Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад. К проблеме Эдесского убруса и послания трех восточных патриархов Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа В новейшем издании «Послания трех восточных патриархов императору Феофилу», осуществленном недавно Дж. Мунитисом, Дж. Хрисостомидис, Э. Харвалиа-Крук и Ч. Дендриносом, сделана попытка проследить, когда именно история нерукотворного эдесского Убруса, занимающая столь важное место в Послании, впервые появляется в литературе православного Востока. Дж. Хрисостомидис предприняла эти разыскания с тем, чтобы выяснить, мог ли рассказ о нерукотворном образе содержаться в официальном документе восточных патриархов, написанном в 836 г., – а именно за таковой выдает себя упомянутое Послание. Полученные исследовательницей результаты оказываются негативными: по ее мнению, нет никаких свидетельств того, что к 836 г. эдесский Убрус и история его возникновения были признаны Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церквами в качестве достоверного церковного предания . Однако состав использованных при доказательстве этого тезиса источников страдает весьма существенными пробелами. Именно их я и попытаюсь восполнить в данной заметке. Дж. Хрисостомидис, на мой взгляд, достаточно убедительно доказывает, что упоминания о нерукотворном образе Спасителя, приписываемые св. Иоанну Дамаскину (ум. в 749 г.), скорее всего, суть позднейшие интерполяции. Речь идет о двух фрагментах, в одном из которых упоминается «иматий» (imation) , а в другом – «тряпица» или «кусок полотна» (akos) , на которых Христос запечатлел Свой лик.

http://pravoslavie.ru/5787.html

Но смех услышал предержащих власть. И вопросил Господь: – Найдется ль тот, Кто сокрушит во тьме грехов живущих, Кто на Кремлевский древний холм взойдет, Как праведник, народу свет несущий? Тогда настанет радости пора И озарит Россию свет Добра. Псалом 22 Мой пастырь, посох мой – Господь неодолимый. Нужду превозмогу, Его щитом хранимый. На пажитях моих благословит Он всходы И тихий дождь пошлет, и рек спокойных воды. Тверда моя душа, и к правде путь мой прям, Ибо со мной Господь – нерукотворный храм. Пойду ли в смертной мгле, от зла не содрогнусь. Ты укрепил меня. С Тобой ли убоюсь? Ты хлеб насущный дал и чашу медовую. И я перед врагом, не покорясь, пирую. О благости моля и милость восхваляя, С Тобой пребуду я – душа Твоя живая. Псалом 31 Блажен, кому отпущены грехи И беззакония, и слово святотатства, В чьих помыслах нет злобы и лукавства, И дни его, как исповедь, тихи. Когда молчал я в тяготе моей, В стенаньи обветшали мои кости. Лишь пустота в Твоей зияла горсти, И я иссох, как вереск в суховей. Тогда я в покаянии Тебе Открыл свои грехи и преступленья, И гибельного чувства вожделенье… И внял Ты мне в спасительной мольбе. Так праведник Тобою защищен В благопотребном времени молитвы. Избегнет он неодолимой битвы, Огни и воды переступит он. Ты – мой покров, Ты оградил мой дом, От скорби избавление даруя. Ты мне сказал: – Отныне вразумлю Я Каким идти к спасению путем. Мои рука и око в вышине Да будут над тобой, как Образ в храме, Но не уздой железной с удилами, Чтоб ты, как лошадь, послушался Мне. – …Как много в мире горя и страданья! Но дарит Бог нам радость в покаяньи. Псалом 35 Злу, что во мне, я говорю: «Изыди!» Как часто в неразумности я льщу, Что потому в себе его ищу, Чтобы затем сильней возненавидеть. В устах моих неправда и лукавство. Нет страха перед Господом моим. И вновь я беззаконием томим И отдаляю праведное царство. О Господи! Неизмеримы милость И истина Твоя, величью гор сродни Святая правда. Судеб наших дни Хранишь Ты, чтобы казнь не совершилась, Покой мы обретаем и защиту

