Заботы подвижника о прославлении святого князя Андрея не пропали напрасно. С того времени воспоминание о святом князе снова ожило в Переяславле–Залесском и память его начали праздновать местно. Указом Святейшего Синода 1749 года местное празднование благоверному князю Андрею было утверждено; указом предписывалось: на всех службах в церквях города Переяславля поминать святого князя Андрея рядом с именами других угодников Переяславских. Чудеса при его гробе продолжили совершаться. Так, во время одного пожара деревянная церковь святителя Николая сгорела дотла, но гроб святого князя, его образ, стоявший над гробом, пелена и икона Богоматери на гробе остались целы и невредимы. В настоящее время святые мощи благоверного князя Андрея почивают под спудом в церкви святителя Николая. Нестор Некнижный, Печерский, в Дальних Пещерах почивающий Преподобный Нестор Некнижный, именуемый так в отличие от преподобного Нестора Летописца, подвизался в Дальних пещерах. Оставивши мир и мирские заботы, Нестор Некнижный так усердно служил Господу, что, слушая богослужения, никогда не воздремал, а, молясь, всегда старался мыслить только о Боге и о том, что устами произносил пред Богом. Память его совершается 27 октября/9 ноября, вероятно, ради тезоименитства с мучеником Нестором Солунским († 306). Не лишен интереса рассказ архиепископа Воронежского Антония о посещении императором Александром I Киевских пещер. В 1816 году, 9 сентября, император посетил лавру. Архимандрит Антоний, как состоявший тогда в должности наместника лавры, сопровождал государя при обозрении им пещер как Ближних, так и Дальних. Наместник в кратких словах рассказал государю императору об именах и жизни преподобных, к коим с благоговением он прикладывался. При приближении к мощам сего св. Нестора архимандрит Антоний сказал: «Здесь почивают преподобный Нестор Некнижный». Государь в ответ ему: «Как это преподобный Нестор Некнижный? Там (т. е. в Ближних пещерах) был Летописец, отец истории… Некнижный, значит, не знал грамоты?» «Так, Ваше величество, — отвечал архимандрит Антоний, — он не умел читать. Но слово Божие, вразумляющее человеков, научило его мудрости не земной, но вышней, и он при молитвах своих сподобился видеть Ангелов и предузнал свою кончину». В это время государь, обращаясь к князю Волконскому, сказал: «Угодник Божий не имел суетного просвещения, но чистое сердце и живую веру. Слушая слово Божие, он исполнял его самым делом. Пламенная молитва растворяла ему небеса и, блаженный, он видел небожителей». Тут государь, осенивши себя крестным знамением, сделал земной поклон, произнесши: «Преподобный отче Несторе Некнижный! Моли Бога о нас», — потом приложился к его руке. (Н. Севастьянова. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Нестор Солунский, мч. - житие По житиям Димитрия Ростовского 27 октября (9 ноября) Страдание святого мученика Нестора Нечестивый царь Максимиан, прозванный Геркулом, друг Диоклитиана, придя в город Солунь, вверг в темницу святого Димитрия за исповедание Христа, а сам предался зрелищам и присутствовал на играх. При этом он хвастался одним своим борцом, по имени Лием, происходившим из Вандальского племени, говоря, что его никто не может одолеть. Сей Лий был вторым Голиафом: ростом он превосходил всех людей, видом и характером был подобен зверю, а голос его походил на рев рыкающего льва. От самого взгляда его и голоса трепетали все, смотревшие на него; крепость его тела была удивительна, а сила непобедима, ибо духи нечистые обитали в нем, и вследствие сего никто не мог устоять пред ним. Уже он убил бесчисленное множество людей храбрых и сильных и был весьма любим царем за такую силу. Так как сам царь никак не мог насытиться человеческою кровью, то он и любил того, кто всю свою телесную силу обратил на пролитие человеческой крови. Для сего нечестивого Лия царь устроил среди города высокий и обширный помост на столбах, где Лий мог бы производить состязания в силе, на виду у всех. Под тем помостом было натыкано множество копий и других оружий, острием вверх – для того, чтобы Лий сбрасывал побежденных им на эти острые оружия, пронзенные коими падая умирали. И действительно, Лий, вступая в борьбу с людьми, сбрасывал их под помост на копья и предавал смерти. Царь же, со всем множеством своих воинов, смотрел на сие с удовольствием и любовался своим борцом. Смотрел на сие зрелище и солунский народ, среди коего было много верующих. Видя проливаемую этим бесчеловечным зверем человеческую кровь, они тяжко вздыхали: ибо Лий убил уже много христиан, которых нечестивые насильственно влекли на помост и принуждали бороться с Лием. В том городе жил юноша, по имени Нестор, крепкий телом, красивый лицом, с едва пробивающеюся бородою. Он был близок к великомученику Димитрию, у коего и научился святой вере. Видя неповинно убиваемых христиан, он воспылал ревностью и вознамерился вступить в борьбу с силачом Лием. Придя к святому Димитрию, находившемуся в темнице, он рассказал ему, как много христиан убил Лий в тот день.

