«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Неупиваемая Чаша «Неупиваемая Чаша» — рассказ Шмелева о крепостном живописце. Глубокое размышление о искусстве и Боге, преодолении греха, спасении и радости, которую оно даёт. Иван Сергеевич Шмелев Неупиваемая чаша Дачники с Ляпуновки и окрестностей любят водить гостей «на самую Ляпуновку». Барышни говорят восторженно: Удивительно романтическое место, все в прошлом! И есть удивительная красавица… одна из Ляпуновых. Целые легенды ходят. Правда: в Ляпуновке все в прошлом. Гости стоят в грустном очаровании на сыроватых берегах огромного полноводного пруда, отражающего зеркально каменную плотину, столетние липы и тишину; слушают кукушку в глубине парка; вглядываются в зеленые камни пристаньки с затонувшей лодкой, наполненной головастиками, и стараются представить себе, как здесь было. Хорошо бы пробраться на островок, где теперь все в малине, а весной поют соловьи в черемуховой чаще; но мостки на островок рухнули на середке, и прогнили под берестой березовые перильца. Кто-нибудь запоет срывающимся тенорком: «Невольно к этим грустным бере-га-ам…» – и его непременно перебьют: – Идем, господа, чай пить! Пьют чай на скотном дворе, в крапиве и лопухах, на выкошенном местечке. Полное запустение – каменные сараи без крыш, в проломы смотрится бузина. – Один бык остался! Смотрят – смеются: на одиноком столбу ворот еще торчит побитая бычья голова. Во флигельке, в два окошечка, живет сторож. Он приносит осколок прошлого – помятый зеленый самовар-вазу и говорит неизменное: «Сливков нету, хоть и скотный двор». На него смеются: всегда распояской, недоуменный, словно что потерял. И жалованья ему пять месяцев не платят. – А господа все судятся?! – подмигивая, удивляется бывалый дачник. Двадцать два года все суд идет. Который барин на польке женился… а тут еще вступились… а Катерина Митревна… наплевать мне, говорит. А без ее нельзя. И опять все смеются, и сараи – каменным пустым брюхом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Закрыть Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Празднование 5/18 мая 18.05.2016 304 Время на чтение 6 минут Избранное и дивное избавление нам даровася - Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша» Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре: «...Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких - беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга " Неупиваемая Чаша " . Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Собой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за " престольной " , и поют радостными голосами, - падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: " Зарекаюсь! " Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи... и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты - залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает " Неупиваемая " . Что к Ней влечет - не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу». В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести - а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Избранное и дивное избавление нам даровася — Твой образ честный, Владычице Богородице, яко избавльшеся явлением его от недугов душевных и телесных, и скорбных обстояний, благодарственная хваления приносим Ти, Всемилостивая Заступнице. Из акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Неупиваемая Чаша» Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» Замечательный бытописатель русского благочестия Иван Сергеевич Шмелев так повествует о чудотворной иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», что объявилась в 1878 году на серпуховской земле, во Владычном монастыре: «…Тянутся по лесным дорогам к монастырю крестьянские подводы. И за сотни верст везут сюда измаявшиеся бабы своих близких — беснующихся, кричащих дикими голосами и порывающихся из-под веревок мужиков звериного образа. Помогает от пьяного недуга “Неупиваемая Чаша”. Смотрят потерявшие человеческий образ на неописуемый лик обезумевшими глазами, не понимая, что и кто Эта, светло взирающая с золотой чашей, радостная и влекущая за Собой, и затихают. А когда несут Ее тихие девушки, в белых платочках, следуя за “престольной”, и поют радостными голосами, — падают под Нее на грязную землю тысячи изболевшихся душою, ищущих радостного утешения. Невидящие воспаленные глаза дико взирают на светлый лик и исступленно кричат подсказанное, просимое: “Зарекаюсь!” Бьются и кричат с проклятиями кликуши, рвут рубахи… и исступленно впиваются в влекущие за собой глаза. Приходят невесты и вешают розовые ленты — залог счастья. Молодые бабы приносят первенцев, и на них радостно взирает “Неупиваемая”. Что к Ней влечет — не скажет никто: не нашли еще слова сказать внутреннее свое. Чую только, что радостное нисходит в душу». В своей чудесной повести под тем же названием Шмелев передал одну из легенд об иконе «Неупиваемая Чаша», согласно которой написал сей образ некий крепостной мастер Илья. Доподлинная же история об этом умалчивает, хотя нынешней своей известностью чудотворная обязана всего более именно этой повести — а главное, своею несомненною благодатною силой исцелять от пьяного недуга.

