Иеромонах Нестор на Камчатке      Труды и заботы о Доме Милосердия стали главным делом владыки Нестора на все годы его жизни в Харбине. Содержание приютов во многом зависело от его личной энергии, и владыка часто обращался с призывами о помощи к добрым людям Харбина как во время проповеди с церковного амвона, так и со страниц местных газет. Нередко он проводил сборы по подписному листу или объявлял об устроении лотереи-базара, проводившейся в одном из крупных кинотеатров города. В 1931 г. для харбинцев наступили особенно трудные дни из-за притока беженцев из приграничных районов, пострадавших во время т.н. «конфликта на КВЖД». Нужда и голод обрушились на множество людей. В своем очередном обращении к харбинцам владыка Нестор тогда писал, что для маленьких сирот, для больных, для стариков и старух наступившие суровые дни являются страшной, непередаваемой трагедией. В то время как всевозможные благотворительные учреждения вынуждены были сокращать свои расходы, Дом Милосердия не только не мог сократить свою работу, но постоянно ее расширял, так как все больше людей обращалось за помощью. В приют поступило еще несколько сирот, несмотря на то, что пожертвования уменьшались из-за ухудшения положения жертвователей. «И вот, зная, как тяжело и трудно русским людям в нашем городе, – писал епископ Нестор, – я обращаюсь к ним с мольбой, принести нам ненужные, маленькие вещи, которые есть у каждой семьи, у каждого человека: рукоделия, безделушки, сувениры и т.п. для базара, который вскоре будет устроен в пользу Дома Милосердия. Я верю и надеюсь, что всегда сострадательное население нашего города широко отзовется на этот призыв. Ведь такими маленькими, ненужными, заброшенными вещами вы поможете нам совершить большое, святое дело. Каждая вещь для базара – это кусок голодному ребенку и больному старику». Митрополит Нестор (Анисимов)      И харбинцы всегда отвечали любимому архипастырю своим участием. Так, во время устроения благотворительного базара-выставки, где были выставлены всевозможные рукоделия Дома Милосердия, большую помощь в организации выставки оказала епископу Нестору Н.Н. Шульц, объединившая дам-рукодельниц, предоставивших на продажу свои работы. Кроме рукоделий от жертвователей принимались работы по дереву и металлу, и все, что могло быть выставлено на базаре.