http://pravicon.com/info-3013

Принимая во внимание должность Македонского Проконсула, которой облечен был св. Димитрий, и его любовь к отечеству, можем считать за вероятное, что св. Димитрий принимал живое участие в счастливой войне с Дунайскими врагами Империи. Но для Галерия ни заслуга, ни сан, ни высокое происхождение не значили ничего, коль скоро дело шло о Христианине. В глазах Галерия св. Димитрий в то же время сделал еще новую вину. После кровопролитной войны, на которой столько подданных лишилось жизни и столько других оставались без отцов и мужей, Галерий тешился тем, как великан гладиатор, Вандал, убивал людей. А Димитрий отнял у него эту забаву. Дело происходило так: «Один из гладиаторов, Лией, был первым любимцем мучителя, потому что лучше всех умел бороться. Тот, кто вышел в тот день против него для борьбы, был молодой человек, из простого звания, по имени Нестор. Мучитель, хотя дышал убийством, желал пощадить его юность, и думая, что он для корысти хочет сразиться с таким противником, обещал дать Нестору денег, с тем, чтобы оставил свое намерение 17 . Для Галерия не было ничего великого, что не зависело от его богов; любимец и великан его состоял, по его мнению, также под особенным покровительством богов его, почему вызов Нестора на борьбу с Лиеем казался Галерию безрассудным порывом молодости. Но Нестор не для денег и не для славы земной вступал в борьбу с Вандалом; он вступал в нее с теми же чувствами, с какими юный Давид сражался с Голиафом, желал прославить крепость Христа Господа, коего поклонники предавались позору Галерием. Нестор был один из тех, которые посещали Димитрия в его заключении; он усердно изучал наставления Димитрия в вере, и слова великого Страдальца возжгли в нем ревность страдать за Христово имя. «Раб Божий Димитрий! Я хочу сражаться с Лиеем, моли о силе Христа,» говорил юный Нестор. «Святой, назнаменовав на челе и на груди его крест, отпустил его со словами: и победишь Лиея, и примешь мученичество за Христа». 18 Великан Лией получил смертный удар и тотчас умер. Галерий крайне пристыжен и оскорблен был тем 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И сбылись слова сии с ясностью и точностью: Шел борец на муки в дивной непорочности, С ликом светлым, радостным удары принимал И Христа Спасителя пред всеми величал. Возносил о Церкви он теплые молитвы, Стало то судилище новым полем битвы. Хоть годами молод – духом был велик Славного учителя верный ученик. Юностью пожертвовал Нестор за Христа. Выбрал путь тернистый, не сошел с креста. Кровью его праведной Церковь утвердилась, А душа – во славе вечной водворилась. 2. Преп. Нестор Летописец . На 17-м году жизни поступил в Киево-Печерский монастырь, еще при игуменстве преподобного Феодосия. Написал первую историю русского народа, в которую [искусно] включил и историю русского подвижничества. Отличался необычайным смирением и кротостью. В своем достославном литературном труде преподобный Нестор часто называет себя недостойным, грубым, невежественным, исполненным всякого греха. Но Бог, ведающий людские сердца, прославил сего дивного Своего угодника. Когда 27 октября 1114 года Нестор упокоился, от его мощей источилось множество чудес. 3. Благоверный князь Андрей Смоленский . Горя любовью ко Христу, оставил славу и честь, укрылся в некоем монастыре, где переодетый и никем не узнанный 30 лет служил пономарем. Мирно упокоился в Господе в 1390 году Его чудотворные мощи были обретены в 1539 году 158 . Рассуждение Чудо, совершенное святым Димитрием Солунским . О том, что Божии святые жительствуют на небесах, облеченные в великую славу и силу, православный христианин знает не по неким собственным умозаключениям, а по истинной помощи [получаемой от них] и по явлениям святых [небожителей]. Иногда они являются так, что человек и видит их, и слышит; иногда он их только видит или слышит, а порой они незримо и неслышно влияют на наши мысли, на наше положение и на наш образ действий. В ряду многих чудес, сотворенных святым великомучеником Димитрием, отмечено и такое. В храме святого Димитрия в Солуни на должность пономаря был поставлен некий юноша Онисифор. Главным его делом было следить за свечами и лампадами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Михаил черниговский, 20 