Услышав о Христе, он посылает к Нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести Ему чистый холст, Спаситель прикладывает Свой Лик к ткани и Его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись к нему, тут же получает исцеление от своей страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню. Когда однажды город осаждают враги и исход битвы неясен, Авгарь приказывает замуровать святыню в стену над воротами, дабы она не досталась врагу и не была осквернена. Но в самый разгар боя нерукотворный образ являет еще одно чудо — изображение проходит как бы сквозь толщу стены и отпечатывается на фасаде. Видя это непонятное явление, враги поворачивают в страхе от стен города, отказавшись от осады. Таким образом, чудотворный Лик спасает и царя, и целый город. В иконографии, особенно русской, были распространены два типа Нерукотворного образа — «Спас на убрусе», то есть на куске ткани (обычно плат завязан в углах узлами, подчеркнуты складки, обозначена кайма и т. д.), и «Спас на чрепии», то есть на черепице или камне, когда фоном для Лика становится стена или нейтральный фон. Но во всех вариантах главное — это Нерукотворный Лик Иисуса Христа. Все версии так или иначе восходят к единому источнику — к Туринской Плащанице, ткани, на которой действительно нерукотворным образом отпечатался не только Лик, но и Тело Господа нашего Иисуса Христа. История плащаницы темна и непонятна; когда-то она была в Иерусалиме, у ближайших учеников Господа, затем, видимо, попадает в Константинополь (есть версии, что ее путь следовал как раз через Эдессу), но во время разгрома Константинополя крестоносцами она исчезает. Вскоре она вновь появляется в Италии, у родственников казненного магистра ордена тамплиеров. Сейчас Плащаница хранится в Турине, где ее исследуют суперсовременными приборами, но ответ, насколько вероятна подлинность этого удивительного куска ткани с уникальным изображением, пока не получен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

— То была прикровенная проповедь христиан первых веков , — объясняет Ирина Языкова. — Но на Пято-шестом Трулльском соборе (691-692 гг.) решили отказаться от подобных символических изображений , так как они зачастую вводили в заблуждение вчерашних язычников. Было решено изображать Христа открыто в человеческом образе, в каком Он воплотился. Правда, оказалось, что, кроме икон V века, никаких, даже словесных, описаний внешности Христа не сохранилось. Евангелие об этом молчит. Вокруг внешности Иисуса Христа велись жаркие споры. Одни говорили, что в псалмах сказано, будто Он «прекраснее сынов человеческих» (Пс. 44: 3), и писали Христа прекрасным юношей, по типу греческих богов; а другие, наоборот, писали Христа подчеркнуто некрасивым, ссылаясь на пророчество Исайи: «…мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое» (Ис. 53: 2-3). Но с годами выработался единый исторический тип, созданный по принципу золотого сечения: гармонические пропорции лица с большими глазами, с прямым тонким носом, темные, но не черные волосы , до плеч (так носили мужчины и в Иудее, и в Греции), с небольшой бородой. Хотя в разных странах этот образ (искусствоведы его называют греко — семитским) несколько меняется: например, эфиопы Его изображают темнокожим, китайцы — узкоглазым, а в рублевское время на Руси Христу придавали славянские черты — русые волосы, светлые глаза. Впрочем, несмотря на все различия, Христа на иконе всегда можно узнать. Плащаница Все разговоры о первообразе так или иначе приводят к Нерукотворному образу Спасителя , иконе икон . — В самом его названии уже заложена концепция любой иконы , в которой важное место всегда отводится тому , что лежит за пределами человеческого творчества , — говорит Ирина Языкова. — Нерукотворный образ  содержит веру в Боговоплощение , действительное свидетельство этого воплощения. Веру в то, что невидимый Бог становится видимым. Неслучайно отцы Седьмого Вселенского собора говорили, что иконы — это свидетельство того, что Христос не призрачно, а истинно воплотился .

