Дух, в полукружии из страз, коих 40. Вверху киота, в серебряной позолоченной арабеске, - серебряная с мелкими камнями литера М, означающая – Матерь Божия. Внизу киота накладная серебряная надпись: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою». Весу в киоте 13 1/2 ф. и 4 золотника. Чудотворная Казанская икона Божией Матери часто и на долгое время берется в города и веси Пензенской епархии; тогда вместо нее вставляется копия сей иконы. Риза на ней серебряная позолоченная, устроена на церковную сумму в 1837 году, весом 75 золотников. Корона серебряная же, на ней три лиловых камня и один белый, на челе, раме и перси – по серебряной звездочке с небольшими белыми камнями. Меры она одинаковой, что и явленная икона. Копия иконы помещается в серебряном киоте, внутри вызолоченном, с таковыми же колонками и горизонтальною на них аркою с сиянием, в средине коего большой трехугольный зеленый камень, вверху светло-желтый, по сторонам два средних зеленых камня. Над колонками по одному белому камню, а на тумбочках по 5-ти небольших красных камней и два зеленых. В нижней части киота на средине – большой светло-зеленый камень, ниже его на финифти написано: «Kaзahckiя». По сторонам 2 больших лиловых камня. Весу в киоте 3 1/2 фунта. Чудотворность сего образа. Образ сей сначала по 1700 год назывался явленным; а с сего года, вследствие прошения граждан Верхнего и Нижнего Ломовов по грамоте ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКОГО, стал именоваться не только явленным, но и чудотворным и многоцелебным образом. Перечень чудес по летописи монастырской до нынешнего столетия. По летописи монастырской чудес, произшедших в разные времена от сего многоцелебного образа до нынешнего столетия числится 109, именно: Исцелено больных руками 10, глазами 60, ногами 9, страдавших тяжкою болезнию 19, жестоким ревматизмом 2, внутреннею болезнию 2, глухотою 1, расслаблением всего тела 4, невладевших рукою 1, икотою и одышкою 1. И ныне благодать Божия, неоскудно изливающая дары свои, не престает являть свою чудотворную силу от Казанской иконы Божией Матери, в обители находящейся.

http://pravicon.com/image-35189

Молебен Божией Матери в Благовещенском соборе возглавили Патриарший экзарх всея Беларуси и глава Татарстанской митрополии. После молебна начался крестный ход, в котором участвовали архипастыри Русской Церкви, прибывшие в Казань на церковные торжества, священнослужители Казанской епархии , жители столицы Татарстана и паломники из регионов России — всего около 3 500 верующих. Казанская икона Божией Матери была торжественно внесена в воссозданный и освященный ровно год назад Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом Казанский собор. После принесения святыни на место ее обретения в Казанском соборе началось служение Божественной литургии. В праздничном богослужении, которое возглавили митрополит Минский и Заславский Вениамин и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, приняли участие митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел, митрополит Астраханский и Камызякский Никон , митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, митрополит Челябинский и Миасский Алексий, архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан, епископ Кинешемский и Палехский Иларион, епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, епископ Мариинский и Юргинский Иннокентий, епископ Славгородский и Каменский Антоний, епископ Златоустовский и Саткинский Викентий, епископ Волжский и Сернурский Феофан, епископ Костомукшский и Кемский Борис. Архипастырям сослужили наместники и настоятели монастырей Казанской епархии, благочинные церковных округов, священнослужители, сопровождающие архиереев, прибывших на торжества в Казанскую епархию. Песнопения исполнили хор Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы под управлением регента Никона Жилы, архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова, архиерейский смешанный хор под управлением Марины Литвиненко.

http://patriarchia.ru/db/text/5945988.ht...