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Генеральное сражение состоялось около города Англона, и закончилось оно катастрофическим поражением римлян. Сам Нарзес, пораженный в голову и вынесенный с поля битвы своим братом Исааком, скончался от раны. Римляне бежали, причем с такой поспешностью, что, по словам Прокопия Кесарийского, «из коней не остался живым ни один, ибо как только они останавливались, то падали и тотчас же издыхали. Столь страшного поражения римляне никогда раньше не испытывали. (Это, конечно, риторическое преувеличение. – прот. В.Ц. ) Многие оказались убиты, еще большее число было взято в плен. Враги забрали у них такое количество оружия и вьючного скота, что персы, надо полагать, после этого сражения стали много богаче» . Ободренный победой, Хосров в следующем 544 году снова и уже в четвертый раз повел свои войска против Рима, вторгшись в Осроену и осадив Эдессу. Прокопий пишет о религиозных мотивах этого вторжения: Хосров, по его словам, совершил его «не против Юстиниана, василевса римлян… но исключительно против Бога, Которому единому поклоняются христиане. Ибо после первого нашествия Хосров отступил… и его самого, и его магов охватило глубокое уныние: они считали, что были побеждены Богом христиан. В своем стремлении рассеять это уныние Хосров грозился у себя во дворце, что всех жителей Эдессы обратит в рабство… а город превратит в пастбище для овец» . Когда персы приблизились к Эдессе, где хранился Нерукотворный образ Спасителя , жители города, готовясь к его обороне, полагались на помощь свыше. Шахиншах, по словам Евагрия Схоластика, «подверг эдессян осаде, думая опровергнуть беспрестанно повторяемые верующими слова, что Эдесса никогда не покорится врагам; это (пророчество) не содержится в послании Христа, Бога нашего, к Агбару, как о том известно… из сочинения Евсевия Памфила, который читал сам текст послания; тем не менее верующие так его оглашали и так в нем уверились, что оно осуществилось… После того как Хосрой приблизился к городу, предпринял тысячи атак, насыпал такой высокий земляной вал, что он превзошел стены города, и испробовал тысячи других способов, ему (пришлось) уйти, ничего не добившись» . Хотя четырежды повторенный приступ закончился провалом, Хосров всё же получил от эдесситов выкуп – 5 кентинариев золота.

http://pravoslavie.ru/68129.html

В общем, горячих тем было много, но главное для нас было показать, что человек верующий – это человек думающий, даже во многом более продвинутый, чем обычные люди. Мы не стеснялись об этом говорить, хоть у нас и небольшое издание было, маленький тираж на газетной бумаге. – Денег не хватало на хорошую полиграфию? – Да, но это был и своеобразный имиджевый ход: студенческая газета не должна быть глянцевой и гламурной. – Какие тексты больше всего памятны? – Мне больше всего нравятся многие интервью, которые мы брали. Впоследствии мы даже издали сборник интервью «Судьба и вера». В ходе беседы очень ярко раскрывался человек, и сам для себя ты многое открывал. Помню, с Виктором Петровичем Мазуриком было интересное интервью о японской культуре и том, как ее воспринимать с христианской точки зрения. С Александром Александровичем Волковым, с Никитой Ильичом Толстым. Интервью с Андреем Чеславовичем Козаржевским – прямо перед его смертью – он был практически «крестным отцом» нашего издания, ведь это интервью было самым первым в «ТД», а потом один из номеров мы посвятили уже его памяти. Иногда происходили самые настоящие чудеса. Нужно было какой-то материал найти, и вдруг он возникал просто ниоткуда. Так, у нас была полемика о Туринской плащанице: одним физиком была высказана гипотеза о том, что Нерукотворный образ Спасителя и Туринская плащаница – это одно и то же. Но ведь церковное предание и традиции исключают такую возможность. И вдруг нам пришла из Парижа статья Б. Успенского, которая всех примирила и все акценты расставила верно. – Кто для вас был образцом того, как надо писать, на кого вы ориентировались? – Как писать — определенного идеала у меня не было, а вот образец редакторского подхода — это, конечно, «Независимая газета» Третьякова. Я там очень многое для себя почерпнул. – Например? – Например, полифоничность: сталкиваются совершенно противоположные позиции, но не в режиме ругани, а в режиме интеллектуального дискурса и полемики. И редактор умеет все это организовать, подать, преподнести. Как редактор Виталий Третьяков, конечно, абсолютно гениальный человек, газету и приложения он строил очень интересно, они сразу же раскупались.

