Не удалось извлечь искомое из базы (((

е. дневные чтения на весь год, и скончался, а все прочее совершил уже по смерти его святой Мефодий 344 . По древнему Паннонскому житию последнего и Несторовой летописи, святой Мефодий трудился и вместе с братом своим, преложивши с ним Псалтирь, Евангелие с Апостолом и избранными службами церковными, и по смерти брата, переведши все Священное Писание 345 . Следовательно, вопреки общепринятому мнению, гораздо справедливее было бы обозначать великий труд славянских апостолов именем святого Мефодия, нежели именем одного святого Кирилла 346 . Из некоторых свидетельств узнаем также, что солунские братья имели у себя помощников в переводе священных книг. Современный жизнеописатель святого Кирилла замечает, что он, решившись идти на проповедь к моравам, еще в Константинополе “с инеми споспешники сложи письмена и нача беседу писати Евангельскую”. А жизнеописатель святого Мефодия говорит, что он, от “своих ученик посажь два попы скорописца зело, преложи вборзе вся книги исполнь” 347 , известие, которое повторяет потом в Русском временнике и преподобный Нестор 348 . Наконец, в одной болгарской легенде сохранились даже имена некоторых лиц, бывших сподручниками славянских апостолов при переводе книг священных. Эти лица назывались Наум, Клим, Савва, Ангеларий и Еразм и, подобно святым Кириллу и Мефодию, доселе слывут в Болгарии под именем болгарских книжников 349 . Очень понятно, откуда могли найтись такие сподручники: их, между прочим, образовали для себя сами славянские первоучители из тех многочисленных учеников, которых поспешили собрать вокруг себя, как только пришли в землю моравскую 350 и из коих некоторые впоследствии явились достойными преемниками их на степенях иераршеских и в деле преложения на славянский язык с греческого важнейших книг для Церкви 351 . 3) Какой Церкви: православной ли Восточной или Римской – славяне обязаны своими первоучителями в вере, а следовательно, и важнейшим трудом их – переводом библейских и богослужебных книг на язык славянский? Без всякого сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Приведенные примеры побуждают нас к благоговейному чтению Священного Писания. Чтение Священного Писания очищает нашу душу, направляя ко спасению. Случаи особого действия благодати происходят и в жизни простых людей, но они остаются менее известными в истории. Действие благодати  В Священном Писании описывается пребывание апостола Павла в Листре, где он увидел хромого от рождения, который имел веру «здрав быти» ( Деян. 14, 9 ), и исцелил его. Апостол Павел и другие святые апостолы несли слово Евангелия к людям, которые их окружали, приводили их из язычества ко Христу своей проповедью, совершая при этом различные чудеса. Как правило, это были не христиане, то есть язычники, с которыми ученики Христовы соприкасались во время своей евангельской проповеди . Названный больной из Листры имел веру и был готов к принятию от апостола благодати и исцеления. Во время наступивших затем гонений святые мученики благодатью Божией претерпевали тяжкие страдания, а язычники, взирая на них, могли прославить христианского Бога (мученик Георгий Победоносец: † 303; память 23 апреля). 155 Во время страданий мученика Димитрия Солунского († ок. 306; память 26 октября) к нему в темницу пришел юноша Нестор и испросил у него благословение на поединок с силачом Лием, погубившим многих христиан. Перед началом поединка он воскликнул: «Боже Димитрия, помоги мне!» Когда он поразил силача, все воскликнули: «Велик Бог Димитрия!» 156 Мученик Феодор Стратилат († 319; память 8 февраля) поразил в окрестностях города Евхаит большого змея. Увидев это, жители города восприняли это как чудо и восклицали: «Велик Бог Феодоров!» 157 Так, видя действие Божественной благодати, они приходили к христианской вере. После эпохи гонений церковный небосвод украсился подвигами святителей, монашествующих, подвижников. В это время жил святитель Николай, Мирликийский Чудотворец († ок. 345; память 6 декабря), по имени своему именуемый победителем народов. Он почитаем за свои чудеса не только у православных, не только у христиан, но и у иноверных. Из его жития известно, как он помог в возвращении золота еврею, которое взял у него корыстолюбивый христианин; 158 он освобождает из неправедного заключения сарацина. 159

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Освящение храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Хиротония архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского 27 ноября 2022 года 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме.  В 2022 году проходят мероприятия, посвященные 1100-летию Крещения Аланского государства. 12-13 ноября с.г. Предстоятель Русской Православной Церкви  совершил  Первосвятительский визит во  Владикавказскую епархию . За Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках состоялась хиротония  архимандрита Петра (Прутяну)  во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы.  Перед началом Литургии были освящены три престола храма после реставрации: центральный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый — в честь великомученика Димитрия Солунского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник  Московской митрополии ;  митрополит Волоколамский Антоний , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор , Патриарший экзарх Западной Европы;  архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Олег Егоров, благочинный храмов Покровского округа г. Москвы, настоятель храма преподобного Василия исповедника — Патриаршего подворья у Рогожской Заставы г. Москвы; иерей Вячеслав Джейранов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланского подворья); протоиерей Иоанн Гербовецкий, благочинный Португальского округа  Испано-Португальской епархии ; священник Марин Гузун, клирик Покровского собора г. Гатчины ( Гатчинская епархия   Санкт-Петербургской митрополии ; духовенство г. Москвы. 

