Немало перемен произошло в этот период и в состоянии наших епархий. Вследствие нашествия монголов, которые на пути своем истребляли все — и города, и села, и жителей, закрылись четыре древние епархии: Черниговская, Переяславская, Белгородская и Юрьевская; первая — только на время, а последние — навсегда . Другие епархии, подвергшиеся таким же опустошениям, может быть, и не были закрываемы даже на время, но более или менее долго оставались без архипастырей, хотя по имени существовали: о епископе Владимиро-Волынском упоминается только с 1260 г., о Перемышльском — с 1271 г., о Рязанском — с 1284 г., о Галицком — с 1331 г., о Туровском — с 1345 г. Епархия Владимирская на Клязьме не имела своего епископа до 1250 г., потом в продолжение четырнадцати лет управляема была митрополитом, с 1274 г. имела своих епископов, которые назывались Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими, а с 1299 г. окончательно перешла в ведение Русских митрополитов . Между тем одна за другою возникали новые епархии. Около 1250 г. открыта епархия Холмская по воле галицкого князя Даниила, который, украсив Холм после нашествия Батыева, переместил в него епископскую кафедру из Угровеска. В 1261 г. открыта епархия в Сарае — самой столице татарских ханов; около 1271 г.— в Твери; около 1347 г.— в Суздале; около 1360 г.— в Брянске, куда собственно перенесена кафедра епархии Черниговской; в 1383 г.— в Перми. С 1288 г. упоминается епархия Луцкая, с 1353 г.— Коломенская, с 1389 г.— Звенигородская, которая, впрочем, открыта была только на короткое время. Жители Пскова, издавна находившиеся под властию Новгородского владыки, желали иметь у себя особую епархию и в 1331 г. просили митрополита поставить им епископом избранного ими Арсения, но получили отказ. Таким образом, к концу XIV и в начале XV в. число епархий в Русской Церкви возросло до восьмнадцати, если не считать Звенигородской. Девять из них, со включением епархии митрополичьей, находилось в Руси Северо-Восточной: Владимиро-Московская, заключавшая в себе Владимир, Москву, а иногда Нижний Новгород и Городец, Новгородская, Ростовская, Суздальская, Рязанская, Тверская, Сарская, Коломенская и Пермская. А девять — в Руси Юго-Западной, кроме Киева, принадлежавшего с некоторыми другими городами к епархии митрополичьей: Черниговская, или Брянская, Полоцкая, Смоленская, Галицкая, Перемышльская, Владимиро-Волынская, Холмская, Туровская и Луцкая .