http://pravoslavie.ru/93399.html

Биографию Шмелева делят обычно на две части – на период жизни в России и жизнь за границей. И в самом деле, большие перемены в жизни писателя, в его умонастроениях и манере письма претерпели изменения после революции, а в особенности после страшных событий периода гражданской войны. Когда расстреляли его сына, в Крыму царили голод и нищета, Шмелев отбыл в иммиграцию. «Шмелев, может быть, самый глубокий писатель русской послереволюционной эмиграции, да и не только эмиграции… писатель огромной духовной мощи, христианской чистоты и светлости души. Его «Лето Господне», «Богомолье», «Неупиваемая Чаша» и другие творения — это даже не просто русская литературная классика, это, кажется, само помеченное и высветленное Божьим Духом».           В. Распутин «Лето Господне» – кто из православных не зачитывался этой книгой, испытывая дивные ощущения, схожие с описанными автором … Не только для новоначальных, а и для людей невоцерковленных «Лето Господне» часто превращается в энциклопедию православной веры, жизни семьи православной. «Лето Господне» передает нам потрясающе светлую радость, переживаемую автором в те моменты. Но что же в реальной жизни? Оказывается, в период написания книги Иван Шмелев пережил немало страданий и потрясений. « Оглядываюсь: как я мог написать ее/книгу — Е.К./?! Если бы Вы знали, как я страдал, как был близок к утрате себя, были дни, когда я чувствовал, что пропадаю, идет на меня тьма, ужас… потеря рассудка…» — писал он, отчетливо осознавая, насколько парадоксальным является его творчество. И только хорошо изучив жизнь автора знаменитой книги, можно понять – это было сочетание необычайной радости праздника и искушений… Биографию Шмелева делят обычно на две части – на период жизни в России и жизнь за границей. И в самом деле, большие перемены в жизни писателя, в его умонастроениях и манере письма претерпели изменения после революции, а в особенности после страшных событий периода гражданской войны. Когда расстреляли его сына, в Крыму царили голод и нищета, Шмелев отбыл в иммиграцию.

http://pravmir.ru/ivan-shmelev-radosti-i...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Иван Шмелев и его время " передача 4 «Шмелевская девушка» как национальный женский тип. Автор и ведущая Е.А.Коршунова, доктор филологических наук 07.03.2024 20:07 Участники: Е.А. Коршунова, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы В науке о Шмелеве предпринимались неоднократно попытки выстроить типологию женских типов И. С. Шмелева. Однако писатель в своем творчестве и в переписке, одновременно с опорой на классику и в полемике с ней, на наш взгляд, выстраивает некое единство, свой неповторимый женский тип — «шмелевской девушки». Поэтому при анализе поэтики нескольких произведений писателя («Неупиваемая Чаша», «Марево», «Иностранец», «Няня из Москвы», «Пути небесные») становится очевидным их тесное родство. Галерея женских типов от Анастасии до Дариньки воплощает собой уникальный женский тип — «шмелевской девушки», той, которая встречается однажды, чистой и просветленной, женщины-принцессы, женщины-дитя, женщины-девы, наделенной иконичным мировидением, необычайно обаятельной, женственной (софийность) и в то же время сильной, преданной своим высоким духовным идеалам и способной преодолеть трагизм и испытания собственной судьбы. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2024/03/07/20-0...