На горе, из-под подошвы которой бьет святой родник, в 1742-1757 гг. появилась церковь Сергия Радонежского с колокольней – каменная взамен деревянной. Она считалась кладбищенской, хотя монахов и почетных мирских покойников хоронили по всей горе вплоть до Казанской церкви. Всесвятская церковь помещалась над Святыми вратами и под колокольней (1776-1779 гг.).Колокольню к началу ХХ в. украшали часы-куранты. Ограду с четырьмя башнями по углам возвели в 1742 г. Были в обители три двухэтажных жилых корпуса – настоятельский и два братских, хозяйственный двор, ризница, ледник, две бани, три амбара, здание для извести, а за оградой – два гостиных корпуса и 37 ярмарочных лавочек. С востока к монастырю примыкал фруктовый сад. К началу ХХ в. Казанский монастырь был едва ли не единственным полноценным барочным ансамблем Пензенского края. Главной святыней монастыря была Казанская икона Богородицы. Образ небольшой, его размер всего 20 на 17 сантиметров. В монастырской летописи фиксировались многочисленные исцеления от нее, а на летнюю Казанскую в обитель стекались тысячи богомольцев со всех окрестных уездов и даже губерний – не только на знаменитую Казанскую ярмарку, но и поклониться иконе, и испить целебной воды из святого источника (который вытекал из-под южной стены Казанского храма). В этот же день (8/21 июля) до революции ежегодно с иконой совершался крестный ход из монастыря в сам Нижний Ломов. Во время эпидемий и засухи образ носили и по окрестным селам, а в 1906 и 1910-1911 гг. – даже в Саратов и Сердобск. В феврале 1916 г. братия Нижнеломовского монастыря отправила список с Казанской иконы в благословение «Верховному Вождю Русского воинства» Николаю II и пожертвовала на нужды фронта жемчуг. Чтили в монастыре и образ Иоанна Предтечи – Ангела Пустыни. По преданию, он явился на роднике, в соседнем селе Серый Ключ. Скорее всего, именно там и находился Предтечев монастырь, упраздненный в середине XVIII в. Кроме этих двух главных святынь пользовалась почитанием богомольцев Иверская икона Божией Матери, принесенная в 1750-х гг. в монастырь из Москвы настоятелем архимандритом Варлаамом.

http://sobory.ru/article/?object=20477

Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы в 1798-1808 гг. по проекту знаменитого столичного зодчего Ивана Егоровича Старова, утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров. Из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии. В глубине квартала расположены двухэтажные же Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Планируется восстановление Богородицкого собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный " Ватиканский " список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. Святыни [ править править код ] Казанская икона Божией Матери Казанская икона Божией Матери В Нижнеломовском Казанском монастыре находится святыня Русской Православной Церкви - чудотворная Казанская икона Божией Матери, явившаяся в 1643 году на источнике. Икона сия древнего письма живописью подобна чудотворному образу, явленному во граде Казани, но на четверть аршина меньше онаго: высота — 20 сантиметров, ширина — 16,7 сантиметров. Вскоре после явления иконы в 1643 году последовало следующее чудо: «Прииде от града Ломова пономарь Софоний и ста на источнице, где стояла чудот¬ворная икона и нача от возжженных свеч падающия капли воска собирати воедино, хотя нести сии в дом свой и получити себе корысть, и абие нападе на него ужас велий и невидимая сила десную руку, еюже собираше воск, обрати вспять, от чего он (пономарь) стал кричати вельми, дондеже опамятовался стал молиться Пресвятой Богородице со слезами и каятися о сем пред всеми и абие бысть помощию Божиею и милостию Пресвятой Богородицы управление руки якоже и первее».

http://azbyka.ru/palomnik/Казанско-Богор...

В нижнем ярусе иконостаса, по правую сторону Царских врат, находился образ Спасителя, рядом с ним образ святого Иоанна Предтечи и далее — образ Божией Матери «Живоносный Источник». По левую сторону Царских врат находилась Казанская икона Божией Матери, украшенная сребро-позлащенною ризою. В середину сей иконы вкладывался явленный чудотворный образ Пресвятой Богородицы. По левую сторону иконы находился образ святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, далее — образ святителя и чудотворца Николая и Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Все эти иконы были старинного письма, высотой в 2 аршина и 2вершка (1,5 м). Во втором ярусе иконостаса изображались Двунадесятые праздники, в третьем — лик Апостолов, в четвертом — Пророков, в пятом — Праотцев. Эти иконы были одинакового размера — 1 аршин и 10 вершков (1,2 м). В 1850 году иконостас реставрировался. Нижние два яруса и Царские врата вызолочены были вновь червонным золотом. В киоте из орехового дерева хранилась вышитая по малиновому бархату золотом и серебром святая Плащаница Спасителя. Она была изготовлена в 1849 году усердием помещицы Чембарского уезда села Щепотьева Александры Дмитриевны Богдановой. Пол в Казанской церкви вначале был деревянным, а при настоятеле архиманд­рите Исаакии заменен чугунным. Стены храма внутри расписаны были живописью и украшены картинами в рамах, писанными на холсте в 1838 году по благословению Преосвященного Амвросия Н-го, при настоятеле архимандрите Анастасии акаде­миком Ступиным. Картины изображали священные события из истории Ветхого и Нового Завета. Их было в храме 36. На­ружные стены храма в 1850 году также были расписаны различными изображени­ями Богоматери, Ангелов и святых угод­ников Божиих в назидание приходящего на богомолье народа. В Казанском соборе при входе с за­падных дверей, к северной стороне, был погребен князь Василий Сергеевич Долго­руков, скончавшийся в 1803 году. Тут же было захоронение настоятеля архимандри­та Варлаама.