http://pravoslavie.ru/42110.html

По этому поводу возникла переписка эдесского эмира с халифом аль-Муттаки, который созвал законоведов и просил решить, как поступить в настоящем случае. Многие из них были против выдачи Убруса, но один из участников совещания, Али-ибн-Иса заявил, что “избавление мусульман из плена и выведение их из обители неверия и претерпеваемых ими там нужды и притеснений” гораздо более важно и обязательно для мусульман, чем владение иконой. С этим согласились все присутствовавшие. Халиф сообщил об этом эмиру, и тот в 944 г. выдал грекам святыню, несмотря на сопротивление местных христиан, в обмен на 200 пленных, 12 000 серебряных монет и мирный договор 6 . 15 августа 944 года эдесскую реликвию встретили у Золотых ворот Константинополя, а на следующий день устроили ей всенародное чествование, которое стало ежегодным церковным праздником. Этому событию посвящена приписываемая императору Константину Багрянородному “Повесть о перенесении Нерукотворного образа” 7 , кроме того, о нём записано у Продолжателя Феофана, а из арабских источников его упоминают Яхъя Антиохийский и Ибн аль-Асир. По случаю возвращения святыни была составлена особая минейная служба на 16 августа, в стихире которой говорится: “образ Твой отходит ныне от земли неверных и ко граду царствующему и благочестивым людям приходит”. Канон службы имеет надписание “творение Германа патриарха”, но это не может быть известный песнописец святитель Герман I Константинопольский, умерший в 740 г.; возможно, имеется в виду патриарх Герман II (1222–1240). В нём говорится, что “желая похитить и на время принизить доброе, родитель зависти дерзко передал это рукам скверных, но обличился, как безуспешно замышляющий” (III, 2). Таким образом борьба христиан с мусульманами представляется как видимое проявление духовной борьбы диавола против Христа. Через захват Эдессы диавол передал в руки мусульман христианскую святыню — образ Спасителя, но через произошедшую благодаря доблести христианского воинства выдачу Убруса его планы были разрушены.

http://pravmir.ru/otnoshenie-k-islamu-v-...

О том, что на Руси икона «Христос во гробе» отождествлялась со страстной реликвией, на наш взгляд, свидетельствует икона XIV в. из собрания ГТГ, двуцветный – бело-коричневый – красочных слой которой более всего напоминает нерукотворное изображение на плащанице 905 . Мысль о чудесном происхождении иконографии «Уныние нашего Господа» была характерна даже для позднего средневековья – так, Максим Грек называл его «нерукотворенным образом Спасова схождения» 906 . Значительную роль в создании иконографического и художественного замысла икон «Нерыдай мене Мати» играл сам материал – белая льняная ткань, на которой чудесным образом запечатлелся сначала лик живого Христа, а после смерти Спасителя и все его мертвое тело 907 . Включение мотива ткани, ставшей осно, непосредственно соприкасавшейся с истинной плотью Бога 908 , придавало композиции достоверность, а иконное пространство наделяло божественным присутствием Воплощенного. Поэтому на иконах «Не рыдай мене Мати» образ белоснежной ткани столь значим и в смысловом, и в художественном отношении. Irina Shalina State Russian Museum, Saint Petersburg The icon of Christ the man of sorrows and the image-relic of the Constantinopolitan shroud The purpose of this article is to demonstrate a very important and so far insufficiently studied phenomenon of Byzantine culture – its tendency to use relics as icons and to venerate icons as relics, thus combining them in one object of worship. Not of minor importance in Byzantium was the sacred space of the church – reliquary where such an object was demonstrated. This space like the icon-relic itself was considered as a model, as a kind of archetype. One of Byzantine representations, which reflects such an ancient ‘spatial’ image of an icon-relic-cross is the image of the Man of Sorrows. According to some scholars, the origin of this iconography was rooted in the Passion ceremony on Good Friday in the 11th and 12th centuries, in which such icons had special liturgical function. In my opinion, the iconography of the Man of Sorrow is not of liturgical, but of historical origin and it goes back to the representation of the dead body of Christ on the Holy Shroud – a Passion relic of Christ, which was kept, according to the documents, in the Pharos church.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга «Домик Петра Великого» после выхода в свет была поднесена Императору Александру III, за что отец Дмитрий был удостоен Высочайшей благодарности. В 1892 году Булгаковский издал брошюру «Нерукотворный образ Спасителя в домике Петра Великого в С.-Петербурге» 179 . В 1894 году обе книги были переизданы протоиереем Василием Михайловским , а в 1898 году Михайловский перевёл книгу «Домик Петра Великого и его святыня» на французский язык 180 . Уже после первого её издания Булгаковский несколько раз работал в общем архиве Министерства Императорского Двора с целью разыскания новых сведений, относящихся к Домику Петра I. Известно, что он работал там по указанной теме в 1896 и в 1900 годах, однако все последующие переиздания книги выходили в свет с указанием, что переиздаётся она «без перемен». В 1892 году вышли брошюры отца Дмитрия, посвящённые армейской теме, «Русский солдат на войне» 181 и «Первые шаги молодого солдата» 182 . Последняя брошюра представляла собой пастырские советы нравственного и бытового характера молодому солдату, начинающему воинскую службу. Будучи в своё время полковым священником, автор прекрасно знал, с какими проблемами приходится сталкиваться новобранцу. В своей брошюре он попытался дать молодому солдату ряд дельных советов, как вести себя и как правильно настроиться на дальнейшую службу. Брошюру составили соответствующие рубрики: «Скука по родине и средство избавиться от неё», «Сознание высокого долга военной службы», «Любовь к военной службе», «Условия успехов молодого солдата», «Отношение его к дядьке (старшему солдату-наставнику. – Г.Щ.)», «Поведение молодого солдата», «Сбережение здоровья и чистоплотность», «Бережливость казённого имущества», «Товарищество и уважение к чужой собственности» и др. Брошюра эта вскоре после издания была одобрена Главным Штабом «к обращению в войсках» 183 , а через несколько лет после очередного переиздания – Главным Морским Штабом для корабельных библиотек 184 . Издания отца Дмитрия, посвящённые армейской тематике, были отмечены и в печати. «Эти брошюры, – писала газета «Свет», – весьма изящно изданные и написанные прекрасным языком, вполне доступные пониманию грамотного простолюдина, “составляют”, по нашему мнению, весьма ценный вклад в далеко не обширную у нас “литературу для солдат”. Брошюры имеют целью внушить солдату любовь и уважение к военной службе, вселить ему уважение к себе, к своей доблести и силе, и, кроме того, преподать ему истины добра и правды на строго православной религиозной почве. Благотворное влияние подобных изданий на солдат более чем несомненно» 185 . Газета «Новое Время» также обратила внимание на эти издания, отметив, что «автор вполне простым и понятным для русского солдата слогом учит, как следует солдату вести себя, чтобы приобрести общее уважение» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

