А другой проповедник, обратившись к слушателям с кафедры в храме, архиерейскими устами произнес: «Общественная молитва изображает собою светлые воды безбрежного моря с крутыми плодоносными берегами, на которых живет и веселится всякое Божие создание. А неблагоговейно молящиеся в храме, священнослужители и миряне, изображают собою гнилое болото, в котором мутная вода способствует произрастанию трав и мха, негодных ни для человека, ни для животных, ни для птиц. Это обитание для зловещих сов, плотоядных коршунов, пресмыкающихся лягушек, мышей, крыс и разных нечистоплотных насекомых. Известно, что голос совы, крик хищных птиц, болтливое, бездушное щебетание и утомляющий визг сорок, гнусливый крик лягушек возбуждает в каждом из нас отвращение». Будем же наблюдать за собою, чтобы наша молитва напоминала собою блаженный Эдем, а не трущобу, из которой исходят вредоносные для душевной жизни миазмы и испарения. В этот же светоносный день ученики Господа нашего Иисуса Христа услышали из Его уст незабвенные слова, переданные евангелистами для исполнения всем православно верующим во Христа и Его Церковь . Вот эти слова: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших ( Мк.11:25–26 ).» Высокую истину Своего Божественного изречения Он, Богочеловек, подтвердил Своим примером, умирая, распинаемый иудеями на Кресте. Он молился за Своих врагов, взывая во всеуслышание присутствовавших при Его казни: Отче, – говорил Он, – прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Такое всепрощение, дарованное устами Христа, служит примером истинного человеколюбия. Подражая Ему, молящиеся обнаруживают тайны своего любящего сердца. Это Божии дети. Они стоят в благоговейной кроткой беседе со своим Утешителем-Отцом. Это люди, обладающие чистым сердцем. В часы своей молитвы они зрят Бога, согласно слову Благостнейшего Законодателя: Чистые сердцем Бога узрят ( Мф.5:8 ). И понятно, потому что, по выражению св.Иоанна Богослова, Бог есть любовь ( 1Ин.4:8 ). Беседа с Богом, то есть молитва , употребляя выражение святителя Тихона, Задонского чудотворца, есть «одно из самых существенных отличий разумного существа от неразумных животных и немой, бездушной природы».

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

В дальнейшей библейской истории после Всемирного потопа Ною и его потомкам Бог разрешил питаться и продуктами животного происхождения. «Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, (и весь скот земной,) и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9, 2-3). Но при этом воспрещалось есть живую тварь, кровь и, соответственно, мясо с не стекшей кровью (в частности, «удавленину»): «Только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Быт. 9, 4). В отличие от простых указаний для всех людей, Моисеево законодательство предписывало огромное множество всевозможных пищевых ограничений, например: «не вари козленка в молоке матери его» (Исх. 23, 19). В праздник опресноков не разрешалось есть хлеб, приготовленный на дрожжах и закваске (квасное) (Исх. 12, 20). Все животные разделялись на чистых и нечистых, употреблять в пищу можно было только мясо первых (Лев. 11). Эти ограничения выражали общую идею о том, что человек, избранный к служению Единому Святому Богу, должен быть сам свят и чист во всех отношениях, и ему должна соответствовать лишь «чистая пища». Несомненно, что данные указания имели и гигиеническое значение, например, запрещение употреблять мясо растерзанного диким зверем животного или пользоваться оскверненной мышами и насекомыми посудой. С течением времени эти запреты обрастали «преданиями старцев», мелочными подробностями, порой несущественными, но возводимыми в ранг непререкаемых. В результате к первому веку в Иудее сформировалась религиозная партия фарисеев, которая главную цель человека видела в неукоснительном соблюдении бесчисленных предписаний. Психология фарисейства хорошо передана в евангельской притче, где фарисей, молясь Богу, радовался, что он не таков, как другие люди, — исполняет Закон, постится два раза в неделю и жертвует на храм десятую часть дохода. Христос обличил лицемерно постящихся фарисеев, заботящихся о внешней чистоте и совершенно не вспоминающих при этом о внутренней. В этом контексте упразднены были и повеления о чистой и нечистой пище: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его… Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища… Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, … убийства, кражи, … злоба, … гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 15-23). Обобщая слова Спасителя, апостол Павел дал конкретные указания о пище: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто» (Рим, 14, 20).

http://pravmir.ru/post-kak-primirit-dush...