сент. и 14 февр. Михаил юродивый, преп. клопский, 11 янв. Михей (кто подобен Богу, евр.), прор., из колена Ефремова, 5 янв. Михей прор., из колена Иудова, 14 авг. Миан (т. е. Аммиан – материн, кормилицын, греч.), из Кандавал, муч., 4 сент. Модест (скромный, лат.), муч. луканийский, 15 июня. Модест , архиепископ иерусалимский, 18 дек. Моико , мученица, из 26 муч. готфских, 26 марта. Моисей (от воды взятый, егип.), прор. и Боговидец, 4 сент. Моисей Мурин, преп. египетский, 28 августа. Моисей , пустынник сирийский, 23 февр. Моисей преп. и другий, из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Моисей Угрин, преп. печерский, 26 июля. Мокий (осмеивающий, греч. или Муций, лат.), 11 мая. Мокий и Марк , мучч., 3 июля. Мокий чтец, муч. емисский. 29 янв. Муза (богиня наук и искусств, их было 9, греч.), блаженная, отроковица римская, 16 мая. Муко , диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля. Надежда , муч. римская при Адриане, с Верою и друг., 17 сент. Назарий (посвященный Богу, евр.), и друт., муч. медиоланский, 14 окт. Наркисс (наркисс – цвет, греч.), ап. из 70, 31 окт. Нарса (перс. имя), муч. персидский, 28 марта. Наталия (к рождению относящаяся, природная, дат.), св., супруга Адриана, 26 авг. Наум (утешение, евр.), пророк времен Езекии, 1 дек. Нафанаил (данный Богом, евр.), ап., 22 апр. Неонила мученица, 28 окт. Неон (плавающий, греч. или храм), муч. керкирский, 28 апр. Неон , муч., с Спевсиппом и др., 16 янв. Неон , муч. момпсвестийский, 29 окт. Неон , муч. с Евсевием и друг., 24 апр. Неон , мучен. антиохийский, 28 сент. Неофит (новонасажденный, греч.), муч. киликийский, 22 авг. Неофит муч., 21 янв. Нестор (возвратившийся домой, греч.), в Пергии Памфил., 1 марта. Нестор священномуч., еп. магидийский, 28 февр. Нестор , муч. солунский, 27 окт. Нестор преп., летописец российский, 27 окт. Ника (победа, греч.), муч. коринфская, 16 апр. и 10 мар. Никандр (победа мужа, греч.), еп. мирский, 4 нояб. Никандр врач, муч. египетский, 15 марта. Никандр , муч. мелятинский. 7 ноября.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но в 1939 году началась Вторая мировая война. Япония, владевшая Манчжурией, и Англия, владевшая Индией, воевали друг против друга. Путь из Харбина в Индию был отрезан линией фронта, и связь с Индусской христианской Церковью была потеряна на долгие годы. Следует отметить также пребывание архиепископа Нестора на Цейлоне, через который лежал его путь в Индию. Местный португальский католик-ксёндз, отец Василий Альварец, вошёл в конфликт с иезуитами. В результате духовных поисков ксёндз решил вместе со своей темнокожей паствой перейти в Православие. Он упросил владыку Нестора принять в дар русской Православной Церкви построенный им костёл и принадлежащую ему усадьбу. Дар был оформлен нотариально. В день преподобного летописца Нестора и мученика Нестора Солунского (покровителя владыки) архиепископ Нестор освятил этот храм и отслужил первую Божественную литургию в бывшем костеле. За Литургией молилась паства отца Василия, а также православные греки и все четверо русских, жившие тогда на Цейлоне. После отъезда владыки Нестора в Харбин местные иезуиты начали с помощью подкупленных людей причинять неприятности вновь созданному православному приходу. Они подали в суд на владыку Нестора за якобы незаконный захват ватиканского имущества. Однако суд признал законным хозяином архиепископа Нестора. К сожалению, начавшаяся вскоре война Японии с Англией и Америкой преградила сообщение с Цейлоном, и владыка Нестор остался в неведении о дальнейшем положении первого православного храма на Цейлоне. В годы Второй мировой войны архиепископ Нестор продолжал окормлять свою харбинскую паству. Многих русских молодых людей он спас от службы в японской армии. В 1945 году от имени православного населения Харбина владыка Нестор приветствовал победоносные советские войска, разгромившие японцев. Был воссоединён с Московским Патриархатом, возведён в сан митрополита Харбинского и Манчжурского, экзарха Юго-Восточной Азии. Владыка ещё успел открыть в Харбине русский лицей имени святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Затем Владыка возвращается в Югославию для участия в Соборе Русской Православной Церкви за границей, который продолжался с 14 по 24 августа 1938 года и был посвящен 950-летию Крещения Руси. На Соборе архиепископ Нестор сделал доклад о Братстве Святой Руси имени святого Владимира. Вся боль за страждущую Родину и Церковь проявились в этом докладе. «Русский народ на Руси, – говорит Владыка, – задушен и ушел в себя, в тайники своего многострадального сердца. Он молчит 20 лет, а мир издевается над ним и, умывая руки, так повторяет в адрес России: «Иных спасала себя ли не можешь спасти». 