В личном деле имеется рекомендация архиепископа Иркутского Вениамина (Новицкого) от 13 июня 1958 года на поступавшего в МДС Анатолия Просвирнина на имя ректора МДС протоиерея Константина Ружицкого 6 . Приложена также справка настоятеля Знаменского собора г. Иркутска о том, что А. Просвирнин проходил иподиаконское служение в этом соборе. Имеются справка о состоянии здоровья, аттестат зрелости, полученный в 1957 г., а также справка о крещении 14 мая 1945 г. из Омского кафедрального собора. В деле имеется также автобиография А. Просвирнина, написанная перед поступлением в МДС. Из документа следует, что решающую роль в судьбе архимандрита Иннокентия сыграл архиепископ Вениамин (Новицкий), иподиаконом которого он был с 1950 года, т.е. с 9-летнего возраста. В феврале 1958 года Анатолий переехал вместе с архиепископом Вениамином в Иркутск и с тех пор жил отдельно от семьи. В прошении о допущении к вступительным экзаменам (июнь 1958 г.) 18-летний юноша писал об имеющемся у него «твердом и непринужденном желании посвятить свою жизнь служению Церкви». Из прошения следует, что он просил зачислить его в третий класс. В августе 1958 года он приехал в Семинарию и в сентябре сдал экзамены для поступления в 3 класс Семинарии, однако был зачислен во второй класс, т.к. экзамены успел сдать не все. Первый год обучения он закончил по первому разряду 7 . В справке, датированной 28 сентября 1959 г., иеромонах Питирим (Нечаев) , будущий митрополит (1926–2003), а тогда инспектор МДС, оценивал успеваемость студента 3 класса А. Просвирнина как хорошую, а дисциплину как отличную. Митрополит Питирим признался как-то в разговоре с Н.Н. Лисовым (1946–2019), что в МДАиС за 30 лет преподавания имел только одного талантливого ученика, которым был Анатолий Просвирнин 8 . В октябре 1959 г., согласно справке, подписанной заведующим канцелярией С. Волковым, А. Просвирнин был отчислен из состава учащихся в связи с призывом в армию. Следующий документ датирован 5 июля 1962 г. – это прошение А. Просвирнина о восстановлении в 3-м классе МДС. На конверте помечен номер воинской части военно-воздушных сил, расположенной в Баку. Прибыть в Лавру А. Просвирнин смог только в декабре 1962 г., т.к. был демобилизован только в этом месяце, что следует из прошения на имя ректора, поданного 15 декабря 1962 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

— А какого проекта не хватает сегодня на детском телевидении? — Разных детских шоу много, но чего-то схожего по масштабу и по идее с «Утренней звездой» явно не хватает. Потому что именно некоммерческий характер нашей программы, большие творческие возможности, которые она давала,— все это позволяло реально отвлечь от ребят от улиц и подворотни. Я стараюсь быть в курсе судеб участников: многие стали действительно достойными людьми, многие до сих пор общаются и переписываются с другими участниками, у них прекрасные семьи, прекрасные дети. — То есть Вы считаете, что и сегодня главная угроза для молодого поколения исходит от улицы? — Понимаете, мы много говорим о том, что молодые люди должны отказаться от алкоголя, от наркотиков. Сейчас мы реализуем проект «Общее дело», выступаем за строительство спортивных площадок. Однако ведь зачастую эти нововозведенные спортплощадки простаивают. Проблема здесь вот в чем: призывая молодежь отказаться от чего-либо, мы должны предложить ей что-то взамен. Я много езжу по стране, и мне больно смотреть на заброшенные деревни: стоят остатки домов, живет одна старушка, все уехали в город. А справиться с городом молодому человеку сегодня очень и очень трудно. Мы должны как-то помочь молодежи. Как именно? Это вопрос сложный, и потребуется немало времени для поиска ответа на него. Но не замечать проблемы просто нельзя — от ее решения зависит наше будущее. Питирим (Нечаев) (1926—2003) — митрополит Волоколамский и Юрьевский. С 1963 по 1994 год возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. — Ред. Фото Владимира ЕШТОКИНА Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах " Фомы " (Живой Журнал). Регистрация не требуется. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также

http://foma.ru/yurij-nikolaev-lyudej-pod...

