Ответы на эти вопросы мы находим, сопоставляя свидетельство Евангелиста Иоанна со свидетельствами трех синоптиков. У Иоанна Иисус говорит иудеям: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин. 10:17–18 ). Здесь, с одной стороны, Иисус говорит о власти над собственной жизнью, с другой – о заповеди, полученной от Отца. Синоптики же приводят молитву Иисуса в Гефсиманском саду, в которой Он просит, если возможно, пронести чашу страданий мимо Него, но затем принимает волю Отца ( Мф. 26:39–42 ; Мр. 14:35–39 ; Лк. 22:41–42 ). В этих двух свидетельствах нет внутреннего противоречия, как нет никакого внутреннего конфликта в самой личности Иисуса. Он является полноценным человеком, потому Его страдания не могут быть ни кажущимися, ни мнимыми: в Гефсиманском саду Он как человек испытывает страх перед смертью, а на кресте как человек претерпевает жесточайшие физические мучения. Его физическая смерть, несомненно, является следствием этих мучений, а не следствием того, что Он в какой-то момент решил, что пора заканчивать. Нет никакого сомнения в том, что Иисус шел на смерть добровольно. При этом не Он был изначальным инициатором собственной смерти. Так было угодно Отцу, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). Иисус умирает на кресте, чтобы дать людям вечную жизнь, и Он в полной мере сознает искупительный характер Своей смерти ( Мф. 20:28 ; Мр. 10:45 ). Но от этого Его физические и душевные муки не становятся легче. И тот факт, что Он добровольно подчинился воле Отца, не означает, что Он мог продлить жизнь на столько, на сколько хотел. Жизнь Сына Божьего оборвалась в тот момент, когда это было угодно Отцу. И Его смерть не была естественной: она была насильственной. Мы не будем вдаваться в дискуссию о том, что было бы, если бы Иисус не был казнен: мог ли Он в этом случае умереть естественной смертью. Такая дискуссия имела место в древней Церкви, но ее анализ не входит в нашу задачу. История, как известно, не знает сослагательного наклонения: это относится в полной мере к земной истории Иисуса Христа, которая была такой, как была, и не могла быть никакой иной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

«И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими», – вот как только человек начинает жить греховной жизнью, так Бог ему мешает. И он находит доводы и поводы, чтобы вычеркнуть Бога из своея жизни. Посмотрите – это заложите, а посмотрите 52-й псалом. И в этом в псалме мы с вами прочтём то, что сказано и в 5-й главе Книге Бытия: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога” [почему он это сказал? что, он нашёл какие-то доводы, чтобы изречь это? доказательства? Ничего подобного. Дальше объясняется:]. Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро. Бог с Небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного» ( Пс. 52:2–4 ). Вот это комментарий вам на 6-ю главу Книги Бытия. Вот вам довод: развратились, стали порочными, и конечно, при такой жизни страстной Бог мешает. Его нужно вычеркнуть. Что и делается. И вот 6-я глава, снова смотрим 3-й стих: «Не вечно духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть [вот, все зачатки духа, все духовные устремления загублены. Человек плотской, душевный и духовный – вот, они – плоть], пусть будут дни их 120 лет». Фраза понимается таким образом: или 120 лет даётся на покаяние до потопа, или 120 лет – это предел человеческой жизни, которая затем умалится до 70 лет. Откройте – это опять заложите, а откройте 89-й псалом. Это псалом, молитва человека Божия Моисея, и вот смотрите, что он в 89-м псалме скажет, 7-й стих: «Ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении [почему?]. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего [Вот где будет ужас. Вот на Страшном Суде будет то же самое, что написано здесь:]. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего [Вот в свете лица Божия мы и увидим себя, каковы мы есть. И что останется от нашея праведности, которая в большинстве своём носит корыстный характер?]. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». – Летим в бездну. Вот скоротечность этой жизни. Так вот 120 лет – это предел. И этот предел опять сокращается.