Весной 2010 г. начались активные реставрационные работы в Троицком соборе. 1 окт. того же года прот. Сергий Лоскутов освятил купола и кресты, к-рые затем были подняты на храм. 18 нояб. 2010 г. при очистке подвала придела во имя ап. Иоанна Богослова были обнаружены останки ок. 15 чел. (настоятельниц и насельниц обители), к-рые по завершении реставрации были перезахоронены на прежнем месте. В 2011 г. восстановлены шатры и купола над трапезной. В дек. 2011 - янв. 2012 г. был снесен ветхий корпус 70-х гг. XIX в., на месте к-рого в 2015 г. благотворителями мон-ря построена богадельня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». К 2014 г. в целом были завершены отделка и внутреннее убранство Троицкого собора. 8 июня 2014 г., в день Св. Троицы, митр. Пензенский и Нижнеломовский Серафим (Домнин) впервые после возрождения совершил в Троицком соборе литургию. 1 нояб. 2010 г. П. Т. м. была передана ц. в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Ахматовка Никольского р-на Пензенской обл., где впосл. было образовано Казанское подворье обители для восстановления монашеской жизни в расположенном близ с. Нов. Селя Шиханском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре (2 окт. 2013 возрожден как самостоятельная обитель). 11 нояб. 2014 г. игум. Митрофания (Перетягина) скончалась и была похоронена в склепе за алтарем восстановленного Троицкого собора. 13 июля 2015 г. игуменией обители назначена мон. Александра (Макова), с 1 дек. 2014 г. исполнявшая обязанности настоятельницы. С сент. 2016 г. в П. Т. м. действует воскресная школа для детей и взрослых. 25 дек. 2016 г. митр. Серафим (Домнин) освятил левый придел Троицкого собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а 13 дек. 2017 г.- правый придел во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 4 июля 2017 г. в дар обители была принесена икона Живоначальной Троицы XVII в. К 2005 г. в П. Т. м. подвизались 30 насельниц, в т. ч. 18 монахинь, к 2011 г.- 20 монахинь и 2 послушницы, к 2019 г.- 15 насельниц, включая послушниц и трудниц.