Митрополит Питирим (Нечаев; 8.01.1926–4.11.2003) Владыка Питирим Родители владыки Питирима Костя Нечаев. Начало 1930-х гг. Семья Нечаевых Протоиерей Владимир Андреевич Нечаев Костя Нечаев (в центре) с мамой, сестрами и племянниками. 1936 г. Константин Нечаев — преподаватель Московской духовной академии. 1952 г. Иподиаконы святейшего патриарха Алексия Священник Константин Нечаев. 1954 г. С братией Троице-Сергиевой лавры С преподавателями и учащимися МДАиС Архиерейская хиротония епископа Иринея (Зуземиль) Архиепископ Питирим. 1971 г. Проскомидия. Алтарь храма Воскресения Словущего Водосвятный молебен После Рождественской службы На молебне Христос Воскресе! Богослужение в Введенском храме села Спирово. 25 мая 1965 г. Разговор по секрету Беседа с прихожанками Возвращение после службы Беседа с настоятелем Сретенского храма села Пески протоиереем Ювеналием Церериным. 1976 г. Беседа С прихожанами Покровской церкви, г. Волоколамск Архиепископ Питирим после возложения венков 28 героям-панфиловцам Монастырь преподобного Иосифа Волоцкого Обсуждение плана восстановления Иосифо-Волоколамского монастыря. Начало 1990-х гг. Митрополит Питирим — игумен и наместник ставропигиального Иосифо-Волоколамского монастыря. 2001 г. Успенский собор Новодевичьего монастыря В минуту отдыха Епископ Антоний (Блум) в Издательском отделе. 1970-е гг. Редакторские будни Редакторские будни Редакторские будни В домовом храме Издательского отдела Московского Патриархата во имя преподобного Иосифа Волоцкого В домовом храме Издательского отдела Московского Патриархата во имя преподобного Иосифа Волоцкого Обсуждение плана работы Издательского отдела по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 1986 г. Встреча с журналистами в Советском фонде культуры. Май 1988 г. Рабочая встреча Международного фонда «За выживание и развитие человечества» Митрополит Питирим (Нечаев) Встреча в Московском государственном университете. 1990 г. В Центре управления космическими полетами Встреча с молодежью Германии. Ганновер. Октябрь 1983 г. На Рождественской елке в Издательском отделе С курсантами Гуманитарной академии ВС РФ. 28 мая 1994 г. В Пюхтицком монастыре «Беседа» Митрополит Питирим и протоиерей Николай Гурьянов. 1999 г. После панихиды по И. С. Шмелеву. Донской монастырь. 30 мая 2000 г. Схождение Благодатного огня. Великая Суббота. Иерусалим. 2003 г. Пасха Христова. Храм Христа Спасителя. 27 апреля 2003 г. Архипастырское благословение

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery87....

Питирим, митрополит (Нечаев Константин Владимирович) Дата рождения: 8 января 1926 г. Дата смерти: 4 ноября 2003 г. Дата хиротонии: 23 мая 1963 г. Дата пострига: 13 апреля 1959 г. Страна: Россия Биография: Константин Владимирович Нечаев родился 8 января 1926 г. в г. Мичуринске Тамбовской области в семье священника. После окончания средней школы в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта. С 1945 г. исполнял послушание иподиакона Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I . В 1947 г. поступил в Московский православный институт, позже преобразованный в Московскую духовную академию и семинарию . В 1951 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 г. преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА. 15 февраля 1952 г. рукоположен в сан диакона. В 1953 г. получил звание доцента. 4 декабря 1954 г. рукоположен в сан иерея. 13 апреля 1959 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество. 8 октября 1959 г. возведен в сан архимандрита, назначен инспектором Московских духовных школ. 2 января 1962 г. назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии» . 23 мая 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела Московской Патриархии. В 1964-1965 гг. временно управлял Смоленской епархией . В 1971 г. возведен в сан архиепископа, 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский». В 1987 г. назначен председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». 17 марта 1989 г. избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики. 13 сентября 1989 г. назначен членом комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати. 3 декабря 1994 г. в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский Совет освобожден от должности его председателя. 27 декабря 1994 г. освобожден от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Скончался 4 ноября 2003 г. Похоронен на Даниловском кладбище Москвы, рядом с могилами родителей и родственников. Был награжден орденами св. равноап. кн. Владимира I и II ст., прп. Сергия Радонежского I ст., св. блгв. кн. Даниила Московского II ст., государственными орденами Дружбы народов, Почета. Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245358...

