Это не прошло мимо внимания императора-язычника, и, возвращаясь из похода на славян, он арестовал Дмитрия, заключил его в тюрьму. Дмитрий готовился к смерти, молился, а император организовал бои в Фессалониках, заставляя биться христиан со своим любимым воином Лием, который, естественно, побеждал их. Что сделал Дмитрий Солунский? Он благословил своего бойца христианина Нестора, и тот сбросил убийцу христиан Лия на копья стоящих вокруг воинов. Римский языческий боец погиб, Нестор был казнен, вслед за ним был казнен и Дмитрий Солунский, но их подвиг как великомучеников, борцов за христианство произвел большое впечатление на греков. Поэтому это один из любимых святых греков. Поскольку Дмитрий является покровителем славян, есть сербская легенда о том, что происходило все это вовсе не в Фессалониках, а в сербском городе Сремска-Митровица, как он называется сейчас как раз в честь Дмитрия Солунского. Только потом мощи святого были перенесены в Салоники, потому и получили такое название. На Руси эта славянская традиция почитания Дмитрия Солунского в качестве своего покровителя сохранилась, и образы, имеющие начало от византийской мозаики, будут постоянно тиражироваться в русской иконописи. И многие русские князья будут получать при крещении второе имя именно в честь Дмитрия Солунского.   Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   После осуждения Нестория и подписания примирительного трактата между Кириллом и Иоанном Антиохийским страсти поутихли. Однако горячие головы с обеих сторон желали продолжить внутрицерковную распрю. Одной из таких горячих голов был Евтихий – настоятель одного из константинопольских монастырей, близкий сподвижник нового Египетского патриарха Диоскора, который имел необычайно могущественное положение при дворе. Дело в том, что Евтихий был крестным отцом препозита священной опочивальни – евнуха Хризафия, который был всесильным временщиком в последние годы правления Феодосия II. По сути Евтихий имел прямой выход на императора.

http://academy.foma.ru/category/istoriya...

Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись храма Протата. Ок. 1300 г. В верхней зоне сев. и юж. стен нефа расположены фигуры праотцев - от Адама до прав. Иосифа Обручника («Генеалогия»), на внутренних сторонах 2 арок - фигуры пророков и праведных. В 3-м сверху регистре на 4 столбах центрального нефа изображены евангелисты, во 2-м на юж. и сев. стенах трансепта - апостолы Андрей, Иаков, Фома и Филипп, Симон, Варфоломей, а в нижнем регистре центрального нефа и компартиментов - святители, преподобные, св. воины, целители и многочисленные мученики. Особенностью росписи является также соединение царственности и святости: святые представлены как насельники Царства Небесного - драгоценные стеммы-венцы у воинов великомучеников Георгия и Димитрия, богатейшее узорочье и подвешенные крупные жемчужины на одеждах, кодексы в золотых окладах с камнями и жемчугом на руках у святителей, золотая утварь в композиции «Успение Пресв. Богородицы» (светильники, кадило, курильница у ложа Богоматери, кацея в руках архангела); образы ветхозаветных царей в расшитых нарядах, с коронами и венцами, как, напр., пророк Моисей в одеждах первосвященника с венцом поверх головного покрывала на зап. своде арки. Можно отметить у авторов программы стремление изображать вместе святых, объединенных одним чином святости: напр., на юж. стене юго-зап. компартимента рядом стоят целители-бессребреники мч. Косма, вмч. Пантелеимон и мч. Дамиан. Как и в др. монументальных ансамблях той эпохи, в росписи присутствуют образы местных святых: из числа афонских подвижников - преподобные Афанасий Афонский, Павел Ксиропотамский, Петр Афонский, из святых, особо чтимых в Фессалонике,- вмч. Димитрий Солунский, мученики Нестор и Лупп, свт. Павел исповедник, прп. Григорий Декаполит, прп. Давид Солунский и мч. Александр Пиднский. Стиль Росписи храма Протата исследователи издавна относят к числу лучших образцов палеологовской живописи, отражающих переход от классического стиля XIII в. к новым поискам зрелого XIV в. По наблюдению Цигаридаса, «главные характерные черты живописи Панселина - монументальность соразмерных и сбалансированных композиций, повествовательный характер сцен, взаимосвязанность поз и движений, выразительность пластической моделировки телесной формы, заметной даже в женских фигурах, портретный реализм некоторых образов, адаптация моделей античного искусства, большое значение, придаваемое архитектурному фону, драматический элемент и идеализированный реализм, приспособленные к выражению глубокой духовности» ( Τσιγαρδας. 2008. Σ. 37). Неординарность, продуманность внутренних композиционных связей проявляются в различных деталях, напр., в композиции «Успение Пресв. Богородицы», занявшей всю ширину зап. стены, прямое участие Небесных Сил показано не только через присутствие ангелов, но и через их общение с пришедшими людьми.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Водворение Православия в Сибири началось при самом завоевании ее. Покоритель Сибири Василий Тимофеевич Ермак, как свидетельствует Ремезова летопись, особо чтил Св. Николая Чудотворца и еще весною 1579 года на месте первого своего зимовья у р. Сылвы перед походом в Сибирь соорудил часовню во имя Св. Николая – там, где теперь «Ермаково Городище». Затем, в 1580–81 г. во время своего геройского похода в эту страну идолопоклонства, смешанного с магометанскими понятиями, он имел при себе трех священников и монаха, совершавших богослужения в подвижной часовне. Особо чтимою святынею был у них образ Святителя Николая Чудотворца, с которым после Ермака отважные казаки и стрельцы продолжали дело дальнейшего покорения Сибири. Эта древняя походная святыня покорителей Сибири хранилась впоследствии в Тобольской архиерейской ризнице, а затем в июне 1826 года, в день коронования Императора Николая Павловича была поднесена ему преосвященным Евгением Казанцевым и сделалась с тех пор благодатным наследием Царствующего Дома. Другие две древние иконы из походной часовни Ермака хранятся в соборе г. Березова, как дар казаков Ермака (См. «Оренб. губ. вед.» 1881 г. Таким образом, первые пути в Сибирь для нашей православной государственности были в предшествии Св. Николая Чудотворца проторены самоотвержением благочестивых воинов и сопутствовавших им священнослужителей, имена которых, к сожалению, не сохранились в истории. Доказательством того, что герои Ермака, а по их примеру и все поселявшиеся в Сибири русские люди приписывали свои ратные успехи не столько себе, сколько благодатной помощи Господа и святых Его, служат следующие слова летописи Саввы Есипова: «Прииде же Ермак со товарищи во град Сибирь, сиречь Искер, в лето 7089 (1581) октября дня 26 на память святого великомученика Дмитрия Солунского прославиша Бога, давшего им таковую победу на окаянных агарян и идолопоклонник, радостию радующеся». С тех пор, по свидетельству Н.М. Ядринцева, ведется в Тобольске обычай особо чтить день св. Дмитрия Солунского – современника св. Георгия Победоносца и отстрадавшего одну с ним мученическую участь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Оружие, оказывается, не столь редкий атрибут в иконописи. Саблями секут православных суздальцев ангел Господень и святые Борис и Глеб в композиции «Чудо от иконы “Знамение”», а житийное изображение вооруженного мечом архангела Михаила – просто иконографический канон. Можно видеть оружие и у других святых; это, как правило, копье, щит и меч. Причем святые применяют оружие по своему прямому назначению – для наказания грешников, не прибегая к другим видам орудий казни, ибо святые наказывают, а не пытают. Так, великомученик Димитрий Солунский поражает копьем болгарского царя Калояна, осаждавшего Салоники в 1207 году (табл. 4). Редко, но иногда святые убивают, будучи и вовсе безоружными (табл. 5). Табл. 5. Святой Нестор убивает Лия. Фреска из храма Христа Пантократора. Дечаны, Сербия. XIV в. Подобные примеры выглядят неординарно, особенно учитывая 55-е правило святителя Василия Великого. Ибо оно повелевает извергать из сана священника, даже во спасение своей паствы убившего вооруженного разбойника. На первый взгляд, явная несправедливость. Коль ангелы – служители небесной Церкви – по сообщению Библии, перебили много тысяч народа, а пророк Моисей совершил казнь трех тысяч человек в один день, то почему и чем продиктованы подобные суровые меры к священнику? Ведь даже на войне при любых обстоятельствах иерей не имеет права на убийство врага, а если же случайно и убивает, то опять-таки непременно извергается из сана. Матфей Властарь описывает ситуацию, возникшую на одном из Поместных византийских соборов, когда «различные священники и епископы признались, что они участвовали в битве с неприятелем и убили многих из них, то священный и божественный собор… повелел им престать от священнодействия, хотя некоторые, особенно из числа воинственных, и не соглашались с отцами сего собора» . Священников и епископов, попавших под запрет, легко понять, поскольку они могли руководствоваться словами святителя Афанасия Александрийского, писавшего в послании Амуну: «Непозволительно убивать; но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно» . К тому же, Андрей Анисин сообщает: «Запрет на убийство есть норма абсолютная на личном уровне, однако смертная казнь как “высшая форма социальной защиты” предусматривается в Библии всего на полстраницы ниже заповеди “не убий!”» . Дело здесь, на наш взгляд, не в «несправедливости» наложения наказания, а в факторе волеизъявления: архангел Михаил, ангелы, святые Борис и Глеб, Димитрий Солунский, пророк Моисей, святитель Николай Чудотворец исполняли волю Божию, а священник, случайно или специально убивший человека, ее нарушал или вообще поступал, руководствуясь только своими личными соображениями.