http://sedmitza.ru/lib/text/435873/

Он был родом из дворян Холмских. Родной брат его, Осип Дорофеевич Холмский, был холмогорским помещиком. Сильвестр постригся в монашество в Новгороде. Митрополит Иов определив его архимандритом сперва в Деревяницкий, потом в Юрьев монастырь; из Юрьева он переведен в Москву, в Троцкий Сергиев монастырь, 366 а из него в 1708 г. в нижегородские митрополиты. В 1719 г., по назначении в Нижний Новгород Питирима, сделавшегося известным своими подвигами против раскольников, Сильвестр переведен в Смоленск; он считал это понижением для себя и приписывал его новгородскому архиепископу Феодосию. В Смоленске он был недолго. Вскоре он переведен был в Тверь, где и был три года. «И того – пишет Сильвестр – пятнадцать лет в том же сане; и имел панагию и клобук белый... После того в 1723 году, как блаженныя памяти всемилостивейшй Государь Император, по своей высокой милости, указал богомольца своего, меня стараго митрополита, из Твери перевести в старую рязанскую митрополию, на место Стефана митрополита митрополитом же, помянутый изумор Федос увидев, что не его избранием пожалован, по зависти своей вымыслил обще с Палехиным и с Овсяниковым, призвав в синодальную палату велели сказать сказку: пожалован де ты в рязанскую епархию, а ты будучи тамо митрополитом во время церковныя службы Бога молить за себя не вели, а пишися епископом: и от оных не вемы, за что уничтожен, что и значило – данную мне митрополичью честь по зависти отяли без всякия причины. Каково приятно будет, как пожалуют кого из генералов в полковники, а в духовном чине из попов в диаконы, а из офицера в солдаты? И был в Рязани три года». 367 С возшествием на престол Екатерины его перевели в Казань архиепископом. Пользуясь переменою обстоятельств, он подал Государыне прошение, «чтоб за его безвинное терпение удостоить его прежним званием митрополическим по примеру, как и у сибирскаго Антония митрополита такого звания не отнято». Сильвестр подал в добрый час. По прошению его последовал указ св. Синоду 15 марта 1727 г.: «понеже хотя в митрополиты посвящать впредь не велено, однакож он имел до того указа то звание; а ктомуж он паки на высшую степень – казанскую митрополию, на место бывшаго митрополита Тихона, возведен: того ради надлежит его архиепископа Сильвестра по прежнему удостоить митрополитом, токмо носить ему черный клобук». Последнее повышение его прямо совпадает с повышением Дашкова и Игнатия. Это значит, что они принадлежали к одной партии и имели при дворе общих покровителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Пн ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 октября 2005 года 6 жовтня 2005 р. 22:00 6 октября 2005 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший экзарх всея Беларуси Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , председатель Отдела внешних церковных связей Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор Архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан Архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон Епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Митрополит Калужский и Боровский Климент , управляющий делами Московской Патриархии   ЖУРНАЛ 65 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О праздновании в этом году 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летия Куликовской битвы. ПОСТАНОВИЛИ: Всецерковно отмечая 60-летие Победы в Великой Отечественной войне и 625-летие Куликовской битвы, Священный Синод, во внимание к самоотверженным Первосвятительским трудам, просит Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II принять орден Русской Православной Церкви святого благоверного Великого князя Димитрия Донского (I степени).   ЖУРНАЛ 66 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся Первосвятительском визите Его Святейшества в Казань в дни празднования 450-летия учреждения Казанской епархии , а также об участии Русской Православной Церкви в торжествах, посвященных 1000-летию Казани. Справка: 20-21 июля 2005 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Первосвятительский визит в Казанскую епархию.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1498649...