В моей предыдущей заметке я указал на некоторые факторы, которые сестра Васса не затрагивает. Здесь я хочу привести дополнительные письменные свидетельства с целью более тщательного рассмотрения запретов Ветхого Завета, в особенности касающихся кровотечения. В Священном Писании мы находим слова, которые идут вразрез с представлением о том, «что нет ничего в себе самом нечистого» (Рим.14:14): « Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы » (Деян.15:28,29). Разумеется, нашей теме в данном отрывке наиболее соответствует заповедь воздерживаться от крови (как пищи), встречающаяся также в Книге Левит (17:11,12). Следовательно, хранение ветхозаветного правила о чистоте «угодно Святому Духу» Не следует думать, что имелись диетические или санитарные основания для соблюдения этого правила; другие народы употребляли кровь без особого вреда для здоровья. Святой Климент Александрийский (150-215) сообщает о таких людях и о христианских обычаях: «утомившись и проголодавшись, требует он (скиф) пищи от лошади; и она открывает ему свои жилы и успокаивает его единственным, что имеет — своей кровью. … Чтоб им пропасть, этим озверевшим верблюжьим погонщикам, для которых кровь этих животных служит пищей!» (Педагог 3:4) (8). В другом месте св. Климент ссылается на отрывок из Деяний Апостолов (15:28,29), в котором он признает авторитет Святого Духа и Апостолов, особенно Павла (Строматы 4:15) (9). Разумеется, св. Климент был из Александрии; и сестра Васса признает в своей статье, что суждения «египетского происхождения» поддерживают традицию воздержания женщин от Причастия во время менструации. Она дает понять, что это связано с некоторыми особенностями «социально-культурной исторической реальности древнего мира, который очень верил в ритуальную чистоту и требовал ее». С другой стороны, сестра Васса утверждает, что «для этих авторов [раннехристианских] было более характерно считать любые предписания Моисеева Закона символическими, за исключением тех, что касались пола и сексуальности». Однако, это не совсем так. Тертуллиан (160-220), к примеру, пишет о вещах, недопустимых для христиан: «Все это заставляет христиан краснеть, которые не вкушают крови даже животных… Наконец между употребляемыми вами пытками христиан находятся и ботулы, наполненные кровью. Вы прекрасно знаете, что христианам не дозволено то, чрез что вы хотите отклонить их от христианства» (Апология 9) (10) .

http://pravmir.ru/ritualnaya-nechistota-...

Великий русский писатель в процессе своего духовного роста понял главное – человек остается человеком до тех пор, пока в нем сохраняется Божественный образ – духовные идеалы, совокупность которых и создает образ Божий. Как только они разрушаются под воздействием внешних причин или отказа самой личности, человек превращается в животное, пускай даже и умное и даже способное создавать псевдотворческие продукты – так называемое «актуальное искусство». В Евангелии приводится пример духовной агрессии: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел и пришед находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и вошедши живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф.12;43-44). Убранный дом – это душа, в которой разрушены духовные идеалы и которая неспособна противостоять сатанинским воздействиям. И в той душе, где поселяется бес одной страсти, к нему легко подселяются бесы и других страстей. В результате поведение и поступки человека приобретают демонический характер. На протяжении веков православные духовные идеалы, воплощенные в евангельских заповедях защищали русское самосознание от идеологических и еретических агрессий. Но время идет вперед. В XX веке созданы мощные технологии разрушения образа Божия в человеке - гендеризм, содомия, ювенальщина, космополитизм, добровольная бездетность, эвтаназия, «цветные» революции, которые стали рабочими инструментами идеологии неолиберальной глобализации. И эта идеология – духовные основы сатанизма, который становится формой общественного сознания и под разными красивыми словесными оболочками насаждает свободу для грехов в качестве нормы отношений между людьми, причем естественные отношения во многих случаях насильственно заменяются противоестественными. Именно в этом сатанинская основа глобализации – насильственно превратить человека в умное животное. Разнообразные модели богоборчества рождались на протяжении всей европейской истории под видом философских концепций и идеологий - нигилизма, марксизма, анархизма, религиозных ересей и проникали в Россию, чтобы сокрушить, если получится Православие. Идеология неолиберальной глобализации является современной западной идеологией, которая при определенных условиях разрушает православные духовные идеалы в сознании русской диаспоры и превращает ее представителей в европейских русских.

http://ruskline.ru/analitika/2020/04/03/...