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей ; митрополит Феодосийский и Керченский Платон ; митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней ; митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор ; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл ; митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим ; архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон ; архиепископ Калининградский и Балтийский Серафим ; архиепископ Гаагский и Нидерландский Елисей ; архиепископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий ; епископ Царскосельский Маркелл ; епископ Кронштадтский Назарий ; епископ Единецкий и Бричанский Никодим ; епископ Боровичский и Пестовский Ефрем ; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав ; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан ; епископ Юрьевский Арсений ; епископ Луховицкий Петр ; епископ Петергофский Серафим , ректор Санкт-Петербургской духовной академии ; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Кудряшов, почетный настоятель собора святых апостолов Петра и Павла в Петергофе; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Никольского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь Санкт-Петербургского епархиального управления; протоиерей Виктор Голубев, настоятель храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» г. Санкт-Петербурга; протоиерей Василий Стойков, настоятель храма св. Иоанна Милостивого в г. Отрадное Ленинградской области; архимандрит Иринарх (Соловьев), настоятель храма святителя Петра, митрополита Московского, г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, профессор Санкт-Петербургской духовной академии; протоиерей Виктор Московский, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Будников, благочинный Выборгского округа, настоятель храма святого пророка Илии на Пороховых г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Румянцев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском государственном политехническом университете; протоиерей Ипполит Ковальский, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Коломягах г. Санкт-Петербурга; протоиерей Николай Коньков, настоятель храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище г. Санкт-Петербурга; протоиерей Александр Ганаба, настоятель Троицкого собора г. Подольска Московской области; архимандрит Нестор (Жиляев), почетный настоятель Троицкого храма с. Назарьево Одинцовского района Московской области; духовенство Санкт-Петербургской митрополии и других епархий Русской Православной Церкви, насельники Александро-Невской лавры в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/5262860.ht...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) План Ближних (Антониевых) пещер. Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661 (РГБ) В ЖФ прп. Нестор сообщает, что не санкционированное кн. Изяславом пострижение 2 близких к нему людей - Ефрема (управляющий княжеским двором, буд. митрополит Переяславский) и прп. Варлаама (сын боярина Иоанна) - стало причиной конфликта князя с общиной. Кн. Изяслав угрожал уничтожить пещеры и отправить иноков в заточение. Конфликт был улажен благодаря заступничеству супруги князя, польки Гертруды. Но единство общины было нарушено: прп. Никон отправился в Тмутаракань и там основал обитель в честь Успения Пресв. Богородицы, мон. Ефрем выбрал местом подвигов один из к-польских мон-рей. Прп. Антоний переселился на соседний холм (впосл. Ближние пещеры), где основал новое отшельническое поселение («новый монастырь»). Причину этих изменений обычно усматривают в стремлении печерской братии к уединению, которое могло быть нарушено либо стечением народа, либо продолжающимся гневом кн. Изяслава (Казанский; архим. Леонид (Кавелин), Л. К. Гётц). Но, по всей видимости, кризис был вызван вмешательством князя во внутренние дела монастыря, которое выразилось в назначении на игуменство Варлаама (ок. 1060-1061), и начавшейся в связи с этим трансформацией отшельнической общины в киновиальную (общежительную). О том, что судьба сына боярина Иоанна была небезразлична кн. Изяславу, свидетельствует последующее назначение его настоятелем княжеского киевского во имя вмч. Димитрия Солунского монастыря : «Изяславъ же постави манастырь святаго Дмитрия и выведе Варлаама на игуменьство… хотя створити вышнии сего манастыря, надеяся богатьству» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 1. Стб. 159). По благословению прп. Антония при Дальних пещерах были возведены первые наземные постройки: деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, кельи и др. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Переход к киновии был осуществлен в игуменство прп. Феодосия Печерского (ок. 1062-1074) введением общежительного Студийского устава . История обретения устава по-разному излагается в источниках. Согласно СПМ, он был получен прп. Феодосием от студийского мон. Михаила, пришедшего в Киев с митрополитом-греком Георгием; по ЖФ - от мон. Ефрема, который изготовил его копию непосредственно в столице Византии. Большинство исследователей (Е. Е. Голубинский , Д. С. Ищенко, М. И. Бълхова, А. М. Пентковский) полагают, что прп. Феодосий заимствовал Алексеевскую редакцию Студийского устава. А. В. Поппе указывает на введение в Киево-Печерском мон-ре Студийского устава в редакции Никиты Стифата , напрямую восходящей к Ипотипикону прп. Феодора Студита . Однако это мнение слабо аргументировано.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») вмч. Димитрия, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. , содержит значительно больше сведений о св. мученике и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение которых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитрий носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата . Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286–305 и 307–310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Вмч. Димитрий и мч. Нестор Солунские. Икона (XXI в.) Вмч. Димитрий Солунский. Икона (Псков, 2-я четв. XV в.) Вмч. Димитрий Солунский и благотворители (епископ и губернатор Салоник). Мозаика (VII/VIII в.) в базилике вмч. Димитрия в Салониках Вмч. Димитрий Солунский. Фреска (Афон, монастырь Дионисиат). Автор Зорзис Фука (1547 г.) Первоначально вмч. Димитрий почитался как местный святой, защитник и покровитель Фессалоники . Среди множества эпитетов, которыми награждался вмч. Димитрий, были «градолюбец» и «градоспаситель». Вмч. Димитрий избавлял город от различных бедствий (голод, эпидемии, землетрясения, восстания) и становился на его сторону в случаях противостояния с центральной властью (Macrides. 1990. Р. 189–191). То, что во время варварских нашествий в VI–VII вв. город устоял под натиском аваров , славян и болгар , не получая никакой помощи извне, а затем выжил в ситуации, когда Македония и почти вся Греция были захвачены славянами , воспринималось современниками как чудо. Именно в эпоху варварских нашествий складывались культы покровителей визант. городов. Богоматерь становится защитницей Константинополя , спасая его от осады 626 г., патроном Фессалоники — вмч. Димитрия. Жители верили, что любые замыслы против города обречены на неудачу, т. к. дом вмч. Димитрия не может быть осквернен. Если же город все-таки становился добычей врагов (в 904, 1185 и 1430), считалось, вмч. Димитрий оставлял его из-за грехов жителей.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Но обратимся к апостольской деятельности ссв. братьев среди славян и мы увидим фактическое подтверждение сказанному. Апостольские труды Кирилла и Мефодия начались собственно с того времени, как славяно-паннонские князья, во главе с Ростиславом, не видя пользы от католических священников, обратились к греческому императору Михаилу и патриарху Фотию с просьбой прислать к ним таких наставников, которые научили бы их самих и их народ истинам христианской веры на их же родном славянском языке. После соборного совещания, император избрал на этот подвиг благочестивых Солунского братьев, так как им, как Солунянам, хорошо были известны, – язык и быт славян. Дав согласие на этот подвиг, ссв. братья решились, прежде всего, сделать общедоступным для славян само слово Божие и церковное богослужение. А так как у славян до того времени совсем не было еще письменности, то они должны были составить саму азбуку славянского языка, – что и было сделано ученым Кириллом. Затем уже после первого опыта перевода свящ. книг на этот язык, ссв. братья отправились в славянские земли. Там они начали свою деятельность с того, что повсюду стали устроять богослужение на славянском языке и обучать детей и юношей славянской грамоте и Св. Писанию, чтобы приготовить славянских же пастырей. Воодушевляемые апостольской ревностью, они в продолжении четырех с половиной лет переходили из одной славянской области в другую с проповедью о божественной истине на понятном для всех языке. «И ради быша Словене слышаще величия Божья своим языком», – говорит летописец Нестор. Рады были Славяне, но слишком не рады были этому немецкие епископы и священники, духовно властвовавшие тогда над ними. Воспитанные в папских преданиях, немецкие учители утверждали, что славить Бога можно только на трех языках, – еврейском, греческом и латинском, так как и известная надпись Пилата на кресте Спасителя была сделана на этих только языках. Напрасно старался св. Кирилл доказать всю неосновательность подобных рассуждений; невежественному немецкому духовенству неизвестно было значение разумных доводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shos...