http://pravoslavie.ru/35081.html

Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) и возглавил хиротонию архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского 27 ноября 2022 г. 14:17 27 ноября 2022 года, в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланское подворье) г. Москвы и Божественную литургию в новоосвященном храме. В 2022 году проходят мероприятия, посвященные 1100-летию Крещения Аланского государства. 12-13 ноября с.г. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Первосвятительский визит во  Владикавказскую епархию . За Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках состоялась хиротония архимандрита Петра (Прутяну) во епископа Кафского, викария Патриаршего экзарха Западной Европы. Перед началом Литургии были освящены три престола храма после реставрации: центральный — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый — в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, левый — в честь великомученика Димитрия Солунского. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Крутицкий и Коломенский Павел , Патриарший наместник Московской митрополии ;  митрополит Волоколамский Антоний , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата;  архиепископ Корсунский и Западноевропейский Нестор , Патриарший экзарх Западной Европы;  архиепископ Владикавказский и Аланский Герасим ;  протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Олег Егоров, благочинный храмов Покровского округа г. Москвы, настоятель храма преподобного Василия исповедника — Патриаршего подворья у Рогожской Заставы г. Москвы; иерей Вячеслав Джейранов, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (Аланского подворья); протоиерей Иоанн Гербовецкий, благочинный Португальского округа Испанско-Португальской епархии ; священник Марин Гузун, клирик Покровского собора г. Гатчины ( Гатчинская епархия   Санкт-Петербургской митрополии ); духовенство г. Москвы.

http://patriarchia.ru/db/text/5981033.ht...

К патриарху Цареградскому обращались иногда непосредственно наши епископы. Так поступил Ростовский епископ Нестор, искавший себе защиты у патриарха против Андрея Боголюбского; так же поступили потом Ростовские епископы: Леон, осужденный владыкою Киевским Феодором за свое учение о постах и, вероятно, думавший оправдаться в Царьграде, и несчастный Феодорец, обманом приобретший себе епископский сан от самого патриарха и вследствие того не хотевший подчиниться Киевскому митрополиту. Иногда обращались к патриарху непосредственно и наши князья, как известно из примера князя суздальского и владимирского Андрея Боголюбского . С своей стороны, патриарх действовал в Русской Церкви чрез свои послания. Патриарх Николай IV Музалон (1147–1151) или его преемник Феодот II (1151–1153) присылали свои грамоты Новгородскому епископу Нифонту, восхваляя его за твердость в поддержании духовной власти патриаршей над Россиею. Патриарх Лука Хрисоверг прислал в 1160 г. известное послание к великому князю Андрею Боголюбскому . Патриарх Герман II в 1228 г. прислал свое послание к нашему митрополиту Кириллу I. В этом последнем послании патриарх вместе с Собором своим сильно вооружается против вкравшегося в Русскую Церковь обычая поставлять на священные степени рабов, которые и по рукоположении оставались в рабстве и служении своим господам, и убеждает нашего митрополита и всех епископов, чтобы они отнюдь не допускали такого злоупотребления, а в заключение заповедует русским князьям и прочим властям не отнимать церковных имений и не вмешиваться в святительские суды . Церковь Греческая имела влияние на Русскую еще тем, что иногда давала ей из среды своих сынов епископов. Мы знаем по летописям в настоящий период трех таких епископов: Мануила Смоленского, так много и упорно действовавшего против митрополита Климента; Антония Черниговского, который омрачил свою память всенародным вероломством и дал повод летописцу заметить по этому случаю: «Бяше бо родом гречин», и Николая Полоцкого, который поставлен был на мзде митрополитом Никифором . Русские часто путешествовали по делам веры в Грецию и ко святым местам Востока — в Иерусалим, в Константинополь, Солунь, Афон и иногда приносили с собою оттуда разную святыню, как принесены были, например, икона и срачица святого Димитрия Солунского, мощи святого мученика Логгина и святой Марии Магдалины, часть от камня Гроба Господня и проч.

