Не случайно поэтому изложенные в Библии инструкции относительно чистых и нечистых животных возникают вскоре после того, как евреи покинули египетские края. Религия Древнего Египта — да и не только Египта — максимально зооморфна. Многие животные из тех, что получили статус нечистых, имели священный статус, служили олицетворением или символом божества. Для евреев, проживших в Египте более двух столетий, языческие представления о священном также не были чуждыми. Когда народ, полагая, что Моисей уже не вернется с горы, попросил Арона сделать изображение бога, тот изготовил тельца, которому все тотчас стали поклоняться, восклицая: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской (Исх 32:4). Да и впоследствии Израиль не раз с ностальгией вспоминал жизнь перед исходом. Так что смысл появления этой детальной классификации животных состоял в том, чтобы, во-первых, показать их служебное значение, а во-вторых, оградить людей от искушения впасть в идолопоклонство. Запрет на вкушение нечистых животных также служил препятствием для совместных трапез с язычниками. То, что разделение животных на чистых и нечистых носило служебный и дисциплинарный характер, подтверждает отмена ветхозаветных гастрономических правил в Новом Завете. На Первом апостольском Соборе было постановлено, что христиане из иудеев могут, если пожелают, соблюдать ограничения закона Моисеева, в то время как христиане , обращенные из язычников, от этого освобождены. Общую позицию участников Собора выразил глава Иерусалимской общины апостол Иаков: Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе (Деян 15:19–20). С приходом Спасителя уже не нужно было изолировать народ Божий, но, напротив, нести благую весть о спасении всем людям, независимо от их национальности. В этом новом контексте пищевые запреты Ветхого Завета теряют актуальность и исчезают. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также Загрузить больше комментариев © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-v-vethom-zavete-z...

Тогда каждый такой нужный в домашнем обиходе предмет нужно положить в воду – он нечист и станет чистым только после того, как пролежит в воде до вечера. 33 Если же такая тварь попадет внутрь сосуда из глины, то и всё, что в нем, станет нечистым, и сосуд тот придется разбить, 34потому что любая пища, на какую попала вода из такого сосуда, будет уже нечистой; и любое питье во всяком таком сосуде тоже будет нечисто. 35Всё, на что б ни упала хоть частица какая от нечистого трупа, станет нечистым. Даже печь и очаг придется сломать, если будут осквернены. Нечисты они станут для вас. 36Но источник или яма для сбора и хранения воды всегда останутся чистыми. (Однако если кто из людей прикоснется к трупу упавшего туда животного, станет всяк нечистым.) 37Точно так же и с семенем, приготовленным к севу: даже если и попадет на него что–нибудь с нечистого трупа, останется чистым. 38Если же семена в воде, тогда, хотя бы и часть такого трупа упадет на семя, нечистым становится оно для вас. 39Если падет какое животное, даже из тех, что идут у вас в пищу, то прикоснувшийся к трупу его до вечера будет нечист. 40А тот, кто еще и поел мясо павшей скотины, должен будет к тому же одежды свои выстирать – и до вечера будет нечист он. Равно и тому придется стирать одежды свои, кто выносил останки, и он тоже будет нечист до вечера. 41Все мелкие ползающие твари, которыми земля кишит, нечисты . Не ешьте их. 42Ничего ползающего на брюхе, на четырех лапках передвигающегося, никаких многоножек, вообще никаких мелких тварей, которыми земля кишит, есть не должно – это отвратительно. 43 Из–за какой–либо из этих тварей не становитесь и сами отвратительными; не оскверняйтесь ими, дабы не стать вам нечистыми из–за них! 44 Ибо Я, Господь, – Бог ваш, поэтому освящайтесь и вы, и будьте святыми, ведь Я свят. Не оскверняйте себя ни одной тварью из тех, которыми земля кишмя кишит. 45Я, Господь, и из Египта Я вывел вас, чтобы быть для вас Богом. Посему будьте святы, ибо Я свят. 46Таков закон о животных четвероногих и о птицах, живых существах, что в воде плавают, и тварях всяких, которые на земле кишат, 47дабы могли вы отличать нечистое от чистого и животных, которых можно есть, от тех, коих есть не должно».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