А я им говорю: " Ну как вы можете не признавать икон, если Спаситель Сам создал Нерукотворный образ, приложив к Своему лику плат и отослав его царю Авгарю?! " . Но они почему-то меня не понимают…». Конечно, не понимают, ибо рассказ об Авгаре — это внебиблейское предание (впервые зафиксированное в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского и в «Учении Фаддея» в начале IV столетия ). И для протестантов, признающих авторитет только Библии, этот рассказ не более авторитетен, чем сон, увиденный на прошлой неделе Марьей Иванной из пятого подъезда. Странно не то, что протестанты не принимают аргумента этой православной миссионерки. Странно, что она сама, неоднократно попадая в подобную ситуацию, так и не попробовала найти другие аргументы. Смотрите: это ведь, несомненно, одна из самых сознательных и грамотных прихожанок — раз она приставлена к книжкам. Эти вопросы она слышит неоднократно. И она понимает, что от ее ответов зависят судьбы многих людей. И книжки-то нужные у нее под рукой. Но ей и в голову не пришло самой поискать нужную книгу, раскрыть ее и выучить оттуда несколько действительно библейских аргументов в защиту иконопочитания и Православия. Даже ради многих людей, которые к ней обращаются, она не соизволила потрудиться. Вот эта наша лень-матушка, что прежде нас родилась, вот она-то нас и похоронит в конце концов. — Считаете ли Вы, что интерес к фигуре Христа, чем бы он ни был вызван, в любом случае — хорош? — Нет, я так не считаю, потому что Сам Христос не всякий мотив обращения к Себе приветствовал. Он, например, уходил от людей, которые обращались к Нему по чисто утилитарным мотивам. После того, как Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами и часть этих людей на следующий день пришла искать Его снова, Он сказал: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились (Ин 6:26). — Многие люди приходят к вере через рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Но значит ли это, что надо развивать подобные направления миссии? — Могу сказать одно: я рад, что эта рок-опера пришла к советской молодежи в те годы, когда та еще не знала английского языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Над дверями Нерукотворный образ Спасителя. На левой стороне паперти между двумя пилястрами изображено: «Чудо в море с Ионою пророком, как пожре его рыба кит и выверже на море». Представлено синее море с высокими волнами; на нем двухмачтовое судно, наполненное пассажирами; последние за голые ноги выбрасывают Иону в море, одетого в длинную рубашку. Кит проглатывает Иону; из пасти морского животного торчат только ноги и спина пророка. Дальше – кит выбрасывает Иону на скалистый берег. Иона голый, только с повязкой по чреслам (прежняя его одежда, очевидно, осталась во чреве китовом), сидит под зеленой тыквой перед городом. Из окна здания на возвышенном месте города смотрит царь. Внизу перед стенами города царь же, вельможи и простые граждане в молитвенных позах, многие на коленях. Вдали лошади, поднявшие головы кверху (в знак того, что они воздерживаются от пищи). Надписи – над первою половиной картины: «Иону пррка корабельници извергоша ис корабля в море и пожре его кит великий и повели китоу великому изврещи Иону на сушу к Ниневинскому граду», под второю половиною: «Царь Ниневистий и вси людеи Ниневистеи и скоти их постятся и тоужать и плачут о своих согрешениих и прият покояние в тре дни». На пилястрах же представлены – князья Даниил Александрович и Дмитрий Иоаннович Донской. Напротив этих изображений, на правой стороне паперти, на пилястрах же между окнами, находим философов Анахарсиса и Платона, а над