http://pravmir.ru/ikona-iisusa-hrista/

Просят у меня здесь иконок. Доставьте мне немного финифтяных, средней меры. Июня 4-го 1863. 1507 Простите, отец наместник; не могу писать, о чем вы писали. Причину скажу после. Июня 6-го 1863. 1508 Отцу наместнику и братии мир. Благодарю, что побуждаете мою недеятельность, происходящую или от лености, или от несознания, что могу сделать полезное. Я послал образ и письмо чрез почтдиректора, что полагаю, удобнее нарочнаго. – Желаю успеха в земледельческих делах. И здесь теперь светит солнце: но барометр показывает не более, как переменную погоду. – А. спросил я о заповедях Божьих. Сказал, что десять: но на вопрос, против которой заповеди грешит, кто божится или ложно клянется, после долгаго молчания, он прочитал девятую заповедь. Вопросом: чем надеешься спастись? Не достиг я того, чтобы он упомянул о Христе Спасителе. Трудно решиться рукоположить. Скажите А., чтобы учил младших понимать, почему они христиане. Июня 19-го 1863. Примечание: За этим письмом следует листок, с подписью рукою о. наместника «Июля 20-го дня», содержащий следущия две молитвы: Пресвятая Дево Марие, превыше серафимскою любовью Бога возлюбившая, и Богом превыше всякаго создания Его возлюбленная, и сего ради Богом Отцем избранная, и Духом Святым осененная, воеже быти Тебе Богородительницею Единороднаго Сына Божия, от Тебе плоть приемшаго во спасение наше! Безмерному Твоему Боголюбию крайнее человеколюбие сочетовающи, моли родшагося от Тебе Христа Бога нашего, да яко и наша сердца, грехом умершвленная, Своею Божественною любовию оживотворить, и житие наше деланием заповедей своих благоустроить, и от всякия заботы, и лукавствия, и навета врагов видимых и невидимых сохранить, и спасет души наша, яко милосерд. Преблагословенная Богомати, Дево Боголюбивая, и Владычице человеколюбивая, неизреченному человеколюбию Сына Твоего и Бога нашего подражающи, нерукотворный образ свой к болящему Авгарю пославшаго, и тем его изцелившаго и в истинную веру приведшаго, и ты многообразне честным образом Твоим христианскому роду являешися, и благодатную помощь подаеши, и веру утверждаеши. Темже убо призри на российския люди, пред честным Твоим образом самому Богосветлому лицу Твоему молящиеся, и, богоносныя Твоя руце воздеющи, низведи нам от Господа свышний мир и благословение, и вся полезная и спасительная нам испроси, да зовем Ти: радуйся, благодатная благих подательнице. 1509

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Впоследствии сторожа эти были сняты, и, можно думать, обычай этот стал приходить в забвение, что заставило митрополита Филарета возбудить ходатайство о том, чтобы снова поставлены были сторожа, что и было приведено в исполнение. В наше время этих сторожей нет, но обычай снимать шапку существует. Правда, часто можно видеть, как некоторые с большим неудовольствием снимают шапку, в чем сказывается дух времени, но боязнь укора со стороны истовых москвичей заставляет и этих людей исполнять исконный московский обычай, ибо установилось такое мнение, что, в случае нарушения этого правила, всякий проходящий может безнаказанно сорвать шапку у нарушителя. Интересно предание относительно въезда Спасскими воротами Наполеона. Этот гордый завоеватель, въезжая в Кремль, и не подумал о том, что нужно снять шляпу, но вот сама стихия заставила его это сделать. Подул страшный ветер и сорвал у него шляпу, а лошадь повернул назад; тогда вспомнил он о русском обычае и не только сам, но и своей свите скомандовал снять шапки... Различно объясняют установление правила проходить и проезжать Спасскими воротами с обнаженной головой. Одни ставят это в связи с установлением на этой башне иконы Спасителя, когда благочестивый Царь Алексий Михайлович, вводя этот обычай, желал последовать примеру Едесского царя Авгаря, который, когда получил от Спасителя Нерукотворный образ и велел повесить его на городских воротах, то также издал указ проходить этими воротами с обнаженной головой. В одной летописи приводится и такой мотив сего обычая. При выходе из Спасских ворот в Кремль открывались Царские терема, а в древнее время на Руси был обычай в виду не только царских палат, но даже и господских первым делом обнажать голову. Гораздо проще то объяснение, которое указывает, что Спасские ворота считались главными, так сказать, Святыми воротами Кремля, и как таковые они были обставлены иконами, на что указывают существующие в них ниши, а Святыми воротами, как и в монастырях доселе, все проходят без