http://pravenc.ru/text/2579948.html

сост. Александр Ратшин Пензенской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: БОГОРОДИЦКИЙ-КАЗАНСКИЙ, муж. 2 класса, в двух верстах от уездного города Нижнего Ломова; находится под управлением архимандрита, который есть и ректор существующей здесь с 1780 года Пензенской Семинарии. – На месте этой обители, в 1643 году, явилась на источнике Чудотворная икона Казанской Божией Матери, для которой жителями тогда же поставлена была часовня; а вскоре, по представлению Нижнеломовского Воеводы Ивана Касагова, царь Михаил Феодорович повелел тут устроить монастырь, который и основан в 1645 г. Ныне здесь четыре каменные церкви: 1) Соб. Казанской Богородицы, в которой находится означенная явленная икона, носящая название Нижнеломовской; празднество ей совершается 8 июля. 2) Богоявления Господня, с двумя приделами. 3) Сергия Радонежского. 4) Всех Святых. Прочие здания этого монастыря, как-то: колокольня, кельи, гостиница для приезжающих и ограда с башнями каменные ж. При обители бывает ежегодно значительная ярмарка, продолжающаяся с 1 по 9 июля. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 3 класса, в Губернском городе Пензе; состоит под управлением архимандрита. Основан в 1667 году. Здесь две каменные церкви, из коих соб. Преображения Господня. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ, муж. 3 класса, в уездном городе Саранске; состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1684, возобновлен в 1722, и до 1775 года именовался Ильинским. Здесь ныне три каменные церкви: 1) Соб. Апостолов Петра и Павла, построена, вместо бывшей деревянной, около 1794 года, с приделами Пророка Илии и Димитрия Ростовского . 2) Рождества Богородицы. 3) Двухэтажная, где престолы: вверху Воздвижения Честного Креста, а внизу Владимирской Богоматери; в этой церкви находится весьма древнего письма икона Пресвятой Богородицы, украшенная драгоценною ризою, по усердию Г. Мальшина. Этот двуярусный храм воздвигнут в 1815 году жителями города Саранска в благодарение Богу за минование опасности от нашествия французов; низший престол освящен в 1817 году. ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 4 верстах от уездного города Краснослободска; находится под управлением архимандрита. Он основан в 1692 году. Здесь соб. церковь Преображения Господня. СКАНОВ-ТРОИЦКИЙ, муж. заштатный, близ уездного города Наровчата, на берегу реки Сканы, с церковью Живоначальной Троицы, существующей с 1784 года. О времени основания обители неизвестно. ТРОИЦКИЙ женский, 3 класса, в губернском городе Пензе; основан в 1691 году. Здесь две каменные церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы и 2) Преподобного Александра Свирского . Они построены: первая в 1747, а вторая в 1782 году. Читать далее Источник: Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России/Сост. из достовер. источников Александром Ратшиным. - Москва: Унив. тип., 1852. - 566, 45 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1788 г. семинария была переведена в г. Тамбов. В 1808-1821 гг. при К. м. действовало уч-ще для детей духовенства («русская школа»), предназначавшаяся для подготовки причетников епархии. В «русской школе» обучалось более 70 учеников. 2 сент. 1822 г. в одном из монастырских корпусов открылось духовное уездно-приходское уч-ще, переведенное в сент. 1837 г. в 2-этажный гостиный дом вне ограды, а в окт. 1839 г.- в г. Н. Ломов. В 1846-1861 гг. при К. м. действовало уч-ще для «служительских детей», в к-ром преподавались рус. и слав. грамматика, чтение и чистописание, краткая Свящ. история и краткий катехизис. Святыни и реликвии Обретенная Казанская икона («живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше онаго»; 41/2×33/4 вершка) находилась в иконостасе Казанской ц., по левую сторону от царских врат. Икона была вставлена в раму с изображениями чудес и украшена сребропозлащенной ризой (весом 35 золотников). В 1700 г. образ, прежде называвшийся «явленным», вследствие прошения граждан В. Ломова и Н. Ломова по грамоте царя Петра I стал именоваться «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Т. 5. С. 173; Евпсихий (Горенко). 1891. С. 20). В 1856 г. на пожертвования благотворителей г. Н. Ломов на ризу сделана серебряная корона с бриллиантами. В 1859 г. для иконы устроен серебряный киот, украшенный серебряными позолоченными накладными «арабесками» с драгоценными камнями и со стразами. По молитвам перед обретенным Казанским образом происходило множество чудес и исцелений, в т. ч. от слепоты, болезни ног, часть из них (между 1684 и 1700) зафиксирована в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. ( Романова. 2006). Во время эпидемий холеры Казанскую икону носили по окрестным селам. Так, 5 авг. 1871 г., когда образ принесли в с. Поим, «жители села, среди которых было немало и раскольников, со слезами на глазах встретили икону далеко за околицей и попеременно несли на своих руках до православного храма, где все вместе преклонили пред ней свои колена» ( Дворжанский.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской - в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: " Усердное приношение Донского войска " . Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го - у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Впервые состоялось празднование Собора Пензенских святых 14 июня 2021 г. 15:17 День празднования Собора святых Пензенской митрополии , 12 июня, появился в церковном календаре в 2021 году. Соответствующий документ Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал в сентябре 2020 года. Впервые торжества в честь Собора Пензенских святых состоялись в Спасском кафедральном соборе г. Пензы. Божественную литургию возглавил митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим . Его Высокоперосвященству сослужили епископ Сердобский и Спасский Митрофан, многочисленные представители духовенства Пензенской митрополии во главе с митрофорным протоиереем Сергием Лоскутовым, настоятелем Успенского кафедрального собора г. Пензы, секретарем Пензенской епархии. За литургией молились настоятельница Наровчатского Троице-Сканова женского монастыря игумения Иннокентия (Татаркина), настоятельница Троицкого женского монастыря г. Пензы игумения Александра (Макова), настоятельница Покровского женского монастыря на горе Шихан игумения Нимфодора (Свирко). Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Ершов. По отпусте Литургии был совершен молебен всем святым, в земле Пензенской просиявшим.  В приветственном слове по окончании богослужения митрополит Серафим поздравил всех собравшихся с праздником Собора Пензенских святых и поблагодарил за участие в торжествах епископа Митрофана и всех присутствующих. К праздничной дате была написана икона Собора святых Пензенской митрополии, освящение которой состоялось 11 июня во время всенощного бдения в Спасском соборе. Богослужение совершил митрополит Серафим. Икона выполнена пензенским иконописцем Сергеем Шалаевым в академическом стиле, для которого характерны точность рисунка, правильность пропорций фигур, реалистичные лики, фотографичность изображения, натуралистичные пейзажи, разнообразие и плавность цветовых переходов. Об особенностях иконы Собора Пензенских святых рассказывает древлехранитель Пензенской епархии Евгений Белохвостиков: «По сложившейся иконографической традиции, в центре иконы Собора региональных святых располагается или главный храм города, или главная святыня. На иконе Собора Пензенских святых в центре композиции — Первохрам — Спасский кафедральный собор, над которым два ангела, парящие на облаках, держат главную святыню нашего края — Казанскую Пензенскую икону Божией Матери».

http://patriarchia.ru/db/text/5820046.ht...