18). Промысл, говорит, не оставляет без внимания даже малых животных, но оленям дал жилище на вершинах гор, а ничтожнейшим из животных — убежище в скалах. Итак, ничто не сотворено Тобою, Боже, напрасно. В самом деле, не будь скал и вершин гор, слабейшие из животных на равнине легко делались бы добычей более сильных и скоро были бы истреблены, в особенности подвергаясь нападениям во время сна. Под скалами псалмопевец разумеет также пещеры и норы, в которых скрываются зайцы и ежи. Что касается оленей, то нужно заметить, что порода их враждебна породе змей. А таковы все ученики Христовы, имеющие власть над мысленными змеями по слову Христову: « се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью » (Лк. 10:19). Симмах перевел: «зайцы и ежи» (находят прибежище в скалах). Зайцы и ежи считаются животными нечистыми и слабыми; именно, Моисей говорит: верблюда и свиньи и зайца с мохнатыми ногами « не ешьте » (Лев. 11:4–8). Итак, под этими животными Давид разумеет язычников. Они находят убежище в мысленной скале — Церкви, и в ней укрепляются и очищаются. Олени же, так как по закону они считаются чистыми животными, очевидно, суть души праведных, сохранившие закон. « Он сотворил луну для (указания) времен, солнце познало запад свой » (ст. 19). Исчислив все земное, сказав и о сотворении невидимых существ, и о создании небес, псалмопевец вспоминает о светилах, сотворенных в четвертый день, и говорит, что луна создана для того, чтобы быть наставницей людей в определении времени. В самом деле, ее изменения способствуют измерению времени: она определяет миру месяца, в столько–то дней возрастая и ущербляясь. Луной он называет иудейскую синагогу, которую положил (Господь) во времена закона и пророков, солнцем же — Христа. Так о нем и пророк Малахия сказал: « для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные » (Мал. 4:5). Он знал Свой закат. Он знал время, в которое должно было Ему принять страдания, так что, пока оно еще не наступило, Он говорил: « еще не пришел час Мой, прославиться Сыну Человеческому » (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

9:4). Трифон хотел возразить мне словами: «как злаки травные» (Быт. 9:3), но я предупредил его и спросил: почему вы слова «как злаки травные» принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом, то есть как злаки Бог сотворишь для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы — вы говорите, — еще в то время Ною повелено делать различие животных. Такое объяснение ваше не может быть принято. Прежде всего я мог бы легко доказать что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными, а не все растения едим, но это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты или колючи; но все растения сладкие питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: «сыны безумные! нет веры в них» (Вт. 32:20). 21.  А что за грехи ваши и отцов ваших Бог для напоминания о них, как я прежде сказал, повелел вам и хранить субботу и возложил на вас другие заповеди, и что он оставил некоторых из вас живыми для язычников, дабы имя Его не осквернялось у них: это могут доказать вам самые слова Его. Так сказано чрез Иезекииля: «Я Господь Бог ваш: ходите в заповедях Моих соблюдайте постановления Мои, и не прилепляйтесь к обычаям египетским, и освящайте субботы Мои; они будут знамением между Мною и вами, чтобы вы знали, что Я Господь Бог ваш». А вы прогневала Меня, и дети ваши не ходили в заповедях Моих, и не тщились исполнять постановлений Моих, а кто исполнит их, тот жив будет чрез них, — и субботы Мои они осквернили. И сказал Я: изолью ярость Мою на них в пустыне, чтобы совершить гнев Мой на них, но не сделал, чтобы имя Мое не осквернилось совершенно пред народами, пред глазами которых Я вывел их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