Сергей Федякин , кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Дома Русского зарубежья имени Солженицына, доцент Литературного института. Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Иван Сергеевич Шмелев. Самое известное его произведение, написанные до революции называлось «Человек из ресторана» и можно сказать, что в этом произведении он нашел то особенное, что отличало его от других писателей. Повествование ведется от первого лица, причем от лица официанта. И даже не просто официанта, а официанта старого пошиба, который носит баки, такой немножечко чинный, в отличие от официантов более позднего времени, более юрких что ли. Он настолько точно изобразил эту речь, что вся история, рассказанная этим официантом произвела очень сильное впечатление на современников. Более того, в трудные годы, когда он в Крыму будет голодать, официанты, которые в Крыму были и знали это произведение, они бесплатно его кормили. Так вот, особенность Шмелева в том, что у него был хороший слух на устную речь, причем он мог воспроизводить разных людей. У него могли своим голосом говорить интеллигенты, какая-нибудь необразованная «Няня из Москвы» –это известный его роман, написанный в эмиграции и так далее. Самые знаменитые книги «Лето Господне» и «Богомолье» – повествование ведется от лица мальчика, маленького мальчика. Здесь нельзя сказать, что это такой же сказ, как называется такая речь с характерными признаками, как в других произведениях, но признаки сказа здесь сохранены. Но голоса других людей, которые мы слышим, они проходят как бы сквозь сознание мальчика и даются таким образом. Что подвигло Шмелева оказаться за границей. По началу в годы смуты он не хотел никуда уезжать, даже купил маленький домик в Алуште, там он написал очень известное произведение, можно сказать, что это написано сказом, похожим на духовный «Неупиваемая чаша», но именно в Крыму он потерял своего сына. Он был расстрелян красными, хотя вроде бы ему была обещана амнистия, как вообще не участвовавшему в боевых действиях и после этого – это действительно душевная рана, поскольку для Шмелева сын… он к сыну относился, как обычно матери относятся – с трепетом. Он уехал за границу, хотя еще даже все равно какие-то надежды на то, что была случайность у него теплились довольно долго. Но первое произведение, написанное за границей, называется «Солнце мертвых» – это как раз описана крымская жизнь. Сказать, что там есть твердый сюжет – нет – основное, что происходит – это ослепительное солнце, ликующая природа, внизу колышется моря, а здесь страшный голод, и умирают люди, и звери, и птицы. И этот мир умирающий при таком ликующем солнце был воссоздан настолько поразительно, книга сразу была переведена на очень многие языки.

http://academy.foma.ru/tag/literatura-ru...

В рамках XVIII чтений на заседаниях с докладами выступили известные учёные, доктора наук, профессора московских вузов, среди них и те, кто открывали музей И.С.Шмелёва и были участниками Первых и последующих Шмелёвских чтений: И.А. Есаулов (Российский Государственный гуманитарный университет), С.М. Пинаев, А.О. Шелемова, (Университет Дружбы народов), О.И. Федотов (Московский государственный педагогический университет), С.И. Кормилов (МГУ), С.В. Шешунова (Дубна), Т.И. Петракова (Московский педагогический государственный университет). Украину представили доктора филологических наук Т.В. Филат (Днепропетровск), В.П. Саенко (Одесса), учёные университетов Киева, Тернополя, Одессы. В Шмелёвских чтениях также приняли участие сотрудники архивов, библиотек, музеев: Н.В. Рыжак, заведующая отделом Русского Зарубежья Российской Государственной Библиотеки (Москва); Л.И. Петрушева, заведующая архивохранилищем коллекции документов по истории белого движения и эмиграции Госархива Российской Федерации (Москва); Н.С. Шептуховская, директор Литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта (Шуя); И.А. Ермаков, директор музея-усадьбы С.В. Рахманинова и литературно-мемориального музея С.Н. Сергеева-Ценского на тамбовщине. Гости приехали не с пустыми руками, фонды музея пополнились новыми материалами. В рамках Шмелёвских чтений прошла театральная страница, которую представили два театральных коллектива из России. Балашовский государственный драматический театр показал два спектакля: " Двадцатый год - прощай Россия! " по произведениям поэта-эмигранта первой волны Николая Туроверова; " Думать о счастье " , посвященный творчеству писателя Ивана Савина - эмигранта первой волны. Художественный руководитель -заслуженный артист Российской Федерации Владимир Попов. Традиционную театральную гостиную подготовила Людмила Иванищенко и её музыкальный коллектив (С-Петербург). На протяжении нескольких лет Л.Н. Иванищенко, профессиональная актриса, специально для шмелёвских чтений готовила несколько моноспектаклей и литературно-музыкальных композиций по произведениям писателя: " Весёлый ветер " , " Неупиваемая Чаша " , " Лето Господне " . В этом году Людмила Николаевна подготовила литературно-музыкальную композиция по произведениям И.С. Шмелёва " Два Ивана " , " Няня из Москвы " и композицию по письмам Ивана Ильина и Ивана Шмелёва.