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Смотри также Комментарии Михаил 5 апреля 2018, 00:14 В Евангелии что написано? Как читаем? " У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно " (Евангелие от Матфея 6:3,4) " Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд " (Евангелие от Матфея 6:35,36) Помогать нужно тем людям, которые по немощи своей не могут вам ответить тем же. И помогать нужно не ради себя любимого, а прежде всего во имя Отца и Сына и Святаго Духа, при этом не ожидая ничего взамен. Елизавета Брегман 24 мая 2017, 20:25 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! СПАСИБО ЗА ТАКУЮ ПОЛЕЗНУЮ СТАТЬЮ! ДА ХРАНИТ ВАС ГОСПОДЬ! Сергий К 31 марта 2017, 23:13 Замечательная статья! Но, вот реальный случай. Прибился к одному из приходов строящегося храма бомж. Мужчина лет 50, крепкий, работящий, пропивший семью, жильё. Пожалел его настоятель. Стал бомж работать разнорабочим. Кормили. Денег не давали. Жил он в бытовке с буржуйкой. Захаживал и во временный храм на службу. Но страсть не давала покоя. Садился за оградой у дороги и собирал милостыню. И выпивал. Прошли лето, осень. А зимой он упал пьяный в кустарнике и замерз насмерть. Настоятель так расстроился, что сказал на проповеди не давать милостыни бомжам, а только сестрам милосердия, которые знают кому дать. Кто ошибся настоятель или дававшие бомжу? александр гончаров 12 января 2017, 21:59 Любой,просящий деньги (еду мало кто просит)начинает с откровенного вранья.А у меня на него аллергия.Получается что он поглядел вокруг и из всех проходящих выбрал меня,потому что я показался ему наиболее похожим на дебила,который купится на его брехню про украденные документы,билет и прочее. Андрей 11 января 2017, 00:25 Братия и сестры во Христе.Спаси вас Господи.Слава Богу за всё! гость 27 ноября 2016, 00:42 Давать милостыню надо,просящий человек может пойти работать но сначало надо поесть,помыться,согреться может у него дом холодный денег на уголь и дрова нет или электричества нет или одежды нет то голода и холода голова не работает кто такого на работу возьмет,а если вы дадите милостыню это всеравно какая то помощь, помогайте не благополучным семьям,малоимущим,странникам и просто оказавшимся в беде

http://pravoslavie.ru/41885.html

И еще: «Ибо Я Господь, Я не изменяюсь!» (Мал.3,6). И еще: «Отца светов нет изменения и ни тени перемены» (Иак.1,17). Святитель Григорий Богослов такими словами свидетельствует о неизменяемости Божества, он пишет: «Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше его и во что оно могло бы преложиться». В чередованиях облаков, огня, мрака и дыма Бэда Достопочтенный видит разные последствия дарования Закона Божия для рода человеческого. Он пишет: «Сходит Господь в пламени и дыму, чтобы дать Закон, ведь и смиренных просвещает ясностью своего посещения и зрение гордых помрачает мраком заблуждения» То- есть в зависимости от нашего выбора, хотим ли мы исполнять Закон Божий или нет, он, Закон, становится благословением или проклятием нашим. Сказано: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему, ибо в этом жизнь твоя» (Втор.30,19-20). И далее мы читаем: «И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом» (Исх.19.19).  Святитель Кирилл Александрийский в своих комментариях на Евангелие от Луки пишет: «Бог всего творец сошел в виде огня на гору Синай, и было облако, тьма, мрак и трубный звук, весьма сильный, согласно Писанию, но звуки трубные были, как говорится, сначала краткими, а затем стали протяжнее и становились все громче и громче. Что же это было, что знаменовало для нас таким образом день Закона? Сначала немногочисленны были те, кто проповедовал евангельское учение, затем же стали они многочисленны».Святитель Кирилл Александрийский обращает внимание на то, что, когда трубит человек, то чем дольше он тянет звук, тем слабее тот становится от немощи человеческой, но глас Божий, проникая в наше сердце, если обнаружит наше внимание к нему- напротив, становится все сильнее и сильнее звучащим в нас. О правильном духовном росте сказано: «Знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр.12,19). То- есть, наш духовный рост должен быть подобно звуку гласа Господа, не затихать со временем, но становиться все сильнее и сильнее, и никак наоборот. И далее мы читаем: «И сошел Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошел Моисей» (Исх.19,20).

http://radonezh.ru/text/u-mikrofona-prot...