http://sobory.ru/article/?object=20480

Пенза Святыни Пензенской области [ править править код ] ПЕНЗА. Кафедральный Успенский собор: свт. Иннокентий Пензенский (XIX в.). Митрофановский храм: «Пензенская-Казанская» икона Божией Матери. С. СОЛОВЦОВКА, Пензенского района. Троице-Сергиевский храм: прав. Иоанн Оленевский (ХХ в.). Д. НОРОВКА, Нижнеломовского района. Нижнеломовский Казанский монастырь: «Нижнеломовская-Казанская» икона Божией Матери. С. СКАНОВО, Наровчатского района. Троице-Сканов женский монастырь: оригинал «Трубчевской» иконы Божией Матери. Сазанские пещеры Святой источник Рождества Иоанна Крестителя (Малая Сердоба) Монастыри Пензенской области [ править править код ] Все монастыри Пензенской области Троицкий Сканов женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1-я пол. XVII в. Архитектор: 1795-1797: Левицкий А. - строительство по собств. проекту Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Наровчатский р-н, с. Сканово Web : http://troice-skanov.narod.ru/ Мужской монастырь, известный с 1676, основан, вероятно, в 1-й пол. XVII в. В кон. XVIII в. при игум. Арсении (Левицком) и его преемниках отстроен в камне как единый архитектурный ансамбль, включающий собор, ограду с башнями и кельи. Закрыт после революции, в 1930-х постройки переданы птицеводческому колхозу. В 1990 восстановлен как женский. Подробнее... Тихвинский Керенский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : 1683 Статус : действ. Адрес : Пензенская обл., Вадинский р-н, с. Вадинск Проезд: От г. Пенза на рейсовом автобусе или маршрутном " Пенза - Земетчино " , " Пенза - Вадинск " . Монастырь, основанный как женский на месте явления иконы Божией Матери, в 1683. В 1764 упразднен. В 1822 при храмах бывшего монастыря официально открыта женская богадельня, в 1848 преобразованная в общину, а в 1852 - в монастырь. К нач. ХХ в. многолюдный монастырь с крепким хозяйством. Закрыт в 1927, часть зданий сломана, на территории размещены ПТУ, производство. Вновь открыт в 1997 как мужской на части старой территории. Подробнее... Казанский Нижнеломовский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Летом 2002 года, накануне празднования Казанской иконы Божией Матери, 8/21 июля, вблизи святого источника, где образовалось озерцо, были построены новая деревянная часовня и купель. В 2003 году группа людей шла по дороге из Пачелмы к г. Нижнему Ломову. И все они видели в воздухе церковь над местностью, где был монастырь. Через год, в 2004 году, здесь, на месте разрушенного Казанского собора, попечением Александра Петровича Мамыкина, директора Нижнеломовских электрических сетей, уроженца села Монастырского, трудами местных жителей была построена деревянная Казанская церковь и стала действовать как приходской храм. 19 мая 2004 года по Указу Высокопреосвященнейшего Филарета, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, храм был обращен в Подворье Тихвинского Керенского мужского монастыря. На территории были выстроены церковная лавка, трапезная, братский корпус, гостиница для трудников, находящихся на испытании. В 2005 году храм был снаружи обложен кирпичом. Когда разоряли монастырь, то вода в источнике сильно умалилась. Когда же с октября 2005 года в Казанской церкви ежедневно стала совершаться Божественная Литургия, приток воды в источнике вновь увеличился. Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери, Иверская икона и икона святого Иоанна Предтечи после закрытия монастыря считались безвозвратно утраченными. Сохранялась лишь дореволюционная литография чудотворного образа Божией Матери. Иконы были сокрыты братией монастыря в страшные 1921-1922 годы, когда в Поволжье свирепствовал небывалый голод, и богоборческая власть, воспользовавшись этим, стала жестоко грабить монастыри и церкви. Со всех икон обители были сняты драгоценные ризы. 25 апреля 1922 года Нижнеломовская уездная газета сообщала, что по городу и уезду было «изъято» почти 50 пудов серебра (819 килограммов) и 80 пудов золота (1310 килограммов) в виде церковных ценностей: утвари, окладов икон и монет. В Казанском монастыре утвари из золота и серебра было «изъято» весом в 12 пудов. В настоящее время стало известно, что до 1937 года чудотворная Казанская Нижнеломовская икона Божией Матери и чудотворная икона святого Предтечи Иоанна поочередно находились у архимандрита Макария и иеромонаха Гедеона.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Нижн...

