Нежреческий рассказ, завершающий локальный источник (Быт включает следующие тексты: Быт 6. 5-8; 7. 1-5, 10, 12, 16b-17a, 22-23; 8. 2b-3a, 6-12, 13b, 20-22. «6. 5. И увидел Господь, как много зла на земле от людей: все их мысли непрестанно устремлены к злу. 6. 6. Пожалел Он, что создал на земле человека, и в негодовании (6. 7) сказал: «Я смету с лица земли всех людей, которых сотворил, а вместе с ними и скот, и зверей, и птиц. Я жалею, что создал их». 6. 8. Один лишь Ной был угоден Господу. 7. 1. Господь сказал Ною: «Войди в ковчег и возьми с собой семью. Я вижу, что из всех ныне живущих ты один праведен предо Мною. 7. 2. Возьми с собой по семь пар, самцов и самок, от всех видов чистых животных, и по паре, самца и самку, от всех видов нечистых животных, (7. 3) и по семь пар, самцов и самок, от всех видов птиц небесных. Пусть сохранится на земле их род. 7. 4. Через семь дней Я пошлю на землю дождь - он будет литься сорок дней и сорок ночей - и Я смету с лица земли всех, кого Я создал». 7. 5. Ной выполнил все, что повелел Господь. 7. 10. Семь дней минуло, и начался потоп. 7. 12. И лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей. 7. 16b. И Господь затворил за Ноем дверь ковчега. 7. 17a. Сорок дней длился потоп. 7. 23. Все, что было на земле,- и люди, и скот, и всякая живность, и птицы небесные,- все было сметено с лица земли. Уцелел лишь Ной и те, кто был с ним в ковчеге. 8. 2b. Прекратился дождь. 8. 3а. И вода стала медленно уходить с земли. 8. 6. Прошло сорок дней. Отворив сделанное им окошко, (8. 7) Ной выпустил наружу ворона, и пока земля не просохла, тот кружил, то улетая, то возвращаясь. 8. 8. Следом Ной выпустил голубя, чтобы узнать, кончилось ли наводнение, (8. 9) но голубь не нашел, на что сесть, и вернулся, так как вся земля была еще под водой. Ной протянул руку и взял голубя в ковчег. 8. 10. Спустя семь дней он выпустил голубя снова. 8. 11. Тот вернулся вечером - с листом маслины в клюве, и Ной понял, что наводнение кончилось. 8. 12. Он подождал еще семь дней, снова выпустил голубя, и тот больше не возвращался. 8. 13b. Ной отворил ковчег и увидел, что вода сошла с земли. 8. 20. Ной воздвиг жертвенник Господу и принес жертвы всесожжения из всех видов чистых животных и птиц. 8. 21. Вдохнул Господь приятный запах жертв, и сказал Себе Господь: «Впредь не буду Я насылать на землю проклятие из-за людей. Хотя их мысли с самой юности устремлены к злу, Я не стану больше истреблять все живое. 8. 22. Не прекратятся, доколе стоит земля: сев и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь»».