митрополит Питирим (Нечаев) (08.01.1926–04.11.2003) Беседы и проповеди История Русской Православной Церкви Религиозно-философские труды Сборники митрополит Питирим (Нечаев) Митрополит Волоколамский и Юрьевский. Ученый, богослов, проповедник, специалист по церковной истории и церковному искусству, профессор МДА, клирик храма Воскресения Словущего. Более тридцати лет возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии.  Биография  В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты. В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование. В 1951 году Константин Нечаев окончил академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951 по 1953 год он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Питирим (Нечаев)» . Составитель О.Л. Рожнева . Митрополит Питирим (Нечаев)/Сост. О .Л. Рожнева. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2016. — 144 с.      Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев; 1926–2003) — один из наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви, который брал на себя тяжелейший груз стояния за Церковь в богоборческом государстве. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Несомненно, что расцвет церковной жизни в нашей стране подготовили такие люди, как он. Эта книга познакомит читателя с жизнью, служением и наследием владыки. В семье Нечаевых росли одиннадцать детей, среди которых Константин (будущий владыка Питирим) был младшим. Его детские впечатления были связаны с обысками, с визитами налоговых инспекторов и арестами отца. Отца Владимира арестовывали несколько раз. Первый раз — в двадцатые годы, во время обновленческого раскола, потом, уже на памяти владыки, в 1930 году. Он запомнил, что пришли за отцом ночью, и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, Костя твердо решил, что станет священником, как папа, но при этом еще и монахом, так как ему не хотелось подвергать опасности близких и заставлять их переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи. В 1941 году Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, но с началом войны занятия прервались. В 1943 году Константин продолжил занятия, но в 1954 году началась практическая церковная работа, которая занимала все время. Но музыку владыка любил всю жизнь, играл на виолончели и даже основал в начале пятидесятых в духовных школах смычковый ансамбль из двадцати двух человек, причем сам покупал инструменты. В 1943 году он поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Когда при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы (преобразованные в 1946 году в Московскую духовную академию и семинарию), Константин решил получить богословское образование.

http://pravoslavie.ru/97075.html

Подпишитесь на наш Телеграм Митрополит Питирим (Нечаев) (1926–2003) 4 ноября — 20 лет со дня кончины митрополита Питирима (Нечаева) . Митрополит Питирим с 1963 по 1994 год возглавлял издательский отдел Московской патриархии, 1980-х годах считался одним из наиболее влиятельных иерархов Русской Православной Церкви. Кроме того, владыка Питирим был незаурядным проповедником. Вашему вниманию — проповедь митрополита Питирима после чтения акафиста перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших». Все мы знаем, братья и сестры, что любимейшим богослужением нашего православного народа является пение акафиста. И действительно: каждое слово ложится в душу, потому что перечисляются многие и многие стороны — и в основном печальные стороны — нашей жизни, с прошением о том, чтобы Царица Небесная или угодник Божий по милости Божией даровал избавление от этих бед. Но я хочу сказать другое: о некоей тайне нашей духовной жизни, о которой мы просто не думаем: знаем, но забываем в той постоянной суете, которая окружает нас повседневно и глубоко укоренилась в нашем духе. Это учение о нашей церковной, православной радости. Не случайно акафист наполнен этим воззванием: «Радуйся! Радуйся! Радуйся!» А между тем другие строки говорят и о скорбных обстояниях, и о неверности друзей, и о смерти, похищающей близких, и о болезнях, и о нужде, и о переживаниях, и о грехах говорится наших, — и тем не менее всякий раз повторяется общее для всех слово «Радуйся!» Чему же мы радуемся, братья и сестры, и от чего скорбим? Ведь послушайте внимательно, как мы начинаем пение акафиста? «Взбранной Воеводе, яко избавльшеся от злых, благодарственное пение приносим Тебе, Богородице. Ты же, яко имущая державу непобедимую, от всяких бед и скорбных обстояний свободи нас, зовущих…» Ибо к Ней, как к Воеводе непобедимой, Воеводе всегда побеждающей мы обращаем эти радостные божественные гимны. А вспомним слова Господа Иисуса Христа, Который сказал Своим ученикам в канун Своих крестных страданий: «Вы будете печальны, а мир обрадуется» , — имея в виду крестные страдания и позорную смерть, рассеяние учеников, погребение Пречистого Тела Господа.