http://pravoslavie.ru/110298.html

Оба они добиваются сохранения принудительного порядка взимания взносов из религиозных объединений в пользу епархиального управления... Оба они, а также и некоторые другие священники предпринимают меры не только к сохранению религиозных воззрений, но и к активизации этих воззрений. Эти действия конкретно выражаются в попытках проведения юбилеев в честь митрополита, в выдаче наград за активную деятельность в пользу церкви, в организации торжественных богослужений с участием нескольких священников и диаконов и др. На воскресенье 12 ноября с. г. митрополит Нестор намеревался в одной из церквей гор. Николаева устроить юбилейное торжество в честь 45-летия его архипастырской деятельности. Предполагалось, что Нестор лично будет служить литургию в сослужении большого количества священников, диаконов и хора, а затем выдаст от своего имени грамоты ряду священникам и церковным старостам за активную деятельность в пользу церкви. Узнав об этом накануне октябрьских дней и расценивая это как прямую агитацию в пользу религии, я через уполномоченного Совета по делам русской православной церкви при СМ СССР по УССР тов. Пинчука Г. П. сам лично предпринял меры к срыву этой затеи». 259 У старосты одного из храмов были неприятности в связи с тем, что он принял грамоту от митрополита Нестора, не зная о «белогвардейском прошлом» митрополита. С кандидатами на принятие священства представители власти беседуют, отговаривая принимать сан. Наконец, вражда к митрополиту выливается в журнальную травлю и клевету. На страницах журнала «Огонек» появляется статья Т. Степанчука, где митрополит обличается в прегрешениях, которые он не совершал; упреки глупые, наглые, явно недостоверные. Но пятно на репутацию архиерея положено, и он страдает, не в силах это перенести, пишет оправдательные письма, надеясь на восстановление справедливости. Но его объяснения никого не интересовали. Все знали, как и почему делаются такие публикации. Еще в Новосибирске митрополит Нестор по благословению Святейшего Патриарха Алексия начал писать свои «Воспоминания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Праги (Чехия). В библиотеках Москвы были просмотрены подшивки дореволюционной и эмигрантской прессы. Значительное количество статей и фотоматериалов были предоставлены А. К. Карауловым и В. В. Коростелевым, которым, в свою очередь, передавали материалы 3. Д. Астахова, В. А. Дворецкий, В. И. Иванов , С. В. Карпенко, С. С. Левошко, А. В. Маркелов, Л. П. Маркизов, М. Ю. Нечаева, А. Г. Петренко, Т. В. Пищикова, А. В. Попов , Г. Б. Разжигаев, Н. Г. Разжигаева, В. Б. Румянцев, А. Д. Степанов, О. Сумарокова, Н. С. Якимова (Россия), А. А. Алферов, О. Н. Божко, Е. К. Коростелева (Крупка) (Украина), О. Аникеенко, Т. Жилевич, Н. Заика, Г. Кучина (Сухова), В. Стаценко, И. Суворов, Н. Суворова , М. Толмачева, священник Игорь Филяновский (Австралия), священник Серафим Ган, В. В. Шкуркин (США). В сборе материала оказали неоценимую помощь А. К. Караулов, Г. Б. Кремнев, сотрудники ГА РФ Д. Н. Нохотович, А. А. Литвин, А.А. Федюхин, заведующий РГИА ДВ А. А. Торопов, сотрудники ЦА ФСБ РФ В. С. Христофоров, В. В. Марковчи н, А. Т. Жадобин, сотрудник РГВИА А. М. Кульчицкий, краевед Э. С. Дяченко. Сборник готовился при участии студентов-дипломников, ныне выпускников Института, Л. Л. Беляевой, С. Н. Бакониной, О. А. Меркулова. За помощь в составлении сборника выражаю огромную признательность ректору ПСТГУ профессору протоиерею Владимиру Воробьеву. Особая благодарность моему мужу д. и. н. В. И. Косику за редактирование научного аппарата и консультации по вопросам истории русской эмиграции. Также благодарю за консультации и предоставление материалов протоиерея Петра Иванова, священника Олега Давыденкова , священника Дионисия Поздняева, инокиню Вассу (Ларину) (Мюнхен), директора Пражской Славянской библиотеки Лукаса Бабку, Н. А. Кривошееву, И. И. Ковалеву, О. И. Хайлову и многих других людей, на разных этапах оказавших содействие в подготовке настоящего издания. Собранное в настоящем издании духовное наследие митрополита Нестора – бесценный материал к его жизнеописанию, замечательный памятник трагического и сложного периода истории нашей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