А все беды человеческие происходят от того, что мы Бога потеряли. Мы ведь не просто рай в грехопадении потеряли, мы Бога потеряли. И Христос этого, как раз, и не терял. Он взял на Себя все наши условности греховные. На самом деле сохранил полное единство с Отцом. Он никогда не был одинок, Он говорил: «Я и Отец Мой — Едины». Т.е. Я не бываю один, всё что Я говорю вам, не говорю от Себя, говорю от пославшего Меня Отца — полное Единство. А на кресте Он окунулся в то, во что окунулось человечество. Это было неестественное страдание Христа, Он ощутил богооставленность. Что произошло в этом случае, мы можем с трудом говорить человеческим языком, но Христос взял на Себя всё, а следовательно, взял на Себя и полную потерю Бога, смысла, смысла жизни. Он потерял Отца, на какие-то секунды, может быть, доли секунды. Он погрузился в настоящий ад. Когда Отца нет, когда смысла нет, когда человек один, когда на него одного падает вся тяжесть этого безбожного мира. Вот это всё Он тоже испытал. Отсюда и крик: «Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил». Он в полной мере выпил всю чашу человеческих страданий.            Любите Писание, христиане, читайте его, умоляйте Бога помиловать вас и ищите возможности умилостивить Бога добрыми делами. В этом, на самом деле, заключается вся тайна жизни нашей. Говорить с Тем, Кто создал нас, хвалить Того, Кто создал нас, пытаться угодить Тому, Кто создал нас, и приносить Ему смиренное покаяние в грехах своих, потому что Он любит нас и готов прощать нам всё, не только до семи раз по семь, но и до семидесяти раз по семь, и даже более.            Ему слава и держава, Отцу и Сыну и Духу Святому, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.            Желаю всем встретить праздник Богоявления в поднятом духе и понять, что в день Богоявления Бог открылся как Троица, а Иисус из Назарета открыл Себя как Христос. Он не стал Христом, Он открыл Себя как Христос — Христос Он с самого рождения. Но Он явил себя как Христа на иорданской воде, о чём засвидетельствовал Дух Святой в виде голубя, и голос Отца Небесного сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Тому поклонимся. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Анна Касенкова 11 августа 2016, 13:39 Огромное спасибо за разъяснения!Слава Богу за таких служителей! Катя 29 января 2015, 18:37 Спасибо! Это очень круто! Дай Бог батюшке Андрею всяческих благ и спаси его за понятные наставления! Ожидаю продолжения таких разъяснений. " Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник (Вестник — ангел, по-славянски. - о. Андрей) Господа Саваофа " . Жаль, что в Церкви нет единого учебника с необходимым и очень понятно изложенным минимумом знания для всех прихожан. Кто во что горазд. Неужели это так сложно сделать? Спаси нас, Господи! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76787.html

Мф.9:35 .  И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. (Ср. Мк.6:6 .) С этого стиха начинается новый раздел, составляющий переход к наставлениям, данным при посольстве апостолов на проповедь, изложенным в 10-й главе. Время не определено. Согласно Марку и Луке, апостолы были призваны раньше ( Мк.3:16 ; Лк.6:13 ). Мф.9:36 .  Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Причиной жалости выставляется то, что люди были утомлены ( «изнурены») и «рассеяны». Что означают эти понятия, определить нелегко, хотя сравнение и показывает, что люди походили на овец в пустыне, у которых нет пастуха. Эти овцы от голода худы телом и имеют страдальческий вид; у них нет единства, они не собраны в одно стадо, а блуждают, где придется, подвергаясь многочисленным опасностям. Такова картина, представившаяся взорам Христа во время Его путешествий. Мф.9:37 .  Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало; (Ср. Лк.10:2 .) Образ изнуренных и рассеянных овец сменяется образом жатвы ( θερισμς) – поля, на котором выросли колосья и поспели для того, чтобы их жать. Ср. Ин.4:35 и сл., где употреблено то же самое слово. Поле велико и жатвы много, но нет работников, которые приняли бы на себя эту работу. Здесь в первый раз встречаемся с мыслью о жатве, которая была плодом усиленной деятельности Спасителя за эти месяцы. Мф.9:38 .  итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Христос относит послание «делателей» (работников, хотя делателей и точнее с греческого) не к Себе, а к Богу, Которого называет Господином жатвы, Собственником поля, где выросли поспевшие к жатве колосья. И Сам Спаситель, без сомнения, молился Господину жатвы, и учеников Своих приглашал принять участие в Своей молитве. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 6: Четвероевангелие. - 1232 с./Евангелие от Матфея. 27-617 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Далее ( Иов. 7:7–10 ) Иов говорит о том, что теперь единственный для него выход – сойти в преисподнюю, откуда еще никто не возвращался. Здесь он следует ветхозаветному учению о том, что душа всякого человека по его кончине попадает в шеол: в бездну, где для душ умерших, как бы ни были они духовно высоки в своей земной жизни, нет ни совершенной радости, ни подлинного блаженства. Итак, Иов произносит: Вспомни, что жизнь моя дуновение, что око мое не возвратится видеть доброе ( Иов. 7:7 ). Тем самым, по мнению святителя Григория Великого , он свидетельствует о том, что жизнь всякого человека скоротечна и что по смерти для нас уже нет обращения назад – к теперешнему существованию. Око умерших уже не смотрит назад, в том смысле, что душа почившего не вспоминает о прошлой земной бренности, не стремится более к тому, к чему она была прежде привязана 542 . Иов свидетельствует о том, что жизнь всякого человека – вместе с его физическим умиранием – рассеивается подобно легкому небесному облаку, столь безвозвратно, так что не оставляет по себе и следа: Не увидит меня око видевшего меня; очи Твои на меня, – и нет меня. Редеет облако и уходит; так нисшедший в преисподнюю не выйдет, не возвратится более в дом свой, и место его не будет уже знать его ( Иов. 7:8–10 ). По мысли святителя Григория Великого , Иов говорит здесь о том, что по кончине человека око Божие одновременно и смотрит на грешника, чтобы, рассмотрев его злые деяния, поразить наказанием, и в то же время уже и не глядит на грешника – в том смысле, что, ввергая его в вечную муку, затем уже никогда не освободит его от посмертного наказания за грех, не дарует ему благодати Спасения, не призовет его в Вечную Жизнь 543 . С этим высказыванием Иова связано одно мнение древних экзегетов, которое требует дополнительного комментария. Иов говорит здесь о том, что всякий умерший, нисшедший в преисподнюю оттуда уже не выйдет; при этом страдалец добавляет, что он не возвратится более в дом свой ( Иов. 7:9–10 ). Некоторые толкователи зачастую понимают под этим домом человеческое тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Паломники из Галилеи обычно шли в Иерусалим по прямому пути через Самарию, который, по свидетельству Иосифа Флавия (Древн. 20:118; Иудейская война 2:232), занимал около трех дней пешего хода. В рассказе предполагается, что Иисус и Его спутники искали ночлега у самарян и, очевидно, не считали их пищу нечистой. Послал вестников пред лицем Своим — нет никаких указаний на то, что вестники пытались проповедовать у самарян Благую Весть; скорее их цель была в том, чтобы подготовить ночлег для большой группы паломников, идущей с Иисусом. В отличие от тех, кто не принимает учеников Христовых по неверию (9:5), самарянам нет дела до Его учения: они движимы унаследованной ненавистью и предрассудками против евреев. Вражда между двумя общинами была столь закоренелой, что даже дружеские шаги отвергались или по крайней мере воспринимались с подозрительностью и недоверием (Ин 4:9). Поэтому нет ничего удивительного в том, что самарян не оказалось в числе тех, кто примет Меня (9:48). В словах Иакова и Иоанна звучит почти прямая цитата из слов Илии (4 Цар 1:10,12 в переводе Семидесяти): если я человек Божий, то пусть сойдет огонь с неба и попалит тебя. Слова как и Илия сделал отсутствуют во многих древних рукописях и, может быть, представляют собой объясняющую глоссу переписчика. Во многих рукописях также отсутствуют слова и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать и говорится только, что Он, обратившись к ним, запретил им. Однозначно решить, какой из вариантов отражает первоначальный текст, невозможно. Аргументы в пользу прибавления: 1) его древность несомненна; 2) было бы странно, если бы рассказ уже в первоначальном виде не содержал собственных слов Иисуса; 3) содержание прибавления выражает истину, которая особо дорога автору третьего Евангелия, ср. 19:10; 4) переписчики могли опасаться, что эти слова вызовут у читателей смущение, так как в них косвенно осуждается Илия, и поэтому опустили их. Аргументы против прибавления также серьезны: 1) слабое рукописное свидетельство; 2) переписчики могли пытаться дополнить рассказ, резко обрывающийся в кульминации, речением, которое устное предание донесло до них в другом контексте, ср. 19:10; Ин 3:17; 3) они не могли не понимать различия между моралью ВЗ и заповедями Христа, ввиду чего устраняется и предполагаемый мотив опущения — стремление “защитить” Илию. Додд 66 допускает, что этот отрывок не относится к оригинальному тексту Луки, но тем не менее содержит подлинные слова Иисуса, сохраненные в устном предании. Следование за Иисусом (9:57–62)