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/06/...

— А может, и рококо? — А мне что… Можеть, и она. Входят со смехом, идут анфиладой: банкетные, боскетные, залы, гостиные — в зеленоватом полусвете от парка. Смотрит немо карельская береза, красное дерево; горки, угольные диваны-исполины, гнутые ножки, пузатые комоды, тускнеющая бронза, в пыли уснувшие зеркала, усталые от вековых отражений. Молодежь выписывает по пыли пальцами: Анюта, Костя… Оглядывают портреты: тупеи, тугие воротники, глаза навыкат, насандаленные носы, парики — скука. — Вот красавица! Из-за этого портрета и смотрят дом. — Глаза какие! Портрет в овальной золоченой раме. Очень молодая женщина в черном глухом платье, с чудесными волосами красноватого каштана. На тонком бледном лице большие голубые глаза в радостном блеске: весеннее переливается в них, как новое после грозы небо, — тихий восторг просыпающейся женщины. И порыв, и наивно-детское, чего не назовешь словом. — Радостная королева-девочка! — скажет кто-нибудь, повторяя слово заезжего поэта. Стоят подолгу, и наконец все соглашаются, что и в удлиненных глазах, и в уголках наивно полуоткрытых губ — горечь и затаившееся страдание. — Вторая неразгаданная Мона Лиза! — кто-нибудь скажет непременно. Мужчины — в мимолетной грусти несбывшегося счастья; женщины затихают: многим их жизнь на минуту представляется серенькой. — Секрет! — спешит предупредить сторож, почесывая кулаком спину. — На всякого глядит сразу! Все смеются, и очарование пропало. Секрет все знают и меняют места. Да, глядит. — И другой секрет… про анпиратора! Прописано на ней там… Сторож шлепает голой грязной ногой на табуретку, снимает портрет с костыля, держит, будто хочет благословить, и барабанит пальцами: читайте! И все начинают вполголоса вычитывать на картонной наклейке выписанное красиво вязью, с красной начальной буквой: «Анастасия Ляпунова, по роду Вышатова. Родилась 1833 года майя 23. Скончалась 1855 г. марта 10 дня. Выпись из родословной мемории рода Вышатовых, лист 24: «На балу санкт-петербургского дворянства Августейший Монарх изволил остановиться против сей юной девицы, исполненной нежных прелестей. Особливо поразили Его глаза оной, и Он соизволил сказать: „Maintenant c’est 1’hiver, mais vos yeux, ma petite, reveillent dans mon coeur le printemps!“ 1 . А наутро прибыл к отцу ее, гвардии секунд-майору Павлу Афанасьевичу Вышатову, флигель-адъютант и привез приглашение во дворец совокупно с дочерью Анастасией. О, сколь сия Монаршая милость горестно поразила главу фамилии благородной! Он же, гвардии секунд-майор Вышатов, прозревая горестную отныне участь юной девицы, единственного дитяти своего, и позор семейный, чего многие за позор не почитают, явил дерзостное ослушание, в сих судьбах благопохвальное, и тот же час выехал с дочерью, в великом ото всех секрете, в дальнюю свою вотчину Вышата-Темное».

http://azbyka.ru/fiction/neupivaemaja-ch...