Рака со святыми мощами преподобного Серафима Саровского прибыла в Москву. Крестным ходом их переносят в Богоявленский Елоховский собор. ЖМП 1 январь 2020 /  5 февраля 2021 г. 13:00 Встречала вся страна В январе исполнилось 30 лет со дня второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского. В 1991 году в запасниках Государственного музея истории религии, который находился в стенах Казанского собора тогда еще Ленинграда, неожиданно были обнаружены святые мощи саровского старца, которые до этого считались утерянными. И вскоре утраченная святыня была передана Русской Православной Церкви. Эта новость облетела буквально всю страну. Тысячи людей выходили на улицы, чтобы встретить крестный ход с мощами одного из самых любимых русских святых и поклониться ему в Питере, Москве, Ногинске, Владимире и, наконец, — в Дивееве, где мощи нашли свое упокоение. Преподобный Серафим как будто благословлял возрождающуюся Русскую Церковь. Так это событие было воспринято тогда многими верующими.  PDF-bepcuя. В 1920 году по решению IX Темниковского уездного съезда Советов и согласию на это губернских властей вскрыли мощи преподобного Серафима. Затем их перевезли в Москву, в Музей атеизма, и след их затерялся. Из уст в уста верующие передавали рассказы о том, что они где-то укрыты, спрятаны. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) вспоминал, что, возглавляя Владимирскую епархию в 1970-х годах, он нашел в местном архиве письмо епископа Муромского Николая архиепископу Владимирскому Онисиму. Речь в нем шла о том, что мощи преподобного Серафима схоронены где-то на кладбище келейницей последней игумении Дивеевского монастыря Марией (Бариновой). Она жила в Муроме, где поселилась часть монахинь с игуменией после закрытия обители. «Управляя Владимирской епархией, я бывал в Муроме несколько раз в год и встречался с монахинями, — рассказывал владыка Николай. — Как-то я спросил мать Марию, известно ли ей что-нибудь о местонахождении святых мощей преподобного Серафима. Она ответила, что ее имя в письме названо неверно и достоверность изложенного в нем она подтвердить не может. Но, действительно, существовало предание, что мощи были кем-то подменены. Известно также, что последняя игумения посылала в Москву послушниц разузнать о мощах преподобного. Вернувшись, посланные сказали, что мощи находятся в Донском монастыре».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 15 (28) февраля Священномученики Алексий Никитский и Симеон Кулямин Священномученики Алексий и Симеон служили – один священником, а другой диаконом – в Троицкой церкви в поселке Удельное Раменского района Московской области и были арестованы во время беспощадных гонений на Русскую Православную Церковь в 1937-1938 годах. Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника, служившего в храме Рождества Христова, Михаила Павловича Никитского. В 1902 году Алексей окончил земскую трехклассную школу в Михалеве, в 1906 году – Донское духовное училище, а в 1912 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем второклассной школы при фабрике на станции Балашиха Нижегородской железной дороги. В 1913 году скончался его отец, и в 1914 году Алексей Михайлович был рукоположен во священника на его место ко храму Рождества Христова в селе Михалеве. С приходом советской власти отец Алексий был мобилизован в тыловое ополчение Красной армии и отправлен в Бронницы в конный корпус, где его обязанностью было следить за лошадьми. Затем он был определен на должность конторщика в строительный отряд, а позже – телефонистом на Ходынку, где было расположено тогда управление по снабжению воздушного флота. В 1921 году отец Алексий был демобилизован и подал прошение архиерею о принятии его священником в Московскую епархию, и с марта 1922 года стал служить в Троицком храме в поселке Удельное. В 1929 году власти потребовали от священника, как лишенца, оставить дом, в котором он жил, и ему пришлось переселиться в поселок Быково к дочери, а в его доме поселили восемнадцатилетнюю женщину с мужем. Через несколько дней после того, как священнику было приказано выселиться из дома, он зашел на свой бывший участок, выкопал куст жасмина и посадил на участке дочери, у которой теперь жил, что было впоследствии ему поставлено в вину. Священномученик Симеон родился 1 сентября 1874 года в селе Ротмирово Владимирского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Федора Кулямина; одиннадцати лет Семен поступил на текстильную фабрику учеником, а затем около двадцати восьми лет работал садовником у фабриканта Лосева. В 1921 году он поступил псаломщиком в Троицкую церковь в поселке Удельное, а в 1925 году был рукоположен во диакона к этой церкви.