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

(22:35–38) Заключительный отрывок повествования о Тайной вечере — поистине кульминация того непонимания со стороны учеников, которое встретили все обетования и предупреждения Иисуса. Эпизод начинается с того, что Иисус призывает их вспомнить опыт ранней миссии, когда они отправлялись в путь, снаряженные одной лишь верой и при этом не испытывали недостатка ни в чем. Однако теперь обстоятельства изменились, и им подобает основательно вооружиться всем необходимым, в том числе — мечами. Горько-иронический смысл этих слов в том, что вражда ко Христу и Его ученикам дошла теперь до высшей точки и угрожает самой их жизни, так что от них требуется наибольшая вера и готовность идти до конца. В Иисусе должны исполниться ветхозаветные пророчества, согласно которым Слуга Господень причисляется к злодеям и предается смерти. Однако ученики понимают Его слова буквально и наивно предъявляют два меча, захваченные с собою на вечерю. В ответ Иисус резко обрывает беседу и выходит с учениками в Гефсиманию. Когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? — судя по упоминанию мешка, сумы и обуви, Христос говорит об отправлении Семидесяти (10:3–4), в число которых входили и Двенадцать, а не об отправлении Двенадцати (9:2–3). Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч — речение противопоставляет сравнительно мирный характер первоначальной миссии и подступающий кризис; оно имеет метафорический смысл и говорит не о материальном снаряжении, а о духовной готовности к испытанию 145 . При одном понимании имеющий мешок, точнее — ‘кошелек с деньгами’, может на эти деньги купить меч, а не имеющий должен для этого продать верхнюю одежду. При другом понимании Р ‘не имеющий’ означает ‘не имеющий меча’, то есть — или “тот, у кого нет меча, продай верхнюю одежду и купи меч”, или даже “тот, у кого есть меч (то есть человек, располагающий средствами), пусть возьмет мешок и также суму, а тот, у кого нет… и т. д.”. Отсутствие одежды, то есть плаща-гиматия, создавало большие затруднения, так как без него нельзя было выходить из дому в холодные ночи.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Хранитесие, как закон для себя и для сынов ваших навеки»: 935 «Заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Аарона и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон; и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ними»: 936 См. также толкование в: Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 51, 679—680, 693. Вопрос о душе животных сложен: например, святой Иоанн Кронштадтский в одном месте говорит, что «душа, в смысле особого, самостоятельного существа... есть организм умственной жизни, такой жизни не дано животным, а потому и нет никакого основания полагать, чтобы у животных могла быть душа»; в другом же положительно утверждает, что «у всех животных есть душа, как цемент, связующий тот прах, из которого создано животное», и что «душа животных при разлучении с телом испаряется, как пар, ибо она не скреплена высшим, могущественным цементом духа, коего у животных нет» [ Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот . Начало и конец нашего земного мира. С. 294, 375]. У Екклесиаста же сказано: «участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом»: 937 Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 294. 938 Этот и следующий тропари в последовании среды первыя седмицы меняются местами. 939 В Последовании великого ангельского образа, при надевании великого парамана. 940 В Символе веры, член 12. 941 В Символе веры, член 11. 942 Щедровицкий Д.В. Пятикнижие Моисеево. С. 351; см. также с. 192. 943 См. комментарий к предыдущему тропарю. 944 Как пишет святитель Григорий Палама, «знание, добываемое внешней ученостью, не только не подобно, но и противоположно истинному и духовному»: «всё, что не от Бога, не имеет бытия», поэтому внешнюю мудрость, «отпавшую от надлежащей цели богопознания, справедливее назвать не мудростью, а падением мудрости или обессмысленной мудростью», — «она ищет истин века сего, не зная и не желая знать предвечного Бога» [ Григорий Палама, святитель .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010