шапок. Как бы то ни было этот обычай служил постоянным напоминанием древнего русского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Во время земной жизни Христа Спасителя столицей Великой Армении был город Эдесса, некогда поразивший своей красотой Александра Македонского до такой степени, что родившуюся дочь он назвал Эдессой. Так вот, согласно армянскому преданию, царь Абгар (Авгарь) приглашал сюда, в Армению, Иисуса Христа: «Слышал я также, что многие... ропщут на Тебя и хотят предать Тебя мучениям. У меня есть небольшой, но красивый город, его достаточно было бы для нас обоих». Вот так просто, искренне, с характерным для армян гостеприимством приглашал царь Абгар Спасителя. Господь же в ответ на это приглашение отправил царю в подарок убрус (плат), на котором проявился отпечаток Его лица. Так появился в истории иконографии первый оригинальный Нерукотворный образ. В этом предании - весь армянский народ со всеми его характерными качествами - радушием, искренностью, преданностью Христу. Посещая Армению, я обратил внимание на то, что встретить обиженного или обозлённого человека здесь почти невозможно. Все оживлены и чем-то воодушевлены. Люди доброжелательны. У всех живые глаза, которые играют природной безобидной хитрецой. Невольно вспоминаешь слова Осипа Мандельштама: «Жизненное наполнение армян, их грубая ласковость, их благородная трудовая кость, их неизъяснимое отвращение ко всякой метафизике и прекрасная фамильярность с миром реальных вещей - всё это говорило мне: ты бодрствуешь, не бойся своего времени, не лукавь...» Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

9 . Самое позднее сказание, относящееся к 14-му веку есть сказание, содержащееся в стихотворении Регенбогена (Regenbogen), жившего в начале 14-го столетия. Это сказание, по словам Гримма, есть и в печатных изданиях 15-го в. и в рукописях 48 . Тиверий, страдавший 24 года расслаблением рук и ног, тщетно лечившийся у 12 врачей, услыхал, что в Риме есть девица-язычница, крестившаяся в Иерусалиме и рассказывающая о великом иудейском чудотворце. Тиверий посылает Филосиана в Палестину; иудеи испугались; Пилат сваливал вину на них, они – на него; Филосиан сильно разгневался. Лонгин, слепой воин (Ritter), снова прозревший, сообщил императорскому послу, что «одна бедная благородного происхождения женщина, Вероника по имени, владеет изображением Христа на полотне, сделанным не руками человеческими. Кто посмотрит на него с верою, тот выздоровеет». Вероника была приведена. Она объявила, что она только тогда покажет полотно, когда Филосиан со своей свитой придет к ней босыми ногами. Когда он пришел с пением в торжественной процессии, она взяла полотно из его хранилища и с благоговением показала – образ был «четвероугольный и из белой льняной материи». Далее рассказывается о путешествии Филосиана с изображением, Вероникой и Пилатом в оковах в Рим, о необычайно скором переезде в Рим (8 дней), о торжественном показании изображения народу, причем всё преклонили колена, об исцелении Тиверия чрез возложение изображения на его лицо, о том, что Пилат был брошен в Тибр. Тем и заканчивается рассказ по Франкфуртской рукописи, но в Гильдесгеймской есть еще следующее прибавление. Дело идет здесь о преемнике Тиверия Веспасиане, у которого осы свили гнездо в носу и который исцелился возложением на него полотна с изображением Спасителя. Заключается рассказом о разрушении Иерусалима. – В этом рассказе являются совершенно новые подробности, именно: Тиверий слышит о Христе от какой-то обратившейся из язычества женщины; далее вводится кроме Вероники новое лицо – Лонгин Сотник; посол императора идет в торжественной процессии к Веронике и притом босыми ногами и точно также устроивается в Риме торжественная встреча народом Нерукотворенному Образу. Во второй редакции болезнь Веспасиана описывается несколько иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Ее Величество, Великие Княжны Ольга и Татьяна бывали в самых скромных платьях сестер милосердия, а Наследник Цесаревич в солдатской шинели и фуражке с солдатской кокардой. Как я говорил уже, поезд Наследника Цесаревича, а также два поезда Ее Величества содержались на собственные средства Ее Величества, по воле Ее Величества в них было увеличено число сестер милосердия до восьми, вместо 4-х. Ее Величество было благоугодно принять на себя следующие расходы: суточные священнику – 5 рублей (начальники поездов или уполномоченные, кажется, все отказались от суточных денег, но им