http://fond.ru/foto/240/Aleksiy/

С.В. Нестеров Архимандрит Макарий (Глухарев) – апостол Алтая Служение миссионерское, как служение апостольское, есть, более всего, ряд скорбей, болезней и трудов. Трудно вообще пастырское служение, а миссионерское – по преимуществу. Свт. Макарий (Невский) , митр. Московский Основание и становление Алтайской духовной миссии Души ваши нужны... Христос скорбит и ищет душ ваших ради Царствия Своего небесного. Житие св. Стефана Пермского, написанное Епифанием Премудрым 30–40-е годы XIX века – время выступления архимандрита Макария на проповедь Евангелия язычникам Алтая – были периодом ощутимого подъема миссионерской деятельности Российской Православной Церкви. В XVIII веке главной целью русских миссионеров была Сибирь. Огромные пространства ее были населены сотнями тысяч бродячих и оседлых инородцев, погруженных во тьму идолослужения или уже тронутых заблуждениями мусульманства. Хотя свет истинной веры стал проникать в этот край с самого начала покорения его, труды небольшого сравнительно числа проповедников христианства принесли плоды и незначительные, и непрочные. Сибирское миссионерство XVI-XVIII веков не отличалось ни планомерностью, ни последовательностью, и никто из делателей на этой ниве не мог быть уверен, что обращенные им не останутся сиротами после того, как он покинет их. Вся западная часть Сибири составляла тогда одну Тобольскую епархию, которую в начале XVIII века возглавлял замечательный миссионер митрополит Филофей (Лещинский). Всю свою жизнь посвятил он распространению и утверждению Православия, окрестив около 40 тысяч язычников. Святитель построил 37 церквей, и при этом, как доносил Святейшему Синоду его преемник митрополит Антоний (Стаховский), «все инородцы призваны им в Христианство не принуждением, не страхом, не иными какими-либо прещениями, но только Евангельской проповедью и своими трудами» С. 37]. Затем накал миссионерской деятельности в Сибири, как и в других районах России, стал ослабевать. Для исправления положения Святейший Синод в 1764 году учредил должности проповедников в епархиях с иноверческим населением: три в Казанской епархии, по две в Тобольской и Иркутской епархиях и по одной в Астраханской, Рязанской, Нижегородской и Вятской епархиях. Через некоторое время среди инородцев возникли волнения из-за распространившихся слухов, что их хотят крестить насильно, и в 1789 году деятельность проповедников была приостановлена. В 1799 году Святейший Синод обратился в Правительствующий Сенат с вопросом: «Посылать ли по-прежнему в иноверческие селения проповедников, по предварительному согласованию с гражданским правительством?» 2. С. 10]. Получив отрицательный ответ, Святейший Синод прекратил выдачу жалованья миссионерам, после чего дело проповеди Благой Вести среди иноверных народов России стало быстро угасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Скачать epub pdf При изучении общей и церковной истории, останавливая свое внимание, в каждом её периоде, на отдельных деятелях, ищешь преимущественно наиболее значительных по их духовной направленности, по доброй устремленности их просвещенной деятельности, по пользе, принесенной ими Церкви и Отечеству. В переломном XVIII веке, особливо имевшем наряду с хорошими и дурные стороны, с особенным благоговением склоняешься молитвенно перед прославленными Церковью архипастырями Митрофаном Воронежским , Димитрием Ростовским , Иоанном Тобольским , Иннокентием Иркутским, Иоасафом Белгородским и Тихоном Задонским . Нельзя не преклониться и перед гораздо менее известными четырьмя иерархами, облик и деятельность которых посильно обрисованы ниже. В тот год, когда царь Петр I совершал свое первое заграничное путешествие, древнюю новгородскую епархию возглавил митрополит Иов . Деятельность этого архипастыря, крепко корнями вросшего в родную почву, во многом отвечала преобразовательным планам государя. По отзыву изследователей богословского знания, владыка Иов был «одним из выдающихся русских иерархов, талантливых самородков Петровского времени». («Полный правосл. богословский энцикл. словарь»). Принадлежа к духовному званию, он родился в с. Катунках, балахнинского у., нижегородской губ.; постриг принял в молодости в Троице-Сергиевом монастыре. В нем приобрел Иов начитанность, которой отличался впоследствии. Состоял он архимандритом сначала Высокопетровского м. в Москве, с 1694 г. родной Сергиевой обители. Отличаясь большою скромностью, он неохотно принял поставление его в 1697 г. патриархом Адрианом митрополитом новгородским. В 1699 г. им перенесены были в Софиевский собор св. мощи первого новгородского епископа Иоакима Корсунянина. Митр. Иов был тесно связан с светочем Русской Церкви, малороссом митрополитом Ростовским св. Димитрием. Историк С. М. Соловьев , воскрешая память обоих, пишет: «Были в Рос сии два архиерея, два человека с различными характерами, подававшие друг другу руки и стремившиеся к одной святой цели, несмотря на трудности времени... Первый был Иов, митрополит Новгорода Великого, мало известный как писатель, отличавшийся практическою деятельностью, но хорошо понимавший необходимость образования для духовенства».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

ЦВ 15-16 (436-437) август 2010 /  28 августа 2010 г. Торжества, посвященные 20-летию обретения мощей прп. Серафима С 31 июля по 2 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию. В Серафимо-Дивеевском монастыре Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил торжества, посвященные 20-летию обретения мощей преподобного Серафима Саровского. По прибытии в Саров Святейший Патриарх Кирилл посетил храм преподобного Серафима Саровского в Свято-Успенской Саровской пустыни. В храме Предстоятеля приветствовал архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Святейший Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, отметив, что скорбит вместе с жителями Нижегородской земли обо всех погибших в результате лесных пожаров. Посетив келью преподобного Серафима, Предстоятель прочел молитву перед чудотворным образом святого и помазался маслом от лампады преподобного. В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил молодежный лагерь «Экспедиция “Русская цивилизация”», расположенный в пригороде Сарова, на берегу озера Протяжное. Патриарх Кирилл ознакомился со стендами, посвященными молодежной акции «“Мининский призыв” на земле Серафима Саровского», и побеседовал с детьми, участвующими в IT-npoekme, посвященном 1150-летию российской государственности. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам лагеря с приветственным словом. Напомнив, что через два года будет праздноваться 400-летие русской Смуты и освобождения Москвы, Святейший Патриарх отметил, что «патриотизм предполагает любовь к своему народу и активное участие в делах государства. Мы должны поддерживать страну, а для этого у нас должно быть соответствующее мировоззрение». Перед отъездом из Сарова Предстоятель Русской Церкви посетил Дальнюю пустыньку преподобного Серафима Саровского. Затем Святейший Патриарх направился в Серафимо-Дивеевский монастырь. Вечером в канун дня памяти преподобного Серафима Саровского Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

http://e-vestnik.ru/church/pervosvyatite...