А донские казаки, отбив у французов награбленное теми в московских церквах серебро, поднесли его в дар Казанской — в соборе стоял литой из этого серебра иконостас с надписью: «Усердное приношение Донского войска». Тут же, у величественной колоннады собора, были воздвигнуты монументы М. В. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. 17 марта 1922 года этот иконостас был разобран, большевики забрали сто двадцать девять пудов серебра и более тридцати семи фунтов золота; в конце 1922 года были отобраны и проданы за границу и украшения с самой Казанской иконы. Спустя год, в 1923-м, обновленцы, умевшие выпрашивать у безбожных властей самые обширные и величественные храмы, захватили и Казанский собор. Но чудотворная была спасена от них, оказавшись сначала в церкви на Смоленском кладбище Васильевского острова, а с 1940-го — у правого клироса Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне, где пребывает и по сей день. Эта икона московского письма конца XVI столетия, близкая по времени к первому образу из Казани, явила в годы Великой Отечественной войны еще одно чудо. Престарелый митрополит Гор Ливанских Илия Салиб имел видение, в котором Богородица повелела ему передать кремлевским властителям Свою волю: обойти с чудотворным образом Казанской иконы окруженные фашистами города. По преданию, перепуганные военными неудачами властители-богоборцы не посмели перечить. Доподлинно известно, что когда в 1947 году Илия Салиб посетил город на Неве, его по указанию властей встречали с поистине царскими почестями (многие из горожан решили по обилию машин и стражи, что к ним приехал Сталин), а самой Казанской иконе этот благочестивый восточный архиерей подарил новый золотой венчик. Давно уже возвращен Церкви и Казанский собор на Невском, но вернется ли туда чудотворная, зависит лишь от воли Самой Царицы Небесной. Общецерковным почитанием пользуются еще несколько списков Казанской: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская; местночтимых же Казанских по русским градам и весям, по приходам и семьям православных христиан такое множество, что и не перечислить.