(К. Н. и.). Острог Н. Ломов был основан в 1636 г. на оборонительной линии Белгородской засечной черты для защиты юго-вост. границ Русского гос-ва. В «Сказании о чудесех Пресвятыя Богородицы чюдотворныя иконы, глаголемыя Казанския» (нач. XVIII в. (РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1-14)) сообщается, что в царствование Михаила Феодоровича в версте от Н. Ломова, при источнике, у подножия горы, в 1643 г. явилась икона, которую увидели стоящей на камне. В летописи, хранившейся в Казанском нижнеломовском мон-ре , указывалось, что икона явилась нижнеломовскому казаку Андрею Михайлову Набокову (ИРИ. Ч. 5. С. 169; Евпсихий (Горенко). 1869. 12. С. 369-370). Жители Н. Ломова рассказали о явлении образа городскому воеводе Иоанну Косягору (в монастырской летописи - Косагову), человеку маловерному, к-рый захотел взять новоявленную икону в город, но в это время разболелся его сын Григорий. Тогда Иоанн стал со слезами молиться об исцелении сына, призвал иерея, диаконов и клириков, чтобы они совершили «молебное пение на месте при источнице, где же явися образ Богоматери» (РГБ. Ф. 178. 3311. Л. 1 об.). Крестным ходом все пришли к месту явления иконы, и вскоре Григорий выздоровел. Весть о чудотворной иконе, к-рая получила по месту своего явления название «Нижнеломовская», быстро распространилась; к источнику стало стекаться множество народа. В те дни от иконы исцелилась жена нижнеломовского казака С. Ситникова, Акулина, к-рая не видела 3 года. Образ был поставлен у источника в построенной для него часовне, в этот день получил исцеление страдавший 8 лет от болезни ног конный казак Ф. Болдырев. В «Сказании...» приведено более 120 описаний чудесных исцелений от различных болезней, в основном от слепоты; среди получивших благодатную помощь были казаки, стрельцы, крестьяне, к иконе прибегали как русские, так и мордва. В «Сказании...» также рассказывается о вразумлении пономаря нижнеломовского собора Софонии, тайно собиравшего в часовне воск от многочисленных свечей, к-рый он хотел отнести домой и получить от этого прибыль. За это он был наказан - кто-то невидимый сильно сжал его правую руку так, что Софония стал громко кричать, пока со слезами не начал молиться Богородице и не покаялся перед всеми в грехе.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В фортификационных сооружениях Золотарёвского городища специалисты обнаруживают следы влияния визант. традиций, что является косвенным доказательством пребывания в этих краях не только славян-христиан, но и греков. Первые храмы в регионе были построены после вхождения земель в состав Русского гос-ва и начала рус. колонизации. Главный центр колонизации региона - г. Шацк - принадлежал к Рязанской епархии (см. ст. Рязанская и Михайловская епархия ), однако все возникавшие в XVII в. города региона (В. Ломов, Н. Ломов, Керенск, Пенза) с начала своего существования входили в Патриаршую область . Шел постепенный процесс христианизации местного населения - мордвы, массовое крещение к-рой завершилось к 40-м гг. XVIII в. В 1643 г. на роднике близ г. Н. Ломов явилась Нижнеломовская Казанская икона Божией Матери - 1-я правосл. святыня Пензенской земли; в 1648 г. на месте ее явления был основан первый в регионе Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовский мужской монастырь . К сер. XVII в. относится и возникновение Троице-Сканова мон-ря (см. Сканов во имя Святой Троицы женский монастырь ). В посл. трети XVII в. открыты верхнеломовский Успенско-Николаевский жен. мон-рь (основан ранее 1671 на Салолейской горе близ с. Лукина Поляна Нижнеломовского у., в 1688-1689 перенесен в В. Ломов; упразднен в 1764), пустынь Богородицы Одигитрии и Усекновения главы Иоанна Предтечи (позднее Иоанно-Предтеченский мон-рь) близ Пензы (упом. с 1674; упразднен в 1723), пензенский в честь Преображения Господня мужской монастырь (1688/89), пензенский во имя Святой Троицы женский монастырь (1692). В 1721-1742 гг. храмы и мон-ри на территории совр. П. о. относились к Синодальной области . К 1724 г. в Пензенскую десятину входило 113 храмов, в Верхне- и Нижнеломовскую - 105, Керенскую - 45, Саранскую, Мокшанскую и Починковскую - 196, Краснослободскую - 35 ( Покровский. 1913. С. 156. Примеч.). В 30-х гг. XVIII в. в пензенском Преображенском мон-ре действовало ДУ - 1-е учебное заведение региона, в к-рое, согласно уставу, принимали детей священно- и церковнослужителей Пензенского, Саранского и Инсарского уездов ( Бахмустов С.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Молебен Божией Матери в Благовещенском соборе возглавили Патриарший экзарх всея Беларуси и глава Татарстанской митрополии. После молебна начался крестный ход, в котором участвовали архипастыри Русской Церкви, прибывшие в Казань на церковные торжества, священнослужители Казанской епархии , жители столицы Татарстана и паломники из регионов России — всего около 3 500 верующих. Казанская икона Божией Матери была торжественно внесена в воссозданный и освященный ровно год назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Казанский собор. После принесения святыни на место ее обретения в Казанском соборе началось служение Божественной литургии. В праздничном богослужении, которое возглавили митрополит Минский и Заславский Вениамин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, приняли участие митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, митрополит Астраханский и Камызякский Никон , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Славгородский и Каменский Антоний, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, епископ Волжский и Сернурский Феофан, епископ Костомукшский и Кемский Борис. Архипастырям сослужили наместники и настоятели монастырей Казанской епархии, благочинные церковных округов, священнослужители, сопровождающие архиереев, прибывших на торжества в Казанскую епархию. Песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы под управлением регента Никона Жилы, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко.