Вместо слова «отверстие» многие переводят с еврейского «свет», причём, как замечает Англ. Библия, слово, употреблённое здесь, не то, которое употреблено в Быт. 8:6 , когда Ной, открыв отверстие или окно ковчега, выпустил ворона. Вследствие этого Гезениус полагает, что здесь под словом отверстие надобно разуметь целую систему освещения ковчега, состоявшую из ряда окошек не только в крыше его, но и с боков его, наподобие отверстий в корабельных бортах. Замечательно, что у Симмаха слово «отверстие» передано словом «прозрачность». Англ. Библия, у которой мы заимствует это примечание, находит весьма возможным, что допотопный мир знал какое-либо прозрачное вещество, природное или искусственное, которое он употреблял вроде стекла, так как он, по всей вероятности, имел многие изобретения, часть которых перешла в потомство Ноя, но часть была забыта. Быт. 6 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Быт. 6 Но с тобою Я поставлю завет Мой, Некоторые комментаторы замечают, что в этом случае употреблено в еврейском тексте слово Елогим – Творец мира, а не Иегова, потому что завет с Ноем, в лице которого сохранился весь род человеческий, имел значение для всего рода человеческого. Имя же Иегова является в Быт. 7:1–3 и в Быт. 8:20 , когда Господь устанавливает закон о чистых и нечистых животных и о жертвоприношениях. Эти законы имели теснейшую связь с сохранением религии и обетования в потомстве Ноя, поэтому Бог является в особенности Богом завета, т. е. Богом откровения и царства Божия на земле. и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Эти слова должно принимать за полное исчисление спасённых от потопа, как принимал их апостол ( 1Пет. 3:20 , 2Пет. 2:5 ). Ниже, во введении в главу VII, приведены многие предания об этом предмете. Быт. 6 Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

– Всякую, кроме плоти и крови животной. 70 . Почему не употребляете вы в пищу плоти и крови животной? – Не приходятся по совести и зубам человеческим, а по волчьим приходятся. 71 . А почему же Моисей, велением Божиим, разрешил употреблять в пищу плоть животных, кроме некоторых нечистых? – По жестокосердию вашему разрешено Моисеем употреблять в пищу плоть животную, а в начале не было так. Разве не читали вы в писании, что вначале, Сотворивший человека, заповедал: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу ( Быт. 1:29–30 ). 72 . Есть ли у вас крещение? – Есть. Воочию изменение жизни человека, когда он устраняет себя от дел мирских, лукавства и похотей, ради грядущего царства Божьего, есть крещение в покаяние, а страдание за правду есть крещение Духом Святым. 73 . Есть ли у вас крест? – Есть. Наш крест есть добровольная нищета и убожество: первый конец его – вера, второй – надежда, третий – труд, четвертый – питание. Верую и надеюсь, тружусь и питаюсь. 74 . Почему вы на себя рукой креста не кладете? – Господь запрещает, ибо ручное моление не есть спасение. Стыдно думать, что, руками махая, можно Богу угодить. 75 . Признаете ли вы крест символом страданий Сына Человеческого? – Признаем: крест при Пилате, а ныне – виселицу и столп расстрела. 76 . Признаете ли вы таинство покаяния? – Таинством признаем. 77 . Как же вы совершаете таинство? – Отдавая тайно дела свои на суд своей совести. 78 . Что же вы называете таинством покаяния? – Тайное осуждение себя, явное оправдание других. 79 . Признаете ли вы таинство брака? – Самым тайнейшим, наименее нужнейшим, для души тяжелейшим. 80 . Почему тяжелейшим? – Потому что брачный, не душу спасает, но похоть разжигает и душу расслабляет. Нет ничего доброго в совокуплении, и не может оно быть делом благословенным. 81 . Значит, вы осуждаете брачных? – Всяк сам себя знай и другого не осуждай! А говорим мы и верим только тому, что говорим: что не по силе душевной, а по немощи брачен бывает человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