С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье» (1931), «Лето Господне» (1927–48)). За рубежом И. Шмелев выпустил более двадцати книг. И. Шмелев умер 24 июня 1950 г. близ Парижа от сердечного приступа. В 2000 г. по инициативе русской общественности и при содействии Правительства России прах И. С. Шмелева и его супруги был перевезён в Москву и перезахоронен в некрополе Донского монастыря. Купить книги автора Иван Сергеевич Шмелев в магазине портала “Азбука веры” Неупиваемая чаша Париж, 1921 г. Дачники с Ляпуновки и окрестностей любят водить гостей «на самую Ляпуновку». Барышни говорят восторженно: Удивительно романтическое место, все в прошлом! И есть удивительная красавица… одна из Ляпуновых. Целые легенды ходят. Правда: в Ляпуновке все в прошлом. Гости стоят в грустном очаровании на сыроватых берегах огромного полноводного пруда, отражающего зеркально каменную плотину, столетние липы... Няня из Москвы А вот и нашла, добрые люди указали, записочка ваша довела. Да хорошо-то как у вас, барыня, – и тихо, и привольно, будто опять у себя в Москве живете. Ну, как не помнить, с Катичкой еще все к вам ходили, играть ее приводила к Ниночке. Письма А.В. Луначарскому Предлагаем вниманию читателей письма И. Шмелева из Крыма, адресованные наркому просвещения РСФСР А.В. Луначарскому. Письма, пронизанные мольбой о помощи и отчаянием отражают необыкновенно горький период в жизни писателя. Пути небесные. Том 1 Виктор Алексеевич Вейденгаммер происходил из просвещенной семьи, в которой перемешались вероисповедания и крови: мать его была русская, дворянка; отец - из немцев, давно обрусевших и оправославившихся. Фамилия Вейденгаммер упоминается в истории русской словесности. Пути небесные. Том 2 Когда он постиг это, восходя ступенями трудными, ведомый своею «Побеждающею», как назвал Дариньку старец Варнава у Троицы, постиг он и другое важнейшее: все в его жизни, до мартовской встречи на бульваре с бесприютной девушкой, и после этой знаменательной встречи, было как бы предначертано в Плане наджизненном.

http://azbyka.ru/fiction/1/shmelev-ivan-...

Он считал, что слом исторический оттого, что пренебрежение нашими духовными корнями и устремленностью от них, поруганием святынь. Это внутреннее наше, зависит от нас самих. И теперь приходится делать новый выбор, в новых условиях. Причины всех исторических катаклизмов всегда духовные. Первая глава моего исследования – как раз наше историческое сегодня - Солнце мертвых, сто лет спустя, обращение к малоисследованному. Вторая глава моего исследования посвящена московскому тексту произведений Шмелева. Это особая тема. Я показываю, как изображается пореволюционная Москва, современная писателю, а также на более широком фоне сравнивают и с Москвой Дурылина, и в Москвой Бунина в «Чистом понедельнике», как она показана. И далее анализируется широкий литературный контекст. Третья глава называется Иван Сергеевич Шмелев и другие. Это притяжение Чехова, его традиций, диалог с Блоком и шире – с литературой Серебряного века. Почему так случилось, постмодернистские элементы, приемы построения оглавления романа «Пути небесные». Я все главные произведения Шмелева затрагиваю. «Лето Господне», «Пути небесные», очерки, рассказы. Сегодня хочется сказать о такой стороне творчества Шмелева, как интермедиальные компоненты его наследия. То, что очень мало рассматривалось исследователями. Речь о том, что есть Шмелев в культуре  и искусстве 20 века. В его творчестве широко отразились дискуссии об иконе 1910 годов, который начал еще Флоренский в своем труде «Обратная перспектива». Вообще когда происходит заново открытие иконы в 20 веке, когда черные доски открываются, нас зовут сформировать новый взгляд на мир, но тщетно – слом все равно происходит. Шмелев в повести своей «Неупиваемая чаша» ставит вопрос об отношении человека к возрожденческой традиции. Судьба иконописца Илии Шаронова нестандартна, но в чем-то традиционна. Увлечение возрожденческими традициями влекло героя в Италию, страну свободную, где он почувствовал волю. И он свои навыки обучения показывает на создании портрета барышни Анастасии Ляпуновой.

http://radonezh.ru/2023/09/14/shmelev-i-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010