http://pravenc.ru/text/2577915.html

– Правда ли, что собаку в дом пускать нельзя? – Это одна из самых распространенных сегодня приходских сплетен. Мол, «если дом освящен – поселяется Господь, а если пустили собаку в дом, – благодать Святого духа уходит! У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию!» . Но богословских оснований для столь категоричного мнения нет. Библия не учит о несовместимости собаки и благодати. Когда Ангел Рафаил сопутствовал Товии, шла «и собака юноши с ними» (Тов. 5,17). И Ангела это не отгоняло и не смущало. Есть в Писании место, где собака оказывается символом блага: Какое общение у волка с ягненком? Так и у грешника – с благочестивым. Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?» (Сир. 13, 21-22). И нигде в Библии собака не именуется нечистым животным (равно как и кошка нигде не относится к животным чистым). Точнее, и собака и кошка одинаково нечисты: «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах, нечисты для вас: всякий, кто прикоснется к трупу их, нечист будет до вечера» (Левит 11,27). В этом отношении собака приравнивается к человеку: прикосновение к трупу человека также считалось ритуально нечистым. Но еврейский закон, понимая неизбежность такого рода контактов, предписывал и средства очищения. Новозаветная религиозность не видит в прикосновении к трупу человека скверны и греха (вспомним прощальный поцелуй в конце отпевания). Тем более не стоит видеть греха в прикосновении к живой собаке. Святитель Фотий, патриарх Константинопольский пишет об именовании животных «нечистыми»: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств. Ибо поскольку египтяне, у которых израильское племя было в услужении, многим животным воздавали божеские почести и дурно пользовались ими, которые были весьма хороши, Моисей, чтобы и народ израильский не был увлечен к этому скверному употреблению и не приписал бессловесным божеское почитание, в законодательстве справедливо назвал их нечистыми – не потому, что нечистота была присуща им от создания, ни в коем случае, или нечистое было в их природе, но поскольку египетское племя пользовалось ими не чисто, но весьма скверно и нечестиво.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Приоткрыть эту тайну помогает нам Священное Писание , когда повествует о «сознательном» и «разумном» поведении животных при вхождении их в Ковчег, сооруженный праотцем нашим Ноем. «Заселение Ноева ковчега». Фрагмент фрески. Лавра прп. Саввы Освященного. Окресности Иерусалима. XIX в. Бытие, гл. 7 7. Вниде же Ное и сынове его, и жена его и жены сынов его с ним в Ковчег, воды ради потопа. 8. И от птиц чистых и от птиц нечистых, и от скот чистых и от всех гадов и пресмыкающихся по земли 9. два два внидоша к Ною в Ковчег, мужеский пол и женский , якоже заповеда Господь Бог Ною. 10. И бысть по седми днех, и вода потопная бысть на земли. 7. И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в Ковчег от вод потопа. 8. И из птиц чистых и из птиц нечистых, и из скотов чистых и из скотов нечистых, и из зверей и из всех пресмыкающихся по земле 9. по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в Ковчег , как Господь Бог повелел Ною. 10. Через семь дней воды потопа пришли на землю. Существует предание, что Ной призывал Божьи создания войти в спасительный Ковчег посредством ударов колотушки, которой он стучал по дверце Ковчега. Этот призывный благовест не был услышан развращенными человеками, современниками Ноя – но оказался понятен бессловесным тварям. Таким образом, праотец Ной стал первым звонарем, а чистые и нечистые животные оказались первой паствой, спасенной им от истребляющих вод Великого Потопа. «Исход животных из Ноева ковчега». Фрагмент мозаики. Собор Монреале. Италия. XII в. Такую же разумность и послушание святому праотцу явили животные при выходе из Ковчега по завершении Потопа. Бытие, гл. 8 15. И рече Господь Бог Ноеви, глаголя: 16. Изыди из Ковчега ты и жена твоя, и сынове твои и жены сынов твоих с тобою; 17. и вся звери, елицы суть с тобою, и всяку плоть от птиц даже до скотов, и всяк гад движущийся по земли изведи с собою: и раститеся и множитеся на земли. 18. И изыде Ное и жена его, и сынове его и жены сынов его с ним; 19. и ecu зверие, и ecu скоти, и вся птицы и ecu гади движущимся по роду своем у на земли изыдоша из ковчега.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, можно ли христианину вкушать сало, или сырокопченую колбасу например? Вот гематоген нельзя,а сало с мясом? Как быть со словами? мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас (Левит, 11:8) “Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить” (Матфей, 5:17) 4 Ответа Господь явился к святому Апостолу Петру, и показал ему, что не нужно требовать исполнения обрядового Закона Моисея. В результате на соборе в Иерусалиме, апостолы решили, чтоб христиане из язычников воздерживались только от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Деян. 15:20 То есть христианам нельзя есть кровь, плоть умерших животных, и пищу, приносимую идолам в качестве жертвы. Соответственно, можно всё остальное есть, в том числе сало и свинину, и многих других животных, запрещённых для иудеев. Резон этого решения в том, чтоб не требовать с христиан из язычников исполнять жесткие установления Закона Моисея. Требования Закона (которых насчитывают 613 позиций) направлены на то, чтоб строго отделить евреев от других народов, чтоб они не потеряли веру в Единого Бога, оставаясь в своей среде. После того, как Христос призвал все народы к Богу, исчез резон в сохранении разделения народов и значит обрядовой части Закона. Но нравственные установления имеют своё значения для всех людей. Не понял,плоть умерших животных есть нельзя,но свинину и сало можно? Верно, так и написано. В умерших кровь не сливается, она там остается, в забитых, кровь спускают через артерии на шее Согласно учению Церкви, “те заповеди Ветхого Завета, которые касались обрядов и таинств, и прообразовали дела Христовы, все кончились. Как тень проходит при появлении истины, так равным образом и они прешли, и Христиане не обязываются исполнять их. Но те заповеди, которые предписывают сохранять любовь к Богу и ближнему, не только обязаны соблюдать Христиане, но гораздо с большею точностью и с большею полнотой, нежели как соблюдали их ветхозаветные Израильтяне. Поскольку мы гораздо большие получили благодеяния от Бога, и с несравненным преимуществом пред ними приняли благодать Святаго Духа чрез Господа нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/vopros/levit-11-8-mozhn...

