Напрасно кто-нибудь стал бы обличать подражателей Манассии и вразумлять: они ненавидят обличителей и были бы готовы поступить с ними с жестокостью Манассии в отношении к Исайе, были бы готовы сжить их со свету, если бы их не удерживал от этого страх земного суда и наказания. Но бедствия смирили Манассию, и он раскаялся. Душа, подражающая Манассии в нечестии, поревнуй и его покаянию, стяжи умиление, которым он умилостивил Господа. Знай, что если не раскаешься – не минуешь гнева Божия. Быть может, не будешь наказана здесь, ибо и нечестивые нередко благополучно доживают до смерти и умирают спокойно; но не обольщай себя надеждой на безнаказанность в жизни будущей. Если не благодарность к Господу, щадящему тебя доселе и долготерпеливо ожидающему от тебя покаяния, по крайней мере страх будущего неумытного Суда Его пусть остановит тебя на пути нечестия. Приди в себя и исповедуй пред Господом вины твои словами Манассии: «Согрешил я, Господи, паче числа песка морского (осквернив себя множеством всякого рода грехопадений и повторением их несчетное число раз). Многочисленны беззакония мои, Господи, и я недостоин взирать на высоту небесную от множества неправд моих (воспоминание о них повергает меня в стыд пред Тобою, и я невольно опускаю глаза мои, как безответный пред Тобою грешник). Но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, не погуби меня с беззакониями моими, не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты – Бог кающихся и на мне яви милость Твою, а я буду прославлять Тебя во все дни жизни моей». С этой покаянной молитвой соединяй ревность об очищении себя от нечестия. Иной говорит: «Согрешил паче числа песка морского», – но ни одной песчинки греховной не хочет выбросить из своей души. Не подражай таким. Не только избегай прежних грехов, но приноси плоды покаяния, твори противоположные грехам добродетели. Манассия искренность своего покаяния засвидетельствовал тем, что старался уничтожить следы своего нечестия, соблазн, произведенный им между подданными. Старайся и ты не только о твоем спасении, но и о спасении ближних, соблазненных твоим нечестием, увлеченных твоими гнилыми речами и твоим злым примером, чтобы не отвечать тебе на том свете не за одни свои грехи, но и за чужие.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для чего требовалось такое самоуничижение? Для того, чтобы этим подвигом умилостивить правосудие Божие, избавить нас от гнева Божия, который мы заслужили нашими винами пред Богом, преступив в лице наших прародителей Его заповедь и умножая нашу виновность пред Ним личными грехами, личным противлением Его святой воле. Никому из нас не миновать бы вечной погибели, если бы не явился ходатаем за нас Сын Божий, если бы Он на одного Себя не принял ответственности за наши вины и если бы для этого Он, будучи Богом, не умалил Себя, не принял образ раба, не сделался подобным нам Человеком, если бы не смирил Себя, быв послушлив до смерти, и смерти Крестной ( Флп.2:7–8 ). Эта жертва самоуничижения и самоотвержения была совершенно достаточна для умилостивления Бога, ибо принесена была за нас не простым и не грешным человеком, но Богочеловеком, Богом и в то же время Человеком безгрешным. Чем воздадим нашему Искупителю, проявившему столь спасительное для нас снисхождение? Чем иным, как не заботами о том, чтобы в нашей жизни отражался образ и подобие Его снисхождения к нам? В нас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 ), говорит апостол и указывает на Его смирение и послушание до смерти Крестной. Какими же именно чувствованиями и расположениями мы должны одушевляться, взирая на образ снисхождения Христова? Это объясняет апостол, сказав перед приведенным изречением: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп.2:3–4 ). Это значит, что как Христос из любви к людям принял для их спасения самое уничиженное состояние, так и мы, следуя Его примеру, не должны ставить высоко самих себя перед ближними, какими бы преимуществами физическими, житейскими и духовными ни отличались от них. Мы должны помнить, что эти преимущества слишком ничтожны в сравнении с Божеской славой, которую наш Спаситель скрыл под внешностью раба для нашего спасения, и что они – дар милости Божией. Дарами же Божиими грешно превозноситься, за них