1905 г. Преосвященный Вениамин, епископ Горийский. Некролог В среду, 16 февраля 1905 года, в 10-м часу утра, почил о Господе преосвященный Вениамин, епископ Горийский, первый викарий Грузинской епархии. Почивший – уроженец Нижегородской епархии, родился в 1862 году и, следовательно, умер в возрасте полного мужества, в пору расцвета своих духовных сил. В мире Владимир Борнуков, покойный архипастырь получил первоначальное и среднее образование в духовно-учебных заведениях родной епархии. По окончании курса Нижегородской духовной семинарии в числе первых студентов он определен был священником в селение Мишно, Васильского уезда. В скором времени он овдовел и решил посвятить себя высшему образованно и затем всецелому и безраздельному служению Церкви в сане инока. В 1889 году он поступил в число студентов Петроградской Духовной Академии и здесь, согласно просьбе своей, был пострижен в монашество преосвященным Антонием, ректором Академии, ныне митрополитом Петроградским. По окончании курса Академии покойный проходил духовно-учебную службу в должностях помощника инспектора Петроградской духовной семинарии, затем смотрителя Заиконоспасского духовного училища в Москве; с 1896 года он был назначен в Кутаисскую духовную семинарию инспектором, затем через год и ректором, с возведением в сан архимандрита. В 1902 году он, как отлично изучившей церковную жизнь в крае и выдвинувшийся далеко недюжинными административными способностями и усердием к службе в исполнении различного рода должностей, на него возлагаемых, был призван высшей церковной властью к сану епископскому и назначен первым викарикм Грузинской епархии и вместе членом Грузино-Имеретинской Святейшего Синода Конторы, а с 1903 года и председателем окружного училищного совета Грузинского экзархата. Трезвый ум, чуткая наблюдательность, правдивость слова, прямота в действиях, глубокая осведомленность в каждом вопросе, горячая преданность долгу и интересам службы, – вот отличительные черты, проявленные преосвященным в святительском служении. К этому нужно прибавить твердость и настойчивость характера, строго обдуманную систему действий и при всем этом неизменное благородство, благожелательность и отзывчивую любовь ко всем, с кем покойный имел частные или служебные отношения. Скромность его всегда значительно скрывала весь блеск его познаний и глубокой начитанности решительно во всех областях ведения, но люди, близко его знавшие, искренно изумились необыкновенной научной любознательности покойного и его трудолюбию в книжных занятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

29.01.2014 Семинар для епархиальных кураторов просветительского проекта «Радость Слова» прошел в каминном зале Издательского Совета Русской Православной Церкви Мероприятие было организовано в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений для епархиальных кураторов просветительского проекта «Радость Слова». Мероприятие было организовано в рамках ежегодных Международных Рождественских образовательных чтений для епархиальных кураторов просветительского проекта «Радость Слова». Ведущим семинара выступил куратор епархиального просветительского проекта «Радость Слова», свящ. Андрей Степанов. В семинаре принимали участие помощник Председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров), помощник руководителя по делам молодежи Нижегородской епархии прот. Рафаил Якушев, руководитель издательского отдела Белгородской и Старооскольской епархии свящ. Андрей Королев, заведующий службой коммуникаций ОВЦС свящ. Илья Косых, специалист ОВЦО диак. Алексей Грибов,  генеральный директор ассоциации «Православная книга», член Издательского Совета Русской Православной Церкви А.С. Головин, заслуженный артист России Ян Осин, лауреат Патриаршей Литературной Премии писатель Виктор Николаев, помощник руководителя по делам молодежи Нижегородской епархии А.В. Вихарев, руководитель Издательского Отдела Белорусского Экзархата В.В. Грозов, директор Центра православной книги Белгородской и Старооскольской епархии А.И. Исаева, представитель Учебного Комитета МДА, преподаватель педагогики, помощник заведующего библиотекой МДА О.В. Синюк, а также другие представители церковных и общественных организаций. В начале работы семинара о. Андрей Степанов поприветствовал участников, рассказал о целях и задачах, которые поставлены перед собравшимися. Помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий в своем выступлении сказал, что выставочный проект уже перерос из ярмарки в форум и является примером возможности проведения регулярных форумов, круглых столов и подобных мероприятий в епархиях, а также образцом изменения отношений (при необходимости) между епархиальными учреждениями и правительственным аппаратом в регионах. Он сообщил, что существует договоренность с Администрацией Президента о поддержке проекта. «Отдельное внимание следует уделить должному информационному освящению в СМИ самой выставки и проходящих мероприятий культурно-деловой программы выставки, – отметил иеромонах Макарий, – но при этом, при выстраивании отношений, мы должны учитывать региональные особенности епархий». Также он отметил значимость выставки как синодального проекта в деле просвещения народа.