На Пасху 1936 года Владыка обращается с пасхальным приветом к «русскому брату-христианину» в России. Потрясающее впечатление производит это произведение, напечатанное в газете «Заря». Оно называется «Письмо на Родину». Написанное короткими сильными предложениями, письмо напоминает ветхозаветные пророческие тексты, его хочется озаглавить «Плач архиепископа Нестора». Вся его любовь к России, вся его жалость и чувство вины от бессилия помочь братьям на Родине, его постоянная тайная тяга к родным пределам, его вера в русского человека, хранящего православие и в условиях гонений вылились в этом письме. «Следы твои целую я, а слезы твои считаю алмазами драгоценными, – пишет архипастырь. – Прими же, моя бедная родина, моя родная мать Россия, со всеми твоими подневольными страдальцами – русскими людьми, христианами православными, мой пасхальный привет: – Христос Воскресе! И поверь в мою безысходную тоску по Тебе, моя Матушка, страдалица Святая Русь!» 147 С 3 июня 1936 года началось регулярное служение молебнов с чтением акафиста и панихид в часовне-памятнике Венценосным Мученикам. 18 июля Владыка служил панихиду в часовне-памятнике. Горько звучали его слова: «Ни одна почти рука не поднялась тогда на защиту Государя. Даже голоса никто не возвышал со смелым и ярким словом защиты. Люди трусливо жались, трепетали за свою жизнь, за маленькие обрывки своего благополучия. И что же – ныне мы все потеряли счастье, благополучие, в томительных муках рабства или изгнания влачим свою жизнь, а убиенные Государь и вся Царская семья в святых обителях Божиих радуются со Господом, Которому они сохранили верность в течение всей жизни и в самой смерти». 148 21 апреля 1937 года архиепископ Нестор заочно отпел умученных и убиенных в России, призывая молиться о них свою паству. В Маньчжурии, как и в других странах русского рассеяния, существовали многочисленные эмигрантские организации: военные, казачьи, литературно-художественные, юношеские и др. Очень высокий авторитет и влияние духовенства было причиной того, что руководители многочисленных организаций старались получить благословение иерархов, привлечь их к участию в своих изданиях и мероприятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«К 1917 году, – спустя много лет свидетельствовал Владыка Нестор, – на Камчатке было уже 32 церкви и прихода, 60 часовен, приписанных к другим приходам, и 45 школ, а в г. Петропавловске была второклассная учительская школа и высшее начальное училище, получившие существование при содействии Братства». 21 25 мая 1914 года за богослужением в Уссурийском Свято-Троицком монастыре о. Нестор был возведен в сан игумена. 22 Однако непомерная нагрузка расшатывала даже молодой организм. С 3 июля о. Нестору был предоставлен шестимесячный отпуск для восстановления на Кавказе расстроенного здоровья и для устроения дел Братства и Миссии. Но вскоре он оказывается не на Кавказе, а... на фронте. 1 августа началась первая мировая война. Игумен Нестор откликнулся на призывы к духовенству помочь сражающейся армии. Он поступает в Лейб-гвардии драгунский полк священником и одновременно начальником санитарного отряда «Первая помощь под огнем врага», организованном Великой княгиней Марией Павловной. Впоследствии он писал: «Я видел смерть храбрых, собирал на поле брани раненых, принимал святую исповедь умиравших воинов и благословлявших своими устами дорогую Россию – родину, своего царя и благодарящих Бога за то, что они честно послужили и честно в бою умирают». 23 Игумен участвовал в действиях русской армии в Привислинском крае, где в 1915 году шли тяжелые сражения. В военном архиве сохранились карандашные записи на клочках бумаги, написанные его полковым командиром. Вот одно из них: «Находясь всегда при полку и не покидая его в самые трудные и тяжелые минуты, своим личным примером и словом оказывает как на офицеров, так и на всех нижних чинов самое лучшее влияние. Отец Нестор следует всегда впереди полка, сопровождает отдельные эскадроны в течение разведки и проводит ночи в сторожевом охранении. В течение Петроковских 24 боев о. Нестор сопровождал эскадрон в окопы, где и находился среди нижних чинов, всегда их ободряя в трудные минуты. 21 февраля, когда наши спешенные эскадроны наступали в лесу у деревни Дрополе на германские окопы, о. Нестор следовал впереди в цепи с нижними чинами с крестом в руке под сильным огнем противника, пренебрегая всякой опасностью, увлекая за собой нижних чинов. В тот же день игумен о. Нестор доставил быстро из наступавших по линии цепей донесение командующему полком, следуя верхом под огнем противника. 22 февраля, когда наши взводы... атаковали германские разъезды, после чего... спешенные части противника открыли сильный ружейный огонь, игумен о. Нестор, пренебрегая всякой опасностью, вдвоем с санитаром пошел пешком к самой позиции, занятой противником, дабы оказать помощь раненым. На основании вышеизложенного, относясь с глубоким уважением к храбрости и мужеству игумена о. Нестора, ходатайствую о пожаловании ему золотого наперсного креста на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества». 25