Ядерное оружие в святом месте? Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? 13 сентября, 2009 Можно иметь блестяще развитую систему международного права, как часы работающую систему международных организаций и свалиться в пропасть войны. Разве на исходе XX века, а тем более в XXI веке, уровень развития международного права был ниже, чем 100 лет тому назад? В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один заданных вопросов затрагивал проблему отношения Церкви к оружию. Источник: Патриархия.ру — Ваше Святейшество, здесь присутствуют молодые специалисты Российского федерального ядерного центра . Позавчера Вы посетили наш город Саров, места жизни и подвига преподобного Серафима Саровского . Как Вы относитесь к тому, что в святом месте расположено предприятие, работающее над созданием ядерного оружия? — Будучи в Сарове, я уже высказался на эту тему, правда, в узком кругу. Но теперь, благодаря Вашему вопросу, я выскажусь публично. В катехизисе, в книге о вере, которую написал в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), причисленный к лику святых, дается формулировка того, что есть промысл Божий. Промысл Божий — это забота Бога о мире, о космосе, о мироздании, о каждом человеке. И вот святитель Филарет дает такую формулировку — она довольно длинная, я не буду ее полностью цитировать, но в ней есть замечательные слова, что промысл Божий заключается, в частности, и в том, что Бог дурные и плохие человеческие поступки обращает к добрым последствиям. Ужасным поступком было закрытие Саровской обители, изгнание монахов, осквернение святынь, но промысл Божий даже этот дурной и страшный поступок обратил к добрым последствиям, которые сейчас сознают (и я этому очень рад) в том числе многие сотрудники вашего центра, — что именно здесь, в обители преподобного Серафима , наша страна получила то, что мы называли «оружием сдерживания». В условиях холодной войны именно появление ядерного оружия предотвратило третью мировую войну с ее самыми страшными и губительными последствиями. Нельзя сказать, что это все случайно. Получилось, что под покровом преподобного Серафима, в его обители страна получила то, что спасло ее в самый критический момент послевоенной истории XX века.

http://pravmir.ru/yadernoe-oruzhie-v-svy...

Одиночество в Церкви и церковная община Спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? 13 сентября, 2009 Спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Нижегородскую епархию вечером 11 сентября во Дворце спорта профсоюзов в Нижнем Новгороде состоялась встреча Его Святейшества с молодежью Нижегородской области. В заключение встречи Предстоятель Русской Церкви ответил на несколько вопросов аудитории. Один из заданных Патриарху вопросов был посвящен церковной общине и разобщенности верующих в храме. Источник: Патриархия.ру — Сегодня в Церкви распространено явление, когда верующие люди годами ходят в один храм и при этом толком не знают ни друг друга, ни своего настоятеля, но каждый ищет удовлетворения своего индивидуального религиозного чувства. Естественно, в данном случае не складывается полноценный приход, община верующих. Есть ли, на Ваш взгляд, здесь проблема, и какими могут быть пути ее решения? Спасибо. — Благодарю Вас за этот вопрос. Очень важная тема. Вообще, христианская община формировалась как община единомышленников. Именно так она существовала на протяжении всей истории Церкви. Но различного рода факторы — социальные, демографические, связанные с урбанизацией общества, — таким образом влияют на приходскую жизнь, что приход стал в наше время просто местом, куда люди приходят, чтобы помолиться. В момент, когда мы все вместе поем Символ веры, людей, наверное, посещает чувство принадлежности к этой единой реальности, которая именуется православной верой, люди сознают себя единомышленниками. Но вот спели Символ веры, помолились, разошлись. Где же община? Может ли община существовать в какой-то небольшой промежуток времени в ограниченном пространстве и исчезать, в том числе и как социальный феномен, после прекращения этого общения? Конечно, нет. Христианская община — это опять-таки система солидарности, система взаимодействия и общения, которая формируется в Церкви через молитву. Вот почему сегодня так важно развивать социальные программы наших приходов, образовательные и молодежные программы.

http://pravmir.ru/odinochestvo-v-cerkvi-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010