179 Владыка упрекает эмиграцию за то, что она, будучи не силах помочь России, даже и не готовится к делу спасения Родины. Изгнанники духовно разобщены, раздроблены на сотни организаций, созданных на разных основаниях. Между тем, считает архипастырь, только Церковь может объединить русских людей, и в этом апостольский долг духовенства. 180 Владыка предвидит, что России, освобожденной от большевиков, потребуется трудная дорога по возвращению к Церкви. Архиепископ Нестор предлагает Собору составленный им Устав Братства. Помимо прочих пунктов, Устав предписывает своим членам совместную молитву по воскресеньям о спасении России. «Мы хотим, чтобы наш идеал опирался не только на землю, но и на небо, чтобы Россия, возвращаясь на свои исконные исторические пути, получая снова свои многоразличные богатства, оказалась в полной мере обладательницей не только материальных своих владений, не только национального и политического достояния наших предков, но и всего духовного их сокровища. Этот наш идеал мы формулируем как идеал Святой Христовой Руси». 181 После окончания соборных заседаний Владыка отправляется в Индию. Проездом, на Цейлоне, Владыка заболел воспалением почек и вынужден был лечь в местную больницу. Когда он находился в больнице, к нему на прием попросился ксендз Иосиф Альварец, португалец по происхождению, который назвал себя «независимым католиком». Он пришел с необычайной просьбой – принять в дар его костел со всей усадьбой и рощами, постройками и т. д. Причиной было то, что прибывшие из Рима на Цейлон иезуиты стали изгонять португальцев-ксендзов, стремясь отнять у них приходы. Последние объявили себя «независимыми католиками» от Ватикана и от папы. После этого были убиты епископ португалец и все ксендзы, кроме Альвареца, который слезно молил от имени прихожан и от себя принять костел и усадьбу безвозмездно, чтобы не оставлять их иезуитам. Передача была оформлена официально. В день летописца Нестора и мученика Нестора Солунского архиепископ Нестор освятил храм, отслужил в нем первую литургию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Услышав Христово имя и поняв, что Нестор — христианин, царь разгневался и велел ему немедленно идти на помост, думая, что с Нестором случится то же, что и с прочими. Святой Нестор осторожно поднялся на место борьбы; Лий же, шутя и смеясь, стал наступать на святого. Видя приближение Лия, Нестор оградил себя крестным знамением и громким голосом воскликнул: — Боже Димитрия, помоги мне! Затем он схватился с супостатом и начал бороться. Бог, укрепивший некогда Давида в борьбе с Голиафом, укрепил и раба Своего Нестора против нечестивого Лия — на посрамление нечестивому царю, а верным своим на радость. И действительно, малый ростом Нестор оказался в своей храбрости сильнее великого Лия. Схватив его, как птицу, он сбросил великана с высокого помоста на острые копья. Упав на них, как крепкий дуб, Лий с позором изверг свою окаянную душу, и, таким образом, погибла память его с шумом, исчезла его гордая сила и прекратилось суетное хвастовство Максимиана своим борцом. Весь народ солунский — в особенности христиане, видя сию неожиданную и славную победу, воскликнули громким голосом: — Велик Бог Димитрия! Царь, встав со стыдом, пошел в свои палаты, скорбя и горюя о своем любимце Лие. Он сильно разгневался на святого Нестора и повелел схватить его. Узнав же, что и Димитрий повинен в смерти Лия, так как он укрепил Нестора на подвиг, предсказав ему победу, царь повелел казнить обоих. Святой Димитрий был исколот копьями, а святой Нестор усечен мечем. Ныне оба они приемлют от Подвигоположника Христа венцы победы в царствии небесном, коего и мы да сподобимся молитвами святых страстотерпцев.   