Само собою разумеется, что в тогдашнем Требнике не могло находиться статей, появившихся уже после IX в. 3) Часослов вместе с Псалтирью – две книги, столько же необходимые для клирошан, сколько для священнослужителей Служебник и Требник. И без этих книг святые Кирилл и Мефодий никак не могли бы с учениками своими отправлять повседневных богослужений на славянском языке; следовательно, допустивши последнее, мы должны необходимо допустить и то, что Часослов и Псалтирь были уже тогда переведены. Это действительно и подтверждается свидетельствами. Составитель древнего жития Мефодиева преподобный Нестор и Диоклейский священник говорят ясно о переводе Псалтири, а легенда о Людмиле – о переводе Часослова. 4) Октоих, или осмогласник, – еще книга, необходимая для клироса и преимущественно для пения на клиросе, как Часослов и Псалтырь для чтения во время служб вседневных, книга песней, разделенных на восемь гласов, или отделов, из которых каждый имеет свой особый напев и подразделяется на семь частнейших восследований приспособительно к семи дням недели с канонами Божией Матери и Пресвятой Троице. Перевод Октоиха ясно приписывает солунским братьям наш преподобный летописец, хотя, без сомнения, это был Октоих греческий того времени и, следовательно, несравненно меньший нынешнего. Он заключал в себе одни сочинения Иоанна Дамаскина , или одни восследования воскресные, и притом неполные, в которых не могло, например, быть канонов Троичных, написанных уже в IX в. Смирнским митрополитом Митрофаном, стихир Евангельских, составленных императором Львом Премудрым (886–912), ексапостиларий, приписываемых императору Константину Багрянородному (X в.). Восследования же всех прочих дней недели, сочиненные писателями IX в. Иосифом и Феофаном и не вдруг, конечно, вошедшие во всеобщее употребление, в тогдашних греческих Октоихах вовсе не помещались. 5) Минея общая – книга, подобная Октоиху, только содержащая в себе не недельные восследования, но восследования праздникам Богородицы и Предтечи и, главное, восследования общие целым чинам святых, как-то: пророкам, апостолам, святителям, мученикам и проч., чем и отличается от Минеи месячной, или частной, в которой заключается особое восследование в частности каждому святому в продолжение всех двенадцати месяцев года. В древнейших наших изданиях общей Минеи (именно в издании 1599 г. при царе Борисе Феодоровиче и в издании 1609 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском) замечено в послесловии, что эта книга есть творение и собрание святаго отца Кирилла Философа, учителя словеном и булгаром. Конечно, такому позднему свидетельству нельзя дать веры, тем более, что неизвестно, откуда оно заимствовано. Но во всяком случае необходимо, кажется, допустить, что, по крайней мере, некоторые из чинопоследований общей Минеи для совершения памяти угодников Божиих были переведены солунскими братьями, когда известно, например, что святой Мефодий творил память святого Димитрия Солунского.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010