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Оп. 1. Д. 258. Л. 31. Подлинник. Машинопись и рукопись на бланке архиепископа Нестора. Подпись-автограф. Датировка по бланку. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 914. 22 ХП-4 I 7/8. Помета: «Заслушано Собором». «К докладу Собору. А[рхиепископ] Анастасий». 106 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1 Д. 258. Л. 35. Подлинник. Машинопись. Подпись-автограф. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 187. 15/28 марта 1938 г. Помета: «К докладу». 107 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 259. Л. 7. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подписи-автографы. Печать Архиерейского Синода РПЦЗ. Вх. 385. 9/22 июня 1938 г. Датируется по входящему номеру. Пометы: «9/22 июня. Изготовить ответ. М[итрополит] Анастасий», «Малабар». 108 Печ. по: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 318. Л. 1–1 об. Подлинник. Машинопись и рукопись. Подпись-автограф. Пометы: «Малабар», «1938.26 ноября/9 декабря. К докладу Синоду. М[итрополит] Анастасий». 109 В указе Архиерейского Синода РПЦ за границей от 2 января 1939 г. по н. ст. постановлено, что «в случае выражения священником Иосифом Альварецом желания присоединиться к Православной Церкви о. Нафанаилу надлежит прежде всего выяснить, не произошло ли отделение рукоположившегося названного священника [от] Епископа вследствие какого-либо тяжкого, влекущего за собой лишение сана антиканонического поступка, напр[имер] вступление в брак и т. п.), и удовлетворяет ли сам проситель всем каноническим требованиям, предъявляемым к кандидатам в священство Православной Церковью. Если он удовлетворяет всем означенным требованиям, о. Нафанаил может принять его на основании 95 правила Трулльского Собора третьим чином, т. е. после прочтения подписанного им исповедания Православия, находящегося в чине, «ка-ко приимати к православной вере приходящих, иже николиже быша в ереси», а равно во втором исповедании веры из чина Архиерейской хиротонии и исповедании о принятии всех Вселенских Соборов. Таким же образом принимать и мирян из «независимых католиков» с тем, чтобы над теми из них, над коими не совершена была конфирмация, совершалось миропомазание по чину «еже како миром помазати от еретик к Православной вере приходящих и Церкви Соборной соединяющихся»».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Отправляясь в 1907 году на Камчатку, я поставил перед собой цель – не ограничиваться обязанностями духовного пастыря, но и обучать местных жителей грамоте, а также, имея при себе походный аптечный набор лекарств и перевязочный материал, руководствуясь скромными медицинскими знаниями, стремился прививать им по мере моих возможностей понятие о лучших условиях жизни. Нелегкая это была задача! Для того чтобы облегчить страдания этих несчастных людей, я возил с собой не только походную аптеку, но и не менее двадцати пудов цинковой и ртутной мази. Они всегда с нетерпением ждали и радостно встречали меня, как избавителя от телесных страданий. Летом, пользуясь благоприятной погодой, они выходили на берег моря к прибытию парохода и спрашивали: – Нет ли на пароходе Майнгу-попа Нестора с хорошей мазью (цинковой)? В юртах, где мне приходилось жить некоторое время, чтобы по мере сил моих и примитивных познаний в медицине облегчить страдания больных, я встречал буквально полусгнивших калек-людей. Вот, например, в одной из юрт ползет по земле десятилетний мальчик, покрытый страшными гнойными язвами. Бессвязным глухим стоном он просит помощи и облегчения. Его не менее несчастная, чем он, мать старается облегчить страдания своего дитяти, но делает это по своей некультурности диким образом. Она выскабливает его гнойную коросту тупым рабочим грязным ножом и им же потом режет рыбу, вытирая раны и нож одной и той же меховой тряпкой или подолом меховой куклянки. В другой юрте меня ужаснуло такое зрелище: на земляном полу копошилась совершенно голая семья калек. Старик с отгнивающими ногами стонал, пытаясь передвигаться с места на место. Мать и ее восьмилетний ребенок, также беспомощные и искалеченные болезнью, ползают по юрте, а единственный сын-работник на охоте и на рыбном промысле – их кормилец. Однажды в юрте мне встретилась больная старуха. Она сидела на земле у костра и скорбным взглядом смотрела на меня, приветствуя как долгожданного гостя. Сдерживая страдальческие стоны, старуха сдирала с гниющего плеча коросту и запекшуюся кровь с гноем, а также присохшую к гнойным ранам меховую тряпку, заменявшую бинт. А возле этого полуживого существа вертелись щенки, вылизывавшие ноги старухи и подбиравшие с земли комки гноя с кровью на меховых тряпках.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

