наместником обители епископом Люберецким Вениамином пострижен в монашество с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца. 5 апреля 2007 г. в Преображенском соборе Николо-Угрешского монастыря епископом Люберецким Вениамином рукоположен во иеродиакона. С сентября 2006 г. по сентябрь 2008 г. — преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии; в течение 2007/08 учебного года — преподаватель курсов для взрослых «Сокровенный мир Православия», организованных при Николо-Угрешской духовной семинарии. С сентября 2009 г. по май 2010 г. нес в Пензенской епархии послушание секретаря епископа Люберецкого Вениамина при его временном управлении Пензенской епархией. С января 2010 г. — член редакционной коллегии возобновленного журнала «Пензенские епархиальные ведомости». 8 июля 2010 г. принят в клир Пензенской епархии и зачислен в братию Преображенского подворья Нижнеломовского Казанско-Богородицкого мужского монастыря с. Норовка Нижнеломовского р-на Пензенской обл. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. ( журнал 88 ) подворье преобразовано в Спасо-Преображенский монастырь г. Пензы. 12 июля 2010 г. в Петропавловской церкви микрорайона Арбеково г. Пензы епископом Пензенским и Кузнецким Вениамином рукоположен во иеромонаха. 18 августа 2010 г. назначен и.о. наместника Преображенского монастыря г. Пензы. С октября 2010 г. — постоянный участник программы «Мир Православия» в эфире «Радио России из Пензы». Также стоял у истоков создания видеоцентра и телепрограмм Пензенской епархии. 11 ноября 2010 г. назначен председателем редакционно-издательского отдела Пензенской епархии и главным редактором журнала «Пензенские епархиальные ведомости» и газеты «Пензенский православный собеседник», а с 2012 года — альманаха «Пензенский летописец».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3611478...

Наиболее яркую страницу в этом отношении составляет положение Донецкого монастыря. Во главе его стоял влиятельный архимандрит Иоасаф. Еще в 1698 г. (4 февраля) он был переведен из Успенского Гремячего монастыря Лихвинского уезда настоятелем Азовского Предтечева монастыря. В 1700 году он произведен в архимандрита с шапкой. Когда г. Азов отдан в Турецкую область, Иоасаф переведен в Успенский Донецкий монастырь. Указ 10 марта 1718 года, отдававший в введение Воронежского епископа области южного Дона, он к себе и своему монастырю не относил, так как в указе Донецкий монастырь не упомянут. Воронежский митрополит Пахомий, напротив, считал Донецкий монастырь подведомым себе – на том основании, что он упомянут «в приложенном к письму (гр. Апраксина на имя м. Стефана, от 8 марта 1718 г.) ведении». Поэтому м. Похомий скоро наложил свою тяжелую руку на монастырь и его имущество. Уже в 1718 г. он посылает в монастырь 2 иеромонахов и протопопа для описи монастыря. Прибывши в монастырь, эти посланцы, вероятно, встретили здесь сопротивление, почему прибегли к силе. Они «заперли в пустую келью казначея Феодосия, иеромонаха Гавриила, иеродиакона Кириака и монаха Нафанаила, отняли у казначея ключи и ходили в архимандричьи кельи и казенный амбар, потом выпустили их порознь, иерод. Кириака раздевали и хотели бить, а крестьян били батогами и, написав сказки и не прочет, что написано, под неволею велели приложить руки и взяли монастырских денег 90 р., 5 коров, пуд воску, 2 войлока, 3 полсти и 100 аршин сукна». Архимандрит Иоасаф в то время был в Москве. О случившемся в монастыре поехал сообщить ему казначей Феодосий. Обидевшись за насилие, и, очевидно, не ожидая скорого улучшения дела, архимандрит уехал в Нижнеломовский Казанский монастырь. Когда возвратился обратно из Москвы казначей Феодосий и явился к преосв. Пахомию, бывшему на поминках у дворянина Веневитинова в с. Животином, митрополит встретил его побоями, велел посадить его на цепь и держать под караулом, а потом отправил в Донецкий монастырь с колодкой на ноге. Из монастыря Феодосий бежал тоже в Нижнеломовский монастырь. Митр. Пахомий вообще считал Донецких монахов неблагонадежными, «чернецы люди прихожие и непостоянные и в великих подозрительных делах имеющиеся» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

2-го класса. Осн. по случаю явления в 1643 казаку А.М. Набокову иконы Казанской Божией Матери у источника в 2 верстах от Н. Ломова. Первоначально над источником была построена часовня, а затем, в 1648, сооружена дерев. церковь, положившая начало монастырю. В 1774 он подвергся разграблению пугачевцами. В 1780–88 в монастыре располагалась Тамбовская духовная семинария, в 1808 – рус. школа для детей лиц духовного звания, а с 1821 по 1839 – приходское духовное уч-ще. В монастыре было четыре церкви: Казанская, одноглавая, каменная, одноэтажная, построена в 1712–22, в ней пятиярусный иконостас, писан моск. иконописцами М. Закониным и А. Дьяконовым в 1724; церковь во имя Богоявления Господня с приделами в честь св. Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца, первоначально деревянная, с 1759 каменная, одноэтажная, одноглавая, стены расписаны внутри и снаружи, иконостас одноярусный, писан Н. Макаровым в 1880; церковь во имя Сергия Радонежского, первоначально деревянная, с 1742 каменная, с пятиярусным иконостасом, стены храма расписаны в 1859 на деньги помещицы Спасского у. А. Лачиновой; церковь во имя Всех Святых, каменная, с колокольней над ней, построена в 1761–79, двухъярусный иконостас обновлен в 1849 на деньги пенз. купца А. Часовникова. Крестный ход в монастыре из Н. Ломова совершался 24 июня, 25 сент. и наиб. важный – 8 июля (в память явления образа Богородицы), к к-рому приурочивалась проходившая с 1 по 9 июля большая ярмарка. На 1908 монастырь владел 130 дес. земли. Монастырь, окруженный камен. оградой с круглыми башнями по углам и встроенной в стену колокольней, располагаясь на холмистой местности, имел исключительно живописный вид, чему в немалой мере способствовала и наружная роспись его церквей. До наст. времени от монастыря сохранились лишь развалины настоятельского корпуса и часть нижнего яруса примыкавшей к нему колокольни. Лит.: ПЕВ. 1869. 12–14; Евпсихий. Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского второклассного мужского монастыря... Пенза, 1891; Гедеон. Нижнеломовский Казанский второклассный мужской монастырь. Н. Ломов, 1911.

http://sobory.ru/article/?object=20477

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010