должно только благодарить Бога и употреблять их во славу Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Поучение в праздник Рождества Богородицы, 8 сентября Блажени слышащий слово Божие и хранящий е ( Лк. 11:28 ). Сии слова Господа Иисуса Христа служат ответом на восторженное восклицание одной женщины, обращенное к Нему: «блаженно чрево, носившее тебя, и сосцы, тебя питавшие». Вероятно, она сама была матерью, и потому вполне понимая счастье матери Иисуса, имевшей столь великого Сына, восхвалила Его за Его усладившую ее проповедь не прямо в лице Ему, но в лице Его матери. Соответственна сему и Он ублажает ее словами, имеющими отношение не прямо к ней, но ко всем, подобно ей любящим слово Божие и хранящим оное. Достойными блаженства Он именует не всех любителей слова Божия, но тех, которые любовь свою к Господу Богу выражают не ревностью только к слушанию слова Божия, но хранением его. Дело не в том, чтобы только слухом воспринимать слово Божие, но чтобы хранить его в памяти и сердце и руководствоваться его наставлениями в жизни. Случается, что» иной с любовью и удовольствием слушает или читает слово Божие, но оно производить на него мимолетное впечатление; он увлекается им только в минуты слушания, а потом забывает слышанное, – оно не удерживается надолго ни в памяти, ни в сердце его, и потому не приносит пользы слушателю. Благословенна матерь Господа. Иисуса Христа, рождество которой сегодня празднуем. Мы имеем ясное свидетельство евангельское о том, как она глубоко хранила не только то, что слышала от Него самого, но и то, что говорили о Нем другие во славу Его.. Укажем на два случая в подтверждение сего. В минуту рождения Христа Спасителя, на полях Вифлеемских явились Ангелы и воспели это событие, исповедуя: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение. Слышать эту песнь удостоились Вифлеемские пастыри, и по внушению одного из Ангелов пришли в ту пещеру, где родился Христос. Здесь они увидели Его повитого и лежащего в яслях, и рассказали всем присутствовавшим в пещере о том, чтд им было возвещено о Богомладенце от ангела. Все дивились тому, что рассказывали им пастыри, но о Деве Марии сказано в Евангелии, что она соблюдаше вся глаголы сия, слагают в сердце своем ( Лк.2:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Для чего было попущено такому праведному и благочестивому мужу, как Иов, подвергнуться столь великим бедствиям? Для того, чтобы дать ему возможность засвидетельствовать, что он любит Бога и служит Ему искренне, бескорыстно, и тем посрамить диавола, который обвинял Иова пред Богом, будто он чтит Бога за одни Его милости, за внешние блага, в обилии дарованные ему от Бога, и перестанет чтить Его, когда этих благ у него не станет. Праведный Иов своим поведением при постигших его бедствиях действительно посрамил диавола. Пораженный ими по воле Божией, он продолжал чтить Бога, как прежде. Быстрый переход от благополучия к злополучию не только не поколебал в нем верности к Господу, но и вызвал из уст его благословение: буди имя Господне благословено во веки, и когда его жена советовала ему отречься от Бога и наложить на себя руки для прекращения страданий, он с упреком отвечал ей: вскую яко едина от безумных жен возглаголала еси? Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим? ( Иов.2:10 ). Правда, Иов спустя некоторое время из-за нестерпимых мук проклял день своего рождения, но все же ни разу не похулил Господа, не дерзнул прекратить своих страданий самоубийством и даже выразил надежду на то, что если не в этой жизни Господь помилует его, то в будущей воскресит для блаженства ( Иов.19:25–26 ). Так Иов вел себя во время посланных на него тяжких испытаний, показав нам пример бескорыстной преданности Господу. Спроси себя, христианин, следуешь ли ты или готов ли следовать этому примеру? Можешь ли своим поведением доказать, что чтишь и любишь Бога от всего сердца – не только за то, что Он осыпает тебя земными благами, но и за то, что Он Сам по Себе, как верховное благо, достоин всякой любви и почтения? Если ты чтишь и любишь Господа как только твоего благодетеля, то твоя любовь и преданность Ему не чистая, а корыстная и потому непрочная. Она может продолжаться только до тех пор, покуда продолжаются Его благодеяния, и с их