«Перед самой Второй мировой войной «Православную Русь» за правдивое и решительное отстаивание общерусских церковных интересов запретили к распространению в Польше и Латвии» [x] . В Польше в 1920 – 1930-е гг. было отобрано у православных и по большей части взорвано около 800 храмов, духовенство, сопротивлявшееся полонизации или пользовавшееся особым пастырским успехом, попадало в тюрьмы и лагеря, запрещалось в служении и высылалось за границу [xi] . На страницах газеты публиковались свидетельства такого преследования православных христиан со стороны польских властей. В 1930-е гг. с «Православной Русью» начали сотрудничать выдающийся русский философ и мыслитель И.А. Ильин, профессор Н.Д. Тальберг, церковный публицист и писатель будущий архиепископ Аверкий (Таушев). «Православная Русь» живо следила за всем, что было связано с церковной жизнью в СССР. Публикации на эту тему проникнуты состраданием к русскому народу, надеждой на то, что «под игом России советской живет Русь Православная». Примечательна статья «Молебен у родной земли», где рассказывалось о служении Камчатского архипископа Нестора (Анисимова) в китайском г. Сахаляне, расположенном на берегу реки Амура против находящегося на советской территории г. Благовещенска. На том берегу была слышна проповедь Нестора, призывавшая русских православных братьев обратиться к Богу: «Мы же будем молиться за страдающий русский народ, томящийся в плену у себя на родине, о спасении его от власти жестокой и безбожной, и о вразумлении вас, помраченных умом…» [xii] . Во второй половине 1930-х гг. в Европе укрепились антикоммунистические силы. Многие деятели РПЦЗ возлагали свои надежды на эти внешние силы так же, как в годы гражданской войны надеялись на помощь союзников, а на Украине – немцев. Эти надежды на помощь «варягов» отражались и в некоторых публикациях «Православной Руси» того времени, выражавших идею о том, что «Россия находится под оккупацией «Интернационала», а немецкие войска идут сокрушить его». Суждения в статьях, где высказывались подобные мысли, естественно, не могут не вызвать несогласие у современных российских читателей. Вместе с тем следует отметить, что в годы Второй мировой войны, находясь на оккупированной немцами территории Словакии, «Православная Русь» прежде всего занималась своим непосредственным делом – укреплением читателей в православии.

http://bogoslov.ru/article/4847071

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Неюбилейные мысли. Беседа с заслуженным журналистом Украины В.С. Анисимовым. Ч. 1 01.08.2019 22:28 Василий Семенович Анисимов Василий Анисимов — автор многочисленных публикаций по социальным, правовым, экономическим и политическим вопросам Чернобыля. Награжден премией международной Ассоциации журналистов, пишущих на чернобыльские темы и орденом Союза Чернобыль Украины «За гуманизм». Представлял Украину на международных форумах журналистов по этой проблематике. За творческие достижения награжден Золотой медалью Киевского Союза журналистов. В последние годы написал много проблемных и полемических материалов о церковно-государственных и межконфессиональных отношениях в Украине, осуществил ряд издательских проектов. Статьи по церковной проблематике переиздавались в отечественной и зарубежной прессе, а также выходили отдельными сборниками «Истинный лик филаретовского патриархата», «К истории автокефального и филаретовского расколов». Награжден орденами Украинской Православной Церкви: Преподобного Нестора Летописца. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/08/01/22-2...

Жизнь камчатского стойбища зависела от рыбного промысла, и о. Нестор написал для своей паствы «Молитву на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей и мрежей» на русском, корякском и тунгусском языках. Эта молитва в 1910 г. была утверждена Святейшим Синодом. Слушая проповеди о. Нестора и замечая изменения к лучшему, местные жители обращались в Православие целыми поселками. За успешную миссионерскую работу в 1913 г. о. Нестор был возведен в сан игумена. Иеромонах Нестор (Анисимов) с мамой Антониной Евлампиевной перед отъездом на Камчатку О. Нестор понимал, что не сможет изменить жизнь Камчатки в одиночку. К 1910 г. он разработал проект и написал устав Камчатского православного братства с филиалами во всех крупных городах России. С помощью Братства планировалось собрать средства для миссионерской и просветительской работы на Камчатке. Проект должен был быть утвержден Синодом, но в Петербурге обер-прокурор Синода С.М. Лукьянов отказал даже в рассмотрении устава. Не отчаиваясь, о. Нестор стал читать лекции о Камчатке и собирать подписи среди известных лиц Петербурга. Депутаты Государственной Думы поддержали проект, и вскоре иеромонах был приглашен в Царское Село к Государю. Император Николай II настолько заинтересовался идеей, что согласился предоставить Братству покровительство цесаревича Алексея, и вскоре устав Камчатского православного братства был утвержден Синодом. С лекционным периодом был связан один забавный эпизод. 4 декабря 1910 г. «Петербургская газета» опубликовала такое сообщение: " Иеромонах Нестор-негр прибыл с Камчатки и сегодня в епархиальном доме на Стремянной улице сделает доклад о Камчатке, где он служил, разъезжая по делам священнослужения на лодке с Камчатки на Ямайку. Он плохо говорит по-русски, но хорошо владеет английским языком. Вход на его лекцию для всех бесплатный " . Возмущенный о.Нестор принялся звонить в редакцию и узнал в конце-концов, что репортер, отправленный делать с ним интервью, встретив в лаврских воротах выходившего монаха-негра, вообразил, что это и есть его герой, остановил его и, тыча пальцем в грудь, спросил:

http://pravoslavie.ru/37516.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010