257. Пророки возвещали людям не свою волю, но волю Божию (Из жизни св. пророка Исаии. Чет. Мин. мая 9) Св. апостол Петр о пророках говорит: «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» ( 2Пет.1:21 ). Как понимать эти слова апостола? Нужно понимать в смысле, что пророки не по своей воле ходили с проповедью к людям, но посылаемы были к ним Богом; не от себя пророчествовали, но от Бога; не свою волю, наконец, возвещали людям, но волю Божию. Из чего же, скажете, это видно? На это ответим вам, что сие видно из следующего. Пророк Исаия был призван к пророческому служению так. Господь явился Исаии на высоком и превознесенном Престоле, окруженный Серафимами, которые пели: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». Исаия воскликнул: «Горе мне! погиб я! ...Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа». Тогда один из Серафимов, по повелению Божию, взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, прикоснулся углем к устам Исаии и сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен». Затем Исаия услышал голос Господа: «Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?» Исаия ответил: «Вот я, пошли меня». Господь сказал ему: «Пойди». Призвание пророка Иезекииля произошло при следующих обстоятельствах. Однажды Господь показал ему славу Свою в видении, которое Иезекииль описывает следующими словами: «Я видел, – говорит он, – от севера [шло] великое облако... и сияние вокруг него; ...и из средины его было подобие четырех животных, – и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица: [человека, льва, тельца и орла], и у каждого из них четыре крыла. Животные горели, как лампады. Внизу у этих животных по одному колесу, ободья которых полны очей. И животные, и колеса согласно двигались туда, куда Дух влек их. Над головами животных свод; над сводом престол, а на престоле Кто-то с виду как бы человек. Таков был вид славы Иеговы. И сказал мне Сидящий на престоле: «Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным... Ты не бойся их... но говори им слова Мои, будут ли... не будут ли слушать».

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Апостол Петр задумался об этом видении. Закон Моисеев делил животных на чистых и нечистых и запрещал употреблять в пищу нечистых животных. Это установление напоминало об отделенности избранного Богом народа от всех прочих. Даже входить в дом к язычнику иудею было запрещено. Бог сохранял народ израильский от развращающего влияния язычества, потому что из этого народа, из потомков Авраама, должен был произойти Спаситель мира — Христос. Но теперь, когда Христос явился и пролил на Кресте кровь за всех, Бог призывает в Свой народ всех людей, а не только потомков Авраама. Для крещения первых неиудеев, ищущих спасения, и был избран апостол Петр. Когда посланные от Корнилия разыскали Петра, Святой Дух прямо указал ему идти с ними и не сомневаться. Крещение сотника Корнилия. XII век, церковь Св. Варфоломея, Льеж, Бельгия      Петр отправился в путь, и на следующий день он и несколько его спутников-христиан вместе со слугами Корнилия прибыли в Кесарию. Корнилий созвал родственников и близких друзей и ожидал их в своем доме. Петр обратился к собравшимся с проповедью. Он рассказывал об Иисусе Христе, о Его жизни и чудесах, о Его распятии и воскресении, о том, что Он придет вновь судить живых и мертвых и что всякий верующий в Него получит прощение грехов. Внезапно во время апостольской проповеди на всех слушавших его сошел Святой Дух. Повторилось то, что случилось с апостолами в день Пятидесятницы — уверовавшие во Христа по проповеди апостола Петра получили дар говорить на различных языках и славить Бога. Апостол Петр велел им принять крещение и пробыть у него еще несколько дней. Не все христиане в Иерусалиме смогли сразу принять, что к Церкви Христовой присоединились неиудеи, но апостол Петр рассказал им о том, что Бог повелел благовествовать язычникам и о чуде, свидетелем которого он стал. И некоторые из христиан, которые были вынуждены покинуть Иерусалим после убийства Стефана, обратили свою проповедь к язычникам. Многие встречали эту проповедь с радостью и вниманием и обращались ко Христу. Вскоре в городе Антиохии образовалась целая община христиан, в которую входило множество уверовавших во Христа язычников. В то время Антиохия Великая была центром всего Востока и третьим по величине городом в Римской империи (после Рима и Александрии). Узнав о Церкви в Антиохии, апостолы и иерусалимские христиане послали туда для наставления и укрепления мудрого и доброго человека по имени Варнава, а он позвал с собой Савла.