полагалось по 10 рублей в сутки), стол персонала (уполномоченный, священник, три врача и 8 сестер) по расчету одного рубля на персону в день довольствия, белье, медикаменты и перевязочный материал для раненых. Вменялось в обязанность всех принятых раненых переодевать в чистое белье. На каждую рубашку был наколот образок – благословение Государыни. Образки были: Нерукотворный Образ Спасителя, Пресвятыя Богородицы или кого-либо из особо чтимых святых. […] В своих поездах Ее Величество заботливо предусматривала также следующее: раненый мог умереть в дороге, не попав в Царское Село. Чтобы каждый раненый мог изъявить свою волю или обратиться с необходимою просьбою, были заведены специальный блокноты с вопросами. Сестра милосердия должна была опросить каждого раненого, в какой части он служит, из какой губернии, уезда, волости и деревни он родом, каково его семейное положение, а также записать, в чем заключается его просьба. Такие заполненные листки передавались мне. Я должен был рассматривать их, причем листки раненых, требующих немедленной помощи, я представлял Ее Величеству, а менее срочные – в канцелярию Ее Величества, графу Ростовцеву. Обыкновенно в листках заключались просьбы не оставить семью, в случае смерти, уплатить долг и т. п. Но бывали и весьма срочные ходатайства, так, например, один тяжело раненый полковник просил Ее Величество, чтобы ему узаконили (удочерили) внебрачную дочь. Просьба его была уважена в кратчайший срок, и это так благотворно повлияло на почти умиравшего офицера, что он быстро стал поправляться и затем уехал обратно на фронт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Совокупность художественных характеристик аверса иконы Нерукотворного Спаса определяет специфику её выразительности. Доминирует не просто классическое, но даже академическое (или, лучше сказать, нарочито академизированное), возведенное в абсолют представление о подлинном лике Спасителя. С одной стороны, в этом, несомненно, сказывается символический замысел иконы, предлагающий верующему христианину образец, выполненный в идеальном соответствии с подлинной реликвией и являющийся её заменой, но с другой стороны – отражается один из вариантов художественного мышления Византии, соответствующий культуре третьей четверти XII в. Аскетическое изъятие цвета и эмоций, бесстрастность, отрешенность, рождающиеся из выверенной логики целого и деталей, в новгородском «Спасителе», создают облик «умственного» Бога. Поверенный логике иррациональный мир, интеллектулизация видимого и невидимого, даже его нарочитая «эстетизация» получили воплощение в некоторых византийских произведениях третьей четверти столетия. 475 Возможно, к этому же ряду относится и Св. образ из Новгорода. Несомненны в нем новгородские акценты. Не стоит, как кажется, сводить их лишь к упрощению известной схематизации живописной структуры, оборачивающимся поиском провинциальных ассоциаций. Новгородские черты – в нарочито резкой асимметрии в расположении глаз и теней, остро ощутимой из-за строгой симметрии в целом, в нервной скошенности взора, концентрированности и лапидарности рисунка. Все это создает эффект направленной энергии, исходящей от чудотворного лика, не созерцательный, а волевой и героический настрой образа. Живопись оборота иконы не только раскованнее, но и пастознее, богаче по цвету. Розовый цвет просиявшей Голгофы, голубой, синий, розовый – в одеяниях ангелов, красный – серафимов дополнены яркими приплесками зеленого в ликах и яркой подрумянкой. Интенсивные пробелы, которыми насыщена поверхность, сохраняют свою графическую структуру точно так же как и лики, совсем не имеющие еще той округлости и расплывчатости, которая станет характерной чертой росписей Нередицы или, например, весьма близкого к ним по стилю образа Ангела Златые власы из Русского музея. Складки одеяний ангелов, падающие каскадами, сохраняют сложность линейных узоров, весьма далекую от укрупнения и нарочитой масштабности структуры драпировок, характерной для конца XII в., для фресок Нередицы. 