А если он животное, то, прежде всего, вовсе не единичен, поскольку он есть животное. Затем, раз он животное, то он есть и одушевлённое чувствующее тело. А если Феникс — одушевлённое чувствующее тело, то ясно, что он подвержен рождению и гибели. Спросим же самих этих мудрых созерцателей сущего: возможно ли, чтобы какое бы то ни было из подверженных рождению и гибели одушевлённых чувствующих тел обладало по ипостаси единичной природой? когда очевидным признаком их существования и определением является чередование друг за другом внутри вида. Как свидетельствует и Божественное Писание, дающее неколебимое основание разуму, когда в нём Бог так наставляет великого Ноя: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. И всякого скота чистого введи к себе по семи, мужского пола и женского, а скота нечистого по два, мужского пола и женского; и всех птиц небесных чистых по семи, мужского пола и женского, а всех птиц небесных нечистых по две, мужского пола и женского, чтобы рассеять семя по всей земле» (Быт.7:13). У них — раз Феникс причисляется к летающим животным — согласно Божественному речению нет единичной природы по ипостаси, так что, как я уже сказал, не будем этого утверждать; мне не доставляет удовольствия спорить из-за того, что не необходимо. Совершенно ясно всем, что если Христос в самом деле есть единичная природа, то Он не единосущен ни Богу и Отцу, ни людям. Ведь всё, что совершенно единично по природе, полностью отчуждено от природного сродства с чем бы то ни было иным. Если же, по мнению этих людей, как показало рассуждение, Христос по природе отчуждён от всего сущего, потребуем, чтобы они сами сказали, что Он есть по природе и по какой причине поклоняются они Христу, Который по их богохульным наставлениям и вовсе не существует .    Значит, коли столь великая и страшная опасность, как доказала сила рассуждения, неизбежно преследует тех, кто утверждает, будто Христос един по природе, или же есть одна природа, будь то простая или сложная, а сложная — или родовая, то есть общая, или единичная, то есть собственная, — будем самым бдительным образом блюсти наши сердца чистыми от этого учения, чтобы освободиться от грядущей кары за него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

Другой важной нормой иудаизма является соблюдение пищевых ограничений – кашрута (с ивр. кашер – букв. «дозволенный»). Данный термин может употребляться и в широком смысле слова и относиться не только к продуктам питания, но и вообще ко всему, что регламентируется Законом и, соответственно, что может быть дозволено еврею как в отношении ритуала, так и в отношении юридических вопросов. Пищевые ограничения в основной своей массе касаются продуктов животного происхождения: мяса, рыбы, птицы, молока и производных от них. На основании указаний, содержащихся в Книге Левит ( Лев. 11 ) и Второзаконии ( Втор. 14 ), животные и получаемые от них продукты делятся на чистых (разрешенных к употреблению) и нечистых (запрещенных к употреблению). Кроме того, в Пятикнижии даются критерии определения чистоты/нечистоты. Например: «Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте» ( Лев. 11:3 ). Соответственно, корова является кошерным животным, а свинья – нет. «Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас» ( Лев. 11:9–10 ). Применительно к конкретным водным обитателям это означает, что, например, лососевые – кошерны, а осетровые, как и икра, от них полученная, – нет. То же самое относится и ко всем морепродуктам. Кроме того, даже в составе чистого животного присутствуют части, употребление которых в пищу возбраняется. Например, недопустимо есть бедро животного, из которого не удален седалищный нерв, поскольку патриарх Иаков был ранен в бедро во время ночного борения с Богом 105 . Отдельный вопрос – раввинистическое осмысление предписания «не вари козленка в молоке матери его» ( Исх. 23:19 ). Талмудическая традиция расширительно толкует это указание, объясняя его как запрет на одновременное вкушение мясной и молочной пищи. Разница между трапезами, включающими различные продукты, должна составлять не менее шести часов. Данные ограничения касаются и посуды, в которой приготавливаются продукты. Например, капля молока, упавшая в кастрюлю с мясным блюдом, делает это блюдо некошерным, и сама посуда также становится оскверненной и требует ритуального очищения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь, как и в других случаях, все вопросы решаются на словах. Лейтмотивом, однако, звучит настойчивое предписание не лгать, не обманывать в мере и весе, честно платить