http://new.izdatsovet.ru/news/seminar-dl...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДОМЕТИАН (ГОРОХОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru 1 августа 1928 года был хиротонисан во епископа Арзамасского , викария Нижегородской епархии . В 1931 году был арестован по обвинению в руководстве организацией «контрреволюционных церковников». 18 сентября 1932 года был осужден по политическому обвинению и приговорен к 8 годам заключения. Он был этапирован на строительство Беломоро-Балтийского канала. 3 октября 1932 года над ним был церковный судебный процесс за «канонические преступления» (прелюбодеяние), в результате которого был лишен права занимать архиерейские кафедры и на три года запрещен в священнослужении, ношения архиерейской мантии и панагии (по 3 октября 1935 г.). Постановление Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного при нем Патриаршего Священного Синода по делу епископа Дометиана Горохова (от 3 октября 1932 года за 130): Слушали: Рапорт Горьковского Епархиального совета на имя Преосвященного Заместителя от 30 сентября 1932 года за 624 следующего содержания. " Судебный процесс о Преосвященном Дометиане 18 сего сентября закончился - Преосвященный осужден на 8 лет строгой изоляции. Дело показывает, что и высшая церковная власть не может оставить виновного епископа без суда церковного. Поэтому Епархиальный совет необходимым считает ознакомить Вас, Ваше Высокопреосвященство, и Патриарший Священный Синод со всем делом, для чего и пересылаем вырезки из " Нижегородской Коммуны " за 14 сентября 214, за 18 сентября 218 и за 20 сентября 219 " . Постановили: 1. Принимая во внимание, что хотя епископ Дометиан и понес наказание за свои политические преступления со стороны государственной власти, но на суде еще выяснились его преступления против целомудрия, в которых он сам сознался, признать, что церковный суд не может оставить настоящее дело епископа Дометиана без своего суждения и что каноны церковные требуют лишения его сана; но, имея в виду невозможность в настоящее время вызвать епископа Дометиана к церковному суду, применить к нему предсудебную меру: запретить епископа Дометиана в священнослужении впредь до рассмотрения его дела церковным судом.

http://drevo-info.ru/articles/17478.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О начале жизни, науке и ГИБДД Выступление на заключительном пленарном заседании IV форума «Святость материнства» (27 ноября 2015 г.) 28.11.2015 1544 Время на чтение 3 минуты Благодарю за возможность выступить перед участниками четвертого форума программы «Святость материнства» с предложениями от имени международного движения «За жизнь», участники которого есть в более чем 400 городах России, Беларуси и Украины . А с недавнего времени и в Сербии. Но поскольку мое выступление почти последнее и приближается время фуршета, сначала я передам одно напутствие, которое получил в нижегородской глубинке, в городе Выкса из которого я позавчера и приехал на гостеприимную казанскую землю. В Выксе я участвовал в совещании по тиражированию нашего проекта - пилотной демографической стратегии «Выкса - 2025». Так вот, я предлагал главам 10 муниципалитетов Нижегородской области, входящих в состав Выксунской епархии, участвовавших в этом совещании, проект размещения соцрекламы в защиту жизни на заднем стекле автомобиля. Что если глава города это разместит, то и жители начнут ему подражать. В ответ на это один из присутствовавших предложил такую идею - чтобы на заднем стекле размещать информацию о количестве детей и внуков - у меня три внука, у меня трое детей. Но подождите аплодировать, идея более тонкая - глава города должен дать негласное указание начальнику ГИБДД, чтобы водителей, у кого много детей на дороге не останавливали и штрафы не выписывали. Ну а теперь непосредственно к нашим предложениям. Сегодня и вчера на форуме одним из наиболее дискуссионных тем была тема абортов. С одной стороны, на пленарных заседаниях звучали слова о том, что аборт это убийство, что ребенок в утробе чувствует боль, что аборт несет страшные последствия для здоровья женщины и всего общества в целом, наконец, что аборты - это настоящий терроризм. С другой стороны, на секциях и в кулуарах, от не менее уважаемых людей звучали высказывания, что до рождения нельзя говорить, что это ребенок, а тем более ни в коем случае нельзя говорить о запрете абортов, поскольку это не убийство, а прерывание беременности.