476 Острое сопоставление динамики и застылости, геральдического предстояния, контрасты цвета и света исполнены напряженной энергии, что не позволяет выводить стиль иконы за пределы 1180 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пожары вообще и пожар 1547 года в частности оказали, разумеется, некоторое разрушительное влияние на иконопись, однако, не такое большое, чтобы совсем уничтожить все следы ее. Следы росписи, действительно, уничтожены там, где потребовалось возобновление штукатурки, на местах, особенно подвергавшихся порче: вблизи пола и деревянных предметов и проч., но там, где сохранилась старая штукатурка (а сохранилась она во многих местах, благодаря тому обстоятельству, что укреплена на гвоздях), – сохранились и следы живописи там, где не было перемены композиций; в XVI столетии иконопись XV века сохраняется хоть со слабыми, но заметными колерами, а и после пожара 1547 года иконопись только возобновляли с некоторой переменой композиции, против чего восставал Висковатый. Не разбирая технической кладки стен, одни эти свидетельства уже само собою указывают на сохранение иконописи времени великого князя Василия Дмитриевича. Таким образом, результаты, добытые из изучения летописей и остатков следов древней постройки собора, не только не противоречат возможности сохранения стенописи XV века, но и прямо подтверждают целость ее. Если целы старые стены собора, расписанные в начале XV века Андреем Рублевым с братией, и если производившиеся в соборе переделки не могли разрушающим образом повлиять на древнюю стенопись, то мы можем рассчитывать на восстановление этой стенописи в двух видах: I) стенописи первоначального расписания при Рублеве и II) стенописи, известие о которой сообщено летописью в 1488 году. Соборная паперть впервые была украшена стенописью в июне 1564 года. В 1648 году на паперти стенное письмо повелено было писать наново. Здесь же, на юго-восточной стене, в 1661-м году, Симон Ушаков написал Нерукотворный образ Спасителя 3 . Ту же паперть в 1667 году разными красками расписывает Иван Филатов, под руководством Ушакова 4 ; двери же были расписаны греком Апостолом Юрьевым 5 . Из надписи на столпе у левого клироса храма видно, что соборная стенопись была поновлена в 1697 г. После пожара 1737-го года в храме на паперти, как читаем мы в одном документе, «от дождя бывала течь великая и повреждение не малое, и стенное письмо на паперти от капели отмокло и осыпалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   С восьми часов началась проповедь для язычников. Говорил сначала Матфей Мацунага, катихизатор, и говорил очень порядочно, только торопливо; неладно было еще, что свернул речь на пользу от религии для государства и остановился на сем более, чем следовало; вообще же говорить способен, сверх чаяния, ибо я когда-то думал о нем, что он к катихизаторству совсем не способен. Я сказал обычную начальную язычникам проповедь. Во время речи один нахал пытался перебить и поставить свои возражения; я остановил его и сказал, что после проповеди приму его вопросы. И предложил ему сделать свои возражения после проповеди, но человек оказался именно не больше, как нахалом; волнующимся, сердитым, кричащим голосом пытался говорить что-то против моей проповеди, обзывая меня гордецом (гооман); с трудом ловя смысл его возражений, я сделал тут же несколько дополнений к проповеди, обращаясь ко всем, и затем на дальнейшие его безалаберные придирки отказался что-либо отвечать; он провозгласил победный клич вместе с десятком бонз, сидевших рассеянными в числе слушателей, и, кажется, именно выставившими его намеренно. Полицейские были наготове тут же, чтобы прекратить скандал, если бы он начался; один вышел и стал так близко, чтобы мгновенно достать крикуна, если бы то нужно было; полицейский же потом ждал моего выхода из церковного дома и провожал до квартиры; знать, тот возражатель — заметная для полиции личность. — До входа на проповедь он что-то много кричал снаружи дома, мешая слушать речь Мацунага; полиция остановила его безобразничанье там; говорят, — бродячий энзецука, живущий вот подобной работой.    После проповеди следует допускать только разумные и спокойные возражения, и на них давать объяснения. С подобными же, как выше, людьми совсем не вступать ни в какие словопрения: Апостолом запрещены пустые споры.     21 июля/2 августа 1892. Вторник.     Ханда. Такетоё.    Утром, вХанда, пришел врач Давид Ниеми и многодельного спрашивал — про посты, при нерукотворный образ, про предания и прочее; видно, что вникает серьезно в христианство. И как, однако, нужно нам быть осторожными в наших изданиях: сначала Ниеми принял историю письма Спасителя к Авгарю и нерукотворного образа за истину, а потом Семен Мии в своей статье в Сейкёо- Симпо выставил, что это вымысел; Ниеми сокрушается и основательно, а Мии какие же новые авторитеты открыл, чтобы отвергать сказанное?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010