http://blog.predanie.ru/article/mitropol...

Сменив митрополита Николая (Ярушевича) на посту главного посредника между Церковью и государством, владыка Никодим продолжил курс на поддержку внешней политики советского государства, однако участие Церкви в такого рода деятельности искусно использовал для ее защиты от новых гонений. Так, он сумел доказать властям, что для поддержания международного престижа Русской Православной Церкви ей нужны духовные школы (ранее планировалось их закрытие), а также молодые, грамотные епископы (прежде было указание не рукополагать новых епископов). Высокопреосвященный Никодим был человеком больших знаний во всех сферах религиозной мысли. Любовь митрополита к богослужению проявлялась в церковном гимнотворчестве, которым он постоянно занимался, несмотря на всю свою занятость (им были составлены служба святому Иоанну Русскому, святой Тавифе, святому равноапостольному Николаю, архиепископу Японскому, Собору Ярославских святых и др.). Митрополит Питирим (Нечаев) (1963-1994) 14 мая 1963 года было удовлетворено прошение митрополита Никодима об освобождении от должности председателя Издательского отдела ввиду большого объема работы в ОВЦС. Отдел возглавил инспектор Московских духовных академии и семинарии, занимавший со 2 января 1962 года также должность ответственного редактора «Журнала Московской Патриархии», архимандрит Питирим (Нечаев ; впоследствии митрополит Волоколамский и Юрьевский). Основным делом жизни митрополита Питирима (1926-2003) стало более чем тридцатилетнее руководство Издательским отделом Московского Патриархата, который при владыке Питириме поднялся на небывалый уровень. Но помимо издательского дела, к которому призвало архиерея Священноначалие, владыка запомнился всем и как Пастырь с большой буквы, поскольку окормлял и сотрудников синодального учреждения, воспитав из них ряд священнослужителей, в том числе и архиереев, и прихожан храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, его кафедрального храма, и иноков Иосифо-Волоцкого монастыря, также находившегося под его управлением, и многих представителей творческой интеллигенции, и студентов как церковного (Московская духовная академия), так и светского (Московский государственный университет путей сообщения) учебных заведений. Наконец, владыка Питирим был среди тех деятелей, которые стояли у истоков возрождения церковного окормления Вооруженных сил и духовно-патриотической работы с молодежью.

http://patriarchia.ru/db/text/5858834.ht...