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Скачать epub pdf Содержание «Я не столько археолог и музеист, сколько историк-археограф и архивист…» 1. Из отчета И. М. Покровского о командировке в г. Чистополь, в Чистопольский и Лаишевский уезды для осмотра, ревизии архивов, принятия мер к охране архивных фондов и наблюдения за вырезкой чистой бумаги и за исполнением учреждениями декретов Совнаркома по архивной части 2. Из отчета Казанского губернского архивного фонда о его деятельности 3. Из письма И. М. Покровского заместителю наркома просвещения М. Н. Покровскому     Иван Михайлович Покровский (1865 – 1941), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии. Сначала – краткие биографические данные. Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду. В 1886 году – Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. Служил псаломщиком в церкви Липецка, затем надзирателем в Тамбовском духовном училище. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию. В 1895 году окончил еесо степенью кандидата богословия. Оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года – исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию «Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в» и утверждён в звании доцента. С 1905 по 1907 год – редактор журнала «Известия по Казанской епархии». Произведён в чин статского советника. В 1906 году И.М. Покровским составлена и издана Карта Казанской епархии. Составил исторические описания монастырей Казанской епархии: Седмиезерной пустыни, Свияжского Иоанно-Предтеченского. Был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Являлся одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОКРОВСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Профессор И. М. Покровский. Фото из журнала " Эхо Веков " , из личного архива О.В. Троепольской, внучки профессора И.М. Покровского Иван Михайлович Покровский ( 1865 - 1941 ), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии Родился 17 января 1865 года в селе Колударове Моршанского уезда Тамбовской губернии в семье священника. В 1880 году окончил II Тамбовское духовное училище по II разряду , в 1886 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду . Служил псаломщиком в церкви Липецка , затем надзирателем в Тамбовском духовном училище . С 1889 года - надзиратель 2-го Тамбовского духовного училища. В 1891 году поступил в Казанскую духовную академию . В 1895 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом по кафедре истории Русской Церкви. С 1896 года - исполняющий дела доцента этой кафедры. В 1898 году получил звание магистра за диссертацию " Русские епархии XVI-XIX в.в., Том I: XVI и XVII в.в " и утверждён в звании доцента . С 1905 по 1907 год состоял редактором журнала " Известия по Казанской епархии " . В 1906 году произведён в чин статского советника. В 1907 году удостоен ученой степени доктора церковной истории. С 16 июня 1908 года - сверхштатный профессор, с 25 октября утверждён в звании экстраординарного профессора Академии. С 19 августа 1909 года - ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви. Составил обстоятельные исторические описания монастырей Казанской епархии по заказу настоятелей этих обителей: Седмиезерной пустыни , Свияжского Иоанно-Предтеченского . Советом духовной академии направлялся её представителем на XI, XIV и XVI всероссийские археологические съезды в Киев , Чернигов и Псков . За литературные труды был избран пожизненным действительным членом Владимирской губернской, Тамбовской, Нижегородской Ученых Архивной комиссий, Императорского Московского археологического института, Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Кроме того, он был одним из учредителей и членом церковного историко-археологического Общества Казанской епархии.