окном под сводом – Зенона. У Анахарсиса борода небольшая, волосы на голове короткие; он в шапке, в мантии и еще в двух одеждах, из которых одна короткая по колена; левая рука философа поднята кверху, в левой хартия со словами: «Уныние есть пагуба человеком и всяческим, иже суть в них». У Платона волосы на голове и борода длинные, одет он в тогу и плащ, на голове венок (?), правая рука опущена книзу, в левой хартия с надписью: «Бог, понеже благ есть и благословению убо есть виновен, злым же никакоже той». На левой стороне над изображением пророка Ионы, около двери представлен философ Омирос; на голове у него такой же венок, как у Платона, одет он в мантию, рубашку, штаны и высокие сапоги; борода у Омироса и волосы на голове небольшие, правая рука поднята кверху, в левой хартия со словами: «Светило земли во языцех Хс ходити начнет странно ис боку».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Десятки лет были положены на изучение Туринской плащаницы. Ее снимали в различных лучах спектра от рентгеновского до инфракрасного излучения. Над ней трудились физики, химики, ботаники, палеоботаники, анатомы, врачи, судебно-медицинские эксперты, криминалисты, искусствоведы, археологи, историки, нумизматы. Созывались специальные конгрессы. Множество ученых, благодаря данным исследованиям, обратились к вере в Бога. И всеобщим научным убеждением стало то, что Туринская плащаница несет на себе признаки глубокой древности, а изображение Спасителя на ней не является произведением художника, то есть оно – нерукотворно. «Всякий, кто знаком с ликом, отпечатавшимся на Плащанице, не может не задуматься над этим явлением. Умершее лицо Того, Кто был в этой пелене и Чей образ отпечатался на ней, – одновременно и мертвое, и живое. Оно не просто мертво, оно «не спит вечным сном: оно мертво в результате страшных страданий; оно изуродовано, избито, покрыто каплями крови, текущими из-под волос; оно – незабываемо в своих мучениях, следы которых покрывают все тело и спереди, и сзади. И одновременно этот лик источает удивительный мир и покой. Лицо Обвитого пеленой «спит» в тихом сиянии любви, точно всех этих столь ясно видимых жутких страданий и не было. В этом смысле здесь наблюдается полное внутреннее противоречие, в котором одновременно присутствуют и смерть, и жизнь!» Епископ Василий (Родзянко) . Материя Плащаницы представляет из себя льняное полотно, тканное зигзагом 3 на 1. Такая ткань, получившая название «дамаск», изготовлялась на Ближнем Востоке, например в Сирии, со II века до P. X. по конец I века по P. X. В более ранние или поздние времена подобные ткани неизвестны. Ткань «дамаск» была весьма дорогой, и то, что именно она использовалась для Плащаницы, вполне согласуется с повествованием Евангелия о состоятельности Иосифа из Аримафеи, решившего погребсти Тело Христа ( Мф. 27:57–60 ). На Плащанице сохранились отпечатки двух монет, которыми, согласно древнему обычаю, были покрыты глаза Претерпевшего смерть. Знаменательно, что данные монеты оказались крайне редкими, они чеканились только около 30 года по P. X. Здесь надпись «император Тиберий» (TIBEPIOU KAICAPOC) сделана с ошибкой: CAICAPOC. В различных коллекциях было обнаружено еще пять подобных монет. Пыльца, собранная с ткани Плащаницы, подтверждает пребывание Полотна в Палестине и последующие переносы его в Византию и Европу. На Плащанице совершенно отсутствуют следы красок, связанных с изображением. К тому же пропорции изображения идут вразрез с правилами средневекового искусства. Тело запечатлено слишком реально – в этом плане Плащаница уникальна.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010