прекращением неминуемо должна иссякнуть. Не доводи себя, душа христианская, до этой опасности и для этого поревнуй стяжать любовь к Господу чистую, возлюби Его так, чтобы ни благоприятные, ни неблагоприятные обстоятельства жизни не могли отвлечь тебя от любви к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Стих 7: Сказа пути своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения своя . Пути и хотения – это предначертания и правила, которые Господь положил в основание Своих отношений к людям и которые Он открыл Моисею и через него избранному народу. Что именно было открыто о них Моисею, на это псалмопевец указывает в следующем стихе и некоторых дальнейших для того, чтобы всякий видел, как человеколюбив Господь. Стих 8: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив . На эти именно Свои свойства Господь обратил внимание Моисея. Моисей просил Бога на горе Синае: Покажи мне славу Твою ( Исх. 33, 18 ). Бог обещал ему исполнить его желание. На другой день Моисей опять был на Синае, и сошел Господь в облаке, и явил ему славу Свою – славу милосердия Своего. Он Сам провозгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, медленный долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода ( Исх. 34, 6–7 ). Какой перевес милосердия над правосудием! Милость Господа простирается в тысячи родов, а действие правосудия ограничивается третьим или четвертым родом. Эти слова Божии к Моисею лежат в основании слов псалмопевца в этом стихе и в дальнейших (9, 10, 11, 17, 18 стихах). Щедр и милостив Господь к верным Ему, долготерпелив и многомилостив к неверным и нечестивым, ожидая их обращения и покаяния. Стих 9: Не до конца прогневается, ниже в век враждует . Милосердный Господь если и гневается на кого, гневается отечески: кающемуся грешнику Он всегда готов возвратить Свою милость и любовь, всегда готов открыть Свои отеческие объятия. Иногда гнев Господа простирается на потомков провинившегося перед Ним человека, но только, как сказано Моисею, до третьего и четвертого рода, причем потомки, невинные в преступлениях своих отцов, через само наследие наказания предостерегаются от подражания их преступлению. Стих 10: Не по беззакониям нашим сотворил есть Нам, ниже по грехам нашим воздал есть нам . Как бы тяжки ни казались нам наказания Божии за преступления, равновесия между теми и другими, в сущности, нет: последние, как действия противления воле Святейшего существа, всегда заслуживают гораздо большего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Падение Петра само по себе, независимо от самонадеянности, было тяжко, ибо состояло в отречении от Христа, – и весьма пагубно, ибо кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими ( Лк.12:9 ), сказал Христос. Спроси себя, грешник, не оскорбляешь ли ты Христа подобным грехом? Не относишься ли ко Христу так же, как и те нечестивцы, которые, по слову апостола, говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни к какому доброму делу ( Тит.1:16 )? Можно ли по твоим делам узнать, что ты верный ученик Христа, неизменно пребываешь в том союзе с Ним, в который вступил в день Крещения, отрекшись в то же время от диавола и всех дел его? Покорен ли ты заповедям Христовым и вместо добрых дел, предписываемых ими, не творишь ли дел, угодных диаволу? Нося имя христианина, не живешь ли по-язычески? Принадлежа к Церкви Христовой, не следуешь ли правилам и обычаям мира, враждебным ее учению и постановлениям? Не готов ли подчас стать на сторону врагов Христа и Его Церкви, выражая сочувствие к их богохульным мнениям и речам если не по внутреннему убеждению, то из человекоугодия и из опасения показаться в их глазах отсталым и невеждой? Если совесть обличит тебя в чем-нибудь подобном, то знай, что ты виновен в грехе отречения Петрова. Быть может, она обличит тебя и в другой вине, не менее тяжкой. Петр отрекся от Христа только устами, а не сердцем: в сердце его не иссякала ни вера во Христа, ни любовь к Нему и преданность. Таков ли ты в отношении к Христу? Укорял Господь некогда израильтян через пророка: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня ( Мф.15:8 ; Ис.29: 13 ). Не заслуживаешь ли и ты упрека в подобном лицемерии в отношении ко Христу? Не чтишь ли Его одними устами и другими внешними знаками, но сердце твое или совсем чуждо веры и любви к Нему, или же ни тепло, ни холодно к Нему? Если действительно таково твое состояние, пойми, как оно пагубно – оно пагубнее отречения Петрова, – и, подобно Петру, оплачь свой грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  h5 Быт.31:4–5 .  