http://drevo-info.ru/articles/13671949.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Антоний (Храповицкий) В 1895 году назначен ректором Казанской духовной академии . Этот перевод произошел по причине разногласий с митрополитом Московским Сергием (Ляпидевским) , настаивавшим, что не следует постригать в монахи до 30 лет. Викарий Казанской епархии 7 сентября 1897 года был хиротонисан во епископа Чебоксарского , викария Казанской епархии. Хиротонию совершали в Казани: архиепископ Рижский и Митавский Арсений (Брянцев) , как представитель Святейшего Синода, епископ Нижегородский и Арзамасский Владимир (Никольский) , епископ Самарский Гурий (Буртасовский) , епископ Сарапульский Никодим (Боков) и епископ Балахнинский Аркадий (Карпинский) . 1 марта 1899 года назначен епископом Чистопольским , первым викарием Казанской епархии, с оставлением в должности ректора. Преосвященный Антоний пользовался глубокой любовью молодежи и окружающих его, а скромность его и простота все увеличивали толпу его приверженцев. Его чарующее обаяние " пленяло в послушание ему сердце каждого человека с первого знакомства, с первой встречи " . Не знавшие его близко, изумлялись непреодолимой силе нравственного влияния его на сердца и волю студенчества, говорили, что он обладает силой " внушения " . На людей действовал он не строгостью и законностью, а добрым, кротким словом. Преосв. Антоний давно приобрел себе широкую известность, как весьма усердный и ревностный распространитель духовного просвещения и богословской науки в народных массах. В Петербургской Академии он был душой кружка студентов - проповедников, разносивших плоды академической науки по церквам во внебогослужебных чтениях, общественным и частным залам, заводам, тюрьмам, ночлежным домам; такие же кружки он основал в академиях Московской и Казанской. Противник всяких административных и учебных строгостей и ограничений, Преосв. Антоний всегда стремился к достижению выполнения учащимися правил, уставов и программ свободной волей. Провидению угодно было провести его по всем почти академиям, и всюду он оставил после себя заметный след. Как начальник, педагог, ученый и воспитатель, епископ Антоний был кумиром учащейся молодежи. Благоговея пред высотой монашеского служения, епископ Антоний своим настроением пленял академическую молодежь и являлся одним из идейных родоначальников монашества и пестуном многочисленной новой школы ученого монашества. Родоначальником ученого монашества считают Антония (Вадковского) . Епископ Антоний первый стал оправдывать образ жизни учено-административного монашества, порвавшего связь с монастырским затвором. Около епископа Антония группировалась монашеская интеллигенция, под его влиянием многие приняли монашество.

http://drevo-info.ru/articles/11778.html

В стойкости раскола «старообрядчества» во всех его видах, в появлении и широком распространении новых, по преимуществу, «рационалистических» сект и в малорезультатной борьбе с ними православных миссионеров нельзя не усмотреть такого крупного факта современной настроенности русского религиозного самосознания, пред которым следует остановиться с глубоким вниманием. Как доселе устойчив и значителен по числу последователей раскол старообрядства, в этом легко убедиться, взяв в руки дневник, или отчет любого епархиального миссионера. Вот напр. некоторые выдержки из дневника миссионера Саратовской епархии: «Лопуховка – гнездо раскола безпоповской секты... В приходе числится 1781 душа, из них раскольников 1123 души, следов. православных остается 658 душ – и то номинально. К приходу приписаны две деревни: Новая Лопуховка и Агаревка; в самом селе православных нет, в Новой Лопуховке есть не много, а в Агаревке – почти все – православные… Село Лопастейка. Здесь в приходе числится 3329 душ: из них раскольников – около 3000 душ. Лет 40 тому назад приход был весь православный и крестьяне были прилежны к храму Божию и почтительны к духовенству 1 . В Уфимской епархии раскольников, по статистическим данным, считается более 17500, но в действителъности гораздо более 2 . – Число сектантов в Таврической губ. по докладу епархиального миссионера представляется (за 1891 г.) в следующих цифрах: «сектантов и раскольников в Таврической епархии числится 13449; в том числе раскольников 1939. Большинство сектантов составляют Молокане разных толков – 11254. Сверх того в епархии в 1891 г. появились новые секты «сепаратистов» и «антиквиетистов седьмого дня» 3 . – По имевшимся в распоряжении 2 Миссионерского съезда в Москве 1891 г. данным, штундизм вместе с баптизмом и пашковщиною проникли