подати. Связь закона с Богом еще ярче проявляется в наказаниях за преступления против жизни. Ответственность здесь ложится не только на человека, но и на животное. В противоположность светскому законодательству других народов Древнего Востока здесь животное, убившее или ранившее человека, подвергается наказанию. Его карает Господь, создавший всемирную гармонию высшего Завета. Быка, убившего человека, забрасывают камнями: его мясо считается нечистым, его не едят. Животное, принявшее участие в половом акте с женщиной или мужчиной, также должно быть предано смерти. Закон исходит здесь не только из принципа морали, но и из необходимости ограничения всякого греха, всякого препятствия соблюдению законов Завета. Закон устанавливает принцип личной ответственности: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов» ( Втор.24:16 ). Этот принцип установился далеко не сразу. Тексты Библии несут следы эпохи, когда Господь «наказывал беззакония отцов в детях до третьего и четвертого колена» ( Чис.14:18 ; Лев.26:39 ). В более поздние времена принцип коллективной ответственности имеет значение в особых случаях, как, например, принесение детей в жертву Молоху 61 . Бог наказывает содеявшего это злое дело и его семью. В данном и подобных случаях общество берет на себя ответственность за коллективную кару ( Нав.7 ; 4Цар.9:26 ; 2Цар.21:1 ). Закон различает наказание, осуществляемое трибуналом, и кару Господа: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лице мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» ( Лев.20:6 ). Если бы преступное принесение детей в жертву Молоху не было бы наказано трибуналом, виновных покарал бы сам Господь, «поправ их». К различным способам наказания: побиванию камнями, повешению, удушению, сожжению – необходимо прибавить еще один, небесного происхождения – попрание преступной души. Святотатство наказывается «попранием» виновного. В случае адюльтера сам Бог свидетельствует о виновности женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из всех живущих на земле людей оказался тогда верующим Богу один только Ной, правый по своей несомненной вере и жизни. И Бог сказал ему: «пришел конец всех людей; ибо земля наполнилась их злодеяниями, и вот Я истреблю их с земли; а ты сделай себе ковчег из дерева; устрой в нем отдельные помещения и осмоли изнутри и снаружи. Я наведу на землю потоп водный, и все, что есть на ней, лишится жизни; а ты войдешь в ковчег с женою, сыновьями и женами их; возьмешь с собою в ковчег попарно всех животных – из птиц, скотов и из всех пресмыкающихся по земле; потому заготовь себе и им всякой пищи, какою кто питается». Ной повеленное от Бога все исполнил; огромнейший корабль, длиною более 70 сажен, шириною 12, а в высоту слишком 7 сажен, был устроен в три этажа; в крыше сделано было длинное окошко шириною в локоть (11 вершков); а сбоку дверь; и пищи для птиц, скотов и зверей приготовлено всякой. Все это делалось нескрытно, и потому многие спрашивали Ноя о причине такой громадной постройки; он не скрывал будущего, возвещал всякому о всемирном потопе, – потому и называется проповедником правды ( 2Пет.2:5 ). Но никто не хотел верить ему. Откуда, – все говорили, – воды возьмется столько, чтобы покрыть всю землю? И все беспечно жили: ели, пили, веселились. Когда все было сделано так, как Бог повелел Ною, тогда было ему новое откровение, возвещающее: скорее войти в ковчег со всем семейством и взять с собою из всех скотов и птиц чистых (которых приносить можно в жертву Богу) по семи животных мужского и по семи женского пола, а из нечистых по две пары, чтобы сохранить племя для всей земли; ибо – «через семь дней отныне, – так говорил Бог Ною, – Я повелю быть дождю на земле 40 дней и 40 ночей и истреблю все, что создал, живущее на ней». Ной вошел в ковчег (тогда ему было шестьсот лет от роду) с женою и сыновьями женатыми (в числе восьми человек), и с ним из всех животных, по Божию повелению (тайному для спасаемых влечению) собравшихся к ковчегу, были взяты и затворены в ковчеге по две и по семи пар. Тогда (а это было в первых числах ноября, во время дождливое во многих странах) полился дождь в необыкновенном количестве; наводнение с каждым часом увеличивалось и быстро покрывало землю ( Быт.6, 7 ). Всемирный потоп