гл. 19). «Пепел телицы», приготовленный по правилам закона ( Числ.19:2–20 ), также употребляем был к очищению законом показанных нечистот. Нечистыми, по закону Моисееву, почитались частию нарушители известных законов, а частию сделавшиеся такими чрез прикосновение к предметам, признанным по закону нечистыми, каковы, например, прокаженные, умершие, гроб мертвеца и подобные. Прикоснувшиеся к прокаженному, к мертвецу или гробу его, почитались нечистыми, имели нужду в очищении и, пока не получали очищения, лишались права входить в скинию, приносить жертвы, быть в сообществе с своими. «Дабы чисто было тело». Показанное очищение или освящение не означало очищения и освящения совести или души пред Богом, но доставляло только чистоту внешнюю, или чистоту тела, чтобы тому, кто по закону обличен был в нечистоте, не считаться нечистым среди общества и не подвергаться лишению тех прав, о которых выше сказали мы. «То кольми паче кровь Христа, который Духом Святым принес себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел». Так Апостол делает заключение от меньшего к большему: если, говорит, кровь закаляемых животных и пепел телицы имел такую силу по закону, что делал чистыми тех, которые по закону почитались нечистыми: то тем более может очистить «совесть нашу» или нашу душу «от мертвых дел», т.-е. от грехов, «кровь Христа», единородного Сына Божия, который, по вечному определению Божию, при содействии «Духа Святого, принес Себя, непорочного», всесвятого, в умилостивительную жертву за все греховные нечистоты людей. «Кровь Христа», Сына Божия, воспринявшего наше человеческое естество в нераздельное единение с Своим Божеским Лицем: потому сия Божественная кровь имеет беспредельное превосходство не только в сравнении с кровию животных, которые приносились в жертву в ветхозаветной скинии, но и в сравнении со всякою человеческою кровию; потому что она есть кровь Богочеловека – единородного Сына Божия, воспринявшего человеческое естество. «Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