Кондак, глас 2: Страдальчествовав добре, безсмертную славу наследовал еси ныне, яко воин изрядный Владыки был еси, молитвами Димитрия мученика: с ним убо, Несторе мудре, моля не престай о всех нас. Житие преподобного Нестора летописца Всякое событие, если бы не было закреплено писанием, забылось бы и утратилось для знания. Так, если бы Моисей, наученный Богом, не оставил нам в своих книгах известий о самом начале и первом строении мира, а также о родоначальнике нашем Адаме, то все сие продолжительность времени покрыла бы, как тьмою, и привела бы в забвение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сфера применения иконографии Димитрия Солунского воина была весьма обширной. Однако, как и в случае с образом Димитрия Солунского-мученика, чаще всего это были групповые изображения св. воинов, подобные образам на миниатюре из Псалтири Василия II. Таковы, напр., икона свт. Николая Чудотворца (1-я пол. XI в., монастырь вмц. Екатерины на Синае) - Димитрий Солунский по пояс, на поле иконы в паре с вмч. Георгием, над Феодором и Прокопием; костяной триптих с изображением 40 мучеников Севастийских в среднике и 8 св. воинов на створках (XI в., ГЭ) - Димитрий Солунский рядом с вмч. Меркурием; эмалевая икона арх. Михаила (XI в., сокровищница Сан-Марко в Венеции) - на полях изображены 8 св. воинов, в т. ч. представленные на одной пластине Димитрий Солунский и мч. Нестор. В произведениях такого типа Димитрий Солунский предстает как член небесного воинства, в состав которого входят также Севастийские мученики и арх. Михаил. Та же идея нашла отражение в памятниках, где св. воины представлены вдвоем или втроем, напр. на камее с фигурами великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, венчаемых Христом (X-XI вв., Кабинет медалей Национальной б-ки, Париж); сланцевая икона великомученников Георгия и Димитрия Солунского. (XI-XII вв., ГЭ) - святые показаны в повороте друг к другу; на стеатитовой иконе великомучеников Феодора, Георгия и Димитрия Солунского (XII в., Национальный музей-заповедник «Херсонес Таврический») и на иконе тех же святых (XII в., ГЭ) - на обеих Димитрий Солунский с воздетым обнаженным мечом. Изображение приготовленного для боя меча в памятниках средневизант. времени могла получить неск. иную трактовку: на сланцевой иконе великомученников Георгия и Димитрия Солунского из ГЭ, а также на дне серпентинового литургического сосуда из сокровищницы Сан-Марко (XII в.) мученик представлен вынимающим меч из ножен или вкладывающим в ножны. Редкий для средневизант. эпохи пример отдельной иконы Димитрия Солунского воина - небольшой мозаичный образ с поясным изображением святого (2-я пол. XII в., монастырь вмц. Екатерины на Синае).

http://sedmitza.ru/text/514958.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Димитрий Солунский, Мироточивый, вмч. - житие Великомученик Димитрий Солунский (память 26 октября по ст. стилю) Великомученик Димитрий родился в городе Солуни в Греции. Родители, тайные христиане, крестили его и наставили в вере. Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области. Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере. Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий — христианин. Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу и стал развлекать себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов задорный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов. Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия в темнице, и Димитрий благословил его на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов. Нестора должны были наградить, как победителя, но всесто этого его казнили, как христианина. По приказу императора темничная стража пронзила Димитрия копьями в 306 году. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле. Слуга Димитрия Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Его тоже казнили. В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, а через сто лет были обретены его нетленные мощи. При гробе великомученика Димитрия совершались чудеса и исцеления. В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене, и 100-тысячное войско осаждавших обратилось бегство. В другой раз святой спас город от голода. Житие святого Димитрия повествует, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

http://pravicon.com/info-2165

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010