http://pravoslavie.ru/104478.html

– Как объяснить существование в осадочной толще окаменелых деревьев, пересекающих несколько различных осадочных слоев? – Почему карбонатные осадочные породы имеют белый цвет и практически лишены примесей в том их количестве, какое должно было бы накопиться при постепенном высаждении этих пород на протяжении миллионов лет? Со временем количество подобных вопросов лишь прибавляется, и все большее число специалистов возвращается на позиции ранее общепринятой теории потопного происхождения осадочных отложений Земли, угольных пластов и ископаемых окаменелостей. Ковчег Однако в результате Потопа полного уничтожения жизни не произошло. Согласно Библии, вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа. И [из птиц чистых и из птиц нечистых, и] из скотов чистых, и из скотов нечистых, [и из зверей] и из всех пресмыкающихся по земле по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег ( Быт. 7, 7–9 ). Возможно ли такое? Что представлял собой ковчег? Какое количество животных он мог вместить? Сколько животных необходимо было взять на ковчег? Библия описывает конструкцию ковчега следующим образом: Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; широта его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье] ( Быт. 6, 14–16 ). Таким образом, ковчег (на современном русском языке это слово означает просто «ящик» или «шкатулка») являлся крупным трехпалубным судном с габаритными размерами около 150x25x15 метров. Водоизмещение лишь наполовину погруженного в воду ковчега составляло около 20 тысяч тонн. Такое же водоизмещение имеют теплоходы «Иван Франко», «Александр Пушкин», «Тарас Шевченко» и «Шота Руставели». Он практически не имел аналога до появления современных цельнометаллических судов. Однако вызывает удивление факт, что соотношение длины и ширины ковчега имеет ныне широко известное значение 6/1, обеспечивающее судну оптимальные ходовые качества в дрейфе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

«Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом» ( Притч. 30, 8 ). Хорошенько берегите себя. Не полагайтесь на свое мастерство. Не вкладывайте все ваши заботы и попечения в рукоделье и чувственные вещи этого мира, ибо станете тогда ненавистны Богу и нечисты [в очах Его], как говорит премудрый Нил. Этот святой, аллегорически толкуя то место в Писании, где Бог говорит о нечистых животных: «Из всех зверей четвероногих те, которые ходят на лапах... и все ходящие на четырех ногах, и многоножных из животных пресмыкающихся по земле... нечисты для вас» ( Лев.11:27,42 ), далее он отмечает, что ходящие на лапах – это те, кто возлагает надежду на свои руки и мастерство; тот, кто ходит на четырех ногах, – это прилепившийся умом к чувственным вещам, а многоножные – те, кто держится за чувственное, обнимая его всеми частями своего тела: «Ходит же на руках, кто на них опирается и на них возлагает всю надежду; ходит на четырех, кто, предавшись делам чувственным, ими занимает непрестанно владычественный ум, а многоножен, кто отовсюду окружен телесным» (Слово подвижническое. Гл. 14). Сирах тоже обличает ремесленников за то, что те руководствуются во всем, полагаясь на силу и ловкость своих рук: «Все они надеются на свои руки, и каждый умудряется в своем деле» ( Сир.38:36 ). Мастера поступают нечестиво, полагаясь только на свои руки Ну и где теперь эти безумные ремесленники, которые, полностью полагаясь на свои руки, довольно часто подносят их к устам, целуют и перед всеми хвастаются, приговаривая: «Пусть всегда мои руки будут здоровы. Ведь они кормят меня и обеспечивают мое благополучие». О, как это скверно и безумно! Кто так поступает, тот показывает, что служит и поклоняется не Богу, а самому себе и своим рукам. Таким образом они чтят не Бога и Христа, а человека и его руки. Это сущее нечестие и величайший грех ! Потому Иов считает себя проклятым в том случае, если бы дерзнул поступить подобным образом: «Целовали ли уста мои руку мою? Это также было бы преступление, подлежащее суду, потому что я отрекся бы от Бога Всевышнего» ( Иов.31:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