гл. 34), чтобы познать, что Он есть Господь Иисус Христос, которого они не признали Сыном Божиим. Глава XXIV Ueз.XXIV:1-14. И было ко мне слово Господне в девятом году, в десятом месяце, в десятый [день] месяца, говорящее: сын человеческий! Запиши себе имя этого дня, (именно) сегодня, в который царь вавилонский укрепился против Иерусалима. Произнеси, в виде поговорки, притчу на дом прогневляющий и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь горшок, поставь, говорю, и налей в него воды. Сложи куски его в него, всякую хорошую часть, бедра и плеча, отборные и полные костей. Самых тучных животных возьми; сложи также кучи костей под ним; закипело варево в нем и разварились кости его среди его. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей, горшку, ржавчина которого находится на нем, и ржавчина его не сошла с него; по частям и по частям своим выбрасывая его: не пал жребий на него. Ибо кровь его среди его; на чистый камень он пролил ее, не проливал ее на землю, где она могла бы покрываться пылью. Чтобы навести гнев Мой и отмстит мщением, Я пролил кров его на чистый камень, чтобы она не прикрывалась. Посему так говорит Господь Бог: горе городу кровей, большой костер которого Я разложу. Собери кости, которые Я сожгу, уничтожится мясо, разварится все соединение, а кости истлеют. Поставь также его пустой на уголья, чтобы он раскалился и растопилась медь его, и расплавилась в нем нечистота его и уничтожилась ржавчина его. Много тяжелого труда понесено, но не сошла с него чрезвычайная ржавчина его даже от огня. Нечистота твоя мерзка, ибо Я хотел очистить тебя, но ты не очистился от нечистот твоих и не очистишься до тех пор, пока Я не прекращу гнева Моего против тебя. Я, Господь, сказал: приходит, и Я сделаю: не миную, не пощажу и не помилую. По путям твоим и по замыслам твоим Я осудил тебя, говорит Господь. LXX: И было ко мне слово Господне в девятом году, в десятом месяце, в десятый [день] месяца, говорящее: сын человеческий! Запиши себе день с этого дня, в который царь вавилонский укрепился против Иерусалима, с нынешнего дня, и произнеси притчу на дом преогорчающий и скажи им: так говорит Господь Бог: поставь котел и налей в него воды и положи в него разделенные части (divisones), всякий хороший отсек (incisuram), голень и плечо, по отделении мяса от костей, взятое из отборных животных, и зажги кости под ними; он закипел и разварились кости его среди его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Глава 34, 3 ст. Никто не должен восходить с тобою (на гору Синай), и никто не должен показываться на всей горе (на верху ее, вдали от места Богосошествия или на склоне ея); даже скот, мелкий и крупный, не должен пастись близ горы сей. Бог благопромыслительно заботится, чтобы кто-нибудь из людей, по любопытству видеть Бога, или из животных, ищущих себе пищи, не подошел к горе или на самую гору, освященную особенным присутствием Бога всемогущего и страшного, и не погиб мгновенно от неприступного величия Его, потрясающего и попаляющего Своим прикосновением все дебелое 46 , вещественное и нечистое. Велик и страшен Ты, Боже наш. Как должны мы быть духовны и чисты, чтобы удостоиться Твоего лицезрения! По повелению Господню Моисей утром восходит на Синай с двумя каменными скрижалями. Вот Господь сошел на гору в облаке; Моисей предстает пред Ним и призывает Его по имени. Господь прошел мимо пред ним и воззвал: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий [правду и являющий] милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех [ст.6–7]. Моисей поспешно приник лицом к земле, поклонившись Богу, и сказал Ему: если я обрел благодать у Тебя, то да пойдет Господь мой с нами: мне ничего не сделать с этим народом, это – жестоковыйный народ. А чтобы Тебе идти с нами, Ты отыми беззакония и грехи наши, и мы будем Твоими. Господь полагает далее завет с Моисеем: не делать никаких условий с языческими народами хананейскими, не кланяться их богам, не выдавать дочерей еврейских за юношей хананейских и не женить своих детей на их девицах; хранить праздник опресноков семь дней в месяце новых плодов, когда вышли израильтяне из Египта; первородного от тельца и овцы посвящать Ему, а первородное от осла выкупать овцею или давать цену за него; также искупать всякого первенца из сынов своих и не являться по рождении с пустыми руками пред Богом. Это было живым напоминанием, что и людей, и животных плодит Сам Бог, питая и возращая их. Шесть дней работать, а в седьмой почивать от дел; делать праздник начала жатвы пшеницы (и пшеницу, вообще все плоды, Бог возращает) и праздник собрания ее – среди лета. Три раза в году всякий мужеский пол должен был являться пред Богом – в скинию, или во храм. Начатки от первособранного жита должно было вносить в дом Божий. Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей не евши, не пивши. В это время лицо Моисея просветилось несозданным светом лица Божия, так что Аарон и израильтяне, увидев его, побоялись приступить к нему, и он должен был надевать покрывало на лицо свое и снимать, когда являлся лицу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Деян.10:14 .  Но Петр сказал: нет, Го­с­по­ди, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Так как голос шел из отверстого неба, то Петр отвечает ему привычным обращением «Господи!», ощущая сердцем, что видение исходило именно от Господа Иисуса Христа. Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые – язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия. Деян.10:16 .  Это было трижды; и сосуд опять поднял­ся на небо. " Сие», – т.е. видение с беседою к Петру, – «было трижды» – в знак несомненной истинности виденного и слышанного и для уверения Петра в непреложности Божественного определения о сем. «И сосуд опять поднялся на небо» – в чистую и святую область, где и нечистое стало чистым и соблюдается таковым у Бога, вместе с тем, что всегда было чистым. Деян.10:17 .  Когда же Петр недо­умевал в себе, что бы значило виде­ние, которое он видел, – вот, мужи, по­слан­ные Корнилием, рас­спросив о доме Симона, остановились у ворот, «Петр недоумевал в себе». Петр не сразу понял смысл видения, но таковое тотчас же начало выясняться дальнейшими событиями. Деян.10:18 .  и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром? «Крикнув спросили» – из повествования не видно, чтобы Петр слышал этот возглас. Далее говорится, что о посланных Корнилия ему возвестил Дух, т.е. Святый, новым внутренним непосредственным творением.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010