в следующие губернии: Астраханскую, Владикавказскую, Донскую, Екатеринославскую, Киевскую, Могилевскую, Курскую, Минскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Орловскую, Оренбургскую, Петербургскую, Псковскую, Подольскую, Полоцкую, Полтавскую, Рязанскую, Самарскую, Саратовскую, Ставропольскую, Тамбовскую, Тверскую, Таврическую, Харьковскую, Херсонскую. – Приблизительное число штундистов по епархиям определяется так: в Астраханской – около 2500, в Кишиневской – около 3000; в Киевской – около 5000; в Могилевской до 200; в Подольской около 300; в Самарской – до 400; в Тверской (Пашковцев) 60; в Херсонской – около 5000 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНТОНИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Антоний (Николаевский) Антоний (Николаевский) ( 1820 - 1889 ), епископ Пензенский и Саранский В миру Николаевский Вениамин Иванович, родился в 1820 году в с. Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию . В 1841 году окончил полный курс Петербургской академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе месяце назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию , в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество , 7 сентября рукоположен во иеродиакона , а 7 октября - во иеромонаха . С 1852 года - помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Свящ. Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита . 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии . В период ректорско-преподавательской деятельности заслужил славу " обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками " . 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого , викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года - епископ Енисейский и Красноярский . Несмотря на большую протяженность епархии, епископ постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500-2000 километров. Особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в православие. Однажды в с. Аксызе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аксызе до 3000 инородцев.

http://drevo-info.ru/articles/16603.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шамина И. Н. Коломенские Спасо-Преображенский, Голутвин, Бобренев и Брусенский монастыри по переписной книге 1701 г.   Описание монастырей Российского государства и их вотчин в 1701–1705 гг. составлялось в связи с передачей управления духовными корпорациями в 1701 г. из приказов Большого Дворца и Патриаршего разряда воссозданному Монастырскому приказу. Это была попытка Петровского правительства провести частичную секуляризацию церковно-монастырского землевладения и хозяйства. Первое упоминание об этом описании и характеристика значения переписных книг содержатся в работе М. И. Горчакова Большое внимание этому виду источников уделил И. А. Булыгин. Он рассмотрел механизм работы Монастырского приказа по проведению переписи, установил время этого процесса – 1701–1705 гг. Работа над изучением переписных книг 1701–1705 гг. продолжается. Описания церковно-монастырских владений начала XVIII в. изучала Н. В. Соколова. Она проанализировала организационные принципы и практику проведения переписи в Нижегородском уезде О. Н. Адаменко изучила опись Спасо-Каменного монастыря 1702 г. Большое внимание переписи начала XVIII в. уделила М. С. Черкасова. Она рассмотрела механизм проведения этого описания в Вологодском уезде и выявила 3 книги в составе фонда Монастырского приказа РГАДА, а также несколько рукописей в Государственном архиве Вологодской области. Черкасова рассмотрела различные социально-экономические вопросы, на которые дает ответ источник В другой своей работе М. С. Черкасова изучила монастырские архивы, зафиксированные в переписных книгах, в том числе начала XVIII в. В 2011 г. увидело свет издание, посвященное переписным книгам вологодских монастырей. В нем опубликованы переписные книги Спасо-Каменного и Сямженского Евфимьева монастырей 1701–1702 гг. Н. В. Башнин в фонде Монастырского приказа РГАДА обнаружил еще одну, четвертую книгу, где содержатся описания вологодских монастырей: Дионисиева Глушицкого, Спасо-Нуромского и Александрова Куштского. Исследователь изучил и опубликовал переписную книгу Дионисиева Глушицкого монастыря Мною были изучены и опубликованы переписные книги вологодских Иннокентиева Комельского, Павлова Обнорского и Григориева Пельшемского Лопотова монастырей, Семигородней пустыни А. Н. Говорова опубликована переписную книгу Симоно-Воломского монастыря Устюжской епархии

http://sedmitza.ru/lib/text/7758339/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010