http://sedmitza.ru/lib/text/435849/

По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития: биографическое (биос) и мученическое (мартириос). Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма – более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа Житий лежат «протоколы» допросов христиан, поэтому они как бы документированы. Полная биография не берется, рассказывается только о мучениях святого. Другая группа Житий повествовала о христианах, добровольно подвергавших себя разного рода испытаниям: богатые юноши тайно покидали дом и вели полуголодную жизнь нищих, подвергаясь унижениям и насмешкам; подвижники, оставив города, уходили в пустыни и жили там в полном одиночестве (отшельники). Особым видом христианского подвижничества было столпничество, при котором святой обитал долгие годы на вершине каменной башни – столпа, а в монастырях подвижники могли затворяться в келье, которую не покидали ни на час вплоть до смерти. Среди византийских Житий наибольшее распространение получили переводы житий Алексия, человека Божьего, Андрея Юродивого, Варвары, Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Екатерины, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, Параскевы Пятницы и др. Жития русских святых создавались на протяжении всех веков существования древнерусской литературы – с XI по XVII век. Жития эти также могут быть систематизированы по типу героев: княжеские, Жития церковных иерархов, строителей монастырей, подвижников во славу церкви и мучеников за веру, жития юродивых. Помимо этого, Жития могут быть сгруппированы по географическому принципу – по месту жизни и подвигов святого и месту возникновения Жития (киевские, новгородские и северорусские, псковские, ростовские, московские и др.). Об авторстве тех или иных житий в ряде случаев мы узнаем из текста самих произведений, на основе косвенных данных. Нестор Летописец (XI–XII), Епифаний Премудрый (XIV–XV), Пахомий Логофет (XV) – вот наиболее известные из авторов русских житий.

http://pravoslavie.ru/119869.html

Великомученик Димитрий Солунский был сыном начальника города Солуни, или Фессалоник. Родители его тайно веровали во Христа и молились о даровании сына. Сын родился, они и его научили вере и тайно крестили. По смерти отца, император Максимиан сделал Димитрия проконсулом солунским и приказал очистить город от христиан. Святой же вместо того начал сам явно исповедовать Христа и учить всех вере в Него. Узнал об этом император и, приехав в Солунь, призвал Димитрия к себе. Св. Димитрий уже приготовился к смерти постом, молитвой и раздачей имения бедным. Представ к императору, он обличил его в нечестии и был заключен в темницу. Здесь святой видел ангела, который показал приготовленный ему мученический венец. Из темницы он благословил молодого христианина Нестора, который, видя, как царский боец Лий убивал много христиан на любимых царем побоищах, бросая их с высоты на острые копья, решился выйти против сего бойца. Димитрий, благословив Нестора, сказал ему: «Ты победишь Лия, но будешь замучен». Так и случилось. Нестор, призвав имя Христово, победил Лия и бросил его на острые копья, и сам был казнен. Царь, узнав, что св. Димитрий благословил Нестора, воспылал гневом и осудил и его на такую же смерть, какой умер любимый его боец. Воины копьями закололи его, – молящегося в темнице, в 306 г. Над гробом св. Димитрия был построен храм, и здесь совершались многие чудеса. При перестройке церкви мощи св. Димитрия обретены нетленными, источавшими миро, почему он называется Мироточивым. Часть главы и мира от мощей св. Димитрия хранится на Афоне, в Ватопедском монастыре; также есть часть мощей там же в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря и Ксенофсвом монастыре и других местах. – В субботу пред днем св. великомуч. Димитрия, называемую Дмитровской, совершается поминовение усопших воинов и вместе с ними и всех православных христиан. Установлено оно со времени вел. Московсвого князя Димитрия Донского. Сей князь, одержав славную победу над татарами на Куликовом поле, совершил в Троице-Сергиевой лавре поминовение павших на брани воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Основной смысл иконы с двумя верховными апостолами – проповедь христианства, несение евангельской истины народам, – идея, актуальная в новокрещеной стране и тесно связанная с темой Божественной Премудрости. Это икона апостольских деяний, образ их обращения к народам, что ясно выражено символикой жестов. Вместе с тем икона обладает и евхаристическим смыслом, поскольку возбуждает целый ряд ассоциаций с византийскими ставротеками, где были приняты изображения апостолов Петра и Павла по сторонам частицы Честного креста. Атрибуты апостолов – ключи рая у Петра 399 , его посох с крестом, книга Евангелия у Павла – содержали в себе тему обетования спасения. Несохранившаяся икона («Архангел Михаил»?) В Софийском соборе должна была быть еще одна икона, симметричная «Апостолам Петру и Павлу». О том, что она действительно существовала, говорит ее оклад, сохранившийся, правда, не полностью. Серебряный оклад Новгородского музея, типологически близкий к сохранившемуся окладу иконы «Апостолы Петр и Павел» и находящийся сейчас на уже упомянутой «Богоматери Корсунской», смонтирован – вероятно, в XVI в. – из двух окладов. От одного, явно принадлежавшего иконе Богоматери с младенцем, остались нимбы. От второго – оклад полей: пятифигурный деисусный чин на верхнем поле и по три фигуры мучеников-воинов на боковых полях: Евстафий. Меркурий и Никита на левом поле. Феодор, Прокопий и Нестор – на правом 400 . Поскольку на верхнем поле утрачено два фрагмента оклада, а характер орнамента позволяет судить о размерах утрат, то, как остроумно высчитала Э. А. Гордиенко ясна и первоначальная ширина утраченной иконы – около 147 см, т. е. такая же, как у «Спаса Златая риза» и у иконы с апостолами. О высоте иконы судить трудно, однако очевидно, что оклад сохранился не полностью и первоначально мог достигать высоты названных древних икон. Этот оклад – не от иконы «Спас Златая риза».Святые мученики-воины не могли занимать поля иконы Спаса; там, по традиции, должны быть изображены апостолы, и они действительно были представлены на иконе «Спас Златая риза», как о том свидетельствует копия в иконостасе Новгородской Софии 401 . Не могло быть мучеников-воинов и на иконе Богородицы, поскольку там изображались преимущественно пророки. Состав святых указывает на то, что это была икона либо св. воина, например. Георгия или Димитрия Солунского. либо архангела Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