http://pravoslavie.ru/1947.html

1999. Кн. 1. С. 158). Ок. 1837 г. с обретенной иконы была сделана точная копия, к-рую украсили серебряной позолоченной ризой с короной и поместили в позолоченный серебряный киот. Слева от Казанского образа находились иконы ап. Иоанна Богослова, свт. Николая Чудотворца и Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Среди чтимых святынь К. м. упоминается икона св. Иоанна Предтечи (7×6 вершков; «древней простой живописи»), обретенная, по преданию, близ обители, на роднике в с. Серый Ключ Нижнеломовского у. В 1831 г. на средства наровчатского помещика П. И. Соколова образ св. Иоанна Предтечи был украшен сребропозлащенной ризой и венцом. В 1850 г. по заказу граждан г. Краснослободска московские мастера изготовили серебряный киот, убранный жемчугом, бирюзой и гранатом. С иконы св. Иоанна Предтечи была выполнена точная копия, для к-рой в 1881 г. устроены серебряные позолоченные риза с венцом и медный посеребренный киот. В К. м. почиталась также Иверская икона Божией Матери (21/2×11/2 аршина; живопись «старинная, греческого стиля, кисти не высокой») - список московской Иверской иконы, выполненный по инициативе архим. Варлаама в 1748-1751 гг., во время его настоятельства в Чудовом московском монастыре. В 1860 г. московский фабрикант Полтавцев на средства бронницкого почетного гражданина И. А. Кононова украсил эту икону сребропозлащенной ризой (Там же. С. 26). В ризнице К. м. хранилось Евангелие (1689) «в большой лист» (крышки обложены позолоченной бронзой), в б-ке - ок. 400 книг, в т. ч. Уложение царя Алексея Михайловича, напечатанное в 1649 г.; Служебник (1658); Толковое Евангелие (1681); Триодь Постная (1682); 2 Октоиха (1683); Потребник в лист (1688); экземпляр месячных Миней в 12 книгах (1692, 1793); 2 Пролога (1693). С 1643 по 1815 г. в К. м. велась летопись, в которой были изложены исторические сведения о монастыре и настоятелях, с приложением 11 копий царских грамот и выписей с указов и межевых книг, 2 иерарших грамот. В 1890 г. над Казанским источником была установлена новая сень на 8 чугунных и деревянных столбах, украшенная чугунной ковкой и деревянной резьбой. К нач. XX в. источник выходил из-под нижней стены Казанской ц. в устроенный бассейн. 8 июля, в день явления Казанской иконы Божией Матери, ежегодно совершался крестный ход из г. Н. Ломов в К. м. Настоятель с братией встречали духовенство города у монастырских св. ворот с чудотворным образом, после чего крестный ход направлялся к источнику на территории мон-ря, где служился молебен с акафистом Божией Матери и водоосвящением. Считалось, что начало этому крестному ходу положил нижнеломовский воевода Косагов. Ежегодно у сев. стены К. м. проводилась ярмарка, приуроченная к престольному празднику обители: торг продолжался с 5 по 10 июля. Крестные ходы также проводились 24 июня, в день Рождества св. Иоанна Предтечи, и 25 сент., в день прп. Сергия Радонежского. Материальное положение

http://pravenc.ru/text/1319856.html

В 1788 г. семинария была переведена в г. Тамбов. В 1808-1821 гг. при К. м. действовало уч-ще для детей духовенства («русская школа»), предназначавшаяся для подготовки причетников епархии. В «русской школе» обучалось более 70 учеников. 2 сент. 1822 г. в одном из монастырских корпусов открылось духовное уездно-приходское уч-ще, переведенное в сент. 1837 г. в 2-этажный гостиный дом вне ограды, а в окт. 1839 г.- в г. Н. Ломов. В 1846-1861 гг. при К. м. действовало уч-ще для «служительских детей», в к-ром преподавались рус. и слав. грамматика, чтение и чистописание, краткая Свящ. история и краткий катехизис. Святыни и реликвии Обретенная Казанская икона («живописью подобна чудотворному образу, что в Казани, в размере же меньше онаго»; 41/2×33/4 вершка) находилась в иконостасе Казанской ц., по левую сторону от царских врат. Икона была вставлена в раму с изображениями чудес и украшена сребропозлащенной ризой (весом 35 золотников). В 1700 г. образ, прежде называвшийся «явленным», вследствие прошения граждан В. Ломова и Н. Ломова по грамоте царя Петра I стал именоваться «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Т. 5. С. 173; Евпсихий (Горенко). 1891. С. 20). В 1856 г. на пожертвования благотворителей г. Н. Ломов на ризу сделана серебряная корона с бриллиантами. В 1859 г. для иконы устроен серебряный киот, украшенный серебряными позолоченными накладными «арабесками» с драгоценными камнями и со стразами. По молитвам перед обретенным Казанским образом происходило множество чудес и исцелений, в т. ч. от слепоты, болезни ног, часть из них (между 1684 и 1700) зафиксирована в «Сказании о чудесах Казанской Нижнеломовской иконы Богоматери» нач. XVIII в. ( Романова. 2006). Во время эпидемий холеры Казанскую икону носили по окрестным селам. Так, 5 авг. 1871 г., когда образ принесли в с. Поим, «жители села, среди которых было немало и раскольников, со слезами на глазах встретили икону далеко за околицей и попеременно несли на своих руках до православного храма, где все вместе преклонили пред ней свои колена» ( Дворжанский.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010