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ковчег строился по точному указанию Божию – из дерева гофер, что более всего подходит к кипарису, и был осмолен внутри и снаружи. Длина ковчега была 300 локтей, ширина 50 локтей, и высота 30 локтей 18 . Наверху было сделано длинное отверстие по всему ковчегу – в локоть ширины, для света и воздуха, а сбоку дверь. Он должен был состоять из трех ярусов, со множеством отделений в них. Последние предназначались для животных, которых Ной также должен был взять с собою (по семи пар чистых и по одной нечистых), а также и для жизненных припасов. «И сделал Ной все, что повелел ему Господь Бог». Несомненно, во время этой величественной постройки Ной продолжал вместе с тем «проповедовать праведность», особенно, когда это вызывалось присутствием любопытствующих и насмехающихся людей беззакония, приходивших смотреть на его построение. Но самой красноречивой и громкой проповедью было это самое сооружение. Долготерпение Божие все еще ожидало пробуждения покаяния и во время самого построение ковчега, но все было напрасно. Издеваясь над проповедью и грозным предостережением, люди становились еще более беззаботными и беззаконными. Они «ели, пили, женились и выходили замуж, до того, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех» ( Матф. 24:38, 39 ). Ко времени окончания построения ковчега Ною было шестьсот лет, и тогда, не видя больше надежды на покаяние грешного человечества, Господь повелел Ною войти в ковчег со всем своим семейством и определенным количеством животных. «Ибо чрез семь дней, сказал Он, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли». Ной повиновался и вошел в ковчег со своими тремя сыновьями Симом, Хамом и Иафетом, со своей женой и женами своих сыновей, захватив и всех отобранных животных, и «Господь затворил за ним ковчег». И вот, когда прошли и эти семь дней, прошел последний срок, данный для покаяния, «воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый (27) день месяца (т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Между тем на земле все уменьшалось количество праведников, молитвы которых удерживают праведный гнев Божий. За 35 лет до Потопа умер Ламех, а за 6 (по еврейскому счету – в сам год) – Мафусал, само имя которого должно было предостеречь нечестивцев, ибо оно означало «после смерти он будет послан», то есть его кончина означает гибель земли. Но и это никого не вразумляло. Подошли к концу сроки, отведенные Господом для покаяния людей, «и сделал Ной все; как повелел ему Господь Бог, так он и сделал» ( Быт.6,22 ). «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. И всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского, также и из птиц небесных чистых по семи, мужеского пола и женского, и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли. Ной сделал все, что Господь Бог повелел ему. Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» ( Быт.7,1–6 ). И вот, перед глазами тысяч и миллионов изумленных людей в 2262 году от сотворения мира «начали приходить с востока слоны, – как свидетельствует боговидец Ефрем, – с юга обезьяны и павлины, другие же животные собирались с запада, иные же спешили с севера. Львы оставили дубравы свои, лютые звери выходили из логовищ своих, олени и онагры шли из пустынь своих, животные, водящиеся на горах, собирались с гор. Современники Ноевы сбегались на такое новое зрелище, но не для покаяния, а чтобы насладиться, видя, как перед глазами их входят в ковчег львы, в след их без страха спешат волы, ища с ними убежища, вместе входят волки и овцы, ястреба и воробью, орлы и голуби. (Однако), даже такое поспешное собрание зверей в ковчег, и водворившийся вскоре между ними мир, современников Ноевых не подвигли к покаянию... Даже после того, как Ной и все животные вошли в ковчег, Бог медлил еще семь дней, дверь ковчега оставляя открытой. Удивительно, как то, что ни львы не вспомнили о своих дубравах и прочие звери и птицы всякого рода не стали снова искать жилищ своих, так и то, что современники Ноевы, видя все, что совершалось вне ковчега и в ковчеге, не убедились оставить нечестивые дела свои».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010