http://patriarchia.ru/db/text/5945988.ht...

На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779 гг.).Колокольню к началу ХХ в. украшали часы-куранты. Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. Были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад. К началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края. Главной святыней монастыря была Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее, а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II и пожертвовала на нужды фронта жемчуг. Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. Кроме этих двух главных святынь пользовалась почитанием богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Выслушав о.Максимова и изучив затем доставленные им документы, Извольский впервые взглянул на дело глазами еп.Гермогена. Обер-прокурор понял, что саратовское духовенство шумит не на пустом месте, а в ответ на притеснения светских властей. Сообщая Столыпину о своем открытии, Извольский отмечал: независимо от факта достоверности этих притеснений надо считаться с тем, что владыка убежден в их существовании. Тогда «дальнейшее поведение епископа по отношению местной гражданской власти становится если не извинительным, то понятным. Несомненно, преосвященный мог и должен был иным путем выразить свое неудовольствие и добиться удовлетворения за оскорбление церкви, если таковое действительно было, но, зная характер преосвященного Гермогена, те свойства его, которые являются и качествами его души, можно, мне кажется, найти извинения». Впрочем, даже имея на руках такой козырь, как документы о.Максимова, Извольский не спешил оправдать еп.Гермогена. Зато, признавая наличность оскорбления церкви, предлагал адресату пересмотреть ранее принятое решение и перевести не только о.Илиодора и его архиерея, но также Бочарова и гр.Татищева. Отмечая необходимость одновременной проверки сведений со стороны духовного ведомства и министерства внутренних дел, Извольский закончил так: «Не настало ли время для того, чтобы установить согласную почву на события в Царицыне и Саратове, так как это, несомненно, будет предметом суждения при ближайшем моем докладе Государю Императору» . Пользуясь временным затишьем, преосвященный Гермоген решил отправить о.Илиодора назад в Царицын, с чудотворной иконой Казанской Божией Матери из Нижнеломовского монастыря. Из замечаний сделанных в разное время и еп.Гермогеном, и его подопечным видно, насколько они уповали на благодатную помощь этой святыни в дни гонений. О.Илиодор, например, говорил царицынцам, что икона прибыла потому, что Богоматерь, Сама перенесшая много страданий, видит, сколько здесь было пролито слез . Владыка распорядился встретить икону 16.X крестным ходом от всех царицынских храмов. Эта телеграмма из рук благочинного о.Каверзнева попала к полицмейстеру и, надо полагать, не без участия его приятеля о.Благовидова. Поначалу Бочаров ограничился простой передачей сведений начальству . Но затем вдруг забил в набат:

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010