В заключение экзарх Анфим, протестуя против провозглашения сего раскола, просит представителей автокефальных православных церквей оказать сочувствие к несправедливо гонимой болгарской церкви 443 . Славянская азбука изобретена была в 855 г. св. Кириллом, епископом моравским 444 , и, по мнению Гильфердинга, была изобретена им не потому, что моравский князь Ростислав просил (862 г.) греческого императора Михаила III прислать в Моравию таких учителей, которые бы могли объяснять моравлянам учение христианское на славянском языке, и оттого св. Кириллу, избранному на это апостольское служение, нужно было составить славянскую азбуку, а потому, что на самом месте родины Кирилла, в Солуни, где между греками много было и славян, славяне принимали уже христианство, но не могли понимать греческих проповедников, и вот для них-то, для своих родичей, св. Кирилл и составил славянскую азбуку и вместе с братом своим, св. Мефодием, начал переводить с греческого языка на славянский св. Писание, а затем и богослужебные книги 445 . Шафарик и некоторые другие полагали, будто св. Кирилл изобрел собственно глаголицу 446 , которая потом будто бы была упрощена учеником Кирилла, Климентом, и однакож по имени учителя его несправедливо стала называться кириллицею. Но это мнение с достаточною полнотою опровергнуто Гильфердингом 447 . Среди западно-славянского духовенства долго существовало мнение, будто славянская азбука была составлена в IV веке блаж. Иеронимом. Мнение это основано было, между прочим, на том, что Иероним (И 419 г.), урожденец Стридона, города на границах Далмации и Панонии, где жили славяне, сказал в послании к Софронию: «исправя перевод св. Писания, я передал его людям языка моего». – Но известно, что в IV веке в Далмации еще не было славян: они появились здесь в 610– 640 годах. При том Иероним, знаток еврейского, греческого п латинского языка, перевел св. Писание не па славянский, а па латинский язык, и этот перевод его впоследствии вошел в западной церкви в общее употребление под именем Вульгаты 448 . Некоторые наконец полагали 449 , на основании разных выводов и соображений, будто св. Писание переведено на слав, язык в первый раз гораздо прежде св. Кирилла и Мефодия, так что эти св. братья не изобрели, а только дополнили и усовершили славянскую азбуку, бывшую уже в употреблении. – Но п. Иоанн VIII, современник св. Кирилла, прямо говорил о нем, как о изобретателе слав, азбуки, и переводчике св. Писания на слав, язык 450 . Тоже самое повторяют и древния легенды, напр. солунская, под заглавием: «Слово Кирилла Солунского, философа болгарского», итальянская из 12 глав: «Жизнь и перенесение мощей св. Климепта», моравская из 14 глав: «О св. Кирилле и Мефодии, заступниках Моравии», чешская, из 6 глав: «О св. Людмилле», паннонская из 17 глав: «Память и Житие св. Мефодия», болгарская из 29 глав: «Житие св. Климента, еп. болгаров» 451 . Тоже повторяют: черноризец Храбр, писатель Хили XI века 452 , преп. Нестор 453 , и дуклянский пресвитер XII в. 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010