Послав же Иаков, призва Лию и Рахиль на поле, идеже бяху стада, и рече им: вижду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне: Бог же отца моего бе со мною. Иаков, получив повеление возвратиться на родину, сообщает о том не Лавану, ибо не надеется получить от него добровольное согласие на удаление от него, а своим женам, чтобы приготовить их к разлуке с отеческим домом. Иаков объявляет им повеление Божие не в доме их отца, а в поле, из опасения, чтобы домашние Лавана как-нибудь не проведали о содержании речей мужа с женами и не воспрепятствовали бегству его, которое предполагалось устроить тайно. Он говорит Лии и Рахили: «выжду аз лице отца вашего, яко несть ко мне, якоже вчера и третияго дне», – т. е. отец ваш смотрит на меня не с прежней благо­склонностью: суровое выражение лица его при встречах и разговорах со мной свидетельствует о его недоброжела­тельстве ко мне и зависти. – «Бог же отца моего бе со мною»: не знаю, чем заслужил немилость отца вашего. Все, что я приобрел, живя у него, приобрел по благословению Господа, Который также ко мне милостив, как милостив к отцу моему. Если по условию с отцом вашим мне досталась в награду значительная часть его имущества, на сие была воля Божия, которой он должен покориться, а не гневаться на меня.   Быт.31:6 . И вы сами весте, яко всею силою моею работах отцу вашему. Иаков внушает своим женам, что обогащение его зна­чительной частью имущества Лаванова есть дело справед­ливости, и в доказательство ссылается на то, что он работал на Лавана со всем усердием и самоотвержением верного слуги, заботясь в первые два седмилетия только о выгодах его и забывая о своих. Впоследствии Иаков, настигнутый в бегстве Лаваном, скажет ему самому: «Двадцать лет я у тебя: овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел. Растерзанного зверем я не носил тебе, – это была моя беда; ты с меня взыскивал, днем ли что пропадало, ночью ли пропадало. Я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон убегал от глаз моих» ( Быт 31,38–40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лeb.XXVI:11 . И поставлю завет Мой в вас, и не возгнушается душа Моя вами. И поставлю завет Мой в вас В чем состоит этот завет, или условия его, видно из следующего стиха 1 . И не возгнушается душа Моя вами. Достойное место для обитания Господа есть общество святых Ангелов, присно творящих волю Его. Но Он не будет гнушаться и обществом людей, недостойных Его милости по грехам своим, но старающихся сохранить верность Ему и Его законам, дорожащих заветом с Ним, хотя по немощи уклоняющихся от исполнения частных требований этого завета. Лeb.XXVI:12 . И похожду в вас, и буду вам Бог , и вы будете Ми людие. И похожду в вас Бог ходил или странствовал вместе с Израильтянами, как их вождь и покровитель, когда в столпе огненном и облачном указывал им путь в пустыне и назначал место для остановки. Но Господь обещается ходить с ними, сопровождать их не только во время странствования их в пустыне, но и по прибытии их в страну Ханаанскую, где будет принимать ближайшее участие в их военных походах против Хананеев, до тех пор пока окончательно не водворить их в ней и Сам с ними не водворится в храме Соломоновом. Но и после сего Господь будет ходить с ними, т-е. постоянно иметь их на особенном Своем попечении, как нянька или пестун непрестанно ходят за детьми, следя за всеми их движениями и действиями. – И буду вам Бог, и вы будете Ми людие Бог, Творец и Промыслитель всего мира, обещается быть Богом преимущественно избранного народа, как вступивший с ним в особый завет и приявший его в особенное Свое попечение. Лeb.XXVI:14–15 . Аще же не послушаете Мене, ниже сотворите повелений Моих сих, но ни покоритеся им, и о судьбах Моих вознегодует душа ваша, яко вам не творити всех заповедий Моих, яко разорити завет Мой: и Аз сотворю сице вам. Вслед за обетованиями наград избранному народу за верность его завету с Господом, Господь изрекает угрозы ему за неверность. В чем состоят эти угрозы, видно будет из дальнейших стихов. Но в подлежащих рассмотрению стихах 14-м и 15-м говорится, в каком именно случае должны постигнуть Евреев угрожающие им бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Случай к произнесению обетования о Таинстве Евхаристии был следующий. Однажды у Тивериадского озера Господь совершил великое чудо: пятью хлебами и двумя рыбами накормил пять тысяч мужей, не считая жен и детей. Это чудо служило знамением того, что Христос пришел напитать алчущих и жаждущих правды, т.