О мертвом теле человека, как мы уже говорили выше, можно сказать то, что написал Апостол коринфянам: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). Вот что значит прикоснуться к трупу человека, ибо тот, кто предлагает себя сотрапезником, кто некогда был человеком во Христе, теперь снова стал мертвым во грехе. Потому и вдовицу, о которой Апостол говорит: «Сластолюбивая заживо умерла» ( 1Тим.5:6 ), можно считать человеческим трупом. Но должно нам также рассмотреть трупы животных, которые могут оказаться в Церкви. Если кто-то из неискушенных последует за теми, которые не привносят в нее никакого знания, ибо валяются в мерзости греха, или дотронется до них, как мы объяснили выше, значит, он прикоснулся к трупам животных. А о том, что в Церкви есть животные, послушай, что сказано в Псалтири: «Человеков и скотов хранишь Ты, Господи» ( Пс.35:7 ). Те, которые исследуют слово Божье и разумное устроение, названы человеками; те же, кто живут, не обременяя себя подобным изучением, и не упражняются в таком познании, но при этом все же верные, именуются животными, хотя, впрочем, чистыми. И как одни суть люди Божьи, так другие – овцы Божьи. Написано, что Моисей был не овца Божья, но «человек Божий» ( Втор.33:1 ). И Илия был не овца Божья, но человек Божий; ибо сам он говорит: «Если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя и твой пятидесяток» ( 4Цар.1:10 ). А хочешь услышать об овцах Божьих? Сказано через пророка: «Вы – овцы Мои, овцы паствы Моей, говорит Господь Бог» ( Иез.34:31 ). И еще Господь говорит в Евангелии: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» ( Ин.10:27 ). Я не думаю, что Он сказал бы о людях: «Люди Мои слушаются голоса Моего». «Кто имеет уши слышать, да слышит» ( Мф.11:15 ), но овцы слышат Его голос, а люди слышат Его слово. Таким образом, они – чистые животные благодаря Христу, но «трупы» вследствие греха. И если кто дотронется до них, иными словами, будет подражать им во грехе, то станет нечист. И если кто дотронется до трупа человека, то есть до того, кто сначала живет по разуму и совершенствуется в слове Божьем, а после впадает в грех, и если кто следует за ним или ему подражает, тот прикасается «к мертвому телу» и становится нечист.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

О пострадавших за иконопочитание Иез.6:4–5 . «И жертвенники ваши будут опустошены, столбы ваши в честь солнца будут разбиты, и повергну убитых ваших перед идолами вашими. И положу трупы сынов Израилевых перед идолами их, и рассыплю кости ваши вокруг жертвенников ваших». Объясн. Здесь говорится не об изображениях на святых иконах и их поклонниках, а о «жертвенниках и столбах в честь солнца», об «идолах» и поклонниках их. Применять эти слова к защитникам иконопочитания, святым мученикам, значит искажать смысл Писания: 2Пет.3:16 . Пострадавших за иконопочитание должно сравнивать со сражавшимися за «святыню» Маккавеями: 1Мак.3:58–59:9:17–18 , а павших идолопоклонников, описанных у Иезекииля, должно сравнивать с казнёнными чтителями золотого тельца «по слову Моисея»: Исх.32:19:27, 28 . Иез.8:10–12 . «И вышел я, и вижу, и вот всякие изображения пресмыкающихся и нечистых животных и всякие идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом... И сказал мне: видишь ли сын человеческий, что делают старейшины дома Израилева в темноте, каждый в расписанной своей комнате? ибо говорят: «не видит нас Господь, оставил Господь землю сию». Объясн. Применение этих слов к священным изображениям на стенах православных храмов настолько же неосновательно, насколько оно неосновательно было бы к храму, построенному Соломоном: 3Цар.6:23:35, 8:11 , а также к храму, виденному самим Иезекиилем: Иез.41:17–19:25 . В этом месте устами пророка Иезекииля Господь осуждает чествование «идолов» и «нечистых животных», которое «старейшины дома Израилева» производили в языческих храмах и думали, что ничего этого «не видит Господь». Православные ни от кого не скрываются с изображениями истинного Бога, напротив, история нам показывает целый сонм мучеников, просиявших открытым подвигом защиты иконопочитания. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу об иконопочитании Исх.25:18 . И сделай из золота двух херувимов, чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки. (Ср. Исх.26:1 ; 3Цар.6:23 ; 2Пар.3:7 и др.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010