Питирим (Крылов Порфирий Семенович; 1895–1937), архиепископ. До 1928 г. несколько раз арестовывался. В 1928 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. С 1929 г. епископ Орехово-Зуевский, с 1931 г. епископ Дмитровский. С 1932 г. архиепископ. В 1932–1933 гг. управляющий делами Временного Патриаршего Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1936 г. архиепископ Великоустюжский и Усть-Вымский. Расстрелян. Питирим (Ладыгин (Лодыгин) Потапий Федорович, в схиме Петр; 1866–1957), епископ. В 1925 г. хиротонисан епископом Андреем (Ухтомским) во епископа Уфимского и Нижегородского. В 1926 г. арестован. В 1928 г. принял схиму с именем Петр. В 1928 г. арестован, до 1933 г. в заключении. В 1937 г. арестован, выслан в Среднюю Азию. В 1945 г. арестован, приговорен к 5 годам ссылки. В 1949–1951 гг. скрывался в Белоруссии и на Кубани, затем 7 лет в горах, после обнаружения властями был заключен под домашний арест в г. Глазове, где и скончался. Питирим (Нечаев Константин Владимирович; 1926–2003), митрополит Волокаламский и Юрьевский. В 1963–1994 гг. возглавлял Издательский отдел Московской Патриархии. Питирим (Свиридов Петр Петрович; 1887–1963), митрополит. С 1915 г. священник Тамбовской епархии. В 1941 г. хиротонисан во епископа Куйбышевского и Сызранского; с 1942 г. епископ Калужский и Боровский; с 1943 г. епископ Курский и Белгородский; с 1945 г. архиепископ; с 1947 г. архиепископ Минский и Белорусский; с 1955 г. митрополит Пинский; с 1959 г. митрополит Ленинградский и Ладожский; с 1960 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. Платон (Рождественский Порфирий Федорович; 1866–1934), митрополит. В 1902 г. хиротонисан во епископа. В 1907 г. депутат II Государственной Думы. С 1907 г. архиепископ Алеутский и Североамериканский, с 1914 г. архиепископ Кишиневский и Хотинский; с 1915 г. Экзарх Грузии. С 1917 г. митрополит. С 1918 г. митрополит Херсонский и Одесский. В 1920 г. эмигрировал в Северную Америку. В 1922 г. Американский церковный собор утвердил его митрополитом всея Америки и Канады. В 1923 г. назначен св. Патриархом Тихоном управляющим Североамериканской епархией. В 1933 г. запрещен митрополитом Сергием (Страгородским) в священнослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

– Так сложилось, что владыка Василий при архиерейской хиротонии, 50-летие которой отмечалось в июне этого года, был наречен титулом Волоколамский. В последние времена его носили такие маститые иерархи Русской Церкви , как митрополит Арсений (Стадницкий, 1862 –1936), священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский, 1876 –1937), митрополит Питирим (Нечаев, 1926 –2003). Ныне этот титул носит председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион. – Я верю в символы. Ваши слова напоминает о, конечно же, не случайном совпадении. С архиепископом Волоколамским Иларионом мне посчастливилось несколько раз встречаться, впервые – в Брюсселе, на конференции в связи с 20-летием кончины архиепископа Василия, где владыка Иларион, сам уже известный патролог, выступил с сообщением о монографии владыки Василия о Симеоне Новом Богослове. Свое образование владыка Иларион довершил в Оксфордском университете. Здесь же, после Афона, был и первый приход иеромонаха Василия (Кривошеина). Символы преемственности очевидны. – Вы являетесь одним из основателей движения за Поместное Православие русской традиции в Западной Европе . Каковы цели и перспективы этого объединения? – Движение за Поместное Православие русской традиции (ОЛТР) образовалось во Франции как ответ на послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 1 апреля 2003 года. В нем участвуют прихожане трех русских православных юрисдикций, существующих в Западной Европе. Вскоре после кончины архиепископа Евкарпийского Сергия (Коновалова; 1941–2003) главой архиепископии приходов русской традиции в Западной Европе Константинопольского Патриархата был избран архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер). В письме патриарха Алексия предлагалось создание единой православной митрополии в Западной Европе. Это церковное образование объединяло бы все приходы русской традиции и находилось бы в каноническом общении с Русской Православной Церковью. Вскоре после избрания владыки Гавриила в его окружении сложилась группа яростных противников принципа единой митрополии. Один из них пошел на то, что на первом же «круглом столе» ОЛТР открыто заявил, что «Русская Церковь больна». Когда осенью 2007 года патриарх Алексий II посетил Францию, он оказался первым православным предстоятелем, которого не пригласили в собор святого Александра Невского на рю Дарю. Что можно к этому добавить?

http://pravoslavie.ru/31254.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010