е. оправдания перед Богом, – даровать им это оправдание. Народ, бывший свидетелем этого чуда и чудесно насыщенный, не понял этого знамения и неотступно следовал за Иисусом Христом не в чувстве нужды в духовном насыщении, а только лишь желая видеть повторение чуда и получить телесное насыщение. Тогда-то Господь изрек обетование о Таинственной пище: о Своих Теле и Крови. Он сказал Своим слушателям: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын человеческий ( Ин. 6, 27 ), и присовокупил: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6, 51 ). Иудеи стали спорить между собой и говорить: как Он может дать нам есть Плоть Свою? ( Ин. 6, 52 ). Иисус сказал на это в ответ: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни... Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие ( Ин. 6, 53, 55 ). Услышав это, многие, даже и из учеников, постоянно следовавших за Иисусом, сказали: какие странные слова! Кто может это слушать? ( Ин. 6, 60 ). И многие тогда же, не вместив учения Христова о вкушении Плоти и Крови Его, оставили Его. Но постоянные Его спутники, двенадцать апостолов, приняли с верой Его слова и устами апостола Петра исповедали: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни ( Ин. 6, 68 ). И каждый из нас, слыша учение Христа о Таинстве Тела и Крови Его, вслед за апостолами должен покорить свой разум в послушание веры. «Пусть нам непонятно, каким образом хлеб и вино в Таинстве Евхаристии становятся Телом и Кровию Христовой; но чудо любви Божией, являемой в этом Таинстве, не перестает быть чудом оттого, что оно непонятно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Мысль о нравственном характере отношений вытекает также из слов Адама, увидевшего в первый раз жену: «Се ныне кость от костей моих и плоть от плоти моея. Сия наречется жена (иша, то есть мужиня), яко от мужа (иш) взята бысть сия» ( Быт.2:23 ). Ближайшим образом Адам, произнося эти слова, имел в виду физическое единство с женой, от него происшедшую с одинаковой с ним природой и отличающуюся от него только полом; но нельзя не признать, что в то же время он, хоть и не вполне ясно, сознавал обязанность жить с ней душа в душу как, с существом, обладающим одинаковыми духовными человеческими достоинствами, ибо она такой же человек (иша), как и он (иш); сознавал, что он не может отделять интересов своей жизни от ее интересов – не может, например, унизить жены, не унижая себя самого; сознавал, что он должен заботиться о жене, любить ее, как самого себя, ибо «никтоже когда плоть свою возненавиде, но питает и греет ю» ( Еф.5:29 ). Весьма далее знаменательно то, что Бог не только создал Адаму жену, но и привел ее к нему ( Быт.2:22 ). Если Господь не предоставил одному инстинкту соединение мужа и жены, а счел нужным явить Свое непосредственное участие в устроении их супружеских отношений, если Он Сам привел жену к мужу, – то что это значит, как не то, что Господь сообщил особенное благословение и освящение их супружескому союзу? В акте приведения Самим Богом жены к мужу заключается первообраз тех религиозных действий, которыми впоследствии принято освящать брачные союзы. Создание жены от мужа указывает, наконец, на зависимость ее от мужа. По слову апостола, «муж... есть... глава жены» ( 1Кор.11:3 ), и на жене отражается «слава мужа» ( 1Кор.11:7 ), «ибо не муж от жены, но жена от мужа, и не муж создан для жены, но жена для мужа» ( 1Кор.11:8–9 ). Эта зависимость жены от мужа должна была увеличиться после грехопадения. «И той тобою обладати будет» ( Быт.3:16 ), – сказал Господь жене, изрекая ей Свой приговор в наказание за то, что она не только сама преступила заповедь Божию, но и вовлекла в преступление мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010